О каких чертах характера свойствах души тихона можно судить

О каких чертах характера свойствах души тихона можно судить thumbnail

Краткая характеристика Тихона в пьесе “Гроза”

Тихон Иванович Кабанов – сын богатой купчихи Кабанихи. У Тихона есть сестра Варвара Кабанова. Тихон женат на молодой женщине, главной героине пьесы – Катерине Кабановой.

Возраст Тихона Кабанова не уточняется автором, но, судя по всему, это уже не молодой мужчина.

Тихон Кабанов – бесхарактерный мужчина, настоящий “маменькин сынок”. Тихон не смеет ступить и шагу без согласия матери. При этом он глубоко несчастлив и живет в доме матери, как в тюрьме. Когда погибает Катерина, Тихон винит во всем свою злую мать, не признавая за собой вину.

Образ и характеристика Тихона в пьесе “Гроза”

Тихон Кабанов – сын купчихи Кабанихи, “маменькин сынок”, который во всем слушается мать:

“…Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!..” 

“…Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг…”

Тихон, как и остальные члены семьи, терпит обиды от своей вздорной матери:

“…Да когда же я, маменька, не переносил от вас?..” (переносит обиды)

Тихон – дурак, глупый человек. Он сам признается, что у него нет своего ума, поэтому он во всем слушается матери:

“…хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта…” (Кудряш о Тихоне)

“…Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить…”

“…Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим…”

Тихон – мягкий, плаксивый мужчина:

“…А ты уж испугался, расплакался!..” 

“…Что ты сиротой-то прикидываешься! Что ты нюни-то распустил? Ну, какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?..”

Тихон покорно исполняет все приказы матери:

“…Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит…” 

“…Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней, да потом к образу поведет, побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано…”

Для Тихона жизнь с матерью похожа на жизнь в тюрьме в кандалах:

“…а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина, всю-то жизнь вот этак жить,..” 

“…И на воле-то он, словно связанный…” 

“…Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?..”

Свою жизнь с матерью Тихон считает мучением:

“…Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!..”

Тихон мечтает вырваться на свободу, но ничего не делает, чтобы освободиться от матери:

“…Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то…”

Когда Тихон уезжает из города по делам, он уходит в загул и все время пьет:

“…Я в Москву ездил, ты знаешь?  <…> я как выехал, так загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве все пил…” 

“…Он как выедет, так запьет…”

Кабаниха ревнует Тихона к жене, поэтому “ест его поедом”:

“…То все приставала: «Женись да женись, я хоть бы поглядела на тебя, на женатого»! А теперь поедом ест, проходу не дает – все за тебя…” 

“…Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая…”

Тихон говорит, что любит и жену, и мать. Но при этом он никогда не заступается за жену, на которую часто нападает Кабаниха:

“…Одно другому не мешает-с: жена сама по себе, а к родительнице я само по себе почтение имею <…> Я обеих люблю…”

Тихон говорит, что жалеет свою жену Катерину и не хочет ее бить. Но по приказу матери он все-таки бьет Катерину:

“…А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее…”

Когда погибает Катерина, Тихон винит свою мать в смерти жены и как будто даже осмеливается повысить голос на родительницу. При этом он не признает за собой вины, хотя его безволие и бесхарактерность также стали причиной трагедии:

“…Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы <…> Вы ее погубили! Вы! Вы!..”

Критика об образе Тихона в пьесе “Гроза”

“Деспотизм Кабанихи печально отразился на характере ее сына Тихона. По натуре своей Тихон человек добрый; он по-своему любит жену, сострадает ее мучениям, старается остановить Катерину, когда она начинает каяться в присутствии свекрови; но, подавленный гнетом, он лишен всякого подобия собственной воли и мысли, а потому решительно не в силах защитить жену от оскорблений и даже сам оскорбляет ее по приказанию матери.

Только тогда, когда уже Катерина покончила расчеты с жизнью, Тихон выразил свой поздний протест…” 
(С. З. Бураковский, книга “А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся”, 1904 г.)

Это был образ и характеристика Тихона в пьесе “Гроза” Островского: описание характера героя, отношений Тихона и Кабанихи в цитатах из драмы.

Смотрите: Все материалы по пьесе “Гроза”

Источник

Тихон в пьесе «Гроза» Островского является одним из ключевых персонажей. Благодаря этому образу реализуется множество проблем, освещённых в произведении. Тихон — старший сын Марфы Игнатьевны и муж Катерины. Но ни как сын, ни как муж этот персонаж не может себя реализовать. Даже имя Островский выбирает под стать, следуя традиции «говорящих» имён собственных. Тихий Тихон. Тише воды ниже травы — вот каким мог бы быть девиз этого персонажа. В «Грозе» характеристику Тихона можно составить исходя из его поведения и отношения к матери и жене.

Образ Тихона в «Грозе» вбирает в себя все негативно окрашенные синонимы к слову «инфантильность». Тихон слишком слабохарактерен для того, чтобы иметь собственное мнение и взгляд на вещи. Он признаётся в этом неоднократно: При всей своей бесхребетности Тихон не вызывает жалости. Часто образ Тихона сравнивают с образом ребёнка (из-за сходства в способе мышления и поведении). Его детская инфантильность и неспособность к самостоятельности с каждым днём всё больше превращает Тихона в великовозрастного идиота. Безусловно, характер этого персонажа формировался под сильнейшим влиянием матери, однако у Кабанихи есть и второй ребёнок. Варвара совершенно другая.

Тихона не может быть жалко. Он не сделал ничего такого, за что им могла бы гордиться мать. Да и сама Кабаниха, скорее всего, уже видит в Тихоне не сына, а подобие разговаривающей марионетки, вечно поддакивающего болванчика. Он соглашается с каждым словом матери и действует исключительно по её указаниям.

Вряд ли можно говорить о том, что Тихон изъявил желание найти себе жену. Даже несмотря на то, что в то время браки устраивали по договорённости, Тихон не хотел и не захотел бы никогда создать семью. Его брак с Катериной сложно назвать счастливым. Тихон испытывает к Кате тёплые чувства, жалеет её, но это нельзя назвать любовью. Тихон не может и не хочет защищать жену от истерик и оскорблений Марфы Игнатьевны. Показателен тот факт, что у супругов нет детей. Тихон бы не смог воспитать ребёнка достойно, потому что сам морально слишком слаб. Вместо того чтобы воспитать себя, Тихон пытается сбежать от существующей реальности. В «Грозе» для Тихона открываются два пути. Первый — пьянство. Кабанов-младший часто проводит время с купцом Диким, выпивает с ним и жалуется на жизнь. Второй — командировка. Отъезд по делам лишает Тихона «грозы на несколько дней». Под «грозой» здесь подразумевается накалённая атмосфера и безвыходная ситуация, которая сложилась дома.

Как ведёт себя Тихон с другими действующими героями?

С матерью он соглашается, Катю убеждает в том, что не стоит обращать внимания на слова Кабанихи, но в то же время ей лучше не перечить. От разговоров с сестрой Тихон пытается уйти как можно скорее, потому что Варвара говорит горькую правду. В финале произведения Тихон ведёт себя достаточно нетипично. Кажется, что известие об измене жены его волнует гораздо меньше, чем Кабаниху. Тихон может «и простил бы, но маменька…» Вновь мужчина не способен отстоять свою точку зрения, семейное счастье, защитить честь жены. Он будто оправдывается перед Кулигиным, будто нет в том происшествии его, Тихона, вины, будто только Кабаниха виновата в случившемся, потому что своими упрёками чуть ли не вынудила Катю видеться с Борисом. Здесь прослеживаемая ранее идея приобретает более реальные очертания.

Хоть в «Грозе» Кабанов Тихон и винит мать во всех неудачах, он так и будет соглашаться с ней и терпеть её унижения. Ему комфортно в этом узком замкнутом круге, и на самом деле Тихон вовсе не хочет ничего менять. Но вот самоубийство Кати меняет ситуацию. Нет, Тихон не бросается на мать с обвинениями, не крушит царство самодуров, он произносит острую обличающую реплику: жить здесь куда хуже, чем наложить на себя руки. Слово, как известно, самое сильное оружие. Именно в финальной фразе Тихона: «хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» отчётливей и сильней всего слышен протест против старых порядков, против изживающих себя устоев, против насилия над человеком и свободой. Парадокс в том, что только у самого слабого человека во всём произведении хватило сил на такой шаг. Но тут же мы понимаем и другое: в этой кричащей обречённостью фразе Тихон остаётся верен себе. Он всё ещё та загубленная душа, которая не решится прекратить земное существование.

Характеристика Тихона в пьесе «Гроза» примечательна тем, что в этом персонаже наряду с отрицательными качествами характера отображено переходное положение от патриархального уклада жизни к новому. Тихон не считает нужным следовать устаревшим правилам в повседневной жизни (например, в сцене прощания с женой он был против того, чтобы Катя бросалась ему в ноги), но Тихон слишком слаб, чтобы решиться не следовать им.

Тест по произведению

Источник

Тихон Кабанов один из главных персонажей данного произведения. Проживает в доме матери вместе с молодой женой. Образ и характеристика Тихона в пьесе «Гроза» полны противоречий. С одной стороны мужчина полностью подчинен матери, завися от нее и не смея ослушаться. С другой имеет собственное мнение, мысли, но отстаивать точку зрения не может в силу бесхарактерности и покорности обстоятельствам.

Тихон Кабанов – сын Кабанихи. Муж Катерины

Образ и характеристика

Имя Тихон исключительно подходит этому человеку. Тихон – тихоня. Замкнутый, нерешительный, Не слышно его, ни видно. Абсолютная амеба, не имеющая слова и мнения. Неудачник. Не сумевший реализовать себя ни как муж, ни как сын.

Мать полностью лишила сына возможности принимать решения самостоятельно, подчинив себе. Здоровый, немолодой мужик лишний раз рот боится раскрыть. Вдруг мамочка не одобрит и разгневается.

«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!». «Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит».

Типичный маменькин сынок.

Несчастный. Жизнь в доме, деля крышу с матерью, ежедневная мука.

«С этакой-то неволи, от какой хочешь, красавицы убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина, всю-то жизнь вот этак жить»

Бесхребетный. Не в силах защитить жену от нападок матери, мечтающей загнать Катерину в гроб. Жену Тихон любит, но ее страдания ему непонятны. Как помочь ей справится с душевными муками, поддержать супругу он не знает.

Дальние командировки, совместное распитие алкогольных напитков с соседом его отдушина. Хороший способ отвлечься от семейных проблем, накаленных отношений в доме. На время запоя Тихон забывал о матери и жене.

«Я как выехал, так загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве все пил…»

Инфантилен. Собственная мать поставила на нем крест, как на мужчине и сыне. Он сродни безмолвной марионетке, постоянно кивающей головой в знак согласия. Боящийся отстоять свою точку зрения, пойти наперекор матери.

Мягкотелый. Не может вести разговор по-мужски. Не понимает, зачем применять силу и власть по отношению к жене.

«Зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит».

Именно мягкость характера сыграла с ним злую шутку. Он не смог остановить и образумить Катерину, видя, что она увлеклась другим мужчиной. После ее покаяния Тихон не смог оградить жену от людских упреков. Даже измена не смогла встряхнуть мужчину. Он простил Катерину в душе и жил бы с ней дальше, но судьба распорядилась иначе.

Слабак. Проявление слабости видно в финальной сцене возле тела Катерины.

«Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!».

В этом возгласе слышится явный протест против старых устоев и порядков, против насилия над человеком и ограничения свободы. Он бы ушел вслед за супругой, но решиться на такой отчаянный шаг никогда не сможет, слишком страшно что-то менять в жизни. Ему проще страдать, виня во всем мать.

Смелость. Первый раз в жизни Тихон смог бросить матери в лицо, что она сыграла финальный аккорд в судьбе Катерины. Он публично высказал все, что думает о ней. Это было смело. Удар достиг цели. Кабаниха никак не ожидала подобного выпада от сына. Видимо смерть жены смогла пробудить в нем скрытые душевные силы для открытого протеста.

Глупый. Тихон знает, что умом не блещет. Неоднократно признавался в этом окружающим. Зачем шевелить мозгами лишний раз, когда есть маменька.

«Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить». «Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим…».

Плаксивый. Любит жаловаться на жизнь горемычную. Готов пустить нюни в разговоре, словно маленький ребенок, желающий, чтобы его успокоили и приласкали.

«Что ты нюни-то распустил? Ну, какой же ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?»

Характер Тихона формировался за счет деспотичного влияния матери. Добрый по характеру, податливый, он мог быть счастлив в браке, живи они отдельно от свекрови. Кабаниха загнобила сына, лишив права слова, превратив мужчину в бесхребетное существо не способное ни на что.

Источник

Характеристика Тихона из пьесы «Гроза»

Главный герой пьесы

Тихон Кабанов — молодой мужчина, который родился в богатой купеческой семье. Герой пьесы женат на красивой и покладистой женщине. Но, несмотря на это, семейная пара не живёт той жизнью, которой им хотелось бы. Катерина и Тихон проживают в одном доме с матерью мужчины, которая является главой семейства и требует беспрекословного подчинения со стороны своего сына и невестки.

Сравнение с Борисом

Тихон относится к категории бесхарактерных людей, из-за чего беспрекословно выполняет все указания своей матери. Взрослый мужчина ничего не может сделать без прямого разрешения властной Кабанихи. Женщина своим сильным нравом подавила характер сына, из-за чего в родном доме он никогда не чувствовал себя уютно.

Если читатель обратит внимание на краткое описание речевой характеристики, то он заметит существенно приниженную роль мужчины. Тихон вынужден постоянно во всём соглашаться со своей матерью, утверждая при этом, что не желает жить исключительно своим умом. А вот Кабаниха, в свою очередь, не подбирает своих выражений в разговорах с собственным сыном, а также регулярно учит и ругает свою неопытную невестку Катерину.

Взаимоотношения с женой

Значение произведения для современного человека

В пьесе Кабанов предстал перед читателями в виде бесхарактерного человека. Отношение Тихона к Катерине всегда вызывает противоречивые мнения, так как нельзя сказать достоверно, любит ли он свою законную супругу. Мужчина не выбирал для себя невесту, за него это сделала его властная мать.

Герой неплохо относится к жене, но назвать его опорой для беззащитной женщины просто невозможно. Тихон мечтает о свободе, но на самом деле он даже не догадывается, что с ней делать. Герой думает о себе, а не о несчастной женщине, мнение которой никто не учитывает.

Кабанов хочет свободы, но не готов ничего делать для достижения своих желаний. Даже когда у него выпадает возможность побывать в Москве, он уходит в своеобразный загул, из-за чего всю дорогу гуляет и пьёт. Мужчина радуется тому, что все эти дни над ним не будет грозы, а свободное время проводит так, как ему подсказывает воспитание. Эгоистичная мать постоянно ревнует своего взрослого ребёнка к его жене, из-за чего оскорбляет и унижает беззащитную девушку при каждой возможности. Тихон пытается успокоить мать, но при этом даже не старается защитить жену.

Изучение цитат героя пьесы подчёркивает его черты характера:

  • Неуравновешенность.
  • Молчаливость.
  • Слабость.
  • Полная и беспрекословная подчинённость власти Кабанихи.

Главные герои в произведении Гроза

Пьеса затрагивает те времена, когда всем в доме управлял мужчина. Но характеристика Тихона демонстрирует совершенно иную картину. У персонажа отсутствуют властные черты характера. Мужчина сам понимает, что наказывать свою жену просто не за что, но при этом он не только ругает, но и регулярно избивает несчастную Катерину. Когда нужно было определиться с тем, из-за чего умерла бедная женщина, то безвольный герой пьесы по-прежнему обвинял мать.

Сравнение Тихона и Бориса

Сюжет из пьесы Гроза

В сочинении Островского присутствует сразу два образа мужчин, которые немного похожи между собой. Сравнительная характеристика Тихона и Бориса имеет много интересных нюансов, так как эти герои во многом определили всю дальнейшую судьбу главной героини пьесы — Катерины.

Женился Тихон на наивной, очаровательной девушке по наставлению матери. Мужчина во всём слушается Кабаниху, а своей жене он рекомендует не обращать внимания на незаслуженные обвинения взрослой женщины. Но когда мать куда-то уходит, Тихон кардинально меняется, так как чувствует себя более уверенным и самостоятельным. Настоящий предел его мечтаний — незаметно уйти к соседу и выпить с ним спиртного либо уехать в Москву на несколько недель по своим делам.

В предвкушении грядущей свободы, перед отъездом Тихон не замечает тревожных слов своей жены о том, что скоро случится беда. Герой пьесы не берёт с собой в поездку Катерину, тем самым толкая бедную девушку в объятия более внимательного мужчины.

Борис получил хорошее образование, так как учился в престижной академии. В небольшой Калинов он приехал для того, чтобы иметь возможность получить наследство. Мужчине приходится постоянно унижаться перед своим дядей. Но если Борис не будет во всём подчиняться Дикому, то не только лишится всех денег, но и оставит свою сестру без приданого. Мужчина покорно терпит все свалившиеся на него обвинения. После нескольких непродолжительных встреч Борис влюбляется в красивую и нежную Катерину и старается не обращать внимания на суровые жизненные реалии в Калинове.

Краткое описание его взаимоотношений с женой, сестрой и матерью

Поначалу мужчина относится к Катерине нежно и внимательно, но как только убеждается в том, что женщина в него влюбилась, становится жестоким и грубым. Борис думает исключительно о своём счастье, а будущее женщины его совсем не волнует. Но так же, как и Тихон, он равнодушно относится к тому, что его возлюбленная испытывает серьёзные душевные терзания по поводу измены.

Катерина воспринимает свой роман, как грех, а вот Борис рассматривает отношения, как мимолётный роман, который он при первой возможности забудет. После приезда Тихона мужчина просто сбегает в другой город, бросив женщину на произвол судьбы. Именно поэтому отношения с Борисом становятся для Катерины настоящей драмой.

Противостояние образов Варвары и её брата

Герои в произведении Гроза

В пьесе у властной Кабанихи есть не только сын, но и дочь. Тихон и Варвара служат своеобразными антиподами. Мужчина настолько податлив, слаб и мягок, что даже в мыслях не может перечислить своей матери то, насколько его сестра изворотлива и хитра. Между братом и сестрой нет никакой связи и взаимопонимания. Вполне возможно, что Тихон просто не способен на проявление родственных чувств к близким и родным людям. Мужчина беспрекословно подчиняется корысти, силе и упорству своей матери. А вот Варвара живёт по принципу, чтобы вся личная информация была скрыта от посторонних.

Все ночи напролёт девушка проводит с Кудряшом, так как она знает, что совсем скоро её выдадут замуж за нелюбимого и ворчливого старого мужчину. Мать попросту хочет продать свою дочь богатому мужчине, из-за чего девичьей воле Варвары придёт конец. Девушка очень переживает из-за происходящего и часто плачет по ночам, на словах боится перечить Кабанихе, но в редких случаях принимает тщетные попытки защитить себя от нападок матери и несправедливых упрёков. Варвара всяческим образом пытается пробудить упорство в чистой и прямодушной Катерине, которой приходится уживаться с эгоистичными людьми.

Критики полагают, что с вероятностью 98% в более зрелом возрасте дочка будет сильно похожа на взрослую и деспотичную Кабаниху. А вот Тихон является единственным мужчиной в семье, но его характер окончательно сломлен матерью, из-за чего на защиту и помощь с его стороны рассчитывать не приходиться. Если оставить мужчину без чуткого руководства, то он непременно сопьётся и опустится, так как не сможет жить без чутких наставлений.

Критика ведущего персонажа

В популярных статьях ушедшего XIX века характеристика Тихона показана развёрнуто. Герой пьесы представлен как образец человека, который полностью подчинён власти деспотичной и бескомпромиссной матери. Мужчина упорно считает, что в любой ситуации прав тот, кто обладает достаточным количеством денег. Он стремится подчинить себе всех, делая окружающих покорными рабами своих желаний.

Можно выделить основные характеристики главного героя пьесы:

Пьеса Гроза, критики

  • По своей натуре муж наивной и беззащитной Катерины является добрым и мягким человеком.
  • Тихон старается любыми способами остановить свою жену, когда она, испытывая несносные муки совести за ранее совершённый грех, начинает слёзно каяться и вымаливать прощение в присутствии посторонних лиц.
  • В отсутствие Кабанихи мужчина поддерживает свою жену и даже подбадривает её, понимая, как непросто живётся бедной женщине под контролем свекрови.
  • Тихон не способен мыслить самостоятельно, из-за чего никогда не решится на смелый поступок, чтобы изменить свою жизнь.
  • Мужчина привык с самого раннего детства к полному подчинению. Тихон раздавлен тяжёлым материнским контролем и не имеет никакой воли даже к минимальному сопротивлению.
  • Герой допускает невыносимые оскорбления в адрес своей ни в чём не виноватой жены. Он подчиняется всем приказаниям своей матери, из-за чего сам унижает и бьёт Катерину. Но спустя некоторое время мужчина признаётся, что ему очень жаль жену и по своей воле он бы никогда её не тронул.

Характеристика Тихона

Чтобы понять, в чём выразился протест Тихона, необходимо обратить внимание на трагическую гибель Катерины. После этого происшествия мужчина впервые осмелился бросить обвинения в адрес своей матери. Его последние слова были о том, что бедная Катерина теперь свободна от нравоучений своей свекрови, а вот ему остаётся жить дальше и мучиться. Мужчина даже не смог организовать достойные проводы своей жене.

Описание характера Тихона всегда оставляет у читателя неоднозначное мнение. В этом персонаже, наряду с многочисленными негативными параметрами, отображена довольно тонкая грань плавного перехода от строгого матриархата к кардинальным переменам. Мужчина не считает нужным беспрекословно следовать давно устаревшим правилам в повседневной жизни, но никаких попыток к улучшению своей ситуации не совершает.

В финальной сцене прощания с женой он был против того, чтобы измученная Катерина бросалась к нему в ноги и молила о прощении. Но на практике Тихон довольно слаб, чтобы решиться жить в соответствии со своими взглядами и желаниями. Мужчина неоднократно сетовал о том, почему его жена умерла, а он остался жив.

Значение произведения для современного человека

При создании столь многогранного произведения автор руководствовался тем, чтобы донести до читателя проблематику темы любви между разными поколениями. Образ Тихона в полной мере раскрывает следующие негативные черты человека:

  • Слабохарактерность.
  • Трусость.
  • Отстранённость.

Тихон из пьесы Гроза

Именно эти черты присущи главному герою повести «Гроза». Только после внезапного самоубийства жены Тихон понял, в чём его основная проблема. Такая трагедия подтолкнула его к тому, что он при посторонних обвинил Кабаниху в смерти своей жены. Главный герой впервые в жизни пошёл наперекор сильной женщине, тем самым нанеся ей внезапный удар по самолюбию.

Образ Тихона является своеобразным символом конца материнского уклада. Мужчина сам по себе довольно добрый, но у него слабый характер, из-за чего он по закону логики оказался между двумя женщинами, каждая из которых ждала от него поддержки.

Талантливый Островский в своём неординарном произведении раскрывает много социальных проблем. На примере Тихона он показывает то, к чему может привести тираническое воспитание подрастающего поколения.

Пьеса учит человека тому, что не только общество, но и самые близкие люди имеют сильное влияние на формирование характера человека. Тираничный характер матери сделал из Кабанова своеобразного раба судьбы. Все проблемы взрослого человека родом из детства, так как родители не научили Тихона правильно проявлять свои чувства, любить и заботиться о близких людях.

Конец пьесы огорчит читателя. Добро так и не смогло победить зло. Весь описанный конфликт основан на внутренней эмоциональной борьбе главного персонажа. Внимание читателя Тихон привлекает своей добротой и детской непосредственностью, но в то же время отталкивает отсутствием характера, мнительностью и бездеятельностью.

Источник