Опыт вода и марганцовка какое свойство воды доказывает этот опыт

Опыт вода и марганцовка какое свойство воды доказывает этот опыт thumbnail

  Цели работы:

1. Познакомить учащихся со свойствами воды.

2. Пробудить интерес и любовь к окружающей природе.

3. Усилить мотивацию к  учебной добровольческой деятельности без приказов, заинтересовать

    детей. 

4. Воспитывать чувство коллективизма, позитивное отношение к окружающему миру.

Задачи:  1.  Познакомить, как опытным путём можно установить некоторые свойства воды: 

                      бесцветность, прозрачность, плохую теплопроводность, способность воды растворять  

                      вещества.

                 2. Учить детей наблюдать, экспериментировать.

                 3. Отработать основные навыки планирования.

                 4. Изучить литературу по теме, отработать навыки анализа и выделения главного в литературе.

                 5. Творчески подходить к проблемной ситуации.

                 6.Отработать умения структурировать информацию.

Ушедший 2011 год – год великого русского человека, учёного, гражданина России Михаила Васильевича Ломоносова.

Это Александр Сергеевич Пушкин сказал о Ломоносове: «Он был первым нашим университетом». Перечислить всё сделанное великим человеком представляет сегодня немалую трудность.       

Михаил Васильевич Ломоносов – это первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного литературного языка, художник, историк, энциклопедист, химик. Он заложил основы термодинамики, науки о стекле. Ломоносов  астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог. Разработал проект Московского университета, который назван в его честь.

 Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Заложил основы физической химии, выдвинул учение о цвете. Описал строение Земли. Возродил искусство мозаики и производство смальты (цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластин, которое применяется для изготовления мозаик.)

 Ломоносов был обременён множеством дел и обуреваем множеством замыслов. Он говорил так: «Хоть голова моя и много значит да руки одни».

 Есть у Ломоносова достоинства, особенно близкие сердцу русского человека. «Он был верным и преданным сыном России. И был он высоким гражданином Отечества. Умел за себя постоять и не дорожить  покровительством своих меценатов, ни своим благосостоянием, когда дело шло о его чести или о торжестве его любимых идей. 

 Среди всех наук, которыми занимался Ломоносов, 1 место принадлежало химии. В 1748 году по инициативе М.В.Ломоносова была построена 1 в России химическая лаборатория, в которой он провёл более  3000 опытов.

 Мы пошли по стопам Ломоносова и создали  в этом кабинете свою химическую лабораторию. 

Изучая в 3 классе окружающий мир, мы узнали, что явления, в результате которых меняется форма, размер тела, происходит перемещение тела в пространстве, учёные называют физическими. Например, можно из одного большого пластилинового шара вылепить три маленьких. Изменится число шаров и их размер, но вещество, из которого они вылеплены, останется прежним.

Явления, в результате которых происходит превращение одних веществ в другие, называют химическими.  Вчера я положил железный гвоздь в банку с водой. Что произошло с моим гвоздём? Он покрылся ржавчиной. Ржавчина по своему составу отличается от железа, это совсем другое вещество.

 Каждое тело имеет определённую форму (кусок мела, спичечная коробка, кусочек ткани). Твёрдые тела сохраняют свою форму.  Для того,  чтобы изменить форму твёрдого тела, нужно применить силу. (Демонстрирует). А вот жидкости не сохраняют свою форму. Я наливаю жидкость в сосуды разной формы.  Жидкость принимают форму того сосуда, в котором находится.

На уроках окружающего мира мы проводили много опытов,  для проведения которых нужна химическая лаборатория. Для чего нужна химическая лаборатория? (Для проведения  опытов).  Что в ней есть? Учитель показывает колбы.

Сейчас  мы хотим вам продемонстрировать другие опыты. Опыты.

Вода – самое распространённое в природе вещество.

Вода – уникальный материал для хранения и передачи информации. Последние исследования свойств воды доказывают, что вода проявляет себя как живое вещество.

Японский учёный Эмото Масару доказал, что вода обладает мощными целительными свойствами, а её структура может воспринимать и хранить огромные объёмы информации. Вода как зеркало, сохраняет информацию, которая в неё поступает. Когда вода попадает внутрь человека, животного или растения, информация передаётся в него и потом попадает в каждую клеточку нашего организма.

 Эмото Масару сфотографировал очень много кристаллов воды, оказывая на неё различное влияние. Посмотрите фрагмент фильма. Красивые кристаллы, нежные, хрупкие, светлые, кроме последнего,  который слушал тяжёлый рок – это тяжёлая музыка. А вот так выглядит кристалл воды, который подвергся нападению мобильного телефона. Его звонок настолько не понравился воде, что на  кристаллах  образовались  агрессивные тёмные пятна. 

  А я хочу рассказать о святой воде. Рассказ ученицы о свойствах святой воды.  

  Вода обладает памятью. Исследования учёных доказывают, что вода способна впитывать, хранить и передавать человеческие мысли и эмоции. Вместе со словами положительного содержания мы передаём   ей благоприятное состояние, и при замерзании в ней образуются красивые кристаллы. Наши добрые слова дают воде положительную энергию. На слайдах мы сейчас увидим, как меняются кристаллы воды в   зависимости от того, что мы ей говорим. Показ слайдов. Вам нравятся кристаллы?

                                                                            Так давайте говорить друг другу только приятные, добрые, ласковые, хорошие слова!

   Звучит произведение Слонимского “Под дождём мы поём”. Исполняет на пианино ученица класса. Какие картины природы вы себе представили?  

   Вы знаете, что вода, как и всякая другая жидкость, текуча. Она принимает форму того сосуда, в который её налили. Попробуем с помощью опытов установить и другие свойства воды.

  Опыт №1. В миску с чистой водой мы бросаем монетку. Ваня подойди и брось монетку. Ты видишь её? Какое свойство воды позволяет видеть нам эту монетку на дне миски? Вода –  прозрачное     бесцветное вещество.

Опыт№2. У воды есть одно важное свойство – теплопроводность. Теплопроводностью называется свойство тел и веществ передавать тепло. Проделаем опыт. Нальём в пробирку воды и начнём нагревать её пламенем спиртовки, взяв пробирку за донышко.  Вскоре вода в пробирке закипит. Но только в том месте, где её нагревали, а в нижней части пробирки она по – прежнему будет холодной.

Что мы узнали из этого опыта? Вода плохо проводит тепло.

Опыт №3. Мы насыпали в стакан с водой немного соли. Размешали соль в воде. Что произошло? Вода в стакане осталась прозрачной и бесцветной. Попробуйте воду на вкус. Она стала какой? Солёной. Значит, соль не исчезла, а растворилась в воде.  Мы получили раствор соли.

Насыплем  в воду немного песка, размешаем воду. Что вы видите? Песок не растворился в воде.

Положим в стакан с водой немного кристалликов марганцовки и размешаем воду. Какого цвета стала вода? Марганцовка растворилась или нет? Да! Молекулы марганцовки, которые придали розоватый цвет воде, равномерно  распределились между молекулами воды, так же как и молекулы соли. 

Теперь попробуем растворить в воде глину. Положим ложку глины в стакан с водой. Размешаем. Что замечаем? Вода поменяла цвет, на дне стакана осадок (глина). Глина плохо растворяется в воде.

С помощью опытов мы установили, что одни вещества хорошо растворяются  в воде, другие – плохо, а третьи почти не растворяются. Вода с растворёнными в ней веществами называется раствором. 

Опыт №4. Нальём подкрашенную воду в колбу с длинной трубкой. Отметили место на трубке, до которого дошла вода. Будем нагревать воду. Что мы видим? Вода в трубке поднялась выше нашей метки.  Теперь поставим колбу остывать. Что произошло? Вода в трубке опустилась ниже метки.   

Все твёрдые и жидкие вещества при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются. Мы это доказали на примере воды.

Вода, как и все окружающие нас вещества, состоит из атомов. Атомы объединены в молекулы.  В твёрдых, жидких и газообразных веществах молекулы располагаются по – разному.

Мы покажем вам, как расположены молекулы в этих веществах. Ученики наглядно показывают расположение атомов в разных веществах. 

  А теперь представьте, что каждый ученик нашего класса – это молекула. Молекулы нашего класса тесно связаны друг с другом, нас не сломить. А кто попытается изменить наш класс, тому надо приложить значительные усилия. Наш класс «Апельсин. Он один и не делим». 

Источник

Занятие для младших школьников «Свойства воды»

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления обучающихся со свойствами воды, обучения умению определять по свойствам возможность употребления воды в пищу; способствовать развитию наблюдательности, умений сравнивать и делать выводы.

Опыт вода и марганцовка какое свойство воды доказывает этот опыт

Воспитательные результаты:
– результаты первого уровня: приобретение учащимися знаний о способах нахождения и обработки информации;
– результаты второго уровня: развитие бережного отношения к воде как важнейшей составляющей жизни человека.
Оборудование: полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая, зеленая, красная, желтая) для педагога и каждого ученика; пластиковая пластинка; лоток с лабораторной посудой, бумажный фильтр, штатив на каждый стол; толченый мел, песок, кристаллы медного купороса и марганцовки.

Ход работы

I. Организационный момент. Постановка учебной задачи.
– О том, какое вещество мы будем сегодня изучать, вы узнаете из загадки:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… (воды).
– Тема нашего занятия – вода. Сегодня мы познакомимся со свойствами воды.
II. Практическая работа.
Опыт 1.

Какова прозрачность воды?
– Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?
– В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
Вывод: вода прозрачна.

Опыт 2.
Какого цвета вода?
– На столе у вас лежат разноцветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски.
– Можно ли сказать, что вода синяя? Серая? Зеленая? Желтая? Красная? Белая? (Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок.)
– Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Каков же цвет воды?
Вывод: вода бесцветна.

Опыт 3.
Каков запах воды?
– Когда мама печет пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.
– А чем пахнет чистая вода? Понюхайте ее и сделайте вывод.
Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 4.
Вода – растворитель.
– Насыпьте в один стакан с водой соли или сахара, а в другой – столько же глины или измельченного мела. Помешайте воду.
– Что можно заметить? О чем говорит этот опыт? (Вода растворила кристаллы соли и сахара, а часть мела и глины осела на дно).
Вывод: вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
– Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды?
Педагог готовит три раствора: первый стакан – медный купорос, второй – марганцовка, третий – напиток в порошке.
– Вода растворила все кристаллы, и мы получили вещества, нужные человеку для опрыскивания кустов от вредителей (раствор медного купороса), для дезинфекции ран (раствор марганцовки) и для употребления в пищу (напиток).

Опыт 5.
Можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями песка и глины?
– Приготовьте стакан с мутной водой, чистый стакан, воронку, стеклянную палочку и фильтр.
– Фильтр – это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из специальной бумаги. Возьмите из лотка бумажный круг, сложите его пополам и еще раз пополам.
– Какая это часть круга? (Это четвертая часть.)
– Сколько таких частей в круге? (В круге четыре части.)
– Отделите три части в одну сторону, а одну часть – в другую. Вставьте в воронку.
– По стеклянной палочке вливайте в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте ее на прозрачность. Нерастворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки применяются более совершенные фильтры, чем наш.
Вывод: нерастворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.

Опыт 6.
Что происходит с водой при нагревании и охлаждении?
– Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается.
– Почему?
– Ту же колбу поставим в тарелку со льдом (снегом). Вода в трубке опускается.
– Как вы это объясните?
Вывод: вода при нагревании расширяется, при охлаждении – сжимается.

Опыт 7.
– Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны.)
– Что произойдет с водой, если наклонить поверхность? (Вода стекает под уклон.)
– Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?
– Во всех этих случаях проявляется одно и то же свойство воды. Какое?
Вывод: вода течет (свойство – текучесть).
– Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.
III. Подведение итогов. Рефлексия.
– Понравилось ли вам занятие? Что нового вы узнали? Изменилось ли ваше отношение к воде после занятия? (Ответы детей.)
– Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей деятельности он тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает все живое, в том числе человек. Поэтому воду – наше главное богатство – надо беречь!

Рекомендуем посмотреть:

Опыт вода и марганцовка какое свойство воды доказывает этот опыт
Кроссворд с ответами для учащихся 3 – 4 класса

Опыт вода и марганцовка какое свойство воды доказывает этот опыт
Внеурочное занятие по окружающему миру 3 класс. Конспект

Опыт вода и марганцовка какое свойство воды доказывает этот опыт
Внеурочное занятие по окружающему миру, 3 класс. Кто на болоте живет?

Опыт вода и марганцовка какое свойство воды доказывает этот опыт
Внеклассное занятие по окружающему миру в 3 классе. Конспект

Похожие статьи:

Урок КВН по окружающему миру, 3 класс

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс. Тела, вещества, частицы. Школа России

Рассказ про плотву, 3 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Татьяна Власова
«Волшебная вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе

Цель:1. учить детей методам экспериментирования. 2. Расширять знания о свойствах воды и ее значении для всего живого на земле.

Задачи:

Образовательные:1. Способствовать формированию знаний детей о свойствах воды (вкус, цвет, запах, текучесть)2. Научить способам взаимодействия с водой, уметь доказывать, что и почему происходит с водой в процессе опытов. 3. Закрепить знания детей о значении воды для всего живого на земле. 4. Расширять знания о бережном отношении к своему здоровью. 5. Расширять словарный запас, развивать связную речь детей. Продолжать знакомить с цифрами, закреплять счет до 10.

Развивающие:1. Развивать умения анализировать, обобщать свои действия, сравнивать, оценивать результаты своих действий, делать выводы. 2. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность, наблюдательность.

Воспитательные:1. Воспитывать у детей заинтересованность к экспериментированию.

Интеграция образовательных областей: познание, физкультура, коммуникация, здоровье.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: символы органов чувств,символы свойств воды, карточки с цифрами от 1-6.

Раздаточный материал: стаканы с водой, пустые стаканы, стаканчики с молоком, соль, сахар, варенье, лимон, марганцовка, ложечки, тазик, сосуды разной формы, белый лист бумаги, салфетки.

Методы и приемы: опыты, экспериментирование, наблюдение, художественное слово, вопросы.

Словарная работа: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, окрашивается, замерзает, превращается в лед.

Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера; опыты (превращение снега в воду и др.) беседы на тему: “Где можно встретить воду”, “Кто живет в воде”.

Ход НОД.

Организационный момент: дети играют в приемной. Включается аудиозапись “Ручеек”

Воспитатель: Ребята, слышите? Что это?

Дети: Ручеек

Воспитатель: Да, правильно ручеек. Он завет нас на занятия. проходите в группу. Вы догадались о чем будет наше занятие? А Дима знает интересную загадку, а вы угадайте, о чем она.

Дима: Она и в озере, она и в лужице

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, шуршит.

Воспитатель: Что это?

Дети: вода.

Воспитатель: Правильно, сегодня на занятии будем говорить о воде. Где можно встретить воду?

Дети: вода в реке, в море, в кране на кухне и в ванной.

Воспитатель: для чего нам нужна вода? Кому еще нужна вода?

Дети: Вода нужна для приготовления пищи, ей моют посуду, пол, поливают растения и т. д.

Воспитатель: Настя нам расскажет стихотворение о воде, послушайте.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить

Без нее нам не прожить.

Основная часть:

Воспитатель: Мы с вами сегодня будем учеными и будем исследовать свойства воды, узнавать, какая бывает вода, что можно с ней делать, для чего она нужна. У нас есть лаборатория, и мы сейчас туда отправимся и проведем опыты.

Опыт 1. “Вода – это жидкость”

Воспитатель: У нас на столах находится разное оборудование для опытов с водой, найдём сейчас первый стол, какой цифрой он отмечен?

Подойдите к столу, возьмите стаканчик с водой и налейте в тазик, в ведро, в лейку, в вазу, кто куда хочет.

Что вы сделали сейчас с водой?

Дети: Мы вылили воду из стаканов в разные сосуды – в тазик, в ванночку, в вазу, в банку.

Воспитатель: Что ты сделала Валерия? (спросить 2 – 3 детей)

Вывод:

Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы. Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ. (прикрепить на доску). Как вы считаете, какого цвета вода?

Дети: Вода прозрачная.

Воспитатель: Давайте проверим и пройдём в лабораторию №2.

Опыт 2. “Вода бесцветная”

Воспитатель: На столе стакан с молоком и стакан с водой. Какого цвета молоко?

Дети: Белого.

Воспитатель:А можно сказать про воду, что она белого цвета? Вода без цвета?

Дети: Нет, вода прозрачная.

Воспитатель: Возьмите стакан с молоком, и поставьте на картинку. Видно картинку? Почему?

Дети: Молоко белое и непрозрачное, поэтому картинку не видно.

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода? Почему через стакан с водой картинку видно?

Дети: Вода прозрачная, поэтому картинку видно хорошо.

Вывод: Вода не имеет отдельно, она бесцветная, прозрачная (перед детьми вывешивается символ этого свойства).

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом? Перейдём к третьему столику.

Опыт 3. “Вода может изменить свой цвет”

Воспитатель: Рассмотрим что мы видим на столике?

Дети: На столе 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка.

Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь вы возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках?

Дети: Вода окрасилась в розовый цвет.

Вывод: Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Дети: Вода без вкуса.

Вывод: Вода не имеет вкуса, она безвкусная (вывешивается символ).

Опыт 4. “Вода может принимать любой вкус”

Воспитатель:Давайте проведем небольшой опыт. Положим в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте. (соль, сахар, лимон, варенье) Что стало с водой?

Дети: Вода изменилась, стала не прозрачная

Воспитатель: Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус?

Дети: Вода стала на вкус другая, от лимона она стала кислая, от соли соленая. от сахара сладкой.

Воспитатель: как вы думаете, от чего зависит вкус воды?

Вывод: Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили (вывешивается символ свойства вкуса).

Воспитатель: Сейчас мы с вами пойдем гулять. Какое время года на улице?

Дети: Весна.

Воспитатель: Что происходит вокруг?

Дети: Снег растаял, кругом лужи, текут ручейки.

Воспитатель: А почему нельзя ходить по лужам (ноги промокнут и можно заболеть). А мы не будем ноги мочить, а будем прыгать через лужи.

Физминутка: “Перепрыгнем через лужи”

(посередине группы лежат разные формы синего цвета – “лужи”)

Воспитатель: Молодцы ребята, никто не замочил ножки, погуляли славно. А теперь, пора нам вернуться к следующему столику и продолжить исследования воды. Найдем столик с цифрой 5.

Опыт 5. “Вода не имеет запаха”.

Воспитатель: Здесь мы должны узнать, имеет ли вода какой-то запах? А теперь я предлогаю вам, ребята, понюхать воду. (дети нюхают свои стаканчики) Пахнет ли вода чем-нибудь? Что же можно сказать о запахе?

Дети: Вода ничем не пахнет.

Вывод: Вода ничем не пахнет, у нее нет запаха. (вывешивается символ этого свойства воды)

Воспитатель: А сейчас, мы в следующем опыте узнаем, какая еще бывает вода? С какой цифрой надо найти столик?

Дети: Шесть.

Опыт 6. “Вода бывает горячей, теплой, холодной и ледяной”.

Воспитатель: На шестом столе у нас четыре стакана, потрогайте их руками. Что вы обнаружили? Почему ощутили разное состояние воды?

Дети: Четыре стакана с водой. В одном холодная вода, в другом теплая, в третьем – горячая, в четвертом – лед.

Воспитатель: Почему это произошло? Почему вода стала горячей? Как можно сделать ее ледяной?

Дети: Воду можно нагреть, охладить, заморозить в холодильнике, или на морозе.

Вывод: Вода может быть горячей, теплой, холодной и очень холодной – ледяной. Воду можно нагревать, охладить и замораживать. (вывешивается символ на доску)

Итог:

Воспитатель: Подойдите пожалуйста, к доске. О чем мы сегодня говорили на занятии? Расскажите, что мы сегодня узнали о воде? А какие органы чувств нам помогли сегодня все узнать о воде? (подходим к доске, где размещены все символы)

Дети: С помощью ушей мы слушали, как льется вода, носом мы нюхали и узнали чем пахнет вода.

Воспитатель: Дети, а как вы относитесь к воде?

Дети: Воду нужно беречь, закрывать кран, когда закончил умываться.

Воспитатель: К воде, которую мы используем в быту, нужно относится бережно, экономно, не оставлять без надобности открытым кран с водой.

Воспитатель: Понравились вам опыты с водой? Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное? В следующий раз мы будем проводить другие опыты с водой и узнаем о ней больше.

Источник