О каких выразительных свойствах напоминает музыка цветик семицветик

О каких выразительных свойствах напоминает музыка цветик семицветик thumbnail

Волшебный цветик – семицветик

(изучение темы рассчитано на два урока)

    Первый урок по теме.

   1. Прочитайте текст, выполните все указания.

    Сегодня мы познакомимся с различными средствами музыкальной выразительности.

    Ребята, посмотрите на этот удивительный «Цветик-семицветик». 

    Этот цветок не простой, все лепестки заколдованы, 

    но если мы с вами сможем их расколдовать, то наступит чудо. 

    Мы сможем с вами попасть в удивительную страну, которая называется Музыка.

    Ну, что, попробуем расколдовать цветик-семицветик?

В цветке самое главное – серединка, если не будет сердцевины, то лепестки все рассыпятся. 

Как любое растение, вырастает из маленького зёрнышка, так и любое музыкальное произведение вырастает из интонации. 
Интонация – главное свойство музыки. Из маленького зёрнышка-интонации музыка растёт, развивается, получается выразительной, запоминающейся. А помогают ей в этом средства музыкальной выразительности – лепесточки. Будем знакомиться с ними!

Первый лепесток – это мелодия. Мелодия – душа музыки. Из мелодии рождается музыкальное произведение. Мелодия — одно из главных средств музыкальной выразительности.

Давайте расколдуем первый лепесток! 

Звучит прекрасная мелодия! Слушаем и подпеваем!

Музыкальные звуки бывают разными по высоте – высокими, средними, низкими. 

Например, песня “Цветик-семицветик” звучала в среднем регистре, нам было удобно её петь. 

Для того, чтобы показать в сказке “Петя и волк” птичку, композитор С. Прокофьев использовал звучание флейты на высоких нотках, то есть в высоком регистре, ну а тема волка была исполнена валторной на низких нотах, в низком регистре. 

Мы расколдовали второй лепесток, который называется регистр. 

Регистр – высота звучания.

Одна и та же мелодия, исполненная разными инструментами или голосами, прозвучит по разному. Каждый голос, каждый инструмент имеет свою окраску звука, свойственную только ему. 

Тембр – окраска звучания.

Послушайте произведение “Шутка” немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха, который жил 300 лет тому назад. 

Тембр какого знакомого инструмента вы слышите?

Ответ можно проверить ЗДЕСЬ! Вы расколдовали третий лепесток!

Следующий лепесток – музыкальный лад. Выделяют два основных музыкальных лада: мажор – весёлый бодрый характер мелодии, минор – грустный, печальный характер мелодии.

Произведение русского композитора Георгия Васильевича Свиридова “Весна. Осень” звучит сначала в мажоре (так как музыка рисует весну, светлую, тёплую, долгожданную), а затем появляется минор (так как осенью природа увядает, идут дожди, погода хмурится).

Вслушайтесь в музыку! 

Почувствуйте смену характера, смену музыкального лада!

Тембр какого знакомого инструмента исполнял минорную мелодию?

Ответ можно проверить ЗДЕСЬ! Вы расколдовали четвёртый лепесток!

Итак, мы узнали, что музыка обладает своими выразительными средствами. Давайте их перечислим: интонация, мелодия, музыкальный лад, регистр и тембр. Мы дали каждому их них определение, познакомились с произведениями композиторов И.С. Баха и Г. Свиридова.

2. Запишите в тетрадь (ВНИМАНИЕ! Записи по данной теме должны быть на одной странице, это важно. Открываем в тетради новую, чистую страницу, так как на следующем уроке под записями будем рисовать цветик-семицветик)

– тему урока: “Цветик-семицветик”

 Выразительные средства музыки:

 – интонация – главное свойство музыки.

 – мелодия – душа музыки.

 – музыкальный лад (мажор, минор).

 – регистр – высота звучания.

 – тембр – окраска звучания.

На следующем уроке продолжим изучение данной темы.

Домашнее задание:

Второй урок по теме.

1. Прочитайте текст, выполните все указания.

Продолжаем знакомство с выразительными средствами музыки. Осталось расколдовать ещё три лепесточка! Приступим?

Пятый лепесток – это темп. Музыка может звучать быстро, умеренно и медленно. 

Темп – скорость звучания. 

Чтобы расколдовать пятый лепесток, нужно ответить на вопрос: в каком темпе звучала “Шутка” Баха, а в каком “Весна. Осень” Свиридова? (можно прослушать повторно эти произведения) 

Правильно, в разном! Первое – в быстром, второе – в медленном темпе. 

Но бывает и так, что при исполнении одного произведения темп изменяется! 

Так происходит, например, в русской народной песне-распевке “Веники”!

Попробуйте исполнить её вместе с ребятами из детского народного ансамбля “Затея”.

Веники, веники, 

Кум Гаврила, Кум Гаврила, 

Как изменялся темп? Правильно, скорость музыки менялась от медленного звучания к быстрому.

Пятый лепесток расколдован!

Мы знаем, что музыка может звучать громко и тихо. Об этом мы говорили ещё в начале года. Вспомните!

Форте – это значит ГРОМКО!

Заучи, не будь лентяй.

А пиано – значит тихо.

Ты, дружок запоминай.

Изменение силы звучания в музыке называется динамика. Динамика – сила звучания.

Если музыка нарастает, усиливается, то музыканты используют понятие крещендо, а если затихает – диминуэндо.

Чтобы расколдовать шестой лепесток необходимо выполнить следующее задание.

Вам нужно исполнить песню “Цветик-семицветик” так: 

запев тихо (пиано), а припев – громко (форте).

Шестой лепесток расколдован. Молодцы!

Седьмой лепесток называется ритм. В музыке нотки следуют друг за другом и имеют разную длину. 

Чередование длинных и коротких звуков называется ритмом. 

Я предлагаю вам прохлопать ритмический рисунок. 

Давайте длинные звуки назовём слогом ТА, а короткие – ТИ.

Итак, седьмой лепесток расколдован! 

Ритм – чередование длительностей нот. 

Теперь мы знаем название всех лепестков нашего волшебного “Цветика-семицветика”: мелодия, темп, регистр, тембр, лад, ритм, динамика. Всё это средства музыкальной выразительности, они спрятаны в маленьком музыкальном зёрнышке – интонации. 

Полюбуйтесь, какой красивый наш цветик-семицветик сейчас!

2. Продолжите записи в тетради, выпишите оставшиеся три определения из рамочки.

Читайте также:  Какими свойствами обладает йод

 Выразительные средства музыки:

 – интонация – главное свойство музыки.

 – мелодия – душа музыки.

 – музыкальный лад (мажор, минор).

 – регистр – высота звучания.

 – тембр – окраска звучания.

 – ритм – чередование длительностей нот.

 – темп – скорость звучания. 
 – динамика – сила звучания.
 

3. Рисуем на оставшемся на странице чистом месте “Цветик-семицветик”. 

Также “Цветик-семицветик” можно скачать, распечатать и вклеить.

4. Раскрашиваем цветок, подписываем названия серединки и лепестков.

Домашнее задание:

1. Сфотографируйте ваш Цветик-семицветик и отправьте на проверку

Источник

Краткое описание документа:

Цель: дать учащимся знания о средствах музыкальной выразительности.

Задачи:

– научить учащихся определять средства музыкальной выразительности, использованных для создания определенного образа в произведении;

– развивать чувство ритма, музыкальную память учащихся;

– развивать навык пения хором;

– воспитывать слушательскую культуру учащихся.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.

Музыкальный материал: Чайковский «Детский альбом» (фрагменты), Прокофьев «Петя и волк» (фрагменты), Крылатов «Колыбельная медведицы»; Чичков «Волшебный цветок».

Оборудование: музыкальный центр, компьютер, проектор, экран.

Ход урока:

1. Музыкальное приветствие.

У: – Здравствуйте, ребята!

Д: – Здравствуйте!

2. Беседа

У: – Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

Д: – Весна!

У: – Совершенно верно! И как вы знаете, именно весной природа просыпается, и распускаются первые цветы! Посмотрите, какой цветок расцвел у нас в классе сегодня!
Слайд №1.

У: – Вы видите, что каждый лепесток имеет не только свой цвет, но еще и определенное название. Этот волшебный цветок перенесет нас в мир музыки, где всем управляют (Слайд №2) средства музыкальной выразительности.
Посмотрите еще раз на цветик-семицветик. Что находится в его сердцевине?

Д: – Интонация!

У: – Верно! Все лепестки выросли из этого главного свойства музыки – интонация.
Ребята, скажите пожалуйста, с каким музыкальным жанром наиболее связана речь человека?

Д: – С песней.

У: – Конечно же с песней! А какую песню человек слышит практически с первого дня своей жизни?

Д: – Колыбельную!

У: – Правильно! Сейчас мы с вами послушаем всем вам известную «Колыбельную медведицы», которую написал композитор Крылатов.
Звучит «Колыбельная медведицы».

У: – Скажите, какая интонация прозвучала в этой песне? Слайд №

Д: – Успокаивающая, убаюкивающая, нежная…

У: – Молодцы! Ребята, а без чего у нас не могло бы быть песни? Что является «душой музыки»?

Д: – Мелодия!

У: – Правильно! Мелодия – это основа любой песни, любого музыкального произведения, а также это одно из важнейших средств музыкальной выразительности. Мелодия никогда не стоит на месте! Она может двигаться плавно вверх или вниз, может крутиться на двух-трех звуках рядом или развиваться стремительными скачками. Давайте с вами попробуем проследить за мелодией с помощью рук – как будет двигаться мелодия, такие движения вы выполняете руками.
Музыкально-пластическая работа в качестве физ. минутки – звучит «Колыбельная медведицы».

У: – Как двигалась мелодия в песне?

Д: – Плавно, без больших скачков…

У: – Верно! Еще два средства музыкальной выразительности, без которых не может быть музыки – это лад и динамика. Про лад мы с вами уже говорили раньше. Скажите, какие лады вы знаете?

Д: – Мажор и минор!

У: – Хорошо! Какой из них придает музыке темную краску, а какой – светлую?

Д: – Минор – темную, мажор – светлую.

У: – Правильно. У вас на столе лежат квадратики с изображением солнца и тучки с дождем. Мы с вами сейчас поиграем – когда будет звучать мажорная музыка, вы поднимаете солнышко, а когда минорная – тучку.
Звучит музыка из «Детского альбома» Чайковского. Ребята после игры называют композитора и названия прозвучавших произведений.

У: – Вы заметили, насколько по-разному звучали произведения? Но отличаются они не только ладом, но еще и динамикой. Динамика – это сила звука. И мы уже знаем, как обозначается динамика в нотах (Слайд №).
Что означают буквы f и p?

Д: – f – громко, p – тихо.

У: – Очень хорошо! А теперь давайте послушаем пьесу Чайковского «Неаполитанская песенка» и вспомним, что же в этой песенке такого необычного?
Звучит «Неаполитанская песенка» Чайковского.

Д: – Сначала звучит очень спокойно, потом ускоряется.

У: – Абсолютно точно! То есть в произведении меняется темп! Это еще одно средство музыкальной выразительности. Темп определяет скорость исполнения музыкального произведения – быстро, умеренно, медленно.
А сейчас, сядьте все очень прямо и ровно и положите правую руку на сердце. Что вы чувствуете?

Д: – Удары, биение сердца.

У: – Верно. У кого-то сердце бьется быстро, у кого-то медленно. У каждого по-разному. Так и в произведениях – каждое исполняется в своем темпе – в том, которое указал композитор. Иногда, как мы уже убедились, в произведении меняется темп. А еще, у каждого из вас сердце бьется в разном ритме! У одних – ровно, у других – нет. Этот ритм присутствует и в музыке. И сегодня мы с вами познакомимся с двумя разновидностями ритма – ровным и пунктирным.
Учитель приводит примеры разного ритма. Класс разделяется на группы, повторяет ритмические примеры за учителем. Игра в качестве физ. минутки.

Читайте также:  Какие основные свойства моделей

У: – А теперь давайте послушаем, как в разных произведениях используется разный ритм.
Звучат пьесы из «Детского альбома» Чайковского. Ребята определяют, в каком произведении ровный, а в каком – пунктирный ритм.

У: – Итак, вы все молодцы! Очень хорошо справились с этим заданием! Но у нас с вами осталось еще 2 лепестка: тембр и регистр. Что же такое регистр? Это высота звучания голоса или инструмента. (Слайд № ). Посмотрите: существует высокий, низкий и средний регистр. Давайте попробуем догадаться, кому на картинке соответствуют эти разные регистры?

Д: – Высокий – птице, средний – человеку, низкий – волку.

У: – Правильно! У каждого инструмента разные возможности, например, фортепиано обладает всеми регистрами, а скрипка – только высоким! И мы всегда сможем отличить звучание скрипки от фортепиано. В этом нам помогает последнее средство музыкальной выразительности – тембр. Тембр – это окраска звучания. У каждого инструмента свой тембр. Так же, как и у каждого человека свой, ни на чей не похожий, голос. И именно благодаря различию тембров мы легко отличаем один инструмент от другого. Давайте попробуем!
Звучат фрагменты симф. сказки Прокофьева «Петя и волк». Ребята называют персонажа, инструмент и какой регистр используется для создания данного образа.

У: – Молодцы!!! Мы с вами рассмотрели все лепестки нашего волшебного цветика-семицветика! Давайте теперь споем песню о волшебном цветке.

3. Звучит песня Чичкова «Волшебный цветок» в исполнении учащихся.

4. Рефлексия.

У: – Итак, давайте с вами еще раз вспомним, какие средства музыкальной выразительности мы теперь знаем?

Д: перечисляют все средства.

У: – Молодцы! А сейчас я прошу вас показать мне, с каким настроением вы сегодня уходите с урока музыки – мажорным или минорным!
Ребята поднимают картинки.

У: – Замечательно! Вы сегодня очень хорошо поработали! Наш урок окончен! До свидания!

Источник

Конспект урока

Ковалева В. Э.

Предмет: Музыка

Класс: 2

Тема: «Волшебный цветик-семицветик. Средства музыкальной выразительности»

Тип урока: Открытие новых знаний

Создать условия для реализации целей:
Предметные:

– дать учащимся знания о средствах музыкальной выразительности.

– научить учащихся определять средства музыкальной выразительности, использованных для создания определенного образа в произведении;

Метапредметные:

– формирование умения определять цель учебной деятельности;

– развивать чувство ритма, музыкальную память учащихся;

– развитие произвольного внимания, умения логически грамотно строить свою речь;

– развитие умения осознанного построения речевого высказывания о характере, о содержании, особенностях языка музыкальных произведений.

Личностные:

– проявление эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

– развитие музыкального вкуса, воображения;

– развитие эстетических качеств.
Методы:словесный (беседа, рассказ), наглядный (презентация), практический, метод музыкального анализа.
Средства обучения:компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник, аудиозаписи, иллюстрации к песни, музыкальные термины, портреты композиторов, детские музыкальные инструменты, синтезатор (ф-но) (мультимедиапроектор).

ХОД УРОКА

Этап

урока

Деятельность учителя

Осуществляемые действия

Деятельность учащихся

Познавательная Регулятивная Коммуникативная

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1. Мотивационный этап

– Здравствуйте ребята.

– Проверьте, нет ли у вас чего лишнего, нам понадобится учебник, тетрадь.

– Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

Проверка готовности к уроку, формирование положительного эмоционального настроя на урок.

Умение организовать свою деятельность, настроится на урок.

2. Актуализация знаний. Подведение к теме занятия

– Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?(Весна)

– Совершенно верно! И как вы знаете, именно весной природа просыпается, и распускаются первые цветы! Посмотрите, какой цветок расцвел у нас в классе сегодня! Вам дома нужно было сделать такой цветок.

Слайд №1.

– Вы видите, что каждый лепесток имеет не только свой цвет, но еще и определенное название. Этот волшебный цветок перенесет нас в мир музыки, где всем управляют (Слайд №2) средства музыкальной выразительности.

-Ребята, кто уже догадался, какой будет тема нашего сегодняшнего урока? (Средства музыкальной выразительности.)

-Какие цели поставим перед собой?

(Узнать о средствах музыкальной выразительности; научиться определять средства музыкальной выразительности, использованных для создания определенного образа в произведении

Слушают, отвечают на вопросы учителя.

Высказывают свои предположения, мысли.

Слушают учителя, высказывают свои мысли, предположения.

Ставят на урок цели.

Умение воспринимать поставленную задачу, сосредотачивать внимание.

Умение высказывать собственные предположения, точно формулировать мысли.

Умение слушать и слышать.

Умение высказывать собственные предположения, точно формулировать мысли.

Умение планировать свою деятельность.

3. Открытие новых знаний.

– Посмотрите еще раз на цветик-семицветик. Что находится в его сердцевине? (Интонация)

– Верно! Все лепестки выросли из этого главного свойства музыки – интонация.

Интонация – это не только музыкальное понятие. В первую очередь это одно из свойств человеческой речи. Так, например, даже если мы не знаем языка, на котором говорит человек, мы почти всегда можем догадаться о том, что человек злится, радуется, грустит или о чем-то спрашивает и т.д. Мелодическое начало очень тесно связано со звучанием живой человеческой речи, а интонация как раз и является связующим звеном разговорной речи и музыкальной.

-Ребята, скажите пожалуйста, с каким музыкальным жанром наиболее связана речь человека? (С песней.)

– Конечно же с песней! А какую песню человек слышит практически с первого дня своей жизни? (Колыбельную)

Читайте также:  Какое из названных свойств принадлежит любой клетке ответы

– Правильно! Сейчас мы с вами послушаем всем вам известную «Колыбельную медведицы», которую написал композитор Крылатов.

Звучит «Колыбельная медведицы».

– Скажите, какая интонация прозвучала в этой песне? Слайд №

(Успокаивающая, убаюкивающая, нежная…)

– Молодцы! Ребята, а без чего у нас не могло бы быть песни? Что является «душой музыки»? (Мелодия)

– Правильно! Мелодия – это основа любой песни, любого музыкального произведения, а также это одно из важнейших средств музыкальной выразительности. Мелодия никогда не стоит на месте! Она может двигаться плавно вверх или вниз, может крутиться на двух-трех звуках рядом или развиваться стремительными скачками. Давайте с вами попробуем проследить за мелодией с помощью рук – как будет двигаться мелодия, такие движения вы выполняете руками.

Музыкально-пластическая работа в качестве физ. минутки – звучит «Колыбельная медведицы».

– Как двигалась мелодия в песне? (Плавно, без больших скачков…)

-Верно

-Еще два средства музыкальной выразительности, без которых не может быть музыки – это лад и динамика. Про лад мы с вами уже говорили раньше. Скажите, какие лады вы знаете? (Мажор и минор)

– Хорошо! Какой из них придает музыке темную краску, а какой – светлую? (Минор – темную, мажор – светлую.)

– Правильно. У вас на столе лежат квадратики с изображением солнца и тучки с дождем. Мы с вами сейчас поиграем – когда будет звучать мажорная музыка, вы поднимаете солнышко, а когда минорная – тучку.

Звучит музыка из «Детского альбома» Чайковского. Ребята после игры называют композитора и названия прозвучавших произведений.

– Вы заметили, насколько по-разному звучали произведения? Но отличаются они не только ладом, но еще и динамикой. Динамика – это сила звука. И мы уже знаем, как обозначается динамика в нотах (Слайд №).

Что означают буквы f и p? (f – громко, p – тихо.)

Слушают, отвечают на вопросы.

Слушают аудиозапись.

Анализируют музыкальное произведение.

Слушание мелодии

Умение слушать и слышать учителя.

Умение высказывать своё мнение, грамотно формулировать мысли.

Развитие музыкального восприятия, памяти, внимания.

Умение высказывать своё мнение, грамотно формулировать мысли.

Умение выражать свои мысли, делать выводы.

Умение выражать свои мысли, делать выводы.

Вокально-хоровая работа.

– А теперь давайте послушаем пьесу Чайковского «Неаполитанская песенка» и вспомним, что же в этой песенке такого необычного?

Звучит «Неаполитанская песенка» Чайковского.

(Сначала звучит очень спокойно, потом ускоряется.)

– Абсолютно точно! То есть в произведении меняется темп! Это еще одно средство музыкальной выразительности. Темп определяет скорость исполнения музыкального произведения – быстро, умеренно, медленно.

А сейчас, сядьте все очень прямо и ровно и положите правую руку на сердце. Что вы чувствуете? (Удары, биение сердца.)

– Верно. У кого-то сердце бьется быстро, у кого-то медленно. У каждого по-разному. Так и в произведениях – каждое исполняется в своем темпе – в том, которое указал композитор. Иногда, как мы уже убедились, в произведении меняется темп. А еще, у каждого из вас сердце бьется в разном ритме! У одних – ровно, у других – нет. Этот ритм присутствует и в музыке. И сегодня мы с вами познакомимся с двумя разновидностями ритма – ровным и пунктирным.

Учитель приводит примеры разного ритма. Класс разделяется на группы, повторяет ритмические примеры за учителем. Игра в качестве физ. минутки.

– А теперь давайте послушаем, как в разных произведениях используется разный ритм.

Звучат пьесы из «Детского альбома» Чайковского. Ребята определяют, в каком произведении ровный, а в каком – пунктирный ритм.

У: – Итак, вы все молодцы! Очень хорошо справились с этим заданием! Но у нас с вами осталось еще 2 лепестка: тембр и регистр. Что же такое регистр? Это высота звучания голоса или инструмента. (Слайд № ). Посмотрите: существует высокий, низкий и средний регистр. Давайте попробуем догадаться, кому на картинке соответствуют эти разные регистры?

Д: – Высокий – птице, средний – человеку, низкий – волку.

У: – Правильно! У каждого инструмента разные возможности, например, фортепиано обладает всеми регистрами, а скрипка – только высоким! И мы всегда сможем отличить звучание скрипки от фортепиано. В этом нам помогает последнее средство музыкальной выразительности – тембр. Тембр – это окраска звучания. У каждого инструмента свой тембр. Так же, как и у каждого человека свой, ни на чей не похожий, голос. И именно благодаря различию тембров мы легко отличаем один инструмент от другого. Давайте попробуем!

Звучат фрагменты симф. сказки Прокофьева «Петя и волк». Ребята называют персонажа, инструмент и какой регистр используется для создания данного образа.

У: – Молодцы!!! Мы с вами рассмотрели все лепестки нашего волшебного цветика-семицветика!

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Слушание пьесы

Дать учащимся знания о средствах музыкальной выразительности.

4. Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог урока.

– Итак, давайте с вами еще раз вспомним, какие средства музыкальной выразительности мы теперь знаем?

(перечисляют все средства.)

Всем спасибо за урок.

-До свидания!

Выполняют самоанализ, самооценка своей деятельности; отвечают на вопросы учителя, аргументируют свой ответ.

Умение систематизировать знания, полученные в ходе занятия, участвовать в диалоге с учителем.

Источник