Определите какие свойства внимания проявляются в ситуации

Определите какие свойства внимания проявляются в ситуации thumbnail
Подборка по базе: Получение образцов для сравнительного исследования в уголовном п, Сущность и методы мотивации.doc, Задания по теме Основные методы радиометрических исследований и , Серологический метод исследования.doc, 790-1 средства и методы подготовки лыжников.doc, Методология и методы тмо.docx, Реферат на тему Средства и методы физического воспитания.rtf, Задания. Подготовка к лабораторным исследованиям. 24.04.20.docx, Реферат Статистические методы в научных исследованиях медицинско, Качественные и количественные методы ППИ.pptx
Тема: Методы исследования внимания.
Практические задания.

  1. Приведите примеры проявления основных видов внимания и условий, которые их вызывают.

Непроизвольное – ученики старшего класса пишут контрольную работу. Раздавшийся звук грома за окном привлек внимание каждого из-за чего все обернулись в сторону окна, оторвавшись от тетрадей. Условие: действие сильного, контрастного или значительного, вызывающего эмоциональный отклик, раздражителя.

Произвольное – Сотруднику банка к следующему дню необходимо подготовить важный отчет. Чтобы не отвлекаться, он специально выключает телевизор и откладывает телефон. Условие – постановка (принятие) задачи.

Послепроизвольное – ученик, читая определенную главу книги, которую задали прочитать к завтрашнему уроку литературы, на столько заинтересовался сюжетом, что прочитал больше заданного. Условие: вхождение в деятельность и связанный с этой деятельностью интерес.

2. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

Послепроизвольное/распределение – а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.

Произвольное/устойчивость – б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.

в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

Произвольное/концентрация – г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.

Непроизвольное/переключение – д) Рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.

Послепроизвольное/переключение – е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.

Произвольное/устойчивость – ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».

Произвольное/объем – з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.

и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная.

к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.

л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.

м) Примерно 65-70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке.

Произвольное/концентрация – н) Заканчивается урок, учащиеся пытаются разобраться в материале, но время от времени они отвлекаются, заговаривают друг с другом. Чтобы активизировать их деятельность, учитель резко повышает голос. Класс успокаивается, но ненадолго, а вскоре снова начинает шуметь. Учителю приходится снова повысить голос.

3. Опишите ситуации, в которых проявляются основные свойства внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение).

Устойчивость – студент готовится к экзамену в течение всего вечера;

Концентрация – девочка так увлеклась рисованием своей новой картины, что не услышала, как мама вернулась домой, хлопнув дверью;

Распределение – преподаватель читает лекцию, при этом следит за поведением студентов;

Переключение – молодой человек, гуляя по парку, наблюдал за уточками в пруду, а затем ответил на телефонный звонок, переключив внимание на собеседника.

4. Проранжируйте действия, требующие распределения внимания, в порядке нарастания степени трудности:

1-б) Чистить картошку и одновременно смотреть любимую телепередачу.

2-д) Вести автомобиль и беседовать с коллегой о работе.

3-в) Ходить по гимнастическому бревну, декламируя при этом стихи.

4-г) Вести автомобиль и разговаривать при этом с пассажиром на иностранном языке (язык изучается четыре месяца).

5-а) Читать про себя с полным пониманием текста и одновременно записывать под диктовку слова.

6-е) Читать про себя с полным пониманием текст и одновременно записывать названия категорий, к которым относятся диктуемые слова.

7-ж) Осуществлять синхронный перевод речи оратора, говорящего в среднем темпе.

5. Напишите рекомендации по поводу того, как организовывать на уроках внимание учащихся со следующими особенностями:

а) с низкой концентрацией

б) с хорошим распределением

в) с плохим переключением.

Рекомендации должны содержать следующие компоненты: цель, описание ситуации, адресат и способы воздействия.

6. Чтобы во время урока или самостоятельных занятий учащиеся были в состоянии управлять своим произвольным внимание, о каких условиях его организации и поддержания им следует помнить?

  • Прямое требование внимания;
  • Поддержание дисциплины на уроке;
  • Усиление впечатления;
  • Осознание долга и обязанности;
  • Отчетливое понимание конкретной задачи, выполняемой деятельности;
  • Привычные условия работы;
  • Возникновение косвенных интересов;
  • Создание благоприятных условий для деятельности;
  • Постановка вопросов по ходу выполнения деятельности.

7. Опишите ситуации, в которых возникает необходимость привлечения внимания. Предложите способы привлечения внимания в данных ситуациях.

8. Определите, какие способы привлечения внимания (повторение, новизна, изменение интенсивности, контрастные цвета, формы или размеры, искусственное подогревание общественного интереса) использованы в следующих случаях.

Читайте также:  Попытайся ответить на вопрос какие свойства

Контрастные цвета – а) Женщина нарисовала на своей черной машине белую полосу.

Изменение интенсивности – б) Учитель повышает голос и кричит: «Тихо!».

Искусственное подогревание общественного интереса – в) У прилавка на рынке, где можно поторговаться, постоянно собирается много покупателей.

Повторение – г) Мать постоянно твердит своему ребенку: «Не забудь убрать свою комнату».

Новизна – д) Взрослый человек обливает каждого встречного из водяного пистолета.

Новизна – е) Новый преподаватель входит в аудиторию и молча ждет, когда установится тишина.
Ситуационные задачи для разбора на занятии

1. Какое свойство внимания проявляется в игре? По каким признакам можно это установить?

В течение одной минуты ребёнок должен увидеть вокруг себя как можно больше предметов установленного цвета. Проходит минута, раздаётся сигнал, и поиски прекращаются. Ведущий узнаёт, кто насчитал больше предметов, предлагает ему перечислить вслух увиденное. То, что он не заметил. Дополняют остальные участники игры. Победителем считается тот, кто успел увидеть больше других.

Ответ: В игре проявляется такой свойство внимания, как объем. Объем – количество предметов, которое одновременно может охватить внимание. Это можно установить по принципу игры – необходимо увидеть вокруг себя, как можно больше предметов, посчитать их и в последствии озвучить ведущему свой ответ.

2. Какое свойство внимания проявляется в описанном случае? По каким признакам можно это установить?

Начинающий художник – реставратор однажды восстановил старую картину. На поверхности доски в разное время были сделаны два рисунка – фигура человека и телега, запряженная парой волов. Теперь оба рисунка ясно проступали, и их детали переплетались между собой. Художник восстанавливал только одно изображение, но многие отрезки линий, относящихся к изображению телеги, входили в изображение человека.

Ответ: В описанном случае проявляется такой свойство внимания, как концентрация. Концентрация – удержание внимания на одном объекте при отвлечении от всего остального. Художник восстанавливал определенное изображение, не обращая внимания на предыдущее.

3. О каком свойстве внимания говорится в отрывке? Назовите условия его формирования.

М. Горький писал: «Вот, в Берлине, одна дама показывает фокусы: обеими руками в одно время пишет на разных языках – английском, немецком, французском – разные фразы. Даже так делает: в руки берёт по два карандаша, в зубы – пятый и одновременно пишет пять различных слов на пяти языках».

Ответ: В этом отрывке говорится о таком свойстве внимания, как распределение. Распределение – умение выполнять два или более различных вида деятельности, удерживая на них свое внимание. Чтобы успешно выполнять несколько работ одновременно, необходимо знать хотя бы одну из них настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно.

Источник

С этим файлом связано 1 файл(ов). Среди них: психология.docx.
Показать все связанные файлыПодборка по базе: 2 Тема 2 . Гос. упр. в зарубежных странах.doc, Гигиена и экология человека ЛД 21 тема 4 Шпак.docx, конфликтология тема 10 соц воспр и соц конфл.docx, Берстенева В.С. Нт-108 ИЗО Тема 2. Вопросы для самопроверки..doc, 1 тема эндокр тест без эталона.docx, Сумачакова Анастасия 374г. тема 11..docx, АиИПИ тема два.docx, сит зад прак 2 тема по гастро Гаухар.docx, 5 тема.ppt, Подгот. газод. Тема №11.doc
Тема 4. Внимание

  1. Приведите примеры проявления основных видов внимания и условий, которые их вызывают.
  1. Непроизвольное: Девушка идет по улице и разговаривает по телефону. Неожиданно она слышит громкий крик, вследствие чего непроизвольно поворачивает голову в поисках источника шума.

Условие: Действие сильного, контрастного или значительного, вызывающего эмоциональный отклик, раздражителя.

  1. Произвольное: Мальчик, делая домашнюю работу, сознательно устраняет все внешние раздражители (выключает музыку, телевизор, компьютер, закрывает окно, чтобы не слышать звуков с улицы) и сосредотачивает своё внимание на задании.

Условие: Постановка и принятие задачи.

  1. Послепроизвольное: Студент, готовясь к экзамену, заинтересовался темой и потом продолжил её изучение.

Условие: Вхождение в деятельность и связанный с этой деятельностью интерес.

  1. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

а) гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами: вид-послепроизвольное, свойство-распределение;
б) ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные: вид-произвольное, свойство-концентрация;
в) рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины: вид-непроизвольное, свойство-переключение (отвлечение);
г) получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя: вид-послепроизвольное, свойство-переключение (осмысление);
д) испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а»: вид-произвольное, свойство-устойчивость;
е) учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться: вид-произвольное, свойство-объём;
ж) Заканчивается урок, учащиеся пытаются разобраться в материале, но время от времени они отвлекаются, заговаривают друг с другом. Чтобы активизировать их деятельность, учитель резко повышает голос. Класс успокаивается, но ненадолго, а вскоре снова начинает шуметь. Учителю приходится снова повысить голос: вид-произвольное, свойство-концентрация.

  1. Опишите ситуации, в которых проявляются основные свойства внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение).
  1. Устойчивость: Школьник в течение двух часов выполняет домашнюю работу;
  2. Концентрация: Девочка была настолько сосредоточена чтением книги, что не слышала как её позвала мама.
  3. Распределение: Во время лекции все студенты были заинтересованы речью преподавателя.
  4. Переключение: После занятий физкультуры мальчик быстро включился в работу на уроке математики.
  1. Чтобы во время урока или самостоятельных занятий учащиеся были в состоянии управлять своим произвольным внимание, о каких условиях его организации и поддержания им следует помнить?
  • Прямое требование внимания
  • Поддержание дисциплины на уроке.
  • Усиление впечатления.
  • Осознание долга и обязанности
  • Отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой дея­тельности.
  • Привычные условия работы.
  • Возникновение косвенных интересов.
  • Создание благоприятных условий для деятельности.
  • Постановка вопросов по ходу выполнения деятельности.
  1. Определите, какие способы привлечения внимания (повторение, новизна, изменение интенсивности, контрастные цвета, формы или размеры, искусственное подогревание общественного интереса) использованы в следующих случаях.
Читайте также:  Какие свойства сложения 4 класс

а) женщина нарисовала на своей черной машине белую полосу-контрасные цвета;
б) учитель повышает голос и кричит: «Тихо!»-изменение интенсивности;
в) у прилавка на рынке, где можно поторговаться, постоянно собирается много покупателей-искусственное подогревание общественного интереса;
г) мать постоянно твердит своему ребенку: «Не забудь убрать свою комнату»-повторение;
д) новый преподаватель входит в аудиторию и молча ждет, когда установится тишина-новизна.

Источник

     Следующий
из упомянутых выше факторов конструктивного
разрешения конфликтов – открытость и
эффективность общения противодействующих
сторон.

     Поскольку
открытость общения – это не только
бурное излияние чувств, но и организация 
конструктивного поиска решения 
проблемы, «хорошо бы, если бы каждый
из противников мог бы хотя бы частично
сообщить другому следующее: что 
я хотел бы сделать, чтобы разрешить 
конфликт? Что я собираюсь предпринять,
если партнёр поведёт себя не так как я
ожидаю? На какие последствия я надеюсь
в случае, если будет достигнуто соглашение?»

     Если 
люди готовы к диалогу, если они открыты 
друг для друга, естественно, создается 
атмосфера взаимного доверия 
и сотрудничества. Однако применительно 
к участникам конфликта слово 
«доверие» звучит даже несколько 
странно. Некоторым трудно понять, как 
можно сотрудничать с человеком,
с которым конфликтуешь. Тем не
менее, это не так. Ведь фактически любая 
конфликтная ситуация проблемная, и,
значит, говоря о её разрешении, мы должны
иметь в виду решение проблемной
ситуации.

     И
поскольку в межличностном конфликте 
участвуют, по меньшей мере, двое, речь
должна идти о групповом решении 
проблемы, а оно неизбежно требует 
сотрудничества участников взаимодействия
(или, если быть более точным, – противодействия)

     И,
наконец, о последнем упомянутом
выше факторе конструктивного разрешения
конфликтов – определении существа
конфликта. Для того чтобы суметь
это сделать, участники конфликта должны
согласовывать свои представления о сложившиеся
ситуации и выработать определённую стратегию
поведения.

     Предполагается,
что их действия носят пошаговый 
характер, разворачиваясь в следующем
направлении.

     Шаг
1. Определение основной проблемы. На
этом этапе необходимо четко уяснить,
в чём, собственно, суть проблемы, приведшей 
к конфликту. Иными словами определить
основную, базовую его причину. При 
этом очень важно чтобы противники
хорошо осознавали своеобразие видения 
проблемы: как собственно, так и 
оппонента, имеющиеся здесь сходства и
различия.

     Шаг
2. Определение вторичных причин
конфликта. Но даже адекватное осознание 
основной причины, вызывающей конфликт,
не гарантирует нам в дальнейшем
полное отсутствие межличностных осложнений.
Их могут стимулировать те или 
иные элементы нашего поведения – своего
рода вторичные признаки конфликта.
Обычно они служат поводом для 
его возникновения, затеняя часто 
истинную причину и, затрудняя анализ
(так, нарушение индивидуальной территориальности,
как правило, лишь повод для возникновения 
конфликта, но сторонний наблюдатель,
вполне вероятно, усмотрит в происшедшем
причину).

     Поэтому
вслед за уяснением основной проблемы
целесообразно проанализировать собственное 
поведение на предмет выявления
конфликтогенных его деталей.

     Шаг
3. Поиск возможных путей разрешения
конфликта. Он может быть выражен, в 
частности, следующими вопросами, которыми
не мешает задаться участниками конфликта:
а) что я мог бы сделать, чтобы 
разрешить конфликт? б) что мог 
сделать для этого мой партнёр?
в) каковы наши общие цели, во имя 
которых необходимо найти выход 
из конфликта?. 

     Шаг
4. Совместное решение о выходе из
конфликта. На этом этапе речь идёт
о выборе наиболее подходящего способа 
разрешения конфликта, вызывающего 
обоюдное удовлетворение соперников.
Фактически они вправе говорить о 
заключении между собой своего рода
сделки, предполагающей разумные встречные 
уступки сторон, что способствует
ими обоюдовыгодного (оптимального
в данном случае) соглашения.

     Шаг
5. Оценка эффективности усилий, предпринятых
для разрешения конфликта. На её основании 
проблема считается либо разрешённой,
либо делается вывод о необходимости 
дальнейшей работы над ней, вновь 
повторяя иногда всю описанную выше
последовательность шагов.

     Пошаговое
движение соперников в сторону разрешения
конфликта невозможно вне одновременного
действия таких элементов (факторов
данного процесса), как адекватность
восприятия людьми происходящего, открытость
их отношений, наличие атмосферы 
взаимного доверия и сотрудничества.

     Для
разрешения конфликтной ситуации чрезвычайно 
важно наличие посредника, поскольку 
это позволяет участникам конфликта,
несмотря на взаимные уступки, что называется
«сохранить лицо».

     При
этом мы можем говорить о существовании 
обратной зависимости между желаемыми 
человеком уступками другими 
людям и его представлением о
себе как о «сильной личности».

     Психологи
выделяют пять типовых стилей поведения 
в конфликтных ситуациях:

     ·
конкуренция;

     ·
уклонение;

     ·
приспособление;

     ·
сотрудничество;

     ·
компромисс.

     Стиль
конкуренции. Вы стараетесь в первую очередь
удовлетворить собственные интересы в
ущерб интересам других, вынуждая других
людей принимать ваше решение проблемы.
Для достижения цели вы используете свои
волевые качества, и если воля ваша достаточна,
сильна, то вам это удается.

Читайте также:  Какие свойства реальных объектов воспроизводят чучело птицы

     Это
может быть эффективным стилем в 
том случае, если вы обладаете определенной
властью; вы знаете, что ваше решение 
или подход в данной ситуации правильны,
и вы имеете возможность настаивать
на них.

     Вот
примеры тех случаев, когда следует 
использовать стиль конкуренции:

     –
вы обладаете достаточным авторитетом
для принятия решения;

     –
решение необходимо принять быстро,
и вы имеете достаточно власти для
этого;

     –
вы чувствуете, что у вас нет 
иного выбора и что вам нечего терять;

     –
вы находитесь в критической 
ситуации, которая требует мгновенного
реагирования;

     –
вы должны принять нестандартное 
решение, но сейчас вам необходимо 
действовать и вас достаточно
полномочий для этого шага.

     Когда
вы используете этот подход, вы можете
быть недостаточно признанным, но вы завоюете
сторонников, если он даст положительный
результат.

     Стиль
уклонения. Реализуется тогда, когда вы
не отстаиваете свои права, не сотрудничаете
ни с кем для выработки решения проблемы
или просто уклоняетесь от решения конфликта.
Вы можете использовать этот стиль, когда
затрагиваемая проблема не столь важна
для вас, когда вы не хотите тратить сил
на её решение или когда вы чувствуете,
что находитесь в безнадежном положении. 

     Типичны
ситуации, в которых рекомендуется
применять стиль уклонения:

     –
исход не очень важен для 
вас или вы считаете, что настолько 
тривиально, что не стоит тратить на него
силы;

     –
у вас трудный день, а решение 
этой проблемы может принести 
дополнительные неприятности;

     –
вы хотите выиграть время;

     –
ситуация очень сложна, и вы 
чувствуете, что разрешение конфликта 
потребует слишком многого от вас;

     –
у вас мало власти для решения проблемы;

     –
вы чувствуете, что у других 
больше шансов решить эту проблему.

     Стиль
приспособления. Он означает, что вы действуете
с другим человеком, не пытаясь отстаивать
собственные интересы. Вы можете использовать
этот подход, когда исход дела чрезвычайно
важен для другого человека и не существен
для вас.

     Он 
не подходит, когда вы чувствуете, что 
другой человек не собирается в свою
очередь поступиться чем-то или 
что этот человек не оценит сделанного
вами.

     Наиболее 
характерные ситуации, в которых 
рекомендуется стиль приспособления:

     вас
не особенно волнует случившееся;

     вы 
хотите сохранить мир и добрые
отношения с другими людьми;

     вы 
понимаете, что правда на вашей стороне;

     у
вас мало шансов победить;

     вы 
полагаете, что другой человек может 
извлечь из этой ситуации полезный
урок, если вы уступите его желаниям.

     Стиль
сотрудничества. Наиболее эффективный
стиль, но и наиболее трудный. Если вы оба
понимаете, в чем состоит причина конфликта,
вы имеете возможность вместе искать новые
альтернативы или выбрать приемлемые
компромиссы.

     Такой
подход рекомендуется использовать
в описанных ниже ситуациях:

     –
решение проблемы очень важно 
для обеих сторон, и ни кто 
не хочет полностью от него устраниться;

     –
у вас тесные, длительные и 
взаимозависимые отношения с другой стороной;

     –
у вас есть время поработать
над возникшей проблемой;

     –
вы и другой человек осведомлены 
о проблеме, и желания обеих сторон
известны;

     –
обе вовлеченные в конфликт 
стороны обладают равной властью 
или игнорируют разницу в положении 
для того, что на равных искать
решение проблемы.

     Обе
стороны должны затрать на это 
некоторое время, они должны уметь 
объяснить свои желания, выразить свои
нужды, выслушать друг друга и 
затем выработать альтернативные варианты
решения проблемы. Стиль сотрудничества
среди прочих самый трудный, однако
он позволяет выработать наиболее удовлетворяющее
обе стороны решение в сложных и конфликтных
ситуациях.

     Стиль
компромисса. Вы немного уступаете в своих
интересах, чтобы удовлетворить их частично,
и другая сторона делает то же самое. Как
при сотрудничестве, вы не ищете скрытые
нужды и интересы. Вы рассматриваете только
то, что говорите друг другу о своих желаниях.

     Типичные 
случаи:

     –
обе стороны обладают одинаковой 
властью и имеют взаимоисключающие
интересы;

     –
вас может устроить временное решение;

     –
вы можете воспользоваться временной
выгодой;

     –
другие подходы к решению проблемы
оказались неэффективными;

     –
удовлетворение вашего желания 
имеет для вас не слишком 
большое значение, и вы можете 
несколько изменить поставленную вначале
цель;

     –
компромисс позволит вам сохранить 
взаимоотношения, и вы предпочитаете 
получить хоть что-то, нежели все потерять.

     Когда
вы стараетесь прийти к компромиссному
решению с кем-то, вам следует 
начинать с выяснения интересов 
и желаний обеих сторон. После 
этого необходимо обозначить область
совпадения интересов.

     В
идеальном случае конфликт сам подсказывает
нам стиль поведения. Важно понять,
что каждый из этих стилей эффективен
только в определенных условиях и 
ни один из них не может быть выделен 
как самый лучший. Наилучший подход
будет определяться конкретной ситуацией,
а также складом вашего характера 
 
 
 
 
 

     3.
Определите, какие свойства
внимания проявляются
в следующих ситуациях:
как-то произошел спор
о том, кого можно назвать
более внимательным.
Один из споривших сказал:

  • «Иван Иванович
    очень внимательный. Когда он читает книгу
    или слушает, что ему говорят, то ничто
    его не может отвлечь: ни появление кого-нибудь
    в комнате, ни разговор соседей, ни звук
    радио. Все его внимание поглощено тем,
    что он в данный момент делает».
  • «А по-моему,—
    ответил другой,— Павел Петрович более
    внимательный. С каким бы увлечением он
    ни рассказывал (кажется, что он весь поглощен
    рассказом), все нее ни одна деталь поведения
    учащихся в классе не ускользает от его
    внимания. Он видит и слышит все, что делается
    вокруг».
  • «Нет, уже
    Борис Васильевич внимательнее всех,—
    сказал третий.— Однажды мы шли в полной
    тьме по дороге, и вдруг неожиданно вспыхнул
    и сразу же погас свет от электрического
    фонарика. Мы успели лишь едва заметить
    фигуру мужчины, а Борис Васильевич за
    этот краткий миг разглядел все детали
    одежды»

        
В первой ситуации применили свойство
внимания – концентрация.

Источник