Нес медведь шагая к рынку на продажу меду крынку какие свойства

Нес медведь шагая к рынку на продажу меду крынку какие свойства thumbnail

Городской тур олимпиады по русскому языку, март 2013 г.

4 класс

 Код  №_____________                                                                                Общее кол-во баллов:  ________    

№1. Выпиши слова, в которых все согласные звуки мягкие.

       Билет, теперь, около, потом, пять, семя.

№2. Вычеркни все буквы, которые встречаются два и  более раз. Из оставшихся букв  сложи имя сказочного героя.

                                                         Тля, крот, дятел, тире, лиса.

№3. Подчеркни лишнее слово. Объясни свой выбор.

  1. Стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик
  1. Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник
  1. Судить, подсудят, суд, сосуд
  1. Сорняк, сор, насорю, мусор

№4. Разгадай шараду.

                                                     Мой первый слог – предлог,

                                                     Второй достоин порицанья,

                                                     А вместе все – животного названье.

№5. К данным словам напиши синонимы и антонимы.

Синонимы

Антонимы

быстрый

работа

найти

скука

смелый

№6. Выпиши из стихотворения  Я.Козловского  подчеркнутые слова и определи их принадлежность к частям речи.

Нёс медведь, шагая к рынку   (                                 )

На продажу мёду крынку.       (        )

Вдруг на Мишку, вот напасть,   (        )

Осы вздумали напасть.      (        )

Мишка с армией осиной        (        )

Дрался вырванной осиной.     (        )

Мог ли в ярость он не впасть,    (            )

Если осы лезли в пасть.     (             )

№7. Кто как подаёт голос? Определи спряжение найденных глаголов.

Лошадь  _____________

Пчела_______________

Голубь______________

Курица_______________

Овца ________________

Кошка_______________

Комар________________

№8. Расставь знаки препинания и определи, сколько человек встретил Пётр. Запиши все возможные варианты.

Ответ:                     На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища.

______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

№9. Замени устойчивое выражение одним словом.

Кот наплакал_- __________________

Сломя голову_- __________________

Втирать очки__- _________________

Во все лопатки_- _________________

Заправлять арапа_- ________________

№10. Подчеркни имена существительные. Укажи склонение и падеж. Запиши словосочетание с существительным в падеже, какой отсутствует в тексте.

На сосне и на берёзе – бахрома.

Белой пряжей их запутала зима.

И оставила распутывать весне

Эту пряжу на берёзе и сосне.

_____________________________________________________

Проверяющий:

Городской тур олимпиады по русскому языку, март 2013

Ответы, 4 класс

№ 1. Ответ: теперь, пять, семя.   (1 балл за три слова)

№2. Ответ: Садко. (1 балл)

№3.  1)  огурчик – суффикс –ик- (в остальных –чик-)

  1. подорожник – приставка по- (в остальных – под-)
  1. сосуд – не однокоренное (остальные – родственные)
  1. насорю –  глагол (остальные – существительные)

1 балл за каждый ответ с обоснованием.

№4. Ответ: олень         1 балл

№5.   1 правильный ответ  – 0,5 балла. Обратить внимание: синонимы и антонимы д.б. одной частью речи со словом.

№6.   По 0,5 балла за правильный ответ.

 Нёс медведь, шагая к рынку   (предл. +сущ.)

На продажу мёду крынку.       (сущ.)

Вдруг на Мишку, вот напасть,   (сущ.)

Осы вздумали напасть.      (глаг.)

Мишка с армией осиной    (прилаг.)

Дрался вырванной осиной.     (сущ.)

Мог ли в ярость он не впасть,    (глаг.)

Если осы лезли в пасть.     (предл. +сущ.)

№7. 0,5 балла за каждый правильный ответ

 Лошадь ржёт – І спр.                          Овца  блеет – І спр.        

Пчела жужжит – ІІ спр.                       Кошка мяукает – І спр.

Голубь воркует – І спр.                        Комар пищит – ІІ спр.

Курица клохчет, квохчет – І спр.

№8. По 1 баллу за правильный ответ.

На вокзале Пётр встретил мать, сестру, брата, своего товарища. На вокзале Пётр встретил мать, сестру брата, своего товарища. На вокзале Пётр встретил мать, сестру, брата своего товарища. На вокзале Петр встретил мать, сестру брата своего товарища.

№9. 0,5 балла за слово

Кот наплакал_- мало

Сломя голову_- быстро

Втирать очки__- обманывать

Во все лопатки_- быстро

Заправлять арапа_- обманывать

№10.        1 балл за правильно определенную часть речи, склонение и падеж.  

          1 балл за словосочетание с сущ. в родит. падеже.

Источник

Тема: Омонимы

Цель:

  1. Узнать что такое омонимы и какие они бывают.

  2. Узнать чем отличаются омонимы и многозначные слова

  3. Научиться находить омонимы в тексте.

Омонимы – слова одной части речи, одинаковые по произношению и написанию, но разные по лексическому значению.

Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду кринку.
Вдруг на мишку – вот напасть! –
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало,
Им за это и попало.

  • Перед нами многозначные слова или омонимы?

Кнопка звонка

Кнопка – застежка

Кнопка канцелярская

Клуб дыма

Клуб по интересам

Клуб сельский

Общее то, что ее нажимают, малый размер

Общее звучание, написание

Смысл разный

Исследование примеров: плот – плод, не вы – Невы, не мой – немой.

Что такое омофоны?

Омофоны – (греч. ὁμός — одинаковый + φωνή — звук) — слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.

Исследование примеров. Что такое омографы?

Омографы – (от греч. homos — «одинаковый», grapho – «пишу») – разные слова по значению и произношению, совпадающие по написанию.

В русском языке мы найдём немало слов, которые по своему звучанию могут совпадать с двумя и даже с тремя другими: отдел от дел, отворот – от ворот, сорта – со рта, согнём – с огнём, сума – с ума

Омоформы – омонимичные формы слова или разных слов; слова, совпадающие в своём звучании лишь в отдельных формах.

В углу стоит печь. Будем печь пироги.

Стакан из стекла. Вода стекла.

Видны голубые дали. Ему совет дали.

Прекрасен пушкинский стих. Ветер совсем стих.

Лингвистические загадки.

Задание: угадать омонимы.

1) Нас много в играх набирают,

Читайте также:  Какие свойства есть у всех объектов цветок

А иногда и на нос надевают. (Очки)

2) Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей. (Нос)

4) В бою и рубят и взрывают,
А после боя развлекают. (Шашки)

5) Несётся первое к реке,
Второе щёлкнуло в замке. (Ключ)

6) Со мной ходи стрелять учиться
И на гряде меня ищи.

Могу легко попасть я в птицу,

Но чаще попадаю … в щи. (Лук)

Домашнее задание: составить кроссворд с омонимами, нарисовать иллюстрации «Ошибочное понимание омонимов».

Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду кринку.
Вдруг на мишку – вот напасть! –
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало,
Им за это и попало

Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду кринку.
Вдруг на мишку – вот напасть! –
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало,
Им за это и попало

Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду кринку.
Вдруг на мишку – вот напасть! –
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало,
Им за это и попало

Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду кринку.
Вдруг на мишку – вот напасть! –
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало,
Им за это и попало

Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду кринку.
Вдруг на мишку – вот напасть! –
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало,
Им за это и попало

Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду кринку.
Вдруг на мишку – вот напасть! –
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало,
Им за это и попало

Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду кринку.
Вдруг на мишку – вот напасть! –
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало,
Им за это и попало

Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду кринку.
Вдруг на мишку – вот напасть! –
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало,
Им за это и попало

Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду кринку.
Вдруг на мишку – вот напасть! –
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало,
Им за это и попало

Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду кринку.
Вдруг на мишку – вот напасть! –
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало,
Им за это и попало

Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду кринку.
Вдруг на мишку – вот напасть! –
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало,
Им за это и попало

Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду кринку.
Вдруг на мишку – вот напасть! –
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало,
Им за это и попало

Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду кринку.
Вдруг на мишку – вот напасть! –
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало,
Им за это и попало

Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду кринку.
Вдруг на мишку – вот напасть! –
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало,
Им за это и попало

Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду кринку.
Вдруг на мишку – вот напасть! –
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало,
Им за это и попало

Источник

      1925-1991 ãîäàõ âûõîäèëè õóäîæåñòâåííûå è ïóáëèöèñòè÷åñêèå áðîøþðû â ñåðèè «Áèáëèîòåêà «Îãîí¸ê»» – êàê ïðèëîæåíèå ê æóðíàëó «Îãîí¸ê».

  Ïðèëîæåíèå ê æóðíàëó «Îãîí¸ê» áûëî åæåíåäåëüíûì, è ïðîäàâàëàñü îòäåëüíî îò æóðíàëà, èõ âûïóñê íå ïðåðûâàëñÿ äàæå âî âðåìÿ âîéíû.

  Íà îáëîæêå áðîøþðû, ñòðàíèö èç 30-òè, áûëî èçîáðàæåíî: îðäåí Ëåíèíà, ôîòîãðàôèÿ àâòîðà è íàçâàíèå ïðîèçâåäåíèÿ, è íàçâàíèå èçäàòåëüñòâà – «Ïðàâäà».

 «Áèáëèîòåêå «Îãîí¸ê»» è â æóðíàëå ïå÷àòàëèñü ïèñàòåëè, ñòàâøèå ãîðäîñòüþ ðóññêîé è ñîâåòñêîé ëèòåðàòóðû: 

Ìèõàèë Çîùåíêî, Àëåêñàíäð Òâàðäîâñêèé, Èëüÿ Èëüô è Åâãåíèé Ïåòðîâ, Àëåêñåé Òîëñòîé, Âëàäèìèð Ìàÿêîâñêèé, Èñààê Áàáåëü, Ëþäìèëà Òàòüÿíè÷åâà, Íàóì Êîðæàâèí, Þëèÿ Äðóíèíà, Áîðèñ Ñëóöêèé, Ñåðãåé  Îñòðîâîé è äðóãèå…

Äî ïåðåñòðîéêè,  ÷àñòî è  îõîòíî, ïîêóïàë â ãàçåòíûõ êèîñêàõ áðîøþðó «Áèáëèîòåêà «Îãîíüêà»».

 Ñ ïåðåñòðîéêîé èçäàíèÿ ïðåêðàòèëàñü, à â 2008 ãîäó – âîçîáíîâèëîñü è çàêîí÷èëîñü. Î÷åíü æàëü ëèêâèäàöèè ïîïóëÿðíîãî, äîâîåííîãî, èçäàíèÿ ñîâåòñêîãî ïåðèîäà.

Íåäàâíî ó ñåáÿ, ñðåäè êíèæíîãî îáèëèÿ ïå÷àòíîé ïðîäóêöèè òîãî âåêà, óâèäåë äâå áðîøþðû: ñî ñòèõàìè ïîýòà-ôðîíòîâèêà ßêîâà Êîçëîâñêîãî, 1-àÿ – «Êàê â ìîëîäîñòè äàëüíåé» -1981 ãîä,2-àÿ – «Ïîæàðíàÿ ëîøàäü»-1989 ãîä.

Ñòèõîòâîðåíèÿ î âîåííîé ïîðå, ïîýòà-ôðîíòîâèêà ßêîâà Êîçëîâñêîãî ïðîèçâåëè íà ìåíÿ íåèçãëàäèìîå âïå÷àòëåíèå.

Ñðàçó âèäèøü, íàïèñàíî ÷åëîâåêîì, ïðîøåäøèì äîðîãè âîéíû, òåðÿâøèé îäíîïîë÷àí, ïîëó÷àâøèé ñàì òÿæ¸ëûå ðàíåíèÿ è êîíòóçèè:

«Áàëëàäà î ïðåîäîëåíèè çåìíîãî ïðèòÿæåíèÿ».

Äåíü íà ñìåíó ïîëóìðàêó
Çàíÿëñÿ, êðîâîòî÷à,
Ëåéòåíàíò õðèïèò:
                –  àòàêó! –
Àâòîìàò ñîðâàâ ñ ïëå÷à.

Îí íåäàâíî ïðèáûë â ðîòó:
Ïðåæíèå â çåìëå ëåæàò,
Íà ñìåðòåëüíóþ ðàáîòó
Ïîäíèìàâøèå  ñîëäàò.

Äîëæåí,
      ïðåâðàòÿñü â ìèøåíü , ÿ
Âñòàòü, êàê æèçíü íå ïðåêîñëîâü.
Ìû çåìíîå ïðèòÿæåíüå
Ïðåîäîëåâàåì âíîâü.

Æèâ îñòàíåøüñÿ – äâå ìåðû
Âûäàñò âîäêè ñòàðøèíà.
À óáèòûì –
            èç ôàíåðû
Âñåì  íà êðó㠖 çâåçäà îäíà.

ßêîâ Àáðàìîâè÷ Êîçëîâñêèé, èçâåñòíûé ïîýò-ôðîíòîâèê, ïåðåâîä÷èê, ðîäèëñÿ 29 èþëÿ 1921 ãîäà â ãîðîäå Èñòðà Ìîñêîâñêîé îáëàñòè.

Читайте также:  Какими свойствами обладают цветы липы

 Áèîãðàôè÷åñêèå äàííûå îá ýòîì çàìå÷àòåëüíîì ïîýòå ñêóïû.

 Îêîí÷èë äåñÿòèëåòêó â 1939 ãîäó è áûë ïðèçâàí â ðÿäû Êðàñíîé Àðìèè.

 Ñëóæèë íà çàïàäíîé ãðàíèöå – ïî ðåêå Ñàí, ïðàâûé ïðèòîê Âèñëû, ïðîòåêàþùåé ïî Ëüâîâñêîé îáëàñòè è Ïîëüøå – Ïîäêàðïàòñêîå âîåâîäñòâî.

Ñ íà÷àëîì Âåëèêîé Îòå÷åñòâåííîé âîéíû – ìëàäøèé êîìàíäèð 136-ãî ïîëêà 97-îé ñòðåëêîâîé äèâèçèè, ñ 1942 ãîäà ëèòñîòðóäíèê ãàçåòû «Êðàñíîå çíàìÿ» 28-îé àðìèè.
 Áûë äâàæäû ðàíåí, â 1943 ãîäó òÿæåëî, óâîëåí èç àðìèè, ïî ðàíåíèþ, îñåíüþ 1944 ãîäà. Ñ 1944 ãîäà ÷ëåí ÂÊÏ (á).

Èçâåñòíî, ÷òî ñâîè ïåðâûå ñòèõè ßêîâ Êîçëîâñêèé îïóáëèêîâàë â 1941 ãîäó.

 1944 ãîäó êàïèòàí ßêîâ Êîçëîâñêèé ïðèø¸ë íà êîñòûëÿõ â Ëèòåðàòóðíûé èíñòèòóò, êîòîðûé îêîí÷èë â 1949 ãîäó.

Ýòî êàê ðàç áûë òîò ãîä, êîãäà â ñòðàíå ðàçâåðíóëàñü è áûëà â ðàçãàðå «áîðüáà ñ êîñìîïîëèòèçìîì»,  è ìå÷òó î ñîáñòâåííûõ ïóáëèêàöèÿõ ïðèøëîñü çàáûòü, ïîòîìó ÷òî ïðåñëîâóòàÿ «ïÿòàÿ ãðàôà» â ïîñëåâîåííóþ ïîðó ìåøàëà âûõîäó ê øèðîêîìó ÷èòàòåëþ.

Ìíîãèå ïîýòû, íå èìåÿ äîñòóïà ê ïå÷àòíûì èçäàíèÿì, âûíóæäåíû áûëè «êîðìèòüñÿ» ïåðåâîäàìè ñ ÿçûêîâ íàðîäîâ ÑÑÑÐ,è ßêîâ Êîçëîâñêèé, êàê è ìíîãèå åâðåè-ëèòåðàòîðû â òî âðåìÿ, âçÿëñÿ çà ïåðåâîäû àêûíîâ è ïîýòîâ Êàâêàçà.

 åãî ïåðåâîäàõ ïå÷àòàëèñü ñòèõè Ãàìçàòà  Öàäàñû, Êàéñûíà Êóëèåâà,À. Øîìàõîâà, Ä.Ìàìåäîâà, À. Êîâóñîâà, Ð.Ðàøèäîâà è ìíîãèõ äðóãèõ, ÷üè èìåíà äàâíî çàáûòû.

Èñêëþ÷åíèå – àâàðåö Ðàñóë Ãàìçàòîâ, áûâøèé íàñòîÿùèì ïîýòîì, ñ êîòîðûì ßêîâ Àáðàìîâè÷ ó÷èëñÿ â îäíî âðåìÿ â Ëèòåðàòóðíîì èíñòèòóòå è ñ òåõ ïîð ïîääåðæèâàë äðóæåñêèå îòíîøåíèÿ.

   Îäíàæäû ïîýò Ðàñóë Ãàìçàòîâ ñêàçàë î ïîýòå ßêîâå Êîçëîâñêîì:
 «Îí ìåíÿ ïåðåâîäèò òàê, ÷òî ïîòîì, êîãäà ÿ ïåðåâåäó åãî îáðàòíî íà àâàðñêèé, ïîëó÷èòñÿ ñîâñåì äðóãîå ñòèõîòâîðåíèå – ãîðàçäî ëó÷øå, ÷åì ó ìåíÿ…».

    Âîçìîæíî, âåëèêèé àâàðåö ñëåãêà ëóêàâèë, îäíàêî, åãî ôðàçà ïî ñóòè ñâîåé ìóäðà è âåðíà.

  Ðóññêîÿçû÷íûé ÷èòàòåëü óçíàë î ïðåêðàñíûõ ïîýòàõ Ãðóçèè, Àðìåíèè, Àçåðáàéäæàíà, Äàãåñòàíà, Êàáàðäèíî-Áàëêàðèè, áëàãîäàðÿ óñèëèÿì ìàñòåðîâ ïåðåâîäà è ñîáñòâåííî îòëè÷íûõ ñîâåòñêèõ  ïîýòî⠖ îò Áîðèñà Ïàñòåðíàêà äî Èëüè Ñåëüâèíñêîãî, îò ßêîâà Êîçëîâñêîãî äî Áåëëû Àõìàäóëèíîé, Íàóìà Ãðåáíåâà è ßêîâà Õåëåìñêîãî.

  Ïåñíè ïîïóëÿðíûõ îòå÷åñòâåííûõ êîìïîçèòîðîâ íà ñëîâà Ðàñóëà Ãàìçàòîâà, ñîàâòîðîì êîòîðûõ ìîæíî ñ÷èòàòü è ßêîâà Êîçëîâñêîãî, îáëåòåëè âåñü Ñîþç, ìíîãèå èç íèõ è â íîâîì âåêå íà ñëóõó – «Ìàòåðè», «Áîþñü». «Ëþáîâüþ ê æåíùèíå», «Äîëàëàé», «Òîëüêî òîò ìóæ÷èí໅

Óíèêàëüíóþ êíèæêó äåòñêèõ ñòèõîâ âûïóñòèë â 1965 ãîäó ßêîâ Êîçëîâñêèé, ïîä íàçâàíèåì « Î ñëîâàõ ðàçíîîáðàçíûõ – îäèíàêîâûõ, íî ðàçíûõ», èçäàòåëüñòâî «Äåòñêàÿ ëèòåðàòóðà», 18-òü ñòðàíèö.

Âîò íåñêîëüêî ñòèõîòâîðåíèé  èç ýòîé äåòñêîé êíèæêè:

       «Áðûñü!»

Îäíàæäû êîò ïîäêðàëñÿ ê ïîïóãàþ:
«Ñåé÷àñ òåáÿ ÿ, áðàòåö, ïîïóãàþ…»
Íî ïîïóãàé èç êëåòêè êðèêíóë:
                – Áðûñü! –
×òî ñåðûé êîò, çäåñü óáåæàëà á ðûñü!

       ***
͸ñ ìåäâåäü, øàãàÿ ê ðûíêó,
Íà ïðîäàæó ì¸äó êðûíêó.
Âäðóã íà ìèøêó – âîò íàïàñòü –
Îñû âçäóìàëè íàïàñòü!
Ìèøêà ñ àðìèåé îñèíîé
Äðàëñÿ âûðâàííîé îñèíîé.
Ìîã ëè â ÿðîñòü îí íå âïàñòü,
Åñëè îñû ëåçëè â ïàñòü,
Æàëèëè êóäà ïîïàëî,
Èì çà ýòî è ïîïàëî.

       «Çàãàäêà».

Êîãäà áàðáîñ áûâàåò íåçàáóäêîþ?
Îòâåò:
Òîãäà, êîãäà ñòîèò îí íå çà áóäêîþ.

       ***

ÊÎñèò êîñåö, à çàé÷èøêà êîñÈò,
ÒðÓñèò òðóñèøêà, à îñëèê òðóñÈò.

  Ñîçäàòåëü ãèìíà Ðîññèè, ïîýò Ñåðãåé Ìèõàëêîâ, òàê âûñêàçàëñÿ îá ýòîé äåòñêîé êíèæêå ßêîâà Êîçëîâñêîãî:

 «Îñíîâîé äëÿ ñîçäàíèÿ ýòîãî âåñ¸ëîãî ïðîèçâåäåíèÿ ïîñëóæèëî áîãàòñòâî ðóññêîãî ÿçûêà è ðóññêîé ðå÷è.

   Âñÿ êíèæêà – âîëøåáíàÿ èãðà â ñëîâà. Íå äóìàåøü î òîì, ÷òî ðèôìû ñâåæè, ÷òî ñòðîêè ýíåðãè÷íû è îòòî÷åíû.

 Ìàñòåðñòâî – òî è ñîçäà¸ò èëëþçèþ òîãî, ÷òî ñòèõè ðîäèëèñü â âåñ¸ëîé èãðå, ìåæäó ïðî÷èì, è îòêðûëè òðîãàòåëüíûé ìèð âçàèìîîòíîøåíèé áóêâ è ñëîâ.

 Óì è âåñ¸ëîñòü äëÿ ßêîâà Êîçëîâñêîãî – íå öåëü, ýòî êàê áû àòìîñôåðà åãî ñòèõîâ, îñòðîóìíûõ áåç ïðåòåíçèè. Ïî-ìîåìó åãî êíèæêà äîñòàâèò ðàäîñòü ÷èòàòåëÿì».

  Â 1975 ãîäó ó ßêîâà Êîçëîâñêîãî âûøëà åù¸ îäíà äåòñêàÿ êíèæêà: «Ïðåæäå êóìåêàé, ïîòîì êóêàðåêàé».

Âîò îäíî èç ñòèõîòâîðåíèé, èç ýòîé êíèæêè:

«Ó÷¸íûé êîò, èëè î ïîëüçå çíàíèÿ èíîñòðàííûõ ÿçûêîâ».

Âñå ÷åðäàêè, îáîéäÿ è çàäâîðêè,
Êîò âîçâðàòèëñÿ, ëèøü âûãëÿíóë äåíü.
È óâèäåë îí, ÷òî ñïðÿòàâøèñü â íîðêå
Ìûøêà, ìåëüêíóâ, ñëîâíî ñåðàÿ òåíü.
«Àõ, òû èãðàòü ñî ìíîé âçäóìàëà â ïðÿòêè!»
Çàìåð ïîáëèçîñòè êîò íåñïðîñòà.
Ìûøü óñìåõíóëàñü:
«Âñ¸ òå æå ïîðÿäêè,
Òàê ïîñòóïàë åù¸ ïðàäåä êîòà».
Äîì â òèøèíó ïîãðóæ¸í áûë, îäíàêî
 êîìíàòå âäðóã ó ñîñåäíåé ñòåíû
Ãðîìêî çàëàÿëà ÷üÿ-òî ñîáàêà
È íå îñòàëîñü êëî÷êà òèøèíû.
Ìûøêà ðåøèëà, ÷òî äðîãíóâøèé â äðàêå,
×åðåç ïîðîã â ïðèîòêðûòóþ äâåðü
Êîò óáåæàë îò ñâèðåïîé ñîáàêè
È áåçîïàñíà ïðîãóëêà òåïåðü.
Ãëóïóþ êîøêó ó÷¸íûé – ïðîéäîõà
Ñúåë è, ïðèñåâ íà êîâ¸ð – ïóõîâèê,
Ãîðäî ïîäóìàë:
«À âñ¸ æå íåïëîõî
Çíàòü õîòü îäèí èíîñòðàííûé ÿçûê!».

Íàïå÷àòàòü æå ñâîè, âçðîñëûå ñòèõè, â ãîäû ïåðåñòðîéêè, ßêîâó Êîçëîâñêîìó óäàëîñü òîëüêî íà 71-îì ãîäó æèçíè, «Áèáëèîòåêà «Îãîí¸ê» »  -ïðåæíèõ ëåò  íå â ñ÷¸ò, â ìèíèàòþðíîì îäíîòîìíèêå «Ðàçíîïëåì¸ííàÿ ìîëâà» – 1992 ãîä, ìîñêîâñêîãî ÀÎ «Êíèãà è áèçíåñ».

Ïðèìåðíî ïîëîâèíà êíèãè – îðèãèíàëüíûå ñòèõîòâîðåíèÿ, íî ïîñëåäíåå ñòèõîòâîðåíèå, äàëüøå êîòîðîãî èäóò äâà ðàçäåëà ïåðåâîäîâ, ñòîèò ïðèâåñòè öåëèêîì:

«Ìàðøàê ñêàçàë îäíàæäû òàê,
Êàê ìîã ñêàçàòü îäèí Ìàðøàê:
– ß ïåðåâîä÷èê íà Ðóñè
È ñëîâîì äîðîæó
Íî ÿ, â îòëè÷üå îò òàêñè,
Íå âñåõ ïåðåâîæó».

ßêîâ Àáðàìîâè÷ Êîçëîâñêèé, çà ñâîé ðàòíûé òðóä è âêëàä â ðàçâèòèå ðîññèéñêîé ñëîâåñíîñòè áûë íàãðàæä¸í:

  – îðäåí «Îòå÷åñòâåííîé âîéíû» – 1-îé ñòåïåíè.
  – ìåäàëü «Çà áîåâûå çàñëóãè»
  – ìåäàëü «Çà îáîðîíó Ñòàëèíãðàäà»
  – ìåäàëü «Çà ïîáåäó íàä Ãåðìàíèåé»
  – îðäåí «Çíàê Ïî÷¸òà»

   Ïðåñòèæíûå ïðåìèè:
  – èìåíè Ñóëåéìàíà Ñòàëüñêîãî-1972 ãîä.
  – èìåíè Íèêîëàÿ Òèõîíîâà-1982 ãîä.
  – ïðåìèÿ ÑÏ ÐÑÔÑÐ – 1985 ãîä.
  – ïðåìèÿ «Ïîýçèÿ» -2000 ãîä.

  Çà óñïåøíóþ ïåðåâîä÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü ßêîâ Êîçëîâñêèé, â 1960 ãîäó áûë óäîñòîåí çâàíèÿ Çàñëóæåííîãî äåÿòåëÿ èñêóññòâ Äàãåñòàíñêîé ÀÑÑÐ.

 ßêîâ Êîçëîâñêèé áûë ÷ëåíîì ïðàâëåíèÿ ÑÏ ÐÑÔÑÐ ñ 1985 ãîäà è ÑÏ ÑÑÑÐ äî 1991 ãîäà, ÷ëåíîì Âûñøåãî òâîð÷åñêîãî ñîâåòà ÑÏ Ðîññèè ñ 1994 ãîäà, ÷ëåíîì ðåäêîëëåãèè ãàçåòû «Ëèò Åâðàçèÿ» ñ 1999 ãîäà.

  Ñêîí÷àëñÿ ßêîâ Àáðàìîâè÷ Êîçëîâñêèé 1-ãî èþíÿ 2001 ãîäà, íå äîæèâ ïî÷òè 2-à  ìåñÿöåâ,  äî 80-òè ëåò.

  Ïîõîðîíåí íà Õèìêèíñêîì êëàäáèùå Ìîñêâû.

  Íà ïàìÿòíèêå èç êðàñíîãî ìðàìîðà âûáèòî: Ïîýò ßêîâ Êîçëîâñêèé 1921-2001.
È ÷åòâåðîñòèøèå èç åãî ñòèõîòâîðåíèÿ:

«Âñÿêèé ðàç, áûâàÿ íà êëàäáèùå,
Óáåæäàòüñÿ ðîê ìíå ïîëîæèë,
×òî äóøà
          âîçâûøåííåé è ÷èùå
Ó ðîäíûõ ñòàíîâèòñÿ ìîãèë».

Íà ñâåòëóþ ïàìÿòü î ïîýòå-ôðîíòîâèêå, ßêîâå Àáðàìîâè÷å Êîçëîâñêîì, íàì ÷èòàòåëÿì îñòàëèñü åãî çàìå÷àòåëüíûå ñòèõè è îòëè÷íûå ïåðåâîäû ïðîèçâåäåíèé ñ ÿçûêîâ íàðîäîâ ÑÑÑÐ.
Òî, ÷òî ñòèõîòâîðåíèÿ ßêîâà Êîçëîâñêîãî çàñëóæèâàþò íàøåãî âíèìàíèÿ è ÷èòàòåëüñêîãî èíòåðåñà, ìîæíî óáåäèòüñÿ, â ðàçäåëå:

Èç ïîýòè÷åñêîãî íàñëåäèÿ ßêîâà Êîçëîâñêîãî.

Читайте также:  Какие свойства черной смородины

     «Ëåðìîíòîâ».

Ñ äâîðöîâûõ êàìåííûõ êàðíèçîâ
Ñëåòàåò ñíåã, êàê áåëûé ïðàõ.
È ãîñóäàðþ ïîñëàí âûçîâ
 óæå ïîäñëåäñòâåííûõ ñòèõàõ.

Öàðÿ ñòðàøèò êðàìîëà ýòà,
È âûñî÷àéøèé åñòü óêàç
Î òîì, ÷òîá äåðçêîãî êîðíåòà
Ñîñëàëè òîò÷àñ íà Êàâêàç.

À îí õîòü çàâòðà â ïåðåñòðåëêó,
Õîòü â êàíäàëû, íà ýøàôîò,
Íî òîëüêî ñ ñîâåñòüþ íà ñäåëêó –
Êàçíè èëü ìèëóé – íå ïîéä¸ò…

Òðè òûùè â¸ðñò äî Ïåòåðáóðãà,
Êîíü ïîëóäèêèé ïîä ñåäëîì.
Ëåòèò â ãîðàõ è õëåùåò áóðêà
 ñåäîå îáëàêî êðûëîì.

Îïàñåí ïóòü, êðóòà äîðîãà.
Ëåòè, ñêàêóí, ëåòè, ëåòè!
Íà ñâåòå ñäåëàòü ìîæíî ìíîãî
È íå äîæèâ äî òðèäöàòè.

«Ê âåðøèíàì óñòðåìÿñü…».

Ê âåðøèíàì óñòðåìÿñü,
Ëåòèì  íà õîëì ñ õîëìà.
Äîðîãà – ñëîâíî âÿçü
Ãðóçèíñêîãî ïèñüìà.

Ïîä íåáîì ýòèõ ìåñò,
Òîìó íåìàëî ëåò,
Êàê  ñ ëó÷øåé èç íåâåñò
Âåí÷àëñÿ íàø ïîýò.

ßâëÿëà äîáðûé íðàâ,
Ïðåêðàñíà è íåæíà,
Åãî æåíîþ ñòàâ,
 Ãðóçèíñêàÿ êíÿæíà.

Íî âñêîðå âåñòü ëåòèò,
Ïðåä íåþ çàñòÿ ñâåò:
Îí â Ïåðñèè óáèò,
Ïîñîë íàø è ïîýò.

Øåïòàëà âíîâü è âíîâü,
Êîãäà çà ãðîáîì øëà:
– Çà÷åì, ìîÿ ëþáîâü,
Òåáÿ ïåðåæèëà?

Øåñòíàäöàòü áûëî åé
 äåíü ñâàäüáû ðîêîâîé,
Íî äî ñêîí÷àíüÿ äíåé
Îñòàëàñÿ âäîâîé.

Ìû ïëàòèì, íå ñêóïÿñü,
Äàíü ãîðþ îò óìà…
Äîðîãà – ñëîâíî âÿçü
Ãðóçèíñêîãî ïèñüìà.

«Ïàìÿòè Ìèõàèëà Ëóêîíèíà».

Ñâèäåòåëüñòâóþò âåðíûå ïðèìåòû,
×òî ñîñòàâëÿþò ñ ïàìÿòíûõ âðåì¸í
 Ðîññèè –
            áîæüåé  ìèëîñòüþ ïîýòû
Èíòåðíàöèîíàëüíûé áàòàëüîí.

È òû, ìîé äðóã,
                ïîçíàâ ïå÷àëè ìåðó.
Íå ìîäåí, à ëèøü òîëüêî çíàìåíèò,
Áûë ñìåë, êàê ïîäîáàåò îôèöåðó,
Áûë ÷åñòåí, êàê ïîýòó íàäëåæèò.

Èñïûòàííûé îãí¸ì äåâÿòèáàëëüíûì,
Òû ìîã áû,
             ñâîé áëàãîñëîâèâ óäåë,
Çà Ãðåöèþ ïîãèáíóòü, ñëîâíî Áàéðîí,
Èäòè, êàê Ëîðêà, ãîðäî íà ðàññòðåë.

Åù¸ âçäûõàþò æåíùèíû, êîòîðûõ
È íåæèë òû è ìó÷èë ïîä ëóíîé,
À âå÷íîñòü âíîâü íà ïîëêó ñûïëåò ïîðîõ,
Âíåñÿ òåáÿ â ñâîé ñïèñîê èìåííîé.

È íàì, êàê ïðåæäå, â ñõâàòêó ïîäíèìàòüñÿ
Ïîâåëåâàåò âðåìåíè ïðèêàç.
Äîëæíû ïîãèáíóòü ìû èëè ïðîðâàòüñÿ,
È íåò äðóãîãî âûõîäà ó íàñ

       ***

Íå çíàåò êîìàíäèð ìîé ïîëêîâîé
Ñ ìàéîðñêîþ çâåçäîþ íà ïîãîíàõ,
Êòî èç ñîëäàò åñòü íàöèè, êàêîé
 åãî íà ñìåðòü õîäèâøèõ áàòàëüîíàõ.

À ïÿòûé ïóíêò? Â ïîëêó òàêîãî íåò.
Êàê íåòó, âïðî÷åì, è ñàìèõ àíêåò.
 òîãî, êòî ïðåäëîæèë áû èõ ìàéîðó,
Êëÿíóñü, îí ðàçðÿäèë áû ïèñòîëåò.

À íåäðóã íàø ïðåâîçíîñèòü ãîðàçä
Ãåðìàíñêîé êðîâè èçáðàííîñòü, íî ñêîðî
 áîþ ñòîëèöó ñîáñòâåííóþ ñäàñò,
Áåçóìüå, îêóïèâ öåíîé ïîçîðà.

«Çàïðåù¸ííàÿ îõîòà».

 ñòåïè, êóäà íå ïîäñòóïè,
Ïîðà îêîòà,
Íî çàïðåù¸ííàÿ â ñòåïè
 Èä¸ò îõîòà.

Ñàéãàêè ì÷àò âî âåñü îïîð
Ñêâîçü áåçäíó ìðàêà,
À ñçàäè ñêîðîñòè ìîòîð
Ñîñ¸ò èç áàêà.

«Ñëåïè èõ ôàðàìè, ñëåïè!
Äåðæè ïðàâåå!»
È äâóõ ñòâîëîâ ãðåìèò â ñòåïè
Çàëï, áàãðîâåÿ.

Îãëîõ øîô¸ð, îñîëîâåë,
Êðóòÿ áàðàíêó.
È ïðîêëèíàåò ñâîé óäåë,
Êàê ëèõîìàíêó.

È îøàëåëî íà ïåäàëü
Îí æì¸ò âñ¸ ïðûò÷å,
Õîòÿ â î÷àõ åãî ïå÷àëü
Äðåâíåå ïðèò÷è.

Îñàòàíåë îí íå ê äîáðó,
Øîô¸ð-ìîë÷àëüíèê:
«Çàçðÿ ãðåõ íà äóøó áåðó
Ñ òîáîé, íà÷àëüíèê!

Íå ïîïàäè! Íå ïîïàäè!
Çàáóäü ñâåæèíó…»
À åãåðü äðûõíåò è, ïîäè,
Âíîâü ïüÿí â äûìèíó.

«Ñëó÷èëîñü ýòî â Êèåâå».

Ãîðèëêè âäîâîëü âûõëåñòàâ
È äîâåðÿÿ ÷åëÿäè,
Çàòìèâøèå àíòèõðèñòîâ,
Ðàçáîéíè÷àþò íåëþäè.

Çàíÿòèå íå íîâîå,
Íî ñîáñòâåííîãî îáëèêà.
È ïîäíÿëîñü áàãðîâîå
Íàä Áàáüèì ßðîì îáëàêî.

Ïîäóìàëà èãóìåíüÿ:
«Îòñòóïíèöåé íå ñòàíó ÿ.
À âûäàäóò âðàãó ìåíÿ –
Ñàìîé-òî ÷òî? ß ñòàðàÿ»,

Ïðèâû÷íî ïàõíåò ëàäàíîì,
Ãäå ñëûøèòñÿ ìîëåíèå:
«Åâðåéêàì, ìíîþ ñïðÿòàííûì,
Ïîøëè, Ãîñïîäü, ñïàñåíèå».

Îíà óñòàâó ñëåäóåò,
Ìîíàøåê èñïîâåäóåò.

Îäíà ÿâèëàñü äàâå÷à:
– ÎÉ, ìàòóøêà, îé, âåðèòå,
Áîþñü ÿ. Âäðóã, ïûòàþ÷è,
Î âñ¸ì ïðîçíàþò íåëþäè.

– Ñòóïàé! Ìîëèñü, íåãîæàÿ,
È çíàé, ñëóãà öåðêîâíàÿ:
Ìàðèÿ, ìàòåðü áîæèÿ, –
Ñåñòðà åâðåÿì êðîâíàÿ…

È â êëîáóêå, êàê â êèâåðå,
Åé â î÷è ãðîçíî ãëÿíóëà…
Ñëó÷èëîñü ýòî â Êèåâå,
Êîãäà âîéíà íàãðÿíóëà.

«Çàâåùàíèå ïîæàðíèêà ×åðíîáûëüñêîé ÀÝÑ».

Ñóäüáó íå êëÿíè, ìîëîäàÿ æåíà,
È âîëå ìîåé îñòàâàéñÿ âåðíà:
Ïîäçåìíûå âîäû è êîðíè äåðåâüåâ
Íûíå ñïàñòè îò ìåíÿ òû äîëæíà.

Ïàäó÷óþ â íåáå ÿ âèæó çâåçäó
È òàê, êàê íàïèñàíî ìíå íà ðîäó,
 ñâèíöîâîì ãðîáó òû ìåíÿ ïîõîðîíèøü:
Òåëî ìî¸ èçëó÷àåò áåäó.

«Ìåëüíèöà».

Ê ìåëüíèöå ñòàðîé õîäèëà ãóëÿòü
Äåâî÷êà ïðîøëîé âåñíîþ,
Ïàðíþ, ïîçâîëèâ ñåáÿ îáíèìàòü
È öåëîâàòü ïîä ëóíîþ.

Ìàëü÷èêà â ñòóæó, îíà ðîäèëà,
Íåíàçâàííàÿ æåíîþ.
Âåòðåíîé äåâî÷êà ýòà áûëà,
À ìåëüíèöà âåòðÿíîþ.

Ñëîâî ñîñåäêè ïðèøëîñü êî äâîðó,
Ïðåäñêàçûâàòü áàáà óìåëèöà:
Òû íå ïå÷àëüñÿ è çíàé, ÷òî ê äîáðó,
Âñ¸ ïåðåìåëåòñÿ, âñ¸ ïåðåìåëåòñÿ.

         ***

Íàïîëíèëè ÷àøè: – Êàêóþ áåð¸øü?
 òîé – ãîðüêàÿ ïðàâäà, çäåñü – ñëàäêàÿ ëîæü, –
Áûë ìîëîä, è âûáðàë ÿ òó, ÷òî ñëàäêà,
È ìíå, ÷òîá ïîãèáíóòü, õâàòèëî ãëîòêà.

       «Äâå ñóäüáû».

Áàáû äåâêó êîðèëè: – Ãóë¸íà! –
Ìàòü â ñëåçàõ ïðèçûâàëà ê ñòûäó,
Íî â îòâåò óëûáàëàñü Àë¸íà:
– Ïîãóëÿþ è çàìóæ ïîéäó!

À Íàòàëüþ õâàëèëè: – Âîò ëàäà!
Íå ÷åòà âåðòèõâîñòêå èíîé.
Ïîäáåð¸ò ñåáå ìóæà ÷òî íàäî
È çàâèäíîþ ñòàíåò æåíîé.

Ïîãóëÿëà Àë¸íà íåìàëî,
Íî ñâî¸ íå ñëîìàëî æèòü¸,
Çàìóæ âûñêî÷èâ, ìàòåðüþ ñòàëà,
Ìóæ ïûëèíêè ñäóâàåò ñ íå¸.

Êòî ðàäåë åé íà õîðàõ íåáåñíûõ,
Êòî ðàäåë íà ïðîñòîðàõ çåìíûõ?
À Íàòàëüÿ âñ¸ õîäèò â íåâåñòàõ,
Òàéíî ïëà÷åò íà ñâàäüáàõ ÷óæèõ.

                ***

Âñÿêèé ðàç, áûâàÿ íà êëàäáèùå,
Óáåæäàòüñÿ ðîê ìíå ïîëîæèë,
×òî äóøà âîçâûøåííåé è ÷èùå
Ó ðîäíûõ ñòàíîâèòñÿ ìîãèë.

Òåñåí ñòàë ïîãîñò,
                ãäå ñ ìàìîé ðÿäîì
Ìîé îòåö è íåíàãëÿäíûé ñûí.
×òî ñî ìíîé îíè,
                ïîâåäàòü ðàä èì
Âèäÿ èõ íàïåðåêîð ãîäèí.

È ìîëþñü ÿ ïðèçðà÷íîé íàäåæäå
Âîëåé âñïîìèíàíüÿ ñâîåãî:
– Âîñêðåñè èõ, Ãîñïîäè, íî ïðåæäå
Âîïðîñè – æåëàþò ëè òîãî?

        ***

Òû ìåíÿ ðàññïðîñàìè íå ìó÷àé,
Áûòü ìîãëà ëü ìîÿ ñóäüáà èíîé?
Êàê ó âñåõ – îíà ëèøü ÷àñòíûé ñëó÷àé,
Ïðåäîïðåäåë¸ííûé ïîä ëóíîé.

Ìíå òâîåé íå ðàçðåøèòü çàäà÷è,
Ñàìîìó ïîíÿòü, ïðåâûøå ñèë,
Ïî÷åìó âîò òàê, à íå èíà÷å
Ïîñòóïàë ÿ, äóìàë, ãîâîðèë.

«Ìû çà öåðêâóøêîé äåðåâåíñêîé».

Ìû çà öåðêâóøêîé äåðåâåíñêîþ,
Ó òèõîé ðîùè íà êðàþ
Õîðîíèì ˸ëüêó Âîñêðåñåíñêóþ,
Ïîãèáøóþ â íî÷íîì áîþ.

Îíà ëåæèò, íå ëåãåíäàðíàÿ,
Ñìåæèâ ðåñíèöû, êàê âî ñíå,
À ðÿäîì ñóìêà ñàíèòàðíàÿ
Ñ áèíòîì áàãðîâûì íà ðåìíå.

Ñâîä íåáà âìåñòå ñ ëóíîé äîëüêîþ
Òóìàííûì çàëèò ìîëîêîì,
Ïîëêîâíèê, ñòîÿ ïåðåä ˸ëüêîþ,
Ñëåçó ñòèðàåò êóëàêîì.

Ñâî¸ çàáûâøèé ïîëîæåíèå,
Ñåäîé, âûäàâøèé ñìåðòü íå ðàç,
«Ïðîùàé» ëè øåï÷åò èëü ïðîùåíèÿ
Ó Ë¸ëüêè ïðîñèò â ýòîò ÷àñ?

À ìíå áû ïëàêàòü â îäèíî÷åñòâå
Âåñü äåíü ñåãîäíÿ íàïðîë¸ò…
Ê òîðæåñòâåííîé ãîòîâÿñü ïî÷åñòè,
Âèíòîâêè çàðÿäèë ìîé âçâîä.

Æåíàò ïîëêîâíèê è, íàâåðíîå,
Íå çíàåò îí, ëèõîé â áîþ,
×òî õîðîíþ ÿ íûí÷å ïåðâóþ
Ëþáîâü ìîþ.

Источник