Напиши какие свойства воздуха используют для 4 класса

Напиши какие свойства воздуха используют для 4 класса thumbnail

Урок по теме:

«Как человек использует свойства воздуха».

Окружающий мир.

Учитель: Шитцылова Н.Н.
Объект: 4А класс

 МОУ УНОШ №2

26 февраля 2009г.

Цель:

Сформировать понятие о воздухе и его свойствах.

Развивать речь, мышление, умение проводить опыты, делать вывод., умозаключения.

Развивать коммуникативные способности.

Оборудование:

Веера, банка с водой, стакан , керосиновая лампа, бумажная салфетка, спички, шприцы, вырезанные из бумаги шары красного, зеленого  и синего цвета.

Ход урока:

I.Проверка домашнего задания.

– Как называется водная  оболочка земли?

– Какую роль играет вода в жизни живых организмов?

– Сколько может прожить без воды человек?

– Назовите основные свойства воды.

– Сформулируйте закон сообщающихся сосудов. Где его научился использовать человек?

– Почему гайка , опущенная в воду, меньше растягивает резинку, чем гайка подвешенная в воздухе?

– Чему равна выталкивающая сила? Где человек использует это свойство?

– Почему не тонет корабль, корпус которого сделан из железа?

– Какое свойство воды используется при стирке ?

– Что произойдет с консервной банкой, если ее разогревать, не раскрыв?

– Какое свойство воды используется в паровом  двигателе?

– Назовите три состояния воды. Приведите примеры их  в природе.

II. Постанова проблемы и актуализация знаний.

Слайд  №1.

– Сегодня мы с вами поговорим о воздухе и его свойствах.

Слайд  №2.

– Ответьте на вопросы в начале учебника.

– Почему  без атмосферы не возможна жизнь на других планетах и на земле?

– Почему люди не могут полететь к другим планетам?

– Что мы знаем о воздухе?

– Как доказать, что воздух  не  пустое место?

ОПЫТ №1.

– Помашите веером перед лицом. Что вы почувствовали?  (Прикосновение ,  хотя веер до нас не прикасался. Значит между веером и лицом что-то есть. Это воздух.

ОПЫТ №2.

– Перевернем стакан вверх дном и медленно опустим его  в банку  с водой. Попадет ли вода в стакан? Почему?  Ответ:  Нет. Препятствует  воздух.

–  К какому  из трех состояний веществ относится воздух?

– Что такое атмосфера? Населена ли она  ли она живыми веществами? Какими?

– Как используют воздух животные и люди?

– Как используют воздух растения?

– Все живые организмы состоят из воды и воздуха. Какой газ воздуха поддерживает температуру нашего тела и температуру в печи?

-Сколько может человек прожить без воздуха и почему?

Слайд №3.

– Мы так много знаем о воздухе, атмосфере. На какие вопросы можно еще получить ответ? (Предположения.)

Слайд №4.

III. Открытие новых знаний.

Диалог Миши и Лены(стр. 24)

– Что произойдет  с планетой Земля, если исчезнет атмосфера?

– Какую роль выполняет атмосфера ?

Ответ: Воздух  образует воздушную оболочку, которая окружает земной шар и с помощью озонового слоя защищает поверхность Земли от губительного облучения.

–  Прочитайте ЗАДАНИЕ №1  НА  СТР. 24.

Слайд № 5 .

Доклад на тему «Круговорот воды в природе»

Ответ: Вода океанов испаряется и в виде облаков переносится ветрами в другие места, где выпадают дожди, питаются реки.

Загадка:

  1. Гуляет в поле,  да не конь,

Летает на воле,  да не птица.

2.Бырчит, рычит,

Ветки ломает,

Пыль поднимает.

Людей с ног сбивает.

Слышишь его,

Да не видишь его. (Ветер.)

– А что такое ветер?

– Как возникает ветер?

Ответ:  Участки земной поверхности нагреваются по- разному: ветер дует от менее нагретого участка к более нагретому.

– Что случилось , если бы  не стало ветра?

– Прочитайте текст на  стр. 24.  Последний абзац.

– Человек издавна научился  использовать ветер как  источник энергии.

– Рассмотрите иллюстрации (Слайд №6). . Как человек использует ветер?  Прочитайте  верхний абзац.

– Человек изобрел парус, который позволил ему отправиться в путешествие. Уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах.

– В Средние века строились ветряные колеса для работы по хозяйству.

Однако и в современности ветряной двигатель играет большую роль, так как в отличие от других источников он не загрязняет атмосферу.

– Почему  возможно летать на воздушных шарах?

(Слайд №7)

,

– Одним из способов передвижения по воздуху является воздушный шар, заполненный более легким, чем воздух газом или просто нагретым воздухом. Началом эры воздухоплавания следует считать 1783 год, когда братья Монгольфье  поднялись в воздух на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом. Возможность передвижения по воздуху летательных аппаратов связана с тем ,  что воздух  обладает выталкивающей силой.

– Так какой силой обладает воздух?

– Прочитайте текст «Для любознательных»  на странице25

Опыт №3.

Над зажженной керосиновой лампой держу бумажную салфетку.

Что наблюдаем?

Почему поднимается салфетка?

– Какова температура воздуха над лампой?

– Так что происходит с воздухом при нагревании?

– Где используется это свойство воздуха?

– Прочитайте текст на странице 25 (последний абзац).

Слайд №8.

ВОЗДУХ ПРИ НАГРЕВАНИИ РАСШИРЯЕТСЯ. ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА,

– Однако главный недостаток воздушного шара – его слабая управляемость. Лишь самолеты обеспечили людям возможность передвигаться на большие расстояния с большой скоростью.

– Плотность воды 1000 кг/м3,

 Плотность воздуха 1,29 кг/м3.

– Что плотнее воздух или вода?

– Можно ли опереться на воду? При каких условиях?

– А опереться на воздух? При каких условиях?

– Где применяется это свойство?

Слайд № 9.

Прочитайте текст на странице 26 (верхний абзац).

О каком ещё свойстве воздуха вы узнали?

Слайд № 10.

НИЗКАЯ ПЛОТНОСИЬ,

– Почему самолеты развивают скорость до  800-900 км/ч, а корабли чуть больше 100 км?

Слайд № 11. Зачем птицам перья,  зверям шерсть, а нам свитер?

– Почему рамы двойные? Что между стеклами?

– Прочитайте текст на странице 26 (нижний абзац).

– Выполните задание № 2.

Благодаря низкой плотности воздуха он обладает ещё одним свойством:  плохо проводит тепло. На этом свойстве основано создание человеком теплых вещей. Шерстяные вещи и шубы сохраняют в себе толстую воздушную прослойку, которая не дает телу потерять тепло.

Слайд № 12.

ПЛОХОЙ ПРОВОДНИК.

Физкультминутка.

-Чтобы познакомиться с ещё одним свойством воздуха, проведем опыт, который нам предложили в задании № 3 на странице 26.

Опыт № 4.

– Возьмите пластмассовый шприц (без иглы) и поставьте его поршень в среднее положение. Крепко зажав  пальцем отверстие для иглы, попробуйте задвинуть и вытянуть поршень.

– Какой вывод? (страница 27).  Слайд №13.

На этом свойстве основано использование  воздуха в автомобильных шинах, мячах, надувных матрацах.

– Как называется это свойство?

Слайд № 14.

УПРУГОСТЬ.

– Давайте вспомним, о  каких  свойствах  воздуха мы узнали?

Свойства воздуха:

– расширение при нагревании;

– плохо проводит тепло;

– низкая плотность;

– упругость.

– Воздух – это одно вещество или смесь газов?

– Из чего состоит воздух?

В воздухе содержится:          Слайд № 15.

21% кислорода

78% азота

0,9% благородных газов и

0,03% углекислого газа.

Выступление об использовании газов, входящих в состав воздуха.  Слайд № 16.

Читайте также:  Какие свойства имеет лимонник

Текст «Для любознательных» страница 27.

IV. Первичное закрепление.

Как человек использует свойства воздуха?

Слайд № 17.

Где человек использует газы, входящие в состав воздуха?  Слайд №18.

V. Домашнее задание:

Параграф 20, задания №4, 5,6,10.

Приложение.

Ответы на вопросы в конце урока.

– Какие свойства воздуха важнее всего для мяча, одеяла, парашюта?

 Для мяча – упругость,

 Для одеяла _ слабое проведение тепла,

 Для парашюта – плотность.

– Откуда берутся вещества,  из которых состоят живые вещества? Какой именно газ воздуха создает основу всех органических веществ?

Ответы: Живые организмы состоят из органического вещества. Растения создают органические вещества из углекислого газа и воды. Поэтому основной газ, из которого состоят тела живых организмов – углекислый газ.

– Какой газ поддерживает температуру нашего тела и температуру  в печи? Каким образом?

Ответы: Высокая температура  нашего тела  поддерживается за счет тепла, полученного при окислении пищи. Это становится возможным благодаря кислороду. Кислород обеспечивает и горение дров в печи.

Задания № 4,5,6

Задание №7.

– Какой рисунок вы не раскрасите? (Ракету.)

Задание №8.

Для улавливания даже слабого ветерка и увеличения грузоподъемности парашюта и планера надо увеличить площадь опоры и уменьшить вес.

Задание № 9.

Из азота делают удобрения.

Кислород используют для сварки.

Углекислый газ – добавляют в газированную воду.

Водородом заполняют воздушные шары.

Задание №10.

– Какая сила поднимает в воздух воздушные шары?

Ответ: Воздушные шары поднимает выталкивающая сила.     

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 19 имени Поповичевой Н.З. г. Липецка

Конспект урока по окружающему миру

в 4 классе

«Свойства воздуха»

подготовила

учитель начальных классов

Шкут Елена Васильев

г. Липецк

2015 г.

Задача.

Сформировать понятие о воздухе и его свойствах.

Цели:

  • формировать знания о свойствах воздуха;

  • развивать умение анализировать, ориентировать явления и события по отношению к пространству;

  • подвести учеников к мысли, что Землю рассматриваем как наш общий дом; к распространению принципов человеческой морали на всю нашу планету и даже ближайший космос.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, хим. посуда, шприц, спиртовка,

капроновая лента, пробирка.

I Организационный момент.

А теперь проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку « 5 ».

II Постановка проблемы и актуализация знаний.

Учитель: посмотрите дети, как вы думаете, что у меня в этой пробирке?

Дети: ничего в ней нет. Пусто.

Учитель: пусто говорите? Что ж, давайте проверим.

(Учитель опускает пробирку в химическую чашу с водой.)

Что наблюдаете?

Дети: мы заметили пузырьки.

Учитель: верно, из пробирки «побежали» пузырьки. А вы говорите –

пусто. Так что это за невидимка сидел в пробирке?

Дети: наверное, воздух.

Учитель: а для чего нужен воздух животным, растениям.

Слайд №2 «птица, лошади»

Дети: все живые организмы дышат, используя О2 воздуха.

Растения употребляют воздух для поглощения

СО2, используя в фотосинтезе. Воздушная оболочка окружает

земной шар и защищает Землю. Для птиц воздух среда обитания.

Слайд №3 «Земля»

Диалог.

Лена: Миша, а могут ли люди, животные, растения жить на других

планетах Солнечной системы?

Миша: вряд ли, ведь для жизни нужна вода и воздух – как на Земле.

Ученик: а я не согласен с Мишей. Атмосфера есть у некоторых

других планет Солнечной системы. Например, у Венеры и

Марса. Атмосфера там есть, а жизни нет. Почему?

Учитель: а ведь Коля прав.

Дети: атмосфера – воздушная оболочка Земли, защищает нас от

губительных космических лучей, от перегрева солнцем

и от переохлаждения.

Учитель: учёные называют воздух – атмосферой Земли. В атмосфере

Земли много О2. И только на Земле есть настоящие фабрики

кислорода – РАСТЕНИЯ. Они превращают в кислород

непригодный для дыхания углекислый газ и воду с

помощью солнечного света.

А теперь посмотрим на экран.

Слайд №4 «Парусник, дельтаплан, мельница».

Учитель: назовите предметы, которые вы видите.

(Ответы детей.)

– Что приводит в движение колесо мельницы, парусник,

дельтаплан?

Ученики: ветер.

Учитель: а давайте пригласим его к нам в гости. Как? Очень просто. Нажмём

кнопку вентилятора. Ишь, как зажужжал! Дует – чувствуете?

Вот мы и вызвали ветер. Вентилятор, он же ветродуй. Потому что

слово ВЕНТУС в переводе с латинского языка означает «ветер».

Оказывается, человек издавна научился использовать поток воздуха,

как источник энергии. Он изобрёл парус. Уже 2- 3 тысячи лет назад

египтяне плавали по Средиземному морю на парусных судах. В

средние века строились ветряные колёса (современное название –

мельница), которые помогали человеку по хозяйству. И в

современности ветряная электростанция играет всё большую роль

(на слайде появляется ветряная электростанция), т.к. это самый

«чистый» способ получения энергии – не происходит загрязнения

окружающей среды, в частности воздуха, один из принципов

экологического хозяйства.

Учитель: на прошлых уроках мы уже с вами говорили, что помимо 4 океанов есть ещё 5-ый «воздушный», и он очень похож на водный. Мы

живём на дне этого океана. Но и здесь на все предметы действует

выталкивающая сила. Конечно, она мала, но достаточна, чтобы

поднять предметы тяжелее, чем воздух (т.к. воздух хоть и лёгкий,

но тоже имеет вес.) Вспомните шарики, которые вам покупают

родители на праздники, стоит отпустить верёвочку, и шарик

взмывает вверх. Сравните с шариками, которые мы надуваем сами.

Они лишь перемещаются под действием потока воздуха или от

прикосновения. Объясните почему?

Дети:

Учитель: сейчас мы с вами проведём опыт, который поможет нам раскрыть

тайну шариков. Вы следите за происходящим, и как самые

настоящие учёные объясните, что будет происходить с ленточкой.

(Учитель над пламенем спиртовки держит капроновую ленту,

и её края приподнимаются.)

– Что заметили?

– Почему приподнимаются края?

– Почему тёплый воздух перемещается вверх?

(Он становится легче.)

– А почему становится легче?

(При нагревании расширяется.)

(Если дети сразу выведут свойство воздуха, что при нагревании

расширяется, то формулируем тему урока. А если ученики

испытывают затруднение, то продолжаю подводящий диалог.)

Учитель: вспомните, что происходит с водой при нагревании? (Расширяется)

Следовательно …

Дети: воздух тоже расширяется.

Учитель: помогите мне сформулировать тему урока. (Доска)

КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ СВОЙСТВА ВОЗДУХА.

Учитель: откройте учебник на стр.25. Найдите последний абзац. Прочитайте

и после расскажите, как использует человек свойство воздуха при

нагревании.

Доска (1-ое свойство воздуха).

Учитель: так как же использует это свойство человек? Посмотрим на наш

волшебный экран.

Слайд № 6 «Шары».

Учитель: а ещё это свойство человек использует в работе реактивных

двигателей самолётов, которые обеспечили людям возможность

передвигаться на значительные расстояния с большой скоростью.

– А почему самолёт не падает?

Дети: потому что он двигается.

Учитель: посмотрим на экран.

Слайд № 7 «Самолёт, вертолёт».

Читайте также:  Какие есть свойства алгоритма

Самолёт поднимается за счёт подъёмной силы, создаваемой при

движении с большой скоростью на крыле, имеющим особую форму.

Хоть воздух и имеет низкую плотность, на него можно опираться,

если двигаться с большой скоростью. Это свойство воздуха было

использовано при создании вертолёта, дельтаплана, параплана.

Доска (2-ое свойство воздуха).

= ФИЗМИНУТКА=

Учитель: наряду с тем, что воздух имеет низкую плотность,

расширяется при нагревании,

мы узнаем ещё одно замечательное его свойство.

А поможет нам в этом правильно выполненное задание №2 на стр.26

Прочитайте.

Слайд № 8 «Задание № 2»

Дети: ответы детей.

Учитель: а теперь посмотрим, что покажет нам помощник – экран.

А почему же одежда нагревается от тела, а не наоборот?

Дети: ответы.

Учитель: всё верно. Наш организм выделяет тепло, энергию. А из курса

окружающего мира 3 кл. вы знаете, что энергия не исчезает

бесследно. Она переходит из одного состояния в другое. Одежда

создаёт воздушную оболочку, которая плохо проводит тепло. Так

какое свойство воздуха вы вывели?

Доска (3-е свойство воздуха).

Учитель: как используют это свойство воздуха человек, животные?

Узнайте об этом из абзаца (2-го) на стр. 26.

Отвечайте, пожалуйста.

Слайд № 9 «Мальчик, птичка».

Учитель: чтобы открыть последнее свойство воздуха, с которым

познакомимся на этом уроке, проведём опыт.

(Опыт со шприцем.)

– Что наблюдаете?

– Запишите свои наблюдения на стр.27 в рамке вверху.

( Прослушиваются ответы.)

– Как же можно сформулировать это свойство воздуха?

Доска (4-ое свойство воздуха).

Учитель: где вы наблюдали это свойство воздуха?

Дети: ….

Слайд № 10 «Колесо, матрац, мяч».

Учитель: в начале урока мы говорили, что в воздухе есть О2, необходимый

для дыхания человеку, животным;

СО2, поглощаемый растениями при фотосинтезе. Следовательно,

воздух – смесь газов: О2, СО2, N2 и других. Об их применении

вы узнаете из рубрики «Для любознательных», которую

прочитаете дома.

Какой вывод мы можем сделать?

Дети: люди научились использовать воздушное пространство, силу

ветра, свойства воздуха и его составные части.

III. Практикум по самостоятельному применению и использованию

полученных знаний.

Учитель: вам предстоит выполнить задание 7 на стр.29.

Прочитаем (вслух). Самостоятельное выполнение.

А теперь проверим.

Самолёт – плотность,

Мяч – упругость,

Воздушный шар – выталкивающая сила, расширение при нагревании,

Свитер – плохо проводит тепло,

Парус – движение воздуха (сила ветра),

Ракету – не закрасили.

Дополнительное задание № 9.

IV Комментирование отметок.

Домашнее задание: Параграф 20, задание 8, 10.

V Итог урока.

-Что нового узнали?

-Какие свойства воздуха человек использует?

После ответов – Слайд № 11. Состав воздуха

Учитель: человек широко использует свойства воздуха, его составные части.

Но он должен помнить, что он не только потребитель, но и

хозяин всех богатств, которыми щедро одарила его природа.

Поэтому, нельзя загрязнять атмосферу воздуха дымом, который не

прошёл сквозь специальный очистительный фильтр. Большой вред

наносят окружающей среде и курильщики, т. к. дым от сигарет,

тоже загрязняет атмосферу.

Для сведения:

г. КАРАБАШ. Челябинской обл.

Медеплавильный комбинат. Самый грязный город мира – «ЧЕРНАЯ ТОЧКА ПЛАНЕТЫ».

Учитель: спасибо за урок. Слайд № 12.

Мы не прощаемся, а говорим всем:

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!!!»

Список использованной литературы

1. Вахрушев А.А., Окружающий мир. 3 класс. 2-М.: Изд. «Баласс» 2015

2. Эрдаг Ф. Всё обо всём. Потомучка., М.:ООО «Издательство Астрель» 2014

3. Барашков А. Физика. Справочник школьника. М.; Филологическое общество «Слово», 1995

Источник

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса «Школа 2100»

Тема: Как человек использует свойства воздуха.

Учитель: Фролова Марина Александровна.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели деятельности учителя: сформировать понятие о воздухе, его свойствах и способах применения свойств воздуха человеком.

Планируемые результаты:   

Личностные:  учатся осознавать свои возможности в учении; адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием; научатся самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, занимаются целеполаганием, ставят учебную задачу, проводят коррекцию, контроль полученных знаний, анализировать результаты своей деятельности.  

Познавательные:  расширят, уточнят и пополнят знания о воздухе и его свойствах. Проводят анализ, синтез, сравнение, извлекают необходимую информацию, самостоятельно создают способы решения проблемы путем творческого и поискового характера, осознанно строят речевые высказывания, строят логические цепи рассуждений и доказательств.              

Личностные:  учатся осознавать свои возможности в учении; адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием; научатся самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: учатся выражать свои мысли, чувства, учитывать разные мнения, формулировать свое мнение.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов 4 класс, часть 1; рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов 4 класс, часть 1; учебная презентация; раздаточный материал; оборудование для опытов; видео проведенного опыта; карточки на доску.

Ход урока

1. Организационный момент

-Здравствуйте. Посмотрите, какой сегодня замечательный день. Давайте же и мы сейчас улыбнемся друг другу, чтобы на нашем уроке царили только доброта и хорошее настроение. И тогда у нас все получится.

-Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должно быть: учебник, дневник, рабочая тетрадь, пенал.

2. Постанова проблемы и актуализация знаний.

Сценка. Двое учащихся ставят кораблик в емкость с водой, один из них дует на кораблик. Диалог между ними:

Не пойму, почему кораблик плывет? Между нами ничего нет, а я до него не дотрагиваюсь.

– Между вами воздух. Ты дуешь воздух на кораблик, а он двигается.

-Какие вопросы у вас ребята возникли после просмотра сценки?

(Что такое воздух? Какими свойствами он обладает и как люди научились использовать свойства воздуха.)

– Назовите тему нашего урока. (Слайд 1)

– Какие цели мы поставим перед собой на уроке?

(Узнать, что такое воздух. Выяснить какими свойствами обладает воздух, как человек использует эти свойства).

– Предлагаю составить план урока.

1. Вспомним, что мы уже знаем о воздухе.

2. Узнаем свойства воздуха.

3. Узнаем, как человек использует свойства воздуха.

4. Научимся применять полученные знания.

А сейчас я предлагаю вспомнить все, что мы уже знаем о воздухе, прослушав сообщения.

1 сообщение «Атмосфера – «земное одеяло».

В космосе царит пустота. Там намного холоднее, чем в морозилке. Зато предметы, освещенные солнцем, нагреваются, как сковородка.

Наша земля окутана воздушной оболочкой – атмосферой. Атмосфера, как одеяло, защищает Землю от космического охлаждения и перегрева.

В атмосфере происходят явления, которые определяют погоду. Облака, ветер, мороз, жара, дождь и снег, гроза и туман – это все атмосферные явления.

Все живые организмы дышат атмосферным воздухом.

– А сейчас нам Даша расскажет как используют воздух животные и растения.

2 сообщение « Как используют воздух животные и растения».

Читайте также:  Какой гидроксид обладает наиболее сильными основными свойствами

Растениям, как и всем живым организмам, надо дышать. Растения поглощают из воздуха углекислый газ, а выделяют кислород. С помощью углекислого газа воды и питательных веществ на свету у растений происходит фотосинтез, в процессе, которого выделяется кислород.

Животные, в том числе и человек, поглощают кислород, а выдыхают углекислый газ, необходимый растениям. Благодаря живым организмам превращение веществ бесконечно идет по замкнутому кругу. Так поддерживается жизнь на Земле.

3.Совместное открытие знаний

3.0. Сообщение учителя. (Слайд 2)

Воздух – это смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и других. Газы не имеют формы и заполняют весь доступный им объем. (Слайд 3)

3.1. Работа по учебнику.

-Откройте учебник на стр.89 и прочитайте текст и подготовьтесь ответить на вопрос: Что произойдет с планетой Земля, если исчезнет атмосфера?

Какую роль играет атмосфера?

3.2. Свойство – движение воздуха. (Слайд 4)

Фырчит, рычит,

Ветки ломает,

Пыль поднимает,

Людей с ног сбивает.

Слышишь его,

Да не видишь его. (Ветер)

Ветер – это перемещение воздуха. Благодаря ветру тепло и влага переносятся по всей поверхности земли. Без ветра вся суша превратилась бы в пустыню. (Слайд 5)

Люди еще в древности научились использовать силу ветра. Они изобрели парус для путешествий по морю и ветряное колесо для работы по хозяйству Ветряное колесо не потеряло работу и в наше время.

В настоящее время строят ветряные мельницы, ветряные электростанции. В Туймазинском районе есть ветряные электростанции(если ехать в направлении г.Уфа справой стороны после с.Кандры). (Слайд 6)

Оказалось, что ветряные электростанции – это самый чистый способ получения электричества: окружающая природа при этом не загрязняется.

-Назовите минус ветряной электростанции, ветряной мельницы. ( Если нет ветра – они не работают).

3.3 Свойство – воздух при нагревании расширяется(Слайд 7)

Воздух состоит из частиц. Они постоянно сталкиваются между собой. Когда воздух нагревается, частицы двигаются быстрее и сильнее сталкиваются. Из-за этого частицы отскакивают на большие расстояния. Промежутки между ними увеличиваются и воздух расширяется. А теплый воздух поднимается вверх. Это свойство воздуха можно увидеть и дома, когда теплый воздух из печной трубы поднимается вверх. Люди заметили это свойство воздуха и решили его использовать для подъема различных предметов. Так придумали воздушный шар.

Первые воздухоплаватели летали на воздушных шарах, заполненных горячим воздухом. Во время полета его приходилось постоянно подогревать газовой горелкой).

3.4. Свойство – выталкивающая сила.

Комната заполнена воздухом. Теплый воздух – он более легкий и находится на верху комнаты, а внизу – холодный воздух. Если открыть окно, то можно увидеть, как в комнату заходит холодный воздух и выталкивает теплый воздух на улицу. Это свойство воздуха – выталкивающая сила.

Просмотр видеоролика с записью опыта со свечкой, который доказывает, что холодный воздух выталкивает из помещения теплый воздух.

– Откройте рабочую тетрадь с.34 №1. Выполняют. Проверяем – зачитывают ответы.

3.5. Низкая плотность воздуха. (Слайд 8)

Плотность воды 1000 кг/м3.

Плотность воздуха 1,29 кг/м3.

– Что плотнее – воздух или вода? (Воздух менее плотный, чем вода.)

– Можно ли опереться на воду? (Да.)

– При каких условиях? (Если развить большую скорость.)

– А на воздух опереться можно? (да)

– При каких условиях? (если развить большую скорость)

Люди применили это свойство воздуха при создании летательных аппаратов. (Слайд 9)

– Как называются эти летательные аппараты? (Слайд 10)

-Первый самолет в 1903 году создан братьями Райт. Используя низкую плотность, человек понял, что можно быстрее передвигаться по воздуху, чем по суше или воде. (Слайд 11,12)

3.6. Воздух плохо проводит тепло. (Слайд 12)

Благодаря низкой плотности воздух плохо проводит тепло. Когда холодно, звери поднимают шерсть, птицы- перья, а человек надевает теплый свитер. Все это делается только для того, чтобы окружить себя воздушной оболочкой, которая плохо проводит тепло. Посмотрите на окна и ответьте на вопрос:

-Почему в окна вставляют вторые рамы? (стекла сами по себе не защищают от холода, они лишь удерживают прослойку воздуха.)

-Зачем снегом укутывают кусты, грядки? (между снежинками есть воздух и он предохраняет от холода растения)

-Для чего звери одеваются в теплые шубки? (между шерстинками находится воздух и он становится преградой между теплом и холодом)

Очень трудно выживать животным и птицам зимой. Холодно, голодно. Но мы с вами можем помочь птицам преодолеть трудности. Что мы можем сделать для них? (Кормушки)

-Почему люди надевают варежки? (Шерстяные варежки удерживают много воздуха и он сохраняет тепло.

3.7. Упругость и сжимаемость воздуха. (Слайд 13, 14, 15)

Опыт со шприцом. С.91 учебника.

Воздух – упруг и сжимаем.

-Где человек использует это качество воздуха? (мячи, шины автомобильные, баллоны для купания).

4. Обзор книжной выставки.

Ели вы хотите больше узнать об использовании свойств воздуха людьми, об изобретениях, связанных со свойствами воздуха, обратите внимание на следующие энциклопедии и книги из школьной библиотеки….

Физминутка.

Человеку воздух необходим для дыхания.

Сделайте глубокий вдох и выдох( повторяют 2 раза).

Человек изобрел мельницу. Сделайте круговые движения правой рукой, левой рукой, плечами. А теперь сядем в корзину воздушного шара и начнем медленно подниматься. Теперь опускаемся вниз( повторяют 2 раза). Тяжело вам было приседать? А где легче приседать в воде или здесь?.Это потому ,что воздух имеет низкую плотность.

5. Применяем новые знания.

Работа парами.

В рабочей тетради в №3 предлагается сделать модели ветряного колеса, парашюта и планера. И сказать какое свойство воздуха использует модель.

Работа в группах.

Задание для 1, 3 группы:

Соедини названия наиболее важных свойств воздуха с их использованием.

Птица при полете Сила ветра

В футбольном мяче Плотность

Парусом Упругость

Всеми живыми существами Расширение при нагревании

Растениями Плохо проводит тепло

В двойных рамах Содержание кислорода

В воздушном шаре Содержание углекислого газа

Задание для 2 группы:

Соедини названия наиболее важных свойств воздуха с их использованием.

Для полета самолетов Сила ветра

В шинах автомобиля Плотность

При сжигании Упругость

В газированной воде Расширение при нагревании

В одеяле Плохо проводит тепло

Для получения электричества Содержание кислорода

В воздушном шаре Содержание углекислого газа

5. Итог урока.

Сегодня на уроке мы сделали много открытий о том, сколько удалось изобретений сделать человеку, благодаря свойствам воздуха.

– Из каких газов состоит воздух?

-Какие свойства воздуха вы узнали?

-Как человек применяет эти свойства воздуха?

6. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь с.35 задания № 4,5,6,7.

7. Рефлексия.

Оцените свою деятельность на уроке.

У вас на столе лежат пакеты с кружочками разного цвета .Если урок был полезен и понятен ,выберите красный круг, если кое-что чуть-чуть не ясно- жёлтый, если ещё надо потрудиться- синий. Прикрепите их к доске.

8. Оценивание.

За работу на уроке ставлю…

«Спасибо за работу на уроке, за активность. Желаю вам удачи.»

Источник