Опишите в чем состоит процесс обучения и какие свойства

Функции процесса обучения

Процесс обучения выполняет ряд функций: образовательную, развивающую, воспитательную, побудительную и организационную. Они выступают комплексно, но, для того чтобы правильно организовать практическую деятельность, спланировать задачи обучения, их следует рассмотреть отдельно.

Образовательная функция процесса обучения состоит в том, что она направлена, прежде всего, на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности.

Знание – это понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов, сведений, понятий, правил, законов, теорий, формул, характеристик и т.д.

В процессе обучения научные знания должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Реализация этой функции обеспечивает полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. При этом учащиеся получают сведения по основам наук и видам деятельности, у них закладываются основы сознательного оперирования полученными знаниями, использования их для решения жизненных задач.

Образовательная функция также предполагает, что обучение направлено не только на получение учащимися знаний, но и на формирование у них умений и навыков.

Умение – это способность выполнять некие операции (действия), опираясь на правила. Или: умение – это владение способами применения знаний на практике.

Навык – это автоматизированный компонент сознательной деятельности. Другими словами, это умение, доведенное до автоматизма, высокой степени совершенства.

Умения образуются в результате упражнений. Для выработки навыков необходимы многократные повторения.

Умения и навыки бывают общеучебные и специальные Последние включают в себя специфические для соответствующего учебного предмета и отрасли науки практические умения и навыки. Например, по физике и химии это проведение лабораторных опытов, показ демонстраций; по географии – работа с картой, масштабные измерения ориентирование с помощью компаса и других приборов по биологии – работа с гербариями, муляжами, коллекциями, препаратами, микроскопом; по математике – работа с логарифмической линейкой, вычислительными машина ми, различного типа моделями и др.

Кроме специальных в процессе обучения учащиеся овладевают общеучебными умениями и навыками, которые имеют отношение ко всем предметам. Например, навыками чтения и письма, рациональной организации самостоятельной познавательной деятельности, умениям работы с учебниками, справочниками, библиографическим аппаратом и т.д.

Как уже упоминалось, процесс обучения одновременно с образовательной реализует и воспитательную функцию Воспитательная функция обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Она состоит в том, что в процессе обучения у учащихся складываются взгляды, научное мировоззрение, понимание законов природы, общества и мышления, нравственные и эстетические представления, способность следовать нормам поведения в обществе, соблюдать принятые в нем законы. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы деятельности, социального поведения, ценности и ценностные ориентации.

Возможностями воспитания располагает, прежде всего, содержание образования. Все учебные предметы имеют тот или иной воспитательный потенциал. Гуманитарные и социально-экономические дисциплины располагают большими возможностями для формирования личностных качеств обучаемых. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла способствует формированию мировоззрения, единой картины мира в сознании обучающихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.

Воспитательное воздействие в процессе обучения оказывает также характер общения учителя и ученика, учащихся между собой, психологический климат в коллективе. Существуют различные стили общения между участниками педагогического процесса: авторитарный, демократический, либеральный. Современная педагогика считает, что оптимальным является демократический, соединяющий в себе гуманное, уважительное отношение преподавателя к обучающимся, предоставление им известной самостоятельности, привлечение их к организации процесса обучения.

Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и иногда не в нужном направлении, поэтому реализация воспитательной функции обучения требует при организации учебного процесса, отборе его содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания.

Одновременно с образовательной и воспитательной функциями процесс обучения реализует и развивающую функцию. В процессе обучения кроме усвоения знаний, умений и навыков учащимися происходит их развитие. Причем оно осуществляется во всех направлениях: развитии речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. «Обучение ведет за собой развитие» – утверждает один из важных законов психологии, сформулированный Л.С. Выготским. Ему способствует как содержание образования, используемые методы и формы обучения, так и активная, разнообразная, сознательная деятельность обучаемых.

Хотя правильно поставленное обучение всегда развивает, однако эта функция успешнее реализуется при наличии специальной направленности. В теории и практике разработаны особые технологии обучения, преследующие именно Цели развития личности. Значительный вклад в создание системы развивающего обучения внесли отечественные ученые П.А. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.

И.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина разработали теорию поэтапного формирования умственных действий. Л.В. Занков обосновал совокупность принципов развития мышления в процессе обучения: увеличение удельного веса теоретического материала, обучение в быстром темпе и на высоком уровне трудности, обеспечение осознания учащимися своих учебных действий. A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов разработали основы проблемного обучения. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили систему развивающих методов обучения, В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин – концепцию содержательного обобщения в обучении, Г.И. Щукина – способы активизации познавательной деятельности обучающихся. Д. Кабалевский, И. Волков разработали методическую систему, способствующую развитию эмоциональной сферы, богатства чувств, переживаний от восприятия природы и искусства, окружающих людей.

Читайте также:  Свойства каких паров ближе к свойствам газов

В настоящее время существует множество технологий, успешно реализующих развивающую функцию обучения (см. лекцию 11).

Кроме образовательной, воспитательной и развивающей некоторые ученые выделяют еще побудительную и организующую функции обучения. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальнейшим учебно-познавательным действиям учащихся, организовывал их на познание нового.

Бесспорным является то, что все функции процесса обучения взаимообусловлены и реализуются во всех его дидактических компонентах.

Источник

Цели и функции обучения

Определение особенностей процесса обучения предусматривает выделение и характеристику его основных функций.

Основными функциями процесса обучения являются:

  1. Воспитательная
  2. Образовательная
  3. Развивающая

Данные функции условно проводят грани между процессами воспитания, обучения и развития личности, так как они находятся в тесной взаимосвязи, а их аспекты являются общими. Условность отделения одной функции от другой необходимо для того, чтобы оптимизировать практическую деятельность педагога, целеполагание процесса обучения и последующую диагностику полученных результатов.

Замечание 1

Образовательная функция – направлена на освоение учащимися системы научных знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности.

Воспитательная функция – направлена на формирование ценностно-эмоциональной стороны личности учащегося.

Развивающая функция – направлена на развитие общих и специальных способностей личности и ее психических процессов.

Рассмотрение функций процесса обучения необходимо осуществлять комплексно, недопустимо характеризовать их изолировано друг от друга. Это связано с тем, что они находятся в сложных переплетенных причинно-следственных связях, то есть каждая из функций является следствием другой и причиной третьей.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Основными целями процесса обучения является:

  1. Создание эффективных условий для эмоционального, нравственного, физического и умственного развития личности ребенка, его природных способностей и задатков.
  2. Получение каждым учащимся фундаментальных знаний, на универсальном уровне, в соответствии с развитием науки, что позволит ему в дальнейшем адаптироваться в современном мире.
  3. Реализация идеи интеллектуального, нравственного и общего развития личности посредством гуманитаризации процесса обучения.
  4. Воспитание высокоразвитой личности на основании нравственных и духовных ценностей, способной к активному труду, жизни и творчеству.
  5. Соответствие процесса обучения международным требованиям к построению учебных программ, ориентированных на учащихся с высокими интеллектуальными способностями.
  6. Формирование личности с высоким уровнем культуры и развитым интеллектом, готовому осознанно осваивать образовательные программы.

Противоречия процесса обучения

Анализ движущих сил процесса обучения необходим для того, чтобы понять, в чем же заключается его особенность, а также для уяснения условий эффективной организации обучения.

По мнению ученых-педагогов источниками возникновения обучения как целенаправленного процесса является единство и борьба противоположностей.

Становление любой педагогической системы и процесса всегда осуществляется в ходе разделения целого на противоположные тенденции, стороны и взаимоотношения. Именно они являются внутренним импульсом развития.

В настоящее время принято выделять две вида противоречий обучения:

  1. Внутренние противоречия – возникают внутри самого процесс обучения:

    • между практическим и теоретическим
    • между поставленной учебной задачей и уровнем знаний учащихся
    • между развитостью и воспитанностью учащихся
    • между требования со стороны педагога и возможностями учащихся
  2. Внешние противоречия – возникают между постоянно растущими требованиями со стороны общества к процессу обучения и его актуальным состоянием и течением.

    Необходимо отметить, что не любое противоречие может стать движущей силой обучения. Важно соблюдение ряда определенных требований:

    • в противоречии важна не трудность, а система, которая содержит в себе ряд условий, благоприятствующих их преодолению учащимися;
    • противоречие должно быть содержательным, иметь определенный смысл, понятный учащимся;
    • противоречие должно соответствовать возможностям и познавательному потенциалу учащихся;
    • возникновение противоречие в процессе обучения должно быть заранее подготовлено педагогом, а его появление логично и соответствовать ходу учебного занятия.

Специфика процесса обучения

Определение специфики процесса обучения предполагает выявление его логики.

Логика процесса обучения определяется рядом составляющих его компонентов:

  • Состав учащихся (класса, группы)
  • Особенность методической работы педагога
  • Техническая и методическая оснащенность процесса обучения
  • Элементы процесса обучения: знания, способы деятельности, практический опыт и т.д.

Принято выделять следующую логику процесса обучения:

  • Подача информации для осознанного усвоения учащимися
  • Показ способов действий и применений полученных знаний в разнообразных жизненных ситуациях
  • Творческое применение знаний и умений в необычных, нестандартных ситуациях

Организованная таким образом деятельность направлена на формирование у учащихся ценностно-эмоционального отношения к тому учебному материалу, который им предстоит усвоить.

Общая схема логики процесса обучения, определяющая его особенность и специфику имеет следующее схематического отображение:

  1. Предъявление педагогом учебного материала, его воспроизведение перед учащимися в той форме, которая является максимально эффективной для усвоения
  2. Показ того, как могут быть применены представляемые знания и умения в практической деятельности, типичных жизненных ситуациях
  3. Совместное с детьми творческое применение знаний и умений, сочетание их в решении проблем с уже ранее полученными знаниями и умениями
  4. Формирование у учащихся ценностно-эмоционального отношения к получаемым знаниям и в целом к процессу обучения
Читайте также:  Каким свойством обладает чабрец

Таким образом, данная схема отображает логику учебного процесса. Основной практический смысл ее анализа состоит в том, что логика учебного предмета, какой она дана в программах и учебниках, не является догмой, она служит лишь обозначением общего порядка изучения учебного материала. Подлинный ход его изучения зависит не только от логики предмета, но и от закономерностей его усвоения, от условий, в которых проходит обучение.

Источник

Определение 1

Обучение – это сложный и многогранный процесс познания, который организован определенным образом и находится под контролем у педагога.

Составляющие обучения

Роль преподавателя в процессе обучения значительна. Преподаватель создает условия, необходимые для полноценного усвоения учебного материала, проводит работу, направленную на развитие умственных способностей учащихся, поощряет творчество.

Педагог определяет направление, в котором ученику необходимо проводить работу по освоению учебного материала, формирует мировоззрение, социальные, идеологические и нравственные нормы.. В связи с этим обучение неразрывно связано с воспитанием.

Выделяют два основных направления обучения:

  • взаимодействие ученика и преподавателя, в ходе которого у учащихся происходит формирование базы знаний, навыков и умений;
  • организация активной самостоятельной работы учеников, целью которой является получение знаний и навыков.

Определяющим фактором является эффективное взаимодействие преподавателя и ученика. Отсутствие налаженного контакта процесс обучения протекает с затруднениями. В связи с этим в процессе обучения важным является реализация единства педагога и ученика, обеспечено личное влияние преподавателя.

Занятия должны быть построены таким образом, чтобы у ученика были возможности по проведению самостоятельной работы, направленной на получение знаний. Для этого педагог должен влиять на учащихся не только непосредственно, но и опосредованно.

Непосредственное взаимодействие предполагает совместное решение поставленных задач. Опосредованное взаимодействие заключается в выполнении заданий и инструкций, данных преподавателем.

Сущность и структура дистанционного обучения предполагают, что процесс обучения может протекать и без преподавателя. Однако процесс изучения невозможен без активного процесса учения со стороны ученика.

Процесс обучения является целостным, что проявляется в общности целей преподавания и учения. Процесс обучения задействует процессы познания и активного взаимодействия с педагогом. Общение обеспечивает высокий уровень мотивации, определяет отношение к учебному процессу.

Такие факторы как четкость и хорошая организация работы, увлеченность педагога своей работой, тактичность в отношениях с учениками, оказание помощи в освоении материала и адекватность в оценке знаний способствует развитию интереса учащихся к предмету.

Снизить эффект взаимодействия могут:

  • отсутствие внимания со стороны педагога к стилю общения;
  • плохая организация учебной деятельности.

Базисом обучения являются:

  • информация, которая складывается в сознании человека в объективную действительность;
  • умения, которые позволяют самостоятельно выполнять практические и теоретические действия;
  • навыки, которые не находятся под контролем сознания (сенсорные, двигательные, интеллектуальные).

Образование является результатом обучения.

Определение 2

Образование – это формирование образов и целостных представлений о предметах и явлениях.

Структура процесса обучения

Существует несколько структурных вариантов содержания обучения. Выделяются они на основе особенностей соединения различных элементов знаний между собой. К числу основных структур образовательного процесса относятся:

  • линейная структура, которая представляет собой непрерывную цепь звеньев, образованных отдельными частями учебного материала;
  • концентрическая структура, которая позволяет учащимся возвращаться к пройденному для повторения и расширения содержания учебного материала;
  • спиральная система, в основе которой лежит формулировка вопроса или проблемы по теме, требующей расширения и углубления знаний;
  • смешанная система.

Выбор наиболее подходящей структуры содержания обучения определяется целями обучения, изначальным уровнем подготовки учащихся, особенностями учебного материала, который подлежит изучению.

Определение 3

Линейный процесс обучения – это наиболее распространенная система обучения. Она позволяет в течение нескольких лет получить всеобъемлющие знания по предмету.

Выделяют ряд характеристик обучения:

  • овладение учебным материалом;
  • усвоение общим способов действий и научных понятий;
  • инициация личностных изменений в человеке;
  • формирование поведенческих и коммуникативных навыков.

В обучении выделяют ряд компонентов, основными из которых являются:

  • побудительный, который включает потребность к познанию;
  • программно-целевой, который является целью учебной деятельности;
  • действенно-операционный, который позволяет реализовать в ходе деятельности определенную программу;
  • контрольно-регулирующий.

Следует различать понятия учения, обучения и научения. Дадим определения этим терминам.

Определение 4

Учение – это определенный вид деятельности, который может быть реализован при условии, что человек может регулировать свои действия в соответствиисо стоящей перед ним сознательной целью.

Определение 5

Научение – это одновременно процесс и результат приобретения индивидуального опыта.

Определение 6

Обучение – это линейный процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, формирования базы знаний, умений и навыков.

В качестве методологической основы обучения выступает теория познания и отражения, диалектика и системный подход как основной метод познания действительности.

Импульс процессу обучения придает несоответствие реального уровня знаний учащихся требованиям, которые предъявляются у знаниям и умениям учеников. Устранение этого несоответствия приводит к росту компетентности и расширению возможностей учащихся.

Источник

Определение 1

Процесс обучения – это целенаправленная активная познавательная деятельность учащегося, организованная педагогом и реализуемая под его руководством, направленная по получение знаний, умений и навыков, формирование интереса к обучению и развитие творческого потенциала ребенка.

Читайте также:  Какие прямые называют перпендикулярными их свойство

Понятие процесса обучения, его цели и функции

В настоящее время «процесс обучения» трактуется с разных точек зрения, одними из наиболее популярных являются следующие:

  1. Процесс обучения – это процесс движения учащегося под руководством педагога к получению знаний.
  2. Процесс обучения – это сложный процесс взаимодействия педагога и учащегося, имеющий направление к достижению их общей цели – овладение знаниями, умениями и навыками.
  3. Процесс обучения – это процесс целенаправленного воздействия педагога на учащегося, в результате которого решаются образовательные задачи.

Таким образом, различное понимание процесса обучения свидетельствует о том, что это очень сложное и многогранное явление.

Замечание 1

Обобщенное понимание всех представленных определений, показывает, что процесс обучение – это взаимодействие педагога и учащихся, реализация которого направлена на овладение учащимся системы знаний, умений и навыков.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Во время процесса обучения происходит не просто процесс передачи знаний от педагога к ребенку, а осуществляется овладение системой научных знаний, формирование научного мировоззрения, развитие мышления, интеллекта, творческих способностей, становление нравственных качеств и ценностных ориентиров в соответствии с общественными и личными интересами и потребностями.

Процесс обучения имеет ряд характерных признаков, отличающих его от иных педагогических процессов, по своей природе он:

  • целенаправленный
  • целостный
  • двусторонний
  • подразумевающий совместную деятельность педагога и детей
  • обязательно имеющий систему управления воспитанием и развитием детей
  • имеющий организацию и управление данным процессом.

Так же необходимо отметить, что довольно часто понятия «обучение» и «процесс обучения» отождествляют между собой. Однако это разные по своему содержанию и сути педагогические понятия.

Задачи и функции процесса обучения

Основными задачами, стоящими перед процессом обучения являются:

  1. Осуществление стимулирования учебно-познавательной активности детей.
  2. Формирование у учащихся познавательных потребностей.
  3. Организация познавательной деятельности учащихся, направленная на овладение научными знаниями, умениями и навыками, а также овладение приемами их использование в последующей творческой деятельности и самообразовании.
  4. Организация деятельности по развитию творческих и познавательных способностей детей.
  5. Воспитание нравственно-эстетической культуры и формирование научного мировоззрения культуры у учащихся.

Решение поставленных задач обучения достигается посредством реализации следующих функций:

  1. Воспитательная функция:

    • усвоение учащимися системы научных знаний, умений и навыков, в соответствии с образовательными стандартами;
    • обучение творческому использованию полученных знаний, умений и навыков, в повседневной практической деятельности;
    • формирование умения самостоятельно находить необходимую информацию, заниматься самообразованием;
    • расширение кругозора учащихся, для последующего получения образования и самоопределения в жизни.
  2. Развивающая функция:

    развитие логического мышления, представленного процессами абстрагирования, сравнения, анализа, сопоставления и т.п.
    развитие воображения;
    развитие памяти: слуховой, логической, зрительной, эмоциональной и т.п.;
    умственное и интеллектуальное развитие: гибкость ума, креативность, широта мышления, самостоятельность и т.п.;
    развитие всех видов речи: расширение словарного запаса, точность и ясность выражения мыслей;
    развитие познавательного интереса и удовлетворения познавательных потребностей;
    развитие сенсорной и двигательной сфер.

  3. Воспитывающая функция:

    • осознание учащимся значимости собственной учебной деятельности и получение новых знаний;
    • формирование у детей нравственных и ценностных ориентиров во время овладения им знаний, умений и навыков;
    • воспитание у каждого ребенка нравственных качеств его личности;
    • формирование положительной мотивации на обучение;
    • формирование опыта общения в коллективе (со сверстниками, педагогами и т.п.);
    • оказание воспитательного воздействия на личность учащегося положительного личного примера педагога.

Замечание 2

Таким образом, в процессе реализации функций обучения, осуществляется решение стоящих перед ним задач и соответственно достижение основной цели процесса обучения.

Принципы процесса обучения

Эффективность процесса обучения во многом зависит правильности его организации педагогом. Важно при планировании и проведении процесса обучения опираться на следующие дидактические принципы обучения:

  1. Принцип посильности обучения – процесс обучения должен быть посильным для учащихся, при этом не сильно легким, но и не чрезмерно сложным.
  2. Развивающий принцип. Обучение должно нести в себе развивающий потенциал, формировать у детей активность, инициативность, самостоятельность.
  3. Принцип систематичности и последовательности. Данный принцип является одним из наиболее главных, обеспечивающих успешность обучения, подразумевает то, что процесс обучения осуществляется последовательно и постепенно в соответствии с установленным планом (программой, расписанием и т.п.).
  4. Принцип природосообраности. Согласно данному принципу обучение осуществляется в соответствии с психологическими, физиологическими и возрастными особенностями детей.
  5. Принцип целесообразности – преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть молодые силы.

Использование принципов обучения подразумевает их комплексное применение. В том случае, если педагог выделяет какой-либо один принцип и игнорирует другие, то процесс обучения не будет насколько эффективным, насколько это запланировано изначально. Только комплексное использование принципов обеспечивает правильный подбор методов, средств, форм и приемов обучения, направленных на достижение поставленной цели и задач.

Источник