Окружающий мир для 2 класса какой вкус у продуктов

Окружающий мир для 2 класса какой вкус у продуктов thumbnail

Конспект

Внеклассного занятия по программе ОБЖ

«Разговор о правильном питании»

По теме:

«На вкус и цвет товарищей нет»

Выполнила: Марухина Татьяна Анатольевна

учитель начальных классов

Конспект внеклассного мероприятия.

Внеклассное занятие: Урок здоровья

Программа: «Разговор о правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева.

Класс: 2 «Д»

Тема: На вкус и цвет товарищей нет.

Тип: комбинированный

Цели: 1) образовательная: познакомить детей с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов питания, формировать практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребляемых продуктов, дать представление о роли языка как органа вкуса;

2) воспитательная: формировать у младших школьников навыки правильного питания и здорового образа жизни, расширить представления детей о приготовлении полезной пищи;

3) личностные: развивать творческую активность детей, образное мышление, память, речь и внимание.

Оборудование: на каждой парте на одноразовой посуде пробы продуктов: соленый огурец, лимон, сахар, лук; пакетики с ванилью, лавром, гвоздикой, тмином; салфетки и зубочистки, рабочие тетради для детей «Разговор о правильном питании»; магнитофон с записью музыки из передачи «Улица Сезам», плакат с изображением строения языка; плакат с героями «Улицы Сезам»; магнитная доска с табличками названия вкуса.

Ход занятия.

  1. Мотивация.

  2. Актуализация знаний детей.

  3. Получение новых знаний.

  4. Практическая работа.

  5. Физкультминутка.

  6. Закрепление и применение новых знаний.

  7. Рефлексия.

План урока.

  1. Мотивация.

– Ребята, начнем нашу работу с добрых пожеланий друг другу.

Дети говорят хором: Рано утром просыпайся,

В школу смело собирайся.

Грубых слов не говори,

Людям доброе дари.

  1. Актуализация знаний детей.

Звучит музыка из детской передачи «Улица Сезам».

– Итак, мы с вами продолжаем наше знакомство с жителями улицы Сезам.

Инсценировка детьми стихотворения С.Михалкова у доски.

Юля плохо кушает.

Никого не слушает.

-Съешь яичко, Юлечка!

-Не хочу, мамулечка!

-Съешь с колбаской бутерброд!

Прикрывает Юля рот.

-Супик?

-Нет.

-Котлетку?

-Нет.

Стынет Юлечкин обед.

-Что с тобою, Юлечка?

– Ничего, мамулечка!

Появился детский врач-

Глеб Сергеевич Пугач.

Смотрит он сердито:

-Нет у Юли аппетита?

Только вижу, что она

Безусловно, не больна.

А тебе скажу, девица,

Все едят и зверь, и птица,

От зайчат и до котят

Все на свете есть хотят.

С хрустом конь жует овес,

Кость грызет дворовый пес.

Утром завтракает слон-

Обожает фрукты он.

Бурый мишка лижет мед,

В норке завтракает крот.

Попрощался с Юлей врач –

Глеб Сергеевич Пугач.

И сказала громко Юля:

-Накорми меня, мамуля!

Беседа.

– Как вы думаете, почему Юля отказалась есть? (У нее не было аппетита. Она хотела что-нибудь сладкое. Она капризничала)

– Что интересного рассказал ей детский врач? (Все звери и птицы на земле едят. Человек должен кушать, чтобы быть здоровым.)

– Можно ли есть только те продукты, которые ты очень любишь? Почему так делать нельзя? (Дети часто любят есть сладости или чипсы, а суп не едят. От сладкого заболят зубы и живот. Не будет хватать в организме полезных веществ и человек заболеет.)

– Посмотрим уже знакомое нам правило здорового питания:

Пища должна быть разнообразной. (С опорой на плакат с героями «Улицы Сезам»)

-Очень часто мы выбираем те продукты для еды, которые любим и совсем не думаем о своем здоровье. Всем людям нравятся разные продукты. Сегодня мы с вами поговорим о разных вкусах. Прочитайте тему урока на доске:

На вкус и цвет товарища нет.

– Знакома ли вам эта пословица? Кто может объяснить ее смысл? (Каждый человек имеет свой вкус, он сам выбирает какой у него любимый цвет, и что он больше любит сладкое или соленое. Это может касаться и любимых дел, развлечений. Кто-то любит лепить, а кто-то рисовать.)

  1. Получение новых знаний.

– Вспомните, какими по вкусу могут быть разные продукты? (Соленые, сладкие, горькие, кислые, пресные). Приведите примеры продуктов, которые имеют сладкий вкус, соленый, горький, кислый, пресный.

На магнитной доске вывешиваются карточки с названием различных вкусов. Идет лексическая работа со словом «пресный» вкус.

– Как вы понимаете выражение «пресный вкус»? Что может быть пресным? (Пресная вода, безвкусная пища)

– Подумайте, какой орган нашего организма помогает нам различать пищу по вкусу? (Это язык)

На магнитной доске вывешивается плакат с изображением строения языка.

– Прочитайте в своей рабочей тетради на странице 47 интересные сведения о языке. Что нового вы узнали из рассказа? Поделитесь полученными знаниями в парах между собой.

– Какая пара готова рассказать о том, какие части языка отвечают за определение вкуса? Один ребенок выходит к доске с указкой, а другой готов ему помогать с опорой на текст в книге. (Соленый и сладкий вкус мы чувствуем кончиком языка. Кислый вкус ощущаем боковой частью языка, а горький вкус – корнем).

  1. Практическая работа.

– Сейчас мы с вами проверим эти знания на практике. Перед вами на парте стоят пробы продуктов. Используя зубочистки, накалываем кусочки продуктов и проверяем, какой частью языка наиболее ярко мы определяем их вкус.

Дети пробуют соленый огурец, лимон, сахар, лук и сами еще раз делают вывод о роли языка в определении вкуса продуктов.

  1. Физкультминутка.

  2. Закрепление и применение новых знаний.

– А кто знает, что используют хорошие хозяйки для придания блюдам необычного вкуса и аромата? (Приправы, специи)

Лексическая работа со словом «пряности».

– Пряности – пряный, острый, пахучий, приятный на вкус, идущий в пищу для приправы. Пряные коренья: хрен, петрушка, лук, сельдерей.

– А какие пряности знаете вы?

– Рассмотрите пряности, которые лежат у вас на партах, понюхайте их аромат.

Дети рассматривают пакетики с ванилью, лавром, гвоздикой, тмином.

Вывод: человек ощущает запах носом, и этот запах тоже дает информацию о вкусе продукта. Ваниль пахнет сладостью, а гвоздика связана с острым соленым вкусом.

  1. Рефлексия.

– Что интересного вы узнали сегодня? Какая работа была наиболее интересной?

– Прочитайте записи на доске и подумайте, какие слова здесь пропущены?

…должна быть разнообразной.

…помогает различать вкус.

…придают пище необычный вкус и аромат, улучшают аппетит.

Дети вставляют слова: пища, язык, пряности.

Список литературы

  1. Михалков С.В. «Про девочку, которая плохо кушала».

  2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. «Разговор о правильном питании. Рабочая тетрадь для школьников».

  3. Аудиозапись «Пой песенку всем друзьям» из передаче «На улице Сезам».

Источник

Открытое занятие

Программа: «Разговор о правильном питании» М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева

Класс: 2

Тема: На вкус и цвет товарищей нет.

Тип: работа в группах

Цель: формирование у учащихся  представления  о разнообразии вкусовых свойств различных продуктов питания.

Задачи: научить распознавать вкусовые качества наиболее употребляемых продуктов, дать представление о роли языка как органа вкуса;

                 расширить представления детей о приготовлении полезной пищи;

Оборудование: мультимедийное оборудование, на каждой парте на одноразовой посуде пробы продуктов: соленый огурец, лимон, сахар, лук; пакетики с ванилью, лавром, гвоздикой, тмином; салфетки и зубочистки, рабочие тетради для детей «Разговор о правильном питании».

Ход занятия.

1.Оргмомент.

– Начнем нашу работу с добрых пожеланий друг другу.

                           Дети читают хором на слайде:

 Рано утром просыпайся,

В школу смело собирайся.

Грубых слов не говори,

Людям доброе дари.

  • Ребята, сегодня на занятии кружка «Разговор о правильном питании»  мы будем работать в группах.
  • Давайте познакомимся:

1 группа – «Артисты», они представят нашему вниманию небольшой спектакль.

2 группа – «Исследователи», будут ставить опыты и знакомить нас с результатами.

3 группа – «Повара», умело и быстро приготовят некоторые блюда русской кухни.

4 группа – «Эксперты», во время нашего занятия будут подводить итоги и делать выводы.

2. Актуализация знаний детей.

– Нашу работу начинают «Артисты» и расскажут нам историю «Про девочку, которая плохо кушала»

                       Инсценировка детьми стихотворения С. Михалкова.

Юля плохо кушает.

Никого не слушает.

– Съешь яичко, Юлечка!

-Не хочу, мамулечка!

-Съешь с колбаской бутерброд!

Прикрывает Юля рот.

-Супик?

-Нет.

-Котлетку?

-Нет.

Стынет Юлечкин обед.

-Что с тобою, Юлечка?

– Ничего, мамулечка!

Появился детский врач –

Глеб Сергеевич Пугач.

Смотрит он сердито:

-Нет у Юли аппетита?

Только вижу, что она

Безусловно, не больна.

А тебе скажу, девица,

Все едят и зверь, и птица,

От зайчат и до котят

Все на свете есть хотят.

С хрустом конь жует овес,

Кость грызет дворовый пес.

Утром завтракает слон –

Обожает фрукты он.

Бурый мишка лижет мед,

В норке завтракает крот.

Попрощался с Юлей врач –

Глеб Сергеевич Пугач,

И сказала громко Юля:

  • Накорми меня, мамуля!

Беседа.

– Как вы думаете, почему Юля отказывалась есть? ( У нее не было аппетита. Она хотела что-нибудь сладкое. Она капризничала.)

  • Можно ли есть только те продукты, которые ты очень любишь? Почему так делать нельзя? (Дети часто любят есть сладости или чипсы, а суп не едят. От сладкого заболят зубы и живот. Не хватает в организме полезных веществ и человек заболевает)
  • Группа «Эксперты» просим  ознакомить нас с выводом по нашей беседе.
  • (Для получения наши организмом всех необходимых витаминов и минеральных веществ надо соблюдать одно из правил здорового питания:

                            Пища должна быть разнообразной)

3. Получение новых знаний.

– Всем людям нравятся разные продукты. Сегодня мы с вами поговорим о разных вкусах людей.

  • Вспомните, какими по вкусу могут быть разные продукты? (Соленые, сладкие, горькие, кислые, пресные)
  • Приведите примеры продуктов, которые имеют сладкий вкус, соленый, горький, кислый.
  • Подумайте, какой орган нашего организма помогает нам различить пищу по вкусу? (Это язык.)

(строения языка-  работа со слайдом презентации)

4. Практическая работа.

  • Сейчас наши исследователи проведут опыт и  проверят полученные  знания на практике. Эксперты, слушайте внимательно, подведёте итоги.
  • Уважаемые исследователи, перед вами находятся  пробы продуктов. – Используя зубочистки, накалываем кусочки продуктов и проверяем, какой частью языка наиболее ярко мы определяем их вкус.

(Дети пробуют соленый огурец, лимон, сахар, лук и сами еще раз делают вывод о роли языка в определении вкуса продуктов)

  • Слово экспертам.
  • (Соленый и сладкий вкус мы чувствуем кончиком языка. Кислый вкус ощущаем боковой частью языка, а горький вкус корнем.
  • Язык помогает человеку определять вкусовые качества продуктов питания)
  • А теперь, давайте спросим у наших исследователей, кому какой вкус понравился больше.

(опрос)

  • Эксперты, сделайте вывод.
  •          (  На вкус и цвет товарища нет.

Каждый человек имеет свой вкус, он сам выбирает какой у него любимый цвет, и что он больше любит сладкое ли соленое. Это может касаться и любимых дел, развлечений. Кто- то любит лепить, а кто- то рисовать)

5. Закрепление и применение новых знаний.

– К работе приступают «Повара» и расскажут нам  о приготовлении некоторых блюд русской кухни

(Работа с карточками: Щи, уха, окрошка – выбрать продукты, необходимые для приготовления этих блюд). 

6.Итог.

– Прочитайте записи на экране и подумайте, какие слова здесь пропущены?

…должна быть разнообразной.

…помогает различать вкус.

На … и цвет товарища нет

                                Дети вставляют слова: пища, язык, вкус.

Источник

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Подготовка учащихся к активному усвоению знаний

-Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом.

-Вы сказали, что здоровый человек не болеет, он сильный, ловкий, выносливый, добрый, ему любая работа по плечу. Но это еще не все. Сегодня вы узнаете, как вам следует вести себя, чтобы быть действительно здоровыми. На этом уроке мы проверим, как вы знаете свой организм, узнаем, как нужно заботиться о здоровье, какие правила соблюдать, чтобы не навредить своему организму. Для этого вам понадобятся карандаши, тетради по окружающему миру и, конечно, желание работать.

Настраиваются на работу, выполняют указания учителя

2.

Актуализация знаний

Есть волшебный край на свете,

Где бывают только дети.

Там по десять дней подряд

День рожденья у ребят.

И едят они в столовой

В эти дни не суп перловый,

Не лапшу, не вермишель,

Не овсянку, не кисель,

А клубничное мороженое,

По тарелочкам разложенное…

Там не ставят отметки,

Вместо них ученику

Выдается по конфетке,

А подчас по пирожку.

– Хотели бы вы побывать в таком волшебном крае? Что бы вы еще хотели съесть?

– А все ли это полезно нашему организму?

Давайте вместе сформулируем тему урока

Отвечают на вопросы, формулируют тему: «Наше питание»

3.

Изучение нового материала

– Сегодня на уроке мы познакомимся с очень важной системой – пищеварительной – и узнаем, как надо правильно питаться.  

Послушайте такую очень интересную ситуацию:

В кафе за одним столиком сидели мальчик и пожилой человек. Мальчик куда-то торопился и поэтому ел очень быстро. Старичок укоризненно смотрел на своего соседа.

Как вы думаете почему?

– Хотел бы я знать, что ты сейчас делаешь? – обратился он к мальчику.

Тот удивился:

– Разве вы не видите? Я ем кашу!

– Но ведь ты же её совсем не пережевываешь.

Мальчику стало смешно.

– А зачем я её буду жевать – она и так жидкая.

– Пусть жидкая, – сказал старичок, – жевать пищу надо не только для того, чтобы из твердой её сделать жидкой, а …

А зачем? Как вы думаете?

Да, половина каши, которую съел мальчик пропала зря. Оказывается, что кусочек черного хлеба, хорошо пережеванный, может дать человеку больше питания, чем целый обед, съеденный второпях.

– Как вы думаете, для чего нужна вообще пища человеку?

– Человеку нужна пища – как бензин машине. Питательные вещества необходимые для поддержания жизни и работы организма.

– Может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени? Расскажите о своих ощущениях, когда вы хотите кушать, что вы чувствуете?

Правильно, когда человек не ест, он испытывает чувство голода, слабость, усталость. При длительном голодании человек слабеет, через 2-3 дня начнутся «голодные»  обмороки, а через 10-15 дней он умрет.

– Сколько раз в день должен есть человек?

– Какую пищу должен употреблять человек?

– Перед вами лежат листочки под № 1, посмотрите внимательно и скажите на какие 2 группы можно разделить данные продукты?

– Что значит животного происхождения? Почему эту пищу называют животной?

– Отметьте зеленым цветом те продукты, которые можно отнести к пище животного происхождения.

– Какую пищу называют растительной?

– Отметь красным цветом те продукты, которые можно отнести к растительной пище.

– Давайте проверим. Итак, какие продукты, по вашему мнению, вы считаете животными? Растительными?

Оцените свою работу в парах по шкале. Если вы справились с заданием верно, поставьте значок рядом с весёлым смайликом, если же вы справились, но допустили некоторые неточности, поставьте значок рядом с нейтральным смайликом, а если задание показалось  вам сложным и у вас возникли трудности, то поставьте значок рядом с грустным смайликом.

– Ребята, а теперь я предлагаю вам игру.  На интерактивной доске расположены картинки с продуктами.  Вам нужно распределить их по корзинам

 1 группа: в 1 корзину сложит продукты, которые можно назвать полезными, а во 2 корзину – неполезные, вредные.

 2 группа: в 1 корзину сложит вкусные продукты, которые вам нравятся, а во 2 – полезные. У вас на выполнение задания 2 минуты.

– Молодцы, сядьте на свои места.

– Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Посмотрите, какой вывод можно сделать?

Те продукты, которые вам нравятся, первая группа отнесла в корзину с названием неполезные, вредные, т.е. не всегда то, что нам нравиться, полезно нашему организму.

– Но как, же понять, полезен продукт или нет?

– Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые содержать в них.

– Давайте узнаем, какие же это вещества и какую роль они играют.

Опережающее задание: учащиеся рассказывают о белках, жирах и углеводах (моделирование на интерактивной доске)

Белки – как кирпичики для строительства дома, нужные для роста и развития организма. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль. Человеку необходимо 100 грамм белков в сутки.

Жиры – крыша для нашего домика. Обеспечивают организм энергией. Но избыточное употребление жиров приводит к их отложению во внутренних органах. Жир затрудняет работу мышц и это вредно. Поэтому их нужно меньше, чем кирпичиков. Жира содержать в сливочном и растительном масле, сметане, молоке и маслянистых растениях, кукурузы, подсолнечника.

Углеводы –  двери в нашем домике. Главные поставщики энергии. Мы их получаем в виде крахмала и сахара. Они помогают вырабатывать энергию. Содержатся в хлебе, крупах, картофеле, макаронах.

– Что еще должно быть в продуктах, чтобы мы были здоровыми?

– Знаете ли вы, что означает слово «витамин»?

– Слово «витамин» придумал американский ученый Казимир Функ. Он выяснил, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо человеку. Соединив латинское слово vita «жизнь» со словом «амин», получилось слово «витамин». Витамин – источник жизни.

Витамины- содержаться в овощах, фруктах и ягодах.

Витамин С – это самый важный витамин, он помогает человеку бороться с различными болезнями. Содержится в лимонах, землянике, яблоках, капусте, луке.

Итак, мы с вами узнали об основных веществах, которые нужны для роста и развития нашего организма, они являются строительным материалом. Но ни один продукт не даст всех  питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья, для этого нам нужны разные питательные вещества, значит пища, которую мы употребляем, должна быть разнообразной.

Отвечают на вопрос

Высказывают свои предположения

4 раза: завтрак, обед, полдник, ужин

Нужно употреблять разнообразную пищу

Растительного и животного происхождения

Ее дают животные

Пища, получаемая из растений

Проверка и взаимопроверка

Выполняют задание

Высказывают предположения

Витамины

4.

Физкультминутка

Летели две птички, собой невелички.

Как они летели, все люди глядели.

Как они садились, все люди дивились

Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламируют стихотворение, выполняя движения

5.

Изучение нового материала (продолжение)

Практическая работа (заполнение пропусков в таблице)

Молодцы, ребята! Хорошо отдохнули, а теперь продолжаем.

– Представьте, что вы ученые и вам необходимо сделать научное открытие. Ученым ошибаться нельзя.

– Сейчас вам предстоит провести практическую работу по группам, для того чтобы узнать, в каких продуктах самое высокое содержание белков, жиров и углеводов.

– У вас на столах есть упаковки различных продуктов. На них указано, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся. Изучите эти этикетки, а результаты исследования занесите в таблицу.

белки

жиры

углеводы

Хлеб

8,4

4,7

50

Молоко

2,8

3,2

4,7

Макароны

10

2

70

Масло сливочное

1,7

50

18,6

5.

Закрепление нового материала

– Ребята, но мало знать о питательных веществах, еще нужно помнить и соблюдать правила правильного питания.

– Ребята, сейчас я вам буду  правила питания и вредные советы, а вы, если услышите правило, хлопните в ладоши, если услышите вредный совет, топните ножками. Приготовились!

1. Нужно стараться есть разнообразную пищу.

2. Если хочешь – ешь пельмени, хоть целый месяц.

3. В твоем рационе должно быть как можно больше булочек и сладостей.

4. Сладкого и жирного надо есть поменьше.

5. Не надо есть много жареного, копченого, соленого и острого.

6. Нужно стараться кушать в одно и то же время.

7. Жареная, копченая и соленая пища очень вкусная, ешь ее больше.

8. утром перед школой надо обязательно завтракать.

9. перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.

10. Перед сном надо плотно покушать.

Молодцы! Давайте сделаем вывод, что нужно нам знать и помнить, чтобы правильно питаться?

Хлопают в ладоши и топают ногами, определяя правильные и неправильные советы

Знать содержание питательных веществ в продуктах.

Помнить правила правильного питания.

6.

Изучение нового материала (продолжение)

– Но куда же делась пища, которую вы съели? Что с ней произошло?

 – На самом деле она лежит в животике, как в сундучке. С нею происходят чудесные превращения. Давайте отправимся открывать тайну исчезновения пищи или тайну пищеварения.

– Посмотрим, как это происходит. Пища проходит в организме человека путь длиной в 6 – 8 м.

Ребята,  а теперь дайте еще раз вспомним, какой путь проходит пища в организме человека. Откройте тетради на стр. 62, задание 3. Укажите стрелками части пищеварительной системы.

Работа с иллюстрациями, дополнения из текста учебника

Самопроверка по эталону

6.

Рефлексия

Молодцы! Ребята, наш урок подходит к концу, давайте с вами вспомним…

– Какие питательные вещества получает человек с пищей?

– Из каких органов состоит пищеварительная система?

–  Что нужно помнить, чтобы правильно питаться?

А сейчас мы посмотрим, как вы усвоили все то, о чем мы говорили на уроке.

Тот, кто решил, что о своем здоровье надо заботиться и питаться так, чтобы организм получал только пользу – поднимет каторчку с яблоком.

А тот, кто решил, что все, что хочется, то и полезно, а о здоровье можно подумать завтра – поднимет карточку с конфетами.

Молодцы!  Я очень рада что вы приняли правильное решение.  Я благодарю Вас за урок!

Отвечают на вопросы

Выполняют рефлексию

7.

Домашнее задание

Составить меню на завтрак, обед и ужин для своей семьи.

Источник