Опишите в чем состоит процесс обучения и какие свойства ученика изменяются

Функции процесса обучения

Процесс обучения выполняет ряд функций: образовательную, развивающую, воспитательную, побудительную и организационную. Они выступают комплексно, но, для того чтобы правильно организовать практическую деятельность, спланировать задачи обучения, их следует рассмотреть отдельно.

Образовательная функция процесса обучения состоит в том, что она направлена, прежде всего, на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности.

Знание – это понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов, сведений, понятий, правил, законов, теорий, формул, характеристик и т.д.

В процессе обучения научные знания должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Реализация этой функции обеспечивает полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. При этом учащиеся получают сведения по основам наук и видам деятельности, у них закладываются основы сознательного оперирования полученными знаниями, использования их для решения жизненных задач.

Образовательная функция также предполагает, что обучение направлено не только на получение учащимися знаний, но и на формирование у них умений и навыков.

Умение – это способность выполнять некие операции (действия), опираясь на правила. Или: умение – это владение способами применения знаний на практике.

Навык – это автоматизированный компонент сознательной деятельности. Другими словами, это умение, доведенное до автоматизма, высокой степени совершенства.

Умения образуются в результате упражнений. Для выработки навыков необходимы многократные повторения.

Умения и навыки бывают общеучебные и специальные Последние включают в себя специфические для соответствующего учебного предмета и отрасли науки практические умения и навыки. Например, по физике и химии это проведение лабораторных опытов, показ демонстраций; по географии – работа с картой, масштабные измерения ориентирование с помощью компаса и других приборов по биологии – работа с гербариями, муляжами, коллекциями, препаратами, микроскопом; по математике – работа с логарифмической линейкой, вычислительными машина ми, различного типа моделями и др.

Кроме специальных в процессе обучения учащиеся овладевают общеучебными умениями и навыками, которые имеют отношение ко всем предметам. Например, навыками чтения и письма, рациональной организации самостоятельной познавательной деятельности, умениям работы с учебниками, справочниками, библиографическим аппаратом и т.д.

Как уже упоминалось, процесс обучения одновременно с образовательной реализует и воспитательную функцию Воспитательная функция обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Она состоит в том, что в процессе обучения у учащихся складываются взгляды, научное мировоззрение, понимание законов природы, общества и мышления, нравственные и эстетические представления, способность следовать нормам поведения в обществе, соблюдать принятые в нем законы. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы деятельности, социального поведения, ценности и ценностные ориентации.

Возможностями воспитания располагает, прежде всего, содержание образования. Все учебные предметы имеют тот или иной воспитательный потенциал. Гуманитарные и социально-экономические дисциплины располагают большими возможностями для формирования личностных качеств обучаемых. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла способствует формированию мировоззрения, единой картины мира в сознании обучающихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.

Воспитательное воздействие в процессе обучения оказывает также характер общения учителя и ученика, учащихся между собой, психологический климат в коллективе. Существуют различные стили общения между участниками педагогического процесса: авторитарный, демократический, либеральный. Современная педагогика считает, что оптимальным является демократический, соединяющий в себе гуманное, уважительное отношение преподавателя к обучающимся, предоставление им известной самостоятельности, привлечение их к организации процесса обучения.

Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и иногда не в нужном направлении, поэтому реализация воспитательной функции обучения требует при организации учебного процесса, отборе его содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания.

Одновременно с образовательной и воспитательной функциями процесс обучения реализует и развивающую функцию. В процессе обучения кроме усвоения знаний, умений и навыков учащимися происходит их развитие. Причем оно осуществляется во всех направлениях: развитии речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. «Обучение ведет за собой развитие» – утверждает один из важных законов психологии, сформулированный Л.С. Выготским. Ему способствует как содержание образования, используемые методы и формы обучения, так и активная, разнообразная, сознательная деятельность обучаемых.

Хотя правильно поставленное обучение всегда развивает, однако эта функция успешнее реализуется при наличии специальной направленности. В теории и практике разработаны особые технологии обучения, преследующие именно Цели развития личности. Значительный вклад в создание системы развивающего обучения внесли отечественные ученые П.А. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.

И.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина разработали теорию поэтапного формирования умственных действий. Л.В. Занков обосновал совокупность принципов развития мышления в процессе обучения: увеличение удельного веса теоретического материала, обучение в быстром темпе и на высоком уровне трудности, обеспечение осознания учащимися своих учебных действий. A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов разработали основы проблемного обучения. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили систему развивающих методов обучения, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин – концепцию содержательного обобщения в обучении, Г.И. Щукина – способы активизации познавательной деятельности обучающихся. Д. Кабалевский, И. Волков разработали методическую систему, способствующую развитию эмоциональной сферы, богатства чувств, переживаний от восприятия природы и искусства, окружающих людей.

Читайте также:  Незначительные отличия предметов по каким либо свойствам

В настоящее время существует множество технологий, успешно реализующих развивающую функцию обучения (см. лекцию 11).

Кроме образовательной, воспитательной и развивающей некоторые ученые выделяют еще побудительную и организующую функции обучения. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальнейшим учебно-познавательным действиям учащихся, организовывал их на познание нового.

Бесспорным является то, что все функции процесса обучения взаимообусловлены и реализуются во всех его дидактических компонентах.

Источник

Ðàçâèòèå ìûøëåíèÿ, ïàìÿòè, òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé øêîëüíèêîâ. Ñòèìóëèðîâàíèå ó÷åáíî-ïîçíàâàòåëüíîé àêòèâíîñòè ó÷åíèêîâ. Âûðàáîòêà íàó÷íîãî ìèðîâîççðåíèÿ è íðàâñòâåííî-ýñòåòè÷åñêîé êóëüòóðû. Ñòðóêòóðà ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè, å¸ ïñèõîëîãè÷åñêèå êîìïîíåíòû.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

1. Õàðàêòåðèñòèêà ïðîöåññà îáó÷åíèÿ

Îáó÷åíèå – êîíêðåòíûé âèä ïåäàãîãè÷åñêîãî ïðîöåññà, â õîäå êîòîðîãî ïîä ðóêîâîäñòâîì ñïåöèàëüíî ïîäãîòîâëåííîãî ëèöà (ïåäàãîãà, ïðåïîäàâàòåëÿ) ðåàëèçóþòñÿ îáùåñòâåííî îáóñëîâëåííûå çàäà÷è îáðàçîâàíèÿ ëè÷íîñòè â òåñíîé âçàèìîñâÿçè ñ åå âîñïèòàíèåì è ðàçâèòèåì.

Ïðàâèëüíîå ïîíèìàíèå ñàìîãî ïðîöåññà îáó÷åíèÿ âêëþ÷àåò íåîáõîäèìûå õàðàêòåðèñòèêè:

1) îáó÷åíèå åñòü ñïåöèôè÷åñêàÿ ÷åëîâå÷åñêàÿ ôîðìà ïåðåäà÷è îáùåñòâåííîãî îïûòà: ïîñðåäñòâîì îðóäèé è ïðåäìåòîâ òðóäà, ÿçûêà è ðå÷è, ñïåöèàëüíî îðãàíèçîâàííîé ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè ïåðåäàåòñÿ è óñâàèâàåòñÿ îïûò ïðåäøåñòâóþùèõ ïîêîëåíèé;

2) îáó÷åíèå íåâîçìîæíî áåç íàëè÷èÿ âçàèìîäåéñòâèÿ ó÷åíèêà è ó÷èòåëÿ, áåç íàëè÷èÿ «âñòðå÷íîé» àêòèâíîñòè ó÷àùåãîñÿ, áåç åãî ñîîòâåòñòâóþùåé ðàáîòû, íàçûâàåìîé ó÷åíèåì. «Ó÷åíèå – ýòî òðóä, ïîëíûé àêòèâíîñòè è ìûñëè», – ïèñàë Ê.Ä. Óøèíñêèé. Çíàíèå íåëüçÿ ïåðåëîæèòü ìåõàíè÷åñêè èç îäíîé ãîëîâû â äðóãóþ. Ðåçóëüòàò îáùåíèÿ îïðåäåëåí íå òîëüêî äåÿòåëüíîñòüþ ó÷èòåëÿ, íî è â òàêîé æå ñòåïåíè äåÿòåëüíîñòüþ ó÷åíèêà, ñàìèì èõ âçàèìîîòíîøåíèåì;

3) îáó÷åíèå – ýòî íå ìåõàíè÷åñêàÿ ïðèáàâêà ê óæå èìåâøèìñÿ ïñèõîëîãè÷åñêèì ïðîöåññàì, à êà÷åñòâåííîå èçìåíåíèå âñåãî âíóòðåííåãî ìèðà, âñåé ïñèõèêè è ëè÷íîñòè ó÷åíèêà. Ïðè óñâîåíèè (êàê âûñøåé ñòàäèè îáó÷åííîñòè) ïðîèñõîäèò êàê áû ïåðåíîñ çíàíèé èçâíå âîâíóòðü (èíòåðèîðèçàöèÿ), îò÷åãî èçó÷àåìûé ìàòåðèàë ñòàíîâèòñÿ êàê áû ñîáñòâåííûì äîñòîÿíèåì ëè÷íîñòè, å¸ ïðèíàäëåæàùèì è åþ îòêðûòûì. Ñïåöèôè÷åñêàÿ îñîáåííîñòü ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè – ýòî äåÿòåëüíîñòü ïî ñàìîèçìåíåíèþ. Ÿ öåëü è ðåçóëüòàò – èçìåíåíèå ñàìîãî ñóáúåêòà, êîòîðîå çàêëþ÷àåòñÿ â îâëàäåíèè îïðåäåëåííûìè ñïîñîáàìè äåéñòâèÿ, à íå èçìåíåíèè ïðåäìåòîâ, ñ êîòîðûìè äåéñòâóåò ñóáúåêò (Ä.Á. Ýëüêîíèí).

Îáùèå öåëè îáó÷åíèÿ:

1) ôîðìèðîâàíèå çíàíèé (ñèñòåìû ïîíÿòèé) è ñïîñîáîâ äåÿòåëüíîñòè (ïðèåìîâ ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè, íàâûêîâ è óìåíèé);

2) ïîâûøåíèå îáùåãî óðîâíÿ óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ, èçìåíåíèå ñàìîãî òèïà ìûøëåíèÿ è ôîðìèðîâàíèå ïîòðåáíîñòåé è ñïîñîáíîñòåé ê ñàìîîáó÷åíèþ, óìåíèå ó÷èòüñÿ.

 ïðîöåññå îáó÷åíèÿ íåîáõîäèìî ðåøèòü ñëåäóþùèå çàäà÷è:

– ñòèìóëèðîâàíèå ó÷åáíî-ïîçíàâàòåëüíîé àêòèâíîñòè îáó÷àåìûõ;

– îðãàíèçàöèÿ èõ ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè ïî îâëàäåíèþ íàó÷íûìè çíàíèÿìè è óìåíèÿìè;

– ðàçâèòèå ìûøëåíèÿ, ïàìÿòè, òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé;

– ñîâåðøåíñòâîâàíèå ó÷åáíûõ óìåíèé è íàâûêîâ;

– âûðàáîòêà íàó÷íîãî ìèðîâîççðåíèÿ è íðàâñòâåííî-ýñòåòè÷åñêîé êóëüòóðû.

Òàêèì îáðàçîì, îáó÷åíèå – ýòî öåëåíàïðàâëåííîå, çàðàíåå çàïðîåêòèðîâàííîå îáùåíèå, â õîäå êîòîðîãî îñóùåñòâëÿåòñÿ îáðàçîâàíèå, âîñïèòàíèå è ðàçâèòèå îáó÷àåìîãî, óñâàèâàþòñÿ îòäåëüíûå ñòîðîíû îïûòà ÷åëîâå÷åñòâà, îïûòà äåÿòåëüíîñòè è ïîçíàíèÿ.

Îáó÷åíèå ìîæíî îõàðàêòåðèçîâàòü êàê ïðîöåññ àêòèâíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ ìåæäó îáó÷àþùèì è îáó÷àåìûì, â ðåçóëüòàòå êîòîðîãî ó îáó÷àåìîãî ôîðìèðóþòñÿ îïðåäåëåííûå çíàíèé è óìåíèÿ íà îñíîâå åãî ñîáñòâåííîé àêòèâíîñòè. À ïåäàãîã ñîçäàåò äëÿ àêòèâíîñòè îáó÷àåìîãî íåîáõîäèìûå óñëîâèÿ, íàïðàâëÿåò åå, êîíòðîëèðóåò, ïðåäîñòàâëÿåò äëÿ íåå íóæíûå ñðåäñòâà è èíôîðìàöèþ.

2. Ó÷åíèå êàê äåÿòåëüíîñòü

Ïîä äåÿòåëüíîñòüþ â ïñèõîëîãèè ïðèíÿòî ïîíèìàòü àêòèâíîå âçàèìîäåéñòâèå ÷åëîâåêà ñî ñðåäîé, â êîòîðîì îí äîñòèãàåò ñîçíàòåëüíî ïîñòàâëåííîé öåëè, âîçíèêøåé â ðåçóëüòàòå ïîÿâëåíèÿ ó íåãî îïðåäåëåííîé ïîòðåáíîñòè, ìîòèâà. Âèäû äåÿòåëüíîñòè, îáåñïå÷èâàþùèå ñóùåñòâîâàíèå ÷åëîâåêà è ôîðìèðîâàíèå åãî êàê ëè÷íîñòè – îáùåíèå, èãðà, ó÷åíèå, òðóä.

Ó÷åíèå èìååò ìåñòî òàì, ãäå äåéñòâèÿ ÷åëîâåêà óïðàâëÿþòñÿ ñîçíàòåëüíîé öåëüþ óñâîèòü îïðåäåëåííûå çíàíèÿ, óìåíèÿ, íàâûêè, ôîðìû ïîâåäåíèÿ è äåÿòåëüíîñòè. Ó÷åíèå – ñïåöèôè÷åñêè ÷åëîâå÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü, ïðè÷åì îíî âîçìîæíî ëèøü íà òîé ñòóïåíè ðàçâèòèÿ ïñèõèêè ÷åëîâåêà, êîãäà îí ñïîñîáåí ðåãóëèðîâàòü ñâîè äåéñòâèÿ ñîçíàòåëüíîé öåëüþ. Ó÷åíèå ïðåäúÿâëÿåò òðåáîâàíèÿ ê ïîçíàâàòåëüíûì ïðîöåññàì (ïàìÿòè, ñîîáðàçèòåëüíîñòè, âîîáðàæåíèþ, ãèáêîñòè óìà) è âîëåâûì êà÷åñòâàì (óïðàâëåíèþ âíèìàíèåì, ðåãóëÿöèè ÷óâñòâ è ò. ä.).

 ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè îáúåäèíÿþòñÿ íå òîëüêî ïîçíàâàòåëüíûå ôóíêöèè äåÿòåëüíîñòè (âîñïðèÿòèå, âíèìàíèå, ïàìÿòü, ìûøëåíèå, âîîáðàæåíèå), íî è ïîòðåáíîñòè, ìîòèâû, ýìîöèè, âîëÿ.

Ëþáàÿ äåÿòåëüíîñòü – ýòî ñîâîêóïíîñòü íåêîòîðûõ ôèçè÷åñêèõ äåéñòâèé, ïðàêòè÷åñêèõ èëè ðå÷åâûõ. Åñëè ó÷åíèå – äåÿòåëüíîñòü, òî ìîæåò ëè îíà îñóùåñòâëÿòüñÿ áåç âíåøíèõ è âèäèìûõ ôîðì? Èññëåäîâàíèÿ ó÷åíûõ ïîêàçàëè, ÷òî êðîìå ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, ÷åëîâåê ñïîñîáåí åù¸ îñóùåñòâëÿòü îñîáóþ ãíîñòè÷åñêóþ(ïîçíàâàòåëüíóþ) äåÿòåëüíîñòü. Öåëü å¸ – ïîçíàíèå îêðóæàþùåãî ìèðà.

Читайте также:  Какими свойствами обладают газы жидкости твердые вещества

Ãíîñòè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü, êàê è ïðàêòè÷åñêàÿ, ìîæåò áûòü ïðåäìåòíîé è âíåøíåé. Ýòî ìîæåò áûòü òàêæå ïåðöåïòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü èëè ñèìâîëè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü.  îòëè÷èå îò ïðàêòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, ãíîñòè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü ìîæåò áûòü åùå è âíóòðåííåé, èëè, ïî êðàéíåé ìåðå, íå íàáëþäàåìîé. Òàê, âîñïðèÿòèå ÷àñòî îñóùåñòâëÿåòñÿ ñ ïîìîùüþ âíåøíå íå íàáëþäàåìûõ ïåðöåïòèâíûõ äåéñòâèé, îáåñïå÷èâàþùèõ ôîðìèðîâàíèå îáðàçà ïðåäìåòà. Ïðîöåññû çàïîìèíàíèÿ ðåàëèçóþòñÿ ïóòåì ñïåöèàëüíûõ ìíåìè÷åñêèõ äåéñòâèé (âûäåëåíèå ñìûñëîâûõ ñâÿçåé, ìûñëåííàÿ ñõåìàòèçàöèÿ è ïîâòîðåíèå). Ñïåöèàëüíûå èññëåäîâàíèÿ îáíàðóæèëè, ÷òî íàèáîëåå ðàçâåðíóòûå ôîðìû ìûøëåíèÿ îñóùåñòâëÿþòñÿ ïîñðåäñòâîì îñîáûõ óìñòâåííûõ äåéñòâèé, âûïîëíÿåìûõ ÷åëîâåêîì «ïðî ñåáÿ» (íàïðèìåð, äåéñòâèÿ àíàëèçà è ñèíòåçà, îòîæäåñòâëåíèÿ è ðàçëè÷åíèÿ, àáñòðàãèðîâàíèÿ è îáîáùåíèÿ).  ïðîöåññå ó÷åíèÿ ýòè âèäû äåÿòåëüíîñòè îáû÷íî òåñíî ïåðåïëåòåíû. Òàê, èçó÷àÿ êëàññèôèêàöèþ ðàñòåíèé, ó÷åíèê ðàññìàòðèâàåò èõ (ïåðöåïòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü), îòäåëÿåò îñíîâíûå ÷àñòè öâåòêà (ïðåäìåòíàÿ äåÿòåëüíîñòü), îïèñûâàåò òî, ÷òî âèäèò (ñèìâîëè÷åñêàÿ, èëè ðå÷åâàÿ äåÿòåëüíîñòü), çàðèñîâûâàåò (ïðåäìåòíàÿ ïåðöåïòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü) è ò.ä.  ðàçíûõ ñëó÷àÿõ ñîîòíîøåíèå ýòèõ âèäîâ äåÿòåëüíîñòè ðàçëè÷íî, íî âî âñåõ ñëó÷àÿõ ó÷åíèå âûðàæàåòñÿ â àêòèâíîé ãíîñòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, êîòîðàÿ ÷àñòî èìååò âíóòðåííèå ôîðìû.

Ðàáîòû ìíîãèõ ïñèõîëîãîâ (Âûãîòñêîãî, Ëåîíòüåâà, Ãàëüïåðèíà, Ïèàæå è äð.) ïîêàçàëè, ÷òî âíóòðåííÿÿ äåÿòåëüíîñòü âîçíèêàåò èç âíåøíåé â ïðîöåññå èíòåðèîðèçàöèè, áëàãîäàðÿ êîòîðîé ïðåäìåòíîå äåéñòâèå îòðàæàåòñÿ â ñîçíàíèè è ìûøëåíèè ÷åëîâåêà. Íàïðèìåð, ïðåäìåòíîå äåéñòâèå ðàçäåëåíèÿ, ðàçáîðêè âåùè íà ÷àñòè ïðè ðåøåíèè ñîîòâåòñòâóþùèõ çàäà÷ çàìåùàåòñÿ äåéñòâèåì â óìå (ðàñ÷ëåíåíèåì âåùè íà îñíîâå å¸ îáðàçà èëè ïîíÿòèÿ î íåé). Ïðåäìåòíîå äåéñòâèå ïðåâðàùàåòñÿ â ïðîöåññ èíòåðèîðèçàöèè, â äåéñòâèå ìûñëåííîãî àíàëèçà. Ñèñòåìû òàêèõ ìûñëåííûõ (óìñòâåííûõ) äåéñòâèé, ðàçâåðòûâàþùèõñÿ â èäåàëüíîì ïëàíå, è åñòü âíóòðåííÿÿ äåÿòåëüíîñòü.

Óñòàíîâëåíî, ÷òî îñíîâíûì ñðåäñòâîì èíòåðèîðèçàöèè ÿâëÿåòñÿ ñëîâî. Îíî ïîçâîëÿåò ÷åëîâåêó êàê áû «îòîðâàòü» äåéñòâèå îò ñàìîãî ïðåäìåòà è ïðåâðàòèòü åãî â äåéñòâèå ñ îáðàçàìè è ïîíÿòèåì î ïðåäìåòå.

Âíåøíÿÿ ãíîñòè÷åñêàÿ äåÿòåëüíîñòü îáÿçàòåëüíàÿ äëÿ ó÷åíèÿ, êîãäà â ñîçíàíèè ÷åëîâåêà åù¸ íå ñôîðìèðîâàíû îáðàçû, ïîíÿòèÿ î ïðåäìåòå è ñîîòâåòñòâóþùèå èì äåéñòâèÿ. Åñëè æå îáðàçû, ïîíÿòèè è äåéñòâèÿ, íåîáõîäèìûå äëÿ óñâîåíèÿ íîâûõ çíàíèé è óìåíèé ó ðåáåíêà óæå èìåþòñÿ, òî äëÿ íàó÷åíèÿ äîñòàòî÷íî âíóòðåííåé ãíîñòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.

Ðåøàÿ âîïðîñ î õàðàêòåðå ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè, íàäî ïðåæäå âñåãî ïðîàíàëèçèðîâàòü, êàêèõ çíàíèé è óìåíèé òðåáóåò óñâîåíèå íîâîãî ìàòåðèàëà. Åñëè ó÷åíèê íå âëàäååò åù¸ îïðåäåëåííûìè îáðàçàìè, ïîíÿòèÿìè è äåéñòâèÿìè, òî ó÷åíèå íàäî íà÷èíàòü ñ ïðåäìåòíîé ãíîñòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè. Ó÷åíèê äîëæåí ñâîèìè ðóêàìè îñóùåñòâèòü ñîîòâåòñòâóþùèå äåéñòâèÿ. Çàòåì, âûäåëÿÿ è çàêðåïëÿÿ èõ ñ ïîìîùüþ ñëîâ, îí ïîñòåïåííî äîëæåí ïåðåâîäèòü èõ âûïîëíåíèå â èäåàëüíûé âíóòðåííèé ïëàí. Åñëè æå ó÷åíèê óæå âëàäååò àðñåíàëîì íåîáõîäèìûõ èñõîäíûõ ïîíÿòèé è äåéñòâèé, òî ó÷åíèå îí ìîæåò íà÷èíàòü ïðÿìî ñ âíóòðåííåé ãíîñòè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.  ýòîì ñëó÷àå ó÷åíèêó ìîæíî ïðåïîäíîñèòü ñîîòâåòñòâóþùèå ñëîâà, ïîñêîëüêó îí óæå çíàåò, ÷òî îíè îçíà÷àþò, è êàêèå äåéñòâèÿ ñ íèìè íåîáõîäèìû. Íà ýòîì îñíîâàíî òðàäèöèîííîå îáó÷åíèå ìåòîäîì îáùåíèÿ è ïîêàçà. Åìó ñîîòâåòñòâóþò òàêèå ñïîñîáû îáó÷åíèÿ, êàê ñëóøàíèå, ÷òåíèå, íàáëþäåíèå.

Ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü – âåäóùàÿ äåÿòåëüíîñòü â øêîëüíîì âîçðàñòå. Ïîä âåäóùåé äåÿòåëüíîñòüþ ïîíèìàåòñÿ òàêàÿ äåÿòåëüíîñòü, â ïðîöåññå êîòîðîé ïðîèñõîäèò ôîðìèðîâàíèå îñíîâíûõ ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ è ñâîéñòâ ëè÷íîñòè, ïîÿâëÿþòñÿ íîâîîáðàçîâàíèÿ, ñîîòâåòñòâóþùèå âîçðàñòó (ïðîèçâîëüíîñòü, ðåôëåêñèÿ, ñàìîêîíòðîëü, âíóòðåííèé ïëàí äåéñòâèé). Ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü îñóùåñòâëÿåòñÿ íà ïðîòÿæåíèè âñåãî îáó÷åíèÿ ðåáåíêà â øêîëå. Îñîáåííî èíòåíñèâíî ôîðìèðóåòñÿ ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü â ïåðèîä ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà.

 õîäå ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè ïðîèñõîäÿò èçìåíåíèÿ:

– â óðîâíå çíàíèé, óìåíèé è íàâûêîâ;

– â óðîâíå ñôîðìèðîâàííîñòè îòäåëüíûõ ñòîðîí ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè;

– â óìñòâåííûõ îïåðàöèÿõ, îñîáåííîñòÿõ ëè÷íîñòè, ò.å. â óðîâíå îáùåãî è óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ.

Ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü – ýòî, ïðåæäå âñåãî, èíäèâèäóàëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü. Îíà ñëîæíà ïî ñâîåé ñòðóêòóðå è òðåáóåò ñïåöèàëüíîãî ôîðìèðîâàíèÿ. Êàê è òðóä, ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü õàðàêòåðèçóåòñÿ öåëÿìè è çàäà÷àìè, ìîòèâàìè. Êàê è âçðîñëûé ÷åëîâåê, âûïîëíÿþùèé ðàáîòó, ó÷åíèê äîëæåí çíàòü, ÷òî äåëàòü, çà÷åì, êàê, âèäåòü ñâîè îøèáêè, êîíòðîëèðîâàòü è îöåíèâàòü ñåáÿ. Ðåáåíîê, ïîñòóïàþùèé â øêîëó, íè÷åãî ýòîãî ñàìîñòîÿòåëüíî íå äåëàåò, ò.å. îí íå îáëàäàåò íàâûêàìè ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè.  ïðîöåññå ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè øêîëüíèê íå òîëüêî îñâàèâàåò çíàíèÿ, óìåíèÿ è íàâûêè, íî è ó÷èòñÿ ñòàâèòü ïåðåä ñîáîé ó÷åáíûå çàäà÷è (öåëè), íàõîäèòü ñïîñîáû óñâîåíèÿ è ïðèìåíåíèÿ çíàíèé, êîíòðîëèðîâàòü è îöåíèâàòü ñâîè äåéñòâèÿ.

3. Ñòðóêòóðà ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè. Ïñèõîëîãè÷åñêèå êîìïîíåíòû

Ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü èìååò âíåøíþþ ñòðóêòóðó, ñîñòîÿùóþ èç ñëåäóþùèõ ýëåìåíòîâ (ïî Á.À. Ñîñíîâñêîìó):

Читайте также:  Какое свойство характерно для живых тел природы организмов в отличие

1) ó÷åáíûå ñèòóàöèè è çàäà÷è – êàê íàëè÷èå ìîòèâà, ïðîáëåìû, å¸ ïðèíÿòèÿ ó÷àùèìèñÿ;

2) ó÷åáíûå äåéñòâèÿ, íàïðàâëåííûå íà ðåøåíèå ñîîòâåòñòâóþùèõ çàäà÷;

3) êîíòðîëü – êàê ñîîòíîøåíèå äåéñòâèÿ è åãî ðåçóëüòàòà ñ çàäàííûìè îáðàçöàìè;

4) îöåíêà – êàê ôèêñàöèÿ êà÷åñòâà (íî íå êîëè÷åñòâà) ðåçóëüòàòà îáó÷åíèÿ, êàê ìîòèâàöèÿ ïîñëåäóþùåé ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè, ðàáîòû.

Êàæäîìó èç êîìïîíåíòîâ ñòðóêòóðû ýòîé äåÿòåëüíîñòè ïðèñóùè ñâîè îñîáåííîñòè.  òî æå âðåìÿ, ÿâëÿÿñü ïî ïðèðîäå èíòåëëåêòóàëüíîé äåÿòåëüíîñòüþ, ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü õàðàêòåðèçóåòñÿ òåì æå ñòðîåíèåì, ÷òî è ëþáîé äðóãîé èíòåëëåêòóàëüíûé àêò, à èìåííî: íàëè÷èåì ìîòèâà, ïëàíà (çàìûñëà, ïðîãðàììû), èñïîëíåíèåì (ðåàëèçàöèåé) è êîíòðîëåì

Ó÷åáíàÿ çàäà÷à âûñòóïàåò êàê îïðåäåëåííîå ó÷åáíîå çàäàíèå, èìåþùåå ÷åòêóþ öåëü, íî äëÿ òîãî ÷òîáû îñóùåñòâèòü ýòó öåëü, íàäî ó÷åñòü óñëîâèÿ, â êîòîðûõ äåéñòâèå äîëæíî îñóùåñòâèòüñÿ. Ïî À.Í. Ëåîíòüåâó, çàäà÷à – ýòî öåëü, äàííàÿ â îïðåäåëåííûõ óñëîâèÿõ. Ïî ìåðå âûïîëíåíèÿ ó÷åáíûõ çàäà÷ ïðîèñõîäèò èçìåíåíèå ñàìîãî ó÷åíèêà. Ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü ìîæåò áûòü ïðåäñòàâëåíà êàê ñèñòåìà ó÷åáíûõ çàäà÷, êîòîðûå äàþòñÿ â îïðåäåëåííûõ ó÷åáíûõ ñèòóàöèÿõ è ïðåäïîëàãàþò îïðåäåëåííûå ó÷åáíûå äåéñòâèÿ.

Ó÷åáíàÿ çàäà÷à âûñòóïàåò êàê ñëîæíàÿ ñèñòåìà èíôîðìàöèè î êàêîì-òî îáúåêòå, ïðîöåññå, â êîòîðîì ÷åòêî îïðåäåëåíà ëèøü ÷àñòü ñâåäåíèé, à îñòàëüíàÿ íåèçâåñòíà, êîòîðóþ è òðåáóåòñÿ íàéòè, èñïîëüçóÿ èìåþùèåñÿ çíàíèÿ è àëãîðèòìû ðåøåíèÿ â ñî÷åòàíèè ñ ñàìîñòîÿòåëüíûìè äîãàäêàìè è ïîèñêàìè îïòèìàëüíûõ ñïîñîáîâ ðåøåíèÿ.

 îáùåé ñòðóêòóðå ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè çíà÷èòåëüíîå ìåñòî îòâîäèòñÿ äåéñòâèÿì êîíòðîëÿ (ñàìîêîíòðîëÿ) è îöåíêè (ñàìîîöåíêè). Ýòî îáóñëîâëèâàåòñÿ òåì, ÷òî âñÿêîå äðóãîå ó÷åáíîå äåéñòâèå ñòàíîâèòñÿ ïðîèçâîëüíûì, ðåãóëèðóåìûì òîëüêî ïðè íàëè÷èè êîíòðîëèðîâàíèÿ è îöåíèâàíèÿ â ñòðóêòóðå äåÿòåëüíîñòè.

Êîíòðîëü ïðåäïîëàãàåò òðè çâåíà: 1) ìîäåëü, îáðàç ïîòðåáíîãî, æåëàåìîãî ðåçóëüòàòà äåéñòâèÿ; 2) ïðîöåññ ñëè÷åíèÿ ýòîãî îáðàçà è ðåàëüíîãî äåéñòâèÿ è 3) ïðèíÿòèå ðåøåíèÿ î ïðîäîëæåíèè èëè êîððåêöèè äåéñòâèÿ. Ýòè òðè çâåíà ïðåäñòàâëÿþò ñòðóêòóðó âíóòðåííåãî êîíòðîëÿ ñóáúåêòà äåÿòåëüíîñòè çà åå ðåàëèçàöèåé.

Ï.Ï. Áëîíñêèì áûëè íàìå÷åíû ÷åòûðå ñòàäèè ïðîÿâëåíèÿ ñàìîêîíòðîëÿ ïðèìåíèòåëüíî ê óñâîåíèþ ìàòåðèàëà. Ïåðâàÿ ñòàäèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ îòñóòñòâèåì âñÿêîãî ñàìîêîíòðîëÿ. Íàõîäÿùèéñÿ íà ýòîé ñòàäèè ó÷àùèéñÿ íå óñâîèë ìàòåðèàë è íå ìîæåò ñîîòâåòñòâåííî íè÷åãî êîíòðîëèðîâàòü. Âòîðàÿ ñòàäèÿ – ïîëíûé ñàìîêîíòðîëü. Íà ýòîé ñòàäèè ó÷àùèéñÿ ïðîâåðÿåò ïîëíîòó è ïðàâèëüíîñòü ðåïðîäóêöèè óñâîåííîãî ìàòåðèàëà. Òðåòüÿ ñòàäèÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ êàê ñòàäèÿ âûáîðî÷íîãî ñàìîêîíòðîëÿ, ïðè êîòîðîì ó÷àùèéñÿ êîíòðîëèðóåò, ïðîâåðÿåò òîëüêî ãëàâíîå ïî âîïðîñàì. Íà ÷åòâåðòîé ñòàäèè âèäèìûé ñàìîêîíòðîëü îòñóòñòâóåò, îí îñóùåñòâëÿåòñÿ êàê áû íà îñíîâå ïðîøëîãî îïûòà, íà îñíîâå êàêèõ-òî íåçíà÷èòåëüíûõ äåòàëåé, ïðèìåò.

 ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè ïðèñóòñòâóþò ìíîãèå ïñèõîëîãè÷åñêèå êîìïîíåíòû:

– ìîòèâ (âíåøíèé èëè âíóòðåííèé), ñîîòâåòñòâóþùåå æåëàíèå, èíòåðåñ, ïîëîæèòåëüíîå îòíîøåíèå ê ó÷åíèþ;

– îñìûñëåííîñòü äåÿòåëüíîñòè, âíèìàíèå, ñîçíàòåëüíîñòü, ýìîöèîíàëüíîñòü, ïðîÿâëåíèå âîëåâûõ êà÷åñòâ;

– íàïðàâëåííîñòü è àêòèâíîñòü äåÿòåëüíîñòè, ðàçíîîáðàçèå âèäîâ è ôîðì äåÿòåëüíîñòè: âîñïðèÿòèå è íàáëþäåíèå êàê ðàáîòà ñ ÷óâñòâåííî ïðåäñòàâëåííûì ìàòåðèàëîì; ìûøëåíèå êàê àêòèâíàÿ ïåðåðàáîòêà ìàòåðèàëà, åãî ïîíèìàíèå è óñâîåíèå (çäåñü æå ïðèñóòñòâóþò è ðàçíîîáðàçíûå ýëåìåíòû âîîáðàæåíèÿ); ðàáîòà ïàìÿòè êàê ñèñòåìíîãî ïðîöåññà, ñîñòîÿùåãî èç çàïîìèíàíèÿ, ñîõðàíåíèÿ è âîñïðîèçâåäåíèÿ ìàòåðèàëà, êàê ïðîöåññà, íåîòðûâíîãî îò ìûøëåíèÿ;

– ïðàêòè÷åñêîå èñïîëüçîâàíèå ïðèîáðåòåííûõ çíàíèé è óìåíèé â ïîñëåäóþùåé äåÿòåëüíîñòè, èõ óòî÷íåíèå è êîððåêòèðîâêà.

Ó÷åáíàÿ ìîòèâàöèÿ îïðåäåëÿåòñÿ êàê ÷àñòíûé âèä ìîòèâàöèè, âêëþ÷åííîé â äåÿòåëüíîñòü ó÷åíèÿ, ó÷åáíóþ äåÿòåëüíîñòü. Êàê è ëþáîé äðóãîé âèä, ó÷åáíàÿ ìîòèâàöèÿ îïðåäåëÿåòñÿ öåëûì ðÿäîì ñïåöèôè÷åñêèõ äëÿ ýòîé äåÿòåëüíîñòè ôàêòîðîâ:

1) ñàìîé îáðàçîâàòåëüíîé ñèñòåìîé, îáðàçîâàòåëüíûì ó÷ðåæäåíèåì, ãäå îñóùåñòâëÿåòñÿ ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü;

2) îðãàíèçàöèåé îáðàçîâàòåëüíîãî ïðîöåññà;

3) ñóáúåêòíûìè îñîáåííîñòÿìè îáó÷àþùåãîñÿ (âîçðàñò, ïîë, èíòåëëåêòóàëüíîå ðàçâèòèå, ñïîñîáíîñòè, óðîâåíü ïðèòÿçàíèé, ñàìîîöåíêà, åãî âçàèìîäåéñòâèå ñ äðóãèìè ó÷åíèêàìè è ò.ä.);

4) ñóáúåêòíûìè îñîáåííîñòÿìè ïåäàãîãà è ïðåæäå âñåãî ñèñòåìîé åãî îòíîøåíèé ê ó÷åíèêó, ê äåëó;

5) ñïåöèôèêîé ó÷åáíîãî ïðåäìåòà.

Íåîáõîäèìîå óñëîâèå äëÿ ñîçäàíèÿ ó ó÷àùèõñÿ èíòåðåñà ê ñîäåðæàíèþ îáó÷åíèÿ è ê ñàìîé ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè – âîçìîæíîñòü ïðîÿâèòü â ó÷åíèè óìñòâåííóþ ñàìîñòîÿòåëüíîñòü è èíèöèàòèâíîñòü. ×åì àêòèâíåå ìåòîäû îáó÷åíèÿ, òåì ëåã÷å çàèíòåðåñîâàòü èìè ó÷àùèõñÿ. Îñíîâíîå ñðåäñòâî âîñïèòàíèÿ óñòîé÷èâîãî èíòåðåñà ê ó÷åíèþ – èñïîëüçîâàíèå òàêèõ âîïðîñîâ è çàäàíèé, ðåøåíèå êîòîðûõ òðåáóåò îò ó÷àùèõñÿ àêòèâíîé ïîèñêîâîé äåÿòåëüíîñòè. ó÷åáíûé øêîëüíèê ïîçíàâàòåëüíûé ìûøëåíèå

Áîëüøóþ ðîëü â ôîðìèðîâàíèè èíòåðåñà ê ó÷åíèþ èãðàåò ñîçäàíèå ïðîáëåìíîé ñèòóàöèè, ñòîëêíîâåíèå ó÷àùèõñÿ ñ òðóäíîñòüþ, êîòîðóþ îíè íå ìîãóò ðàçðåøèòü ïðè ïîìîùè èìåþùåãîñÿ ó íèõ çàïàñà çíàíèé; ñòàëêèâàÿñü ñ òðóäíîñòüþ, îíè óáåæäàþòñÿ â íåîáõîäèìîñòè ïîëó÷åíèÿ íîâûõ çíàíèé èëè ïðèìåíåíèÿ ñòàðûõ â íîâîé ñèòóàöèè.

Âñå ñîñòàâëÿþùèå ýëåìåíòû ñòðóêòóðû ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè è âñå å¸ êîìïîíåíòû òðåáóþò îñîáîé îðãàíèçàöèè, ñïåöèàëüíîãî ôîðìèðîâàíèÿ. Âñ¸ ýòî çàäà÷è êîìïëåêñíûå, òðåáóþùèå äëÿ ñâîåãî ðåøåíèÿ ñîîòâåòñòâóþùèõ çíàíèé è íåìàëîãî îïûòà è ïîñòîÿííîãî êàæäîäíåâíîãî òâîð÷åñòâà.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник