Охарактеризуйте развитие как общее свойство материи и укажите какие типы
1. Перечислите уровни структурной организации живой природы.
Молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционный, биогеоценотический, биосферный.
2. Среди перечисленных ниже структурных уровней организации живой материи подчеркните те, которые являются общими для живых и неживых объектов.
Клеточный, атомный, молекулярный, популяционно-видовой, биогеоценотический, уровень элементарных частиц, организменный.
3. Укажите основные признаки (свойства) биологических систем.
1. Обмен веществ.
2. Постоянство химического состава.
3. Самовоспроизведение.
4. Наследственность.
5. Изменчивость.
6. Размножение.
7. Индивидуальное развитие и эволюция.
4. Классифицируйте нижеперечисленные объекты на живые (+) и неживые (-).
Кристаллы галита (хлористого натрия) –
Амеба +
Кишечная палочка +
Кремнезем –
Плесень +
Нефть –
Лишайник +
Слюда –
5. Укажите наиболее существенные отличия между одноклеточным организмом и отдельной клеткой многоклеточного организма.
1. Клетка одноклеточного организма устроена просто, а многоклеточного – усложнена.
2. Клетки простейших и бактерий функционируют как целостная структура, а клетки многоклеточных специализированы.
3. Клетки многоклеточных образуют ткани и, в отличие от одноклеточных, не могут существовать самостоятельно.
6. Охарактеризуйте развитие как общее свойство материи и укажите, какие типы развития выделяют применительно к живым организмам.
Развитие – необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы.
Типы развития живой материи:
1. Онтогенез – индивидуальное развитие.
2. Филогенез (эволюция) – историческое развитие, возникновение новых видов и форм жизни.
7. Опишите, в чем заключается сущность такого свойства живых организмов, как раздражимость. (Используйте знания, полученные при изучении курса «Человек».)
Раздражимость – способность биологических систем реагировать на внешнее воздействие изменением своих физико-химических и физиологических свойств. Раздражимость проявляется в изменениях текущих значений физиологических параметров, превышающих их сдвиги при покое.
8. Раскройте сущность такого общего свойства биологических организмов, как саморегуляция. (Используйте знания, полученные при изучении курса «Человек».)
Саморегуляция – это свойство биологических систем автоматически устанавливать и поддерживать на определённом, относительно постоянном уровне те или иные физиологические или другие биологические показатели.
9. Раскройте смысл тезиса: «Одной из важнейших черт живых существ является ритмичность». (Используйте знания, полученные при изучении курса «Человек».)
Ритмичность процессов жизнедеятельности организмов является приспособлением к периодически меняющимся условиям окружающей среды. Она позволяет повышать активность организма в наиболее благоприятные периоды времени и экономить жизненные силы в те часы, когда воздействие среды оказывается неблагоприятным.
10. Приведите современное определение понятия жизнь.
Жизнь – это способ существования живых тел, существующих на Земле, которые представляют открытые самовоспроизводящиеся и саморегулирующиеся системы, построенные из биополимеров: белков и нуклеиновых кислот.
Источник
1) Перечислите уровни структурной организации живой природы.
- Ответ:
- 1 – Молекулярный
- 2 – Клеточный
- 3 – Тканевый
- 4 – Органный
- 5 – Организменный
- 6 – Популяционный
- 7 – Биогеоценотический
- 8 – Биосферный
2) Среди перечисленных ниже структурных уровней организации материи подчеркните те, которые являются общими для живых и неживых объектов.
- Ответ: Клеточный, атомный, молекулярный, популяционно-видовой, биогеоценотический, уровень элементарных частиц, организменный.
3) Укажите основные признаки (свойства) биологических систем.
- Ответ:
- 1- Обмен веществ
- 2- Постоянство химического состава
- 3- Самовоспроизведение
- 4- Наследственность
- 5- Изменчивость
- 6- Размножение
- 7- Индивидуальное развитие и эволюция
4) Классифицируйте нижеперечисленные объекты на живые (+) и неживые (-).
- Ответ:
- 1 – Кристаллы галита (хлористого натрия) –
- 2 – Амеба +
- 3 – Кишечная палочка +
- 4 – Кремнезём –
- 5 – Плесень +
- 6 – Нефть –
- 7 – Лишайник +
- 8 – Слюда –
5) Укажите наиболее существенные различия между одноклеточным организмом и отдельной клеткой многоклеточного организма.
- Ответ:
- 1- Клетка организма устроена просто, а многоклеточного сложно.
- 2- Клетки простейших и бактерий функционируют, как целостные структуры, а клетки многоклеточных специализированы.
- 3- Клетки многоклеточных образуют ткани, в отличие от одноклеточных, они не могут существовать самостоятельно.
6) Охарактеризуйте развитие как общее свойство материи и укажите, какие типы развития выделяют применительно к живым организмам.
- Ответ: Развитие – необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы.
- Типы развития живой материи:
- 1- Онтогенез – индивидуальное развитие.
- 2- Филогенез (эволюция) – историческое развитие, возникновение новых видов и форм жизни.
7) Опишите, в чем заключается сущность такого свойства живых организмов, как раздражимость. (Используйте знания, полученные при изучении курса «Человек».)
- Ответ:
- Раздражимость – способность биологических систем реагировать на внешнее воздействие изменением своих физико-химических и физиологических свойств. Раздражимость проявляется в изменениях текущих значений физиологических параметров, превышающих их сдвиги при покое.
8) Раскройте сущность такого общего свойства биологических организмов, как саморегуляция. (Используйте знания, полученные при изучении курса «Человек».)
- Ответ: Саморегуляция – это свойство биологических систем автоматически устанавливать и поддерживать на определённом, относительно постоянном уровне те или иные физиологические или другие биологические показатели.
9) Раскройте смысл тезиса: «Одной из важнейших черт живых существ является ритмичность». (Используйте знания, полученные при изучении курса «Человек».)
- Ответ: Ритмичность процессов жизнедеятельности организмов является приспособлением к периодически меняющимся условиям окружающей среды.
10) Приведите современное определение понятия «жизнь».
- Ответ: Жизнь – это способ существования живых тел, существующих на Земле, которые представляют открытые самовоспроизводящиеся и саморегулирующиеся системы, построенные из биополимеров: белков и нуклеиновых кислот.
Источник
1. Перечислите уровни структурной организации живой природы.
Молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционный, биогеоценотический, биосферный.
2. Среди перечисленных ниже структурных уровней организации живой материи подчеркните те, которые являются общими для живых и неживых объектов.
Клеточный, атомный, молекулярный, популяционно-видовой, биогеоценотический, уровень элементарных частиц, организменный.
3. Укажите основные признаки (свойства) биологических систем.
1. Обмен веществ.
2. Постоянство химического состава.
3. Самовоспроизведение.
4. Наследственность.
5. Изменчивость.
6. Размножение.
7. Индивидуальное развитие и эволюция.
4. Классифицируйте нижеперечисленные объекты на живые (+) и неживые (-).
Кристаллы галита (хлористого натрия) –
Амеба +
Кишечная палочка +
Кремнезем –
Плесень +
Нефть –
Лишайник +
Слюда –
5. Укажите наиболее существенные отличия между одноклеточным организмом и отдельной клеткой многоклеточного организма.
1. Клетка одноклеточного организма устроена просто, а многоклеточного – усложнена.
2. Клетки простейших и бактерий функционируют как целостная структура, а клетки многоклеточных специализированы.
3. Клетки многоклеточных образуют ткани и, в отличие от одноклеточных, не могут существовать самостоятельно.
6. Охарактеризуйте развитие как общее свойство материи и укажите, какие типы развития выделяют применительно к живым организмам.
Развитие – необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы.
Типы развития живой материи:
1. Онтогенез – индивидуальное развитие.
2. Филогенез (эволюция) – историческое развитие, возникновение новых видов и форм жизни.
7. Опишите, в чем заключается сущность такого свойства живых организмов, как раздражимость. (Используйте знания, полученные при изучении курса «Человек».)
Раздражимость – способность биологических систем реагировать на внешнее воздействие изменением своих физико-химических и физиологических свойств. Раздражимость проявляется в изменениях текущих значений физиологических параметров, превышающих их сдвиги при покое.
8. Раскройте сущность такого общего свойства биологических организмов, как саморегуляция. (Используйте знания, полученные при изучении курса «Человек».)
Саморегуляция – это свойство биологических систем автоматически устанавливать и поддерживать на определённом, относительно постоянном уровне те или иные физиологические или другие биологические показатели.
9. Раскройте смысл тезиса: «Одной из важнейших черт живых существ является ритмичность». (Используйте знания, полученные при изучении курса «Человек».)
Ритмичность процессов жизнедеятельности организмов является приспособлением к периодически меняющимся условиям окружающей среды. Она позволяет повышать активность организма в наиболее благоприятные периоды времени и экономить жизненные силы в те часы, когда воздействие среды оказывается неблагоприятным.
10. Приведите современное определение понятия жизнь.
Жизнь – это способ существования живых тел, существующих на Земле, которые представляют открытые самовоспроизводящиеся и саморегулирующиеся системы, построенные из биополимеров: белков и нуклеиновых кислот.
Источник
1. Перечислите уровни структурной организации живой природы.
Ответ: Молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционный, биогеоценотический, биосферный.
2. Среди перечисленных ниже структурных уровней организации живой материи подчеркните те, которые являются общими для живых и неживых объектов.
Ответ: Клеточный, атомный, молекулярный, популяционно-видовой, биогеоценотический, уровень элементарных частиц, организменный.
3. Укажите основные признаки (свойства) биологических систем.
- Обмен веществ.
- Постоянство химического состава.
- Самовоспроизведение.
- Наследственность.
- Изменчивость.
- Размножение.
- Индивидуальное развитие и эволюция.
4. Классифицируйте нижеперечисленные объекты на живые (+) и неживые (-).
Ответ:
Кристаллы галита (хлористого натрия) –
Амеба +
Кишечная палочка +
Кремнезем –
Плесень +
Нефть –
Лишайник +
Слюда –
5. Укажите наиболее существенные отличия между одноклеточным организмом и отдельной клеткой многоклеточного организма.
- Клетка одноклеточного организма устроена просто, а многоклеточного – усложнена.
- Клетки простейших и бактерий функционируют как целостная структура, а клетки многоклеточных специализированы.
- Клетки многоклеточных образуют ткани и, в отличие от одноклеточных, не могут существовать самостоятельно.
6. Охарактеризуйте развитие как общее свойство материи и укажите, какие типы развития выделяют применительно к живым организмам.
Развитие – необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы.
Типы развития живой материи:
- Онтогенез – индивидуальное развитие.
- Филогенез (эволюция) – историческое развитие, возникновение новых видов и форм жизни.
7. Опишите, в чем заключается сущность такого свойства живых организмов, как раздражимость. (Используйте знания, полученные при изучении курса «Человек».)
Ответ: Раздражимость – способность биологических систем реагировать на внешнее воздействие изменением своих физико-химических и физиологических свойств. Раздражимость проявляется в изменениях текущих значений физиологических параметров, превышающих их сдвиги при покое.
8. Раскройте сущность такого общего свойства биологических организмов, как саморегуляция. (Используйте знания, полученные при изучении курса «Человек».)
Саморегуляция – это свойство биологических систем автоматически устанавливать и поддерживать на определённом, относительно постоянном уровне те или иные физиологические или другие биологические показатели.
9. Раскройте смысл тезиса: «Одной из важнейших черт живых существ является ритмичность». (Используйте знания, полученные при изучении курса «Человек».)
Ответ: Ритмичность процессов жизнедеятельности организмов является приспособлением к периодически меняющимся условиям окружающей среды. Она позволяет повышать активность организма в наиболее благоприятные периоды времени и экономить жизненные силы в те часы, когда воздействие среды оказывается неблагоприятным.
10. Приведите современное определение понятия жизнь.
Жизнь – это способ существования живых тел, существующих на Земле, которые представляют открытые самовоспроизводящиеся и саморегулирующиеся системы, построенные из биополимеров: белков и нуклеиновых кислот.
Сохраните или поделитесь с одноклассниками:
Источник
жизнь — активная форма существования материи.Молекулярно-генетический уровень. Как бы сложно ни была организована любая живая система, в ее основе лежит взаимодействие биологических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, углеводов, а также других органических веществ. С этого уровня начинаются важнейшие процессы жизнедеятельности организма: кодирование и передача наследственной информации, обмен веществ, превращение энергии.
Клеточный уровень. Клетка — это структурно-функциональная единица всего живого. Существование клетки лежит в основе размножения, роста и развития живых организмов. Вне клетки жизни нет, а существование вирусов только подтверждает это правило, потому что они могут реализовывать свою наследственную информацию только в клетке.
Тканевый уровень. Ткань — это совокупность клеток и межклеточного вещества, объединенных общностью происхождения, строения и выполняемой функции. В животных организмах выделяют четыре основных типа ткани: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную. В растениях различают образовательные, покровные, проводящие, механические, основные и выделительные (секреторные) ткани.
Органный уровень. Орган — это обособленная часть организма, имеющая определенную форму, строение, расположение и выполняющая конкретную функцию. Орган, как правило, образован несколькими тканями, среди которых одна (две) преобладает.
Организменный (онтогенетический) уровень. Организм — это целостная одноклеточная или многоклеточная живая система, способная к самостоятельному существованию. Многоклеточный организм образован совокупностью тканей и органов. Существование организма обеспечивается путем поддержания гомеостаза (постоянства структуры, химического состава и физиологических параметров) в процессе взаимодействия с окружающей средой.
Популяционно-видовой уровень. Популяция — совокупность особей одного вида, в течение длительного времени проживающих на определенной территории, внутри которой осуществляется в той или иной степени случайное скрещивание и нет существенных внутренних изоляционных барьеров; она частично или полностью изолирована от других популяций данного вида.
Вид — совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство. Все особи одного вида имеют одинаковый ка-риотип, сходное поведение и занимают определенный ареал.
На этом уровне осуществляется процесс видообразования, который происходит под действием эволюционных факторов.
Биогеоценотический (экосистемный) уровень. Биогеоценоз — исторически сложившаяся совокупность организмов разных видов, взаимодействующая со всеми факторами их среды обитания. В биогеоценозах осуществляется круговорот веществ и энергии.
Биосферный (глобальный) уровень. Биосфера — биологическая система высшего ранга, охватывающая все явления жизни в атмосфере, гидросфере и литосфере, которая объединяет все биогеоценозы (экосистемы) в единый комплекс. Здесь происходят все вещественно-энергетические круговороты, связанные с жизнедеятельностью всех живых организмов, обитающих на Земле.Развитие — процесс, направленный на изменение материальных и духовных объектов с целью их усовершенствования
Источник
Живые системы имеют общие признаки:
1. единство химического состава свидетельствует о единстве и связи живой и неживой материи.
Пример:
в состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы, но в других количественных соотношениях (т. е. живые организмы обладают способностью избирательного накопления и поглощения элементов). Более (90) % химического состава приходится на четыре элемента: С, O, N, H, которые участвуют в образовании сложных органических молекул (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов).
2. Клеточное строение (Единство структурной организации). Все существующие на Земле организмы состоят из клеток. Вне клетки жизни нет.
3. Обмен веществ (Открытость живых систем). Все живые организмы представляют собой «открытые системы».
Открытость системы — свойство всех живых систем, связанное с постоянным поступлением энергии извне и удалением продуктов жизнедеятельности (организм жив, пока в нём происходит обмен веществами и энергией с окружающей средой).
Обмен веществ — совокупность биохимических превращений, происходящих в организме и других биосистемах.
Обмен веществ состоит из двух взаимосвязанных процессов: синтеза органических веществ (ассимиляции) в организме (за счёт внешних источников энергии — света и пищи) и процесса распада сложных органических веществ (диссимиляции) с выделением энергии, которая затем расходуется организмом. Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
4. Самовоспроизведение (Репродукция) — способность живых систем воспроизводить себе подобных. Способность к самовоспроизведению является важнейшим свойством всех живых организмов. В её основе лежит процесс удвоения молекул ДНК с последующим делением клеток.
5. Саморегуляция (Гомеостаз) — поддержание постоянства внутренней среды организма в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды. Любой живой организм обеспечивает поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды организма). Стойкое нарушение гомеостаза ведёт к гибели организма.
6. Развитие и рост. Развитие живого представлено индивидуальным развитием организма (онтогенезом) и историческим развитием живой природы (филогенезом).
- В процессе индивидуального развития постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организма и осуществляется его рост (все живые организмы растут в течение своей жизни).
- Результатом исторического развития является общее прогрессивное усложнение жизни и всё многообразие живых организмов на Земле. Под развитием понимают как индивидуальное развитие, так и историческое развитие.
7. Раздражимость — способность организма избирательно реагировать на внешние и внутренние раздражители (рефлексы у животных; тропизмы, таксисы и настии у растений).
8. Наследственность и изменчивость представляют собой факторы эволюции, так как благодаря им возникает материал для отбора.
- Изменчивость — способность организмов приобретать новые признаки и свойства в результате влияния внешней среды и/или изменений наследственного аппарата (молекул ДНК).
- Наследственность — способность организма передавать свои признаки последующим поколениям.
9. Способность к адаптациям — в процессе исторического развития и под действием естественного отбора организмы приобретают приспособления к условиям окружающей среды (адаптации). Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают.
10. Целостность (непрерывность) и дискретность (прерывность). Жизнь целостна и в то же время дискретна. Эта закономерность присуща как структуре, так и функции.
Любой организм представляет собой целостную систему, которая в то же время состоит из дискретных единиц — клеточных структур, клеток, тканей, органов, систем органов. Органический мир целостен, поскольку все организмы и происходящие в нём процессы взаимосвязаны. В то же время он дискретен, так как складывается из отдельных организмов.
Отдельные свойства, перечисленные выше, могут быть присущи и неживой природе.
Пример:
для живых организмов характерен рост, но ведь и кристаллы растут! Хотя этот рост не имеет тех качественных и количественных параметров, которые присущи росту живого.
Пример:
для горящей свечи характерны процессы обмена и превращения энергии, но она не способна к саморегуляции и самовоспроизведению.
Следовательно, все перечисленные выше свойства характерны для живых организмов только в своей совокупности.
Источники:
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. 9 класс // ДРОФА.
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10–11 класс // ДРОФА.
Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.
https://900igr.net/kartinki/geografija/Krugovoroty-v-biosfere/005-Priznaki-zhivogo.html
Источник