Опытным путем определите в какой из выданных вам пробирок содержится
Практическая работа№1
«Решение экспериментальных задач по темам «Важнейшие классы неорганических соединений и «Реакции ионного обмена»
Вспомните правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Задание №1. Опытным путем определите, в какой из выданных вам пробирок содержится:
А) раствор соляной кислоты;
Б) раствор гидроксида натрия;
В) дистиллированная вода.
Задание№2. В одной пробирке находится гидроксид магния, а в другой – гидроксид цинка. Определите, в какой пробирке находится каждое из этих веществ. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионно-молекулярном виде.
Задание№3. Вам выдан оксид. С помощью химических реакций определите, кислотный он или основной.
Составьте уравнение соответствующих реакций в молекулярном и ионно-молекулярном виде.
Задание №4. В шести пробирках находятся растворы сульфата меди(11). В каждую из пробирок последовательно прилейте следующие растворы:
А) сульфида натрия;
Б) нитрата калия;
В) гидроксида натрия;
Г) хлорида бария;
Д) соляной кислоты;
Е) сероводородной кислоты.
Составьте уравнения реакций, протекающих до конца, в молекулярном и ионно-молекулярном виде.
Задание№5. Осуществите практически следующие превращения и напишите уравнения следующих реакций:
а)Cu CuO CuCl2 Cu(OH)2 CuO
б) ZnO ZnCl2 Zn(OH)2 ZnSO4
Na 2ZnO2
в) C CO2 Ca CO3 Ca Cl2
Задание№6. Осуществите реакции, схемы которых даны:
А) Ва2+ + SO42- = BaSO4
Б) Н+ + ОН – = Н2О
В) СО32- + 2Н+ = СО2 + Н2О
Задание №7. Вам выдана смесь медных и цинковых опилок. Выделите из этой смеси медные опилки химическим способом. Напишите уравнения реакций.
Практическая работа№2
«Галогены»
Изучение свойств соляной кислоты
В пять пробирок налейте раствор соляной кислоты. В первую пробирку добавьте 1-2 капли лакмуса и прилейте по каплям раствор гидроксида натрия до полной нейтрализации кислоты.
Напишите уравнения электролитической диссоциации соляной кислоты и сокращенное ионно-молекулярное уравнение реакции нейтрализации.
Во вторую пробирку положите кусочек цинка, в третью – кусочек меди.
Отметьте, что происходит. Напишите уравнения протекающей реакции, коэффициенты расставьте методом электронного баланса. В выводе укажите ион-окислитель и с каким металлом реагирует соляная кислота.
В четвертую пробирку добавьте немного оксида меди(11), осторожно перемешайте и нагрейте, а в пятую – мела. Что наблюдаете?
Напишите молекулярное, полные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения. В общем выводе охарактеризуйте химические свойства соляной кислоты.
Решение экспериментальных задач по теме «Галогены»
Задание№1.Докажите опытным путем, что в состав соляной кислоты входят ионы водорода и хлора.
Задание №2. Определите, не содержит ли данный вам раствор нитрата натрия примеси хлорида.
Задание№3. Определите, в какой из выданных вам 3-х пробирок с твердыми веществами находятся хлорид бария, бромид натрия, иодид натрия.
Составьте уравнения всех реакций в молекулярном и ионно-молекулярном виде.
Отчет о проделанной работе представьте в виде таблицы:
№опыта | Ход работы | наблюдения | уравнения | вывод |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 |
Практическая работа№3
«Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»
Задача№1. Проведите реакции, подтверждающие, что в состав серной кислоты входят ионы водорода и сульфат-ион.
Задание№2. В две пробирки налейте раствор сульфида натрия. Прилейте в одну из них хлорную воду, а в другую бромную воду. Что наблюдаете? Объясните свои наблюдения.
Задание №3. Определите в какой из выданных вам пробирок с бесцветными растворами находится соляная кислота, а в какой – серная кислота, и в какой – гидроксид натрия.
Задание№4. Определите, содержит ли поваренная соль примесь сульфатов.
Задание№5. С помощью характерных реакций установите, является выданная вам соль сульфатом, хлоридом или иодидом.
Задание №6. Вам выданы три пробирки с сульфатом, сульфитом и сульфидом. Определите с помощью одного реактива, в какой пробирке находится каждое из указанных веществ.
Задание№7. Используя оксид меди (11), получите раствор сульфата меди и выделите из него кристаллический медный купорос.
Напишите уравнения всех реакций, для окислительно-восстановительных составьте схемы электронного баланса, для реакций ионного обмена – сокращенные ионно-молекулярные уравнения.
Отчет о проделанной работе представьте в виде таблицы:
№опыта | Ход работы | наблюдения | уравнения | вывод |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 |
Практическая работа№4
«Получение аммиака и изучение его свойств»
Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака
Опыт 1. Получение аммиака и растворение его в воде
1. В фарфоровой ступке хорошо перемешайте приблизительно равные объемы кристаллического хлорида аммония и порошка гидроксида кальция (немного влажного). Пробирку на одну треть заполните этой смесью и закройте ее пробкой с газоотводной трубкой. Затем пробирку со смесью укрепите так, чтобы дно пробирки было немного выше ее отверстия. На газоотводную трубку направленную вверх, наденьте сухую пробирку, закрепленную в штативе открытым концом вниз.(рис.60)Почему аммиак собирают в перевернутую вверх дном пробирку?
2. Пробирку со смесью прогрейте сначала всю, а затем нагревайте в том месте, где находится смесь. Обратите внимание на появление капель воды на стенках пробирки.
3. Когда пробирка заполнится аммиаком, не переворачивая, закройте пробкой, погрузите в сосуд с водой, затем откройте пробку. Почему вода в пробирке поднимается?
4. Когда вода в пробирке перестанет подниматься, отверстие пробирки закройте под водой пробкой и выньте ее из воды. В полученный раствор опустите красную лакмусовую бумажку. Напишите уравнения проведенных реакций. Какое вещество образуется при растворении аммиака в воде? Какое наблюдение подтверждает этот вывод?
Опыт 2. Образование хлорида аммония.
Смесь хлорида аммония и гидроксида кальция немного нагрейте, газоотводную трубку введите в пробирку, в которой налито 0,5 см3 концентрированной соляной кислоты. Конец газоотводной трубки должен находиться на расстоянии 5-6 мм от поверхности кислоты. Объясните появление белого дыма. Напишите уравнение реакции. Почему конец газоотводной трубки нельзя погрузить в кислоту.
Кислотно-основные свойства водного раствора аммиака
Опыт 1. Свойства водного раствора аммиака.
1. В пробирку налейте 2-3 см3 водного раствора аммиака и добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Отметьте цвет раствора. Нагрейте этот раствор до кипения. Объясните появление окраски, составьте уравнение реакции.
2. В пробирку налейте 2-3 см3 водного раствора аммиака и добавьте 2-3 капли фенолфталеина. Затем приливайте по каплям раствор серной кислоты до исчезновения окраски индикатора. Объясните причину исчезновения окраски индикатора, составьте уравнение реакции.
Опыт 2. Использование водного раствора аммиака для получения гидроксидов металлов.
В пробирку с 2-3 мл раствора соли алюминия прилейте водный раствор аммиака. Что вы наблюдаете? Напишите ионно-молекулярные уравнения реакции( полное и сокращенное)
Возгонка хлорида аммония
В сухую пробирку внесите немного ( на донышке) хлорида аммония. Нагревая пробирку держите ее наклонно (см. рис. 36 на стр. 126). Объясните почему в верхней холодной части пробирки появляется белый налет?
Отчет о проделанной работе представьте в виде таблицы:
№опыта | Ход работы | Рисунок наблюдения | уравнения | вывод |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 |
Практическая работа №5
Минеральные удобрения
Опыт 1. Сравнение растворимости фосфатов кальция.
В одну пробирку внесите фосфат кальция, в другую – гидрофосфат кальция, в третью – дигидрофосфат кальция ( по 1/5 чайной ложки). Прилейте в пробирки по 5 мл воды и размешайте смеси стеклянной палочкой. Объясните наблюдаемое.
Опыт 2. Ознакомление с минеральными удобрениями и их анализ.
Опыт 2.1. Опишите внешний вид выданных вам удобрений. Сравните их растворимость. Для этого насыпьте в пробирки по 1/5 чайной ложки каждого удобрения, прилейте в каждую пробирку по 5 мл воды и перемешайте, результаты наблюдения внесите в таблицу:
Название удобрения | Хим. формула | Внешний вид | Растворимость в воде |
Опыт 2.2. Докажите опытным путем, что сульфат аммония и нитрат аммония нельзя смешивать с известью перед внесением этих удобрений в почву и объясните почему. Напишите уравнения реакций.
Опыт 2.3. Докажите экспериментально, что:
А) в состав хлорида аммония входят ионы аммония и хлорид-ионы;
Б) в состав сульфата аммония входят ионы аммония и сульфат-ионы.
Составьте сокращенные ионно-молекулярные уравнения.
Опыт 2.4. На основании характерных реакций определите, к какой пробирке находится следующее удобрение:
А) хлорид калия;
Б) суперфосфат;
В) сульфат аммония.
Напишите уравнения происходящих реакций в сокращенном ионно-молекулярном виде.
Отчет о проделанной работе представьте в виде таблицы:
№опыта | Ход работы | Рисунок наблюдения | уравнения | вывод |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 |
Практическая работа №6
Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов
Получение и свойства оксида углерода (IV)
1. Получите углекислый газ с помощью аппарата, заряженного мелом или мрамором и соляной кислотой (рис. 61). Напишите сокращенное ионно-молекулярное уравнение.
2. Наполните углекислым газом химический стакан, проверяя наполнение горящей лучинкой. Осторожно перелейте газ в другой стакан и испытайте горящей лучинкой содержимое обоих стаканов. Укажите, какие свойства углекислого газа лежат в основе этого опыта.
3. Налейте в пробирку 2-3 мл дистиллированной волы, добавьте несколько капель фиолетового лакмуса и пропускайте через него углекислый газ до изменения окраски индикатора. Объясните наблюдаемое. Составьте уравнение соответствующей реакции. Нагрейте содержимое до начала кипения. Объясните, почему снова изменился цвет лакмуса.
4. Налейте в пробирку 2-3 мл известковой воды и пропустите через нее углекислый газ до помутнения. Составьте уравнение реакции.
Продолжайте пропускать углекислый газ через мутную смесь до полного осветления раствора. Объясните, почему растворился карбонат кальция. Составьте уравнение реакции.
Полученный прозрачный раствор гидрокарбоната кальция нагрейте до кипения. Что вы наблюдаете. Объясните происходящее явление соответствующим уравнением реакции. Сделайте вывод:
А) каким образом карбонаты можно превратить в гидрокарбонаты;
Б) как можно гидрокарбонаты превратить в карбонаты.
Отношение карбонатов к действию кислот
В три пробирки насыпьте по1-2 г карбоната натрия, гидрокарбоната натрия и карбоната кальция. Прилейте в каждую пробирку по 1 мл соляной кислоты.
Как убедится, что при взаимодействии карбонатов с кислотой выделяется углекислый газ? Напишите уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионно-молекулярном виде.
Распознавание карбонатов
Вам выданы три пробирки с растворами хлорида, карбоната и сульфата натрия. Определите опытным путем, в какой пробирке находится карбонат. Укажите, какая реакция является качественной на карбонат-ион. Составьте сокращенное ионно-молекулярное уравнение этой реакции.
Отчет о проделанной работе представьте в виде таблицы:
№опыта | Ход работы | Рисунок наблюдения | уравнения | вывод |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 |
Практическая работа №7
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»
Опыт 1. Окрашивание пламени солями металлов
Налейте в одну пробирку раствор хлорида натрия, в другую – хлорида калия, в третью – хлорида кальция, в четвертую – хлорида меди.
В пламени спиртовки тщательно прокалите железную проволоку. Смочите ее, опустив в пробирку с раствором хлорида натрия, и внесите в пламя спиртовки, наблюдайте…окрашивание. Проволоку промойте в соляной кислоте и хорошо прокалите. Теперь смочите ее в растворе хлорида калия и внесите в пламя горелки, наблюдайте…окрашивание.
Убедитесь также, что соль хлорида кальция окрашивает пламя в… цвет, соль меди – в …цвет.
Опыт 2. В выданных вам трех пробирках содержатся хлориды натрия, магния и алюминия. Одним реактивом определите, в какой пробирке находится каждое из выданных вам веществ. Составьте уравнения приведенных реакций в молекулярном и ионно-молекулярном виде.
Опыт 3. В пробирка дан6ы хлорида натрия, калия и кальция. Определите опытным путем, какое вещество находится в каждой пробирке.
Опыт 4. В пробирках даны сульфаты железа (11), железа (111) и меди (11). Различите их, не использую реактивы.
Опыт 5. Докажите опытным путем, что железный купорос, образец которого вам дан, содержит примесь сульфата железа (111). Составьте сокращенное ионно-молекулярное уравнение.
Опыт 6. Приведите реакции, подтверждающие качественный состав хлорида железа (111) и сульфата железа (11). Составьте сокращенное ионно-молекулярное уравнение.
Опыт 7. Выданная вам вода в одной пробирке содержит соли временной жесткости, а в другой – соли постоянной жесткости. Установите характер жесткости каждого образца воды, напишите уравнения реакций, которые вы провели для этого.
Отчет о проделанной работе представьте в виде таблицы:
№опыта | Ход работы | Рисунок наблюдения | уравнения | вывод |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 |
Источник
В выданных вам трёх пробирках (варианты 1, 2 или 3) содержатся твёрдые вещества, а в трёх других (вариант 4) – растворы веществ.
Вариант 1
а) гидроксид натрия;
б) карбонат калия;
в) хлорид бария.
Вариант 2
а) карбонат кальция;
б) сульфат натрия;
в) хлорид калия.
Вариант 3
а) нитрат бария;
б) сульфат натрия;
в) карбонат кальция.
Вариант 4
а) хлорид натрия;
б) хлорид алюминия;
в) хлорид железа (III).
Опытным путём определите, в какой пробирке находится каждое из выданных вам веществ. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.
После этой части работы выполните одну-две экспериментальные задачи из следующего перечня (по указанию учителя).
Задача 1
Докажите опытным путём, что железный купорос, образец которого вам выдан, содержит примесь сульфата железа (III). Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.
Задача 2
Получите оксид железа (III), исходя из хлорида железа (III). Напишите уравнения соответствующих реакций, а уравнение реакции с участием электролита и в ионном виде.
Задача 3
Получите раствор алюмината натрия, исходя из хлорида алюминия. Запишите уравнения проделанных реакций в молекулярном и ионном виде.
Задача 4
Получите сульфат железа (II), исходя из железа. Запишите уравнения проделанных реакций и разберите окислительно-восстановительные процессы.
Ответ
Вариант 1
Доказать содержимое пробирок можно с помощью раствора серной кислоты. Для этого прильём немного воды в пробирки с сухими веществами, и растворим их содержимое, а потом в каждую прильём раствор кислоты.
а) Видимых изменений нет:
2NaOH + H2SO4 ⟶ Na2SO4 + 2H2O
2Na+ + 2OH- + 2H+ + SO42- ⟶ 2Na+ + SO42- + 2H2O
2Na+ + SO42- ⟶ H2O
б) Выделится газ:
K2CO3 + H2SO4 ⟶ K2SO4 + H2O + CO2↑
2K+ + CO32- + 2H+ + SO42- ⟶ 2K+ + SO42- + H2O + CO2↑
2H+ + CO32- ⟶ H2O + CO2↑
в) Выпадет белый осадок:
BaCl2 + H2SO4 ⟶ 2HCl + BaSO4↓
Ba2+ + 2Cl- + 2H+ + SO42- ⟶ 2H+ + 2Cl- + BaSO4↓
Ba2+ + SO42- ⟶ BaSO4↓
Вариант 2
Прильём немного воды в пробирки с сухими веществами, и перемешаем их содержимое.
а) Содержимое пробирки не растворилось, а после добавления раствора кислоты выделится газ:
CaCO3 + 2HCl ⟶ CaCl2 + H2O + CO2↑
CaCO3 + 2H+ + 2Cl- ⟶ Ca2+ + 2Cl- + H2O + CO2↑
CaCO3 + 2H+ ⟶ Ca2+ + H2O + CO2↑
В пробирки, в которых произошло растворение веществ, добавим хлорида бария.
б) Выпал белый осадок:
Na2SO4 + BaCl2 ⟶ 2NaCl + BaSO4↓
2Na+ + SO42- + Ba2+ + 2Cl- ⟶ 2Na+ + 2Cl- + BaSO4↓
Ba2+ + SO42- ⟶ BaSO4↓
в) Видимых изменений нет:
KCl + BaCl2 ⇸
Вариант 3
Прильём немного воды в пробирки с сухими веществами, и перемешаем их содержимое. В пробирки, где произошло растворение веществ, прильём раствор хлорида бария.
а) Содержимое пробирки растворилось, при добавлении хлорида бария изменений нет:
Ba(NO3)2 + BaCl2 ⇸
б) Содержимое пробирки растворилось, при добавлении хлорида бария выпал белый осадок:
Na2SO4 + BaCl2 ⟶ 2NaCl + BaSO4↓
2Na+ + SO42- + Ba2+ + 2Cl- ⟶ 2Na+ + 2Cl- + BaSO4↓
Ba2+ + SO42- ⟶ BaSO4↓
в) Содержимое пробирки не растворилось, после добавления раствора кислоты выделился газ:
CaCO3 + 2HCl ⟶ CaCl2 + H2O + CO2↑
CaCO3 + 2H+ + 2Cl- ⟶ Ca2+ + 2Cl- + H2O + CO2↑
CaCO3 + 2H+ ⟶ Ca2+ + H2O + CO2↑
Вариант 4
Доказать содержимое пробирок можно с помощью раствора щелочи. Для этого прильём немного воды в пробирки с сухими веществами, и растворим их содержимое, а потом в каждую прильём щелочь.
а) Изменений не наблюдается.
NaCl + NaOH ⇸
б) Выпал белый осадок:
AlCl3 + 3NaOH ⟶ 3NaCl + Al(OH)3↓
Al3+ + 3Cl- + 3Na+ + 3OH- ⟶ 3Na+ + 3Cl- + Al(OH)3↓
Al3+ + 3OH- ⟶ Al(OH)3↓
в) Выпал бурый осадок:
FeCl3 + 3NaOH ⟶ 3NaCl + Fe(OH)3↓
Fe3+ + 3Cl- + 3Na+ + 3OH- ⟶ 3Na+ + 3Cl- + Fe(OH)3↓
Fe3+ + 3OH- ⟶ Fe(OH)3↓
Задача 1
Доказать, что железный купорос содержит примесь сульфата железа (III), можно с помощью качественной реакции на ионы Fe3+, для этого используем желтую кровяную соль, в результате реакции выпадет синий осадок:
2Fe2(SO4)3 + 3K4[Fe(CN)6] ⟶ 6K2SO4 + Fe4[Fe(CN)6]3↓
4Fe3+ + 6SO42- + 12K+ + 3[Fe(CN)6]4- ⟶ 12K+ + 6SO42- + Fe4[Fe(CN)6]3↓
4Fe3+ + 3[Fe(CN)6]4- ⟶ Fe4[Fe(CN)6]3↓
Задача 2
FeCl3 + 3NaOH ⟶ 3NaCl + Fe(OH)3↓
Fe3+ + 3Cl- + 3Na+ + 3OH- ⟶ 3Na+ + 3Cl- + Fe(OH)3↓
Fe3+ + 3OH- ⟶ Fe(OH)3↓
2Fe(OH)3 t ⟶ Fe2O3 + 3H2O
Задача 3
AlCl3 + 3NaOH ⟶ 3NaCl + Al(OH)3↓
Al3+ + 3Cl- + 3Na+ + 3OH- ⟶ 3Na+ + 3Cl- + Al(OH)3↓
Al3+ + 3OH- ⟶ Al(OH)3↓
Al(OH)3 + NaOH ⟶ Na[Al(OH)4]
Al(OH)3 + Na+ + OH- ⟶ Na+ + [Al(OH)4]-
Al(OH)3 + OH- ⟶ [Al(OH)4]-
Задача 4
CuSO4 + Fe ⟶ FeSO4 + Cu | ||
Cu+2 + 2ē ⟶ Cu0 | 1 | окислитель (восстановление) |
Fe0 – 2ē ⟶ Fe+2 | 1 | восстановитель (окисление) |
Источник
Урок №19 по теме Практическая работа №2 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ».
Цели урока: применить знания, полученные при изучении темы «Металлы», в экспериментальном решении задач; закрепить навыки проведения химического эксперимента.
Оборудование и реактивы: NaOH, К2CO3, ВаCl2, Н2SO4, Fe, Na2SO4, СаCO3, КCl, CuSO4, НCl, вода, пробирки, штатив.
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас состоится урок-практикум. Работать вы будете с помощью карт-инструкций. Предлагаю вам сначала поделиться на группы, а затем ознакомится с картой-инструкцией. Для каждого варианта своя карта-инструкция.
Учитель: Давайте озвучим основные правила техники безопасности, которые вы прочитали в карте-инструкции.
Ожидаемый ответ:
ТБ:
1. При работе со стеклом (пробирки, колбы, стаканы, трубки) всегда помните, что стекло – очень хрупкий материал и что его легко разбить. Поэтому избегайте чрезмерных усилий.
2. При работе с растворами кислот и щелочей проявите осторожность. Если кислота или щелочь попала на кожу – не паникуйте, а сообщите об этом учителю, и немедленно промойте большим количеством проточной воды.
3.Перемешивайте растворы в пробирке быстрым энергичным встряхиванием или постукиванием.
2.Актуализация знаний
Учитель: Итак, тема сегодняшнего урока Практическая работа №2 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ». Запишите тему урока, цели, оборудование и реактивы в тетрадь для практических работ.
Вариант 1
Цель работы: опытным путем определить, в какой пробирке находится каждое из выданных веществ.
Оборудование и реактивы: NaOH, К2CO3, ВаCl2, Н2SO4, Fe, вода, пробирки, штатив.
опыта
Что делал
Что
наблюдал
Уравнения реакций
Выводы
1.
В пробирку 1добавил(а)
воду. К полученному
р-ру прилил(а) р-р
Н2SO4
Нет видимых изменений
2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O
2Na+ + 2OH- + 2H++ SO42- = 2Na+ + SO42-
+ 2H2O
2OH- + 2H+ = 2H2O
В пробирке №1 находится
NaOH
2.
В пробирку 2добавил(а)
воду. К полученному
р-ру прилил(а) р-р
Н2SO4
Выпал белый осадок
H2SO4 + BaCl2 = BaSO4↓ + 2HCl
+ + + = + +
+ =
В пробирке №2 находится
ВаCl2
3.
В пробирку 3добавил(а)
воду. К полученному
р-ру прилил(а) р-р
Н2SO4
Выделяется углекислый
газ
K2CО3+H2SO4= K2SO4+ H2O+ CO2↑
2K+ + CO32- +2H+ + SO42-= 2K+ + SO42- +H2O+ CO2↑
CO32- + 2H+= H2O + CO2↑
В пробирке №3 находится
К2CO3
Экспериментальная задача 4.
Получите сульфат железа (2), исходя из железа. Запишите уравнение проделанной реакции и разберите окислительно-восстановительные процессы.
В пробирку с железными скрепками прилил(а) разбавленный раствор серной кислоты. Наблюдаю растворение железа и выделение водорода. В результате реакции образуется сульфат железа (II)
Fe +H2SO4 = FeSO4 + H2↑
Fe0 – 2e→Fe+2 восстановитель
2H+ + 2e→H20 окислитель
Вариант 2.
Цель работы: опытным путем определить, в какой пробирке находится каждое из выданных веществ.
Оборудование и реактивы: Na2SO4, СаCO3, КCl, ВаCl2, CuSO4НCl, Fe, вода, пробирки, штатив.
опыта
Что делал
Что
наблюдал
Уравнения реакций
Выводы
1.
В пробирку 1добавил(а)
воду.
Прилил(а) р-р
НCl
Вещество не
растворяется
в воде.
Выделяется
газ
CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + CO2↑
CaCO3 + 2H+ + 2Cl- = Ca2+ + 2Cl- + H2O + CO2↑
CaCO3 + 2H+ = Ca2+ + H2O + CO2↑
В пробирке №1 находится
СаCO3
2.
В пробирку 2 и 3
добавил(а)
воду. К получившимся
р-рам прилил(а) р-р
ВаCl2
В пробирке
№2 выпал
белый
осадок.
В пробирке
№3 никаких
изменений
не происходит
BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4↓+ 2NaCl
Ba2+ + 2Cl- + 2Na+ + SO42- = BaSO4↓+2Na+
+2Cl-
Ba2+ + SO42- = BaSO4↓
KCl + BaCl2 ≠ (реакция не идет)
В пробирке №2 находится
Na2SO4
В пробирке №3 – КCl
Экспериментальная задача 4.
Получите сульфат железа (2), исходя из железа. Запишите уравнение проделанной реакции и разберите окислительно-восстановительные процессы.
В пробирку с раствором сульфата меди (II) добавил(а) железные скрепки. Наблюдаю изменение окраски раствора со светло-голубого до зелено-желтого. Выделяется медь розового цвета. В результате реакции образуется сульфат железа (II)
CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu↓
Fe0 – 2e→Fe+2 восстановитель
Cu2+ + 2e→Cu0 окислитель
3.Подведение итогов.
4.Домашнее задание: повт. главу 1.
Карта – инструкция:
Вариант 1
Тема урока: Практическая работа №2 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ»
Цель работы: опытным путем определить, в какой пробирке находится каждое из выданных веществ.
Оборудование и реактивы: NaOH, К2CO3, ВаCl2, Н2SO4, Fe, вода, пробирки, штатив.
ТБ:
1. При работе со стеклом (пробирки, колбы, стаканы, трубки) всегда помните, что стекло – очень хрупкий материал и что его легко разбить. Поэтому избегайте чрезмерных усилий.
2. При работе с растворами кислот и щелочей проявите осторожность. Если кислота или щелочь попала на кожу – не паникуйте, а сообщите об этом учителю, и немедленно промойте большим количеством проточной воды.
3.Перемешивайте растворы в пробирке быстрым энергичным встряхиванием или постукиванием.
Ход работы:
Задание:
1. Опытным путем определите, в какой пробирке находится каждое из выданных вам веществ.
2. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.
3.Опишите свои наблюдения в виде таблицы и сделайте выводы.
Что делал(а)?
Что наблюдал(а)?
Уравнения реакций
Выводы
4.Выполните экспериментальную задачу 4.
Вам предложены 3 пробирки, в которых находятся NaOH, К2CO3, ВаCl2. Выданные вам вещества растворите в воде (вы приготовили растворы этих веществ). В каждую пробирку добавьте раствор серной кислоты. По результатам визуальных наблюдений сделайте выводы о соединениях, находящихся в пробирках.
1)В первой пробирке видимых изменений не наблюдается, но если потрогать пробирку руками, то можно почувствовать тепло. Данная реакция является реакцией нейтрализации и относится к экзотермическим.
2)Во второй пробирке выделяется газ.
3)В третьей пробирке наблюдается выпадение белого осадка.
Экспериментальная задача 4.
Получите сульфат железа (2), исходя из железа. Запишите уравнение проделанной реакции и разберите окислительно-восстановительные процессы.
1) В пробирку с железными скрепками прилейте разбавленный раствор серной кислоты. В результате реакции наблюдается растворение железа и выделение газа.
Карта – инструкция:
Вариант 2
Тема урока: Практическая работа №2 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ»
Цель работы: опытным путем определить, в какой пробирке находится каждое из выданных веществ.
Оборудование и реактивы: Na2SO4, СаCO3, КCl, ВаCl2, CuSO4НCl, Fe, вода, пробирки, штатив.
ТБ:
1. При работе со стеклом (пробирки, колбы, стаканы, трубки) всегда помните, что стекло – очень хрупкий материал и что его легко разбить. Поэтому избегайте чрезмерных усилий.
2. При работе с растворами кислот и щелочей проявите осторожность. Если кислота или щелочь попала на кожу – не паникуйте, а сообщите об этом учителю, и немедленно промойте большим количеством проточной воды.
3.Перемешивайте растворы в пробирке быстрым энергичным встряхиванием или постукиванием.
Ход работы:
Задание:
1. Опытным путем определите, в какой пробирке находится каждое из выданных вам веществ.
2. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.
3.Опишите свои наблюдения в виде таблицы и сделайте выводы.
Что делал(а)?
Что наблюдал(а)?
Уравнения реакций
Выводы
4.Выполните экспериментальную задачу 4.
Вам предложены 3 пробирки, в которых находятся СаCO3, Na2SO4, КCl . Выданные вам вещества растворите в воде.
1) 1)Из трех выданных веществ два являются растворимыми (Na2SO4, KCl), а CaCO3 – нерастворимым (по данным таблицы растворимости).
2)В пробирку, в которой вещество не растворилось, добавьте раствор соляной кислоты ( качественная реакция на карбонат-ион). В результате реакции наблюдается выделение газа.
3)В оставшиеся две пробирки добавьте раствор ВаCl2. В одной из пробирок наблюдается выпадение белого осадка. В третьей пробирки изменений не происходит.
Экспериментальная задача 4.
Получите сульфат железа (2), исходя из железа. Запишите уравнение проделанной реакции и разберите окислительно-восстановительные процессы.
1) В пробирку с раствором сульфата меди (II) добавьте железные скрепки. В результате реакции происходит изменение голубого цвета раствора на зелено-желтый. Выделяется медь розового цвета. В результате реакции образуется сульфат железа (II).
Источник