О каких способностях и свойствах бородина говорят следующие факты
Александр Порфирьевич Бородин был уникальным человеком. Он добился успехов в двух абсолютно разных областях: музыке и медицине. Кроме того, он занимал активную общественную позицию: сделал все возможное, чтобы русские женщины могли получить высшее образование.
Стоит отметить, что его личность до сих пор не оценена по достоинству. Жители России, которые не интересуются классической музыкой, наверняка даже не слышали его имени.
Да, возможно, на счету Александра Порфирьевича не такое большое количество произведений, как у других композиторов, но этот факт можно объяснить чересчур завышенными требованиями к себе.
Если вам нравится классическая музыка, обязательно обратите внимание на творчество этого композитора, также есть смысл ознакомиться с нашей статьей. Здесь представлены самые интересные факты о Бородине и истории из его жизни.
10. Незаконнорожденный ребенок грузинского князя
Место рождения Александра Порфирьевича – Санкт-Петербург. Он был незаконнорожденным ребенком грузинского князя. Отец – Лука Гедианов, мать – Авдотья Антоновна. О них мало что известно.
Ребенок был записан на крепостного Луки Порфирия Бородина. Гедианов не мог признать его своим, но принял активное участие в его судьбе. Когда мальчику исполнилось 8 лет, отец дал ему вольную. Он купил большой четырехэтажный дом для сына и его матери.
Авдотья Антоновна вышла замуж, родила еще двоих детей. Она не скрывала от Александра, что была его матерью, но попросила называть ее «тетей». Таким образом женщина хотела избежать лишних пересудов и сплетен.
9. Обучался на дому лучшими педагогами
Мальчик рос в хороших условиях. Его обеспечили всем необходимым, но из-за своего происхождения он не мог получить образование в гимназии. Его мать пригласила лучших педагогов, Саша обучался на дому. Он преуспел в изучении языков. Особую любовь питал к музыке, играл на трех музыкальных инструментах.
8. Рос многосторонне развитым ребенком
Уже в детстве проявились уникальные способности Бородина. В 9 лет он написал свое первое музыкальное произведение, а в 10 его заинтересовала химия. Мальчик был очень талантливым, проявлял незаурядные способности.
Вскоре Авдотья Антоновна поняла, что домашнего образования недостаточно. Она решила пойти на хитрость. Мальчика незаконным путем записали купцом третьей гильдии. Он получил возможность обучаться в гимназии. В дальнейшем он решил продолжить учебу. Выбор пал на Медико-хирургическую академию (Санкт-Петербург).
7. Отдавал предпочтение химии
Выше уже было отмечено, что в детстве Александр проявил большой интерес к химии. После поступления в академию, она и вовсе стала его любимым предметом.
В 1853 году его заметил российский химик-органик Николай Зинин, он оказал большое влияние на карьеру Александра Порфирьевича. Николай был заботливым наставником, он много времени уделял занятиям и надеялся, что в будущем Бородин станет его заместителем. Александр, в свою очередь, был прилежным учеником, но по-прежнему испытывал страсть к музыке. Зинину это очень не нравилось, он хотел, чтобы Бородин целиком и полностью посвятил себя науке.
Когда он окончил академию, устроился работать врачом в госпиталь, а также стал ассистентом Зинина. В 1858 году успешно защитил диссертацию по химии и медицине.
6. Знакомство с Протопоповой вернуло любовь к музыке
Казалось, что Бородин забыл о музыке. Его карьера в науке складывалась удачно. Однажды он отправился в командировку за границу.
В Гейдельберге состоялось его знакомство с Екатериной Сергеевной Протопоповой. Девушка приехала в Германию на лечение. У нее были больные легкие. Екатерина Сергеевна занималась музыкой, была талантливой пианисткой. Она очень любила произведения Шопена и Шумана. К ней нередко приходили гости, девушка с удовольствием играла для них.
Бородин, вдохновленный чувствами и музыкой Протопоповой, вспомнил о своем увлечении. В этот период он сочинил несколько музыкальных произведений.
Впоследствии Екатерина Сергеевна стала его женой. У нее был сложный характер, но Бородин очень любил свою супругу. Он ухаживал за ней во время болезни, выполнял функции врача и сиделки.
5. Входил в «Могучую кучку»
Так называли творческий союз русских композиторов. Официальное название «Новая русская музыкальная школа». Кроме Бородина в число участников вошли М.П Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и др. (основной состав 5 человек). Были еще участники, которые состояли в «кучке» непродолжительное время.
Эта организация считала своей первостепенной целью продвижение русской музыки. Основными принципами их творчества являлись народность и национальность. Они обрабатывали народные песни, интересовались фольклором других стран, в особенности восточных. Творческая деятельность «кучкистов» — важный этап в развитии русской музыки.
4. Около 20 лет работал над оперой «Князь Игорь»
Главным музыкальным произведением композитора называют оперу «Князь Игорь». Работе над этим проектом Александр Порфирьевич уделил 19 лет. Она основана на знаменитом «Слове о полку Игореве». Либретто (текст вокального произведения) он написал в соавторстве с музыкальным критиком В.В. Стасовым.
Бородин загорелся идеей создания оперы в 1869 году, спустя год он отказался от этой затеи, объяснив это тем, что не сможет совмещать такой грандиозный проект с научной деятельностью. Через 4 года он снова вернулся к этому произведению. В течении последующих 14 лет он продолжал свою работу, но так и не успел закончить.
Премьера оперы «Князь Игорь» состоялась в 1890 году, опера была завершена композиторами Римским-Корсаковым и Глазуновым.
3. Сочинил 3 симфонии, 16 романсов и т.д.
Бородин был талантливым композитором, но количество его произведений невелико. 3 симфонии, 16 романсов, две оперы, трио, квартеты… На это были свои причины.
Первая: Александр Порфирьевич предъявлял к себе слишком высокие требования. Он тратил много времени, чтобы добиться идеального результата.
Второй причиной стала загруженность: академическая служба, домашние дела. Порой у композитора не было ни одной свободной минутки. Возможно, если бы он выбрал одну сферу, добился бы в ней гораздо больших успехов.
2. Создал Женские врачебные курсы
Бородин активно участвовал в общественной деятельности. Он приложил максимум усилий, чтобы женщины тоже получили возможность учиться и получать высшее образование.
Александр Порфирьевич основал Высшие женские врачебные курсы, где 13 лет преподавал химию. Они были открыты в 1872 году при Медико-хирургической академии. Это были первые курсы для изучения медицины не только в России, но и в Европе.
1. Умер в компании друзей-медиков от и инфаркта
Смерть Александра Порфирьевича была быстрой. Последние годы он страдал от болей в сердце. В тот вечер все было как обычно. Бородин вместе со своими друзьями отдыхал на «академической квартире». Они организовали костюмированную вечеринку в честь праздника Масленицы.
Он разговаривал с М.В. Доброславиной, а потом неожиданно потерял сознание. Друзья-медики попытались привести его в чувства, но все попытки не имели никакого результата.
Бородин скончался от сердечного приступа, ему тогда было 53 года. Александра Порфирьевича похоронили на Тихвинском кладбище.
Источник
Бородин
Характеристика личности Бородина
Характеристика творчества Бородина
Жизнеописание Бородина
Список произведений Бородина
Наследственность Бородина
Заболевания Бородина
Диагноз Бородина
БОРОДИН АЛЕКСАНДР ПОРФИРЬЕВИЧ(1833-1887),русский композитор,(один из создателей русской классической симфонии) и ученый-химик (с 1864 г.профессор), общественный деятель.
«Обстоятельства рождения Бородина не совсем обычны. Сын князя и солдатской дочери… Мальчик рос хрупким и впечатлительным, дружил преимущественно с девочками, в особенности с двоюродной сестрой Мари. Они вместе играли в куклы, гуляли и были настолько близки, что Саша даже определял себя в женском роде». (Дымова,
2001,с.117.)
«Саша в раннюю пору своего детства представлял из себя существо крайне нервное и болезненное… Привыкнув с детского возраста спать в темной комнате, он никогда уже не мог отвыкнуть от этой привычки. В его спальне на ночь всегда должны были быть спущены темные шторы. Если же этого нельзя было сделать, то, ложась спать, он завязывал себе глаза». (Бородина, 1985, с 83, 85.)
«Слабый до болезненности, нежный и впечатлительный ребенок, Бородин проявил музыкальные способности в самом раннем детстве. Девяти лет от роду он сочинил польку “Helene”, названную по имени одной взрослой особы, в которую мальчик не на шутку влюбился» (Тимофеев Г., CD Брокгауз и Ефрон)
«Вся жизнь их была полна беспорядка. Время обеда и других трапез было весьма неопределенным. Не считая воспитанниц, которые у них в доме не переводились, квартира их часто служила пристанищем и местом ночлега для разных родственников, бедных или приезжих, которые заболевали в ней и даже сходили с ума, и Бородин возился с ними, лечил, отвозил в больницы, навещал их там. В четырех комнатах часто ночевало по несколько человек таких посторонних лиц, так что спали на диванах и на полу. Частенько оказывалось так, что играть на фортепиано было нельзя, потому что в соседней комнате кто-нибудь спит». (Римский-Корсаков, 1955, с. 113.)
«…Вся их жизнь, а также хозяйство в доме шли в большом беспорядке и безалаберности, что, естественно, должно было отражаться на композиторской и научной деятельности Александра Порфирьевича… При таком образе жизни о плодотворной работе нечего было и думать, и если он что-нибудь сочинял, то в редкие свободные часы по ночам». (Курбанов, 1985, с. 188—189.
Особенности творчества
«Если рассеянность считать признаком способности к умственной сосредоточенности, то Бородин обладал этой способностью в самой высокой степени, ибо рассеянность его была феноменальной». (Кашкин, 1985, с. 110.)
«О том, как он занимался сочинением, сам композитор рассказывает следующие любопытные подробности:”Когда я болен настолько, что сижу дома, ничего “дельного” делать не могу, голова трещит, глаза слезятся, через каждые две минуты приходится лазить в карман за платком, — я сочиняю музыку. Нынче я два раза в году был болен подобным образом, и оба раза болезнь разрешилась появлением новых кирпичиков для здания будущей оперы”. [Письмо А.П. Бородина от 15.04.1875 г.]». (Стасов, 1985, с. 35.)
«Человек очаровательный, талант, кажется, необыкновенный, но ни на что не хватает у него времени, и музыку свою пишет он карандашом на чем придется. Потом покрывает рукописи яичным белком, чтобы карандаш не осыпался, и развешивает на веревках по квартире, как белье для просушки. Говорят: “гений”». (Берберова, 1993, с. 57.)
«Бородин писал помногу и главным образом потому, что много болел. Несварение желудка, ангина, простой насморк удерживали его дома, и у него было время писать». (Берберова, 1998, с. 36.)
«Когда он сидел за фортепиано и сочинял, то словно улетал от земли — до такой степени был рассеянным. По десять часов подряд мог сидеть за инструментом и тогда уже все забывал: мог не обедать и не спать.
И когда отрывался от такой работы, то долго еще не мог придти в нормальное состояние. Его тогда ни о чем нельзя было спрашивать: непременно ответит невпопад». (Бородина, 1985, с. 95.)
«Все, кто близко знал Бородина, отмечали его добродушие и незлобивость как лучшие качества души. В этом контексте интересно замечание Мусоргского: “О, если б Бородин озлиться мог!”, которое подразумевает, что наличие негативного психологического фактора (злости!) могло бы сыграть позитивную роль в музыкальном творчестве композитора. Но подобные “жесткие” эмоции были чужды натуре этого музыкального гения». (Демьянчук, 2001,рукопись)
Источник
Будучи автором гениальных музыкальных сочинений, каждое из которых занимает значительное место в истории музыки, А.П. Бородин, кроме того, был выдающимся ученым – химиком, чьи достижения сыграли важную роль в развитии химической науки, а также выдающимся педагогом и общественным деятелем.
12 ноября 1833 – 27 февраля 1887
Феноменальна и личность А. П. Бородина. Его неповторимо яркая человеческая индивидуальность раскрывалась в самых различных своих проявлениях – в педагогической, в научно-исследовательской, общественной, творческой деятельности. И несмотря на такое многообразие различных сфер, поражает цельность его личности, «у которой никаких деланных принципов не было, – отмечал его ученик, а затем ученый-химик А.П. Дианин, – все поступки вытекали прямо из его богато одарённой натуры». Музыкальный критик Н.Д. Кашкин вспоминал о композиторе так: «Бородин располагал к себе всех, кому приходилось с ним встречаться». Чайковский после смерти Бородина писал Стасову: «Покойный оставил во мне самое симпатичное воспоминание. Мне чрезвычайно по душе была его мягкая, утонченная, изящная натура». По словам современников, композитора особенно отличала «удивительная доброта, отзывчивость, сочетавшаяся с непринуждённым остроумием, искренностью и прямотой».
Известной стала и рассеянность Бородина, о которой складывались легенды, и которая объяснялась его постоянной занятостью и необходимостью делать множество дел одновременно, и при этом ещё сочинять музыку. В своих воспоминаниях Александра Орлова пишет, что композитор «то во время проверки документов на границе забыл имя своей жены; то отправил самому себе письмо в другой город; то, просидев со своими гостями весь вечер, начал прощаться, намереваясь уйти домой. Брат моей бабушки, учившийся у Бородина в Медико-хирургической академии, рассказывал мне, что однажды Бородин пришел на лекцию в кальсонах, забыв надеть брюки».
Н.А. Римский-Корсаков оставил в своих воспоминаниях картины из повседневной жизни Бородина: «…Не считая воспитанниц, которые у них в доме не переводились, квартира их часто служила пристанищем и местом ночлега для разных родственников, бедных или проезжих, которые заболевали в ней и даже сходили с ума, и Бородин возился с ними, лечил, отвозил в больницы, навещал их там. В четырёх комнатах его квартиры часто ночевало по нескольку таких посторонних лиц, так что спали на диванах и на полу. Часто оказывалось, что играть на фортепиано нельзя, потому что в соседней комнате кто-нибудь спит. За обеденным столом у них царствовала тоже великая неурядица. Несколько поселившихся в квартире котов разгуливали по обеденному столу, залезали мордами в тарелки или без церемонии вскакивали сидящим на спину. Коты эти пользовались покровительством Екатерины Сергеевны, рассказывались их разные биографические подробности. Один кот назывался «Рыболов», потому что зимою ухитрялся ловить лапой мелкую рыбку в проруби; другой кот назывался «Длинненький» – этот имел обыкновение приносить в квартиру Бородиных бездомных котят, которых он где-то отыскивал и которым Бородины давали приют и пристраивали к месту. Сидишь, бывало, у них за чайным столом, кот идёт по столу и лезет в тарелку; прогонишь его, а Екатерина Сергеевна непременно заступится за него и расскажет что-нибудь из биографии. Смотришь – другой кот вспрыгнул уже Александру Порфирьевичу на шею и, разлегшись на ней, немилосердно её греет. «Послушайте, милостивый государь, это уже из рук вон!» – говорит Бородин, но не шевелится, и кот благодушествует у него на шее…»
Особенно удручала композитора болезнь жены, из-за которой она не могла жить в Петербурге и полгода обычно проводила у родителей в Москве или Подмосковье. Да и приезды её в Петербург отнюдь не облегчали жизнь Бородина. Римский-Корсаков так вспоминает об этом: «Екатерина Сергеевна продолжала хворать астмами, проводя бессонные ночи и вставая в 11 или 12 часов дня. Александр Порфирьевич возился с нею по ночам, вставал рано, недосыпал».
Александр Порфирьевич Бородин был очень добрым и отзывчивым человеком, он не жалел времени, сил и средств, если нужно было помочь кому-либо из друзей, учеников или даже посторонних людей. Немалую часть своего жалованья Бородин тратил на помощь родственникам, нуждающимся студентам, на содержание воспитанниц (своих детей у Бородиных не было), на приобретение различных, всегда недостающих в лаборатории препаратов (однажды Бородин за неимением в лаборатории необходимой для опытов азотно-серебряной соли принёс своё столовое серебро), на содержание за свой счёт ассистента и служителя в лаборатории.
Несмотря на все эти трудности вклад Бородина в отечественную науку и культуру огромен. В.В. Стасов писал: «И всё-таки как много он сделал! Сорок две научные работы, среди которых немало выдающихся, ряд впервые полученных химических соединений, прогремевшая на весь мир опера «Князь Игорь», могучие симфонии, большое число камерно-инструментальных и фортепьянных произведений, романсы и песни, нередко на слова самого Бородина (он был и поэтом), блестящие статьи о музыке и о музыкантах – это неполный список того, что создал Бородин».
А.П. Бородин. Портрет работы И.Е. Репина
Оба жизненных пристрастия Бородина – музыка и химия – определились уже в ранние годы. Однако выбор жизненного пути всё же определила наука. Семнадцати лет Бородин поступил в Медико-хирургическую академию. Учёба проходила успешно. Уже на третьем курсе Александр начал работать в лаборатории знаменитого профессора Н.Н. Зинина – выдающегося химика-органика, гения русской химической школы, академика и первого президента Русского физико-химического общества. В период учебы в академии для музыки оставалось все меньше времени. Однако на четвёртом курсе Бородин, параллельно с занятиями по специальности, изучал гармонию и полифонию.
В 1856 году, в возрасте 23 лет, Бородин блестяще окончил Медико-хирургическую академию и был оставлен в ней преподавателем. Тогда же его назначили ординатором во Второй военно-сухопутный госпиталь, где он работал патологом, терапевтом и токсикологом. Во время службы в госпитале Бородин выполнил первую научную работу по химии – «Исследование химического строения гидробензамида и амарина», а спустя два года он получил степень доктора медицины, избрав тему диссертации с уклоном в область химии «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях». Тогда же Военно-медицинский ученый совет направил Бородина в Солигалич для изучения состава минеральных вод водолечебницы, основанной купцом В.А. Кокоревым в 1841 году. Отчёт об этой работе был опубликован в 1859 году в газете «Московские ведомости» и принёс автору широкую известность.
Всё это время Бородин не забывал и о музыке. Были созданы несколько романсов, инструментальных пьес и камерно-инструментальных ансамблей, часть из которых был издана. О поразительном факте сочетания двух начал – химии и музыки в натуре Бородина было замечено следующее: «все его грандиозные начинания в области музыки почти всегда совпадали со временем, когда он предпринимал важные работы в области химии». Историк и культуролог К. Ковалев-Случевский отмечал: «То и другое было его стихией, они сливались в его душе, где происходила бурная реакция, выделявшая огромное количество энергии, остановить которую уже никто не мог».
В сентябре 1860 года Бородин вместе со своим учителем Н.Н. Зининым и Д.И. Менделеевым участвовали в работе знаменитого международного конгресса химиков в Карлсруэ, того самого, где впервые были даны четкие определения понятиям «атом» и «молекула».
Именно А.П. Бородин открыл способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот, известный как реакция Бородина – Хунсдикера (реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, дающая в результате галогенозамещенные углеводороды), первым в мире (в 1862 году) получил фторорганическое соединение – фтористый бензоил, провёл исследование ацетальдегида, описал альдоль и химическую реакцию альдольной конденсации.
В 1862 году Бородин занимает должность адъюнкт-профессора в Медико-хирургической академии. Эта служба требовала от молодого ученого много сил и времени: ежедневные лекции, устройство и оборудование новой химической лаборатории, лабораторные занятия со студентами, многочисленные заседания, научные конференции, диспуты, обсуждения диссертаций, участие в различных научных обществах… Один из учеников Бородина вспоминает: «Живя в самом здании и работая совместно со своими учениками, Александр Порфирьевич почти беспрерывно находился с ними. Работая без устали, он не знал точно отмеренного времени для работы или отдыха. Его можно было встретить в лаборатории как ранним утром, так и глубокой ночью».
В доме коллеги и друга Бородина М.А. Боткина устраивались так называемые «субботы». «…На этих субботах, – по воспоминанию современника, – в течение тридцатилетнего их существования успел перебывать чуть не весь Петербург ученый, литературный, артистический». На одной из таких суббот и произошло событие, определившее во многом дальнейшую жизнь Бородина, – встреча с Балакиревым.
Знакомство и дальнейшее общение с руководителем «Могучей кучки», а затем и с другими членами этого кружка утвердило в молодом ученом более серьёзное отношение к своему композиторскому дарованию.
Супруга Бородина, Екатерина Сергеевна, вспоминала: «Александр Порфирьевич окончательно переродился музыкально, вырос на две головы, приобрёл то в высшей степени оригинально-бородинское, чему неизменно приходилось удивляться и восхищаться, слушая с этих пор его музыку». Тогда же началась работа над Первой симфонией. Один из учеников вспоминал, как «неслись по лабораторному коридору стройные и привлекательные звуки рояля из квартиры профессора». Но бывало и иначе: дома, посреди беседы с друзьями-музыкантами, он вскакивал, бежал в лабораторию, «чтобы посмотреть, не перегорело или не перекипятилось ли там что-либо… – писал Римский-Корсаков. – Затем возвращался, и мы продолжали начатую музыку или прерванный разговор». Химия и музыка безраздельно царили в его душе и властно предъявляли свои права на его внимание, время и творческую энергии. В его голове сутки напролёт секвенции соединялись с альдегидами, формулы химических соединений с новыми мелодиями. Работа над уплотнением валерианового альдегида и Первой симфонией шла параллельно.
Симфония № 1. Andante
«И всегда-то рассеянный, – по воспоминаниям Екатерины Сергеевны, – он в такие минуты совсем улетал от земли. По десяти часов подряд, бывало, сидит он, и все уже тогда забывал; мог совсем не обедать, не спать. А когда он отрывался от такой работы, то долго ещё не мог прийти в нормальное состояние. Его тогда ни о чем нельзя было спрашивать: непременно бы ответил невпопад».
Обстоятельность Бородина как ученого сказалась и в подходе к композиторскому творчеству. Перечень исторических источников – научных и художественно–литературных, которые он проработал, прежде чем приступить к созданию оперы «Князь Игорь», говорит о многом. Здесь и различные переводы «Слова о полку Игореве» и все фундаментальные исследования по истории России. Мало этого – Бородин изучал и подлинные русские летописи, научные исследования о половцах, русские народные песни и сказания, песни тюркских народов и многое другое. Тогда же по его просьбе известный венгерский ученый – этнограф П. Хунфальви прислал ему из Пешта нужные сведения о половцах и рекомендовал сборники песен.
Здесь сказался весь характер Бородина, его свойство: работать не спеша и наверняка, находя для каждой мысли единственно верное и точное выражение, подчиняя фантазию художника дисциплине ученого.
Вершиной эпического симфонизма является написанная композитором в 1876 году Вторая («Богатырская») симфония. К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты. Бородин – тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальной». Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса («Спящая княжна», «Песня тёмного леса»).
Быть может, химия многое потеряла от того, что талантливый профессор, академик, член многих научных обществ отвлекался от науки для симфоний, для оперы. А музыка – от того, что композитор бросал работу над оперой для лекций и лабораторий. Но ведь и то и другое давало ему высшую радость – творить, сознавая, что всё им созданное нужно людям.
«Сколько ему досталось даров: и могучий разум ученого, и гений композитора, и литературное дарование. Ни одного таланта он не зарыл в землю, всё развил и отдал своему народу, человечеству…» В. Стасов.
“Богатырская симфония Бородина”: “Здесь русский дух. Здесь Русью пахнет”
Источник