Обж 9 класс пищевые добавки
Классный час «ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ И ЗДОРОВЬЕ»
Проблема питания очень актуальна для каждого человека. Второе место у учащихся среди приобретенных заболеваний после нарушений костно-мышечной системы занимает расстройство желудочно-кишечного тракта. Бурное развитие пищевой индустрии приводит к засилью нездоровой еды, которая оказывает негативное воздействие на здоровье человека. Неправильное питание, употребление химикатов, к которым относятся многие пищевые добавки, стали одной из причин ухудшения здоровья учащихся.
Задачи: рассказать о вредных пищевых добавках, применяемых в производстве пищевых продуктов, определить их потенциальную опасность для здоровья человека, изучить и объективно оценить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень экологического риска.
Ход классного часа
Слайд 1
Учитель. Я хочу напомнить одну притчу: «Когда-то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Когда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недоуменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот, Насреддин ответил: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь».
Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой вкус и запах. Что помогало человеку выделить среди многих веществ те, которые пригодны для еды? (Предполагаемый ответ: органы чувств.)
С помощью каких органов чувств люди находили нужные продукты, определяли свежесть и качество пиши? (Предполагаемый ответ: с помощью органов зрения, обоняния и вкусовых рецепторов.)
Как вы думаете, с помощью каких типов веществ можно усилить воздействие на ваши органы чувств. (работа с интерактивной доской).
Слайд 2
Соотнесите органы чувств и вещества.
Учитель. Прежде всего, по вкусовым ощущениям человек определяет, съедобен продукт или его лучше не есть. Так было всегда, но сегодня мы живем в период, когда внедряются все новые и новые пищевые технологии, позволяющие любому продукту придать нужные консистенцию, вкус, запах, обеспечить тот или иной срок хранения.
Вспомните сказки о могущественных магах и волшебниках. Как они колдуют над котелком с варевом? (Предполагаемый ответ: несколько волшебных порошков, заклинание — и нужный продукт готов.)
Слайд 3
Учитель. Что положит в котел колдун для приготовления зелья? Что положат в продукты производители для улучшения срока хранения и вида продукта? (работа с интерактивной доской).
Учитель. Приблизительно по тому же принципу готовятся современные продукты питания. Только технологии усовершенствовались и волшебные слова заменяют длинные названия формул, а в качестве волшебных порошков используются пищевые добавки.
Кстати, знаете ли вы, что такое пищевые добавки? (Предполагаемый ответ: красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса и т.д. )
Учитель. Пищевые добавки — это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания для придания им свойств: вкуса, цвета, запаха, консистенции и внешнего вида, для сохранения пищевой и биологической ценности, улучшения условий обработки, хранения, транспортировки.
Когда вы заходите в супермаркет в поисках чего-нибудь вкусненького, каким продуктам вы обычно отдаете предпочтение? (Предпагагаемый ответ: красиво упакованным в банки или коробки.)
Слайд 4
Положите в корзину продукты, которые вы хотите купить. (работа с интерактивной доской). Почему вы взяли именно эти продукты? А обращаете ли вы внимание на то, какие вещества входят в состав данного продукта? {Предполагаемый ответ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.)
Слайд 5
Учитель. Зачастую рядом со всем понятными составляющими можно обнаружить сложные названия, загадочные для многих «Е». Что же это такое и можно ли это самое «Е» есть? Индекс «Е» означает систему кодификации, разработанную в Европе. Комбинации Е121, ЕЗЗО и т.д. говорят о типе пищевой добавки. Это могут быть консерванты, стабилизаторы, антиокислители, эмульгаторы и усилители вкуса. Именно благодаря пищевым добавкам продукт даже не очень высокого качества приобретает выигрышный вкус, те или иные цвет, запах, консистенцию. С каждым годом увеличивается количество пищевых добавок и продуктов питания, их содержащих. На сегодняшний день число пищевых добавок (ПД) составляет 500. Некоторые добавки разрешены с ограничениями в использовании.
Слайд 6
Король пищевых добавок – ГЛЮТАМАТ НАТРИЯ – Е621 – усиливает вкусовое восприятия, воздействуя на центры удовольствия. негативно влияет на головной мозг, нарушает психику детей, ухудшает состояние больных бронхиальной астмой, приводит к разрушению сетчатки глаза и глаукоме. ГЛЮТАМАТ НАТРИЯ действует как НАРКОТИК ! ! !
Как вы думаете, почему? Неужели использование пищевых добавок небезопасно для здоровья? А если они вредны, то зачем же в пищевом производстве все-таки их применяют? Давайте рассмотрим самые распространенные виды пищевых добавок и разберемся, для чего они нужны.
Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Пищевые добавки» (см. приложение 1) и предлагает обсудить вопросы:
1. В чем плюсы и минусы применения консервантов?
2. Полки магазинов пестрят продуктами всех цветов радуги, привлекая людей радужными напитками и другой красочной едой. Чем же красят продукты питания и насколько это безопасно?
3. С какой целью используют антиокислители? Могут ли они отрицательно воздействовать на организм человека?
4. Часто в составе содержимого на пакетике можно увидеть глютамат натрия — усилитель вкуса. чем он вреден?
Слайд 7 ФИЗМИНУТКА
Слайд 8
ПРАКТИКУМ
Ребята, работая в группах по 4—5 человек, проводят обследование этикеток продуктов питания, обращая внимание на графу «содержит».
Оборудование: майонез, кетчуп, плавленый сыр, йогурты, паштет, мороженое, чипсы, сухарики соленые, лапша и супы быстрого приготовления, различные приправы, жевательная резинка, шоколадные батончики («Пикник», «Сникерс»), газированные напитки (пепси-кола, фанта, кока-кола, тархун и т.д.), продукты детского питания: творожки, пюре (фруктовые и мясные).
.
Результаты исследования учащиеся отражают в таблице (приложение 2).
Проанализировав данные таблицы «Пищевые добавки» (приложение 1), учащиеся получают следующие результаты:
1. Запрещенных, опасных пищевых добавок обнаружено не было.
2. В отдельных видах кетчупа, майонеза, маргарина, майонеза, мороженого и чипсов были обнаружены пищевые добавки, систематическое употребление которых может отрицательно воздействовать на здоровье человека.
3. Продукты детского питания, продукты с обозначением «натуральные» не содержат синтетических консервантов.
Слайд 9
Учитель (комментирует выводы учащихся). Пищевые добавки, поступающие в организм, как правило, не являются нейтральными. Они вступают во взаимодействие с веществами, входящими в состав организма. Их воздействие зависит от биологической активности, количества поступления, быстроты выведения, способности накапливаться, а также частоты поступления в организм. Иногда малые дозы вещества при частом их употреблении могут оказаться для организма более опасными, чем большие, но редко потребляемые. «Все есть яд, все есть лекарство, важна лишь доза», — сказал когда-то царь Соломон.
Международный комитет экспертов ФАО/ВООЗ по пищевым добавкам проводит дальнейшее исследование их влияния на здоровье человека, тщательно изучает комбинированное действие пищевых добавок, так как они могут взаимодействовать друг с другом, оказывая негативное воздействие на организм. Специалистами обнаружено, что сочетание нескольких пищевых добавок «Е» в газированных напитках приводит к образованию бензола.
Знаете ли вы, чем опасен бензол? (Предполагаемый ответ: бензол — опасный канцероген, способный вызвать рак, заболевание печени, почек, угнетающий процесс кровообращения.)
Слайд 10
Работа в группах. В заключение учащимся предлагается, работая в группах, обосновать реко мендации по употреблению продуктов питания (см. приложение 3).
Заключительное слово учителя. Рос сийскими специалистами и предста вителями Всемирной организации здравоохранения составлен перечень вредных для здоровья веществ. Поэто му важно знать, какие именно пище вые добавки содержатся в конкретных пищевых продуктах. Мы имеем право, зная о том, какие вещества употребля ем, самостоятельно делать свой выбор относительно того или иного продук та. Конечно, человечество не может объявить войну пищевым добавкам. Полностью отказаться от них все равно невозможно, поскольку это означает перейти на «подножный корм»: что смогли собрать, поймать — сразу при готовили и съели, как в доисторические времена.
Объединенный комитет экспертов ФАО/ВООЗ по пищевым добавкам счи тает, что они не должны использоваться в случаях, когда возможен отказ от них.
Рекомендации по употреблению продуктов питания:
1. Внимательно читайте надписи на этикетке продукта.
2. Не покупайте продукты с неестест венно яркой окраской.
3. Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.
4. Пейте свежеприготовленные соки.
5. Избегайте подкрашенных газирован ных напитков.
6. Не перекусывайте чипсами, лучше замените их орехами.
7. Не употребляйте супы и лапшу из пакетиков, готовьте сами.
8. Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов (колбаса, сосиски, тушенка).
IX. Заключение.
Учитель. На память об этом уроке я угощаю вас яблоками Как вы думаете, почему я выбрала такие подарки? (Предполагаемый ответ: фрукты не содержат в своем составе пищевых добавок, они необходимы для полноценного питания.)
Надеюсь, что мои старания не напрасны. Следите за своим питанием. Желаю, чтобы вы всегда были здоровы. Всем спасибо. Урок окончен. Можете быть свободны.
Содержание пищевых добавок в продуктах питания в продуктах питания
Отметьте знаком «+» или «-« наличие пищевых добавок, укажите опасные для здоровья.
Продукт | Краси-тели Е1** | Консер-ванты Е2** | Антиокис-лители Е3** | Загустители Е4** | Эмуль-гаторы Е5** | Усилители вкуса Е6** |
___________________________________________________________________________________
Содержание пищевых добавок в продуктах питания в продуктах питания
Отметьте знаком «+» или «-« наличие пищевых добавок, укажите опасные для здоровья.
Продукт | Краси-тели Е1** | Консер-ванты Е2** | Антиокис-лители Е3** | Загустители Е4** | Эмуль-гаторы Е5** | Усилители вкуса Е6** |
_____________________________________________________________________________________
Содержание пищевых добавок в продуктах питания в продуктах питания
Отметьте знаком «+» или «-« наличие пищевых добавок, укажите опасные для здоровья.
Продукт | Краси-тели Е1** | Консер-ванты Е2** | Антиокис-лители Е3** | Загустители Е4** | Эмуль-гаторы Е5** | Усилители вкуса Е6** |
_____________________________________________________________________________________
Содержание пищевых добавок в продуктах питания в продуктах питания
Отметьте знаком «+» или «-« наличие пищевых добавок, укажите опасные для здоровья.
Продукт | Краси-тели Е1** | Консер-ванты Е2** | Антиокис-лители Е3** | Загустители Е4** | Эмуль-гаторы Е5** | Усилители вкуса Е6** |
Источник
Проектную работу выполнила ученица 11 класса Трутнева Евгения.Руководитель- учитель химии Бабурова Ардак Ширажовна.
й
“Пищевые добавки и
здоровье человека”
«Пища, услаждающая вкус и заставляющая есть больше, чем это нужно, отравляет вместо того, чтобы питать».Французский писатель – Ф.Фенелон
Есть или не есть? – вот в чём вопрос.
– Определить, являются пищевые добавки, используемые в производстве наиболее употребляемых подростками видов пищевых продуктов, вредными или опасными для здоровья , а также уровень информированности самих подростков и их родителей о тех пищевых добавках, которые используются в производстве наиболее часто.
безопаснымисоответствовать санитарным нормам
это вещества, которые никогда не употребля-ются самостоятельно, а вводятся в продукты питания при изготовлении.
Современные пищевые добавки выполняют две главные задачи:
придают продуктам питания необходимые и прият- ные свойства – цвет, вкус и аромат, нужную консис-тенцию; увеличивают срок хранения продуктов питания, что необходимо для их транспортировки и хранения.
Первая категорияв этих товарахколичество итипы спецдобавокстрого контролируются
Вторая категориякачество товаров контролируется менее строго.
Третья категорияна эти товары не распространяются многие ограничения на использова-ние спецдобавок. Себестоимость их ниже, а производство выгоднее. К этой категории относится 80 % продуктов питания поставляемых на мировой рынок.
RUS
Е 621
Е 160с
Е 341
Пищевые добавки в составе пищевых продуктов обозначают с помощью спе циального Е-номера, который состоит из буквы Е (от слова «Europe») и трёхзначным числом, стоящем после буквы Е. Например, Е133, Е 330,Е602, цифры говорят о типе пищевой добав-ки (консерванты, красители и т.д.)
Е100 – Е199 – КРАСИТЕЛИ (усиливают и восстанавли-вают цвет продуктов);
Е200 – Е299 – КОНСЕРВАНТЫ (удлиняют срок годности продукта);
Е300 – Е399 – АНТИОКИСЛИТЕЛИ (замедляют окисление, предохраняя продукты от порчи);
Е400 – Е499 – СТАБИЛИЗАТОРЫ (сохраняют заданную консистенцию продуктов);
Е500 – Е599 – ЭМУЛЬГАТОРЫ (поддерживают определён-ную структуру продуктов питания);
Е600 – Е599 – УСИЛИТЕЛИ ВКУСА И АРОМАТА.
запрещенные; опасные; вызывают расстройства кишечника; вызывают сыпь; влияют на давление; вредные для кожи; ракообразующие; повышают холестерин; влияют на ЦНС, зрение.
во многих штатах США дорожная полиция всегда имеет в патрульной машине 2 бутылки Колы, чтобы смывать с шоссе кровь после аварии;фермеры из восточного индийского штата Чхаттисгарх используют Колу, чтобы защитить свои рисовые плантации от вредителей. По их словам, напитки стоят дешевле пестицидов, а действуют точно так же;домохозяйки считают Колу отличным чистящим средством: она прекрасно справляется с ржавчиной, известковым налётом и отложениями кальция;активный ингредиент Колы – фосфорная кислота: за 4 дня может растворить ногти, за 10 дней пластмассовую расческу;далее в статье шли советы по применению Колы для стирки грязной одежды, очистки стёкол в машине и моторов грузовиков.
Эксперимент №1 с Кока-колой: Мы взяли 2 ржавых гвоздя, поместили их на 4 часа в Кока – Колу. Результат: ржавчина с гвоздей сошла легко.Эксперимент №2 с сухими концентратами «INVITE+» апельсин и «YUPI» фруктовый коктейль. Взяли 3 яйца и сварили их: одно яйцо варили в обычной воде, а другое – в разведенном в воде концентрате «INVITE+», третье – в разведенном в воде концентрате «YUPI». Результат: яйцо сваренное обычной воде осталось белого цвета, яйцо сваренное в «INVITE+» стало оранжевого цвета и яйцо сваренное в «YUPI» стало красного цвета.
Король ароматизаторов – ГЛЮТАМАТ НАТРИЯ – Е621 – усиливает вкусовое восприятия, воздействуя на центры удовольствия.
Е621 – негативно влияет на головной мозг, нарушает психику детей, ухудшает состояние больных бронхиальной астмой, приводит к разрушению сетчатки глаза и глаукоме.ГЛЮТАМАТ НАТРИЯ действует как НАРКОТИК ! ! !
Внимательно читайте надписи на этикетке продукта;Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения;Не покупайте продукты с неестественно яркой окраской;Не покупайте подкрашенную газировку, делайте соки сами;Не покупайте переработанных или законсервирован-ных мясных продуктов (колбаса, сосиски, тушёнка);Не покупайте супы и каши быстрого приготовления, готовьте их сами;Не перекусывайте чипсами, сухариками, замените их орехами, изюмом;В питании всё должно быть в меру, безопасно и по возможности разнообразно.
пищевая добавка Е 171, придающая Orbit белый цвет, ничто иное, как титановые белила – диоксид титана
Кофеин – мягкий психоактивный стимулятор, способный вызывать зависимость. Кофеин увеличивает выделение кальция с мочой, может вызывать раздражительность, бессонницу, нервозность, головные боли. У детей может нарушаться способность концентрировать внимание.
в составе шоколада Alpen Gold – не разрешённая добавка Е 476 – Полиглицерин полирицинолеаты ( загуститель).
Мною были изучены этикетки некоторых продуктов питания. Практически в каждом из рассмотренных продуктов были обнаружены пищевые добавки, которые влияют на состояние здоровья человека. Для того чтобы не подвергать своё здоровье опасности, желательно в пищу принимать продукты питания с минимальным содержанием пищевых добавок. При приобретении продуктов питания в магазинах, необходимо знать, какие пищевые добавки являются вредными для организма человека, и стараться не покупать те продукты, на этикетках которых указаны эти добавки. Наша жизнь, здоровье, настроение тесно связаны с многочисленными химическими веществами и процессами вокруг нас и в нас самих. Химия даёт в руки человеку огромные возможности и силы, но при этом требует грамотного, ответственного их использования, понимания сущности химических явлений. Экологическая безопасность и химические знания помогут сделать правильный выбор продуктов питания и образа жизни.
Я хочу рекомендовать мою работу учителям и родителям. Ведь здоровая жизнь будущего поколения зависит от ВАС, дорогие взрослые!
Источник
Тип урока: Урок-исследование.
Цель урока: Изучить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень их опасности для здоровья.
Задачи урока:
- Образовательные: обобщить знания о составе пищи, дифференцировать понятия «продукты питания» и «питательные вещества»; сформировать у учащихся знания о пищевых добавках, применяемых для производства пищевых продуктов.
- Развивающие: развитие навыков принятия самостоятельных решений, инициативы и активности, необходимых для самостоятельной жизни; развивать внутреннюю мотивацию к учению, через исследовательскую деятельность, личностно – значимое содержание учебного материала, выполнение практической работы.
- Воспитывающие: воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью (формировать представления учащихся о необходимости следить за качеством продуктов питания, употребляемых в пищу).
Проблема, которую призван решить урок: Как пищевые добавки, входящие в состав продуктов питания влияют на здоровье?
Подготовка к уроку: Группе (4-5 чел.) учащихся дано опережающее задание исследовательского характера (в соответствии с темой сообщения).
Оборудование:
- Проектор, экран, ноутбук, компьютеры, презентация Microsoft Power Point (Приложение 1), фильм, созданный в Windows Movie Maker (по запросу у автора статьи), программа для проверки пищевых добавок, включаемых в состав пищевых продуктов (SellCode + 2.0.) (Приложение 2).
- На столах учащихся раздаточный материал: упаковки (этикетки) от продуктов питания, наиболее часто употребляемые учащимися; печатный материал: таблица кодов пищевых добавоки их воздействия на организм человека (Приложение 3), алгоритм выполнения практической работы (Приложение 4).
- Информационный буклет (Приложение 5).
- Выставка статей о пищевых добавках (из газет, журналов, Интернета).
- Выставка продуктов питания, не содержащих пищевые добавки (необходимых для полноценного питания человека).
- Подарки учащимся (фрукты).
Методы обучения: Словесные (беседа, объяснение); наглядные (демонстрация презентации, таблиц, упаковок продуктов питании); практические (работа с раздаточным материалом); частично – поисковый (работа с дополнительным материалом), проблемный (постановка проблемных вопросов); исследовательские (работа по исследованию выдвинутых проблем, вопросов).
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая работа, взаимоконтроль.
Основные понятия и термины урока: Пищевые добавки, красители, консерванты, антиокислители, загустители, эмульгаторы, усилители вкуса.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Дети здороваются с присутствующими: «Здравствуйте! Желаем всем здоровья!».
Учитель: Такими словами, приветствуя друг друга, мы желаем здоровья. А здоровы ли вы, дорогие ребята? Хорошее ли у вас сегодня настроение? Я очень рада, что у вас всё отлично! В народе говорят: «Здоровому всё здорово!». Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему работать и отдыхать.
II. Проверка знаний учащихся.
Учитель: Сегодня при изучении нового материала, нам понадобятся знания предыдущего урока. (Презентация – Приложение 1, Слайд 1)
Задание 1.
Мы употребляем различные продукты питания для того, чтобы снабдить организм энергией и питательными веществами. А знаете ли вы отличие между понятиями «пищевые продукты» и «питательные вещества»? Предлагаю 1 варианту из списка выписать продукты питания, а 2 варианту – питательные вещества:
а) молоко, б) белки, в) пшено, г) жиры, д) яблоки, е) мясо, ж) углеводы, з) вода, и) минеральные соли, к) рыба.
Ответы: 1) а, в, д, е, к; 2) б, г, ж, з, и.
Задание 2.
В продукте питания обычно преобладает одно кокое-либо питательное вещество: жиры, белки, углеводы. Так, в кефире больше белка – значит, оно относится к белковой пищи. Таким образом, можно разделить все продукты. Предлагаю 1 варианту из списка выбрать продукты с наибольшим содержанием жиров, а 2 варианту – углеводов:
а) сыр, б) капуста, в) хлеб, г) рыба, д) виноград, е) колбаса, ж) гречка, з) сметана, и) орехи, к) картофель.
Ответы: 1) а, г, е, з, и; 2) б, в, д, ж, к.
Взаимопроверка. Учащиеся проверяют правильность выполнения задания по слайду. (Приложение 1, Слайд 2)
III. Актуализация знаний.
Игра «Третий лишний».
Исключите лишнее. Объясните, почему вы исключили именно это понятие. (Приложение 1, Слайд 3)
БЕЛКИ, ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ, УГЛЕВОДЫ.
(Предполагаемый ответ: белки и углеводы – основные компоненты пищи, пищевые добавки – лишнее.)
Учитель: Откройте тетради и запишите тему урока: «Пищевые добавки и здоровье человека». Попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего урока. (Приложение 1, Слайд 4)
Учащиеся формулируют цель урока, исходя из названия темы урока.
Цель урока: изучить содержание пищевых добавок в наиболее популярных продуктах питания и определить степень их опасности для здоровья.
(Приложение 1, Слайд 5)
Эпиграф урока: «Пища, услаждающая вкус и заставляющая есть больше, чем это нужно, отравляет вместо того, чтобы питать». Французский писатель – Ф. Фенелон.
Учитель: Все из вас слышали изречение: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить», но мы не всегда задумываемся над этими словами.
Я хочу напомнить одну притчу: «Когда-то к Насреддину пришёл больной с жалобой на боли в животе. Насреддин спросил его, что он ел? Когда больной ответил, что он съел на обед, то Насреддин прописал ему глазные капли. На недоуменный вопрос пациента, почему выписаны глазные капли, если болит живот, Насреддин ответил: «В следующий раз ты будешь видеть, что ешь»».
Есть или не есть? А почему? – вот в чём вопрос.
(Постановка проблемы урока. Приложение 1, Слайд 6)
Вопрос классу: какую роль играет в сохранении здоровья питание?
(Предполагаемый ответ: характер питания оказывает влияние на рост, физическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте.)
Учитель: Одним из основных условий здорового питания является то, что продукты питания должны быть безопасными и соответствовать санитарным нормам. Каждый продукт должен иметь свои пищевые достоинства, содержать полезные для человека питательные вещества. (Приложение 1, Слайд 7)
IV. Изучение нового материала.
Учитель:Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой неповторимый вкус и запах. Так было всегда, но не сегодня. Мы живём во время внедрения новых пищевых технологий, когда любому продукту можно придать нужные консистенцию, вкус, запах и даже задать срок хранения.
Вопрос классу: Ребята, знаете ли вы, что такое пищевые добавки?
(Предполагаемый ответ: красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса и т.д.)
Учитель: (Приложение 1, Слайд 8) Пищевые добавки – это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания при изготовлении.
История применения пищевых добавок насчитывает тысячелетия. Первоначально это были всем известные специи – соль, сахар. С развитием химической и пищевой промышленности в наш обиход вошло великое множество пищевых добавок.
Современные пищевые добавки выполняют две главные задачи (Приложение 1, Слайд 8):
- увеличивают срок хранения продуктов питания, что необходимо для их транспортировки и хранения;
- придают продуктам питания необходимые и приятные свойства – красивый цвет, привлекательный вкус и аромат, нужную консистенцию.
На мировом рынке существуют три категории качества продовольственных товаров. (Приложение 1, Слайд 9)
- Первая категория. В этих товарах количество и типы спецдобавок строго контролируется.
- Вторая категория. Качество товаров контролируется менее строго. Они производятся с учетом требований страны-импортера.
- Третья категория. На эти товары не распространяются многие ограничения на использование спецдобавок. Себестоимость их ниже, а производство выгоднее. Указывая наличие добавок на упаковке, производитель как бы предупреждает потребителя: «вы сами вольны решать, покупать этот товар, который стоит дешевле, или предпочесть ему товар безупречный, но дороже». К этой категории относится 80% продуктов питания поставляемых на мировой рынок.
Вопрос классу: когда вы заходите в магазин в поисках чего-нибудь вкусненького, каким продуктам вы отдаете предпочтение? (Приложение 1, Слайд 10)
(Предполагаемый ответ: конечно запакованным в красивые обёртки, банки или коробки.)
Вопрос классу: а обращаете ли вы внимание на состав веществ, входящих в данный продукт?
(Предполагаемый ответ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.)
Учитель: (Приложение 1, Слайд 11) Зачастую рядом с перечнем всех понятных составляющих можно обнаружить сложные названия и загадочное для многих «Е». Это пищевые добавки: те, что в народе называют «ешками». (Приложение 1, Слайд 12)
Пищевые добавки в составе продуктов питания обозначены буквой Е и трёхзначным числом, стоящем после буквы Е. Цифры Е121, Е330, Е621 и т.д. говорят о типе пищевой добавки (имеется в виду консерванты, красители, усилители вкуса и т.д.). На сегодняшний день число пищевых добавок, применяемых в различных странах, составляет более 500. Но с каждым годом увеличивается число пищевых добавок и ассортимент продуктов питания их содержащих.
Давайте рассмотрим самые распространенные пищевые добавки и разберемся, для чего они нужны? (Приложение 3; Приложение 1, Слайд 13)
Е100–Е199 – КРАСИТЕЛИ (усиливают и восстанавливают цвет продуктов);
Е200–Е299 – КОНСЕРВАНТЫ (удлиняют срок годности продукта);
Е300 – Е399 – АНТИОКИСЛИТЕЛИ (замедляют окисление, предохраняя продукты от порчи);
Е400–Е499 – СТАБИЛИЗАТОРЫ (сохраняют заданную консистенцию продуктов);
Е500–Е599 – ЭМУЛЬГАТОРЫ (поддерживают определённую структуру продуктов питания);
Е600–Е599 – УСИЛИТЕЛИ ВКУСА И АРОМАТА.
Учитель: Из самого названия каждого класса пищевых добавок ясно, для чего они применяются. Однако совсем не ясно как все эти вещества влияют на здоровье человека, а особенно на подростков? Небезопасно ли использование пищевых добавок для здоровья? (Приложение 1, Слайд 14)
- запрещенные;
- опасные;
- вызывают расстройства кишечника;
- вызывают сыпь;
- влияют на давление;
- вредные для кожи;
- ракообразующие;
- повышают холестерин;
- влияют на ЦНС, зрение.
Учитель: Полки магазинов всеми цветами радуги пестрят, привлекая людей радужными напитками. Чем же красят продукты питания, и насколько это безопасно? (Исследования по данному вопросу провела группа учеников класса.)
Сообщение 1. Напитки: плюсы и минусы. (Приложение 6; Приложение 1, Слайды 15, 16, 17, 18,19)
Учитель: В последнее время в магазинах появился больной ассортимент продуктов, которые стали неотъемлемой частью нашего питания частью нашего питания: супы и вермишель быстрого приготовления, каши-минутки, бульоны, чипсы, сухарики, колбасы, сосиски. Все эти продукты содержат глютамат натрия – усилитель вкуса. Почему нужно быть осторожными в его использовании? Какое влияние оказывает на здоровье глютамат натрия?
На эти вопросы вы сможете ответить после просмотра ВИДЕОФРАГМЕНТ из фильма «Осторожно – ЕДА!». (Приложение 1, Слайд 20)
Обсуждение видеофрагмента: (Приложение 1, Слайд 21) Е621 – наносит непоправимые повреждения растущему мозгу, нарушается зрение, психика. Дети не получают нужных микроэлементов и витаминов из таких продуктов, эти продукты попросту не содержат их, что уже само по себе неизбежно приведет к отставанию в учебе, болезням и различным поведенческим проблемам (гиперактивность). Это происходит даже после одиночной дозы, т.к. глютамат натрия действует как наркотик не более, не менее.
V. Физкультминутка.
По классу развешаны 14 картинок с продуктами питания, содержащими и не содержащими пищевые добавки.
Учитель: Ребята, представьте ситуацию, что вы пришли в магазин за продуктами. Вам нужно выбрать продукты, не содержащие пищевых добавок и перечислить их.
А сейчас переходим к практической части. (Приложение 2; Приложение 1, Слайд 22)
Практическая работа (Приложение 4).
Тема: Исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок.
Результаты работы обсуждаются в ходе фронтальной беседы.
Учитель: Пищевые добавки, поступающие в организм, как правило, не остаются бездеятельными. Их воздействие на организм зависит от биологической активности пищевых добавок, количества поступления, быстроты выведения, способности накапливаться, а также частоты поступления в организм. Иногда малые дозы вещества при частой их применяемости могут оказаться более опасными для организма, чем большие, но редко поступающие.
Для пищевых добавок характерно комбинированное действие, так как они могут взаимодействовать друг с другом, и давать непредвиденный эффект. Так, например, специалистами обнаружено, что сочетание нескольких пищевых добавок «Е» в газированных напитках приводит к образованию бензола.
Вопрос классу: чем опасен бензол?
(Предполагаемый ответ: бензол – опасный канцероген, способный вызывать рак, заболевания печени, почек, угнетает процесс кровообращения.)
VI. Закрепление.
Учитель: Переходим к заключительному этапу урока. Учащимся предлагается, работая в группах, обосновать рекомендации по употреблению продуктов питания.
Чья группа первой составит рекомендации, поднимите руку. Вас ожидает приз! После ответа учащиеся проверяют рекомендации по слайду.
Рекомендации по употреблению продуктов питания (Приложение 1, Слайд 23):
- Внимательно читайте надписи на этикетке продукта.
- Не покупайте продукты с неестественно яркой кричащей окраской.
- Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.
- Обходитесь без подкрашенной газировки, делайте соки сами.
- Не перекусывайте чипсами, сухариками, замените их орехами.
- Не употребляйте супы и каши из пакетиков, готовьте их сами.
- Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов, таких как колбаса, сосиски, тушенка.
- В питании всё должно быть в меру и по возможности разнообразно.
Победителям вручается приз – груши.
VII. Подведение итогов урока.
Учитель: Итак, мы познакомились с пищевыми добавками продуктов питания, и теперь можем ответить на вопрос: “Зависят ли здоровье человека от состава употребляемых им продуктов питания?”.
(Предполагаемый ответ: сегодня на уроке мы убедились, что большинство пищевых добавок оказывают негативное влияние на здоровье.)
Выставление оценок за урок.
VIII. Домашнее задание.
Стр.76 – 79, ответить на вопросы и найти дополнительную информацию о продуктах питания под рубрикой «Это интересно». (Приложение 1, Слайд 24)
IX. Заключение.
Учитель. На память об этом уроке я угощаю вас яблоками. Победителям за составление рекомендаций по употреблению продуктов питания я вручила груши.
Как вы думаете, почему я выбрала такие подарки?
(Предполагаемый ответ: фрукты не содержат в своем составе пищевых добавок, они необходимы для полноценного питания.)
Надеюсь, что мои старания не напрасны. Следите за своим питанием. Желаю, чтобы вы всегда были здоровы. Всем спасибо. Урок окончен. Можете быть свободны.
Источник