Общие свойства живого 9 класс какие же это свойства
Живые системы имеют общие признаки:
1. единство химического состава свидетельствует о единстве и связи живой и неживой материи.
Пример:
в состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы, но в других количественных соотношениях (т. е. живые организмы обладают способностью избирательного накопления и поглощения элементов). Более (90) % химического состава приходится на четыре элемента: С, O, N, H, которые участвуют в образовании сложных органических молекул (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов).
2. Клеточное строение (Единство структурной организации). Все существующие на Земле организмы состоят из клеток. Вне клетки жизни нет.
3. Обмен веществ (Открытость живых систем). Все живые организмы представляют собой «открытые системы».
Открытость системы — свойство всех живых систем, связанное с постоянным поступлением энергии извне и удалением продуктов жизнедеятельности (организм жив, пока в нём происходит обмен веществами и энергией с окружающей средой).
Обмен веществ — совокупность биохимических превращений, происходящих в организме и других биосистемах.
Обмен веществ состоит из двух взаимосвязанных процессов: синтеза органических веществ (ассимиляции) в организме (за счёт внешних источников энергии — света и пищи) и процесса распада сложных органических веществ (диссимиляции) с выделением энергии, которая затем расходуется организмом. Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
4. Самовоспроизведение (Репродукция) — способность живых систем воспроизводить себе подобных. Способность к самовоспроизведению является важнейшим свойством всех живых организмов. В её основе лежит процесс удвоения молекул ДНК с последующим делением клеток.
5. Саморегуляция (Гомеостаз) — поддержание постоянства внутренней среды организма в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды. Любой живой организм обеспечивает поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды организма). Стойкое нарушение гомеостаза ведёт к гибели организма.
6. Развитие и рост. Развитие живого представлено индивидуальным развитием организма (онтогенезом) и историческим развитием живой природы (филогенезом).
- В процессе индивидуального развития постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организма и осуществляется его рост (все живые организмы растут в течение своей жизни).
- Результатом исторического развития является общее прогрессивное усложнение жизни и всё многообразие живых организмов на Земле. Под развитием понимают как индивидуальное развитие, так и историческое развитие.
7. Раздражимость — способность организма избирательно реагировать на внешние и внутренние раздражители (рефлексы у животных; тропизмы, таксисы и настии у растений).
8. Наследственность и изменчивость представляют собой факторы эволюции, так как благодаря им возникает материал для отбора.
- Изменчивость — способность организмов приобретать новые признаки и свойства в результате влияния внешней среды и/или изменений наследственного аппарата (молекул ДНК).
- Наследственность — способность организма передавать свои признаки последующим поколениям.
9. Способность к адаптациям — в процессе исторического развития и под действием естественного отбора организмы приобретают приспособления к условиям окружающей среды (адаптации). Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают.
10. Целостность (непрерывность) и дискретность (прерывность). Жизнь целостна и в то же время дискретна. Эта закономерность присуща как структуре, так и функции.
Любой организм представляет собой целостную систему, которая в то же время состоит из дискретных единиц — клеточных структур, клеток, тканей, органов, систем органов. Органический мир целостен, поскольку все организмы и происходящие в нём процессы взаимосвязаны. В то же время он дискретен, так как складывается из отдельных организмов.
Отдельные свойства, перечисленные выше, могут быть присущи и неживой природе.
Пример:
для живых организмов характерен рост, но ведь и кристаллы растут! Хотя этот рост не имеет тех качественных и количественных параметров, которые присущи росту живого.
Пример:
для горящей свечи характерны процессы обмена и превращения энергии, но она не способна к саморегуляции и самовоспроизведению.
Следовательно, все перечисленные выше свойства характерны для живых организмов только в своей совокупности.
Источники:
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. 9 класс // ДРОФА.
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10–11 класс // ДРОФА.
Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.
https://900igr.net/kartinki/geografija/Krugovoroty-v-biosfere/005-Priznaki-zhivogo.html
Источник
Класс: 9
Конспект урока по теме: «Общие свойствa живых организмов».
Дата ______________________________
Цель: сформировать знания об общих свойствах живых организмов, научить выделять общие свойства живых организмов.
Задачи:
Обучающие: Покaзать многообразие живого мира, сформировать целостное (научное) определение жизни, выявить свойства живых систем, показать гармоничность всего живого и его целесообразность.
Развивающие: Способствовать развитию интеллектуальных умений и памяти; продолжить умение сравнивать и анализировать, выделять главное. Сформировать целостную картину мира.
Воспитательные: Способствовать формированию научного мировоззрения, реализовать экологическое и эстетическое воспитание, половое и трудовое воспитание.
Оборудование: Таблица «Основные свойства живого». Презентация.
План урока.
Орг. момент. (2 мин)
Актуализация ранее изученного. (10мин)
Изучение новой темы урока. (20 мин)
Подведение итогов урока.(5 мин)
Домaшнее задание. (1 мин)
Оценивание. (2 мин)
Ход урока
Орг. момент. Приветствие. Проверка присутствующих. Эмоциональный настрой.
Актуaлизация ранее изученного.
а) Проверка домашнего задания.
Индивидуальная работа учащихся по карточкам:
Карточка 1. Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки и приведите примеры: наблюдение.
Карточка 2. Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки и приведите примеры: сравнительный
Карточка 3. Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки и приведите примеры: исторический.
Карточка 4. Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки и приведите примеры: эксперимент
Карточка 5. Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки и приведите примеры: описательный
Карточка 6. Охaрактеризуйте следующие методы общей биологии как науки и приведите примеры: эксперимент, описательный, моделирование.
2.) Фронтальный опрос учащихся по вопросам:
Что изучает общая биология? Докажите, что биология – это наука.
Перечислите известные вам методы общей биологии.
Почему при изучении эволюционных процессов недостаточно использовать какой-либо один метод?
Охарaктеризуйте место общей биологии в системе биологических наук. Каково значение общей биологии?
– Проверяем письменную работу в тетрадях.
III. Мотивация учебной деятельности.
– Живой мир Земли представлен великим разнообразием живых организмов.
– Приведите собственные примеры. Верно, все это – уникальные формы жизни.
IV. Изучение новой темы
Сегодня на уроки мы рассмотрим, что же такое понятие жизнь, и как можно определить и доказать является ли организм живым. Тема урока: «Сущность жизни и свойства живого»
Слово «биология» дословно переводится как «наука (логос) о жизни (био)». А что же такое жизнь? В разные времена ученые давали различные определения понятию жизнь. Познакомимся с некоторыми из них.
Вопрос: Кaк вы думаете, что такое жизнь?
Жизнь – способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белков. (Ф. Энгельс).
Жизнь – самоподдержание, самовоспроизведение и саморазвитие больших систем, элементарно состоящих из сложных органических молекул.
Жизнь – особая форма существования белковых тел.
Живые организмы имеют сходный химический состав и единый принцип строения.
Живые организмы «построены» из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы. Однако соотношение их в живом и неживом различно. Живые организмы на 98% состоят из четырех элементов — углерода, кислорода, азота и водорода, которые участвуют в образовании сложных органических молекул (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры) Все живые оргaнизмы имеют клеточное строение. Клетка является единой структурно-функциональной единицей, а также единицей развития всех живых организмов на Земле.
Все живые организмы представляют собой «открытые системы», т. е. устойчивые
лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды.
Зеленые растения используют солнечную энергию для синтеза органических веществ, из которых строится их тело. Другие организмы получают энергию в результате распада сложных органических веществ пищи на более простые.
Таким образом, живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают энергия (солнечная или химическая) и питательные вещества извне.
Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой: из нее они
получают вещества, необходимые для жизни, а в нее выделяют продукты жизнедеятельности.
В неживой природе можно наблюдать, казалось бы, сходные процессы. Так, пламя костра или свечи никто не назовет живым. Однако в процессе горения поглощаются органические вещества (дрова, воск) и кислород воздуха, а выделяются углекислый газ и другие вещества. В основе работы многих механизмов, созданных человеком, также лежат «обменные процессы».
В отличие от обменных процессов в неживой природе живых организмов самыми важными стали процессы синтеза и распада.
Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава и строения организма, его рост, размножение и существование в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей их среды
В процессе эволюции у живых организмов выработалась потребность избирательно реагировать на внешние воздействия. У одних реакции проявляются быстро (например, животные убегают, нападают, прячутся, сжимаются и т. д.), – других — медленно (например, растения поворачивают листья к свету).
Живые организмы развиваются
Развитие характерно как для живой, так и для неживой материи. Но живым организмам свойственно упорядоченное, постепенное и последовательное развитие. У каждого живого организма развитие связано с реализацией наследственной программы и обычно сопровождается увеличением его массы. Последнее происходит за счет образования новых молекул, элементарных клеточных структур и самих клеток.
Развитие характерно не только для отдельного организма, но и для живой природы в целом. В результате исторического развития, или эволюции, появилось все многообразие живых организмов на нашей планете.
Все живое размножается.
Новые организмы — от бактерии до человека — возникают только в результате бесполого или полового размножения особей данного вида.
Все живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью.
Нaследственность — способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Информация о том, каким должен быть организм, закодирована в его генетическом материале — хромосомах и генах.
Хотя потомки похожи на родителей, двух совершенно одинаковых организмов не существует. Это объясняется тем, что в генетическом материале происходят случайные изменения, приводящие к появлению у организма новых признаков и свойств.
Изменчивость создает разнообразный материал для отбора наиболее приспособленных к конкретным уcловиям особей, а это, в свою очередь, приводит к появлению новых видов организмов.
Живые организмы приспособлены к определенной среде обитания
Даже по внешнему виду часто можно определить, какой образ жизни ведет данный организм. Например, вы сразу отличите хищную птицу от зерноядной, влаголюбивые растения от растений пустынь.
Задание: Используя текст из §3 учебника, выпишите основные свойства живых организмов в графу свойства (5 минут).
Проверка. Давайте более детально рассмотрим каждое из свойств: – запись в таблицу.
Основные свойства живых организмов
2 | Все живые организмы представляют собой «открытые системы. | Устойчивы при непрерывном поступлении веществ и энергии. |
3 | Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой: из нее они получают вещества, необходимые для жизни, а в нее выделяют продукты жизнедеятельности. | Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава организмов. |
4 | Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей их среды. | Реакция на внешнее воздейcтвие. |
5 | Живые организмы развиваются. | Рост и развитие. |
6 | Все живое размножается. | Самовоспроизведение. |
7 | Все живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью. | Приобретение новых признаков и свойств. |
8 | Живые организмы приспособлены к определенной среде обитания. | Способность живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды, поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов. |
Таким образом, живые организмы резко отличаются от неживых систем сложностью строения и высокой упорядоченностью протекающих в них физиологических процессов. Эти отличия придают жизни качественно новые свойства.
V. Подведение итогов урока.
– Что вы можете сказать о разнообразии и свойствах живых организмов?
VII. Домашнее задание.
§ 3, пересказывать, записи в тетради выучить. повторить §1,2. Подготовка к теcту.
VIII. Оценивaние.
– Запишем в тетрадь определение:
Жизнь – это способ существования открытых систем, обладающих свойствами саморегуляции, воспроизведения и развития на основе биохимического взаимодействия белков, нуклеиновых кислот и других соединений вследствие преобразования веществ и энергии внешней среды.
– Прочитаем в учебнике, что хотят сообщить нам авторы.
– Определяя отличия живой природы от неживой, часто перечисляют признаки живого. Вспомним, что это за признаки (рост, развитие, дыхание, питание, обмен веществ, размножение, приспособленность, раздражимость, выделение, подвижность.)
– Охарактеризуйте каждый из них.
– Читаем предпоследний абзац на стр.5 в учебнике.
– Запишем заголовок в середине строки в тетради «Общие свойства живых организмов».
1. Единство химического состава. Все живые организмы состоят из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы, но соотношение их в неживом и живом неодинаково. В живых организмах 98 % химического состава приходится на четыре элемента: углерод, кислород, азот и водород.
2. Клеточное строение. Все живые организмы имеют определенную организацию, структурной и функциональной единицей которой для всех организмов (кроме вирусов) является клетка.
– Читаем под №2. Что запишем в тетрадь? (клетка – основная структурная и функциональная единица почти всех организмов).
3. Обмен веществ и энергозависимость. Все организмы представляют собой открытые системы, являющиеся устойчивыми лишь при условии непрерывного доступа к ним веществ и энергии извне.
– Как вы понимаете данное утверждение?
– Читаем под №3. Что главное для нас запишем оттуда? (обмен веществ – это совокупность протекающих в организме многочисленных химических превращений веществ, поступивших при питании и дыхании из внешней среды).
4. Самовоспроизведение. При размножении живые организмы воспроизводят себе подобных, увеличивается их численность.
– Читаем дальше. Что вы можете сказать о данном процессе? Ответим на вопрос, заданный в начале урока – что такое жизнь?
Самовоспроизведение – важнейшее свойство живого, поддерживающее непрерывность существования жизни. (запись в тетрадь)
5.Раздражимость. Для живых организмов характерна способность отвечать на определенные внешние воздействия специфическими реакциями. Любое изменение в окружающей среде является раздражителем, а реакция организма – проявлением раздражимости.
– Приведите свои примеры. Насморк, высокая температура, окраска хамелеона – что здесь будет раздражителем, а что – проявлением раздражимости? (запишите свои примеры в тетрадь).
6. Адаптация. Живые организмы приспособлены к среде обитания. Как животные и растения приспосабливаются к разлиным условиям? А человек?
– В чем проявляется приспособленность?
– Запишем в тетрадь определение:
Приспособленность (адаптация) – это особенности строения, функций и поведения данного организма, соответствующие его образу жизни.
7. Рост и развитие. Скажите, мы меняемся в течение своей жизни? Каким образом?
– В течение жизни организмы претерпевают ряд количественных (возрастает число клеток) и качественных изменений (идет дифференциация клеток, образование тканей и органов, старение и т.д)
– Что же такое рост (это увеличение размеров и массы организма, связанным с появлением у него новых клеток)? Давайте запишем.
8. Эволюционное развитие. Как вы думаете, что такое эволюция? Где в современном мире вы слышите это слово?
– Прочитайте и запишите, что означает термин «эволюция».
Эволюция – есть необратимое и направленное развитие живой природы, сопровождающееся появлением новых видов и прогрессивным усложнением жизни.
– В какую сторону идет этот процесс? (от простого к сложному)
– Какой вывод мы можем сделать? (все то многообразие живых существ, которое мы наблюдаем на Земле, есть результат эволюции)
Источник
Биология является наукой, изучающей жизнь во всех направлениях и общие свойства живого.
По Энгельсу, жизнь – способ существования белковых тел, существенным моментом которого явл. постоянный обмен веществ с окружающей средой, с прекращением которого прекращается и жизнь, что приводит к распаду белков.
Современное определение: живые тела, существующие на Земле – открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот.
Для живых организмов характерны свойства, отличающие их от объектов неживой природы:
1. Определенный химический состав.
В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в неживые объекты, но в различных пропорциях. Из 100 элементов необходимы 20. Выделяют обязательные (органогенные) элементы – водород, углерод, кислород, азот.
Так же важны натрий, калий, кальций, магний, сера, фосфор. Все организмы построены из белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот.
2. Наличие клеточного строения (кроме бактерий).
Клетка – структурно-функциональная единица живого.
3. Обмен веществ и энергозависимость.
Живой организм – открытая устойчивая система, которая при поступлении энергии извне, находится в динамическом равновесии.
4. Способность к саморегуляции.
Гомеостаз – способность поддерживать постоянство химическо-физических свойств.
Показатели гомеостаза: температура, давление, количество воды, энергия, скорость обменных процессов.
В тканях показатель гомеостаза – количество клеток.
В органах – интенсивность работы.
В популяциях – соотношение возрастных групп и половой состав.
5. Способность к самовоспроизведению.
a. Воспроизведение себе подобных.
b. Передача наследственной информации.
c. Главным переносчиком информации явл. хромосомы.
6. Наследственность.
Наследственность – способность живых организмов передавать признаки и свойства из поколения в поколение при помощи ДНК и РНК. Закономерности изучает генетика. Мендель предположил, что признаки определяются генами. Ген – участок молекулы ДНК, кодирующий первичную структуру белка.
Ген — белок — признак.
7. Изменчивость.
Изменчивость – способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства в процессе индивидуального развития. Изменчивость создает материал для естественного отбора.
8. Индивидуальное развитие.
Онтогенез – процесс индивидуального развития организма от момента оплодотворения до момента смерти. Развитие сопровождается ростом, продолжительность роста ограничена процессами старения.
Ι. Проэнтогенез-гаметогенез, оплодотворение.
ΙΙ. Эмбриональный период – рождение.
ΙΙΙ. Постэмбриональный – ювенильный, этап зрелости, этап старости.
9. Историческое развитие.
Филогенез – историческое развитие мира; необратимое и направленное развитие живой природы, сопровождающееся появлением новых видов и прогрессивным усложнением жизни. Все разнообразие видов растений и животных есть результат эволюции.
10. Раздражимость.
Раздражимость – способность живых организмов отвечать на внешние и внутренние раздражители специфическими реакциями.
Формы:
фототропизм (поворот листьев в сторону солнца);
геотропизм (рост кончика корня по отношению к центру Земли);
таксис (однонаправленное движение К или ОТ источника раздражения);
рефлекс (свойство организма отвечать на действие раздражителей при обязательном участии нервной системы).
11. Движение.
Организмы способны двигаться различными способами:
a. Амебоидная – с помощью ложноножек (амеба обыкновенная, лейкоциты);
b. Реактивная – с помощью выстреливания струи воды (медузы, головоногие моллюски);
c. Ресничные – с помощью ресничек – выростов клетки, окруженных цитолеммой, (инфузория-туфелька).
d. Жгутиковые – с помощью жгутика – выроста клетки, окруженного цитолеммой, но длиннее реснички (эвглена зеленая, Вольвокс, сперматозоид).
e. С помощью сократительных мышц.
12. Ритмичность.
Ритмичность – повторение состояний организма через промежуток времени в ответ на изменения внешней среды. Биоритмы (эктогенные – внешние; эндогенные – внутренние).
13. Целостность и дискретность.
С одной стороны, живая природа целостна, организованна, подчиняется определенным законам. С другой стороны, природа дискретна, т.е. любая биологическая система состоит из обособленных, но тесно связанных элементов.
Принцип дискретности лег в основу представлений об уровне организации живой материи.
Уровни организации живой природы.
Уровеньорганизации живой природы – функциональное место данной биологической системы определенной степени сложности в общей системе живого.
Развитие уровней в процессе происхождения из низшего в высшее, с появлением более высшего уровня предыдущий не исчезал, а лишь утрачивал ведущую роль, входил в состав как подчиненная структура или функциональная единица.
Таблица№1. Уровни организации живого.
Название уровня | Биосистема | Понятие | Элементы, обр. систему. | Науки |
Молекулярно-генетический. (обмен в-в и передача насл. информации) | Биополимеры (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). | Биополимеры – сложные органические вещества с огромной молекулярной массой, состоящие из мономеров. | АК, нуклеотиды, моносахариды | Генетика Мол. Биология Биохимия Биофизика |
Клеточный. (кроме вирусов) | Клетка | Клетка – структурно-функциональная единица живого. | Оболочка Цитоплазма Ядро | Цитология |
Организменный. Подчиняет подуровни: Тканевый Органный. | Ткань => Органы=> Системы органов=> Организм | Ткань – совокупность клеток, сходных по строению, происхождению и выполняющие общие функции. Орган – часть тела, выполняющая определенные функции. Система органов – ряд органов, имеющих общий план строения, единство происхождения и выполняющих одну большую функцию. Организм – любое существо, обладающее свойствами живого. | Клетки. Межклеточное в-во. Ткань. Системы органов | Гистология Анатомия Физиология |
Надорганизменные уровни | ||||
Популяционно-видовой. Подчиняет: Популяционный Видовой | Популяция Вид | Популяция – совокупность особей одного вида, населяющих пространство с однородными условиями. Вид – совокупность популяций, особи которых занимают определенный ареал, способные скрещиваться и давать плодовитое потомство. | Особи Популяции | Популяционная экология |
Биогеоценотический | Биогеоценоз (сообщество живых организмов)+ Биотоп (участок абиотической среды) | Биогеоценоз – совокупность организмов разных видов, обитающих на определенной территории и взаимосвязанных между собой пространственными и пищеварительными связями. Осн. функция – круговорот веществ и энергии, который заключается в превращении энергии Солнца во все виды энергии. | Виды | Экология сообществ |
Биосферный | Биосфера | Биосфера – оболочка Земли, заселенная живыми организмами, включает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы. | Биогеоценозы | Экология |
Раздел 1.
Основы цитологии. Понятие цитологии. Предмет и задача цитологии.
Цитология – наука, изучающая строение, химический состав, развитие и функции, процессы воспроизведения, восстановления и адаптации клетки к меняющимся условиям среды.
Цитология, как самостоятельная наука возникла в середине XΙX века с выхода в свет клеточной теории Шлейдена и Шванна (1838-1839). За последние 20-30 лет из описательной науки превратилась в экспериментальную.
Задача современной цитологии: изучение детального строения клеток и их функционирования; исследование функций отдельных компонентов, воспроизведение клеток и приспособление к окружающей среде.
Цитология – фундамент для ряда наук (анатомия, гистология, генетика, физиология, биохимия, экология). Огромное значение цитология имеет для медицины т.к. любые заболевания имеют патологию конкретных клеток, что важно для понимания развития заболевания, диагностики, лечения и профилактики.
История развития цитологии.
Развитие цитологии связано с созданием и совершенствованием оптических устройств, позволяющих рассматривать и изучать клетки.
1610- голландский ученый Галилео Галилей сконструировал первый микроскоп, а после его усовершенствования в 1924 году его можно было использовать для первых исследований.
1665 – английский ученый Р. Гук с помощью увеличительных линз наблюдал в тонком срезе пробковой пластинки и назвал их клетками.
Во второй половине XVΙΙ века описания Гука легли в основу исследований анатомии растений Мальпиге, который подтверждал теорию Гука.
1680 – голландский ученый Антони ван Левенгук открыл мир одноклеточных и увидел клетки животных. Открыл и описал эритроциты, сперматозоиды, клетки сердечной мышцы.
Дальнейший прогресс в изучении клетки связан с развитием микроскопии XΙX века. Изменились представления о строении клеток: главным в организации клетки стала считаться не клеточная стенка, а цитоплазма (Пуркине, 1830г).
В 30х годах XΙX века английский ученый английский ученый Броун обнаружил в клетках растений ядро и предложил термин «ядро». Обнаружил ядро в клетках грибов и животных. Эти и другие многочисленные наблюдения позволили Шванну сделать ряд обобщений. Так Шванн показал, что клетки растений и животных принципиально схожи между собой. Шванном была сформулирована клеточная теория, т.к. при создании теории он пользовался трудами Шлейдена, то его так же считают создателем теории.
Источник