Определите какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях
1. Одним из внешних факторов восприятия является:
1) повторяемость.
2) опыт.
3) потребности.
4) мотивация.
Ответ: 1.
2. Вид ощущений, механизмом которых является ощущение движения и положения тела в пространстве:
1) хроматические.
2) кинестезические.
3) кожные.
4) проприоцептивные.
Ответ: 2.
3. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и особенностей его личности:
1) апперцепция.
2) инсайт.
3) осмысленность.
4) перцепция.
Ответ: 1.
4. Константность восприятия – это свойство:
1) приобретенное.
2) генетически обусловленное.
3) врожденное.
4) частное.
Ответ: 1.
5. Результатом процесса восприятия становиться:
1) ощущение.
2) опыт.
3) психологическая нагрузка.
4) построенный образ.
Ответ: 4.
5. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1.Определите, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:
1) ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.
2) незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.
3) слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.
4) когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.
5) музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.
6) в сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.
7) темный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину.
8) заяц достаточно успешно отличает волков от других животных независимо от их роста или масти. Какое свойство может быть присуще восприятию зайца?
Ответ:
1) целостность.
2) категориальность.
3) апперцепция.
4) апперцепция.
5) целостность.
6) константность.
7) апперцепция.
8) константность.
2. Оцените корректность использования терминов «ощущение» и «восприятие» в свете соответствующих научных определений.
1) Хотя ощущения соединяются в восприятии, восприятие нельзя рассматривать как сумму ощущений. Эта ошибка, имевшаяся в истории психологии, была преодолена в гештальтпсихологии.
2) Первым отделом анализатора является воспринимающий прибор или рецептор, производящий преобразование энергии раздражителя в процесс нервного возбуждения.
3) Анализаторы — это сложные системы чувственных нервных образований, воспринимающие и анализирующие раздражители, действующие на животных и человека.
4) Студент воспринял лекцию по психологии воли как импульс к активной самостоятельной работе над данной темой.
5) Восприятие — это процесс, качественно отличающийся от ощущения, в котором отражаются лишь отдельные свойства предметов и явлений.
6) Психология XX в. воспринимается как весьма активный, бурный и продуктивный период развития психологического знания.
7) Мироощущение людей довольно резко изменяется во время крупных исторических событий (революции, войны, реформы и др.).
8) Многообразие ощущений обусловлено качественным многообразием отражаемой действительности.
Ответ: В п. 4 и 6 представлено неправомерное со строго научной точки зрения, но весьма употребительное в обычной речи преувеличение объема понятия «восприятие». Так, слушая лекцию, человек не только воспринимает, но и мыслит, воображает, вспоминает… Эти же познавательные процессы происходят и в оценке периода развития психологии. В п. 7 еще больше преувеличивается объем понятия «ощущение». Фактически тут термин «мироощущение» используется в значении, близком к понятию «мировоззрение». В п. 2 и 3 — некорректное, хотя и распространенное в научных текстах, использование термина «восприятие». Ведь получается, что восприятие — процесс, входящий в состав ощущения. Руководствуясь научным определением восприятия, можно утверждать, что рецепторы сами по себе ничего воспринимать не могут.
Источник
1. Удалось ли выполнение задание?
2. Что было тяжелее: найти сходства или различия в сравнении ощущения и восприятия?
3. Что такое ощущения?
4. Какие виды ощущений существуют? Какие свойства?
5. Что такое восприятие:
6. Какие особенности присущи восприятию?
10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.
1. Одним из внешних факторов восприятия является:
1) повторяемость.
2) опыт.
3) потребности.
4) мотивация.
Ответ: 1.
2. Вид ощущений, механизмом которых является ощущение движения и положения тела в пространстве:
1) хроматические.
2) кинестезические.
3) кожные.
4) проприоцептивные.
Ответ: 2
3. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и особенностей его личности:
1) апперцепция.
2) инсайт.
3) осмысленность.
4) перцепция.
Ответ: 1
4. Константность восприятия – это свойство:
1) приобретенное.
2) генетически обусловленное.
3) врожденное.
4) частное.
Ответ: 1.
5. Результатом процесса восприятия становиться:
1) ощущение.
2) опыт.
3) психологическая нагрузка.
4) построенный образ.
Ответ: 4.
11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1.Определите, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:
1) ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.
2) незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.
3) слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.
4) когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.
5) музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.
6) в сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.
темный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину.
7) заяц достаточно успешно отличает волков от других животных независимо от их роста или масти. Какое свойство может быть присуще восприятию зайца?
Ответ:
1) целостность.
2) категориальность.
3) апперцепция.
4) апперцепция.
5) целостность.
6) константность.
7) апперцепция.
8) константность.
2. Оцените корректность использования терминов «ощущение» и «восприятие» в свете соответствующих научных определений.
1) Хотя ощущения соединяются в восприятии, восприятие нельзя рассматривать как сумму ощущений. Эта ошибка, имевшаяся в истории психологии, была преодолена в гештальтпсихологии.
2) Первым отделом анализатора является воспринимающий прибор или рецептор, производящий преобразование энергии раздражителя в процесс нервного возбуждения.
3) Анализаторы — это сложные системы чувственных нервных образований, воспринимающие и анализирующие раздражители, действующие на животных и человека.
4) Студент воспринял лекцию по психологии воли как импульс к активной самостоятельной работе над данной темой.
5) Восприятие — это процесс, качественно отличающийся от ощущения, в котором отражаются лишь отдельные свойства предметов и явлений.
6) Психология XX в. воспринимается как весьма активный, бурный и продуктивный период развития психологического знания.
7) Мироощущение людей довольно резко изменяется во время крупных исторических событий (революции, войны, реформы и др.).
8) Многообразие ощущений обусловлено качественным многообразием отражаемой действительности.
Ответ: В п. 4 и 6 представлено неправомерное со строго научной точки зрения, но весьма употребительное в обычной речи преувеличение объема понятия «восприятие». Так, слушая лекцию, человек не только воспринимает, но и мыслит, воображает, вспоминает… Эти же познавательные процессы происходят и в оценке периода развития психологии. В п. 7 еще больше преувеличивается объем понятия «ощущение». Фактически тут термин «мироощущение» используется в значении, близком к понятию «мировоззрение». В п. 2 и 3 — некорректное, хотя и распространенное в научных текстах, использование термина «восприятие». Ведь получается, что восприятие — процесс, входящий в состав ощущения. Руководствуясь научным определением восприятия, можно утверждать, что рецепторы сами по себе ничего воспринимать
не могут.
Источник
1. да
2. нет
3. восприятие больше, чем ощущение
4. восприятие меньше, чем ощущение
3. По продолжительности удержания информации память делится на:
1. кратковременную, долговременную
2. двигательную, эмоциональную
3. образную, словесно-логическую
4. Произвольную, непроизвольную
4. Мышление и речь -это:
1. два взаимосвязанных психических процесса
2. два не взаимосвязанных психических процессов
3. психические свойства личности
4 психические состояния
5. К мыслительным операциям не относятся:
1. анализ и синтез
2. обобщение
3. абстрагирование
4. суждение
6. Запоминание – это:
1. процесс, в результате которого происходит актуализация закрепленной информации
2. процесс, направленный на закрепление новой информации путем связывания с приобретен ной ранее
3. процесс, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация
4. процесс заключается в невозможности извлечения ранее закрепленного
7. Переключение внимания проявляется:
1. в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой
2. в непроизвольном переносе внимания на объект, обладающий большей раздражающей силой
3. в переносе внимания на каждый новый объект, попадающий в поле восприятия
4. все ответы верны
8. К основным видам внимания относят:
1. произвольное
2. непроизвольное
3. послепроизвольное
4. все ответы верны
9. Не является формой мышления:
1. суждение
2. умозаключение
3. абстрагирование
4. понятие
10. К формам воображения относят:
1. мечты
2. грезы
3. галлюцинации
4. все ответы верны
Решение ситуационной задачи:
Задача № 1
Какие виды внимания проявляются в следующих ситуациях:
а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.
б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.
в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.
г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.
д) Рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.
е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.
ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».
з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.
и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная.
к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.
л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.
м) Примерно 65-70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке.
н) Заканчивается урок, учащиеся пытаются разобраться в материале, но время от времени они отвлекаются, заговаривают друг с другом. Чтобы активизировать их деятельность, учитель резко повышает голос. Класс успокаивается, но ненадолго, а вскоре снова начинает шуметь. Учителю приходится снова повысить голос.
Ответ:
А) произвольное
Б) произвольное
В) непроизвольное
Г) произвольное
Д) непроизвольное
Е) непроизвольное
Ж) произвольное
З) произвольное
И) произвольное
К) произвольное
Л) произвольное
М) произвольное
Н) непроизвольное внимание.
Задача № 2
Определите, какие способы привлечения внимания (повторение, новизна, изменение интенсивности, контрастные цвета, формы или размеры, искусственное подогревание общественного интереса) использованы в следующих случаях.
а) Женщина нарисовала на своей черной машине белую полосу.
Ответ: контрастные цвета.
б) Учитель повышает голос и кричит: «Тихо!».
Ответ: изменение интенсивности
в) У прилавка на рынке, где можно поторговаться, постоянно собирается много покупателей.
Ответ: формы или размеры
г) Мать постоянно твердит своему ребенку: «Не забудь убрать свою комнату».
Ответ: повторение
д) Взрослый человек обливает каждого встречного из водяного пистолета.
Ответ: искусственное подогревание общественного интереса
е) Новый преподаватель входит в аудиторию и молча ждет, когда установится тишина.
Ответ: новизна
Задача № 3
Определите, какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях:
а) Написание журналистом аналитической статьи.
Ответ: аналитическое
б) Изготовление портным выкройки по имеющимся размерам.
Ответ: наглядно-действенное
в) Составление свидетелем словесного описания преступника.
Ответ: абстрактно-логическое
г) Собирание ребенком конструктора.
Ответ: наглядно-образное
д) Проектирование дизайнером интерьера помещения.
Ответ: наглядно-образное
е) Составление учителем вопросов к контрольной работе.
Ответ: абстрактно-логическое
ж) Принятие диспетчером по управлению движением транспорта решения о немедленных действиях.
Ответ: абстрактно-логическое
з) Нахождение автослесарем поломки в автомобиле.
Ответ: клиническое
и) Составление архитектором будущего плана постройки.
Ответ: наглядно-образное
к) Перекладывание вещей на полке с места на место с целью найти способ наилучшего их размещения.
Ответ: абстрактно-логическое
л) Решение учебной задачи новым способом.
Ответ: словесно-логическое.
Задача № 4
Какие мыслительные операции проявляются в приведенных ниже ситуациях:
а) Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль.
б) Задание мастера производственного обучения: из набора предложенных инструментов выберите те, которые относятся к слесарным инструментам.
в) Задание ученикам: составить текст, используя новые слова.
г) Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.
д) Задание ученикам – найти сходство между предложенными чертежами.
е) В предложенной задаче выделите условия и скажите, что вам известно.
ж) Установить закономерности в предложенных числовых рядах и продолжить их. з) После опроса всех свидетелей детектив наконец смог составить фотопортрет преступника.
и) Ученики художественной школы изучают понятие формы предметов.
Задача № 5
Определите, какие виды памяти проявляются в следующих ситуациях:
а) При встрече девушка называет номер своего телефона знакомому и тот через некоторое время безошибочно его набирает.
Ответ: слуховая
б) Учитель предлагает классу посмотреть в окно и рассказать, что ученики только что увидели.
Ответ: зрительная
в) Школьник получил задание выучить к торжественному вечеру большое стихотворение.
Ответ: слуховая и зрительная
г) Проходя мимо кондитерской, девочка почувствовала знакомый запах и вспомнила, что покупала здесь ванильное пирожное.
Ответ: вкусовая
д) Мама посылает сына в магазин, перечисляя ему названия продуктов, и просит повторить то, что он услышал.
Ответ: слуховая
е) Ребенок рассказывает на уроке параграф, который он выучил накануне.
Ответ: зрительная
ж) Услышав по телефону голос, девушка сразу же узнала своего приятеля.
Ответ: слуховая
з) Девочки разучивают на уроке хореографии новый танец и повторяют каждое движение по нескольку раз.
Ответ: мышечная
и) Дети надолго запомнили интересный рассказ, с которым их познакомили на творческом вечере известного писателя.
Ответ: слуховая
к) Молодой человек по памяти подобрал услышанную ранее мелодию.
Ответ: слуховая
л) По возвращении из путешествия юноша еще долго мысленно бродил полюбившимися маршрутами.
Ответ: зрительная
м) Попробовав однажды рыбий жир, ребенок испытывает отвращение каждый раз, когда видит его.
Ответ: вкусовая.
Источник
1. Одним из внешних факторов восприятия является:
1) повторяемость.
2) опыт.
3) потребности.
4) мотивация.
Ответ: 1.
2. Вид ощущений, механизмом которых является ощущение движения и положения тела в пространстве:
1) хроматические.
2) кинестезические.
3) кожные.
4) проприоцептивные.
Ответ: 2.
3. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и особенностей его личности:
1) апперцепция.
2) инсайт.
3) осмысленность.
4) перцепция.
Ответ: 1.
4. Константность восприятия – это свойство:
1) приобретенное.
2) генетически обусловленное.
3) врожденное.
4) частное.
Ответ: 1.
5. Результатом процесса восприятия становиться:
1) ощущение.
2) опыт.
3) психологическая нагрузка.
4) построенный образ.
Ответ: 4.
5. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.
1.Определите, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:
1) ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.
2) незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.
3) слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.
4) когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.
5) музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.
6) в сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.
7) темный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину.
8) заяц достаточно успешно отличает волков от других животных независимо от их роста или масти. Какое свойство может быть присуще восприятию зайца?
Ответ:
1) целостность.
2) категориальность.
3) апперцепция.
4) апперцепция.
5) целостность.
6) константность.
7) апперцепция.
8) константность.
2. Оцените корректность использования терминов «ощущение» и «восприятие» в свете соответствующих научных определений.
1) Хотя ощущения соединяются в восприятии, восприятие нельзя рассматривать как сумму ощущений. Эта ошибка, имевшаяся в истории психологии, была преодолена в гештальтпсихологии.
2) Первым отделом анализатора является воспринимающий прибор или рецептор, производящий преобразование энергии раздражителя в процесс нервного возбуждения.
3) Анализаторы — это сложные системы чувственных нервных образований, воспринимающие и анализирующие раздражители, действующие на животных и человека.
4) Студент воспринял лекцию по психологии воли как импульс к активной самостоятельной работе над данной темой.
5) Восприятие — это процесс, качественно отличающийся от ощущения, в котором отражаются лишь отдельные свойства предметов и явлений.
6) Психология XX в. воспринимается как весьма активный, бурный и продуктивный период развития психологического знания.
7) Мироощущение людей довольно резко изменяется во время крупных исторических событий (революции, войны, реформы и др.).
8) Многообразие ощущений обусловлено качественным многообразием отражаемой действительности.
Ответ: В п. 4 и 6 представлено неправомерное со строго научной точки зрения, но весьма употребительное в обычной речи преувеличение объема понятия «восприятие». Так, слушая лекцию, человек не только воспринимает, но и мыслит, воображает, вспоминает… Эти же познавательные процессы происходят и в оценке периода развития психологии. В п. 7 еще больше преувеличивается объем понятия «ощущение». Фактически тут термин «мироощущение» используется в значении, близком к понятию «мировоззрение». В п. 2 и 3 — некорректное, хотя и распространенное в научных текстах, использование термина «восприятие». Ведь получается, что восприятие — процесс, входящий в состав ощущения. Руководствуясь научным определением восприятия, можно утверждать, что рецепторы сами по себе ничего воспринимать не могут.
Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 543 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник