Назовите каким свойством по отношению к индивиду обладают
Социальный статус
Социальный статус (от лат. status — положение, состояние) личности — это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.
ИЛИ
Социальный статус — это определённая позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
Социологи выделяют несколько разновидностей социальных статусов:
1) Статусы, определяемые положением индивида в группе, — личный и социальный.
Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества.
С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определённые социальные функции, которые определяют его социальный статус.
2) Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом, — основной и неосновной (эпизодический).
Основной статус определяет главное в жизни человека (чаще всего это статус, связанный с основным местом работы и семьей, например — хороший семьянин и незаменимый работник).
Эпизодические (неосновные) социальные статусы влияют на детали поведения человека (например — пешеход, пассажир, прохожий, пациент, участник демонстрации или забастовки, читатель, слушатель, телезритель и т. д.).
3) Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора.
Предписанный (приписанный) статус — социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности (например — национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п.).
Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов (человек, ставший инвалидом, звание академика, олимпийского чемпиона и др.).
Достигаемый (приобретённый) приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (образование, профессия, материальный достаток, деловые связи и т. п.).
В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определённые статусы являются престижными, другие — наоборот. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:
а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
б) системы ценностей, характерной для данного общества.
Если престиж каких-либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженным, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование.
От престижа необходимо отличать авторитет.
Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закреплённая в культуре и общественном мнении.
Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.
Каждый индивид может иметь большое количество статусов. Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на её поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.
Социальная роль — это модель поведения, ориентированная на определённый статус.
ИЛИ
Социальная роль — это образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе.
Роли определяются ожиданиями людей (например, в общественном сознании укоренилось представление о том, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен добросовестно осуществлять порученную ему работу). Но каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет социальную роль.
Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые требования, закреплённые за этой социальной позицией. Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Совокупность всех ролей человека в обществе называется ролевой системой или ролевым набором.
Ролевой набор (ролевая система)
Ролевой набор — совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом.
Каждая роль в ролевом наборе требует особой манеры поведения и общения с людьми и является, таким образом, совокупностью непохожих на другие отношений. В ролевом наборе можно выделить основные (типичные) и ситуационные социальные роли.
Примеры основных социальных ролей:
1) труженик;
2) собственник;
3) потребитель;
4) гражданин;
5) член семьи (муж, жена, сын, дочь).
Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.
Институционализированные роли: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены).
Конвенциональные роли принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).
Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец).
Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределённые и предполагающие специфические способы поведения, закреплённые общественными нормами или обычаями.
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, кумир семьи, любимый и т. д.).
Ролевое поведение
От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение исполнителя конкретной роли. И здесь многое зависит от личностных качеств индивида, от степени усвоения им социальных норм, от его убеждений, установок, ценностных ориентаций.
Факторы, определяющие процесс реализации социальных ролей:
1) биопсихологические возможности человека, которые могут способствовать или препятствовать выполнению той или иной социальной роли;
2) характер принятой в группе роли и особенности социального контроля, призванного следить за выполнением ролевого поведения;
3) личностный образец, определяющий комплекс поведенческих характеристик, необходимых для успешного выполнения роли;
4) структура группы, её сплоченность и степень идентификации индивида с группой.
В процессе реализации социальных ролей могут появляться определённые трудности, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей → в ряде случаев несовпадение социальных ролей, возникновение между ними противоречий и конфликтных отношений.
Ролевой конфликт и его виды
Ролевой конфликт — это ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.
Виды ролевых конфликтов:
Наименование вида | Его сущность |
Внутриролевой | Конфликт, при котором требования одной и той же роли противоречат друг другу (например, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним). |
Межролевой | Конфликт, возникающий в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей). |
Личностно-ролевой | Конфликтная ситуация, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, профессиональная деятельность не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности). |
ВОПРОСЫ:
1. Установите соответствие между видами статуса и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ВИДЫ СТАТУСА | ||
А) | наследник престола | 1) | предписанный |
Б) | чемпион мира | 2) | достигаемый |
В) | француз | ||
Г) | муж | ||
Д) | начальник отдела в фирме |
2. При устройстве на работу гражданка А. заполняла анкету, в которой указала, что она специалист с высшим образованием, происходит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса гражданки А., которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности.
1. Предписанный статус — женщина.
2. Достигнутые статусы — специалист с высшим образованием, замужняя дама и мать двоих детей.
3. Как мать своих детей она обязана нести за них моральную и юридическую ответственность, обеспечивать достойный уровень жизни. Также как мать своих детей она имеет право выбирать учебное заведение для них, с кем им общаться и пр.
3. Назовите три разновидности ролевых конфликтов и проиллюстрируйте каждую из них соответствующим примером.
1. Внутриролевые (пример: роль родителей предусматривает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним).
2. Межролевые (пример: требования основной работы женщины приходят в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей).
3. Личностно-ролевые (пример: работа не позволяет человеку раскрыться и проявить свои способности).
4. Установите соответствие между примерами социальных ролей и их видами. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. Запишите полученную последовательность цифр.
ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ | ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ | ||
А) | кассир | 1) | основная |
Б) | пешеход | 2) | ситуационная |
В) | исследователь | ||
Г) | отец | ||
Д) | зритель | ||
Е) | производитель |
Источник
Сохраните:
ВПР 2020 по обществознанию 7 (6) класс задания и ответы с решением для реального задания №2 которое будет на официальной всероссийской проверочной работе в 2020 году. 7 класс будет выполнять задания 6 класса.
Ссылка для скачивания реальных заданий №2: скачать задания
Ссылка для скачивания ответов к заданиям: скачать в PDF
Решу реальное ВПР 2020 по обществознанию 7(6) класс задание №2:
Выберите верные суждения о социальных группах и межличностных отношениях в них и запишите цифры, под которыми они указаны:
1) 1) Друзья и семья относятся к малым социальным группам. 2) Деловые межличностные взаимодействия, как правило, основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке. 3) Народ и нация являются примерами малых социальных групп. 4) Социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации). 5) Группы и организации оказывают влияние на поведение человека.
2) 1) Некоторые семьи могут включать в себя три и более поколения кровных родственников. 2) Досуговая функция семьи проявляется в воспитании родителями детей. 3) Современная семья является основной группой, в которой проходит формирование профессиональных навыков ребенка. 4) Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка. 5) Члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью.
3) 1) Искусство влияет на мировоззрение человека. 2) Искусство позволяет научно объяснить общественные явления. 3) Произведения искусства помогают человеку восстановить душевную гармонию, реализовать творческий потенциал. 4) Искусство помогает привлечь внимание общества к нравственным проблемам. 5) Роль искусства проявляется в критике научных концепций.
4) 1) Общество и природа не связаны между собой. 2) Общество – это совокупность людей и их взаимодействий. 3) Сферы жизни общества однотипны. 4) Общество может как развиваться, так и наоборот, деградировать. 5) Экономическая сфера общества включает в себя взаимодействия людей в процессе производства, обмена, потребления и распределения материальных благ и услуг.
5) 1) Общество – это система взаимоотношений между людьми. 2) В обществе выделяют экономическую, политическую, социальную и духовную сферы. 3) Общество обеспечивает удовлетворение определённых потребностей человека. 4) Общество не развивается, а находится в стабильном состоянии. 5) Общество не зависит от природы.
6) 1) Одной из тенденций развития современного школьного образования является внедрение информационных технологий: электронных журналов и дневников, дистанционного обучения, электронных карт и т. д. 2) Мораль находит отражение в поведении людей. 3) Искусству свойственны научный язык и стремление к изучению окружающего мира. 4) Современные произведения искусства, как правило, анонимны. 5) Буддизм, христианство и ислам являются религиями.
7) 1) Человек становится личностью в процессе взаимодействия с другими людьми. 2) К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, общественном признании. 3) К социальным потребностям человека традиционно относят потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, общественном признании. 4) Духовные потребности всегда связаны с потребностью человека в самосохранении как биологического вида. 5) Понятие «индивид» используется для обозначения отдельно взятого представителя всего человеческого рода.
8) 1) К социальной сфере общества относят семью, нации и другие социальные группы. 2) К политической сфере жизни относят рынок, фирмы, банки. 3) К духовной сфере жизни относят религию, искусство, науку. 4) К экономической сфере жизни относят государство, политические партии. 5) Общество включает в себя различные сферы общественной жизни, которые тесно взаимосвязаны между собой.
9) 1) В обществе происходит социализация человека, его становление как личности. 2) Человек вне общества также может усвоить социальный опыт, необходимые ему навыки и умения. 3) Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой (природой). 4) Общество является постоянно изменяющейся системой. 5) В широком смысле под обществом понимают часть мира, включающую в себя способы взаимодействия и формы объединения людей.
10) 1) К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребности в общественной деятельности, общественном признании, общении с другими людьми. 2) Потребности человека удовлетворяются в процессе его деятельности. 3) Понятие «индивид» используется для характеристики отличительных особенностей одного человека от другого. 4) К отличиям человека от других живых существ относят наличие мышления и словесной речи. 5) Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей человека.
11) 1) Искусство не стремится внимание общества к нравственным проблемам. 2) Мораль поддерживается силой государства (полиции, армии). 3) Наука нацелена на выработку системы истинных знаний о мире. 4) Религия помогает верующим найти ответы на жизненно важные вопросы. 5) Искусство отражает окружающую действительность в художественных образах.
12) 1) К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребности в продолжении рода, пище, воздухе для дыхания, отдыхе. 2) Человека и других живых существ объединяет возможность осуществлять преобразовательную деятельность. 3) Одна из особенностей человека – умение с помощью простых орудий создавать сложные орудия труда. 4) Возможность приспосабливаться к изменяющимся природным условиям – черта отличия человека от других живых существ. 5) К социальным потребностям человека относят потребности в общественной деятельности, общественном признании, общении с другими людьми
13) 1) Образование от других форм (областей) духовной культуры отличается тем, что оно способно оказывать эмоциональное воздействие на человека. 2) В современной школе нет уроков по предметам обществоведческого цикла. 3) Система школьного образования предполагает учёт индивидуальных особенностей школьников. 4) Образование в большинстве стран мира представляет собой целостную систему, включающую ряд взаимосвязанных ступеней и уровней подготовки. 5) Система образования реализует определённый общественный и государственный заказ.
14) 1) Конкретные условия, в которых живёт человек, влияют на особенности его характера. 2) Биологическая природа человека проявляется в его анатомо-физиологических чертах. 3) Отличием человека от других живых существ является то, что он обладает инстинктом самосохранения. 4) Целенаправленная и осознанная деятельность свойственна как человеку, так и животным. 5) Врождённые качества человека, на основе которых формируются те или иные способности, называют задатками.
15) 1) Приготовление школьных обедов характеризует такую экономическую операцию как производство. 2) Экономика может рассматриваться как наука, либо как хозяйственная система. 3) Посещение курсов испанского языка характеризует такую экономическую операцию как обмен. 4) В современном мире используются только наличные деньги. 5) Покупка попугая в зоомагазине является примером такой экономической операции как обмен.
16) 1) Каждое общество состоит из конкретных людей. 2) В результате экономической деятельности производятся товары и услуги, которые могут удовлетворить потребности человека и общества. 3) Парламент осуществляет в государстве законодательную власть. 4) Российские школьники, обучающиеся в 6 классе, получают начальное общее образование. 5) Наука отражает окружающий мир в художественных образах.
17) 1) Место и роль России в мировом сообществе определяются её статусом евразийской державы с соответствующими интересами, возможностями и влиянием. 2) Экологические проблемы связаны с развитием культуры. 3) Процесс создания товаров и услуг называют производством. 4) Оптимистическое отношение к жизни предполагает уверенность в лучшем будущем и собственных силах. 5) Искусство направлено на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.
18) 1) В подростковом возрасте осуществляется переход ребёнка от состояния, зависимого от позиции взрослых, к самостоятельности. 2) Общество — это совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия. 3) Под духовной культурой обычно понимают совокупность созданных человеком предметов, технологий. 4) Правительство осуществляет в государстве законодательную власть. 5) Деньги позволяют количественно измерить ценность любого товара, услуги.
19) 1) Индивид — единичный представитель человечества. 2) Наиболее развитые страны могут решить глобальные проблемы на своей территории. 3) Денежные средства, которые банки, частные предприниматели, государство могут выделить (инвестировать) на организацию или развитие производства называют трудовыми ресурсами. 4) Выборы позволяют гражданам участвовать в формировании органов государственной власти и местного самоуправления. 5) Искусство представления драматических произведений на сцене называют театром.
20) 1) Для подростков общение со сверстниками является необходимостью. 2) Люди, объединённые общими идеями, интересами, потребностями, образуют коллектив. 3) Потребление — это движение товаров и услуг от владельца к владельцу. 4) Истощение природной среды, разрушительные войны, перенаселение угрожают существованию человечества. 5) Республиканская форма правления предполагает, что власть в стране передаётся по наследству.
21) 1) Каждое общество обладает чертами, традициями, отличающими его от всех других обществ. 2) Политикой называют науку, которая изучает хозяйственную деятельность человека и общества. 3) Каждый обучающийся имеет право учиться в достойных и безопасных условиях. 4) Товары — продукты труда, произведённые для обмена (продажи). 5) Мораль направлена на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.
22) 1) Общество — это весь окружающий человека мир. 2) В основе активности человека лежат его потребности. 3) Экономикой называют хозяйство отдельной семьи, региона или государства, хозяйственную деятельность человека. 4) Политика обеспечивает целостность и стабильность развития общества. 5) Гражданин России после окончания 9 класса может продолжить образование в высшем учебном заведении.
23) 1) Люди, живущие в разных природных условиях, различаются характером, образом жизни. 2) Этнические и религиозные общности выделяют в зависимости от территории проживания. 3) Размер заработной платы работника всегда больше реальной стоимости труда, проданного им владельцу предприятия. 4) Государство осуществляет управление обществом и обеспечивает в нём порядок и стабильность. 5) Духовная культура служит сохранению и накоплению опыта и достижений общества.
24) 1) Современное общество включает людей разных профессий. 2) Духовная сфера включает в себя деятельность и общественные отношения в сфере искусства, науки, образования, религии. 3) К этническим группам относят мусульман, христиан, буддистов. 4) Одним из признаков любого государства является республиканская форма правления. 5) Мораль ориентирована на идеалы добра и справедливости.
25) 1) Глобальными называют проблемы, которые затрагивают всех людей, все страны и народы и создают угрозу будущему человечества. 2) Ведущей деятельностью подростков, в отличие от дошкольников, является игра. 3) Государство создаёт правовые нормы. 4) В отличие от природных ресурсов, материальные ресурсы созданы руками человека. 5) Наука регулирует поведение человека с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.
26) 1) Общество — это совокупность природных и социальных сил. 2) Расположение социальных групп в обществе можно представить в виде социальной лестницы. 3) Количество ресурсов для производства экономических благ ограничено. 4) К внешним функциям государства относится осуществление социальной защиты граждан 5) Верующий человек убеждён в реальности контакта с Богом.
27) 1) Общество — это коллектив, необходимый для совместного существования людей, которые зависят друг от друга, обладают общими целями. 2) Понятие «личность» используется для характеристики человека как биологического вида. 3) Экономических ресурсов всегда больше, чем нужно для удовлетворения потребностей человека и общества. 4) Государство ориентировано на реализацию общезначимых целей и интересов. 5) Республиканская форма правления предполагает, что граждане периодически избирают тех, кто определяет политику государства и принимает законы.
28) 1) Обществом называют весь окружающий человека материальный мир. 2) В демократическом государстве правительство осуществляет судебную власть. 3) Экономика как наука изучает хозяйственную деятельность субъектов по производству, распределению, обмену и потреблению благ. 4) Государство обладает исключительным правом взимания налогов и иных обязательных платежей с граждан и организаций. 5) Богатства духовной культуры направлены на развитие личности, раскрытие способностей человека.
29) 1) Загрязнения от транспорта и предприятий, проблемы утилизации отходов негативно влияют на здоровье людей. 2) Мыслительные способности человека совершенствуются в процессе обучения. 3) Религия влияет на отношение верующего к окружающему миру. 4) Торговля — процесс создания товаров и услуг. 5) В любом государстве существует разделение и независимость ветвей власти.
30) 1) В обществе действуют моральные нормы. 2) Работники получают за свой труд заработную плату. 3) К территориальным группам относят мусульман, христиан, буддистов. 4) К внешним функциям государства относится наполнение и структурное распределение государственного бюджета. 5) Гуманизм предполагает отношение к человеку как к высшей ценности.
31) 1) Общество — группа людей, обладающих общими ценностями, целями и интересами. 2) Мнение коллектива сверстников, оценка коллективом поступков и поведения подростка для него очень важны. 3) Моральные нормы устанавливаются государством. 4) Трудоспособное население страны, которое обладает физическими возможностями и знаниями, необходимыми для выполнения какой-либо работы, называют финансовыми ресурсами. 5) Исполнительная власть осуществляется правительством, министерствами и различными ведомствами.
32) 1) Общество оказывает только негативное влияние на природную среду. 2) Одно из прав обучающегося — учиться добросовестно, систематически выполнять домашние задания. 3) Товарами называют продукты труда, произведённые для обмена. 4) Государство обладает суверенитетом. 5) Наука направлена на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.
33) 1) Общество — это совокупность природных и социальных сил. 2) Потребление — использование товаров и услуг для удовлетворения потребностей человека и общества в целом. 3) В демократическом государстве граждане имеют право участвовать в решении государственных дел. 4) Мужчины, женщины, дети, молодёжь — это общности, выделяемые по профессиональному признаку. 5) Каждый обучающийся имеет право получать оценки по каждому учебному предмету в соответствии со своими знаниями и умениями.
34) 1) Общество — это всё человечество в его прошлом, настоящем и будущем. 2) Каждый обучающийся имеет право выполнять указания директора, учителей, классного руководителя. 3) Добровольный и взаимовыгодный обмен благами за деньги называют производством. 4) Власть — это отношение между людьми, способность одних людей оказывать влияние на социальное положение и поведение других. 5) Культура является результатом деятельности общества.
35) 1) Место и роль России в мировом сообществе определяются её статусом евразийской державы с соответствующими интересами, возможностями и влиянием. 2) Экологические проблемы связаны с развитием культуры. 3) Процесс создания товаров и услуг называют производством. 4) Оптимистическое отношение к жизни предполагает уверенность в лучшем будущем и собственных силах. 5) Искусство направлено на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.
36) 1) Семья всегда основана на кровном родстве. 2) Члены семьи, как правило, связаны общностью быта. 3) Члены семьи оказывают друг другу взаимную поддержку. 4) В семье, в отличие от других малых групп, возможно межличностное общение между всеми её участниками. 5) Семья влияет на формирование личности человека.
37) 1) Главным признаком республиканской формы правления является то, что народ участвует в выборе органов государственной власти. 2) Территориальное устройство — это деление страны на административно-территориальные единицы. 3) При демократическом режиме власть осуществляет контроль над всеми сферами человеческой жизни. 4) В унитарных государствах есть один уровень власти — центральный. 5) В абсолютной монархии власть монарха ограничена конституцией.
38) 1) В современных государствах существует разделение властей на две ветви — исполнительную и судебную. 2) Политическая власть — это способность государства контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач. 3) Власть — это возможность подчинять своей воле кого-либо и что-либо. 4) Законодательная власть осуществляет правосудие. 5) Государство устанавливает правила поведения, которые обязаны выполнять все жители страны — законы.
Ответы для остальных заданий ВПР 2020 по обществознанию для 7 (6) класса:
ВПР 2020 по обществознанию 7 за 6 класс ответы и задания для реального ВПР
ВПР 2020 по математике 7 (6) класс реальные задания с ответами:
ВПР 2020 по математике 6 класс реальные задания с ответами
ВПР 2020 по русскому языку 7 (6) класс задания и ответы которые будут:
ВПР 2020 по русскому языку 6 класс задания и ответы которые будут
Источник