Назовите каким свойством по отношению к индивиду

Человек — это биосоциальное существо, обладающее мышлением и речью, наделённое волей и сознанием. Мы знаем, что человек является биологическим видом Homo sapiens (человек разумный) и принадлежит к высшим млекопитающим. Мы также знаем, что биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии, в инстинктах и базовых физиологических потребностях. При этом мы говорим, что человек не мыслим вне общества, он становится человеком в полной мере только в результате процесса социализации.

Для того чтобы подчеркнуть тот факт, что каждый человек представляет собой единство биологического и социального, и вместе с тем уникален и неповторим, мы используем понятия: индивид, индивидуальность и личность.

Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех биосоциальных черт человечества (разума, воли, потребностей и так далее).

Когда мы говорим об индивидных свойствах человека, мы подчёркиваем то общее, что сближает его со всеми другими людьми. Каждый индивид наделён сознанием, владеет членораздельной речью, воспитывается в обществе и усваивает те или иные социальные нормы. Когда же мы говорим об индивидуальных свойствах человека, мы подчеркиваем его неповторимость и отличие от других людей.

Индивидуальность – это совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого.

Каждый ли человек обладает индивидуальностью? Да.

Каждый ли человек обладает яркой индивидуальностью? нет.

Из чего же складывается индивидуальность?

  • внешность (лицо, телосложение, у каждого из нас разные отпечатки пальцев, форма ушных раковин и так далее);
  • привычки (которые имеют ярко выраженное внешнее проявление, например, привычка щелкать пальцами, поднимать одну бровь);
  • общая культура воспитания и поведения человека;
  • способность человека к творчеству и самовыражению.

Три группы факторов, оказывающих влияние на формирование индивидуальности человека

1) наследственность и физиологические особенности (речь идёт о формировании уникальных черт внешности, особенностях организации нервной системы, темпераменте, который является врождённым и оказывает влияние на поведение человека и его взаимоотношения с другими людьми)

2) окружение человека (речь идёт о ближайшем окружении человека (семья, друзья) и о социальном окружении в целом, культурной среде, в которой развивается человек)

3) черты и особенности характера (в данном случае получается, что индивидуальность определяет саму себя, человек ответственен за своё развитие и формирование своего внутреннего Я, кто-то стремится быть таким как все, кто-то наоборот стремится найти новые способы выражения своей индивидуальности)

Однозначно ответить на вопрос, какой из факторов в большей мере влияет на формирование индивидуальности, нельзя. Можно привести аргументы в пользу каждого из факторов. Если мы вспомним о биологизаторском и социологизаторском подходе к пониманию сущности человека, то станет понятным, что сторонники первого будут утверждать, что решающим фактором являются наследственность и физиологические особенности. Сторонники второго подхода скажут, что это окружение и те черты характера, которые формируются под воздействием социальной среды.

Когда нам нужно подчеркнуть социальные характеристики человека, которые формируются благодаря процессу социализации и которые влияют на поведение и взаимоотношения человека с другими людьми, мы используем понятие личности.

Личность — совокупность социально значимых качеств человека, которые приобретаются в процессе жизни в обществе: в деятельности и общении с другими людьми.

Несмотря на то что в понятии личности мы ставим акцент на социальную составляющую человека, следует понимать, что в структуре личности присутствуют три компонента или три измерения – биологический, социальный и духовный. Смысл в том, что каждый из этих компонентов, так или иначе, развивается в социальной среде и под воздействием этой социальной среды.

Каждый ли человек является личностью? На этот вопрос следует ответить утвердительно. Каждый человек является личностью, но вот степень зрелости личности у всех разная, поэтому следует сформулировать качества личности и качества зрелой личности.

Качества личности

  • автономность (способность противопоставить себя обществу и общественному мнению);
  • самостоятельность (способность принимать решения и нести ответственность за свой выбор);
  • самосознание (наличие самооценки и самоконтроля);
  • жизненная позиция (наличие системы ценностей, которая определяет взгляды человека на жизнь и которой он твёрдо придерживается в своей жизни).

Важно понимать, что все перечисленные качества в той или иной мере присутствуют у каждого человека, но проявляются по-разному. Каждый человек в состоянии прийти в магазин и самостоятельно выбрать, какой шоколад он хочет сегодня съесть, но один сам зарабатывает себе на жизнь и тратит на шоколад свои деньги, а другой живёт, например, за счёт родителей. Кто-то принимает для себя ту профессию, на которой настаивали в своё время родители, а кто-то в 18 лет решает, что не будет продолжать династию врачей и поступает в театральный институт.

Маркерами зрелой личности являются:

  • способность осознавать последствия своих решений и нести за них ответственность;
  • степень независимости от общества и умение отстаивать свою позицию и убеждения;
  • умение контролировать своё поведение, проявлять силу воли, самодисциплина;
  • самостоятельность в поступках.

В некоторых источниках приводятся следующие характеристики зрелой личности

  • стремится к новым достижениям, что предполагает постоянное саморазвитие и самосовершенствование;
  • обладает инициативностью (не ждёт предложений от других людей и случая, а проявляет инициативу);
  • обладает уверенностью в себе и в своих силах (тут нужно отличать уверенность, основанную на понимании своих сильных и слабых сторон, от самоуверенности и заносчивости с завышенной самооценкой);
  • осознаёт свои возможности и стремится их расширить;
  • обладает высокими нравственными качествами;
  • обладает творческим началом.

Единого перечня качеств личности не существует, поэтому каждый может сформулировать свой список “требований”, предъявляемых к личности. Важно понимать саму идею – развитие и становление личности происходит на протяжении всей жизни человека, степень зрелости и сформированности личности у разных людей не одинакова.

Факторы, способствующие развитию личности, примерно те же, что и факторы развития индивидуальности: биологические, воспитание и обучение, социальная среда, особенности характера.

Важно понимать, что развитие личности продолжается в течение всей жизни человека и неразрывно связано с обществом. Процесс вхождения индивида в общество и становления его личности называется социализацией. Тема социализации отдельно рассматривается в блоке “Социальная сфера”, сейчас нам важно в нескольких словах описать, как происходит социализация, т.е. становление личности человека.

Социализация – это процесс вхождения индивида в общество, усвоения индивидом системы знаний, ценностей и норм.

Выделяют четыре фазы становления личности (фазы социализации).

Однако не всегда процесс социализации заканчивается интеграцией человека в общество и принятием его индивидуальности со стороны других людей. В некоторых случаях после стадии индивидуализации наступает стадия дезинтеграции, когда общество отказывается принять человека таким, каков он есть, с теми индивидуальными особенностями, которые он проявляет. Тогда у индивида три возможных пути развития – 1) стать таким же как все и всё-таки влиться в коллектив, 2)продолжать жить в коллективе, но в качестве изгоя, 3)покинуть этот коллектив и искать новый.

Расширение и углубление социализации происходит:
1) в сфере деятельности (расширение видов деятельности, реализация своих способностей в тех или иных видах деятельности);
2) в сфере общения (расширение круга общения, расширение кругозора за счёт общения с новыми людьми, развитие собственных навыков общения);
3) в сфере самосознания (понимание самого себя, своих целей в жизни, понимание своих сильных и слабых сторон, формирование образа собственного «Я»).

Расширение и углубление социализации происходит благодаря агентам социализации:.

Агенты первичной социализации: ближайшее окружение человека (семья, родственники, друзья).

Агенты вторичной социализации: формальное, опосредованное окружение человека (организации и учреждения).

Например, рабочий коллектив выступает по отношению к человеку агентом вторичной социализации, это формальное окружение человека, к которому он прислушивается в вопросах профессиональной сферы, но не в вопросах семьи и личной жизни. Если же в этом рабочем коллективе человек находит не просто коллег, но ещё и друзей, то они становятся агентами первичной социализации. Они оказывают более существенное влияние на формирование личности человека, нежели остальные члены рабочего коллектива.

Источник

Определение 1

Понятие индивид подразумевает подобие человека всем другим людям, его отношение к человеческому роду.

Специфика человеческой индивидуальности заключается во всей истории вида Homo Sapiens, хранящейся в наследственной программе. С рождения человек носит в себе специфическую человеческую биологию, которая была сформирована во время прошлого развития в филогенезе.

Для психологии интерес в индивидных свойствах заключается в их проявлении во время становления, развития и функционирования человека. Предпосылками и условиями развития внутреннего мира человека являются природные и телесные его качества. Также они формируют специфические способности человека.

Классификация природных свойств человека по Б. Г. Ананьеву

Б. Г. Ананьев разработал наиболее полную классификацию природных качеств человека.

1. Начальный уровень, на котором проявляются индивидные свойства. Возрастно-половые свойства:

  • возрастные свойства, которые последовательно развертываются во время становления индивида;
  • половой диморфизм, который является фундаментальным разделением органических качеств человека на две принципиально разные фазы: женскую и мужскую.

Определение 2

Под половым диморфизмом принято понимать физические различия между полами, которые обусловлены биологически.

Особый интерес в психологии половых различий представляет исследование полового диморфизма, его проявления в разных сферах поведения. Биологический пол человека является предпосылкой формирования психологического пола индивида, но не определяет его с точностью. Одним из проявлений социализации человека является формирование его половой идентичности.

Существуют различные индивидуально-типические качества индивида:

  • конституциональная особенность, в которую входят биохимическая индивидуальность человека и его телосложение;
  • нейродинамические качества мозга, а также функциональное устройство мозговой деятельности.  

2. На втором этапе индивидных свойств происходит взаимодействие качеств первичного уровня, динамика психофизиологических функций, структурирование органических потребностей.

3. Третий уровень подразумевает интеграцию индивидных качеств человека, к которым относятся задатки и темперамент.

Основной формой развития данных свойств является онтогенетическая эволюция, которая произошла по конкретной филогенетической программе, и постоянно меняется под влиянием социальной истории человечества.  Во время раскрытия самих онтогенетических стадий возрастает фактор индивидуальной изменчивости. Это связано с активным влиянием социальных качеств человека на структурно-динамические особенности человека, которые являются их генетическими  источниками.

Темперамент является одной из главных индивидных характеристик.

Определение 3

Темперамент – это ряд динамических характеристик психической деятельности.

Существует три сферы, в которых проявляется темперамент:

  • общая активность, которая отражает аспекты интенсивности и объемов взаимодействия личности с окружающей средой (физической или социальной). Данная сфера определяет следующие качества человека: инертность, пассивность, спокойствие, инициативность, активность, стремительность и т.д.;
  • особенности моторной сферы, которые являются частными выражениями общей активности. Это темп, ритм, быстрота и общее количество движений;
  • эмоциональность, к которой относится чувствительность, впечатлительность и импульсивность.

Замечание 1

Гален и Гиппократ являются родоначальниками учения о темпераменте. Гуморальная теория темперамента создана именно ими. Гиппократ считал, что у определенной группы людей преобладает желчь, а в других – кровь, в третьих – слизь, в четвертых – черная желчь.

Четыре вида темперамента было обозначено Галеном. Они и сегодня принимаются основными видами. Это холерик, которому свойственно быть бурным, порывистым, горячим и резким. Сангвиник, который является живым, подвижным, эмоциональным и отзывчивым. Флегматик, имеющий спокойный, медлительный, и устойчивый нрав. И меланхолик, которому свойственно грустить, находиться в подавленном, робком и нерешительном настроении.

Конституциональные типологии Э. Кречмера и У. Шелдона

Связь строения тела человека и темперамента изучалась долгое время немецким психиатром Э. Кречмером. Его работа «Строение тела и характер» раскрывала вопрос соответствия конкретной конституции определенному психологическому складу индивида. Проведя множество клинических наблюдений, ученый понял, что существует связь между обозначенными ими видами телосложения и характера. По Э. Кречмеру существует три главных типа телосложений, а также соответствующие им виды темпераментов:

  • астенический вид конструкции подразумевает длинную и узкую грудную клетку, длинные конечности, слабую мускулатуру, удлиненное лицо. Данный вид конструкции наиболее соответствует шизоидному темпераменту, то есть шизотимике. Как правило, к этой группе относятся аутичные личности, которые погружены в себя, замкнуты, склонны проявлять абстракцию, приспособление к окружению происходит с трудом;
  • пикнический вид, которому свойственна широкая грудь, коренастая, широкая фигура, полнота, круглая голова, короткая шея. Данный вид телосложения соответствует циклоидному темпераменту. Люди, обладающие таким темпераментом, являются общительными, привыкли реалистично смотреть на мир, склонны к перепадам настроения. Так, у маниакальных субъектов может быть постоянно повышенное, веселое настроение, а у депрессивных субъектов отмечается постоянно сниженное и печальное настроение;
  • для атлетического вида конструкции свойственна развитая мускулатура, пропорциональное телосложение, широкий плечевой пояс, узкие бедра. Данный вид телосложения соответствует эпилептоидному темпераменту. Эпилептоиды обычно имеют сдержанную мимику и жесты, как правило, внешне они невозмутимы и спокойны, но периодически подвержены вспышкам ярости и гнева. Отличительные качества: невысокая гибкость мышления, мелочность, трудно приспосабливаются к непривычной обстановке.

Одной из конституциональной теории является также концепция У. Шелдона. Американский психолог вывел три главных вида соматической конституции:

  • эндоморфная конституция, в которой преобладает развитие внутренних органов. Данной конструкции свойственно телосложение слабое и мешковатое, с избытком жировой ткани ;
  • мезоморфная конструкция, для которой свойственна развитость мышечной ткани и сильное крепкое тело;
  • эктоморфная конструкция, ее обладатели имеют хрупкое телосложение, длинные руки и ноги, а также слабую мускулатуру.

Каждой из этих конструкций соответствует свой темперамент, которые Шелдон назвал следующим образом: висцеротония, соматотония и церебротония.

Замечание 2

Конституциональная типология У. Шелдона и Э. Кречмера получили множество критических оценок, из-за своего стремления обозначить связь между типом телосложения человека, которое обусловлено генотипически и темпераментом и характером, иными словами, психологическим складом человека.

Совершенно отрицать данную связь невозможно, но и не нужно искать природу этой связи в наследственной обусловленности. Специфика телосложения сама по себе не определяет развитие свойств нервной системы личности. Они могут быть органическими предпосылками, которые влияют на формирование психических особенностей. Реальное их воздействие становится очевидным в системе межличностных отношений носителей телесных свойств.

К примеру, исследования показали, что три соматотипа Шелдона не одинаково привлекательны для подростков. Максимальная привлекательность отдается мезоморфному типу, а наименьшая – эндоморфному. Стройное, мускулистое тело ассоциируется у подростков с лидерскими качествами, спортивностью и активностью.  И наоборот, предметом насмешек является полный подросток. Такой тип подростков крайне редко может занимать ведущее положение среди сверстников, испытывает потребность в поддержке, а также возможность выбора друга у данного типа гораздо меньше.

Классификация природных свойств человека по И. П. Павлову

И. П. Павлов классифицировал индивидные свойства личности на взаимосвязи темперамента и типа нервной системы личности. При изучении трех основных параметров процесса возбуждения и торможения (речь идет о силе – слабости, подвижности – инертности, уравновешенности – неуравновешенности), ученый выявил, что из значительного числа вероятных их сочетаний в природе можно выделить четыре наиболее ярких вида нервной системы. Среди них три сильных типа. Это безудержный, живой и спокойный. И один слабый.

Павлов связал их проявления в поведении с античной классификацией темперамента.  Сангвиник имеет сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы. Флегматик – уравновешенный, сильный и инертный. Холерик был неуравновешенным, а меланхолик слабым.

На силу нервной системы личности влияет его высокий уровень работоспособности, а также необходимая степень сдержанности выражения чувств, умение ждать, выслушать другого, настойчивость во время достижения целей и инициативность. Слабость нервной системы выражается в совершенно противоположных качествах: повышенной утомляемости, недостаточной инициативности, внушаемости, плаксивости, боязливости.

Уравновешенность нервных процессов проявляется в отсутствие раздражительности, колебаний настроения и аффективных вспышек. Неуравновешенность же нервных процессов проявляется в неспособности к ожиданию, а также в нарушениях сна.

При подвижности нервных процессов происходит быстрое привыкание к новой обстановке, мыслительная подвижность, подвижность моторики и речевой артикуляции, быстрота засыпания и пробуждения.

Замечание 3

Для отечественных психологов (Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына, В. С. Мерлина и др.) первостепенное научное значение исследований Павлова заключалось в обнаружении роли качеств нервной системы в качестве первичных и самых важных параметров психофизической организации личности. Но в современных исследованиях отмечено, что само устройство качеств нервной системы в виде нейрофизиологических измерений темперамента, является гораздо сложнее, чем воспринималось раньше, а количество комбинаций данных качеств гораздо больше, чем выводи Павлов.  

Если рассматривать современную трактовку темперамента, то его можно обозначить как формально-динамическую характеристику поведения личности, которая проявляется в общей активности его отношений с окружающим миром, а также в его эмоциональном отношении к миру, себе и итогам своей деятельности.

Критерии темперамента В. М. Русалова

Существует семь критериев темперамента, которые выдели В. М. Русалов:

  • содержание деятельности и поведение не влияют на темперамент, иными словами, темперамент не зависит от мотивов, смысла, целей и т.д.;
  • темперамент характеризует степень динамического напряжения и отношения личности к людям, миру, себе и деятельности;
  • темперамент является универсальным и проявление его происходит во всех областях деятельности;
  • темперамент проявляется в раннем детстве;
  • темперамент устойчив на протяжении долго периода жизни индивида;
  • темперамент коррелирует с качествами нервной системы и иных биологических подсистем;
  • темперамент наследуется.

Если рассматривать понимание темперамента в качестве формально-динамической характеристики, то можно сделать вывод, что не существует «хорошего» или «плохого» темперамента. При конкретных видах деятельности каждый темперамент имеет достоинства и недостатки.

Темперамент, как набор индивидуальных свойств личности, влияет на формирование характера, поведение индивида. Он является динамической стороной характера, его физиологической основой.

Источник