Опишите в чем состоит процесс обучения и какие свойства
Функции процесса обучения
Процесс обучения выполняет ряд функций: образовательную, развивающую, воспитательную, побудительную и организационную. Они выступают комплексно, но, для того чтобы правильно организовать практическую деятельность, спланировать задачи обучения, их следует рассмотреть отдельно.
Образовательная функция процесса обучения состоит в том, что она направлена, прежде всего, на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности.
Знание – это понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов, сведений, понятий, правил, законов, теорий, формул, характеристик и т.д.
В процессе обучения научные знания должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Реализация этой функции обеспечивает полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. При этом учащиеся получают сведения по основам наук и видам деятельности, у них закладываются основы сознательного оперирования полученными знаниями, использования их для решения жизненных задач.
Образовательная функция также предполагает, что обучение направлено не только на получение учащимися знаний, но и на формирование у них умений и навыков.
Умение – это способность выполнять некие операции (действия), опираясь на правила. Или: умение – это владение способами применения знаний на практике.
Навык – это автоматизированный компонент сознательной деятельности. Другими словами, это умение, доведенное до автоматизма, высокой степени совершенства.
Умения образуются в результате упражнений. Для выработки навыков необходимы многократные повторения.
Умения и навыки бывают общеучебные и специальные Последние включают в себя специфические для соответствующего учебного предмета и отрасли науки практические умения и навыки. Например, по физике и химии это проведение лабораторных опытов, показ демонстраций; по географии – работа с картой, масштабные измерения ориентирование с помощью компаса и других приборов по биологии – работа с гербариями, муляжами, коллекциями, препаратами, микроскопом; по математике – работа с логарифмической линейкой, вычислительными машина ми, различного типа моделями и др.
Кроме специальных в процессе обучения учащиеся овладевают общеучебными умениями и навыками, которые имеют отношение ко всем предметам. Например, навыками чтения и письма, рациональной организации самостоятельной познавательной деятельности, умениям работы с учебниками, справочниками, библиографическим аппаратом и т.д.
Как уже упоминалось, процесс обучения одновременно с образовательной реализует и воспитательную функцию Воспитательная функция обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Она состоит в том, что в процессе обучения у учащихся складываются взгляды, научное мировоззрение, понимание законов природы, общества и мышления, нравственные и эстетические представления, способность следовать нормам поведения в обществе, соблюдать принятые в нем законы. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы деятельности, социального поведения, ценности и ценностные ориентации.
Возможностями воспитания располагает, прежде всего, содержание образования. Все учебные предметы имеют тот или иной воспитательный потенциал. Гуманитарные и социально-экономические дисциплины располагают большими возможностями для формирования личностных качеств обучаемых. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла способствует формированию мировоззрения, единой картины мира в сознании обучающихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.
Воспитательное воздействие в процессе обучения оказывает также характер общения учителя и ученика, учащихся между собой, психологический климат в коллективе. Существуют различные стили общения между участниками педагогического процесса: авторитарный, демократический, либеральный. Современная педагогика считает, что оптимальным является демократический, соединяющий в себе гуманное, уважительное отношение преподавателя к обучающимся, предоставление им известной самостоятельности, привлечение их к организации процесса обучения.
Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и иногда не в нужном направлении, поэтому реализация воспитательной функции обучения требует при организации учебного процесса, отборе его содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания.
Одновременно с образовательной и воспитательной функциями процесс обучения реализует и развивающую функцию. В процессе обучения кроме усвоения знаний, умений и навыков учащимися происходит их развитие. Причем оно осуществляется во всех направлениях: развитии речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. «Обучение ведет за собой развитие» – утверждает один из важных законов психологии, сформулированный Л.С. Выготским. Ему способствует как содержание образования, используемые методы и формы обучения, так и активная, разнообразная, сознательная деятельность обучаемых.
Хотя правильно поставленное обучение всегда развивает, однако эта функция успешнее реализуется при наличии специальной направленности. В теории и практике разработаны особые технологии обучения, преследующие именно Цели развития личности. Значительный вклад в создание системы развивающего обучения внесли отечественные ученые П.А. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.
И.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина разработали теорию поэтапного формирования умственных действий. Л.В. Занков обосновал совокупность принципов развития мышления в процессе обучения: увеличение удельного веса теоретического материала, обучение в быстром темпе и на высоком уровне трудности, обеспечение осознания учащимися своих учебных действий. A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов разработали основы проблемного обучения. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили систему развивающих методов обучения, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин – концепцию содержательного обобщения в обучении, Г.И. Щукина – способы активизации познавательной деятельности обучающихся. Д. Кабалевский, И. Волков разработали методическую систему, способствующую развитию эмоциональной сферы, богатства чувств, переживаний от восприятия природы и искусства, окружающих людей.
В настоящее время существует множество технологий, успешно реализующих развивающую функцию обучения (см. лекцию 11).
Кроме образовательной, воспитательной и развивающей некоторые ученые выделяют еще побудительную и организующую функции обучения. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальнейшим учебно-познавательным действиям учащихся, организовывал их на познание нового.
Бесспорным является то, что все функции процесса обучения взаимообусловлены и реализуются во всех его дидактических компонентах.
Источник
Цели и функции обучения
Определение особенностей процесса обучения предусматривает выделение и характеристику его основных функций.
Основными функциями процесса обучения являются:
- Воспитательная
- Образовательная
- Развивающая
Данные функции условно проводят грани между процессами воспитания, обучения и развития личности, так как они находятся в тесной взаимосвязи, а их аспекты являются общими. Условность отделения одной функции от другой необходимо для того, чтобы оптимизировать практическую деятельность педагога, целеполагание процесса обучения и последующую диагностику полученных результатов.
Замечание 1
Образовательная функция – направлена на освоение учащимися системы научных знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности.
Воспитательная функция – направлена на формирование ценностно-эмоциональной стороны личности учащегося.
Развивающая функция – направлена на развитие общих и специальных способностей личности и ее психических процессов.
Рассмотрение функций процесса обучения необходимо осуществлять комплексно, недопустимо характеризовать их изолировано друг от друга. Это связано с тем, что они находятся в сложных переплетенных причинно-следственных связях, то есть каждая из функций является следствием другой и причиной третьей.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Основными целями процесса обучения является:
- Создание эффективных условий для эмоционального, нравственного, физического и умственного развития личности ребенка, его природных способностей и задатков.
- Получение каждым учащимся фундаментальных знаний, на универсальном уровне, в соответствии с развитием науки, что позволит ему в дальнейшем адаптироваться в современном мире.
- Реализация идеи интеллектуального, нравственного и общего развития личности посредством гуманитаризации процесса обучения.
- Воспитание высокоразвитой личности на основании нравственных и духовных ценностей, способной к активному труду, жизни и творчеству.
- Соответствие процесса обучения международным требованиям к построению учебных программ, ориентированных на учащихся с высокими интеллектуальными способностями.
- Формирование личности с высоким уровнем культуры и развитым интеллектом, готовому осознанно осваивать образовательные программы.
Противоречия процесса обучения
Анализ движущих сил процесса обучения необходим для того, чтобы понять, в чем же заключается его особенность, а также для уяснения условий эффективной организации обучения.
По мнению ученых-педагогов источниками возникновения обучения как целенаправленного процесса является единство и борьба противоположностей.
Становление любой педагогической системы и процесса всегда осуществляется в ходе разделения целого на противоположные тенденции, стороны и взаимоотношения. Именно они являются внутренним импульсом развития.
В настоящее время принято выделять две вида противоречий обучения:
Внутренние противоречия – возникают внутри самого процесс обучения:
- между практическим и теоретическим
- между поставленной учебной задачей и уровнем знаний учащихся
- между развитостью и воспитанностью учащихся
- между требования со стороны педагога и возможностями учащихся
Внешние противоречия – возникают между постоянно растущими требованиями со стороны общества к процессу обучения и его актуальным состоянием и течением.
Необходимо отметить, что не любое противоречие может стать движущей силой обучения. Важно соблюдение ряда определенных требований:
- в противоречии важна не трудность, а система, которая содержит в себе ряд условий, благоприятствующих их преодолению учащимися;
- противоречие должно быть содержательным, иметь определенный смысл, понятный учащимся;
- противоречие должно соответствовать возможностям и познавательному потенциалу учащихся;
- возникновение противоречие в процессе обучения должно быть заранее подготовлено педагогом, а его появление логично и соответствовать ходу учебного занятия.
Специфика процесса обучения
Определение специфики процесса обучения предполагает выявление его логики.
Логика процесса обучения определяется рядом составляющих его компонентов:
- Состав учащихся (класса, группы)
- Особенность методической работы педагога
- Техническая и методическая оснащенность процесса обучения
- Элементы процесса обучения: знания, способы деятельности, практический опыт и т.д.
Принято выделять следующую логику процесса обучения:
- Подача информации для осознанного усвоения учащимися
- Показ способов действий и применений полученных знаний в разнообразных жизненных ситуациях
- Творческое применение знаний и умений в необычных, нестандартных ситуациях
Организованная таким образом деятельность направлена на формирование у учащихся ценностно-эмоционального отношения к тому учебному материалу, который им предстоит усвоить.
Общая схема логики процесса обучения, определяющая его особенность и специфику имеет следующее схематического отображение:
- Предъявление педагогом учебного материала, его воспроизведение перед учащимися в той форме, которая является максимально эффективной для усвоения
- Показ того, как могут быть применены представляемые знания и умения в практической деятельности, типичных жизненных ситуациях
- Совместное с детьми творческое применение знаний и умений, сочетание их в решении проблем с уже ранее полученными знаниями и умениями
- Формирование у учащихся ценностно-эмоционального отношения к получаемым знаниям и в целом к процессу обучения
Таким образом, данная схема отображает логику учебного процесса. Основной практический смысл ее анализа состоит в том, что логика учебного предмета, какой она дана в программах и учебниках, не является догмой, она служит лишь обозначением общего порядка изучения учебного материала. Подлинный ход его изучения зависит не только от логики предмета, но и от закономерностей его усвоения, от условий, в которых проходит обучение.
Источник
Определение 1
Обучение – это сложный и многогранный процесс познания, который организован определенным образом и находится под контролем у педагога.
Составляющие обучения
Роль преподавателя в процессе обучения значительна. Преподаватель создает условия, необходимые для полноценного усвоения учебного материала, проводит работу, направленную на развитие умственных способностей учащихся, поощряет творчество.
Педагог определяет направление, в котором ученику необходимо проводить работу по освоению учебного материала, формирует мировоззрение, социальные, идеологические и нравственные нормы.. В связи с этим обучение неразрывно связано с воспитанием.
Выделяют два основных направления обучения:
- взаимодействие ученика и преподавателя, в ходе которого у учащихся происходит формирование базы знаний, навыков и умений;
- организация активной самостоятельной работы учеников, целью которой является получение знаний и навыков.
Определяющим фактором является эффективное взаимодействие преподавателя и ученика. Отсутствие налаженного контакта процесс обучения протекает с затруднениями. В связи с этим в процессе обучения важным является реализация единства педагога и ученика, обеспечено личное влияние преподавателя.
Занятия должны быть построены таким образом, чтобы у ученика были возможности по проведению самостоятельной работы, направленной на получение знаний. Для этого педагог должен влиять на учащихся не только непосредственно, но и опосредованно.
Непосредственное взаимодействие предполагает совместное решение поставленных задач. Опосредованное взаимодействие заключается в выполнении заданий и инструкций, данных преподавателем.
Сущность и структура дистанционного обучения предполагают, что процесс обучения может протекать и без преподавателя. Однако процесс изучения невозможен без активного процесса учения со стороны ученика.
Процесс обучения является целостным, что проявляется в общности целей преподавания и учения. Процесс обучения задействует процессы познания и активного взаимодействия с педагогом. Общение обеспечивает высокий уровень мотивации, определяет отношение к учебному процессу.
Такие факторы как четкость и хорошая организация работы, увлеченность педагога своей работой, тактичность в отношениях с учениками, оказание помощи в освоении материала и адекватность в оценке знаний способствует развитию интереса учащихся к предмету.
Снизить эффект взаимодействия могут:
- отсутствие внимания со стороны педагога к стилю общения;
- плохая организация учебной деятельности.
Базисом обучения являются:
- информация, которая складывается в сознании человека в объективную действительность;
- умения, которые позволяют самостоятельно выполнять практические и теоретические действия;
- навыки, которые не находятся под контролем сознания (сенсорные, двигательные, интеллектуальные).
Образование является результатом обучения.
Определение 2
Образование – это формирование образов и целостных представлений о предметах и явлениях.
Структура процесса обучения
Существует несколько структурных вариантов содержания обучения. Выделяются они на основе особенностей соединения различных элементов знаний между собой. К числу основных структур образовательного процесса относятся:
- линейная структура, которая представляет собой непрерывную цепь звеньев, образованных отдельными частями учебного материала;
- концентрическая структура, которая позволяет учащимся возвращаться к пройденному для повторения и расширения содержания учебного материала;
- спиральная система, в основе которой лежит формулировка вопроса или проблемы по теме, требующей расширения и углубления знаний;
- смешанная система.
Выбор наиболее подходящей структуры содержания обучения определяется целями обучения, изначальным уровнем подготовки учащихся, особенностями учебного материала, который подлежит изучению.
Определение 3
Линейный процесс обучения – это наиболее распространенная система обучения. Она позволяет в течение нескольких лет получить всеобъемлющие знания по предмету.
Выделяют ряд характеристик обучения:
- овладение учебным материалом;
- усвоение общим способов действий и научных понятий;
- инициация личностных изменений в человеке;
- формирование поведенческих и коммуникативных навыков.
В обучении выделяют ряд компонентов, основными из которых являются:
- побудительный, который включает потребность к познанию;
- программно-целевой, который является целью учебной деятельности;
- действенно-операционный, который позволяет реализовать в ходе деятельности определенную программу;
- контрольно-регулирующий.
Следует различать понятия учения, обучения и научения. Дадим определения этим терминам.
Определение 4
Учение – это определенный вид деятельности, который может быть реализован при условии, что человек может регулировать свои действия в соответствиисо стоящей перед ним сознательной целью.
Определение 5
Научение – это одновременно процесс и результат приобретения индивидуального опыта.
Определение 6
Обучение – это линейный процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, формирования базы знаний, умений и навыков.
В качестве методологической основы обучения выступает теория познания и отражения, диалектика и системный подход как основной метод познания действительности.
Импульс процессу обучения придает несоответствие реального уровня знаний учащихся требованиям, которые предъявляются у знаниям и умениям учеников. Устранение этого несоответствия приводит к росту компетентности и расширению возможностей учащихся.
Источник
Определение 1
Процесс обучения – это целенаправленная активная познавательная деятельность учащегося, организованная педагогом и реализуемая под его руководством, направленная по получение знаний, умений и навыков, формирование интереса к обучению и развитие творческого потенциала ребенка.
Понятие процесса обучения, его цели и функции
В настоящее время «процесс обучения» трактуется с разных точек зрения, одними из наиболее популярных являются следующие:
- Процесс обучения – это процесс движения учащегося под руководством педагога к получению знаний.
- Процесс обучения – это сложный процесс взаимодействия педагога и учащегося, имеющий направление к достижению их общей цели – овладение знаниями, умениями и навыками.
- Процесс обучения – это процесс целенаправленного воздействия педагога на учащегося, в результате которого решаются образовательные задачи.
Таким образом, различное понимание процесса обучения свидетельствует о том, что это очень сложное и многогранное явление.
Замечание 1
Обобщенное понимание всех представленных определений, показывает, что процесс обучение – это взаимодействие педагога и учащихся, реализация которого направлена на овладение учащимся системы знаний, умений и навыков.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Во время процесса обучения происходит не просто процесс передачи знаний от педагога к ребенку, а осуществляется овладение системой научных знаний, формирование научного мировоззрения, развитие мышления, интеллекта, творческих способностей, становление нравственных качеств и ценностных ориентиров в соответствии с общественными и личными интересами и потребностями.
Процесс обучения имеет ряд характерных признаков, отличающих его от иных педагогических процессов, по своей природе он:
- целенаправленный
- целостный
- двусторонний
- подразумевающий совместную деятельность педагога и детей
- обязательно имеющий систему управления воспитанием и развитием детей
- имеющий организацию и управление данным процессом.
Так же необходимо отметить, что довольно часто понятия «обучение» и «процесс обучения» отождествляют между собой. Однако это разные по своему содержанию и сути педагогические понятия.
Задачи и функции процесса обучения
Основными задачами, стоящими перед процессом обучения являются:
- Осуществление стимулирования учебно-познавательной активности детей.
- Формирование у учащихся познавательных потребностей.
- Организация познавательной деятельности учащихся, направленная на овладение научными знаниями, умениями и навыками, а также овладение приемами их использование в последующей творческой деятельности и самообразовании.
- Организация деятельности по развитию творческих и познавательных способностей детей.
- Воспитание нравственно-эстетической культуры и формирование научного мировоззрения культуры у учащихся.
Решение поставленных задач обучения достигается посредством реализации следующих функций:
Воспитательная функция:
- усвоение учащимися системы научных знаний, умений и навыков, в соответствии с образовательными стандартами;
- обучение творческому использованию полученных знаний, умений и навыков, в повседневной практической деятельности;
- формирование умения самостоятельно находить необходимую информацию, заниматься самообразованием;
- расширение кругозора учащихся, для последующего получения образования и самоопределения в жизни.
Развивающая функция:
развитие логического мышления, представленного процессами абстрагирования, сравнения, анализа, сопоставления и т.п.
развитие воображения;
развитие памяти: слуховой, логической, зрительной, эмоциональной и т.п.;
умственное и интеллектуальное развитие: гибкость ума, креативность, широта мышления, самостоятельность и т.п.;
развитие всех видов речи: расширение словарного запаса, точность и ясность выражения мыслей;
развитие познавательного интереса и удовлетворения познавательных потребностей;
развитие сенсорной и двигательной сфер.Воспитывающая функция:
- осознание учащимся значимости собственной учебной деятельности и получение новых знаний;
- формирование у детей нравственных и ценностных ориентиров во время овладения им знаний, умений и навыков;
- воспитание у каждого ребенка нравственных качеств его личности;
- формирование положительной мотивации на обучение;
- формирование опыта общения в коллективе (со сверстниками, педагогами и т.п.);
- оказание воспитательного воздействия на личность учащегося положительного личного примера педагога.
Замечание 2
Таким образом, в процессе реализации функций обучения, осуществляется решение стоящих перед ним задач и соответственно достижение основной цели процесса обучения.
Принципы процесса обучения
Эффективность процесса обучения во многом зависит правильности его организации педагогом. Важно при планировании и проведении процесса обучения опираться на следующие дидактические принципы обучения:
- Принцип посильности обучения – процесс обучения должен быть посильным для учащихся, при этом не сильно легким, но и не чрезмерно сложным.
- Развивающий принцип. Обучение должно нести в себе развивающий потенциал, формировать у детей активность, инициативность, самостоятельность.
- Принцип систематичности и последовательности. Данный принцип является одним из наиболее главных, обеспечивающих успешность обучения, подразумевает то, что процесс обучения осуществляется последовательно и постепенно в соответствии с установленным планом (программой, расписанием и т.п.).
- Принцип природосообраности. Согласно данному принципу обучение осуществляется в соответствии с психологическими, физиологическими и возрастными особенностями детей.
- Принцип целесообразности – преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть молодые силы.
Использование принципов обучения подразумевает их комплексное применение. В том случае, если педагог выделяет какой-либо один принцип и игнорирует другие, то процесс обучения не будет насколько эффективным, насколько это запланировано изначально. Только комплексное использование принципов обеспечивает правильный подбор методов, средств, форм и приемов обучения, направленных на достижение поставленной цели и задач.
Источник