Общие свойства какие еще бывают свойства

Общие свойства какие еще бывают свойства thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 января 2020;
проверки требуют 3 правки.

Эта статья — об атрибуте предмета или объекта в философии, математике и логике. О необходимом условии принадлежности классу см. Свойство (логика).

Сво́йство (в философии, математике и логике) — атрибут предмета (объекта).[B: 1][B: 2][B: 3][1]
Понятие «свойство» является категорией, имеющей «одинаковое значение для любой науки», наряду с двумя другими основными категориями; вещи и отношения.[2]

В соответствии с принципом отождествления вещей, который известен как закон Лейбница, две вещи тождественны, если все их свойства общие.[3]

По другому определению, свойство — сторона проявления качества. При этом не всякое свойство предмета (объекта) должно рассматриваться при определении качества: свойство у предмета может иметься, но при сравнении предмета с другими оно может не быть отличительным или существенным.[источник не указан 154 дня]

Общие положения[править | править код]

Свойства объекта зависят от вида взаимодействия объекта и субъекта, например: если на яблоко смотреть — оно имеет цвет и форму; если его откусить — имеет твёрдость и вкус; если его взвешивать — имеет вес; если оценивать его габариты — имеет размеры, если трогать — имеет шероховатость. Объект является своими свойствами не только субъекту, но и другим объектам, то есть свойства могут проявляться и в ходе взаимодействия объектов друг с другом.[источник не указан 154 дня]

Например, о красном предмете говорится, что он обладает свойством «красноты». Свойство можно рассматривать как форму предмета самого по себе, притом, что он может обладать и другими свойствами. Свойства, при такой расширенной интерпретации, подпадают под действие парадокса Тесея[4], парадокса Рассела и парадокса Греллинга-Нельсона.[источник не указан 154 дня]

Совокупность некоторых частных свойств предмета может проявляться в некотором обобщённом свойстве предмета (поглощаться обобщённым свойством). Например, «краснота» яблока — обобщённое свойство яблока, а процентные доли содержания отдельных химических веществ в кожице яблока (характеризующие эту «красноту» яблока) — частные свойства яблока; «динамика» автомобиля — обобщённое свойство автомобиля, а мощность двигателя, снаряжённая масса, отношение главной передачи и др. (характеризующие эту «динамику» автомобиля) — частные свойства автомобиля.[источник не указан 154 дня]

Ошибочный вывод от случайного часто встречается в индуктивных обобщениях. Заметив, что известное свойство обнаружено во всех наблюдавшихся до сих пор предметах класса, неосторожные исследователи часто думают, будто свойство это — существенное для предметов данного класса и потому должно быть обнаружено не только в уже рассмотренных экземплярах, но и во всяком представителе того же класса. Свойство, обнаруженное в нескольких (и даже многих) предметах класса, может оказаться существенным, но может оказаться и случайным.[5]

Свойство отличается от логического понятия класса тем, что не связано с понятием экстенсиональности, а от философского понятия класса — тем, что свойство рассматривается в качестве отличного (отделённого) от предмета, который обладает им.[источник не указан 154 дня]

Особенности использования термина[править | править код]

В логике[править | править код]

В логике, основанной на булевой алгебре, понятие «свойство» совпадает с понятием «предикат».[6]

В математике[править | править код]

В математике если дан любой элемент множества X, то определённое свойство p либо истинно, либо ложно, то есть понятие «свойство» совпадает с понятием «подмножество». На формальном языке: свойство p: X → {истинно, ложно}(то есть отображение, функция из Х в множество из двух элементов). Всякое свойство естественным образом задаёт подмножество {x: x обладает свойством p} и соответствующую индикаторную функцию (англ. indicator function). В некоторых разделах математики (например, теории искусственного интеллекта) применяется более сложное определение свойства как отношения эквивалентности на множестве Х. В этом случае p: X → {множество имен значений свойства}. Прообразы всех имен при этом отображении задают разбиение множества Х на непересекающиеся подмножества (значения свойства). Такое определение свойства позволяет единообразно рассматривать не только качественные, но и количественные характеристики объектов.[источник не указан 154 дня]

Использование[править | править код]

Свойства используются в науке для образования понятий.[источник не указан 154 дня]

Свойства объектов и ситуаций широко применяются в теории решения задач, в процессах автоматизации производства, управления и поиска информации, при построении экспертных систем.[B: 3]

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. ↑ При создании этой статьи использован материал «PlanetMath», которая лицензирована GFDL
  2. ↑ Уемов, 1963, с. 3.
  3. ↑ Уемов, 1963, с. 8.
  4. ↑ Уемов, 1963, с. 11—33.
  5. ↑ Асмус, 1954, с. 81—82.
  6. ↑ Предикат / М. М. Новосёлов // Плата — Проб. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 20).

Литература[править | править код]

  1. Асмус В. Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. — М.: Госполитиздат, 1954. — 88 с. — 50 000 экз.
  2. Уемов А. И. Вещи, свойства и отношения. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1963. — 184 с. — 8000 экз.
  3. 1 2 Бенерджи Р. Теория решения задач. Подход к созданию искусственного интеллекта. — М.: Мир, 1972.

Источник

Тема: «Свойства объекта. Общие и отличительные свойства»

Цели урока:

  • Обобщить сведения об именах объектов;

  • Рассмотреть характерные свойства различных объектов;

  • Сформировать представление о свойствах объекта, его характеристике, общих и отличительных свойствах объектов;

  • Актуализировать знания и многообразии свойств объектов, их категорий;

  • Развивать информационную культуру учащихся при работе в графическом редакторе.

Читайте также:  Какие свойства еловых шишек

Педагогические задачи урока:

  • Инициировать умственную деятельность учащихся при обобщении сведений об именах объектов;

  • Развивать умение планомерно анализировать объекты, выделять существенные свойства;

  • Раскрыть смысл понятия «отличительные свойства» на основе анализа примеров;

  • Развивать умение передавать свойства объектов средствами графического редактора;

  • Формировать навыки работы с изображениями в графическом редакторе;

  • Развивать информационную культуру посредством обучения грамотному расположению объектов на листе.

Требования к уровню усвоения учебного материала после завершения урока:

  • Знать, что такое характеристика объекта;

  • Понимать многообразие свойств объекта, свойства бывают общими и отличительными;

  • Знать основные категории свойств объекта и уметь раскрывать их на примерах;

  • Уметь выделять в объектах общие и отличительные свойства;

  • Уметь проводить планомерный анализ свойств объекта с опорой на план-схему;

  • Уметь обосновывать выбор размера шрифта, цвета, оформления заголовков и заливки графических изображений объектов.

Ключевые понятия: объект, свойства, совокупность свойств, общие свойства, отличительные свойства, характеристика.

Вспомогательные (дополнительные) понятия: признаки, назначение, размер, форма, вкус, материал, состав, действия.

План урока:

  1. Организационный момент (1- 2 мин).

  2. Обобщение сведений, известных учащимся (3- 4 мин).

  3. Новый материал по теме в виде эвристической беседы (6-8 минут).

  4. Выполнение заданий в тетради (7 -8 мин).

  5. Физминутка (2-3 мин).

  6. Компьютерный практикум (10 мин).

  7. Обобщение и подведение итогов.

  8. Домашнее задание (2 -3 мин)

Ход урока:

При изложении материала данной темы учитель должен последовательно раскрыть следующие ключевые идеи:

Все объекты обладают свойствами;

Каждый объект имеет множество свойств.

Повторение проводится в игровой форме. Учащиеся делятся на 4 группы. Им предлагаются темы: «Предметы», «Живые существа», «События», «Явления». Для каждой группы каждая группа должна записать две пары имен (общее и конкретное). Например: «праздник – день рождения», «время суток – утро», «книга – учебник информатики», «животное – собака». По результатам игры поощряется самая успешная группа и самые интересные пары ответов.

Сценарий эвристической беседы:

Нас окружают множество объектов. Они все одинаковы или чем-то отличаются между собой? (разные)

Как мы отличаем один объект от другого? (по внешнему виду, действиям, и другим признакам и свойствам)

Все объекты обладают свойствами. По этим свойствам мы можем судить, чем объекты похожи и чем отличаются. Свои свойства объекты проявляют тогда, когда мы с ними выполняем какие-либо действия или сравниваем объекты друг с другом.

Ключевые вопросы:

Чем различаются эти объекты? (один греет, а другой – охлаждает). Как называется это свойство? (назначение для чего служит объект)

Чем различаются эти объекты? (один маленький, а другой – большой). Как называется это свойство? (размер)

Чем различаются эти объекты? (один белый, а другой черный) Как называется это свойство? (цвет)

Чем различаются эти объекты? (один круглый, а другой – прямоугольный) Как называется это свойство? (форма)

Чем различаются эти объекты (один кислый, а другой сладкий). Как называется это свойство? (вкус)

Чем различаются эти объекты? (один деревянный, а другой пластмассовый). Как называется это свойство? (материал, из которого изготовлен объект).

Чем различаются эти объекты (один цельный, а другой состоит из множества частей). Как называется это свойство? (состав объекта)

Чем различаются эти объекты (один учит, а другой лечит). Как называется это свойство? (действия).

Учитель обобщает ответы учащихся, говоря, что свойства объекта – э

То его размер, форма, цвет, назначение, состав и другие. Эти свойства учитель выписывает на доске (презентация)

Ключевые моменты:

  • Каждый объект имеет несколько свойств;

  • Перечислить свойства выбранных объектов:

В качестве примера берется яблоко. Дети характеризуют яблоко, называя каждый по одному из его свойств.

Аналогичным образом предлагается описать объекты «книга» и «самолет».

Затем учитель сообщает детям, что совокупность свойств объекта называется его характеристикой.

У каждого объекта множество свойств. Но если мы будем сравнивать объекты между собой, то увидим, что свойства объектов бывают общими и отличительными. Те свойства, которые есть у всех сравниваемых объектов – это общие свойства. Те свойства, которые отличают один объект от другого, – отличительные.

Например, чем похожи самолет и пароход? (это средства передвижения, транспорт). Это общее свойство этих объектов. Они похожи по назначению.

А теперь скажите, чем они различаются? (самолет – воздушный транспорт, а пароход – водный) Правильно, это их отличительные свойства: плавать по воде и летать по воздуху.

Теперь давайте рассмотрим сразу несколько объектов – например, учеников нашего класса.

Какое общее свойство у всех? (быть учениками). Теперь выделим из данной группы объекты с отличительным свойством «быть девочкой». Для девочек это свойство общее или отличительное? (общее).

Теперь выделим из группы девочек объекты с отличительным свойством «быть выше всех». Такая девочка одна. Это её отличительное свойство.

В качестве закрепления можно предложить игру: каждый ученик по очереди называет какое-либо свойство («иметь собаку», «быть отличником», «уметь играть на пианино» и др.) Те дети, которым оно присуще, поднимают руку. Назвавший свойство комментирует, для кого оно общее, а в каком случае – отличительное.

Читайте также:  Какая структура определяет все другие структуры и свойства белка

Можно детям предложить следующее задание: учитель устно задает каждому ребенку для анализа свойство или раздает их названия на карточках; ученик называет два объекта, для которых это свойство общее, и два объекта, которые этим свойством отличаются. Например, свойство «размер» может быть общим для ручки и карандаша, но отличительным для слона и муравья.

Решение информационных задач

Задание на закрепление умения планомерно анализировать объекты

Запиши объекты, обладающие общим свойством, указывающим на назначение

а) Человек использует для еды: _____________________________________

б) Человек использует для передвижения: ______________________________________________________________________

Данные для справки:

глобус виноград лимон

яблоко автомобиль груша

велосипед пароход самолёт

конфета ложка автобус

Задание на формирование умений выделять и формулировать общие и отличительные свойства объекта

Рассмотри объекты

hello_html_2dda4070.png

Общее свойство: геометрическая фигура, имеет углы.

Назови и запиши отличительные свойства объектов:

Отличительные свойства:

1) Четырёхугольник: имеет __________ угла и _______________ стороны.

2) Квадрат: ___________________ равных угла и __________ равные стороны.

3) Ромб:________________________________________________

_________________________________________________________

4) Треугольник: ________________________________________

________________________________________________________

Задание на формирование умений выделять и формулировать общие и отличительные свойства объекта

Дополни таблицы

Объекты

Общее свойство

Отличительное свойство

мяч

круглый

можно играть

яблоко

круглое

можно есть

А)

воздушный шар

может летать

лёгкий

самолёт

может летать

Б)

утка

может плавать

живая

лодка

может плавать

В)

вишня

съедобная

апельсин

оранжевый

Г)

книга

хранит информацию

компьютер

Д)

луна

солнце

Задание на отработку навыков выделять

свойства объекта

а) Какое свойство указывает на назначение объекта?

  • является носителем информации

  • можно покрасить в синий цвет

  • может высоко подпрыгивать

  • можно поставить на полку

б) Какое свойство указывает на форму объекта?

  • круглый

  • синий

  • далёкий

  • полезный

в) Какое свойство указывает на размер объекта?

  • круглый

  • синий

  • большой

  • нужный

г) Какое свойство указывает на материал, из которого сделан объект?

  • синий

  • круглый

  • пластмассовый

  • важный

д) Какое свойство указывает на цвет объекта?

  • круглый

  • жёлтый

  • деревянный

  • сладкий

Компьютерный практикум

Работа с графическим редактором. Учащиеся должны усвоить инструмент «надпись». Каждому ученику дается одно из свойств (назначение, форма, цвет, размер, состав действия). Его задача – изобразить два объекта с одинаковым заданным свойством и подписать имя каждого из них, а в заголовке написать, какое свойство характерно для обоих объектов.(например, заголовок можно иметь вид: «Свойств – форма», если объекты – «бублик» и «колесо»)

Обобщение и подведение итогов:

  • каждый объект имеет множество свойств;

  • совокупность свойств – это характеристика объекта;

  • свойство объекта указывает на его размер, назначение форму, цвет, состав, действия;

  • узнать объект можно по совокупности его свойств.

Источник

Общие свойства какие еще бывают свойства

Неорганические вещества классифицируют по различным классифицирующим признакам. По химическому составу их делят на простые и сложные.

Простыми называют вещества, которые образуют атомы одного и того же химического элемента; сложными — вещества, которые образуют атомы двух и более химических элементов.

Простые вещества делят на металлы и неметаллы.

Металлами называют простые вещества, которые обладают характерными металлическими свойствами, а именно высокой электро- и теплопроводностью и металлическим блеском.

Простые вещества, которые образуют атомы элементов-неметаллов, при нормальных условиях такими свойствами не обладают.

В Периодической таблице Д. И. Менделеева неметаллы расположены в главных подгруппах справа вверху от условной диагонали, проведенной через бор и астат. В главных подгруппах слева от этой диагонали и во всех побочных подгруппах располагаются металлы.

Оксидами называют класс химических соединений, состоящий из какого-либо элемента и кислорода со степенью окисления –2.

Оксиды классифицируют так.

Несолеобразующими, или безразличными, называют оксиды, не проявляющие ни оснОвные, ни кислотные свойства, например N2O, NO, CO.

Солеобразующими называют группу кислотных, основных и амфотерных оксидов.

Кислотные оксиды образуют неметаллы и некоторые металлы в высших степенях окисления. Примеры кислотных оксидов: CO2, SiO2, N2O3, NO2, N2O5, P2O3, P2O5, SO2, SO3, Cl2O5, Cl2O7, CrO3, Mn2O7.

Кислотные оксиды реагируют с основными оксидами с образованием солей; с основаниями с образованием солей и воды или кислых солей, а также с водой в том случае, если образующаяся в ходе такой реакции кислота растворима в воде:

Кроме того, кислотные оксиды вступают в окислительно-восстановительные и обменные реакции:

Основные оксиды образуют металлы в низших степенях окисления. Наиболее известные из них: Li2O, Na2O, K2O, MgO, CaO, BaO, HgO, Ag2O.

Их характерные свойства: реакции с кислотными оксидами с образованием солей и с кислотами с образованием солей и воды, например:

Некоторые основные оксиды реагируют с водой с образованием оснований. Эта реакция проходит в том случае, если продукт реакции растворим в воде:

Амфотерными называют оксиды, которые проявляют как основные, так и кислотные свойства в зависимости от другого реагента. Наиболее известные амфотерные оксиды Al2O3, Cr2O3, ZnO, BeO, PbO, SnO. Ряд оксидов, например CuО, Fe2O3, проявляет амфотерные свойства с преобладанием основных.

Амфотерные оксиды взаимодействуют как с кислотами, так и с основаниями с образованием солей и воды или комплексных соединений:

Читайте также:  Какой камень свойства кому подходит по знаку зодиака дева

С водой амфотерные оксиды не взаимодействуют.

Основаниями называют класс химических соединений, которые состоят из катиона металла или иона аммония и одной или нескольких гидроксильных групп, способных к замещению на анионы.

Число гидроксильных групп определяет кислотность основания.

Щелочами называют растворимые в воде основания.

Сильные основания: гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов LiOH, NaOH, KOH, RbOH, CsOH, Ba(OH)2, Ca(OH)2, Sr(OH)2. Слабые основания: все нерастворимые в воде гидроксиды металлов и гидрат аммиака.

Все основания легко реагируют с кислотами (реакция нейтрализации) и кислотными оксидами с образованием солей и воды:

Основания могут вступать в реакцию с кислыми солями:

Щелочи при сплавлении с амфотерными оксидами дают соль и воду:

Щелочи могут вступать в реакции обмена с солями, если в результате этой реакции образуется осадок, например:

Нерастворимые в воде основания, а также гидроксид лития при нагревании разлагаются на оксид и воду:

Кислотами называют класс химических соединений, которые содержат в своем составе один или несколько катионов водорода, способных замещаться на атомы металлов, и анионов кислотных остатков.

Неорганическими кислотами называют вещества, молекулы которых при электролитической диссоциации в водной среде отщепляют протоны, в результате чего в растворе образуются гидроксоний-катионы Н3О+ и анионы кислотных остатков А–:

Исключение составляет борная кислота В(ОН)3, которая акцептирует гидроксид-ионы ОН–, в результате чего в водном растворе создается избыток гидроксоний-катионов:

Именно поэтому формулу H3BO3 и соответственно название борная кислота применять не рекомендуется, поскольку все три атома водорода молекулы В(ОН)3 не являются кислотными, т. е. не подвергаются кислотной диссоциации по Аррениусу или кислотному протолизу по Бренстеду.

Основностью кислоты называют число способных замещаться на металл атомов водорода в ее молекуле. По основности кислоты делят на одно-, двух- и трехосновные, например HBr, H2S и H3PO4 соответственно.

В зависимости от элементного состава кислоты делят на бескислородные и кислородные, например HBr и H2SO3.

Кислотный остаток — это структурный элемент молекулы кислоты, который выступает как единое целое в ходе химических реакций.

Все кислоты вступают в реакцию с основаниями с образованием солей и воды (реакция нейтрализации), с основными и амфотерными оксидами с образованием солей и воды, например:

Водные растворы сильных кислот вступают в реакцию с металлами, которые стоят в ряду напряжений металлов левее водорода, с образованием соли и выделением водорода:

Исключением является азотная кислота в любой концентрации и концентрированная серная кислота. В этих случаях водород не выделяется, а происходит восстановление атомов азота и серы соответственно.

Сильные кислоты вытесняют более слабые кислоты из их солей. При этом образуется новая кислота и новая соль:

Сильные кислоты: HI, HBr, HCl, HClO4, H2SO4, HNO3, H2CrO4, H2Cr2O7, HMnO4.

Кислоты средней силы: H2SO3, H3PO4, HF, HNO2.

Слабые кислоты: CH3COOH, H2CO3, H2S.

Кислородсодержащие кислоты и основания объединяют в общий класс гидроксидов.

Амфотерными называют гидроксиды, способные реагировать как с кислотами, так и с основаниями. Амфотерные гидроксиды: Al(OH)3, Cr(OH)3, Zn(OH)2, Pb(OH)2, Be(OH)2, Sn(OH)2 Некоторые гидроксиды (Cu(OH)2, Fe(OH)3) проявляют амфотерные свойства с преобладанием основных. Проиллюстрируем химические свойства амфотерных гидроксидов на примере реакций гидроксида цинка.

Химические свойства гидроксида:

Солями называют класс химических соединений, которые представляют собой продукты взаимодействия кислот с основаниями.

По составу соли классифицируют на средние, кислые и основные.

Средними называют соли, которые состоят только из катиона металла или иона аммония и аниона кислотного остатка, например: CsBr, MgSO4.

Кислыми называют соли, которые наряду с катионом металла содержат катионы водорода, способные замещаться на другие катионы в ходе обменных реакций, например: LiHCO3, CaHPO4.

Основными называют соли, которые наряду с анионом кислотного остатка содержат одну или несколько гидроксильных групп, способных замещаться на анионы в ходе реакций обмена, например: Al(OH)Br2, Cu(OH)I.

Комплексными называют соли, которые содержат в своем составе комплексные катионы и/или анионы, например: K4[Fe(CN)6], [Ag(NH3)2]Cl.

Двойными называют соли, формально представляющие собой продукты взаимодействия двух простых солей, например: KAl(SO4)2.

Смешанными называют соли, являющиеся производными нескольких кислот и/или оснований, например: BaClBr.

Соли могут реагировать с кислотами с образованием кислых солей; более сильные кислоты могут вытеснять более слабые из их солей:

Соли взаимодействуют со щелочами:

Растворимые в воде соли могут вступать друг с другом в реакции обмена, если один из продуктов уходит из сферы реакции в виде осадка, например:

Растворы или расплавы солей вступают во взаимодействие с металлами, стоящими левее, чем металл, входящий в состав соли, в ряду стандартных электродных потенциалов:

Кислые соли вступают в реакции со щелочами с образованием средних солей и воды:

Некоторые кислые соли, например угольной кислоты, разлагаются под действием более сильных кислот:

ОснОвные соли вступают в реакции с кислотами:

Комплексные соли реагируют с сильными кислотами, продукты реакции зависят от соотношения между реагентами, например:

При нагревании комплексные соли теряют воду:

Классификацию неорганических веществ можно представить следующей самой общей схемой:

Источник