О каком свойстве языкового знака свидетельствуют пары слов коса
Современный русский литературный язык, выражая эстетически-художественную, научную, общественную, духовную жизнь народа, служит самовыражению личности, развитию всех форм словесного искусства, творческой мысли, нравственному возрождению и совершенствованию всех сторон жизни общества на новом этапе его развития.
Контрольные вопросы и задания
I
1. Что такое языкознание?
2. Раскройте содержание понятия «система языка».
3. Назовите и охарактеризуйте основные единицы языка. Что является основой их выделения и противопоставления?
4. Что такое уровни языка? Перечислите их.
5. Что такое парадигматические, синтагматические и иерархические отношения языковых единиц? В чем проявляются основные различия между ними?
6. Какие разделы включает в себя наука о языке?
7. Какими свойствами обладает языковой знак?
8. Что такое линейность языкового знака?
9. В чем проявляется произвольность языкового знака?
10. О каком свойстве языкового знака свидетельствуют пары слов: коса (женская) – коса (песчаная); мир (спокойствие) – мир (Вселенная)?
11. Как соотносятся понятия «язык» и «речь»?
12. Назовите и охарактеризуйте функции языка.
13. Дайте определение культуры речи.
14. Что такое литературный язык? Какие сферы человеческой деятельности он обслуживает?
15. Назовите основные признаки литературного языка.
16. Какие три аспекта культуры речи считаются ведущими? Охарактеризуйте их.
17. Раскройте содержание понятия «норма литературного языка». Перечислите характерные особенности языковой нормы.
18. Охарактеризуйте коммуникативные качества речи.
19. Назовите основные типы языковых норм.
II
Укажите правильный вариант ответа
1. Единицами языка являются:
а) слово, предложение, словосочетание;
б) фонема, морфема, суждение;
в) словосочетание, понятие, морфема.
2. В средствах оценки, интонации, междометиях реализуется:
а) эмотивная функция языка;
б) фатическая функция языка;
в) когнитивная функция языка;
г) апеллятивная функция языка.
3. К характеристикам речи относятся:
а) материальность;
б) стабильность;
в) линейная организация;
г) независимость от ситуации;
д) индивидуальность.
4. Языкознание (лингвистика) – наука:
а) о естественном человеческом языке;
б) о свойствах знаков и знаковых систем;
в) о психических процессах, связанных с порождением и восприятием речи;
г) о структуре и свойствах научной информации;
д) о быте и культуре народов.
5. Общую типологию словарей разрабатывает:
а) лексикография;
б) семасиология;
в) лексикология;
г) грамматика.
6. С мыслительной деятельностью человека язык связывает:
а) когнитивная функция;
б) эмотивная функция;
в) фатическая функция;
г) апеллятивная функция.
7. Универсальным средством общения людей язык является, выполняя:
а) коммуникативную функцию;
б) фатическую функцию;
в) метаязыковую функцию;
г) эмотивную функцию.
8. К характеристикам языка относятся:
а) абстрактность;
б) активность, высокая вариантность;
в) достояние всех членов общества;
г) уровневая организация;
д) контекстная и ситуативная обусловленность.
9. Единицы языка связаны иерархическими отношениями, когда:
а) фонемы входят в звуковые оболочки морфем;
б) предложения состоят из слов;
в) морфемы при их связи образуют слова.
10. Для называния и различения объектов окружающей действительности служит:
а) номинативная функция языковой единицы;
б) коммуникативная функция языковой единицы;
в) формообразующая функция языковой единицы.
11. Для называния и различения объектов окружающей действительности служит:
а) номинативная функция языковой единицы;
б) коммуникативная функция языковой единицы;
в) формообразующая функция языковой единицы.
12. Для установления связи между явлениями и передачи информации служит:
а) коммуникативная функция языковой единицы;
б) номинативная функция языковой единицы.
13. Смыслоразличительную функцию выполняет:
а) фонема;
б) морфема;
в) слово;
г) предложение.
14. Словообразующую и словоизменительную функцию выполняет:
а) морфема;
б) фонема;
в) слово;
г) словосочетание.
15. Номинативную функцию выполняет:
а) слово;
б) предложение;
в) морфема;
г) фонема.
16. Слова, образующие синонимический ряд, антонимическую пару, вступают:
а) в парадигматические отношения;
б) синтагматические отношения;
Источник
10. О каком свойстве языкового знака свидетельствуют пары слов: коса (женская) – коса (песчаная); мир (спокойствие) – мир (Вселенная)?
11. Как соотносятся понятия «язык» и «речь»?
12. Назовите и охарактеризуйте функции языка.
13. Дайте определение культуры речи.
14. Что такое литературный язык? Какие сферы человеческой деятельности он обслуживает?
15. Назовите основные признаки литературного языка.
16. Какие три аспекта культуры речи считаются ведущими? Охарактеризуйте их.
17. Раскройте содержание понятия «норма литературного языка». Перечислите характерные особенности языковой нормы.
18. Охарактеризуйте коммуникативные качества речи.
19. Назовите основные типы языковых норм.
II
Укажите правильный вариант ответа
1. Единицами языка являются:
а) слово, предложение, словосочетание;
б) фонема, морфема, суждение;
в) словосочетание, понятие, морфема.
2. В средствах оценки, интонации, междометиях реализуется:
а) эмотивная функция языка;
б) фатическая функция языка;
в) когнитивная функция языка;
г) апеллятивная функция языка.
3. К характеристикам речи относятся:
а) материальность;
б) стабильность;
в) линейная организация;
г) независимость от ситуации;
д) индивидуальность.
4. Языкознание (лингвистика) – наука:
а) о естественном человеческом языке;
б) о свойствах знаков и знаковых систем;
в) о психических процессах, связанных с порождением и восприятием речи;
г) о структуре и свойствах научной информации;
д) о быте и культуре народов.
5. Общую типологию словарей разрабатывает:
а) лексикография;
б) семасиология;
в) лексикология;
г) грамматика.
6. С мыслительной деятельностью человека язык связывает:
а) когнитивная функция;
б) эмотивная функция;
в) фатическая функция;
г) апеллятивная функция.
7. Универсальным средством общения людей язык является, выполняя:
а) коммуникативную функцию;
б) фатическую функцию;
в) метаязыковую функцию;
г) эмотивную функцию.
8. К характеристикам языка относятся:
а) абстрактность;
б) активность, высокая вариантность;
в) достояние всех членов общества;
г) уровневая организация;
д) контекстная и ситуативная обусловленность.
9. Единицы языка связаны иерархическими отношениями, когда:
а) фонемы входят в звуковые оболочки морфем;
б) предложения состоят из слов;
в) морфемы при их связи образуют слова.
10. Для называния и различения объектов окружающей действительности служит:
а) номинативная функция языковой единицы;
б) коммуникативная функция языковой единицы;
в) формообразующая функция языковой единицы.
11. Для называния и различения объектов окружающей действительности служит:
а) номинативная функция языковой единицы;
б) коммуникативная функция языковой единицы;
в) формообразующая функция языковой единицы.
12. Для установления связи между явлениями и передачи информации служит:
а) коммуникативная функция языковой единицы;
б) номинативная функция языковой единицы.
13. Смыслоразличительную функцию выполняет:
а) фонема;
б) морфема;
в) слово;
г) предложение.
14. Словообразующую и словоизменительную функцию выполняет:
а) морфема;
б) фонема;
в) слово;
г) словосочетание.
15. Номинативную функцию выполняет:
а) слово;
б) предложение;
в) морфема;
г) фонема.
16. Слова, образующие синонимический ряд, антонимическую пару, вступают:
а) в парадигматические отношения;
б) синтагматические отношения;
в) иерархические отношения.
17. Звуки или морфемы в составе слова, слова или словосочетания в составе предложения могут служить примером:
а) синтагматических отношений;
б) парадигматических отношений;
в) иерархических отношений.
18. Смысловая оформленность и законченность – признак:
а) предложения;
б) словосочетания;
в) слова.
19. Коммуникативным знаком является:
а) предложение;
б) морфема;
в) слово.
20. К естественным знакам относятся:
а) знаки-признаки;
б) знаки дорожного движения;
в) дым в лесу;
г) символы.
21. К искусственным знакам относятся:
а) знаки-информаторы;
б) языковые знаки;
в) морозный узор на стекле;
г) жаркое солнце.
22. Способность языкового знака комбинироваться с другими знаками – это его:
а) комбинационность;
б) линейность;
в) системность;
г) двусторонность.
23. Язык отличается от других знаковых систем тем, что он:
а) материален;
б) социален;
в) обслуживает общество во всех сферах его деятельности.
Глава 2
Функциональные стили русского языка
Понятие стиля
В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются своеобразные разновидности единого литературного языка – функциональные стили.
Слово «стиль» (от. греч. stylus – стержень для письма на восковых дощечках) приобрело в дальнейшем значение «почерк», а позднее стало означать манеру, способ, особенности речи.
Стили языка получили название функциональных потому, что они выполняют важнейшие функции, являясь средством общения, сообщения определенной информации и воздействия на слушателя или читателя.
Язык полифункционален – он выполняет, как уже говорилось, несколько функций, формирующих основные разновидности языка. Используя эти стили, язык оказывается способным выразить сложную научную мысль, глубокую философскую мудрость, точно и строго сформулировать законы, превратиться в поэтические строфы или отобразить в эпопее многоплановую жизнь народа. Функции и функциональные стили обусловливают стилистическую гибкость языка, многообразные возможности выражения мысли.
Функция языка формирует стиль, определяя ту или иную манеру изложения – точную, объективную, конкретно-изобразительную, информативно-деловую. В соответствии с этим каждый функциональный стиль выбирает из литературного языка те слова и выражения, те формы и конструкции, которые могут наилучшим образом выполнить внутреннюю задачу данного стиля.
Функциональные стили являются исторически сложившимися и социально осознанными системами речевых средств, которые используются в той или иной сфере общения и соотносятся с той или иной сферой профессиональной деятельности.
Современному русскому литературному языку присущи книжные функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой, которые используются преимущественно в письменной форме речи, – и разговорный, применяющийся главным образом в устной форме речи.
Многие ученые в качестве функционального стиля выделяют еще и художественный (художественно-беллетристический), т. е. язык художественной литературы. Однако эта точка зрения вызывает справедливые возражения: писатели в своих произведениях используют все многообразие языковых средств, поэтому художественная речь не представляет собой систему однородных языковых явлений – напротив, она лишена какой бы то ни было стилистической замкнутости, ее специфика зависит от особенностей индивидуально-авторских стилей. По мнению В.В. Виноградова, «понятие стиля в применении к языку художественной литературы наполняется иным содержанием, чем, например, в отношении стилей делового или канцелярского и даже стилей публицистического и научного. Язык художественной литературы не вполне соотносителен с другими стилями, типами или разновидностями книжно-литературной и народно-разговорной речи. Он использует их, включает их в себя, но в своеобразных комбинациях и в функционально преобразованном виде»[1].
Стили литературного языка чаще всего сопоставляются на основе анализа их лексического состава, так как именно в лексике заметнее всего проявляется их различие.
Закрепленность слов за определенным стилем речи объясняется тем, что лексическое значение многих слов помимо предметно-логического содержания имеет и эмоционально-стилистическую окраску. Например, слова: мать, мама, мамочка, мамуля, ма; отец, папа, папочка, папуля, па – имеют одно и то же значение, но различаются стилистически, поэтому используются в разных стилях: мать, отец – преимущественно слова официально-делового, остальные слова – разговорно-обиходного стиля.
Синонимы: врун – лжец, плакаться – сетовать, нехватка – дефицит, большущий – гигантский – отличаются друг от друга по стилистической окраске: первые слова каждой пары употребляются в разговорно-обиходной, а вторые – в научно-популярной, публицистической, официально-деловой речи.
Источник
10. О каком свойстве языкового знака свидетельствуют пары слов: коса (женская) – коса (песчаная); мир (спокойствие) – мир (Вселенная)?
11. Как соотносятся понятия «язык» и «речь»?
12. Назовите и охарактеризуйте функции языка.
13. Дайте определение культуры речи.
14. Что такое литературный язык? Какие сферы человеческой деятельности он обслуживает?
15. Назовите основные признаки литературного языка.
16. Какие три аспекта культуры речи считаются ведущими? Охарактеризуйте их.
17. Раскройте содержание понятия «норма литературного языка». Перечислите характерные особенности языковой нормы.
18. Охарактеризуйте коммуникативные качества речи.
19. Назовите основные типы языковых норм.
II
Укажите правильный вариант ответа
1. Единицами языка являются:
а) слово, предложение, словосочетание;
б) фонема, морфема, суждение;
в) словосочетание, понятие, морфема.
2. В средствах оценки, интонации, междометиях реализуется:
а) эмотивная функция языка;
б) фатическая функция языка;
в) когнитивная функция языка;
г) апеллятивная функция языка.
3. К характеристикам речи относятся:
а) материальность;
б) стабильность;
в) линейная организация;
г) независимость от ситуации;
д) индивидуальность.
4. Языкознание (лингвистика) – наука:
а) о естественном человеческом языке;
б) о свойствах знаков и знаковых систем;
в) о психических процессах, связанных с порождением и восприятием речи;
г) о структуре и свойствах научной информации;
д) о быте и культуре народов.
5. Общую типологию словарей разрабатывает:
а) лексикография;
б) семасиология;
в) лексикология;
г) грамматика.
6. С мыслительной деятельностью человека язык связывает:
а) когнитивная функция;
б) эмотивная функция;
в) фатическая функция;
г) апеллятивная функция.
7. Универсальным средством общения людей язык является, выполняя:
а) коммуникативную функцию;
б) фатическую функцию;
в) метаязыковую функцию;
г) эмотивную функцию.
8. К характеристикам языка относятся:
а) абстрактность;
б) активность, высокая вариантность;
в) достояние всех членов общества;
г) уровневая организация;
д) контекстная и ситуативная обусловленность.
9. Единицы языка связаны иерархическими отношениями, когда:
а) фонемы входят в звуковые оболочки морфем;
б) предложения состоят из слов;
в) морфемы при их связи образуют слова.
10. Для называния и различения объектов окружающей действительности служит:
а) номинативная функция языковой единицы;
б) коммуникативная функция языковой единицы;
в) формообразующая функция языковой единицы.
11. Для называния и различения объектов окружающей действительности служит:
а) номинативная функция языковой единицы;
б) коммуникативная функция языковой единицы;
в) формообразующая функция языковой единицы.
12. Для установления связи между явлениями и передачи информации служит:
а) коммуникативная функция языковой единицы;
б) номинативная функция языковой единицы.
13. Смыслоразличительную функцию выполняет:
а) фонема;
б) морфема;
в) слово;
г) предложение.
14. Словообразующую и словоизменительную функцию выполняет:
а) морфема;
б) фонема;
в) слово;
г) словосочетание.
15. Номинативную функцию выполняет:
а) слово;
б) предложение;
в) морфема;
г) фонема.
16. Слова, образующие синонимический ряд, антонимическую пару, вступают:
а) в парадигматические отношения;
б) синтагматические отношения;
в) иерархические отношения.
17. Звуки или морфемы в составе слова, слова или словосочетания в составе предложения могут служить примером:
а) синтагматических отношений;
б) парадигматических отношений;
в) иерархических отношений.
18. Смысловая оформленность и законченность – признак:
а) предложения;
б) словосочетания;
в) слова.
19. Коммуникативным знаком является:
а) предложение;
б) морфема;
в) слово.
20. К естественным знакам относятся:
а) знаки-признаки;
б) знаки дорожного движения;
в) дым в лесу;
г) символы.
21. К искусственным знакам относятся:
а) знаки-информаторы;
б) языковые знаки;
в) морозный узор на стекле;
г) жаркое солнце.
22. Способность языкового знака комбинироваться с другими знаками – это его:
а) комбинационность;
б) линейность;
в) системность;
г) двусторонность.
23. Язык отличается от других знаковых систем тем, что он:
а) материален;
б) социален;
в) обслуживает общество во всех сферах его деятельности.
Глава 2
Функциональные стили русского языка
Понятие стиля
В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создаются своеобразные разновидности единого литературного языка – функциональные стили.
Слово «стиль» (от. греч. stylus – стержень для письма на восковых дощечках) приобрело в дальнейшем значение «почерк», а позднее стало означать манеру, способ, особенности речи.
Стили языка получили название функциональных потому, что они выполняют важнейшие функции, являясь средством общения, сообщения определенной информации и воздействия на слушателя или читателя.
Язык полифункционален – он выполняет, как уже говорилось, несколько функций, формирующих основные разновидности языка. Используя эти стили, язык оказывается способным выразить сложную научную мысль, глубокую философскую мудрость, точно и строго сформулировать законы, превратиться в поэтические строфы или отобразить в эпопее многоплановую жизнь народа. Функции и функциональные стили обусловливают стилистическую гибкость языка, многообразные возможности выражения мысли.
Функция языка формирует стиль, определяя ту или иную манеру изложения – точную, объективную, конкретно-изобразительную, информативно-деловую. В соответствии с этим каждый функциональный стиль выбирает из литературного языка те слова и выражения, те формы и конструкции, которые могут наилучшим образом выполнить внутреннюю задачу данного стиля.
Функциональные стили являются исторически сложившимися и социально осознанными системами речевых средств, которые используются в той или иной сфере общения и соотносятся с той или иной сферой профессиональной деятельности.
Современному русскому литературному языку присущи книжные функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой, которые используются преимущественно в письменной форме речи, – и разговорный, применяющийся главным образом в устной форме речи.
Многие ученые в качестве функционального стиля выделяют еще и художественный (художественно-беллетристический), т. е. язык художественной литературы. Однако эта точка зрения вызывает справедливые возражения: писатели в своих произведениях используют все многообразие языковых средств, поэтому художественная речь не представляет собой систему однородных языковых явлений – напротив, она лишена какой бы то ни было стилистической замкнутости, ее специфика зависит от особенностей индивидуально-авторских стилей. По мнению В.В. Виноградова, «понятие стиля в применении к языку художественной литературы наполняется иным содержанием, чем, например, в отношении стилей делового или канцелярского и даже стилей публицистического и научного. Язык художественной литературы не вполне соотносителен с другими стилями, типами или разновидностями книжно-литературной и народно-разговорной речи. Он использует их, включает их в себя, но в своеобразных комбинациях и в функционально преобразованном виде»[1].
Стили литературного языка чаще всего сопоставляются на основе анализа их лексического состава, так как именно в лексике заметнее всего проявляется их различие.
Закрепленность слов за определенным стилем речи объясняется тем, что лексическое значение многих слов помимо предметно-логического содержания имеет и эмоционально-стилистическую окраску. Например, слова: мать, мама, мамочка, мамуля, ма; отец, папа, папочка, папуля, па – имеют одно и то же значение, но различаются стилистически, поэтому используются в разных стилях: мать, отец – преимущественно слова официально-делового, остальные слова – разговорно-обиходного стиля.
Синонимы: врун – лжец, плакаться – сетовать, нехватка – дефицит, большущий – гигантский – отличаются друг от друга по стилистической окраске: первые слова каждой пары употребляются в разговорно-обиходной, а вторые – в научно-популярной, публицистической, официально-деловой речи.
Источник