Определите к какой группе относятся следующие свойства шрифт

Шрифт – важная часть любого дизайна, его тон голоса и настроение. Правильно подобранные шрифты создают ощущение стиля, законченности и качества. С хорошими шрифтами любой дизайн выглядит более продуманным, а информация – уместной. В этой статье разберемся, какие бывают виды шрифтов и как с ними правильно обращаться. Но для начала немного теории.

Словарик 

Термин «шрифт» часто используется в самых разных ситуациях, когда речь идет о дизайне. На самом деле в этой теме важны сразу три понятия: гарнитура, шрифт и виды шрифта. Чтобы не запутаться, разберем их все по порядку.

Гарнитура – это семейство шрифтов, которые отличаются по начертанию, но имеют единый стиль и настроение. Всем известные Arial и Garamond – это гарнитуры шрифтов, которые содержат в себе целый набор вариантов: жирные, полужирные, курсивные и другие шрифты.

Шрифт – это какое-то одно начертание в рамках гарнитуры, а ещё файл со специальным разрешением, который скачивается на компьютер и устанавливается в систему. Например, Arial Italic и Garamond Bold – это шрифты.

Чтобы было проще запомнить разницу, можно использовать такую аналогию: гарнитура – это фамилия, а шрифт – имя. Например, Helvetica – это просто фамилия семейства шрифтов, из которой непонятно, о каком именно шрифте идет речь. А Helvetica Neue Light – это точное имя шрифта.

Сделано в Canva

Начертания шрифтов – это то, с каким контрастом и наклоном нарисованы буквы. Чаще всего дизайнеры рисуют один шрифт в обычном, жирном, легком и курсивном варианте и их оттенках – легком курсиве или наоборот, супер-жирном обычном начертании.

Виды шрифтов – это большие группы гарнитур, которые объединили по общему признаку, например, шрифты для заголовков или декоративные шрифты.

Есть несколько способов классификации шрифтов, каждая из которых делит шрифты на группы по какому-то общему признаку. Например, в исторической классификации шрифты делят на группы по времени их возникновения. Ещё шрифты делят на группы рисунку букв, назначению и даже по настроению.

Итак, какие бывают виды шрифтов.

Виды шрифтов с засечками 

Засечки, или серифы – это такие «подковы» у букв, благодаря которым шрифт выглядит более законченным и устойчивым. Раньше засечки помогали делать более качественный оттиск при печати в типографии и не изнашивать сами буквы. Сегодня считается, что засечки помогают чтению, так как взгляд цепляется за рисунок букв и слова не слипаются в кашу.

Засечки у шрифтов бывают разной формы: острыми плавными и скругленными, сильно или едва заметными. Источник: thegreatmoustache.com

Иногда такие шрифты еще называют антиквами – это историческое название, которое объясняет их происхождение: до 19 века все шрифты в мире были с засечками, а anticuus в переводе с латинского означает «древний».

1. Антиква старого стиля

Это собирательное название большой группы шрифтов, которые появились в эпоху Ренессанса в 15 – 17 веках. Такие типы шрифтов унаследовали некоторые свои черты из более ранней письменности от руки, которую использовали в книгах до изобретения книгопечатания.

Главная особенность антиквы старого стиля – это наклонные овалы у букв и несимметричные засечки. Пример такого шрифта – Abobe Garamond Pro. Текст, набранный им, сразу же обретает изысканный стиль и красивое книжное настроение.

Такой шрифт будет хорошо смотреться в оформлении деловых журналов и газет, в документах и на визитках.

Источник: Melanie Top

В Canva бесплатно доступно несколько сотен шрифтов на русском и английском языках. Лучшие варианты в стиле старой антиквы на русском и английском –  Crimson Roman, гарнитура Cormorant Garamond, Oranienbaum, PT Serif.

2. Переходная антиква

К переходной антикве мир перешел в конце 17 – начале 18 веков. Считается, что первая переходная антиква создавалась для нужд французского короля Людовика 14, и отличается от старой антиквы большим контрастом букв и симметричными засечками.

Переходных антикв не так много, но знают их все: это знаменитые шрифты Times New Roman, Baskerville и Georgia. Этими шрифтами набирают книги и документы, используют их в официальных письмах и других серьезных случаях. Они не устаревают, очень аккуратно смотрятся и их удобно читать.

Источник: devianart

3. Антиква нового стиля

Это шрифты нового типа, которые появились в конце 18 века во Франции и отличаются еще большим контрастом между основными и соединительными штрихами букв. Все буквы в таких шрифтах стоят ровно без наклона, благодаря чему кажутся ещё более официальными и строгими.

Считается, что такие шрифты проигрывают в удобочитаемости переходным антиквам, но споры об этом не утихают уже пару веков, а шрифт Didot за это время стал классикой французского стиля в книгопечатании.

Самые знаменитые антиквы нового стиля – это шрифты Bodoni, Didot, Walbaum. Их можно использовать для тех же целей, что и переходные: при печати книг, документов, писем и официальных заявлений.

Титульный лист книги Вольтера 1819 года

Хорошие бесплатные примеры антиквы нового стиля в Canva на русском – шрифт Ledger и гарнитура Noto Serif Display. На английском –  шрифт Antic Didone.

4. Брусковая антиква

Это последний подвид антиквы, который появился в Англии в 19 веке как шрифт для рекламных плакатов, постеров и других крупных носителей. Главная особенность таких шрифтов – мощные прямоугольные засечки у букв и низкий контраст.

Сегодня такие типы шрифтов кажутся напечатанными на машинке, а их узнаваемый рисунок не перепутать ни с чем другим. Среди брусковых шрифтов историки дизайна отдельно выделяют несколько подгрупп: египетские шрифты, геометрические шрифты, гуманистические шрифты и шрифты типа Кларендон.

Источник: Дмитрий Хорошкин

Гарнитура Кларендон – самый удобочитаемый и спокойный шрифт из всего семейства, поэтому её часто используют в современном дизайне. Шрифты такого типа продаются у всех крупных компаний – Adobe, Linotype и других.

Источник: Kevin Gorisnic

Красивые бесплатные примеры брусковой антиквы можно найти и в Canva. Это Alfa Slab One, Faustina Semi Bold, Eszar Extra Bold, Chunk Five и Bio Rmyme Ex для английского языка. На русском можно использовать Foglihten Black PC, Podkova Extra Bold, Rubik Mono и Boldesco Serif.

Виды шрифтов без засечек

Эти шрифты находятся в противоположности шрифтам с засечками. Их иногда еще называют гротесками, что дословно означает «причудливые» – это название закрепилось за ними как насмешка над тем, как сильно они отличаются от антиквы.  Буквы в таких шрифтах заканчиваются ровным краем, благодаря этому такие шрифты кажутся более современными и минималистичными.

5. Старые гротески

Это первые шрифты без засечек, которые, как и брусковые шрифты, изначально создавались для рекламных целей, но позднее стали использоваться и для набора обычного текста. Появились в 19 веке. Особенность старых гротесков в том, что это шрифты с небольшим контрастом, буквами одинаковой ширины и крупной, даже грубой геометрической формы. Такие типы шрифтов идеально подойдут для оформления заголовков газет, книг и статей.

Самые знаменитые старые гротески – Franklin Gothic и Akzidenz Grotesk.

Источник: Lica Eugen

Красивые бесплатные гротески в Canva – Intro, гарнитура Exo 2 Black, DejaVu Sans Bold, Articulat Bold на русском и Gothic A1 Black, HK Gothic Bold, Heebo Black и гарнитура Libre Franklin на английском.

6. Новые гротески

Эти шрифты пришли в мир в 50-е годы 20 века и до сих пор являются самыми актуальными и удобными из всех. Они появились благодаря дизайнерам-модернистам из швейцарской школы типографики и отличаются максимальной простотой и утилитарностью.

У таких шрифтов почти нет контраста, одинаковая ширина букв и ярко выраженное спокойное настроение. Их легко читать и можно использовать буквально везде. Именно поэтому они так популярны. Самый знаменитый новый гротеск – шрифт Helvetica, который стал настоящим культом в мире дизайна, лег в основу логотипов многих брендов с мировой известностью и по сей день является одним из самых часто используемых шрифтов в мире.

Источник: Inspirationfeed

Лучшие бесплатные шрифты в стиле новых гротесков в Canva – Cairo Regular, Carmela, Gidole, Glacial Indifference на английском, и Ubuntu, Sensation Light, гарнитуры Roboto и Open Sans на русском.

7. Гуманистические гротески

Этот тип шрифтов во всем подражает рукописным шрифтам и антикве старого стиля, поэтому буквы имеют плавную форму линий и высокий контраст. Их удобно читать, они универсальные и поэтому широко используются по сей день.

Впервые эти шрифты появились в Англии в 20 веке, и первым гуманистическим гротеском стал шрифт Gil Sans, который тогда использовался в фирменном стиле Лондонской железной дороги. Позднее этот шрифт лег в основу логотипов BBC, BENQ и KitKat, стал шрифтом шведской марки косметики Oriflame.

Самые знаменитые гуманистические гротески – Gill Sans, Frutiger, Tahoma, Verdana, Optima, и Lucide Grande.

Источник: Сlement Thorez

В Canva есть бесплатные предустановленные гуманистические гротески. Это HK Grotesk Medium, Inter, Open Sans, Open Sans Light и PT Sans на русском, и Albattar, Arialle, Barlow Thin, Ben Sen Handwriting на английском.

8. Геометрические гротески

Геометрические гротески строятся на простейших типах форм – круге, квадрате и треугольнике. Они появились в Германии в 30-е годы 20 века под влиянием архитектурной школы Баухауза. Суть этих шрифтов в простоте и ясных, чистых формах. Из-за строгой геометричности этих шрифтов их чаще всего используют для заголовков, вывесок, плакатов и других крупных надписей и редко используют для текста. Самые известные геометрические гротески – Futura, Avant Garde и Gotham. Шрифт Futura используется в логотипах компаний Volkswagen, Dolce&Gabbana, Louis Vuitton.

Источник: Soo Yeun Ji

Лучшие бесплатные геометрические гротески на русском в Canva – гарнитуры Articulat, Catrograph и Geometrica, шрифты Bicubik, Tex Gyre Adventor и Evolve Sans Light. Для английского языка можно воспользоваться шрифтами Metro, Michroma и гарнитурой Montserrat.

Декоративные виды шрифтов  

В эту группу обычно включают шрифты, которые используются для декоративных целей, например, рукописные, граффити или просто необычные шрифты для логотипов и заголовков. Это очень большая и обобщенная группа, поэтому ниже мы рассмотрим более детальные классификации, а пока что вот один из примеров декоративного шрифта:

9.  Акцидентные шрифты

Это самые разные виды шрифтов, главной общей чертой которых является полная непригодность для использования в тексте. Это яркие выразительные шрифты, созданные для привлечения внимания, акцента. Их используют в плакатах, вывесках и полиграфии и для яркого, запоминающегося дизайна.

10. Рукописные виды шрифтов

Это подгруппа декоративных шрифтов, которые подражают письму от руки. Они бывают двух видов: формальные и неформальные.

Формальный шрифт больше похож на каллиграфию, пропись и другие виды аккуратного почерка и часто используется в оформлении открыток и поздравительных писем.

В Canva бесплатно доступны десятки таких шрифтов на русском и английском языках. Вот некоторые интересные на английском: AC Cyberella, AC Fifindrel, AC Quickpad, Allura. На русском красиво смотрятся Heinrich Script, Bad Script, Caveat, Euro Script и Marck Script.

Неформальные варианты шрифтов часто бывают похожи на детский почерк, надписи кисточками и фломастерами или граффити. Их используют для дизайна плакатов благотворительных акций, в оформлении школ и детских кружков.

Попробуйте такие бесплатные декоративные шрифты в Canva: Brusher, Princess Sofia на английском, и Bryndan Write, Brusher Cyrillic, ABYS на русском.

11. Готические и декоративные виды шрифтов

Готические шрифты – это предшественники антиквы, которые использовались в Европе до 17 века. Они отличаются особой атмосферностью и сегодня используются для логотипов и вывесок.

К этой группе шрифтов также можно отнести рунические и другие этнические шрифты, которые не используются в повседневном обиходе.

В Canva такие шрифты бесплатно доступны на русском и английском языках. Самые красивые на русском: Brozas, Galactica, Abibas, Avdira, Ruslan Display. На английском – Amstrong, Rakkas, Rye, Pirata One.

12. Небуквенные виды шрифтов

К этой группе относятся все небуквенные шрифты – эмодзи, значки и картинки, которые часто используются в качестве дополнения к обычному тексту. Ещё сюда же относятся виньетки, линейки и декоративные фигуры, которыми украшают страницы дизайна.

Например, в этом шаблоне сочетается декоративный шрифт и эмодзи:

Такие эмодзи можно добавлять к любому дизайну Canva, они находятся в разделе «Элементы» в меню редактирования. Кроме них, в «Элементах» доступно огромное количество анимированных стикеров, фигур и декоративных элементов, таких как в этом поздравительном шаблоне: 

Что дальше

  • Попробуйте создать собственный дизайн в Canva, это очень просто и займет всего пару минут. 
  • Если времени совсем нет, но шрифты выбрать нужно – вот наша готовая подборка с удачными шрифтовыми парами, переходите по ссылке и используйте любую понравившуюся. 

Источник

Читая учебники и художественные произведения, просматривая газеты, журналы и другую печатную продукцию, можно заметить разнообразие способов оформления текста. Различные операции по приданию текстовому документу требуемого вида совершаются на этапе его форматирования.

Форматирование текста — процесс его оформления.

Основная цель форматирования — сделать восприятие готового документа простым и приятным для читателя. В первую очередь это делается за счёт вычленения и одинакового оформления однотипных структурных элементов текста.

Оформляя документ, пользователь применяет к отдельным его элементам команды форматирования.

Различают два способа форматирования текста:

  • прямое форматирование;
  • стилевое форматирование.

Прямое форматирование применяют к произвольным символьным фрагментам (отдельным символам, словам, строкам, предложениям) и абзацам.

Символ — минимальная графическая единица текста.

Обрати внимание!

К основным свойствам символов можно отнести:

  • шрифт;
  • размер шрифта;
  • начертание;
  • цвет.

Форматирование символов — изменение значений свойств символов.

Шрифт — это выполненные в едином стиле изображения символов, используемых для письма.

Человеку, занимающемуся подготовкой текстов на компьютере, доступны тысячи различных шрифтов.

Все их можно разделить на четыре основные группы:

1. Шрифты с засечками;

2. Рубленые;

3. Каллиграфические (рукописные);

4. Декоративные.

Если на концах букв имеются маленькие чёрточки — засечки, то при чтении за них «цепляется» глаз. Засечки облегчают зрительное восприятие букв, а, значит, процесс чтения. Шрифты с засечками, как правило, применяются в книгах, учебниках и других изданиях с большой длиной строки.

В журналах и газетах, где текст располагается в несколько колонок, а также для заголовков (короткие строки) применяют рубленыешрифты. Каллиграфические шрифты имитируют почерк человека.

Декоративные весьма причудливы и абсолютно не похожи друг на друга. Каллиграфические и декоративные шрифты используются для оформления обложек, открыток, этикеток, плакатов, рекламных проспектов и тому подобной печатной продукции.

Обрати внимание!

Употребление более 2-3 шрифтов в одном документе затрудняет его восприятие. Особенно осторожно следует подходить к использованию шрифтов двух последних групп.

Размер (кегль) шрифта — высота шрифта, измеряемая от нижнего края самой низкой буквы (например, «р» или «у») до верхнего края самой высокой буквы (например, «б»).

Кегль измеряется в пунктах. Один пункт — это очень маленькая единица, равная (1/72) дюйма (приблизительно (0,35) мм), т.е. шрифт в (72) пункта имеет высоту в (1) дюйм.  (1) Дюйм (= 2,54) см.

Начертание — графическая разновидность шрифта в пределах одной гарнитуры, различаемая по плотности (ширине (нормальное, узкое, широкое)), по постановке (наклону (прямое, курсивное, наклонное)), по насыщенности (жирности (светлое, полужирное, жирное)).

Чаще всего используют следующий набор начертаний символов: нормальное (неизменённый шрифт), полужирное, курсивное (наклоненное), подчёркнутое, перечёркнутое, верхний индекс (несколько выше и мельче остальных символов), нижний индекс (несколько ниже и мельче остальных символов).

Цвет символа — цвет видимой части символа (его рисунка).

Значения свойств символов выбираются с помощью кнопок панели форматирования.

Абзац — это часть документа между двумя соседними непечатаемыми (не отображаемыми без специальной команды) управляющими символами конца абзаца. Процесс ввода абзаца заканчивается нажатием клавиши Enter (тем самым вводится символ конца абзаца).

Так как абзац состоит из символов, то разным фрагментам абзаца можно установить разные значения параметров шрифта. Однако абзац, как самостоятельный объект текста, имеет собственные свойства, которые применяются к абзацу в целом, а не к отдельным символам или фрагментам абзаца. Для форматирования абзаца его необходимо выделить.

Обрати внимание!

К основным свойствам абзаца можно отнести:

  • выравнивание;
  • отступ первой строки;
  • отступы слева и справа;
  • междустрочный интервал;
  • интервалы перед и после.

Выравнивание абзаца — расположение абзаца относительно боковых границ страницы.

Выравнивание задают с помощью кнопок на панели инструментов Форматирование.

Виды выравнивания:

  • выравнивание по левому краю;
  • выравнивание по правому краю (например, для эпиграфов);
  • выравнивание по ширине;
  • выравнивание по центру строки (применяется для заголовков).

Отступ первой строки — отступ перед абзацем, красная строка.

Виды отступа первой строки:

  • без отступа;
  • с отступом;
  • с выступом.

Отступы слева и справа — расстояние от края страницы до левой (и, соответственно, правой) границы абзаца.

Отступы бывают:

  • без отступа;
  • с отступом слева;
  • с отступом справа.

Настроить отступы можно визуально (на глаз) с помощью горизонтальной линейки, панели инструментов Форматирование или точно (задав определённое значение через команды главного меню).

Интервалы перед и после задают расстояние между соседними абзацами соответственно сверху и снизу, в пунктах.

Междустрочный интервал определяет расстояние между соседними строками внутри абзаца.

Чаще всего используются интервалы:

  • одинарный;
  • полуторный;
  • двойной.

Интервалы можно задать с помощью кнопок на панели инструментов Форматирование или команд меню.

Небольшие документы можно оформить прямым форматированием. При работе с большими текстами, как правило, применяют стилевое форматирование.

Обрати внимание!

Смысл этой операции заключается в том, что структурным элементам, несущим одну и ту же функциональную нагрузку (например, заголовкам одного уровня, основному тексту, примерам и т.д.), назначается определённый стиль форматирования — набор параметров форматирования (шрифт, его начертание и размер, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).

Современные текстовые процессоры позволяют автоматически создавать оглавления документов, в которых к заголовкам разделов разных уровней применено стилевое форматирование: с помощью специальной команды пользователь указывает, заголовки каких уровней следует включить в оглавление; абзацы указанных стилей автоматически выбираются из текста документа и помещаются с указанием номеров страниц, с которых они были взяты, в новый раздел «Оглавление».

Стилевое форматирование имеет ряд преимуществ перед прямым:

1. Экономит время — применить стиль как набор параметров форматирования значительно быстрее, чем задавать соответствующие параметры один за другим;
2. Обеспечивает единообразие в оформлении текстового документа — при прямом форматировании одинаковые по функциональному назначению структурные элементы могут отличаться своими форматами; применение определённого стиля вносит строгость в оформление документа;
3. Позволяет быстро изменить вид отдельных элементов во всем документе — достаточно внести изменения в стиль, и оформление будет изменено во всём документе.

Можно создавать собственные стили или пользоваться готовыми стилями, имеющимися в текстовом процессоре. На основе определённых стилей создаются шаблоны типовых документов — буклетов, грамот, визитных карточек, счетов, резюме, деловых писем, отчётов и т.д. Пользователю достаточно ввести свою информацию в отдельные блоки шаблона, и она автоматически приобретёт заранее заданное оформление.

Источник