О каком свойстве металлов говорится в приведенных ниже строках

О каком свойстве металлов говорится в приведенных ниже строках thumbnail

Технологическая карта урока химии для 8 класса по теме «Простые вещества – металлы»

УМК «Химия. 8 класс» О. С. Габриеляна

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: Создать условия для изучения учащимися строения,  свойств, применения металлов через использование информационно-коммуникационных технологий.

Задачи

Образовательные задачи:
– Способствовать усвоению учащимися знаний о строении, свойствах, получении,  применении элементов-металлов и образуемых ими простых и сложных веществ.

Развивающие задачи:
– Продолжить формирование информационных умений через организацию работы с текстом учебника, с инструкциями

– Продолжить развитие интеллектуальных  умений сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные задачи

– Формировать коммуникативные качества учащихся через организацию групповой работы на уроке

– Создать условия для развития познавательного интереса учащихся к предмету через использование медиаресурсов на уроке.

Методы и методические приемы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование и реактивы для учителя: Компьютер Учителя + Проектор; презентация к уроку (компьютерный класс)

hello_html_7b613ba2.jpg

Химия. 7–9 классы. Методические рекомендации и рабочая программа к линии УМК О. С. Габриеляна ФГОС

Оборудование и реактивы для учащихся: инструкции для работы в группах, электронное учебное издание по дисциплине «Химия. 8 класс» содержащий набор информационных объектов: интерактивов, анимаций, слайд-шоу, моделей 3D, иллюстраций, текстов — по каждому параграфу учебника, коллекция «Металлы».

Литература для учителя: учебник «Химия», 8 класс, Габриелян О.С. , методические рекомендации к учебнику, интернет – ресурсы.

Литература для учащихся: учебник «Химия», 8 класс, Габриелян О.С.

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапе урока

1.

Мотивация к учебной деятельности.

Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку.

Сообщает учащимся об истории металлов в презентации (Приложение №1), предлагает сформулировать цель урока и план изучения темы.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

Исходя из прослушанной информации, формулируют цель урока и предлагают план изучения темы

Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества.

Личностные- самоопределение

Регулятивные – постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

2.

Актуализация знаний и умений

Предлагает послушать доклад учащегося о металлах – основе цивилизации. Приложение №2

Слушают информацию о металлах, задают вопросы:
– Почему Аэрофлотом и другими авиакомпаниями запрещены к перевозке аппараты и приборы, содержащие ртуть?

– Приведите примеры металлических изделий и укажите, какое металлическое свойство в них используется?

Познавательные – структурирование знаний, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

Коммуникативные – формулирование и аргументация своего мнения.

3.

Первичное усвоение учебного материала

Предлагает учащимся работу в группах по инструкциям (Приложения №3-6) с последующим отчётом группы перед классом. Во время сообщений детей демонстрирует слайды и делает выводы.

Внутри группы распределяют задание и работают с учебником, инструкциями, электронным приложением к учебнику, записывают результаты работы в тетрадь. Делятся результатами своего исследования

Познавательные – постановка познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, построение речевых высказываний.

Коммуникативные- достижение договоренностей и согласование общего решения.

Личностные – осознание ответственности за общее дело

4.

Осознание и осмысление учебной информации

Задаёт вопросы:

– О каком свойстве метолов говорится в начальной строке стихотворения А.С.Пушкина «Кинжал»:

Лемносский бог тебя сковал?

– О каком свойстве металлов говорится в приведенных ниже строках:
Как адский луч, как молния богов,

Немое лезвие злодею в очи блещет,
И, озираясь, он трепещет
Среди своих пиров?

Отвечают на вопросы:

– Ковкость

– Металлический блеск

Коммуникативные- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Познавательные – подведение под понятия.

Регулятивные – самостоятельный учет выделенных ориентиров в новом учебном материале.

Личностные- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения.

5.

Закрепление учебного материала

Проводит тестовую работу (Приложение №7), осуществляет проверку с помощью слайда

Презентации

Работают с текстом. Проводят самопроверку с использованием слайда

Познавательные- анализ, синтез; поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные – постановка вопроса.

Личностные- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

6.

Домашнее задание

Дает инструкции по выполнению д/з

Записывают д/з

7.

Рефлексия

Подводит итог урока, предлагает составить синквейн

Приложение № 8

Составляют синквейн

Познавательные- рефлексия способов и условий действия контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные- адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества.

Личностные – самооценка на основе критерия успешности.

Приложение №1

С древних времен по средние века были известны только 7 металлов, которые соотносились с известными тогда планетами: Солнце-золото, Юпитер-олово, Луна – серебро. Марс-железо, Меркурий –ртуть, Сатурн- свинец, Венера- медь. Древние алхимики говорили: «Семь металлов создает свет по числу семи планет», -и полагали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли и рождаются эти металлы.  

сhello_html_7830bfa.pngлайд

hello_html_m39467148.pngПриложение №2

Сообщение о свойствах и применение металлов.

Приложение №3

Читайте также:  Какими свойствами обладает сжатый воздух

1 группа. Задание: положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Проанализируйте главные и побочные подгруппы.

Сделайте вывод, каких элементов больше металлов или неметаллов. Почему?

Приложение №4

2 группа. Задание: особенности строения атомов металлов.

  1. Какие радиусы имеют атомы элементов-металлов?

  2. Как правило , сколько электронов на внешнем энергетическом уровне у атомов металлов?

  3. Атомы металлов стремятся принять или отдать электроны?

Приложение №5

3 группа. Задание: Металлическая химическая связь.

Какие особенности строения кристаллической решетки позволяют металлам проявлять следующие физические свойства:

– металлический блеск;

– электропроводность;

– теплопроводность.

Приложение №6

4 группа Задание: Физические свойства металлов и области их применения.

  1. Добавление какого металла обусловлена высокая прочность стали?

  2. Из какого металла изготавливают нити накаливания электрических ламп?

  3. Где используют жидкое агрегатное состояние ртути?

Приложение №7

Тестовая работа по теме «Простые вещества – металлы»

  1. Выберите тип связи, характерный для металлов.

– ковалентная

– металлическая

– ионная

  1. Составьте электронные формул атомов металлов, указав необходимое число электронов на подуровне.

3Li 1s 2s

4Be 1s 2s

12 Mg 1s 2s 2p 3s

  1. Выберите свойства алюминия, которые позволяют использовать его сплавы в самолетостроении

– металлический блеск

– лёгкость

– удовлетворительная стойкость к коррозии

– теплопроводность

– электропроводность

-сравнительная дешевизна

Приложение № 8

Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.

(«Синквейн» от фран. «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).  

Правила составления синквейна:

  1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

  2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

  5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Источник

Обобщение по теме «Металлы» 9 класс

Цели урока.

Знать: общие сведения о металлах, строение их атомов, способы получения, свойства и области применения.

Уметь: составлять уравнения химических реакций в молекулярном и ионном видах, правильно подбирать коэффициенты используя метод электронного баланса; грамотно организовывать и проводить химические эксперименты.

Воспитывать: толерантное отношение друг к другу при работе в парах, умение адекватно оценивать работу товарищей, любовь к предмету, стремление использовать дополнительную литературу, соблюдать правила техники безопасности.

Оборудование: портрет Берцелиуса, карточки индивидуального опроса, таблица Д.И. Менделеева на ИК лучах, кодоскоп, ПК. Оборудование для химического эксперимента.

«Все моё», – сказало злато;

«Все моё», сказал булат.

«Все куплю», – сказало злато;

«Все возьму», – сказал булат.

А.С.Пушкин

Ход урока.

  1. Организационный момент

Отметить отсутствующих на уроке.

Слово учителя.

Мы заканчиваем изучение курса неорганической химии и уже на ближайших уроках займемся рассмотрением нового раздела химической науки – органической химии. Но прежде нам необходимо вспомнить основные вопросы, изученные в этом учебном году.

Еще Йенс Якоб Берцелиус условно разделил все известные тогда химические элементы на металлы и неметаллы. Это деление весьма условно. Но именно эти химические элементы образуют простые вещества неметаллы и металлы.

Семь металлов создал век

По числу семи планет:

Медь, железо, серебро…

Дал нам Космос на добро.

Злато, олово, свинец…

Сын мой сера – их отец.

И еще ты должен знать,

Всем им ртуть – родная мать.

Именно металлам мы посвятим сегодняшний урок.

Обратим внимание на эпиграф, записанный на доске. Прочитайте его внимательно и в конце урока мы прокомментируем эти слова.

Далее учащимся объявляются цели урока.

Запишем тему урока (тема предварительно написана на доске). ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ « МЕТАЛЛЫ»

  1. Повторение пройденного материала

Учащиеся принимают участие в комплексном опросе

4 человека идут к доске, у каждого карточка с заданием

1 – Дать характеристику химических свойств металла натрия.

2 – Дать характеристику химических свойств металла магния.

3 – Дать характеристику химических свойств металла алюминия.

4 – Дать характеристику химических свойств металла железа.

Первый ряд работает по карточкам, выполняя цепочки химических превращений.

Третий ряд решает задачи.

Вам представлены задания трех уровней. Прочитайте и выберите то задание, которое вам выполнить под силу.

На выполнение задания отводится 7 минут.

Средний ряд работает устно, отвечая на вопросы.

  1. Перечислите эпохи развития человеческого общества связанные с названиями металлов и их сплавов.

(век медный, век бронзовый, век железный)

  1. Определите их временные границы.

(4-3 тысячелетия до н.э. – век медный

конец 4 – начало 1 тысячелетия до н.э. – бронзовый век

1 тысячелетие до н.э. – железный век)

  1. Что можно сказать о веке железном?

(век железный продолжается и по сегодняшний день)

  1. Дайте характеристику положения металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Читайте также:  Какие прилагательные характеризуют свойства алюминия

(если провести условную диагональ бор-астат, то химические знаки металлов будут располагаться ниже ее, преимущественно в 1-3 группах, а значит, будут содержать незначительное число электронов)

Работа с кодоскопом (учащийся представляет правильный ответ ссылаясь на длиннопериодный вариант периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева)

  1. Какими свойствами будут обладать металлы, исходя из положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

(восстановительными свойствами)

  1. В каком состоянии встречаются металлы в природе?

(металлы встречаются в самородном виде и входят в состав соединений)

  1. Перечислите основные способы получения металлов.

(пирометаллургический, гидрометаллургический, электрометаллургический и микробиологический)

  1. Какова природа химической связи в кристаллах металлов?

( в кристаллах металлов возникает металлическая химическая связь)

  1. А какие физические свойства обусловливает металлическая связь?

(электро- и теплопроводность, металлический блеск, пластичность и т.д.)

  1. О каком свойстве металлов говорится в начальной строке стихотворения А.С. Пушкина «Кинжал»? «Миносский бог тебя сковал».

(пластичность)

  1. А что такое пластичность?

(пластичность – это свойство вещества менять форму под внешним воздействием и сохранять принятую форму после прекращения этого воздействия)

  1. О каком свойстве металлов говорится в приведенных ниже строках:

«Как адский луч, как молния богов,

Немое лезвие злодею в очи блещет,

И, озираясь, он трепещет

Среди своих пиров»?

( металлический блеск)

12. Металлический блеск – это результат чего?

(это результат отражения световых лучей)

13.Назовите самый, самый металл.

(легкий – литий

тяжелый – осмий

твердый – хром

тугоплавкий – вольфрам

легкоплавкие – цезий и галлий

жидкий – ртуть)

  1. А какими еще свойствами обладают металлы?

(химическими)

Учащиеся, которые работали по карточкам, сдают работы.

Обращаем внимание на ответы учащихся у доски, потому как им было необходимо рассказать о строении атома металла и записать его химические свойства.

Учащиеся анализируют ответы у доски.

После проверки ответов учащихся у доски выставляем им оценки.

Ребята, назовите химический элемент из рассмотренных на доске, который образует простое вещество – переходный металл, который образует амфотерный оксид и гидроксид.

(это алюминий)

А как можно доказать амфотерность, например, гидроксида алюминия.

Проведем опыт (для выполнения опыта привлекается ученик, по его желанию).

Вспомним основные правила техники безопасности, которые необходимо строго соблюдать при выполнении опыта.

Учащиеся обращаются к таблице по технике безопасности, которая представлена на доске.

Проводим эксперимент.

1. В хлорид алюминия добавим несколько капель гидроксида натрия. Что наблюдаем?

(выпадение белого желеобразного осадка)

2. Разделим его на две части.

3. В первую добавим серную кислоту. Что наблюдаем?

(растворение осадка)

4. Во вторую избыток щелочи. Что изменилось?

(растворился осадок)

5. Запишем уравнения реакций.

6. Сделаем вывод.

( Соединения алюминия: оксид и гидроксид обладают амфотерными свойствами).

А какой из рассмотренных металлов имеет в соединениях переменные степени окисления?

(железо)

Обратим внимание на цепочку химических превращений, написанную на доске. Она отражает взаимосвязь соединений железа. Осуществим эти превращения.

Разбор одной реакции как ОВР.

Мы уже достаточно времени посвятили свойствам металлов. А насколько хорошо вы усвоили этот материал, покажет графический диктант.

1 вариант литий

2 вариант кальций

3 вариант бериллий

4 вариант калий

Укажите свой вариант.

Вопросы графического диктанта

  1. Является самым легким металлом.

  2. Содержит 1 электрон на внешнем энергетическом уровне.

  3. Его получают электрометаллургическим методом.

  4. При горении в кислороде образует пероксид.

  5. Во всех соединениях имеет степень окисления +2.

  6. На воздухе его поверхность покрывается защитной пленкой.

  7. Его открыл ученый Дэви.

  8. Наличием солей этого металла обусловлена жесткость воды.

  9. В переводе с греческого языка его название означает камень.

  10. Взаимодействует с неметаллами.

Ключ ответов представлен на доске, проверьте правильность выполнения заданий и оцените вашего товарища, выставив ему объективную оценку. Критерии выставления оценок записаны на доске.

Оценка «5» – нет ошибок

Оценка «4» – допущена 1 ошибка

Оценка «3» – допущено 2 или 3 ошибки

Оценка «2» – допущено 4 и более ошибок

А какой еще аспект изучения металлов мы не рассмотрели?
(применение металлов и их практическое использование)

Правильно, применение металлов.

Ребята, представьте себе, что случилось бы с вами, если как-то рано утром проснувшись, вы обнаружили, что все металлы вокруг вас исчезли.

(Ребята предлагают свои версии)

  1. Обобщение по применению металлов

Ежедневно, ежечасно, ежеминутно, ежесекундно мы зависим от металлов.

Ведь мы не только их используем мы еще из них и состоим. Какова же роль металлов для жизнедеятельности человека?

(Выступает учащийся, который представляет информацию о роли металлов в жизнедеятельности человеческого организма)

А есть ли еще области использования металлов? На этот вопрос вы ответите сами.

Класс предварительно мы разбили на несколько групп. Каждой из них было предложено защитить область применения металлов на выбор.

Читайте также:  Какое свойство имеют вещества

Давайте дадим им слово.

(далее следуют выступления групп учащихся)

Учитель

Металлы – основа целой отрасли – металлургии

С древних времен металлы использовали для изготовления монет, ювелирных украшений и предметов быта.

Выступление ученика

Учитель

Великие художники не представляют себе краски без добавления металлов.

Выступление ученика

Учитель

Медь называют металлом песни. Давайте послушаем запись звона колоколов

Выступление ученика

Учитель

Вспомните, чьи слова взяты эпиграфом к нашему уроку?

Памятники, как правило, изготовляли из сплава меди – бронзы. В нашем городе очень много памятников. Из каких же металлов и сплавов они изготовлены?

Выступление ученика

Учитель

Но металлы это не только созидание, это и разрушение. Война… Как много в этом слове печали, скорби.

Выступление ученика

Подведем итог сегодняшнего урока.

  1. Какие цели ставились?

  2. Достигли ли мы этих целей?

  3. Что мы для этого делали?

(Мы рассмотрели металлы со всех сторон. Изучили их строение, способы получения, свойства и применение)

А значит, обладаете хорошим теоретическим запасом знаний, которые необходимо правильно применять на практике. В первую очередь, при решении экспериментальных задач.

IY. Контроль за усвоением знаний

У вас на столах карточки с заданиями для проведения опыта и к ним приложена инструкция по его выполнению. Ознакомьтесь с ней и проведите эксперимент. Выберите из предложенных пробирку, которую необходимо.

(Учащиеся проводят эксперимент индивидуально)

Давайте составим из полученных букв, написанных на пробирках слова. Прочитав, их вы узнаете, что вас ждет на следующем уроке.

(к о н т р о л ь н а я р а б о т а).

  1. Домашнее задание

Подготовиться к итоговому тесту по курсу неорганической химии. Написать сочинение-эссе на тему «Металл и человек».

Выставление оценок (с комментариями).

YI. Итог урока

Обратимся к эпиграфу. Как вы можете прокомментировать эти слова А.С.Пушкина? Как они относятся к нашему времени?

(учащиеся предлагают свои версии)

Есть человеческие ценности, которые ни золотом не купить, ни оружием не взять. Это честность, доброта, любовь, а самое главное знания. И обладающими всеми этими качествами я хочу видеть своих учеников.

Задачи по теме «Металлы»

Вариант 1

Первый уровень

При взаимодействии 23 г натрия с водой был получен водород (н.у.) Рассчитайте объем выделившегося водорода.

Второй уровень

При взаимодействии 23 г натрия с водой было получено 10 л водорода (н.у.). Сколько это составляет процентов от теоретически возможного?

Третий уровень

При взаимодействии 23 г натрия, содержащего 10% примесей с водой было получено 10 л водорода (н.у.). Сколько это составляет процентов от теоретически возможного?

Вариант 2

Первый уровень

Какой объем углекислого газа пропустили через «известковую воду», если при этом выпало 15 г осадка?

Второй уровень

Какой объем углекислого газа пропустили через «известковую воду», если при этом выпало 15 г осадка, что составляет 75 % от теоретически возможного?

Третий уровень

Сколько граммов 2 %-ного раствора гидроксида кальция потребовалось для реакции с углекислым газом, если при этом выпало 15 г осадка, что составляет 75 % от теоретически возможного?

Химический эксперимент

Задание

Вам предложены хлориды бария и натрия. Определите соль бария.

Ход выполнения эксперимента

  1. Вспомните основные правила техники безопасности при выполнении опыта на распознавание веществ.

  2. Проведите качественную реакцию на один из известных вам ионов.

  3. Сделайте вывод по признаку химической реакции.

  4. Выберите пробирку с необходимым веществом.

Химический эксперимент

Задание

Вам предложены бромиды алюминия и натрия. Определите соль алюминия.

Ход выполнения эксперимента

  1. Вспомните основные правила техники безопасности при выполнении опыта на распознавание веществ.

  2. Проведите качественную реакцию на один из известных вам ионов.

  3. Сделайте вывод по признаку химической реакции.

  4. Выберите пробирку с необходимым веществом.

Химический эксперимент

Задание

Вам предложены сульфаты цинка и калия. Определите соль цинка.

Ход выполнения эксперимента

  1. Вспомните основные правила техники безопасности при выполнении опыта на распознавание веществ.

  2. Проведите качественную реакцию на один из известных вам ионов.

  3. Сделайте вывод по признаку химической реакции.

  4. Выберите пробирку с необходимым веществом.

КАРТОЧКА 1

Первый уровень

Запишите уравнения реакций для переходов

Ca — CaO—Ca(OH)2—Ca(NO3)2—Ca3(PO4)2

Второй уровень

Fe—- ? —Fe(OH)2FeOFe

Третий уровень

AI—?—AICI3—?—AI(NO3)3

КАРТОЧКА 2

Первый уровень

Запишите уравнения реакций для переходов

AI—AI2O3—AICI3—AI(OH)3—AI(NO3)3

Второй уровень

Запишите уравнения реакций для переходов

Fe—FeCI3—Fe(OH)3—?—Fe—FeS

Третий уровень

Запишите уравнения реакций для переходов

AI—? —AICI3AI(OH)3AI(NO3)3— тетрагидроксоалюминат натрия

Источник