О каких сторонах жизни и свойствах славян рассказывается в первом отрывке о каких во втором
Наука не дает точного ответа, когда и где сформировалась такая национальная общность, как славянский народ. Согласно летописям, археологическим раскопкам и анализу языковедов, полиэтнос антов, объединивший раннеславянские племена, сформировался во II-VI в. в. Затем представители постантских культур мигрировали на юг, в Центральную Азию и на восток. К XI-XIII в. в. единый древнерусский этнос сформировался.
Жизнь славян, живущих тысячу лет назад, существенно отличалась от нынешних реалий. И вряд ли кто-то из современников хотел бы попасть в прошлое, пусть даже и на 1 000 лет назад. Пахать огромные поля, собирать ягоды и грибы, охотиться и рыбачить не для удовольствия, а для пропитания большой семьи, где минимум 6 детей, в нашем понимании уже невозможно. При этом активная сельскохозяйственная деятельность сопровождалась проживанием в полуземлянке с глиняным полом или деревянной избе, готовкой в печи и стиркой белья в пойме холодной реки.
Дома и постройки
Дома славян строились по типу землянки или полуземлянки, и только в X-XI в. в. стали рубить надземные избы и складывать мазанки. В каждом доме был обязателен глинобитный очаг, который располагался у стены, противоположной от входа. Именно по этой отличительной особенности археологи могут отличать славянские дома от построек иноплеменных современников.
Полуземлянка с очагом, в которой жили древние славяне
В качестве строительного материала для возведения домов использовали древесину. Причем выбор производился с учетом характеристик каждого вида дерева и его значимости. Считалось, что одни деревья приносят удачу, другие насылают беду. При строительстве применялись сосна и лиственница, для крыш использовали ель, а здания для отправления обрядов возводились из священного дуба. Славяне не использовали осину для построек, считая ее древом нечисти, но могли покрыть крышу осиновым лемехом — продолговатым плоским кровельным элементом.
Бани, такие распространенные у славян, изготавливались из дерева, и уже в XI в. у наших предков был обязательным субботний банный день. Хотя зарубежные письменные источники упоминают о славянских народах как о «немытых варварах». По факту ситуация выглядела иначе. Средневековые врачи Европы считали, что мыться вредно для здоровья, ведь грязь, забивающая поры, смоется, и болезнетворные микробы проникнут в организм. В древнеславянском же этносе купание сравнивали с обрядом очищения, еженедельным ритуалом освобождения от грехов. Широко известна история дочери Ярослава Мудрого, Анны Ярославны, ставшей королевой Франции в XI в. и приучившей французский двор мыться в бане каждую неделю.
Как выбирали место для поселения
Славяне строили селения, где жили своим родом. При этом смысл старославянского слова «род» сейчас совершенно иной. Тогда «родными» считались близкие по крови и соплеменники, одним словом «народ».
За время межплеменных войн и набегов люди научились выбирать подходящие места для строительства. Они селились недалеко от болот, на высоких берегах рек, для того, чтобы селения хотя бы с одной стороны были защищены от врагов, поэтому в позднеславянский период вокруг деревень не строились искусственные заграждения. Наши предки были очень находчивы, поэтому предусматривали несколько выходов из избы на случай опасности.
Поселение на берегу реки
Древние славяне не держались за место, и если на участке, где стояло поселение, заканчивались ресурсы, мелела река, беднели земли, род перекочевывал на новую землю. Главной целью славянских племен было выживание, поэтому они могли в любой момент оставить территорию. Если родоначальникам удавалось договориться, племена объединялись под руководством общего предводителя, появлялись первые города, где так или иначе было развито общественное устройство.
Основные занятия древних славян
Важную роль в выживании этноса играло земледелие. Люди селились по берегам рек и озер, чтобы у них была возможность возделывать землю и в период засухи.
Важно понимать, что ни картошка, ни капуста, ни огурцы, ни томаты тогда еще не были завезены на Русь. Большую часть посевов занимали зерновые культуры, поэтому на столах славян был хлеб, лепешки, оладьи, кисель из ржаного, пшеничного или овсяного отвара и каши. С X в. в огородах появилась свекла, морковь, репа, редька, горох, щавель, лебеда. Для каш отжимали льняное и конопляное масло.
Спасение от пожара
После заселения новой территории необходимо было подготовить место для посевов. С этой целью в лесной местности подрубали деревья, чтобы они засохли и их было легче валить. После спила стволов выкорчевывали корни. Месяц, когда происходила вырубка, назывался «сечень» от слова «сечь», «рубить». Эти работы производились в январе или феврале. Весной люди удобряли очищенный участок золой, взрыхляли землю сохой и высаживали семена.
Такой способ обработки земли использовался в лесной местности. На равнинах и полях использовали перелог: каждый год удобряли и засеивали новый участок, потому что прежний был истощен.
Кроме земледелия, разводили скот. Жители поселений выращивали свиней, кур, гусей и овец. Мужчины ловили рыбу и ходили на охоту.
Ремесла древних славян
Было распространено кузнечное дело, так как железные предметы были необходимы для выживания. Для воинов в кузницах изготавливали оружие, мечи, копья, стрелы. Для крестьян — серпы, косы, детали плуга. Женщинам ковали ювелирные украшения, ножи, иглы, крючки.
Очаг и наковальня в кузнечной мастерской
Женщины пряли нити из конопли, льна, овечьей шерсти и ткали. Причем полотна были не только простыми, но и узорными, для нарядов княгинь и князей.
Также было популярно плетение. Плели обувь из лыка, которая называлась лапти. Славяне занимались выделкой кожи. Из нее изготавливали сбруи, колчаны, обувь. Позже стали делать формовую кожаную обувь — поршни.
Наряду с кузнечным делом, было распространено гончарное. В VIII в. появился гончарный круг, что значительно упростило производство глиняных изделий.
Быт славян всегда был тяжелым, жизнь находилась на грани выживания. Славяне долгое время жили в состоянии войны, что в конце концов научило их договариваться и противостоять врагам.
Источник
1. Что такое племя? Чем племя отличается от рода?
Племя — это несколько родовых общин, живущих по соседству, тогда как род — группа кровных родственников, ведущих своё происхождение от одного общего предка.
2. Назовите продукты, которые употребляли люди в древности. Какие из них употребляют в пищу сегодня?
Продукты, которые употребляли люди в древности: хлеб, репа, редька, свекла, капуста, лук, чеснок, мясо, мед, рыба. Сегодня в пищу употребляют многие из перечисленных продуктов, например, хлеб, свеклу, капусту, лук, чеснок, мясо, мед, рыбу.
3. Каким богам поклонялись в Древнем Египте? Покровителями каких занятий они являлись?
В Древнем Египте поклонялись богам: Амон (бог солнца), Апоп (бог тьмы), Геб (бог земли), Нут (богиня неба), Тот (бог мудрости), Бастет (покровительница женщин и их красоты), Апис (священный бык), Сет (бог пустыни), Осирис (фараон и судья в царстве мертвых), Гор (покровитель правящего в Египте фараона), Анубис (покровитель умерших), Маат (богиня правды).
Проверяем свои знания
1. Используя настенную карту, расскажите о происхождении восточных славян, о расселении их племенных союзов.
Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев. Примерно 4 тысячи лет назад произошло выделение балтославянских индоевропейских племён. Они заселили Центральную и Восточную Европу. Приблизительно в V веке до нашей эры эти племена разделились на болтов и славян. Славянские племена освоили территорию от среднего течения реки Днепр до реки Одер и от северного склона Карпатских гор до реки Припять.
В V веке нашей эры славяне устремились на земли, простиравшиеся от Чёрного до Балтийского моря. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви — восточную, западную и южную.
Восточные славяне заселили в VI—VIII веках обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карнатских гор на западе до Волги на востоке. Таким образом, они заняли большую часть Восточно-Европейской равнины. На этой территории проживало примерно 12-15 восточнославянских племенных союзов. Наиболее многочисленными были поляне, обитавшие но берегам Днепра, недалеко от устья Десны, и ильменские словене, жившие на берегах озера Ильмень и реки Волхов.
2. Как происходило освоение славянами новых территорий?
Славянские племена постоянно передвигались, осваивая и заселяя новые территории. Поскольку основным занятием восточных славян было земледелие, они зависели от плодородной почвы. Но большая часть заселённой ими территории была покрыта густыми лесами. Поэтому сначала вырубали деревья, а оставшиеся пни выкорчёвывали и, как и деревья, сжигали, удобряя золой почву. Участки земли использовались в течение нескольких лет до полного истощения, затем переходили на новые участки. Таким образом славяне осваивали все новые и новые земли.
3. Почему верования древних славян называют язычеством? Как в язычестве отразились занятия славян?
Верования древних славян называют язычеством потому, что они поклонялись многим богам. В язычестве занятия славян отразились в следующем: славяне считали, что боги покровительствуют их занятиям (например, Волос (Велес) — покровитель скотоводства, Мокошь (Макошь) — божество плодородия).
4. Опишите кратко основные виды трудовой деятельности славян.
Основные виды трудовой деятельности славян: земледелие и скотоводство. Также, изготавливали верхнюю одежду из меха, занимались выплавкой железа, кузнечным, ювелирным делом.
Учимся быть историками
1. Проведите исследование: сравните сложившуюся систему управления восточных славян с системой управления древнегреческого полиса. Подсчитайте, сколько столетий разделяет первые греческие полисы и первые славянские вече.
Отдельные общины (вервь) объединялись в племена, племена образовывали союзы племён. Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а пашенные земли были поделены между отдельными семейными хозяйствами. На общем совете (вече) выбирали старейшин для ведения общих дел. Вопросы, требовавшие согласования всех общин, решались на племенном вече, а проблемы, касавшиеся всех племён, выносились на обсуждение представителей племён. У восточных славян не было специальных отрядов профессиональных воинов. В случае военной опасности с врагами сражалось всё мужское население — народное ополчение.
В древнегреческом полисе верховным органом управления являлось народное собрание – экклесия. Верховная власть принадлежала Народному собранию, которое состояло из всех полноправных граждан. Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т.е. складывались своды законов, определявшие права и обязанности членов общины. Полис имел право верховной собственности на землю. Полис имел собственную армию: граждане полиса вступали в ополчение и на время войн превращались в воинов.
Первые греческие полисы (примерно VIII в. до н. э.) и первые славянские вече (примерно 997 г.) разделяет примерно 18 столетий.
2. Найдите современную карту России (в атласе или с помощью Интернета). Перечислите названия государств, расположенных на территории, которую в древности населяли племена восточных славян.
Названия государств, расположенных на территории, которую в древности населяли племена восточных славян: Россия, Украина, Белоруссия, Молдавия.
Документ
Византийский писатель Прокопий Кесарийский о восточных славянах
«Эти племена… не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считаются делом общим… Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков… они почитают реки, и нимф, и всякие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идёт на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде идут на сражение с врагами… Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый».
1. Найдите в тексте факты, подтверждающие кочевой образ жизни славян.
Факты, подтверждающие кочевой образ жизни славян: «Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства».
2. Оцените, как относится автор к славянам — уважительно, со страхом, пренебрежительно или как-то по-другому.
Автор относится автор к славянам пренебрежительно, т.к. он употребляет такие выражения, как «Эти племена», «Живут они в жалких хижинах», «иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны». Но, при этом, автор с восхищением говорит об их силе и росте, а также о том, как славяне шли в бой.
3. Сопоставьте текст документа с текстом учебника и определите, кто был верховным богом у славян.
Верховным богом у славян был Перун (бог грома и молний).
Сложный план § 2. Восточные славяне.
Конспект § 2. Восточные славяне.
История России. 6 класс. Учебник. Данилов, Косулина.
Источник
Восточные славяне накануне образования Древнерусского государства
Основные занятия восточных славян – земледелие, скотоводство и охота. Доля каждой из этих отраслей зависела прежде всего от природно-климатических условий. Но земледелие в целом преобладало даже в лесной полосе, на подзолистых почвах, дававших скудные урожаи. Так что восточных славян по праву считают земледельческим народом.
Сельскохозяйственные орудия труда были приспособлены к местным условиям. На юге, в степной и лесостепной зонах, широкое распространение получил плуг. Севернее чаше встречалась соха, которая лучше подходила к лесостепной полосе с почвой, не нуждавшейся в глубокой вспашке.
Природно-географические условия оказывали решающее влияние на выбор системы земледелия. Жители Поднепровья использовали перелог, в северной зоне преобладала подсечно-огневая система земледелия. В результате хозяйственная деятельность приняла у славян ярко выраженное экстенсивное направление.
Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, рожь, гречиха, ячмень, просо. По мере продвижения на север пшеницу теснили более выносливые и приспособленные к континентальному климату культуры, прежде всего рожь.
Скотоводство играло в жизни славян большую роль. Это видно из того, что в древнерусском языке слово “скот” означаю также деньги. Свиней и овец содержать было легче, чем лошадей и коров, – продолжительная и холодная зима, ограниченная кормовая база сдерживали развитие животноводства.
Сельскохозяйственный год в Восточной Европе продолжался 4-5 месяцев. В отличие от земледельческих племен Центральной Европы, восточные славяне должны были выполнять объем обязательных сельскохозяйственных работ за более короткое время. Долгие снежные зимы ограничивали хозяйственную деятельность жителей Восточно-Европейской равнины. Таким образом, рабочий цикл, определявший все жизненные циклы, отличатся неритмичностью и большой напряженностью, когда “один день год кормит”. По мнению историков, подобная аритмия повлияла на весь образ жизни восточных славян и нашла свое выражение в национальном характере великороссов.
Многие исследователи связывают с особенностями хозяйственной деятельности восточных славян и необычайную устойчивость общинных порядков. Общинные формы существования рассматриваются как способ выживания восточнославянского этноса.
Славяне, жившие в лесостепной и лесной полосе, тесно связывали свою хозяйственную деятельность с лесом. Леса позволяли промышлять охотой, получать воск, мед, пушнину. По мере расширения контактов славян с окружающим миром эти продукты высоко ценились при обмене.
Изобилие рек и озер способствовал) развитию рыболовства. Реки также служили главными торговыми путями. По территории Восточной Европы проходил знаменитый торговый путь “из варяг в греки”, который активно осваивали жители Скандинавии – варяги. Не приходится сомневаться в его важности и для восточных славян. Не случайно именно вдоль этого пути располагались племенные центры, превратившиеся со временем в города, среди которых главные – Киев и Новгород. Торговали и с Востоком. Купцы, двигаясь по Волге, где в среднем течении достаточно рано возникло государство булгар, попадали в могущественный Хазарский каганат, расположенный в низовьях Волги, и на Каспий.
Торговые пути легко превращаюсь в маршруты военных экспедиций. Последние не были по силам одному или даже нескольким племенам. Здесь требовались иные формы общественной организации – союзы племен, которые стали возникать в VII-VIII вв.
Столетиями древние славяне жили родовым строем. Во главе рода стояли старейшины, призванные управлять и разрешать споры и столкновения между членами рода. Существовал институт кровной мести, важная функция которого – зашита сородичей от посягательств чужих. Общеплеменные вопросы выносились на совет старейшин. Важную роль в жизни племени имело народное собрание – вене и племенной вождь, выступавший прежде всего как военный предводитель.
Постепенное совершенствование орудий труда, усложнение структуры общественных отношений внутри и между племенами привели к упадку родовых отношений. Кровнородственные связи уже не могли выступать прочной основой устроения общества. На смену родовой общины шла территориальная, или соседская, община. Процесс разложения родовой общины прослеживается по археологическим данным. Обширные жилища, где жили все члены рода, сменяются небольшими постройками. Однако коллективные формы совместной хозяйственной деятельности сохраняются. Необходимость взаимной поддержки диктуется не только природными условиями, но и типом культуры, свойственным восточнославянскому этносу.
С вступлением восточнославянских племен в последнюю стадию родоплеменного строя – в период военной демократии – изменилось прежде всего положение племенного вождя (князя). Вожди возвышаются над сородичами и соплеменниками, вокруг них сплачиваются боевые соратники – воины, составляющие дружину. Все большее значение приобретает военная добыча. Часть добычи князь распределял между соплеменниками, что, естественно, упрочивало его престиж не только как удачливого предводителя военных предприятий, но и как щедрого дарителя. Военная добыча таким образом становилась своеобразным тараном, разрушающим традиционные отношения.
Выделение дружинников, воинов и товарищей вождя – своеобразная веха в возникновении неравенства. Однако появление дружины не вело автоматически к ликвидации ополчения и к падению роли племенных народных собраний. Вождь нуждался в поддержке вооруженных соплеменников.
Еще одно проявление кризиса родового строя – создание крупных племенных образований. “Повесть временных лет” говорит о 13 племенах, или, точнее, племенных союзах, которые отличались от обычных племен численностью и задачами. Призванные защищать территорию или осуществлять крупные военные предприятия союзы племен по сути решали задачи политические, не свойственные родовому строю. Иными становились взаимоотношения и между племенами, входившими в союз: эта форма объединения, естественно, способствовала возвышению отдельных племен, родов и их вождей. Отсюда уже был один шаг до появления племенных княжений.
Летописец Нестор так повествует о расселении восточнославянских племен: поляне жили на Днепре возле Киева, их соседями были древляне (племенной центр – Искоростень). Вдоль Волхова, Шелон и, Ловати, Меты, на берегах озера Ильмень обитали ильменские славяне, между Припятью и Западной Двиной – дреговичи.. В верховьях Днепра, Западной Двины и Волги расселились кривичи, главным племенным центром которых был Смоленск. Селения полочан раскинулись на берегах реки Полоты (племенной центр – Полоцк). В бассейнах рек Десна и Сейм расположились северяне (северные соседи полян). Радимичи осели в междуречье Днепра и Десны, вятичи – на Оке и ее притоках. По Западному и отчасти Южному Бугу проживали бужане, южнее, к Дунаю, – тиверцы и уличи. Дулебы расположились на территории Западной Волыни.
Симптоматичны названия славянских племенных союзов: большей частью они связаны с местом расселения. Так, поляне жили в “полях”, древляне – в лесах, среди “древ”. Считается, что по болотистой местности (от “дрягва” – болото) получили свое наименование дреговичи, по рекам – полочане и бужане и т. д. С собственными именами связано происхождение названий нескольких племен: радимичей и вятичей – “потомков” Радима и Вятко, будто бы пришедших с запада, от ляхов (поляков); кривичей – потомков какого-то легендарного Крива или кривов (этим именем латыши до сих пор называют русских). Впрочем, существует и другое объяснение: кривичи от балтского kreio – отделяю, отрезаю, т. е. живущие на границе славянского мира, на окраине. Анализ наименований племен свидетельствует о том, что во время складывания союзов у славян территориальные связи уже возобладали над родовыми.
Развитие восточнославянского этноса проходило в тесном контакте с другими народами. Причем характер взаимодействия и взаимовлияния отражался на хозяйственной, религиозной и общественной жизни племен. На юге и юго-востоке восточным славянам приходилось сталкиваться с государствами кочевников – тюркоязычных хазар и булгар. Первые упоминания о хазарах относятся к VI в. В составе гуннского объединения они заняли прикаспийские степи Северного Предкавказья. На протяжении столетия хазары вели непрерывные войны с закавказскими государствами и Ираном. В 630-х гг. на территории современного Дагестана хазары образовали собственное государство – Хазарский каганат. Кроме хазар в его состав вошли родственные им аланы и булгары. Во главе объединения стоял правитель – каган.
Хазары захватили Приазовье, Северное Причерноморье и часть степного Крыма. Однако в конце VII в. к границам каганата с юга подошли войска Арабского халифата. Потерпев ряд поражений, хазары откочевали на север, в степи между Доном и Волгой. В первой четверти VIII в. столица государства была перенесена на берег Волги, в город Итиль, или Атиль (тюркское название Волги). На новых землях экономика и культура каганата быстро возродились. Основным занятием хазар было кочевое скотоводство. Часть населения занималась ремеслами и земледелием. Хазария торговала с Арабским халифатом и Византией.
Видимо, тогда же в VIII в. хазары столкнулись в Поднепровье с восточными славянами и начали собирать с них дань. В литературе высказано предположение, что это был период сильного влияния каганата на племена полян, северян, радимичей. Причем это влияние нельзя свести только к данническим отношениям. Область общения была шире – торговый обмен, культурное воздействие.
Подобно другим кочевникам, входившим в гуннский союз, хазары были язычниками. Они верили в бога неба Тенгри-хана. На рубеже VIII и IX столетий, чтобы противопоставить свое государство христианской Византии и мусульманскому халифату, часть хазарской аристократии приняла иудаизм. Однако раздираемая внутренними этнополитическими и религиозными противоречиями, под ударами кочевников и обретавших силу соседей, включая освободившиеся от данничества славянские племена, Хазария быстро слабела. Власть кагана потеряла прежнее значение. Размеры Хазарии сократились до небольшого ханства, расположенного между реками Дон, Волга, Терек и Маныч. История некогда могущественного каганата шла к концу.
В то время, когда Хазарский каганат только зарождался, в его состав вошла часть тюркоязычных булгарских племен. Другая часть, возглавленная энергичным ханом Аспарухом, откочевала на Дунай и вместе с южными славянами основала там новое государство Дунайскую Булгарию. В начале IX в. несколько булгарских орд, входивших в состав Хазарии, отошли на север. Они заняли небольшую территорию в междуречье Волги и Камы, расселившись среди местного угорского населения. Здесь и сложилось государство волжских булгар – Волжская Булгария. Постепенно его территория расширялась, охватывая и волжское левобережье. Основным занятием булгар было скотоводство. Очень скоро на новых землях стало распространяться земледелие. Появились ремесла. Первое время Волжская Булгария подчинялась Хазарскому каганату. Но правители страны мечтали о независимости. С этой целью булгары обратились за помощью к злейшему врагу хазар – Арабскому халифату. Союз был подкреплен принятием ислама. Тем самым правитель Волжской Булгарии противопоставил себя хазарскому кагану.
Как самостоятельное государство Волжская Булгария упоминается в письменных источниках с конца X в. Просуществовало оно до начала XIII в., создав по-своему уникальную культуру, которая стала неотъемлемой частью отечественной культуры и истории.
Восточные славяне рано вступили в контакт с Волжской Болгарией. Диапазон отношений Киевской, а затем Владимирской Руси с Волжской Болгарией простирается от активных торговых связей и договоров до продолжительных войн с взаимными вторжениями на сопредельные территории.
При расселении славян на Восточно-Европейской равнине здесь уже проживали неславянские племена. Модель взаимоотношений между пришлым и аборигенным населением была отлична от той, которая возникала при столкновении с соседними государствами, пытавшимися чаше всего обложить данью славян. Историки отмечают преимущественно мирный характер контактов, говорят о взаимопроникновении и даже об ассимиляции. Так, например, выстраивались отношения с финно-угорскими племенами весь, чудь, мурома, корела, мордва.
В целом к концу VIII в. славяне занимали обширную территорию лесной и лесостепной части Восточной Европы. Будучи земледельческими племенами, славяне использовали две разные системы ведения сельского хозяйства. На севере, в зоне лесов, распространение получила подсечно-огневая система земледелия. Благодаря обилию золы здесь удавалось получить относительно высокие урожаи. Однако сама подготовка расчистки требовала огромных усилий. Кроме того, подсечно-огневая система была возможна лишь при наличии обширных слабозаселенных лесных пространств. В лесостепной полосе широко использовался перелог, сопряженный с менее трудоемкими затратами по распашке свободных от леса участков. Поля использовались до полного истощения почвы, после чего земледелец поднимал новь или возвращался на заброшенные участки пашни. Обе системы землепользования носили экстенсивный характер, что надолго определило тип хозяйствования и психологию земледельца. Из этого, однако, не следует, что агрокультура оставалась неизменной: источники, относящиеся к X в., позволяют говорить о постепенном переходе от перелога к примитивному двухполью с озимым и яровым полем. Тем не менее из-за низкого плодородия почв и неблагоприятных климатических условий урожайность оставалась невысокой, что в конечном итоге определяло крайне медленные темпы экономического и общественного развития. Нигде в ареале обитания славянских племен слою “жито”, сопряженное с понятиями “хлеб” и “жизнь”, не имело столь явного смысла, как на просторах Восточной Европы.
Источник