Определите какие ошибки содержаться в предложениях дайте им объяснение
Оценка. По 1 баллу за правильный ответ. Всего – 20 баллов.
Задание №2. Ответ
Общими являются морфологические признаки: оба слова – 1) существительные, 2) ж. р., 3) ед. ч., 4) И. п.
Различными являются словообразовательные признаки:
слово перебранка образовано префиксально-суффиксальным способом от глагола бранить(ся): пере-бран-к-а; ср.: брань, оборона; (возможен другой вариант ответа: суффиксальный способ при производящем глаголе перебраниваться);
слово самобранка образовано способом сложения основ с суффиксацией: сам-о-бр-а-н-к-а; ср. брать – беру – собирать, убран, собран.
Дополнительный балл за то, если будет указано древнее специальное значение слова брать ‘работать узорную ткань, вышивать’, откуда выражение браная скатерь ‘узорная скатерть’ и слово брань ‘узорная ткань’.
Оценка.
За указание общих морфологических признаков (1) существительные, 2) ж. р., 3) ед. ч., 4) И. п.) – 1 балл.
За указание различий:
в лексическом значении (дефиниция, ограниченность сочетаемости, абстрактное – конкретное) – 2 балла.
в словообразовании – 2 балла (по 1 баллу за полный словообразовательный анализ каждого слова).
Дополнительный 1 балл за указание на различие в значении суффикса –к(а).
Дополнительные 3 балла за указание на древнее значение глагола брать – ‘ткать’.
Итого – 9 баллов.
Задание №3.Ответ.
а) изощр-ённ-ый
б) из-ощр-ен-н-ый; корень –ощр– связан чередованием с корнем остр-; изощренный – прич. от гл. изострить.
Оценка.
За синхронный морфемный анализ – 2 балла.
За диахронный морфемный анализ – 3 балла (при наличии полного комментария).
Дополнительный 1 балл за комментарий к историческому чередованию – щр – // – стр-.
Итого – 6 баллов.
Задание №4.Ответ.
1.Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят,
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
(вариант М. Лермонтова)
2. Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят,
Лишь в бору, поникши, ели
Зелень мрачную хранят.
В первом случае поникши – усеченное прилагательное, происходящее от причастия поникший.
Во втором случае обособлено одиночное деепричастие поникши.
Оценка.
За правильную расстановку запятых в первых двух строчках – 1 балла.
За указание каждого из двух правильного варианта расстановки запятых и объяснения – по 1 баллу (всего – 2 балла).
Дополнительные два балла за обоснование второго варианта и определение краткой (усеченной) формы прилагательного – 2 балла.
Итого – 5 баллов.
Задание №5.Ответ.
1. Аббревиатура
2. Орфограмма
3. Звукоподражание
4. Алфавит
Оценка:
За каждый термин 2 балла, в сумме – не более 8 баллов.
За указание отличающегося по значению термина с обоснованием – 2 балла.
Итого: максимум – 10 баллов.
Задание №6.Ответ:
1. В (А) буква Ё не должна быть ни в одном слове. Это ода, стиль которой не допускал чтения [о] на месте Е.
2. В (Б) также не следует писать Ё в слове ПОЙДЕТ. Басня в XIX веке уже не требовала однозначного чтения [э] на месте любой Е, но в данном случае Ё разрушила бы рифму.
3. В (В) в словах ИДЁТ, ГУДЁТ, ЗЕЛЁНЫЙ, ВИШНЁВЫЙ можно без сомнения печатать Ё, поскольку такое произношение характерно для поэтики Некрасова. Естественно, слове ПОВЕСЕЛЕЛЫЕ не пишем Ё, как и в ПОВЕСЕЛЕЛ.
4. В (Г) вопрос очень сложный. Для Пушкина совсем не обязательно читать [э] на месте любой Е, но в причастиях произношение [э] задержалось дольше, чем в других позициях. Так что здесь могло быть и Ё, и Е.
Оценка: по 2 балла за каждый верный пункт.
Итого: максимум – 8 баллов.
Задание №7. Ответ: 1. Подписать консенсус нельзя. Либо подписали соглашение, либо пришли к консенсусу.
2. Вместо «засушливых» следовало бы «засушенных». Ошибка в употреблении паронимов.
3. Неверное употребление предложения с личным местоимением, которое может замещать одно из двух слов в предшествующем предложении.
4. Неверно «случаи ДТП». Случаи могут быть, например, заболевания. Здесь: Участились ДТП.
5. Толика может быть только маленькой. Следует: владеют большой информацией.
Оценка: по 2 балла за ответ на каждый вопрос.
Итого – 10.
Всего – 78 баллов.
2012-2013 учебный год
Школьная олимпиада по русскому языку
11 класс
Задание №1.Расставьте ударения в словах в соответствии с орфоэпическими нормами.
Банты, кровоточащий, вручит, сливовый, мозаичный, средства, обеспечение, опошлят, эксперт, вероисповедование, зубчатый, апостроф
Задание №2. Всем известно, что глаголы в русском языке бывают совершенного и несовершенного вида. Это, в частности, означает, что, к примеру, фразы Можно входить? и Можно войти? будут иметь несколько разный смысл. Вот две ситуации. Определите, какая из этих фраз уместнее в какой ситуации и объясните, почему это так.
А. Школьники на перемене стоят перед дверью пустого класса, в котором должен проходить следующий урок. Звенит звонок. Тогда староста класса, подталкиваемый одноклассниками, приоткрывает дверь и спрашивает у сидящего внутри учителя: «Можно…?»
Б. Школьники сидят в классе, идёт урок. Вдруг дверь приоткрывается, и в неё просовывается (непричёсанная) голова опоздавшего мальчика. Он говорит: «Простите, я проспал. Можно…?»
Задание №3. Какая ошибка допущена в предложении: Мы видим Суворова на быстром коне с обнаженной головой, указывающего треуголкой путь солдатам.
Задание №4. Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: задаток, разиня, изумительный, истребитель.
Задание №5. Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н. В. Гоголя «Шинель», однажды должен был из одного документа сделать другой: «Дело состояло только в том, чтобы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье».
О какой переделке документа идет речь и как при этом меняется его жанр?
Задание №6. Какие варианты пунктуационного оформления имеет предложение Он вышел из комнаты энергичный свежий бодрый радостный? Укажите эти варианты, расставив знаки препинания. К каждому варианту дайте синтаксический комментарий.
7. Проанализируйте фонетические, лексические и грамматические средства, с помощью которых передаётся светлое, радостное настроение в приведённом четверостишии.
Боже мой! Вчера — ненастье,
А сегодня – что за день!
Солнце, птицы! Блеск и счастье!
Луг росист, цветёт сирень… ()
8. Напишите антирекламу (по типу теле – или радиорекламы) на одну из предложенных тем:
– «Книга, которую не стоит читать»
– «Телепередача, которую не стоит смотреть»
-«Радиостанция, которую не стоит слушать».
Ответы.
Ответы. 1. БАнты, кровоточАщий, вручИт, слИвовый, мозаИчный, срЕдства, обеспЕчение, опОшлят, экспЕрт, вероисповЕдование, зубчАтый, апострОф. Оценка: по 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего:12баллов.
2. Языковое чутьё всегда подскажет русскому человеку, что в первой ситуации требуется спросить Можно входить?, а во второй — Можно войти?. Дело здесь в том, что несовершенный вид в русском языке может (ко всему прочему) указывать на начало действия, сущность которого уже известна заранее, тогда как совершенный этого не может; он, однако, может вводить новое действие. Так, в ситуации А всем участникам диалога уже известно, что когда-нибудь надо будет входить, вопрос лишь в том, можно ли начинать делать это сейчас. В ситуации Б появление опоздавшего — это неожиданность, поэтому его вопрос одновременно сообщает о намерении войти, что как раз и передаётся совершенным видом. Вопрос Можно входить? в этой ситуации не мыслим. Вопрос Можно войти? в ситуации А теоретически допустим, но он должен был бы означать, что спрашивающий (1 человек) просит разрешения войти для себя лично, причём по каким-то своим делам, а не от имени всего класса. Оценка. 1 балл за указание, 5 баллов – за объяснение.
3. В предложении нарушен порядок слов.Оценка. За правильный ответ – 5 баллов: 2 балла – за указание на нарушение порядка слов; 2 балла – за конкретное объяснение нарушения порядка слов; 1 балл – за исправленный вариант предложения.
4.
Современное | Историческое членение |
за-да-ток | за-да-т-ок; корень да тот же, что и в глаголе дать; -т- суфф. страдат. прич., ср.: зарыт, выпит, вынут |
разин-я | ра(з)-зи-н-я; ср.: зиять, зияние |
изуми-тель-н-ый | из-ум-и-тель-н-ый; изумить – букв. ‘вывести из ума’ |
истреб-и- тель | ис-треб-и-тель; ср. рус. полногласный вариант теребить, истеребить |
Оценка. По 1 баллу за каждое правильно разделенную на морфемы основу слова. Всего 8 баллов.
5. Поскольку в первоначальном документе употреблялись глаголы в форме 1-го лица, это могло быть заявление или жалоба: Я, В., прошу разобраться в сложившейся ситуации…
Если формы 1-го лица в тексте заменяются на формы 3-го лица, значит, документ становится служебной запиской, отношением, докладом и т. п.: Господин В. обратился с просьбой разобраться в сложившейся ситуации…Оценка.2 балла – за указание на то, как соотносятся формы 1-го лица глагола и жанры официального стиля речи, для которых характерно употребление этих форм (заявление, жалоба). 1 балл – за пример, иллюстрирующий эту зависимость. 2 балла – за указание на то, как соотносятся формы 3-го лица глагола и жанры официального стиля речи, для которых характерно употребление этих форм (служебная записка, отношение, доклад и т. п.). 1 балл – за пример, иллюстрирующий эту зависимость. Максимальный балл – 6.
6. 1. Он вышел из комнаты энергичный, свежий, бодрый, радостный.
В этом случае прилагательные энергичный, свежий, бодрый, радостный являются однородными именными частями составного именного сказуемого, поэтому они разделятся запятыми.
2. Он вышел из комнаты, энергичный, свежий, бодрый, радостный.
В этом случае прилагательные энергичный, свежий, бодрый, радостный можно рассматривать как обособленные определения. Условиями обособления являются следующие: согласованные определения находятся в постпозиции по отношению к определяемому слову, в предложении они образуют достаточно самостоятельное структурно-семантическое единство, между ними и определяемым словом имеется другой член предложения. В этом случае группа однородных определений выделяется интонационно и пунктуационно (запятая перед словомэнергичный).
Оценка. 1. Указаны варианты пунктуации – 1 балл.
2. Дан верный синтаксический комментарий к одному из вариантов пунктуационного оформления – 1 балл.
3. Дан синтаксический комментарий к обоим вариантам, но он является неполным (например, отмечено, что определения являются обособленными, но не указаны или указаны не все условия обособления) – 1 балл.
4. Дан полный синтаксический комментарий к обоим вариантам пунктуационного оформления – 3 балла. Всего – 4 балла.
7. Всего – 6 баллов
8. Всего – 10 баллов.
Всего – 56 баллов
Источник
11 класс
1. Расшифруйте анаграммы лингвистических терминов:
тинакофе
питоном
инеедура
слойсыган
Укажите термин, который по своему значению выбивается из ряда. Обоснуйте свой ответ.
Ответ:
1. Фонетика
2. Топоним
3. Ударение
4. Согласный
Оценка:
За каждый термин 2 балла, в сумме – не более 8 баллов.
За указание отличающегося по значению термина с обоснованием – 2 балла.
Итого: максимум – 10 баллов.
2. Самое распространенное в русском языке приветствие здравст{вуйт}е вследствие его частотности часто произносится со значительной степенью редукции – выделенная фигурными скобками часть в нем может отсутствовать: здрá[с’т’]е.
Следует ли на письме в данной форме писать мягкий знак между буквами с и т? Аргументируйте свой ответ.
Ответ:
Позиционная фонетическая мягкость согласных в русском языке на письме не обозначается: (кости, чистить) в отличие от “собственной” мягкости согласного: (брось – бросьте). В слове здрасте мягкий знак писать не следует, иначе эта форма будет восприниматься как множественное число императива от несуществующего глагола здрасить.
Оценка:
2 балл за отсутствие ь,
до 3 баллов за необозначение позиционной мягкости,
до 3 баллов за указание на форму здрасите.
Итого: максимум – 8 баллов.
3. В I Новгородской летописи мы читаем:
А въ Новъгородъ приихаша князь Патрикий Наримантовичь, и прияша его новгородци и даша ему въ кормление Орѣховъ город (л. 371).
Среди филологов до сих пор ведутся споры, какой из двух омонимов слова кормление употребляется в этом тексте. Назовите эти омонимы, укажите их значения и родственные слова в современном русском языке. Объясните, почему в данном случае невозможно однозначное решение.
Ответ:
1 омоним – кормление ‘действие по глаголу кормить: давать пищу’. В данном контексте: ‘пользование сборами, кормами’ (имеется в виду способ содержания княжеских и государевых людей за счет поборов с населения). Родственные слова: корм, кормить, выкормыш и т.п.
2 омоним – кормление ‘действие по глаголу кормить: управлять’. В данном контексте: ‘управление’. Родственные слова: кормчий, кормщик, кормило ‘руль’, корма.
Однозначное решение в данном случае невозможно, так как контекст предполагает двоякое понимание: отдали город в управление и отдали город в пользование сборами, кормами.
Оценка:
3 балла – значение первого омонима (2 балла) и родственные слова к нему (1 балл)
4 балла – значение второго омонима (3 балла) и родственные слова к нему (1 балл)
2 балла – объяснение невозможности правильного решения.
Итого: максимум – 9 баллов.
4. В современном русском литературном языке перед окончанием предложного падежа -е парный по твердости/мягкости согласный всегда произносится мягко (о тра[в’]é, о ко[з’]é, об о[с’]é), а непарные не изменяются (о ду[ш]é, о ме[ж]é, о мя[ч’]é, о крыль[ц]é).
В одном из диалектов русского языка часть согласных ведет себя так же, как в литературном языке, а другая часть вследствие фонетического изменения произносится иначе. В результате некоторые словоформы почти совпадают друг с другом, и в этом диалекте можно встретить примеры:
об ов[c’]é и об ов[c]é,
о ли[с’]é и о ли[с]é,
о пéр[с’]е и о пéр[с]е,
о пала[ш]é и о пала[ш’]é,
о тý[ш]е и о тý[ш’]е,
о кý[ш]е и о кý[ш’]е.
Образуйте для всех этих примеров литературные формы именительного падежа единственного числа. Какое фонетическое изменение произошло в этом диалекте? Приведите примеры сходного явления (ограниченного как лексически, так и позиционно) в современном русском литературном языке.
Ответ:
Овес – овца, лиса – лицо, перс – перец, палаш – палач, туша – туча, куш – куча.
Это изменение аффрикат [ц] и [ч’] в щелевые согласные [с] и [ш’] соответственно (утрата смычки при сохранении исходной твердости/мягкости и непарности согласных по этому признаку).
В современном русском литературном языке в ряде слов возможно произношение [ш] на месте ч перед смычным согласным т или н (без сохранения исходной мягкости), например, в словах что, яичница, нарочно и др. Аналогичное явление можно усмотреть в случаях типа расческа, где [ш’ш’] произносится на месте сочетания сч (исходная мягкость здесь сохраняется).
Оценка:
по 1 баллу за правильные формы из 2 столбца;
2 балла за указание на изменение [ц] в [с] и [ч’] в [ш’];
по 1 баллу за примеры типа яичница и расческа.
Итого: максимум – 10 баллов.
5. В левой колонке приведены слова чешского языка, а в правой – их значения в произвольном порядке. Учитывая родственные связи чешского и русского языков, приведите в соответствие слова и их значения; обоснуйте свой ответ.
(Справка: в чешском языке сочетание букв ch обозначает звук, похожий на русский звук [х], буква h – такой же звук, как согласный в словах ого, ага; буква y обозначает звук, похожий на русский [ы], č – звук, похожий на русский [ч]; š – звук, похожий на русский звук [ш])
Слова чешского языка | Значения этих слов |
helm, bludař, došly, drobotina, hlahol, holinka, horky, hubička, chytačka, dráha | звон, линия, ловушка, детвора (мелюзга), горячий, еретик, поцелуй, голенище, поступивший, каска |
Ответ:
Слова чешского языка | Значения этих слов | Комментарий |
helm | каска | Ср. русск. холм; в чешском языке слово helm метафорически, на основании сходства формы, получило значение ‘каска’. |
bludař | еретик | Ср. русск. заблуждаться ‘ошибаться, иметь неправильное мнение’. |
došlý | поступивший | Ср. русск. дошлый; этимологически это слово восходит к глаголу ходить (ср. шедший, шел, шли) и буквально значит ‘дошедший’, а в переносном смысле ‘опытный, сведущий, хитрый, ловкий, смышленый’; в чешском языке у этого слова переносного значения не возникло; причастие поступивший также заключает в себе значение движения, ходьбы: ср. ступать. |
drobotina | детвора | Ср. русск. дробить ‘разбивать на мелкие части, размельшать, крошить’, дробь, дробинка, раздробить, подробный. В русском языке маленьких детей в шутку также называют мелюзгой, а одного маленького ребенка могут назвать крошкой. |
hlahol | звон | Ср. русск. глагол; это слово является однокоренным со словом глас – голос, то есть заключает в себе значение звучания, как и слово звон, родственное слову звук. |
holinka | голенище | Ср. русск. голень ‘часть ноги от щиколотки до колена’; соответственно голенище – это часть сапога, обнимающая голень. |
horky | горячий | Ср. русск. горячий, однокоренное с чешским horky. |
hubička | поцелуй | Ср. русск. губы; чешское слово отражает тот факт, что поцелуй – это движение губ; русское же слово образовано от корня цел- и означало первоначально пожелание целости, здоровья (ср. целый, целитель, исцеление); поскольку это пожелание часто сопровождалось поцелуем, то метонимически это слово стало означать еще и движение губ, а впостледствии первоначальное значение приветствия утратилось. |
chytačka | ловушка | Ср. русск. похитить ‘украсть, выкрасть’, др.-рус. хытати ‘хватать’, хищник ‘животное, добывающее себе пищу охотой, ловлей’. |
dráha | трамвай | Ср. русск. дроги ‘погребальная повозка, колесница’. |
(Česko-ruský slovník. Pod vedením K. Horálka, B. Ilka, L. Kopeckého. Praha, 1965)
Оценка:
0,5 балла – за правильно определенное значение и 0,5 балла за правильно установленное соотношение со словами русского языка, то есть за правильное обоснование.
Итого: максимум – 10 баллов.
6. В романе Василия Шукшина «Любавины» встречается глагол накуря́ться в следующем контексте:
– А по реке его <плот бревен на постройку дома> за два дня сплавляют.
– Надо знающего человека – по реке-то. А то накуряемся на порогах.
– Гринька сплавает с вами, я говорил с ним.
Обращаясь к словарям, мы обнаруживаем два различных толкования.
А. «НАКУРЯ́ТЬСЯ, -я́юсь, я́ешься, сов. Провести много времени в бездействии, не имея возможности выйти из затруднительного положения… Вероятно, от “курить” <…>; имеется в виду долго просидеть в вынужденных перекурах» (Словарь языка Василия Шукшина, 2001).
Б. «НАКУРЯ́ТЬСЯ, -я́юсь, я́ешься, сов. Накупаться, погружаясь в воду с головой… (Ср. куря́ть – окунать: “Когда Алеша особенно заходился на полкé <в парилке> он куря́л голову прямо в эту ванну” (“Алеша Бесконвойный”)» (Словарь диалектизмов в произведениях В.М. Шукшина, 2003).
Какое из толкований вы считаете верным? Почему неверным является иное толкование? Обоснуйте свой ответ.
Ответ:
Толкование А ошибочно. Оно вызвано неточной аналогией с парами типа: предварить – предварять, озарить – озарять. Однако эти глаголы на -ить совершенного вида и обозначают однократное действие, а курить – несовершенного вида и обозначает длительное действие. Для его производных совершенного вида при необходимости образуется несовершенный вид с иным суффиксом: накуриться – накуриваться.
Толкование Б подкреплено диалектной параллелью куря́ть (окунать) из другого рассказа Шукшина. Кроме того, его можно обосновать широким контекстом: плывя по реке, на бурных речных порогах довольно трудно найти время для бездействия и долгих перекуров, а вот вымокнуть можно легко.
Оценка:
За оценку толкования А – до 5 баллов в зависимости от уровня обоснованности.
За оценку толкования Б – до 5 баллов в зависимости от уровня обоснованности.
Итого: максимум – 10 баллов.
7. В 1906 году были опубликованы записи одного южного говора. Сравните два слова одной тематической группы:
горлопя´тый – ‘горластый, горлодёр, крикун’.
глухопя´тый – ‘глухой’.
Ответьте на вопросы:
1. Являлась ли пятка органом речи и слуха в ту эпоху, или дело в другом? Определите, каков по происхождению второй корень в этих прилагательных?
2. Какое слово в этой паре возникло раньше?
3. Как образовано слово, которое возникло позже? Чем отличается способ его образования?
Ответ:
1. Пятка не была органом речи и слуха даже в то далекое время. Второй корень в этих прилагательных, если обратиться к истории, тот же, что в: рас-пя-ть, рас-пин-а-ть, пя-л-и-ть, пя-л-ьц-ы, горл-о-пан.
2. Раньше возникло слово горлопятый ‘тот, у кого горло широко раскрыто, кто горло пялит (делает горло рас-пя-т-ым), как горлопан’.
3. А потом уже по аналогии с горлопятый (горластый, громкоголосый), было образовано глухопятый, где -пятый было использовано уже не в значении ‘широко раскрытый’, а по аналогии в готовом виде, целиком, в второй части сложных прилагательных, характеризующих человека по речи и слуху.
Оценка:
1. За определение значения второго корня; за указание однокоренных производных с разными вариантами корня – до 4 баллов.
2. За обоснование первоочередности образования слова горлопятый – 2 балла.
3. За указание на образование прилагательного глухопятый по аналогии; за обоснование того, что -пятый здесь не обозначает «широко раскрытый»; за указание на то, что эта аналогия вызвана близостью прилагательных по значению (речь и слух) – до 6 баллов.
Итого: максимум – 10 баллов.
8. Прочитайте предложения из произведений А. П. Чехова. На основании каких синтаксических признаков они объединены в две различные группы?
1
а) Письма умные, теплые, интересные; она не жаловалась, но я чувствовал, что она глубоко несчастна; что ни строчка, то больной, натянутый нерв.
б) Что ни слово – то нож острый, что ни взгляд – то пуля в грудь.
в) Прежде что ни писака был, то и богатырь, рыцарь без страха и упрека, мученик, страдалец и правдивый человек. А теперь? Взгляни, русская земля, на пишущих сынов твоих и устыдися!
2
а) А в лагерях что ни пятница, то бал, и, почитай, каждый день военная оркестра музыку играет…
б) Что ни день, то такое знакомство, что за человека просто бы душу отдал.
в) Господи, какая цивилизация! Виды эти, разные Везувии… окрестности! Что ни шаг, то и окрестности!
Ответ:
Все эти предложения объединяет наличие в их структуре придаточных, присоединяемых союзным словом ЧТО НИ.
1. В первой группе предложений союзное слово оформляет отношения тождества, приравнивания понятий, явлений, ситуаций, названных в придаточной и главной частях.
ТО – указательное местоимение, указывает на предмет, названный в предыдущей части.
Во всех трех предложениях присутствует образно-характеризующее, метафорическое значение (строчка – натянутый нерв, слово – нож, взгляд – пуля, писака – богатырь).
2. Во второй группе предложений союзное слово присоединяет придаточное времени, содержание которого указывает на регулярность, повторяемость действия или события, названного в главной части.
ТО – соотносительное слово. Соотносит содержание главной части с придаточным времени.
Оценка:
Придаточные с ЧТО НИ – 1 б., ЧТО НИ – союзное слово – 1 б.
1 группа: значение придаточного – 2 б., местоимение ТО – 1 б., метафорическое значение – 1 б.
2 группа: значение придаточного – 2 б., соотносительное слово ТО – 1 б.
Логика и глубина ответа – 1 б.
Итого: максимум – 10 б.
9. В чем проявляется лексическое и грамматическое своеобразие глагола болеть? Обоснуйте свой ответ, приведите примеры.
Ответ:
Для правильного выполнения задания необходимо уточнить: болеть может быть неопределенной формой двух омонимичных глаголов: глагола 1 спряжения и глагола 2 спряжения.
А. По 1-му спряжению, о живом существе, в значении ‘переживать недуг, болезнь’ – 6 форм:
ед. ч. мн. ч.
1 л. болею болеем
2 л. болеешь болеете
3 л. болеет болеют
Б. По 2-му спряжению, о части тела, безличное, в значении ‘являться источником болевого ощущения’ – 2 формы:
ед. ч. мн. ч.
3 л. болит болят
Оценка:
за указание обоих спряжений – 2 балла (только за одно спряжение – 0 баллов);
за указание семантических различий между двумя спряжениями – 2 балла;
за каждую пару форм по 1 баллу, итого: 2 балла;
за указание на неполную парадигму (в том числе в схеме), безличность – 2 балла;
за примеры – 2 балла.
Итого: максимум – 10 баллов.
10. Как известно, для публицистического стиля характерно активное использование эмоционально окрашенных фразеологизмов. Восстановите первоначальный вид, значения и источник выделенного устойчивого выражения, встречающегося в данном фрагменте. В чем состоит возникающая в результате употребления в этом тексте историческая некорректность?
«Молодёжь принесена на заклание Мамоне. Всё самое святое брошено в жертву этому идолу, олицетворяющему алчность и стяжательство».
Ответ:
В данном фрагменте оборот принести на заклание Мамоне является контаминацией трех различных выражений: вести (идти) на заклание ‘вести (идти) на погибель’, принести (бросить) в жертву Молоху ‘принимать жестокие меры, связанные с массовым кровопролитием; отдать жестокой неумолимой силе, требующей человеческих жертв, кого-, что-л. наиболее дорогое’ и служить Мамоне (маммоне) ‘заботиться о богатстве, материальных ценностях, предаваться чувственным удовольствиям’. Источник всех трех выражений – Библия.
Историческая некорректность заключается в том, что Мамона (Маммона) в отличие от Молоха никогда не был идолом и божеством. Еще в раннем христианстве возникла легенда о том, что это имя языческого бога, и поэтому в дальнейшем данное слово стало восприниматься как имя собственное, однако первоначально слово мамона (маммона) означало ‘деньги, богатство’. Таким образом, приносить мамоне жертвы и вести мамоне на заклание можно только образно.
Оценка:
если определили источник – Библия – 1 балл,
если назвали выражение – 1 балл,
если определили значение – 1 балл,
если указали историческую некорректность – 3 балла
Итого: 10 баллов.
11. Научному стилю противопоставляют наукообразный стиль, который используется в повседневно-обиходном, а иногда и научном общении. Примером использования такого стиля может служить фрагмент из произведения Д. Пригова «Описание предметов» (1979 г.).
Прочитайте текст и ответьте на вопросы: чем отличается наукообразный стиль от собственно научного? С какой целью использует его автор в своем произведении?
ЯЙЦО
Товарищи! Яйцо является одним из наиболее распространенных предметов в социально-трудовой и бытовой практике человека.
Оно представляет собой сложную кривую замкнутую поверхность со сложным органическим наполнением; размером от 20 мм до бесконечности в длину.
Изображается посредством сведения двух рук, сложенных каждая как полусфера. В быту используется как корм для всех видов домашнего скота и человека в сыром виде, в виде яичницы, омлета, в вареном виде и т.п. Историческое возникновение яйца связывают с появлением на Земле вида яйценесущих, что неверно, так как находят гораздо более ранние яйца естественного происхождения.
Часто используют образ яйца как духовно-мистический символ начальной космологической субстанции, что абсолютно неверно с научной точки зрения, так как более правильным было бы считать представление о возникновении мира как акта творчества демиурга в течение 7 дней.
Иногда ассоциируют образ яйца с образом социального класса как некоего вещества и жесткой формы классовой идеологии, что неверно с марксистской точки зрения, так как механизм взаимодействия классов и идеологии принципиально иной.
Из-за сложности кривой замкнутой поверхности и тонкости оболочки предмет практически невоспроизводим. Реальное существование его по вышеуказанным причинам считается маловероятным.
Ответ:
1. Наукообразный стиль – поверхностная имитация научного стиля в обиходной, а иногда и научной речи. Термин обозначает не функциональную разновидность языка, а речь, нарушающую литературные стилистические нормы.
Любой стиль характеризуется внеязыковыми (экстралингвистическими) признаками и собственно языковыми приметами.
Формальное сходство научного и имитирующего его наукообразного стиля (языковые приметы):
2. Научные дефиниции и комментарии к ним (Яйцо является одним из наиболее распространенных предметов в социально-трудовой и бытовой практике человека. Оно представляет собой сложную кривую замкнутую поверхность со сложным органическим наполнением; размером от 20 мм до бесконечности в длину), включающие общенаучную лексику (предмет, поверхность, явление, вещество, полусфера и др.) и книжную (является, ассоциируют, вышеуказанный и др.);
3. В лексике: использование терминологии, книжной лексики, специализация многозначных слов, отсутствие экспрессивной и разговорной лексики, точные лексические повторы, особенно в использовании терминов;
4. В синтаксисе: безличные (…более правильным было бы считать…), неопреленно-личные (Часто используют образ яйца…) и обобщенно-личные конструкции, преобладание сложноподчиненных предложений с причинно-следственными, условными, временными отношениями; в морфологии: использование глаголов в связочной или вспомогательной функции (является, представляет собой, считается); и др.
Однако в наукообразном стиле использование этих средств сопровождается нарушением речевых норм (несоответствие стиля предмету речи, нагромождение терминов, часто несочетаемых, злоупотребление клише, нагромождение цитат и др.).
5. Различие научного и наукообразного стилей (внеязыковых признаков):
Научный стиль предназначен для адекватной, объективной, точной, логически строгой передачи научной информации, аргументированного изложения современного знания.
Наукообразный стиль является следствием стилистической неловкости, непонимания природы научного стиля. связан с желанием говорящего придать вес своим словам, произвести впечатление на неподготовленную аудиторию или выполняет функцию камуфляжа путаной логики, недостаточных знаний, непродуманного содержания, отсутствия фактов.
6. В произведении Д. Пригова представлена подмена научного знания наукообразными суждениями, не имеющими реальных оснований и смысла. Выбор стиля не соответствует предмету описания. Рассуждение о ненаучных вещах в наукообразной форме служит для выражения авторской иронии относительно шаблонности, поверхностности общественных наук советской эпохи. Комизм подчеркивается смешением наукообразности и разговорно-бытовой лексики (В быту используется как корм для всех видов домашнего скота и человека в сыром виде, в виде яичницы, омлета, в вареном виде и т.п.)
Оценка:
по 2 балла за ответ на каждый пункт.
Итого: максимум – 12 баллов.
Источник