Определите какие свойства и закономерности ощущений проявляются
36. Закономерности ощущений
К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.
Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. При действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда перестают возникать ощущения. Звуки с частотой выше 20 тысяч герц мы не слышим. Сверхсильный раздражитель вместо ощущения данного вида вызывает боль. Следовательно, ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности.
Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.
Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой.
Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.
Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные – понижают. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией.
Контраст ощущений. Контраст – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст.
Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.
Явление синестезии. Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Взаимодействие ощущений, происходящее в центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под давлением, например, звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода. Такое взаимовлияние получило название синестезии.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Мир ощущений младенца
Конечно, жизнь не остается такой простой, и любовь тоже. То, что начиналось как привязанность к чему-то, приносящему удовлетворение, проходит через много перемен и в конце может превратиться в привязанность к тому, что приносит боль. Вскоре мы
25. Методы исследования ощущений и восприятия. Основные нарушения ощущений
Исследование восприятия проводится:1) клиническими методами;2) экспериментально-психологическими методами. Клинический метод применяется, как правило, в следующих случаях:1) исследования
35. Виды ощущений
Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют: дистантную и контактную рецепцию.2. По расположению рецепторов на
§10. Виды ощущений
Все ощущения можно разделить на две группы:1) Ощущения, отражающие свойства вещей или явлений, находящихся вне нас. Органы этих ощущений расположены на поверхности тела или близко к ней.2) Ощущения, отражающие движения отдельных частей нашего тела и
§13. Взаимодействие ощущений
Чувствительность к какому-нибудь раздражителю сильно зависит от других ощущений, имеющихся в данный момент. Зависимость эта очень сложная, и не все законы, управляющие ею, изучены в настоящее время. Но одна простая закономерность действует в
35. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ
Ощущения можно классифицировать по характеру отражения и месту расположения рецепторов. Экс-терорецепторы расположены на поверхности тела, отражая свойства предметов и явлений внешней среды. Их делят на контактные и
Классификация ощущений
Так как ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит, естественно, из рецептора, который дает ощущение данного качества или
Классификация ощущений
Издавна принято различать пять основных видов (модальностей) ощущений, выделяя обоняние, вкус, осязание, слух и зрение.Эта классификация ощущений по основным «модальностям» является правильной, хотя и не исчерпывающей.Для достаточно полного
Систематическая классификация ощущений
Выделяя наиболее крупные и существенные группы ощущений, мы можем разбить их на три основных типа:1) интроцептивные;2) проприоцептивные;3) экстрацептивные.Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма,
Измерение ощущений
Исследование абсолютных порогов ощущенийДо сих пор мы останавливались на качественном анализе различных видов ощущений. Однако не менее важное значение имеет количественное исследование, иначе говоря, их измерение.Известно, что человеческие органы
18. КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ БОЛЕВЫХ ОЩУЩЕНИЙ
Боль, как сигнал тревоги, предупреждает нас об опасности. Острая боль говорит о повреждении тканей, и мы начинаем искать ее источник. Важно пройти тщательное медицинское обследование и курс необходимого лечения. Но когда причина ясна,
Расширение спектра ощущений во сне
В одном из снов я добился самоконтроля. Решив усовершенствовать свое чувственное восприятие я и для этой цели выбрал велосипедную прогулку. Я жал на педали, вызывая у себя разные ощущения: Слышать! И слышал свое тяжелое дыхание. Обонять!
Источник
Со времен Аристотеля в сфере внимания многих поколений ученых находились только пять чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. В XIX в. знания о составе ощущений резко расширились. Это произошло в результате описания и изучения их новых видов – вестибулярных, вибрационных, мышечно-суставных, или кинестетических, и т.д., – а также вследствие уточнения состава некоторых сложных видов ощущений (например, научного осознания того факта, что осязание – это сочетание тактильных, температурных, болевых ощущений и кинестезии, а в тактильных ощущениях в свою очередь можно выделить ощущения прикосновения и давления). Увеличение количества видов ощущений вызвало необходимость в их классификации.
Известны несколько попыток классифицировать ощущения по разным основаниям и принципам. Наиболее удачной и продуманной считается классификация, предложенная английским физиологом Ч.Шеррингтоном. Основанием для этой классификации стали характер отражений и место расположения рецепторов. Ч.Шеррингтон выделил три вида рецептивных полей: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные.
Интероцептивные рецепторы расположены во внутренних органах и тканях тела и отражают состояние внутренних органов. Это наиболее древние и наиболее элементарные ощущения, однако, они очень важны как сигналы о состоянии нашего организма. Проприоцепторынаходятся в мышцах, связках и сухожилиях. Они поставляют информацию о движениях и положении нашего тела в пространстве, и отдельных частей тела относительно друг друга. Эти ощущения играют важнейшую роль в регуляции движения.
Экстероцептивное рецептивное поле совпадает с наружной поверхностью организма и полностью открыто для внешних воздействий. Экстероцепторы представляют собой самую большую группу ощущений. Ч.Шеррингтон разделил их на контактные и дистантные. Контактные рецепторы (осязание, включая тактильные, температурные и болевые ощущения, а также вкусовые рецепторы) передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами. Дистантные ощущения (обоняние, слух, зрение) возникают, когда раздражитель действует с некоторой дистанции.
С точки зрения современной науки, предложенное Ч.Шеррингтоном разделение ощущений на внешние (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы) недостаточно. Некоторые виды ощущений– например, температурные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические рецепторы – можно считать внешне-внутренними.
К общим свойствам ощущений относят их качества, интенсивность, длительность и пространственную локализацию. Качества – это специфические особенности данного ощущения, отличающие его от других видов. Например, слуховые ощущения отличаются по тембру, высоте, громкости; зрительные – по насыщенности и цветовому тону вкусовые – по модальности (вкус может быть сладким, соленым, кислым и горьким). Длительность ощущения – это его временная характеристика. Она во многом определяется функциональным состоянием органов чувств, но главным образом – временем действия раздражителя и его интенсивностью. Необходимо иметь в виду, что при воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое называется латентным периодом. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых – 370 миллисекунд, вкусовые ощущения возникают спустя 50 миллисекунд после нанесения на поверхность языка химического раздражителя. Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно не исчезает с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии.
Пространственнаялокализация раздражителя также определяет характер ощущений. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более «разлитой», менее точной, чем тактильных.
Закономерности ощущений:
1. Пороги ощущений.Для возникновения ощущений необходимо, чтобы раздражение достигло определенной величины, определенной силы. Наименьшая величина раздражителя, вызывающая мало заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Чем меньше (min) величина порога, тем выше (max) чувствительность. Верхний порог чувствительности – это наибольшая величина раздражителя, при которой еще сохраняется данное ощущение. (За этим порогом, например, свет уже ослепляет). Порог различения (дифференциальный порог чувствительности): минимальное различие между 2-мя раздражителями, которое вызывает еле заметное различие ощущений. Для каждого вида ощущений данная величина более или менее постоянна. Например, чтобы заметить разницу в весе надо к первоначальной величине отнять или добавить – 0,33 первоначальной; для слуховых ощущений порог составляет 0,1; для зрительных – 0,01 первоначальной величины; что касается обонятельных анализаторов – человек может почувствовать мускус, если его содержится 1/100000000 часть. Величина порогов чувствительности зависит от многих причин: тренированности; интересов; характера деятельности (текстильщики различают до 40 оттенков черного цвета); мотивов, отношения к задаче.
2. Компенсация.В области ощущений и восприятий психико-целостная система. Это единство при полной, либо частичной потере отдельных органов чувств проявляется в явлениях компенсации: в сложившейся ситуации сохранившиеся органы как бы частично принимают на себя функции утраченных. У слепых обостряется осязание, слух, обоняние.
3.Адаптация.Чувствительность анализаторов не постоянна. Изменение чувствительности анализаторов происходит под влиянием их приспособления к действующим раздражителям. Общая закономерность такова: при переходе от слабых к сильным раздражителям чувствительность снижается; при переходе от сильных к слабым – повышается. Сильная адаптация наблюдается в температурных (термических), тактильных, обонятельных, зрительных ощущениях. Слабая адаптация в болевых ощущениях, слуховых.
4.Взаимодействие ощущений.Ощущения не существуют изолированно друг от друга. Работа одного анализатора может оказывать влияние на работу другого анализатора – ослаблять или, наоборот, усиливать ее. Это явление называется сенсибилизация. Так, например, чувствительность зрительного анализатора можно стимулировать: слабыми музыкальными звуками (резкие сильные звуки, наоборот, ухудшают зрение); обтиранием лица прохладной водой (температурные ощущения); слабыми кисло-сладкими вкусовыми ощущениями.
5. Синестезия.Синестезия (от греческого synáisthesis) – это одновременное ощущение, совместное чувство, состоящее в том, что под влиянием раздражения одного анализатора, характерного для другого анализатора ощущения, создается впечатление, соответствующее данному раздражителю органов чувств, при этом оно сопровождается другим, дополнительным ощущением или образом. Наиболее распространены зрительно-слуховые синестезии, когда у субъекта при воздействии звуковых раздражителей возникают зрительные образы. Известно, что такой способностью, как способность цветного слуха обладали такие композиторы как Скрябин, Римский-Корсаков.
Источник
Человек имеет удивительную способность не только видеть этот мир, но и ощущать его. Воспринимая окружающее пространство сенсорными системами, он изучает и познает его в то время, как ученые изучают человеческие чувства, безграничные и неосязаемые. Однако служители науки нашли объяснение ощущениям, все разложили по полочкам, выделили свойства и виды, а также выяснили некоторые закономерности.
Что такое ощущения
Сначала рассмотрим, что значит ощущение для человека. Это прежде всего психофизический процесс отражения прямого действия предметов и явлений материального мира на органы чувств. Именно с их помощью человек познает окружающий мир. Вот такое можно дать понятие ощущениям, закономерности которых раскрывают нам, как при помощи анализаторов человек познает и устанавливает связь с окружающей средой.
Анализатор – это анатомо-физиологический аппарат, который принимает воздействие каких-либо раздражителей из внешнего мира и преобразовывает их в ощущения. Он состоит он из следующих частей:
- Периферический отдел – рецепторы.
- Чувствительные нервные пути.
- Центральный отдел нервной системы.
Далее рассмотрим виды и свойства ощущений.
Виды ощущений
В зависимости от того, где расположены рецепторы, существуют следующие виды ощущений:
- Интероцептивные. Располагаются внутри организма в тканях и органах и реагируют на изменения, происходящие в них.
- Экстероцептивные. Рецепторы расположены на поверхности тела и реагируют на внешнее воздействие.
- Проприоцептивные. Рецепторы находятся в мышцах и связках.
С объектами внешнего мира соотносятся органические ощущения. Они являются источником волевых импульсов, рождают желания и делятся на типы:
- Обонятельные. Рецепторы обоняния возбуждаются газообразными веществами.
- Зрительные. Задействованы зрительные рецепторы.
- Вкусовые. Вкусовые рецепторы возбуждаются химическими веществами пищи.
- Слуховые. Задействованы рецепторы слухового анализатора.
- Осязательные. Осязательные рецепторы возбуждаются тактильным раздражением.
Свойства ощущений
Свойства, которые присущи ощущениям:
- Качество. Определяется качествами того объекта, который вызывает ощущения. Это является одной из характеристик восприятия.
- Интенсивность. Зависит от силы раздражителя и чувствительности рецепторов. Качество и интенсивность ощущений имеют тесную связь.
- Длительность. Зависит от силы и интенсивности воздействия, состояния рецепторов и продолжительности.
- Локализация. Любые ощущения имеют частички пространственного расположения стимулятора.
Рассмотрев виды и свойства ощущений, перейдем к закономерности. В чем состоит взаимосвязь анализаторов, определяющая развитие процессов при познавании и ощущении мира?
Закономерности ощущений
Ощущения возникают лишь в момент изменений, которые происходят в рецепторах под воздействием движений окружающего мира, либо самих органов чувств.
Можно выделить несколько закономерностей ощущений:
- Пороги чувствительности.
- Приспособление.
- Взаимодействие.
- Сенсибилизация.
- Контраст.
- Синестезия.
А теперь остановимся на каждом из них.
Чувствительность
Порог чувствительности – это зависимость между интенсивностью ощущений и силой раздражающего фактора. Не каждый раздражитель может вызывать ощущения, поэтому их разделяют на несколько видов.
Пороги ощущений:
- Нижний абсолютный. Характеризует, насколько чувствителен анализатор. Это едва заметные ощущения, которые вызваны наименьшей силой раздражителя.
- Верхний абсолютный. Чем ниже порог чувствительности, тем выше чувствительность. Верхний абсолютный порог – это сила раздражителя, при которой ощущения еще сохраняются.
- Порог чувствительности различения. Это минимальное увеличение силы раздражителя, при которых становятся видны едва заметные различия. Например, увеличение или уменьшения звука.
В зависимости от того, какая задача стоит перед человеком, он использует те или иные пороги ощущений. Физический раздражитель может быть выше или ниже порога ощущений.
Приспособление
Приспособление представляет изменение чувствительности в процессе воздействия одного раздражителя. При этом пороги чувствительности будут меняться. Закономерности ощущений не могут существовать без этого свойства.
Так, например, мы приспосабливаемся, входя постепенно в холодную воду. Или парим ноги, привыкая к повышению температуры воды.
Высокая степень адаптации у рецепторов органов обоняния и тактильных. Более низкая у рецепторов слухового анализатора.
Приспособление к разным ароматам наступает у каждого с разной скоростью. Может оказаться губительной для организма адаптация к болевым ощущениям, но в незначительной степени она свойственна организму.
За адаптацию к свету и темноте отвечают рецепторы зрительного анализатора. Световая адаптация не требует высокой чувствительности, чего не скажешь о приспособлении.
Для приспособления важны соотношения процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий, где и расположены главные центры всех анализаторов. Наблюдается такое явление, как последовательная взаимная индукция. Стоит отметить, что приспособление происходит условно-рефлекторным путем.
Контраст ощущений и синестезия
Если ощущения, их интенсивность и качество меняются под воздействием предварительного или сопутствующего раздражителя, то это можно назвать контрастом ощущений.
После холодного напитка теплый нам покажется горячим. А после кислого еле сладкий очень сладким. Так же и на черном фоне светлое кажется светлее, а на белом темнее.
Это объясняется тем, что резкое прекращение влияния раздражающего фактора не вызывает сиюминутного прекращения процессов раздражения в рецепторах. Если вспомнить закон индукции, то процесс торможения в возбужденных нейронах возникает со временем, постепенно. Для того чтобы восстановить первоначальный порог чувствительности, должно пройти несколько фаз возбуждения и торможения индукционной смены.
Синестезия – это, когда в результате влияния одного раздражителя, возникают ощущения, характерные для другого. Так, слыша один звук, мы представляем определенный образ. Художники создают картины, переводя музыку в цвета. Но не все люди обладают такими способностями. Синестезия нам показывает, что все анализаторские системы человеческого организма связаны между собой.
Свойства и закономерности ощущений подчеркивают зависимость и значимость анализаторских систем от их функционирования под действием раздражителей.
Взаимодействие ощущений и сенсибилизация
Чувствительность имеет свойство меняться. Так, изменение чувствительности одних рецепторов под влиянием других называется взаимодействием ощущений.
Слабые звуковые раздражители повышают чувствительность зрительных рецепторов. А при сильном воздействии на рецепторы слухового анализатора снижается чувствительность глаз. Слабые вкусовые раздражители повышают зрительную восприимчивость. Последняя усиливается под воздействием некоторых ароматов, то есть нюхательных раздражителей. Также известно, что при болевых раздражителях повышается чувствительность слуховых, тактильных, обонятельных и зрительных рецепторов.
Процесс сенсибилизации – это повышение чувствительности с помощью регулярных упражнений, а также в результате взаимодействия анализаторов.
Известно, что при потере слуха или зрения происходит компенсация чувствительности обострением других видов чувствительности.
Сенсибилизация возможна при определенных профессиях. Можно тренировать чувствительность.
Итак, можно выделить два способа сенсибилизации:
- Компенсация сенсорных дефектов.
- Требования в результате специфического вида деятельности.
Также сюда можно отнести и самостоятельную работу над совершенствованием ощущений.
Закономерность ощущений создает необходимые условия для полноценного восприятия мира.
Источник