На каких свойствах сложения основано сложение смешанных чисел
Смешанные числа представляют собой особую категорию дробей. Складывать такие числа достаточно проблематично для учеников 5 класса, поэтому чаще смешанные дроби переводят в неправильные. Это занимает время, поэтому лучше складывать смешанные числа сразу, это не так сложно, как кажется на первый взгляд.
Что такое смешанная дробь?
Смешанной дробью зовут дробь, которая содержит целую и дробную часть. Такая дробь может быть записана как с помощью дробной черты, так и с помощью запятой. Но если смешанные десятичные дроби можно складывать и вычитать, умножать и делить, то смешанные дроби с дробной чертой куда более сложны в работе.
Смешанная дробь и смешанное число – это одно и то же.
Запомните, для умножения и деления смешанных дробей с дробной чертой необходимо перевести смешанное число в неправильную дробь и выполнить действие. При необходимости после всех вычислений, в результате выделяют целую часть, превращая дробь обратно в смешанное число.
Для того, чтобы перевести смешанное число в неправильную дробь выполняют следующие действия:
- Целую часть умножают на знаменатель
- Полученное число прибавляют к числителю. Результат сложения – числитель неправильной дроби
- Знаменатель неправильной дроби будет тот же, что и у дробной части правильной дроби.
Приведем пример такого перевода.
$3 {7over{13}}$
3*13+7=39+7=46
$3 {7over{13}}={46over{13}}$
Сложение смешанных чисел
Складывать и вычитать смешанные числа можно и без перевода в неправильную дробь. Для этого отдельно складываются целые части и отдельно дробные. Если при сложении дробных частей получилась неправильная дробь, следует выделить целую часть и прибавить ее к уже сложенным целым частям.
Приведем пример сложения смешанных чисел. Решим пример:
$3 {15over{16}}+ 4 {20over{21}}$
Сложим целые части:
3+4=7
Сложим дробные части. Для этого дроби следует привести к одному знаменателю. Для этого следует найти наименьшее общее кратное чисел.
НОК(20;16)=4*5*4=80
${15over{16}}+{20over{21}}={{15*5}over{80}}+{{20*4}over{80}}={{75+80}over{80}}={155over{80}}=1 {75over{80}}=1 {15over{16}}$
Прибавим еще 1 к сумме целых частей:
7+1=8
Теперь соберем результат в одно целое:
$$3 {15over{16}}+ 4 {20over{21}}= 8 {15over{16}}$$
Сложение смешанных десятичных дробей
Сложение смешанных десятичных дробей выполняется по другому алгоритму.
Можно пользоваться уже приведенным правилом, но проще и эффективнее использовать общий для десятичных дробей алгоритм сложения и вычитания.
Сложение смешанных чисел выполняется по следующему алгоритму:
- Передвигается запятая у обоих слагаемых на одно и то же число знаков вправо. Запятая передвигается так, чтобы оба слагаемых стали целыми числами.
- Получившиеся числа складываются в столбик или в уме
- Запятая возвращается на место. Для этого отсчитывается справо налево количество знаков, на которое вначале сдвинули запятую.
Приведем пример:
3,6+5,7
Передвинем запятую
36+57=93
А теперь вернем запятую обратно: 9,3
3,6+5,7=9,3
Что мы узнали?
Мы поговорили о сложении смешанных чисел. Разделили сложение смешанных чисел с дробной чертой и сложение смешанных десятичных дробей. Рассказали о правиле сложения смешанных чисел. Привели примеры для каждого из видов сложения.
Тест по теме
Оценка статьи
Средняя оценка: 4. Всего получено оценок: 73.
Источник
Понятие дроби
Дробь — одна из форм представления числа в математике. Это запись, в которой a и b являются числами или выражениями. Существует два формата записи:
- обыкновенный вид — 1/2 или a/b,
- десятичный вид — 0,5.
Над чертой принято писать делимое, которое является числителем, а под чертой всегда находится делитель, который называют знаменателем. Черта между ними означает деление.
Дроби бывают двух видов:
- Числовые — состоят из чисел, например, 5/9 или (1,5 – 0,2)/15.
- Алгебраические — состоят из переменных, например, (x + y)/(x – y). В этом случае значение дроби зависит от данных значений букв.
Дробь называют правильной, когда ее числитель меньше знаменателя. Например, 3/7 и 31/45.
Неправильной — ту, у которой числитель больше знаменателя или равен ему. Например, 21/4. Такое число является смешанным и читается, как пять целых одна четвертая, а записывается — 5 14.
Основные свойства дробей
1. Дробь не имеет значения, при условии, если делитель равен нулю.
2. Дробь равняется нулю в том случае, если числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.
3. Равными называются такие a/b и c/d, если:
- a * d = b * c.
4. Если числитель и знаменатель умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то получится равная ей дробь.
Как плюсовать дроби
Сложение — это арифметическое действие, в результате которого получается новое число. Оно содержит в себе сумму заданных чисел.
Свойства сложения
- От перестановки мест слагаемых сумма не меняется: a + b = b + a.
- Чтобы к сумме двух чисел прибавить третье нужно к первому числу прибавить сумму второго и третьего числа: (a + b) + c = a + (b + c).
- Если к числу прибавить ноль, получится само число: a + 0 = 0 + a = a
- При сложении числа можно переставлять и объединять в группы, результат от этого не изменится.
Давайте рассмотрим несколько вариантов сложения обыкновенных дробей.
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями
Чтобы получить результат суммы двух дробей с равными знаменателями, нужно сложить числители исходных дробей, а знаменатель оставить прежним.
Не забудьте проверить, можно ли сократить дробь.
Сложение дробей с разными знаменателями
Как складывать дроби с разными знаменателями — для этого нужно найти наименьший общий знаменатель (далее — НОЗ), а затем воспользоваться предыдущим правилом. Вот, что делать:
1. Найдем наименьшее общее кратное (далее — НОК) для определения единого делителя.
Для этого записываем в столбик числа, которые в сумме дают значения делителей. Далее перемножаем полученное и получаем НОК.
НОК (15, 18) = 3 * 2 * 3 * 5 = 90
2. Найдем дополнительные множители для каждой дроби. Для этого НОК делим на каждый знаменатель:
- 90 : 15 = 6,
- 90 : 18 = 5.
Полученные числа записываем справа сверху над числителем.
3. Воспользуемся одним из основных свойств дробей: перемножим делимое и делитель на дополнительный множитель. После умножения делитель должен быть равен наименьшему общему кратному, которое мы ранее высчитывали. Затем можно перейти к сложению.
4. Проверим полученный результат:
- если делимое больше делителя, нужно преобразовать в смешанное число;
- если есть что сократить, нужно выполнить сокращение.
Еще раз ход решения одной строкой:
Сложение смешанных чисел
Сложение смешанных чисел можно привести к отдельному сложению их целых частей и дробных частей. Для этого нужно действовать поэтапно:
1. Сложить целые части.
2. Сложить дробные части.
Если знаменатели разные, воспользуемся знаниями из предыдущего примера и приведем к общему.
3. Суммируем полученные результаты.
Если при сложении дробных частей получилась неправильная дробь, нужно выделить ее целую часть и прибавить к полученной ранее целой части.
Если урок в самом разгаре и посчитать нужно быстро — можно воспользоваться онлайн-калькулятором. Вот несколько подходящих:
- Раз
- Два
- Три
Прибавление и вычитание дробей — смежные темы: принципы и закономерности очень похожи. Чтобы закрепить знания, нужно решать примеры сложения дробей, как можно чаще.
Запишите вашего ребенка на бесплатный вводный урок математики в детскую школу Skysmart: порешаем задачки на интерактивной платформе, порисуем фигуры на онлайн-доске и покажем, что учиться можно с интересом и в удовольствие.
Источник
Инфоурок
›
Математика
›Презентации›Урок 1 “Сложение и вычитание смешанных чисел”
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
№ 414 (а-г), 416 (а,б), 418, 425 (а)
2 слайд
Описание слайда:
Классная работа Тема урока: Сложение и вычитание смешанных чисел стр. 150 *
3 слайд
4 слайд
Описание слайда:
Цели урока Познакомиться с алгоритмом сложения смешанных чисел
5 слайд
Описание слайда:
Подготовка
6 слайд
Описание слайда:
ПРИМЕР 1: НАЙДЁМ ЗНАЧЕНИЕ СУММЫ: 3 8 + 16 1 4 19
7 слайд
Описание слайда:
3 8 = 16 16+ 3 8 ; 1 4 = 19 19+ 2 8 2 8 = 19 3 8 + 16 1 4 19 =16+ 3 8 + 19+ 2 8 = =(16+19)+ 3 8 + 2 8 =35+ 5 8 =35 5 8 3 8 + 16 1 4 19 = 3 8 + 16 2 8 19 =35 5 8
8 слайд
Описание слайда:
ПРИМЕР 2: НАЙДЁМ ЗНАЧЕНИЕ СУММЫ: 5 6 + 5 3 4 3
9 слайд
Описание слайда:
5 6 + 5 3 4 3 = 10 12 + 5 9 12 3 19 12 8 = 7 12 9 =
10 слайд
Описание слайда:
ЧТОБЫ СЛОЖИТЬ СМЕШАННЫЕ ЧИСЛА, НАДО: ПРИВЕСТИ ДРОБНЫЕ ЧАСТИ ЭТИХ ЧИСЕЛ К НАИМЕНЬШЕМУ ОБЩЕМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ; ОТДЕЛЬНО ВЫПОЛНИТЬ СЛОЖЕНИЕ ЦЕЛЫХ ЧАСТЕЙ И ОТДЕЛЬНО – ДРОБНЫХ ЧАСТЕЙ. ЕСЛИ ПРИ СЛОЖЕНИИ ДРОБНЫХ ЧАСТЕЙ ПОЛУЧИЛАСЬ НЕПРАВИЛЬНАЯ ДРОБЬ, ВЫДЕЛИТЬ ЦЕЛУЮ ЧАСТЬ ИЗ ЭТОЙ ДРОБИ И ПРИБАВИТЬ ЕЕ К ПОЛУЧЕННОЙ ЦЕЛОЙ ЧАСТИ.
11 слайд
Описание слайда:
ПРИМЕР 3: НАЙДЁМ ЗНАЧЕНИЕ РАЗНОСТИ: 7 9 – 5 1 6 2
12 слайд
Описание слайда:
7 9 = 5 5+ 14 18 ; 14 18 = 5 1 6 = 2 2+ 3 18 3 18 = 2 7 9 5 – 1 6 2 = 5+ 14 18 – 2+ 3 18 = = 5+ 14 18 – 2- 3 18 = (5-2)+ 14 18 – 3 18 = = 3+ 11 18 = 11 18 3 7 9 5 – 1 6 2 = 14 18 5 – 3 18 = 2 11 18 3
13 слайд
Описание слайда:
ЕСЛИ ДРОБНАЯ ЧАСТЬ УМЕНЬШАЕМОГО ОКАЖЕТСЯ МЕНЬШЕ ДРОБНОЙ ЧАСТИ ВЫЧИТАЕМОГО, ТО НАДО ПРЕВРАТИТЬ В ДРОБЬ С ТЕМ ЖЕ ЗНАМЕНАТЕЛЕМ ОДНУ ЕДИНИЦУ ЦЕЛОЙ ЧАСТИ УМЕНЬШАЕМОГО.
14 слайд
Описание слайда:
ПРИМЕР 4: НАЙДЁМ ЗНАЧЕНИЕ РАЗНОСТИ: 4 9 – 3 5 6 1
15 слайд
Описание слайда:
4 9 = 3 ; 8 18 3 5 6 = 1 ; 15 18 1 4 9 = 3 8 18 3 =3+ 8 18 =2+1+ 8 18 =2+ 26 18 =2+ 18 18 + 8 18 = 26 18 2 = 4 9 3 5 6 1 – = 26 18 2 – 15 18 1 = 11 18 1 4 9 3 5 6 1 – = 26 18 2 – 15 18 1 = 11 18 1 8 18 3 15 18 1 – =
16 слайд
Описание слайда:
ЧТОБЫ ВЫПОЛНИТЬ ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ, НАДО: ПРИВЕСТИ ДРОБНЫЕ ЧАСТИ ЭТИХ ЧИСЕЛ К НАИМЕНЬШЕМУ ОБЩЕМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ (ЕСЛИ ДРОБНАЯ ЧАСТЬ УМЕНЬШАЕМОГО МЕНЬШЕ ДРОБНОЙ ЧАСТИ ВЫЧИТАЕМОГО, ТО НАДО ПРЕВРАТИТЬ ДРОБНУЮ ЧАСТЬ УМЕНЬШАЕМОГО В НЕПРАВИЛЬНУЮ ДРОБЬ, УМЕНЬШИВ НА ЕДИНИЦУ ЦЕЛУЮ ЧАСТЬ); ОТДЕЛЬНО ВЫПОЛНИТЬ ВЫЧИТАНИЕ ЦЕЛЫХ ЧАСТЕЙ И ОТДЕЛЬНО – ДРОБНЫХ ЧАСТЕЙ.
17 слайд
18 слайд
Описание слайда:
№ 376, 382, 389 Классная работа
19 слайд
Описание слайда:
Самостоятельное закрепление
20 слайд
Описание слайда:
Расскажите, как сложить смешанные числа и на каких свойствах сложения основано сложение смешанных чисел. Расскажите, как выполнить вычитание смешанных чисел и на каких свойствах основано правило вычитания смешанных чисел. Вопросы
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель математики и информатики
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-565177
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Филиал “МАОУ Аромашевская средняя общеобразовательная школа
им. Героя Советского Союза В.Д. Кармацкого” Юрминская СОШ
Открытый урок по математике в 6 классе
«Сложение и вычитание смешанных чисел»
Урок подготовила и провела
учитель математики
Очилбоева Екатерина Петровна
д.Юрминка, 2016 г.
План-конспект урока по математике по теме: «Сложение и вычитание смешанных чисел» (6 класс)
Эпиграф урока:
Три пути ведут к знанию:
путь размышления это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый легкий
и путь опыта это путь самый горький.
Конфуций.
Цель урока:
изучение и первичное закрепление новых знаний;
развитие логического мышления; развитие исследовательских умений;
воспитание интереса к изучению предмета.
Задачи:
образовательные (формирование познавательных УУД):
сформировать способность к сложению и вычитанию смешанных чисел
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
участвовать в коллективном обсуждении проблем и взаимоуважение собеседников, воспитывать внимание, ответственность и аккуратность.
развивающие (формирование регулятивных УУД)
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Планируемые результаты. Умение:
выполнять сложение и вычитание смешанных чисел;
применять свойства сложения и вычитания при вычислениях,
рассуждать и делать выводы;
оценивать себя и товарищей.
4.Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
5. Методы обучения:
словесные (при формировании теоретических и фактических знаний);
наглядные (для развития наблюдательности, повышения внимания и лучшего запоминания материала);
проблемно – поисковые (для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу);
индуктивный метод (для развития умения обобщать, осуществлять индуктивные умозаключения);
методы контроля и самоконтроля (рефлексии).
6.Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая и индивидуальная.
7.Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно определяют тему, цели урока;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и друг друга;
8.Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока
Организационный момент. Здравствуйте, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения! Мне сегодня хочется вам привести слова Роджера Бэкона «Математика – это дверь и ключ ко всем наукам». Без математических знаний человек не может сформироваться как гармоническая личность. Поэтому давайте продолжим усваивать математику, каждый день, добывая новые и новые знания, которые помогут вам в изучении других предметов, как физика, химия и география, а также в нашей практической повседневной деятельности.
Актуализация знаний. А вот изучение математики нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому начнем урок с устного счета.
На стадии вызова учитель предлагает выполнить следующие примеры:
7 + 9 7 _ 2 5 + 2 4 – 1 3 + 4 4 + 1 3 + 1
11 22 10 5 7 3 5 2 8 5 5 2
(Учащиеся замечают последний пример, указывают на то, что решать его не умеют, возникает проблема в его вычислении, в свою очередь учитель подвел учащихся к изучению нового материала, сообщается тема урока).
– Ребята, как называются эти числа? (смешанные)
– Почему вы испытываете затруднения в сложении смешанных чисел?
-Так как вы испытали затруднения в сложении смешанных чисел, тогда какая задача нашего урока ? (научиться работать со смешанными числами)
Целепологание и мотивация. Итак, как звучит наша тема? Сложение и вычитание смешанных чисел.
Учитель: Совершенно верно. Наша задача научиться слаживать и вычитать смешанные числа.
.
Изучение нового материала.
А. На стадии осмысления каждой группе выдается текст под определенным номером, она знакомится с текстом, делает пометки, что не понятно. После прочтения выполняет задание. (7-10 мин).
Далее представитель из каждой группы выходит к доске и решает свой пример с комментированием.
Например:
–Назовите смешанные числа:
– Почему эти числа так называют? (они имеют целую и дробную часть)
– Представьте смешанные числа в виде суммы их целой и дробной частей.
– Назовите ответ.
– Расскажите, как складывают смешанные числа, когда дробные части имеют одинаковые знаменатели. (сначала складывают целые части, затем – дробные части).
– Какие свойства сложения мы применили. (переместительное и сочетательное).
-Запишите эти свойства в буквенном виде: a+b=b+a, a+(b+c)
Вывод: Эти свойства позволяют складывать смешанные числа
Б. Работа над новой темой.
а) – Что же делать если дробные части смешанных чисел имеют разные знаменатели?
Чтобы сложить смешанные числа, надо:
1) привести дробные части этих чисел к наименьшему общему
знаменателю:
2) отдельно выполнить сложение целых частей и отдельно
дробных частей. Если при сложении дробных частей получилась
неправильная дробь, выделить целую часть из этой дроби и
прибавить ее к полученной целой части.
-Давайте проверим алгоритм сложения смешанных чисел на примере:
В) работа с учебником с.60, пример 2
Сложим числа:
– Как же поступают в том случае, когда дробная часть представлена неправильной дробью? (выделяют целую часть)
4. Физкультминутка
Учитель: Ребята, вы, наверное, устали?
Ну-ка встали, улыбнулись!
Руки вверх и… Потянулись!
Потянулись, потянулись.
Друг на дружку оглянулись!
Мы, конечно, лучше всех!
Нам сопутствует УСПЕХ!
5. Закрепление
№ 376 (1 строчка)
Решение задачи (слайд )
Король решил отправить трех своих сыновей путешествовать по свету и велел выдать им 5 сундуков золота. Первый, старший принц получил сундука золота, второй – сундука.
1) Сколько сундуков золота получили первые два принца вместе?
2) А сколько сундуков получил третий принц?
Учащиеся формулируют вопросы к задаче, делают краткую запись к ней и предлагают свои варианты сложения и вычитания смешанных чисел, у которых дробная часть с разными знаменателями. Эти варианты разбираются, принимаются или опровергаются
Вопросы: У кого какие идеи и гипотезы?
6. Самостоятельная работа в форме теста.
Тема «Сложение и вычитание смешанных чисел»
Фамилия, имя___________________________________________
Вариант 1
Выполните сложение
а) б) в) г) свой ответ_______________
Выполните действие 2
а) 5; б) 6; в) 5; г) свой ответ_______________
Выполните сложение 5 + 3
а) 8; б) 8; в) 9; г) свой ответ_____________________
4. Выполни вычитание 6
а) 3; б) 3; в) 2; г) свой ответ_______________
Тема «Сложение и вычитание смешанных чисел»
Фамилия, имя___________________________________________
Вариант 2
1. Выполните сложение
а) б) в) г) свой ответ_______________
2. Выполните действие 4
а) 6; б) 6; в) 7; г) свой ответ_______________
3. Выполните сложение 2
а) 6; б) 5; в) 5; г) свой ответ______________________
4. Выполните вычитание 9
а) 6; б) 4 ; в) 7; г) свой ответ_______________
Ключи к тесту (смотрите на экран)
Вариант 1
Вариант 2
7.Рефлексия. Подведем итоги.
– Вначале урока мы какую задачу ставили перед собой? – Мы её выполнили? Всё ли нам удалось сделать?
Заранее заготовлены сигнальные карты зеленого, красного и синего цвета для каждого ученика.
– Удовлетворены ли вы своей работой на уроке?
– Отметьте, с каким настроением вы сегодня работали?
Мне было все понятно
Небольшие недочеты, есть, над чем работать
Были неудачи, но я все преодолею.
8. Домашнее задание. № 376 (2 строчка), № 391
Приложение 2.
Оценочный лист
Фамилия и имя ________________________________
вариант__________
Карточка-консультант
Текст № 1
Найди значение суммы: 5 + 3
Отдельно выполни сложение целых частей и отдельно дробных частей:
5 + 3 = (5+ 3) + ( + )
Сложив целые части, найди сумму дробных частей, приведя их к наименьшему общему знаменателю:
(5+ 3) + ( + ) = 8 + () = 8+
Если при сложении дробных частей получилась неправильная дробь, то выдели целую часть из этой дроби и прибавь ее к полученной целой части:
= 1
Итак, 8+ = 9
Вывод: 5 + 3 = 9
Вычисли сам: 7 + 1
Карточка-консультант
Текст № 2
Найди значение суммы: 5 + 3
Отдельно выполни сложение целых частей и отдельно дробных частей:
5 + 3 = (5+ 3) + ( + )
Сложив целые части, найди сумму дробных частей, приведя их к наименьшему общему знаменателю:
(5+ 3) + ( + ) = 8 + () = 8+
Если при сложении дробных частей получилась неправильная дробь, то выдели целую часть из этой дроби и прибавь ее к полученной целой части:
= 1
Итак, 8+ = 9
Вывод: 5 + 3 = 9
Вычисли сам: 5 + 1
Карточка-консультант
Текст № 3
Найди значение разности: 5 – 3
Отдельно выполни вычитание целых частей и отдельно дробных частей:
5 – 3 = (5- 3) + (- )
Вычтя целые части, найди разность дробных частей, приведя их к наименьшему общему знаменателю:
(5- 3) + (- )= 2 + (= 2 +
Итак, 2+= 2
Вывод: 5 – 3 = 2
Вычисли сам: 7 – 1
Карточка-консультант
Текст № 4
Найди значение разности: 5 – 3
1. Переведи смешанные числа в неправильные дроби: 5 = 3 =
2. Вычти дроби и , приведя эти дроби к наименьшему общему
знаменателю: – = =
3. Выдели из неправильной дроби целую часть: = 2
Итак, 5 – 3 2 =2
Вычисли сам: 3 – 1
Источник