Определите какие свойства или тип темперамента лежат в основе следующего поведения
а) При поручении ответственного задания учащийся быстро разработал план конструкции, сделал расчеты и за короткий срок выполнил чертеж.
б) Учащийся при выполнении работы часто переключается с одного вида деятельности на другой, отвлекается на посторонние разговоры. При возникновении затруднений в решении теряет к задаче всякий интерес. С удовольствием выполняет задания только среднего уровня сложности.
в) Учащийся, получив вопрос на уроке в присутствии завуча, начал говорить тихим голосом, затем сбился и в целом ответить на вопрос не смог, хотя, как выяснилось, материал знал.
г) Павел очень терпелив. Он может часами выполнять кропотливую работу, которая вызвала бы раздражение у другого человека.
Практическое задание №2.
Определите тип темперамента учащихся в следующих ситуациях:
а) Сергей – типичный непоседа, на занятиях постоянно вертится, разговаривает с соседом. Говорит очень быстро. Походка порывистая, вприпрыжку. Легко увлекается каким-либо делом, но быстро охладевает. На замечания преподавателя не реагирует.
б) Саша выделяется своей порывистостью. Увлекшись рассказом преподавателя, легко приходит в возбужденное состояние и прерывает рассказ разными вопросами. На любой вопрос преподавателя поднимает руку и отвечает, часто не подумав, невпопад. В раздражении выходит из себя, устраивает драку.
в) Олег в аудитории обычно сидит спокойно, но часто на занятиях занимается посторонним делом, не слушает объяснения преподавателя. На перемене спокоен, но может подставить подножку своему товарищу.
г) Дима – болезненно чувствительный, обидчивый учащийся. Если ему делают замечание, он краснеет, оправдывается, долго расстраивается, переживает.
Практическое задание №3.
Из приведенных примеров выберите те, которые характеризует поведение человека как индивида и как личности. Обоснуйте ответы.
а) У девочки наблюдается медлительность в моторике, в речи, в мышлении, в возникновении чувств. Она медленно и с трудом переключается с одного вида деятельности на другой.
б) Сотрудник рассказывает коллеге, как он распределяет рабочее время.
в) Преподаватель внес предложения, осуществление которых значительно повысило успеваемость в колледже.
г) У учащегося прекрасная дикция и приятный голос.
д) Мальчик записался в шахматный клуб.
е) Девушка отличается выразительной мимикой, резкими движениями и быстрой походкой.
Практическое задание №4.
Определите, актуализация каких эмоций происходит в следующих ситуациях.
а) Придя домой с работы, мама видит сидящего на пороге щенка.
б) Девушка получила от любимого письмо из армии.
в) Крупная рыба порвала у рыбака леску на удочке.
г) Девушка поздно вечером одна идет по темной улице.
д) Заходя в автобус, юноша случайно наступил женщине на полу пальто, и та накричала на него.
е) Учащийся-первокурсник сдал зимнюю сессию на «пятерки».
Практическое задание №5.
Определите, какие эмоции актуализируются в следующих ситуациях:
а) При виде стремительно приближающейся собаки девочка не могла не только двинуться с места, но даже крикнуть, чтобы позвать на помощь.
б) Получив наконец-то от своей девушки согласие на предложение стать его женой, молодой человек даже не заметил, как начался дождь.
в) Услышав от друга старшего брата комплимент в свой адрес, на щеках девушки выступил румянец.
г) Целую неделю молодой сотрудник готовился к докладу на важном совещании, но когда ему предоставили слово, он вдруг понял, что все забыл.
Практическое задание №6.
Опишите, как могла бы выразить или сдержать свой гнев девушка в следующей ситуации.
Даша два месяца не покладая рук работала над курсовой работой по физике. Досадная случайность помешала ей сдать работу вовремя. И вот теперь ее преподаватель отказывается выставить ей оценку, мотивируя это тем, что работа была сдана с опозданием на один день. Даша чувствует, как ее лицо багровеет от гнева, а сердце начинает сильно колотиться.
а) Прямое выражение гнева.
б) Косвенное выражение гнева.
в) Сдерживание гнева.
Практическое задание №7.
Какие черты характера проявляются в следующих ситуациях:
а) Девочка постоянно разбрасывает свои вещи, несмотря на замечания матери.
б) Старший брат не желает делиться сладостями с младшим.
в) Учащийся сильно волнуется перед экзаменами.
г) В компании друзей он всегда в центре внимания.
д) Насмешки друзей вызывают у мальчика слезы.
е) Не любит оставаться один.
ж) Не может отказать, когда его просят о помощи.
Практическое задание №8.
Определите тип акцентуации характера в следующих ситуациях:
а) Девушка ведет себя вызывающе, стараясь привлечь внимание окружающих.
б) Юноша всегда застенчив, чувствителен, не любит шумных компаний, предпочитает одного-двух друзей.
в) Девочка всю четверть активно работала, но в следующей четверти перестала проявлять интерес к учебе, замкнулась в себе.
г) Юноша очень любит находиться в компании, шутить и рассказывать анекдоты, быть заводилой.
д) Девушка постоянно сомневается – правильно ли она выбрала одежду, так ли она поступила.
е) Девочка перешла на другую сторону улицы, когда ей перебежала дорогу черная кошка.
Практическое задание №9.
Выберите из предложенных ситуаций те, в которых могут проявляться способности:
а) Учащийся легко осваивает компьютер.
б) Врач не может поставить правильный диагноз после первичного осмотра.
в) Девочка с легкость выполняет сложные танцевальные движения.
г) Студент при выполнении дипломной работы проявляет творческий подход.
д) Преподаватель истории при объяснении новой темы пользуется только материалом учебника.
е) Девочка рано начала читать и уже в 5 лет она читала серьезные художественные произведения.
ж) Ребенок без удовольствия посещает музыкальную школу и подолгу разучивает каждое произведение.
Практическое задание №10.
Укажите, какие из нижеперечисленных свойств предполагают позитивную самооценку, а какие – негативную самооценку:
а) Уверенность в себе.
б) Общительность.
в) Высокая критичность по отношению к окружающим.
г) Самостоятельность.
д) Стремление манипулировать другим человеком.
е) Искренность.
ж) Склонность выбирать работу полегче.
з) Любовь к лести.
и) Недоверчивость.
Практическое задание №11.
Определите, в каких ниже приведенных случаях поведение является деятельностью, а в каких – нет:
а) Ребенок перекладывает игрушки с места на место.
б) Пожилые люди прогуливаются на свежем воздухе.
в) Человек грызет ногти в состоянии задумчивости.
г) Студент пропускает утренние занятия, так как ему не хочется рано вставать.
д) Школьник рисует каракули на страницах учебника.
е) Продавец обвешивает покупателей.
ж) Ребенок катается на качелях.
з) Врач не оказывает необходимой помощи прохожему, нуждающемуся в ней.
и) Человек разговаривает во сне.
к) Подросток ходит по комнате из угла в угол, так как ему нечего делать.
Практическое задание №12.
Источник
Одним из основных понятий, которые рассматривает общая психология, является темперамент. Многие специалисты пытались составить обобщенные психологические портреты, определить типы темперамента, чтобы иметь возможность анализировать и предугадывать поведение людей при различных обстоятельствах.
ЧТО ТАКОЕ ТЕМПЕРАМЕНТ
Темперамент – это комплекс индивидуальных особенностей личности, определяющих динамику ее поведения и психической деятельности.
Он закладывается при рождении и зависит от нервной структуры организма, типа его высшей нервной деятельности.
Каждый тип является вариантом нормы, имеет свои положительные и отрицательные черты. На его базе формируется характер. Темперамент нельзя изменить. Можно только корректировать его проявления. Характер же изменяется в процессе развития, с помощью образования, под влиянием социума.
СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА
Свойства темперамента определяют психическую деятельность человека в динамике. Выраженность черт зависит от пола. Мужчина чаще проявляет стремление к действию. Его активность, работоспособность, реактивность, пластичность и темп реакций выше, чем у женщины.
Сензитивность
Сензитивность (чувствительность) – характеристика, отражающая порог минимального воздействия, способного вызвать психическую реакцию.
Чем ниже интенсивность воздействия раздражителя, тем выше сензитивность.
Реактивность
Такое свойство, как реактивность, характеризует скорость развития и интенсивность ответной реакции психики на внешний или внутренний раздражитель (критику, крик, боль).
Это непроизвольные защитные реакции. Например, вспыльчивость является результатом высокой реактивности. Так, она наибольшая у холерического типа темперамента.
Активность-пассивность
Активность темперамента определяет энергетический потенциал человека, который он использует для воздействия на окружающий мир и самого себя, например, для преодоления препятствий, достижения поставленной цели и др. Это готовность к самовыражению и самореализации. Для определения степени активности используют такие характеристики, как настойчивость, целеустремленность, сосредоточенность.
Темпераментальная энергичность проявляется во всех жизненных сферах человека: в семье, в профессии, на отдыхе. Наибольшая активность свойственна флегматикам, наименьшая – меланхоликам.
Пассивность – активность, которая имеет отрицательную полярность. В этом случае можно наблюдать вялость поведения, инертность, безынициативность, склонность к созерцанию.
Пластичность-ригидность
Эти свойства характеризуют способность человека приспосабливаться к воздействию внешнего раздражителя или к новым условиям, а также скорость, с которой проходит его адаптация.
Пластичность обуславливает гибкость психики, короткий адаптивный период в случае изменения обстоятельств и быстрая смена модели поведения в соответствии с новыми требованиями.
Если же личности в большей степени свойственна ригидность, она проявит инертность, будет медленно приспосабливаться к изменившимся условиям, опираясь на старую модель поведения.
Пластичность проявляется у сангвиников, ригидность – у холерического, флегматического и меланхолического типа личности.
Экстраверсия-интроверсия
Термины «экстраверсия» и «интроверсия» были введены для определения зависимости человеческих реакций и активности от внешних (людей, обстоятельств, вещей) или внутренних (мыслей, чувств, эмоций) раздражающих факторов.
Интроверсия – это свойство темперамента, для которого характерно фокусирование на внутренней психической активности. Ему присущи замкнутость, стремление к уединенности.
Экстраверсия проявляется как концентрация на внешнем мире. Экстраверту свойственны такие черты, как коммуникабельность, дружелюбие, разговорчивость, энергичность. В одной личности часто проявляется и экстраверсия и интроверсия, но в разном соотношении.
Возбудимость эмоций
Это свойство темперамента, отражающее минимальный пограничный уровень воздействия, который необходим для возникновения эмоциональных реакций и скорости их развития.
Показатель особенно высок у меланхолического и холерического типа личности, низкий – у флегматиков.
Темп реакций
Темп реакций отображает скорость течения психических процессов и состояний. Для этого анализируют различные показатели: сообразительность, скорость речи, динамику жестов.
Заниженный темп приводит к тому, что человек замедленно реагирует на раздражители. Например, он не успевает следить за ходом мысли собеседника. Наиболее высокий темп протекания реакций характерен для холерического типа.
СПОСОБЫ КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОТИПОВ
Есть несколько концепций классификации психотипов. Некоторые из них уже устарели.
По процессам возбуждения-торможения
Типология личности И.П. Павлова основывается на том, что поведение человека напрямую зависит от основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Основные параметры этих процессов в различных сочетаниях формируют четыре вида высшей нервной деятельности:
- сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип;
- флегматик – сильный, уравновешенный, инертный тип;
- холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный;
- единственный слабый тип – меланхолик.
Сила – способность нервной системы сопротивляться воздействию сильных раздражителей. Для сильной нервной системы свойственна хорошая работоспособность, сдержанность, терпение и настойчивость. Слабая отличается быстрой утомляемостью, небольшой выносливостью, тревожностью.
Уравновешенность зависит от корреляции возбуждения и торможения между собой. Человек с уравновешенной нервной системой обладает дисциплинированностью, отсутствием резких эмоциональных колебаний. Неуравновешенная личность не способна к ожиданию и страдает нарушениями сна.
Подвижность определяет скорость чередования торможения и возбуждения. Для подвижного темперамента характерны быстрая адаптация, мыслительная подвижность, активная моторика и речевая артикуляция.
Типология Галена
Античный врач Галлен предположил, что устойчивые индивидуальные характеристики человека и его поведение находятся в корреляции с химическими процессами в организме и зависят от преобладания в нем одной из жизненно важных жидкостей. Он выделил следующие виды темпераментов:
- Флегматик – человек, в организме которого преобладает вязкая лимфа (флегма) – спокойный и медлительный.
- Холерик – человек, у которого вырабатывается много горькой желчи («холе» на др. греческом) – истеричный, вспыльчивый, грубый.
- Сангвиник – индивид, в теле которого преобладает кровь («сангвис» на латыни) – подвижный, веселый.
- Меланхолик – тот, у кого в организме больше всего черной желчи («мелэна холе» на др. греческом) – тревожный, грустный, замкнутый.
По соотношению сигнальных систем
Первая сигнальная система – условные рефлексы, которые возникают при определенных условиях окружающей среды. Это впечатления и ощущения от внешних условий – природных и социальных, которые позволяют составить собственное представление о сложившейся ситуации и окружающих предметах.
Вторая сигнальная система – высшее, абстрактное мышление, тесно связанное с речью, которая и позволяет отвлечься от действительности, допускает обобщение
Типология в этом случае основывается на соотношении 1 и 2 сигнальных систем, в результате чего выделяют следующие психотипы:
- Художественный. Для него характерно преобладание условных рефлексов над абстрактным мышлением. Человек с художественным темпераментом воспринимает окружающую действительность образно, опираясь на чувства.
- Мыслительный. Для этого психотипа свойственно преобладание абстрактного мышления над рефлексами. Люди с таким темпераментом способны строить логические цепочки, мыслить отвлеченно.
- Гармоничный. Это промежуточный психотип, для которого характерны уравновешенность, равнозначное соотношение 1 и 2 сигнальных систем. К этому типу относится основная масса людей.
Конституционная теория Кречмера
Конституционная типология темпераментов Э. Кречмера основывается на взаимосвязи строения тела и психических особенностей человека. В зависимости от преобладающих эмоциональных реакций Кречмер выделил 2 группы людей
- Диадетическая, для которой характерно изменение настроения по шкале «веселый-грустный». У людей из этой группы циклотимический тип темперамента с признаками поведения больных маниакально-депрессивным синдромом: перепады настроения от радости к печали, коммуникабельность, реалистичный взгляд на мир.
- Психоэстетическая, для которой свойственно изменение восприимчивости по шкале «чувствительный-нечувствительный». Для них характерен шизотимический (близкий к шизофрении) тип темперамента. Это замкнутые, склонные к эмоциональным колебаниям от раздражения к равнодушию, к абстракции, упрямые, плохо адаптирующиеся к новым условиям и окружению люди.
ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ
Различают 4 вида высшей нервной деятельности, на основе которых формируется темперамент: слабый (меланхолик), безудержный (холерик), живой (сангвиник) и спокойный (флегматик).
Сангвиник
Сангвинику свойственна экстраверсия, оптимальный темп реакции, сниженная сензитивность (не проявляет чувствительности к пустякам, оптимист), хорошая пластичность, высокая активность, уравновешенная реактивностью. При высокой работоспособности у него низкая утомляемость, живая, но не чрезмерная реакция на раздражители, эмоциональная стабильность.
Холерик
Для этого типа темперамента характерны экстраверсия, сильная эмоциональная возбудимость, ригидность, высокий темп реакций, низкая сензитивность, выраженные реактивность и активность. Причем реактивность преобладает,. Поэтому ему свойственны вспыльчивость, отсутствие терпения, неуравновешенность, эмоциональная нестабильность.
Ригидность преобладает над пластичностью. Холерики быстро истощаются.
Флегматик
Флегматикам свойственна интроверсия, низкая сензитивность и эмоциональная возбудимость. Они спокойны, обладают ограниченной мимикой.
У них замедленный темп реакций, высокая активность при низкой реактивности, что позволяет им отлично контролировать свои эмоции, мысли и действия. Для них характерно хорошее самообладание, сдержанность, терпеливость, эмоциональная невозмутимость.
Меланхолик
Меланхоликам свойственны интроверсия, выраженная чувствительность, высокая эмоциональная возбудимость на фоне ригидности, инертности, пассивности и низкой реактивности, депрессивности.
Темперамент с такими свойствами проявляется слезливостью, робостью, обидчивостью, ранимостью, нерешительностью, трусостью, замкнутостью, неуверенностью в себе, заторможенной реакцией на сильные раздражители, низкой работоспособностью и быстрой утомляемостью, неустойчивым вниманием.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И КРАТКИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
Наиболее эффективно работают группы, в состав которых входят люди с различными типами темперамента.
С холериком
Холерическому типу свойственны импульсивность, порывистость и быстрота движений, высокая возбудимость, резкость в общении, раздражительность, склонность к эмоциональным всплескам, перепадам настроения.
Возможна грубость, вспыльчивость, аффектация, неумение держать себя в руках, обидчивость. Высокая работоспособность сочетается с быстрой утратой интереса и неумением доводить дело до конца, если процесс затягивается. Холерик может быть агрессивным и нередко испытывает трудности в общении. При этом холерики – оптимисты, они полны энергии, инициативны, харизматичны, быстро прощают обиды.
Коллегам не стоит реагировать на эмоциональные вспышки холерика, вступать с ним в спор. Доброжелательный уверенный тон, заинтересованность в беседе, легкий необидный юмор помогут ему успокоиться.
С сангвиником
Сангвиники – открытые, живые, дружелюбные, жизнерадостные, любознательные, коммуникабельные люди, которые легко переживают неудачи. У них гибкий ум. Они находчивы, при желании легко усваивают информацию, стремятся к новым впечатлениям и плохо переносят монотонную работу, легко справляются с организационными задачами.
Возможно легкомыслие в работе и учебе, нежелание доводить дело до логического завершения, переоценка собственных возможностей, поверхностность суждений.
Из сангвиников получаются хорошие руководители любого уровня, способные вдохновить и организовать сотрудников. Для налаживания отношений достаточно вежливого интереса, похвалы, признания его заслуг.
С меланхоликом
Меланхолики – мягкие, тактичные, чутки и отзывчивые, творческие люди, склонные к рассуждениям. В привычных условиях они могут быть общительными, отлично работать, быть настойчивыми и целеустремленными.
Это добросовестные и ответственные работники. Они могут быть подавленными, тревожными, мрачными, скрытными, пессимистически настроенными. Плохо переносят стрессы, не любят принимать решения.
Меланхолики редко интересуются окружающими. Они легко подчиняются, не участвуют в соревнованиях, предпочитают оставаться в стороне. С меланхоликом нужно разговаривать спокойно, без резких слов и интонаций, часто хвалить.
С флегматиком
Флегматизм проявляется педантичностью, упорством, уравновешенностью, высокой работоспособностью при низкой утомляемости благодаря продуманности действий и правильному расчету своих сил. Флегматики умеют вести конструктивный аргументированный диалог.
Они доводят дела до конца, не любят перемен, не отличаются находчивостью и быстротой реакций, плохо приспосабливаются. Зато не теряют равновесия из-за неудач, постоянны в чувствах. Могут быть вялыми, пассивными, ленивыми, безразличными. Флегматики способны выполнять однообразную работу, плохо справляются со срочными заданиями.
Чтобы продуктивно работать с флегматиком, достаточно добросовестно выполнять свою работу, не вовлекать его в авантюры или рискованные проекты.
Источник