О каком свойстве внимания идет речь
Вариант №1.
1. Психологические особенности социально-правовой деятельности.
2. Методы психологического исследования, их назначение и возможность применения в социально-правовой деятельности.
3. Прокомментируйте следующее мнение. Ответьте на поставленный вопрос. Приведите, по крайней мере, 5 доводов «за» и «против».
Психология – это не наука, а самая что ни на есть житейская практика! Посмотрите на таксистов, официантов, гадалок, нищих – чем не психологи? Войти в доверие, вовремя сориентироваться на ваши слова и состояния, заставить разоткровенничаться, поверить, довериться, угадать ваше настроение, социальное положение, особенности характера, а потом воспользоваться всем этим – да тут и «настоящим» психологам есть чему поучиться!
Вариант №2.
1. Психика: понятие, функции. Структура психики: психические процессы, состояния, свойства.
2. Геронтология как наука, предмет изучения, ее составные части. Психологические особенности личности пожилого человека. Типы старения.
3. Расклассифицируйте методики следующего списка по трем основаниям, представленным в таблице.
Тесты профессионального отбора, действенные тесты, тесты достижения, социометрические методики, групповые тесты, тесты профпригодности, вербальные тесты, графические тесты, тесты межличностных отношений, тесты интересов, тесты установок, тесты способностей, личностные тесты, тесты эмоциональной регуляции, проективные тесты, тесты психологической совместимости, опросники, тесты «карандаш – бумага», интеллектуальные тесты, экспертная оценка, диагностика темперамента.
№ | Основание для классификации | Группы методик |
1. | По цели применения | |
2. | По процедуре проведения | |
3. | По содержанию |
Вариант №3.
1. Познавательные процессы личности. Мышление, воображение.
2. Перцептивная сторона общения. Эффекты и механизмы восприятия в межличностном взаимодействии. «Каузальная атрибуция», рефлексия, эмпатия, конформизм, стереотипизация.
3. У одного из рядовых сотрудников коллектива чаще, чем у других возникают конфликтные ситуации с посетителями. Каждый раз при разборе ситуации этот сотрудник находит либо какие-нибудь объективные причины конфликта, либо объясняет все личностными особенностями самих посетителей.
1. Перечислите защитные механизмы, которые проявляются у сотрудника.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Как следует поступить руководителю?
3. Что необходимо сделать самому сотруднику?
Вариант №4.
1. Характер в структуре личности. Формирование характера. Акцентуации характера.
2. Эмоциональная регуляция поведения. Виды эмоций, их роль в жизни человека и в профессиональной деятельности. Управление эмоциональным состоянием. Стресс.
3. Определите, какие их перечисленных характеристик относятся к личности, а какие – нет.
Способности, убеждения, характер, моральные свойства, направленность, мотивы, самосознание, отношения, активность, мышление, уровень личной культуры, навыки, талант, темперамент, инстинкты, знания, социальная установка, возрастные особенности, память, воля, желания, потребности, идеалы, самостоятельность, чувства, индивидуальность, авторитетность.
Вариант №5.
1. Психология общения. Структура процесса общения. Коммуникативная сторона общения. Этапы передачи информации. Коммуникативные барьеры. Виды слушания (рефлексивное и нерефлексивное слушание).
2. Профессиональная этика социально-правовой деятельност.
3. Из данных понятий выстроите логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.
1. Общество, коллектив, группа, реальная группа, малая группа.
2. Дружба, общественное производство, общественные отношения, общество, межличностные отношения.
Вариант №6.
1. Невербальные средства общения. Виды, их роль в профессиональной деятельности.
2. Социально-психологическая характеристика коллектива, его формирование.
3. Ниже перечислены разнообразные причины, способные вызвать стресс. Ранжируйте их как в пределах каждой группы, так и по значимости в целом (выборочно), учитывая условия жизни современного человека.
1. На уровне аффективных связей: смерть супруга, изменение отношений с партнером или другом, брак, болезнь, развод, смерть близкого родственника, появление нового члена семьи (рождение ребенка, усыновление, принятие пожилого человека на попечение, женитьба детей), поступление на работу или увольнение.
2. На уровне учебы: поступление в университет (колледж, институт и т.д.), смена учебного заведения, совмещение учебы с работой, трудности в учебе, проблемы с преподавателями (администрацией), коммуникативные проблемы.
3. На уровне профессиональной жизни: изменение профессии или работы, потеря постоянной работы, рост или понижение по службе, изменение режима работы, неприятности с начальством.
4. На уровне личных установок: смена религиозной конфессии, изменение личных привычек (одежды, друзей, поведения), конфликт личных ценностей, изменения личной ответственности и независимости.
5. На уровне здоровья: серьезная болезнь или травма, изменения в режиме сна (длительность или время начала и конца), изменения в еде (по количеству или по времени приема).
6. На уровне повседневной жизни: переезд (изменение квартирных условий), личное достижение исключительного уровня, значительное изменение финансового положения (в лучшую или худшую сторону), обвинение в незначительном нарушении закона (превышение скорости, переход на красный свет).
7. На уровне досуга: изменение участия в общественной жизни, развлекательная поездка (круиз), изменения в характере досуга.
Вариант №7.
1. Типы конфликтов в организации, их развитие и управление ими.
2. Темперамент в структуре личности. Типы, характеристика, проявление в профессиональной деятельности. Взаимосвязь темперамента с другими элементами в общей структуре личности.
3. О каком виде воображения идет речь? Охарактеризуйте данный вид воображения.
Одежда из белой ткани или в горизонтальную полоску полнит фигуру по сравнению с одеждой из темной ткани или в вертикальную полоску, которые « удлиняют» фигуру человека. Предметы, окрашенные в темный цвет, кажутся тяжелее, чем белые или желтые. Наоборот, объем предмета кажется большим, если предмет светлый, а не темный. О каком свойстве восприятия идет речь?
Вариант№8.
1. Конфликтные эмоциональные состояния. Стресс, аффект, фрустрация. Профилактика конфликтных эмоциональных состояний.
2. Девиантное поведение. Понятие, формы, виды. Причины девиантного поведения.
3. Проанализируйте приведенные высказывания. Какие из них правильны, какие – нет?
1) Стресс способен повышать объем и устойчивость внимания.
2) Стресс травмирует организм, но не личность.
3) Возникновение стресса зависит от физической силы воздействия, а не от личностной значимости действующего фактора.
4) С помощью стресса организм как бы мобилизует себя целиком на самозащиту.
5) Стресс является составной частью жизни каждого человека и даже создает «вкус к жизни».
6) Три четверти людей считают, что их работа вызывает у них стресс.
7) В стрессовых состояниях многие люди начинают усиленно питаться.
8) Стресс – не самостоятельное психическое состояние, а промежуточная форма между аффектом и настроением.
9) Главные стрессогенные факторы – личностные противоречия, семейная атмосфера, производственные и финансовые затруднения.
10) Из десяти самых распространенных причин стресса пять связаны с браком и семьей.
Вариант №9.
1. Особенности психологии инвалидов. Дезадаптивное поведение инвалидов. Психологические особенности социально-правовой работы с инвалидами.
2. Профессиональная этика в социально-правовой работе.
3. О каком свойстве восприятия идет речь? Охарактеризуйте данный вид восприятия.
И даже самый верный друг, шагающий с тобой,
Совсем иначе видит луг, и море и прибой…
Вам как бы две Земли даны и каждому –Луна.
Вам две вселенные видны из одного окна.
Вариант №10.
1. Эмоциональная регуляция поведения. Виды эмоций, их роль в жизни человека и в профессиональной деятельности. Управление эмоциональным состоянием. Стресс.
2. Методы психологического исследования, их назначение и возможность применения в социально-правовой деятельности.
О каком свойстве внимания идет речь? Охарактеризуйте данный вид внимания.
Поразительный пример – случай, имевший место со знаменитым сказочником Якобом Гриммом. В 1794 г., когда ему было 9 лет, ему произвели удаление опухоли хирургическим путем. Наркоза и обезболивающих средств тогда еще не было, и мальчика отвлекали, рассказывая ему интересную историю. Впоследствии он утверждал, что эта история его так увлекла, что он совсем не чувствовал боли.
Источник
Самостоятельная работа
Тема «Психические познавательные процессы: внимание, ощущение, восприятие»
1.Ответьте на вопрос
Существуют различные мнения о том, кого из учащихся следует считать более внимательным. Одни полагают, если ученика не могут отвлечь ни разговоры, ни посторонние шумы, он, конечно, внимателен, Другие думают, внимателен тот, кто, рассказывая, видит и слышит все, что делается вокруг. Третьи под внимательностью понимают способность мгновенно замечать на предъявленных пособиях сразу много деталей.
Вопрос: о каком свойстве внимания идет речь в каждом из этих случаев?
Ответ: 1) «если ученика не могут отвлечь ни разговоры, ни посторонние шумы,» – Устойчивость внимания определяется длительностью сохранения интенсивного внимания.
2) «тот, кто, рассказывая, видит и слышит все, что делается вокруг» – Распределение внимания — одновременное успешное выполнение (совмещение) двух или более различных видов деятельности ( нескольких действии).
3) «способность мгновенно замечать на предъявленных пособиях сразу много деталей» – Объем внимания, который определяется количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов в единицу времени.
2. Выберите правильный ответ
1. К восприятию пространства относят следующее, кроме:
в) восприятие времени;
2. Условием возникновения непроизвольного внимания является:
г) все ответы верные.
3. К экстероцептивным ощущениям относятся:
а) зрительные;
4. Свойство восприятия, тесно связанное с основной функцией внимания:
а) предметность;
5 Психофизиологическая закономерность ощущений, приводящая к изменению чувствительности, это —
в) сенсибилизация;
3. Заполните таблицу
Таблица
Факторы, влияющие на свойства внимания
1. Подвижность объектов внимания. Так, невозможно длительно сосредотачиваться на одном и том же объекте.если он сам не меняется или если его нельзя каким-то образом изменить. Однообразие значительно снижает устойчивость внимания.
2. Устойчивость внимания повышается с увеличением сложности объекта.
3. Активность человека также играет большую роль для сохранения устойчивого сосредоточения.
Переключение внимания
1. показатели успешности переключения значительно снижаются при переходе от легкой деятельности к трудной;
2. успешность переключения зависит от отношения человека к прежней и новой деятельности, чем интереснее была предыдущая деятельность и чем менее интересна последующая, тем сложнее происходит переключение!
3.переходить к новой деятельности значительно труднее, если не завершена предыдущая:
4. при глубоком сосредоточении переключение достигается с большим трудом.,
Распределение внимания
1. Чем сложнее совмещаемые виды деятельности или решаемые задачи, тем труднее распределять внимание. Если же одна из деятельностей становится очень сложной, практически невозможным.
2. Трудность представляет совмещение двух видов умственной деятельности. Более эффективным является сочетание умственной и двигательной деятельностей.
З.Во всех случаях основным условием успешного распределения внимания является автоматизация, по крайней мере одного из одновременно осуществляемых видов деятельности.
4. Умение распределять внимание может быть развито в процессе упражнения и накопления соответствующих навыков.
4. Заполните пробелы
При воздействии _раздражителя______ на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторый отрезок __времени______, который носит название_латентного(скрытого)___ периода ощущений.
_Ощущения_ и _восприятие__ представляют собой чувственное отражение реальности при ___непосредственном__ воздействии ее на органы чувств.
Закон __заполненного__временного__отрезка_: чем более заполненным и, значит, расчленённым на маленькие_интервалы_является отрезок времени, тем более _длительным_он представляется.
Источник
Существуют различные мнения ученых о том, кого из учащихся следует считать более внимательным. Одни ученые полагают: если учащегося не могут отвлечь ни разговоры, ни посторонние шумы, он, конечно, внимателен. Другие думают: внимателен тот, кто, рассказывая, видит и слышит все, что делается вокруг. Третьи под внимательностью понимают способность мгновенно замечать на предъявленных пособиях сразу много деталей.
Практическое задание №27.
Ниже приводятся примеры волевых действий. Проанализируйте их, назовите мотивы, побуждающие учащихся к этим действиям, и укажите, какие волевого действия проявились в этих случаях.
1. Учащийся Л. – член редколлегии стенной газеты. Его предупредили, что сегодня в 5 часов вечера он должен вместе с другими ребятами готовить очередной номер газеты. Его товарищ Б. предложил ему участвовать в групповой лыжной вылазке, которая состоится тоже в 5 часов. Л. долго колебался: идти ему на заседание редколлегии или покататься на лыжах. Верх взяло первое соображение.
2. В компании подростков самый старший закурил и стал предлагать сигареты другим. Некоторые, хотя и колебались, взяли сигарету. Тем, кто отказывался, старший говорил: «Боишься! Какой же ты мужчина!». Под влиянием насмешек и оказываемого на них давления эти ребята тоже засомневались. Но вот один из них возразил: «Причем тут боязнь?» Наступление прекратилось, а с ним исчезли и сомнения: брать или не брать сигарету.
Практическое задание №28.
Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального в структуре личности. Какую из указанных точек зрения следует считать правильной?
а) Личность формируется обществом; биологические же особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния.
б) Личность определяется биологическими, наследственными факторами; никакое общество не может изменить то, что заложено в человеке природой.
в) Личность есть феномен общественного развития человека; сложный процесс развития и формирования личности обусловлен единством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные – как движущая сила психического развития человека в формировании его личности.
Практическое задание №29.
Определите мотивы, которые побуждают трудиться каждого из строителей.
Существует древняя поучительная притча о тачке.
Трое, напрягаясь изо всех сил, везут тяжелые тачки с камнями. Прохожий задает каждому из них один и тот же вопрос:
– Что ты делаешь?
Первый сказал: «Вот везу эту проклятую тачку». Второй сказал: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий же произнес: «Строю город».
Практическое задание №30.
Можно ли на основе факта, указанного ниже, судить о климате в бригадах? Если да, то, как бы вы охарактеризовали социально-психологический климат этих бригад?
Начальника цеха попросили дать сравнительную характеристику двух бригад. Задача оказалась для него трудной. У первой были лучше успехи, а в остальном бригады вроде бы ничем не отличались. Начальник, однако, обратил внимание на незначительное, казалось бы, деталь: очень по-разному уходили с работы эти бригады. Первая – шумно, с шутками, отдельными группами. Члены второй бригады собирались торопливо, уходили по одиночке.
Обсуждено на заседании цикловой комиссии
гуманитарно-педагогических дисциплин
Протокол № ____ от «___»____________ 2012 г.
Председатель комиссии ________________ И.П. Хлопкова
Образец экзаменационного билета
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
“Витебский государственный технический колледж”
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1_
Для экзамена по дисциплине «Психология»
Специальность: 2-70 02 01 «Промышленное и гражданское строительство»
Специализация: 2-70 02 01 93»Профессиональное обучение»
Группа ПО-13 2011/2012 учебный год
1. Дать определение психологии как науки. Раскрыть предмет, задачи психологии. Охарактеризовать психические процессы, свойства, состояния.
2. Охарактеризовать особенности развития в младшем школьном возрасте. Раскрыть сущность готовности к обучению в школе.
3. Практическое задание №1.
Преподаватель _________ Председатель цикловой
(предметной) комиссии_________
Источник
Тема: Внимание
Задача 1
Учитель математики настолько глубоко
овладел вниманием учащихся при объяснении новой теоремы,
что никто из них не услышал звонка по
окончании урока.
Каким физиологическим механизмом
можно объяснить состояние учеников?
Решение: Это можно объяснить исходя из основных
положений теории А.А.Ухтомского о
физиологических основах внимания, в частности
принципа доминанты, о том, что в мозге
всегда имеется временно господствующий
очаг возбуждения, обусловливающий работу
нервных центров в данный момент и придающий
тем самым поведению человека определенную
направленность. Благодаря особенностям
доминанты происходит суммирование и
накапливание импульсов, поступающих
в нервную систему, с одновременным подавлением
активности других центров, за счет чего
возбуждение еще больше усиливается. Благодаря
этим свойствам доминанта является устойчивым
очагом возбуждения, что, в свою очередь,
позволяет объяснить нервный механизм
поддержания интенсивности внимания.
Задача 2
Генерал Проценко неожиданно вызывает капитана Сабурова к телефону.
– Капитан Сабуров слушает.
– Проценко говорит. Спишь?
– Так точно, спал.
– Ну, так скорей вставай, – в голосе
Проценко слышалось волнение, – выходи
наружу, послушай.
– А что, товарищ генерал?
– Ничего, потом мне позвонишь. Доложишь, слышал или нет. И своих
там разбуди, пусть слушают.
Сабуров посмотрел на часы: было шесть
утра. Он торопливо натянул сапоги
и, не надевая гимнастерки, в одной рубашке
выскочил на улицу…
Когда Сабуров выбежал из блиндажа,
шел крупный снег, в нескольких шагах все заволакивалось
пеленой. Он подумал о том, что нужно усилить
охранение. После звонка Проценко он ожидал
чего-нибудь особенного. Между тем ничего
не было слышно. Было холодно, снег падал
на расстегнутый ворот рубашки. Он постоял
так минуту или две, прежде чем уловил
далекий непрерывный гул. Гул слышался
справа, с севера. Стреляли далеко, за тридцать
– сорок километров отсюда. Но, судя потому,
что звук все-таки доносился и, несмотря
на всю отдаленность, сотрясал землю, чувствовалось,
что там, где он рождается, сейчас происходит
нечто чудовищное, небывалое по силе, что
там такой артиллерийский ад, какого еще
никто не видел и не слышал. Сабуров уже
не замечал холода и, смахивая с лица хлопья
снега, продолжал прислушиваться. (К. Симонов.
Дн и ночи. Собр. Соч. в 6-ти т., т. 2. М., «Художественная
литература», 1967, стр. 239-240.)
В тексте найдите места, где описывается
проявление непроизвольного, произвольного и послепроизвольного
внимания у капитана Сабурова.
Решение: «…Гул слышался справа, с севера. Стреляли
далеко, за тридцать – сорок километров
отсюда. Но, судя потому, что звук все-таки
доносился и, несмотря на всю отдаленность,
сотрясал землю, чувствовалось, что там,
где он рождается, сейчас происходит нечто
чудовищное, небывалое по силе, что там
такой артиллерийский ад, какого еще никто
не видел и не слышал. Сабуров уже не замечал
холода и, смахивая с лица хлопья снега,
продолжал прислушиваться. ..». Этот отрывок
содержит описание непроизвольного внимания,
т.к. непроизвольное внимание и поддерживается
независимо от сознания человека, не требует
волевых усилий.
Описание произвольного внимания
содержится в строках «…После
звонка Проценко он ожидал чего-нибудь
особенного. Между тем ничего не было слышно…»,
т.к. особенностью произвольного
внимания является то, что оно управляется
сознательной целью, Сабуровым было
получено, была поставлена цель что-либо
услышать.
«…Он постоял так минуту или
две, прежде чем уловил далекий непрерывный
гул. Гул слышался справа, с севера…»
.В этом эпизоде описывается возникновение
послепрозвольного внимания, т.е внимания
которое носит целенаправленный характер
и первоначально требует волевых усилий,
но затем человек «входит» в работу: интересными
и значимыми становятся содержание и процесс
деятельности, а не только ее результат.
Задача 3
Знакомя детей с перелетными
птицами, я повесила на доску картину
с изображением множества птиц.
Объясняя про ласточку, я услышала
голоса Ларисы и Тани; показывая
на картинку, они говорили довольно
громко:
– Посмотри, какой хвостик красивый!
– А вот та птичка: какой у
нее длиннющий клювик и грудка
какая зеленая!
– А эта, какая малюсенькая!
Смотри-ка, Таня!
– Которая?
– Да вот та, на ветке.
– Вижу, это, наверное, пеночка. А
вот журавль!
Пока девочки рассматривали
пеночку
и журавля, я рассказывала о скворце, о
жаворонках… Но Лариса и Таня так ничего
и не узнали об этих птицах, потому что,
не слушая моего рассказа, продолжали
разглядывать всех птиц, нарисованных
на картинке. (По Э.Ш. Натанзон, 1965.)
- Какой мотив способствует привлечению внимания у Ларисы и Тани на уроке?
- По каким признакам можно это установить?
Решение:У девочек более развито зрительное восприятие,
именное наглядное представление ( картинки
с изображением) птиц вызвало у них повышенный
интерес, это видно из того как они обсуждают
птиц ( размеры птиц, их цвет).Поэтому, чтобы
привлечь внимание к рассказу о других
птицах учителю было бы целесообразно
сопровождать свой рассказ показом картинок.
Задача 4
Ученик музыкальной школы однажды
утром слушал интересную радиопередачу для школьников.
Вдруг он вспомнил, что к сегодняшнему
уроку музыки он должен разобрать заданную
пьесу. Продолжая слушать радио, он сел
за пианино и стал негромко разбирать
пьесу. Когда радиопередача была окончена,
мальчик закрыл пианино, выключил радио
и отправился в музыкальную школу. Там
его похвалили за хорошую разработанную
пьесу, а по дороге домой он подробно рассказывал
товарищам содержание прослушанной радиопередачи.
- Какое свойство внимания проявляется в описанном случае?
- По каким признакам можно это установить?
Решение: В данном случае проявляется такое свойство
внимания как распределение, т.е. умение
выполнять два или более вида деятельности,
удерживая их в своем сознании : слушать
передачу и играть на фортепьяно, при этом
один из видов деятельности проходить
автоматически.
Задача 5
В течении одной минуты ребенок
должен увидеть вокруг себя возможно
больше предметов установленного цвета.
Проходит минута, раздается сигнал, и поиски прекращаются.
Ведущий узнает, кто насчитал больше предметов,
предлагает ему вслух перечислить увиденное.
То, что он не заметил, дополняют остальные
участники игры. Победителем считается
тот, кто успел увидеть больше других.
(Из материалов А.И. Гебоса.)
- Какое свойство внимания проявляется в игре?
- По каким признакам можно это установить?
Решение: В данном
случае речь идет о таком свойстве
внимания как объем. Под объемом внимания
понимается количество объектов, которые
человек можем охватить с достаточной
ясностью одновременно. Объем внимания
— величина индивидуально изменяющаяся,
но обычно его показатель у людей равен
5±2. Чем больше объем внимания ребенка,
тем больше предметов он найдет за
отведенное время.
Задача 6
На открытом уроке по зоологии молодая
учительница, объясняя новый материал,
демонстрировала многочисленные иллюстрации
перелетных птиц. Это вызвало оживление
в классе. Однако при закреплении нового
материала оказалось, что некоторая часть
учащихся поверхностно усвоила новый
материал: они легко могли рассказать
об образе жизни той или иной птицы и были
совершенно беспомощны при объяснении
других фактов. Как будто их не было в классе.
Для поддержания внимания учащихся на
уроке были предложены следующие приемы:
- нужно было сделать ученикам замечание;
- после каждого объяснения следовало закрывать наглядное пособие;
- нужно было дождаться полной тишины в классе, прежде чем начать объяснение;
- после каждого объяснения следовало сделать небольшую паузу.
Какие приемы организации внимания
учащихся на уроке являются педагогически
наиболее
целесообразными?
Решение: После каждого объяснения следовало
закрывать наглядное пособие, чтобы учении
не отвлекались на него и могли воспринимать
новую информацию, а также делать паузы,
во время которых ученики могли немного
успокоиться и настроиться на работу.
Тема: Ощущения.
Задача 1
Из приведенных примеров выберите
те, в которых описываются проявления
ощущений, и дайте обоснование своего
ответа.
А. Девочка четырех
лет нашла табель-календарь. Показывая
на число “З”, говорит: “Зина”
здесь написано”. Потом в
числах 113, 23 снова находит цифру “З” и повторяет:
“И здесь. Зина. |’И здесь”. (По М. Я. Басову.)
Б. В детском
саду детям предъявляют несколько
пробирок одинаковой формы с
растворами разных цветов. Затем показывают
раствор синего цвета и просят найти такой
же.
В. В детском
саду проводится игра в лото.
На карточках изображено десять
предметов. Дети должны отыскать
у себя на (карточке показанное
изображение какого-либо предмета.
Г. В детском саду проводится следующее
занятие. Детям дают пять погремушек
одинакового вида с различным звуком.
.Ребенок выслушивает звук одной из погремушек
и должен найти такую же по звуку.
Д. Учитель предлагает учащимся I класса
сравнить две величины: 5 и 3. Ученик
отвечает: “5 не равно 3. 5 больше 3 на 2; 3 меньше 5 на 2”.
Е. Учащиеся сосредоточенно
выполняют контрольную работу. Неожиданно
за окном раздались очень громкие и резкие
сигналы автомобиля. Многие перестали
писать.
Из приведенных примеров выберите
те, в которых описываются проявления
ощущений, и дайте обоснование своего
ответа.
Решение: Проявления
ощущений описывается в примерах Б
и Г . В примере Б речь идет о зрительных
ощущениях, возникающих вследствии воздействия
волн различной частоты на зрительные
анализаторы появляются ощущения разных
цветов, а затем сравниваются с ощущением
полученным от эталонного цветаю. В примере
Г по аналогичной схеме описываются слуховые
ощущения
Примеры А, В и Д больше подходят
к изучению свойств мышления,
а пример Е- внимания.
Задача 2
У испытуемых, которым было дано задание
смотреть на белый экран, установленный
в темной комнате, измерялся порог ночного
зрения. Во время опыта экспериментатор
давал инструкцию: “Внимание! Смотрите
с максимальным напряжением!” Оказалось,
что после такой инструкции чувствительность
ночного зрения повышалась.
1. Каков физиологический механизм
описанного ниже явления?
2. Как это явление называется?
Решение:Полученная
инструкция создает определенный настрой
у испытуемых, а повышение чувствительности
ночного зрения может достигаться
эмоционально-волевым усилием и убеждением
( или самоубеждением),что и происходить
в результате полученного настроя.
Задача 3
При исследовании остроты зрения воздушного
наблюдателя, стоявшего на посту
в летнее время, оказалось, что обтирание
лица водой комнатной температуры
значительно изменяет остроту зрения.
1. Уменьшается или увеличивается
острота зрения в описанном факте?
2. Какая закономерность ощущений
здесь проявляется?
3. Каков физиологический механизм
такого изменения?
Решение: При обтирании
лица водой происходить увеличение остроты
зрения. Объясняет данный факт установленная
закономерность функционирования симпатической
нервной системы человека, проявляющееся
в том, что возбуждение одной из систем
влечет а собой возбуждение других систем,
т.е. воздействие «физиологических стимуляторов»
позволяет за короткий срок значительно
повысит световую чувствительность глаз.
В данном случае таким «физиологическим
стимулятором» является термический раздражитель-
прохладная вода.
Задача 4
А. Побыв в помещении, человек
вскоре перестал ощущать запах гари, хотя
вновь вошедший человек отчетливо ощутил
его.
Б. А. Н. Скрябин и Н. А. Римский-Корсаков
обладали цветным слухом, т. е. слышали
звуки, окрашенные в разные цвета.
В. Ориентировка слепоглухих в окружающем
мире опирается преимущественно на
осязательные, обонятельные, двигательные
и вибрационные ощущения.
Г. При обтирании лица холодной
водой острота зрения летчика-наблюдателя
повысилась. Д. При усилении освещения
в зале звуки, несущиеся со сцены, стали
казаться зрителям громче.
Какая закономерность ощущений проявляется
в каждом примере?
Решение: А. Сенсорная
адаптация- изменение чувствительности,
происходящее вследствие приспособления
органа чувств к действующим на него раздражителям.
Как правило, адаптация выражается в том,
что при действии на органы чувств достаточно
сильных раздражителей чувствительность
уменьшается, а при действии слабых раздражителей
или при отсутствии раздражителя чувствительность
увеличивается.
Источник