На каких физических и химических свойствах основано применение
О том, что свойства металлов меняются при их сплавлении, стало известно ещё в древности. (5) тысяч лет тому назад наши предки научились делать бронзу — сплав олова с медью. Бронза по твёрдости превосходит оба металла, входящие в её состав.
Свойства чистых металлов, как правило, не соответствуют необходимым требованиям, поэтому практически во всех сферах человеческой деятельности используют не чистые металлы, а их сплавы.
Сплав — это материал, который образуется в результате затвердения расплава двух или нескольких отдельных веществ.
В состав сплавов кроме металлов могут входить также неметаллы, например, такие как углерод или кремний.
Добавляя в определённом количестве примеси других металлов и неметаллов, можно получить многие тысячи материалов с самыми разнообразными свойствами, в том числе и такими, каких нет ни у одного из составляющих сплав элементов.
Сплав по сравнению с исходным металлом может быть:
- механически прочнее и твёрже,
- со значительно более высокой или низкой температурой плавления,
- устойчивее к коррозии,
- устойчивее к высоким температурам,
- практически не менять своих размеров при нагревании или охлаждении и т. д.
Например, чистое железо — сравнительно мягкий металл. При добавлении в железо углерода твёрдость его существенно возрастает. По количеству углерода, а следовательно, и по твёрдости, различают сталь (содержание углерода менее (2) % по массе), чугун ((С) — более (2) %). Но не только углерод изменяет свойства стали. Добавленный в сталь хром делает её нержавеющей, вольфрам делает сталь намного более твёрдой, добавка марганца делает сплав износостойким, а ванадия — прочным.
Применение сплавов в качестве конструкционных материалов
Сплавы, используемые для изготовления различных конструкций, должны быть прочными и легко обрабатываемыми.
В строительстве и в машиностроении наиболее широко используются сплавы железа и алюминия.
Такие сплавы железа, как стали, отличаются высокой прочностью и твёрдостью. Их можно ковать, прессовать, сваривать.
Чугуны используют для изготовления массивных и очень прочных деталей. Например, раньше из чугуна отливали радиаторы центрального отопления, канализационные трубы, до сих пор изготавливают котлы, перила и опоры мостов. Изделия из чугуна изготавливаются с применением литья.
Сплавы алюминия, используемые в конструкциях, наряду с прочностью должны отличаться лёгкостью. Дюралюминий, силумин — сплавы алюминия, они незаменимы в самолёто-, вагоно- и кораблестроении.
В некоторых узлах самолётов используются сплавы магния, очень лёгкие и жароустойчивые.
В ракетостроении применяют лёгкие и термостойкие сплавы на основе титана.
Для улучшения ударопрочности, коррозионной стойкости, износоустойчивости сплавы легируют — вводят специальные добавки. Добавка марганца делает сталь ударопрочной. Чтобы получить нержавеющую сталь, в состав сплава вводят хром.
Конструкция из стальных балок | Радиаторы центрального отопления | Ажурные перила, отлитые из чугуна |
Инструментальные сплавы
Инструментальные сплавы предназначены для изготовления режущих инструментов, штампов и деталей точных механизмов. Такие сплавы должны быть износостойкими и прочными, причём при разогревании их прочность не должна существенно уменьшаться. Таким требованиям отвечают, например, нержавеющие стали, которые прошли специальную обработку (закалку).
Добавление к сплавам веществ, улучшающих их свойства, называют легированием.
Для придания необходимых свойств инструментальные стали, как правило, легируют вольфрамом, ванадием или хромом.
Применение сплавов в электротехнической промышленности, электронике и приборостроении
Сплавы служат незаменимым материалом при изготовлении особо чувствительных и высокоточных приборов, различного рода датчиков и преобразователей энергии.
Например, на изготовление сердечников трансформаторов и деталей реле идёт сплав никеля. Отдельные детали электромоторов изготавливаются из сплавов кобальта.
Сплав никеля с хромом — нихром, отличающийся высоким сопротивлением — используется для изготовления нагревательных элементов печей и бытовых электроприборов.
Из сплавов меди в электротехнической промышленности и в приборостроении наиболее широкое применение находят латуни и бронзы.
Латуни незаменимы при изготовлении приборов, деталью которых являются запорные краны. Такие приборы используются в сетях подачи газа и воды.
Бронзы идут на изготовление пружин и пружинящих контактов.
Применение легкоплавких сплавов
Главным востребованным свойством легкоплавких сплавов является заданная низкая температура плавления. Это свойство, в частности, используется для пайки микросхем. Кроме того, эти сплавы должны иметь определённую плотность, прочность на разрыв, химическую инертность, теплопроводность.
Легкоплавкие сплавы производят из висмута, свинца, кадмия, олова и других металлов. Такие сплавы используют в термодатчиках, термометрах, пожарной сигнализации, например, сплав Вуда. А также в литейном деле для производства выплавляемых моделей, для фиксации костей и протезирования в медицине.
Сплав натрия с калием (температура плавления (–)(12,5) °С) используется как теплоноситель для охлаждения ядерных реакторов.
Применение сплавов в ювелирном деле
Применение в чистом виде драгоценных металлов в ювелирном деле не всегда оправдано и целесообразно из-за их дороговизны, физических и химических особенностей.
Для придания ювелирным изделиям из золота большей твёрдости и износостойкости используются сплавы с другими металлами.
Самая лучшая добавка — это серебро (понижает температуру плавления) и медь (повышает твёрдость). Чистое золото используют очень редко, так как оно слишком мягкое, легко деформируется и царапается.
Из сплавов золота с (10–30) % других благородных металлов (платины или палладия) изготавливают форсунки лабораторных приборов, а из сплава с (25–30) % серебра — ювелирные изделия и электрические контакты.
Ювелирные изделия из сплавов золота | Позолоченные электрические контакты |
Оловянная бронза (сплав меди с оловом) — один из первых освоенных человеком сплавов металлов. Она обладает большей, по сравнению с чистой медью, твёрдостью, прочностью и более легкоплавка. Бронзы успешно применяют для получения сложных по конфигурации отливок, включая художественное литьё. Классической маркой бронзы является колокольная бронза.
Одно из новых направлений в искусстве — производство художественных литых изделий из чугуна. Литые изделия из чугуна существенно превосходят по качеству кованые изделия.
Чугун — металл гораздо более хрупкий и не такой ковкий, как сталь. Но даже из такого, казалось бы, грубого материала можно получать настоящие произведения литейного искусства способом литья, например, такие как литые лестницы или решётки на окна. Такие изделия подвержены лишь поверхностной коррозии и не требуют тщательного ухода.
Бронзовая скульптура | Колокола отливают из специального сорта бронзы | Чугунная лестница. Практично и очень красиво |
Источник
Инфоурок
›
Химия
›Презентации›Алюминий, физические и химические свойства, применение.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Тема: Алюминий
2 слайд
Описание слайда:
Задачи урока: Образовательные задачи: создать условия для совершенствования умения давать характеристику элемента на основании его положения в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и строения его атомов; обеспечить применение учащимися знаний об общих физических и химических свойствах металлов, явлении амфотерности; умений записывать уравнения реакций, иллюстрирующих эти свойства, на примере алюминия. Воспитательные задачи: обеспечить формирование положительного отношения к ценностям Творчество, Познание, Нравственность: воспитывать самостоятельность, ответственность, толерантность путем организации групповой работы при изучении нового материала; продолжить работу по формированию мировоззрения уч-ся, раскрывая сущность причинно-следственной связи – строение-свойства. Развивающие задачи: содействовать развитию у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи при рассмотрении зависимости свойств от строения, сравнивать, делать выводы.
3 слайд
Описание слайда:
На уроке организуется самостоятельная групповая работа учащихся по изучению нового материала (на каждой парте – лист с заданием). ХОД УРОКА
4 слайд
Описание слайда:
Цель: систематизировать знания о свойствах алюминия Особенности строения атомов алюминия. Составьте схему строения атома алюминия, запишите его электронную формулу. Проверьте правильность выполнения задания друг у друга. Обсудите вопросы: 1) Какова степень окисления алюминия. Формулы оксида и гидроксида алюминия. 2) Как атомы алюминия завершают наружный энергетический уровень. Дайте этому процессу характеристику с точки зрения окисления-восстановления. 3)Сравните химическую активность алюминия и кальция. 4)Перечислите физический свойства алюминия.
5 слайд
Описание слайда:
Химические свойства кальция а) Взаимодействие с простыми веществами. – Перечислите общие химические свойства (взаимодействие с простыми веществами) металлов. – Запишите уравнение реакции, покажите переход электронов: 1 учащийся – с кислородом 2 учащийся – с водородом 3 учащийся – с серой 4 учащийся – с хлором Проверьте правильность выполнения задания друг у друга. б) Взаимодействие со сложными веществами. – Реагирует ли алюминий с водой? Проверьте свой ответ по учебнику (с. 135) – Изучите отношение алюминия к кислотам и щелочам.
6 слайд
Описание слайда:
Инструкция 1.Вспомните, какие металлы взаимодействуют с растворами кислот с выделением из них газообразного водорода. 2.В две пробирки положите 2 – 3 кусочка алюминия и прилейте в одну раствор соляной кислоты, а в другую – серной кислоты (по 3 – 4 мл). Если при обычных условиях реакция идёт медленно, пробирки слегка нагрейте. 1, 2 учащийся – с соляной кислотой 3,4 учащийся – с серной кислотой 3.Опишите и объясните наблюдения.
7 слайд
Описание слайда:
4.Напишите сокращённые ионные уравнения реакции. Проверьте правильность выполнения задания друг у друга. Обсудите вопрос: – сущность наблюдаемых вами процессов с позиции окислительно-восстановительных реакций. 5.В пробирку положите 2 – 3 кусочка алюминия и прилейте раствор щёлочи: 1, 2 учащийся – гидроксид калия 3,4 учащийся – гидроксид натрия Пробирку слегка нагрейте. Опытным путём определите, какой газ выделяется. 6.Обсудите и объясните наблюдения. Напишите уравнение реакции (учебник с.135) 7.Сделайте вывод о наблюдаемом свойстве алюминия. В конце урока проводится небольшой тест с целью определения уровня усвоения изученного материала.
8 слайд
Описание слайда:
ТЕСТ 1.Степень окисления алюминия: а) +2 б) +3 в) +4 2.В окислительно-восстановительных реакциях алюминий является: а) окислителем б) восстановителем в) не участвует в окислительно-восстановительных реакциях 3.Электронная формула алюминия: а) 1s2 2s2 2p6 3s2 3p3 б) 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s2 4p1 в) 1s2 2s2 2p6 3s2 3p1
9 слайд
Описание слайда:
4.Какие реакции показывают амфотерные свойства алюминия: а) 2Al + Cr2O3 = Al2O3 +2Cr б) 2Al + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2↑ в) 2Al + 6H2O = 2Al (OH)3 + 3H2↑ г) 2Al + 2 NaOH + 2 H2O = 2 NaAlO2 +3H2↑ 5.В какой группе все вещества реагируют с алюминием: а) HCl, SO2, O2 б) KOH, S, H3PO4 в) NaOH, H2, Cl
10 слайд
Описание слайда:
Сегодня: Я удивился… Я понял… Я задумался… Рефлексия:
11 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание: § 50 (до соединений алюминия) I уровень упр.5 с.138 II уровень упр.4 с.138, з.3 с.138
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель химии
Курс профессиональной переподготовки
Учитель биологии и химии
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Оставьте свой комментарий
Источник
Химия
9 класс
Строение и свойства атомов. Алюминий Аl — элемент главной подгруппы III группы (IIIA группы) 3-го периода Периодической системы Д. И. Менделеева.
Атом алюминия содержит на внешнем энергетическом уровне три электрона, которые он легко отдаёт при химических взаимодействиях. У родоначальника подгруппы и верхнего соседа алюминия — бора радиус атома меньше (у бора он равен 0,080 нм, у алюминия — 0,143 нм).
Кроме того, у атома алюминия появляется один промежуточный восьмиэлектронный слой (2ё; 8ё; Зё), который препятствует притяжению внешних электронов к ядру. Поэтому у атомов алюминия восстановительные свойства выражены гораздо сильнее, чем у атомов бора, который проявляет неметаллические свойства.
Почти во всех своих соединениях алюминий имеет степень окисления +3.
Алюминий — простое вещество. Серебристо-белый лёгкий металл. Плавится при 660 °С. Очень пластичен, легко вытягивается в проволоку и прокатывается в фольгу толщиной до 0,01 мм. Обладает очень большой электрической проводимостью и теплопроводностью. Образует с другими металлами лёгкие и прочные сплавы.
Алюминий — очень активный металл. В ряду напряжений он находится сразу же после щелочных и щёлочноземельных металлов. Однако при комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется, поскольку его поверхность покрыта очень прочной тонкой плёнкой оксида, которая защищает металл от воздействия с компонентами воздуха и воды.
Если порошок алюминия или тонкую алюминиевую фольгу сильно нагреть, то они воспламеняются и сгорают ослепительным пламенем:
Эту реакцию вы наблюдаете при горении бенгальских огней и фейерверков.
Алюминий, как и все металлы, легко реагирует с неметаллами, особенно в порошкообразном состоянии. Для того чтобы началась реакция, необходимо первоначальное нагревание (за исключением реакций с галогенами — хлором и бромом), зато потом все реакции алюминия с неметаллами идут очень бурно и сопровождаются выделением большого количества теплоты:
Алюминий хорошо растворяется в разбавленных серной и соляной кислотах:
А вот концентрированные серная и азотная кислоты пассивируют алюминий, образуя на поверхности металла плотную, прочную оксидную плёнку, которая препятствует дальнейшему протеканию реакции. Поэтому эти кислоты перевозят в алюминиевых цистернах.
Как вы уже знаете, оксид и гидроксид алюминия обладают амфотерными свойствами. Алюминий растворяется в водных растворах щелочей, образуя соли — алюминаты, которые называют комплексными1:
- 1 При взаимодействии гидроксида и оксида алюминия с растворами щелочей также образуются комплексные соли, например Na[Al(OH)4].
Алюминий широко используют в металлургии для получения металлов — хрома, марганца, ванадия, титана, циркония из их оксидов. Как вы помните, этот способ носит название алюминотермии. На практике часто применяют термит — смесь Fe3O4 с порошком алюминия. Если эту смесь поджечь, например, с помощью магниевой ленты, то происходит энергичная реакция с выделением большого количества теплоты:
Выделяющейся теплоты вполне достаточно для полного расплавления образующегося железа, поэтому этот процесс используют для сварки стальных изделий.
Алюминий очень прочно связан в природных соединениях с кислородом и другими элементами, и выделить его из этих соединений химическими методами очень трудно. Алюминий можно получить электролизом — разложением расплава его оксида Аl2O3 на составные части с помощью электрического тока. Но температура плавления оксида алюминия около 2050 °С, поэтому для проведения электролиза необходимы большие затраты энергии.
Технически доступным металлом алюминий стал после того, как в 1886 г. американский и французский учёные Ч. Холл и П. Эру установили, что оксид алюминия хорошо растворяется в расплавленном при 1000 °С криолите, формула которого Na3AlF6, с образованием электропроводного расплава. Расплав оксида алюминия в криолите подвергают электролизу в специальных установках (рис. 63) на алюминиевых заводах.
Рис. 63.
Схема электролизной установки для получения алюминия:
1 — электролит — расплавленный криолит с добавками фторидов кальция и алюминия (для снижения температуры плавления) и оксид алюминия (добавляют периодически); 2 — угольный катод; 3 — угольный анод; 4 — корка из застывшего оксида алюминия, защищающая расплавленный алюминий от окисления; 5 — стальная ванна; 6 — патрубок для отбора расплавленного алюминия
Мировое производство алюминия постоянно увеличивается. В настоящее время он оттеснил на третье и последующие места медь и другие цветные металлы и стал вторым по значению металлом продолжающегося железного века.
Алюминий почти втрое легче стали и устойчив к коррозии, поэтому выгоднее стали в тех областях применения, где требуются эти свойства (рис. 64).
Рис. 64.
Основные области применения алюминия и его сплавов
Соединения алюминия. В природе алюминий встречается только в виде соединений и по распространённости в земной коре занимает первое место среди металлов и третье — среди всех элементов (после кислорода и кремния). Общее содержание алюминия в земной коре составляет около 9% (по массе).
Укажем важнейшие природные соединения алюминия.
Алюмосиликаты. Эти соединения можно рассматривать как соли, образованные оксидами алюминия, кремния, щелочных и щёлочноземельных металлов. Они и составляют основную массу земной коры. В частности, алюмосиликаты входят в состав полевых шпатов — наиболее распространённых минералов и глин.
Боксит (рис. 65, а) — горная порода, из которой получают алюминий, содержит оксид алюминия Аl2O3.
Рис. 65.
Природные соединения алюминия:
а — боксит; б — корунд; в — рубин; г — сапфир
Корунд (рис. 65, б) — минерал состава Аl2O3, обладает очень высокой твёрдостью, его мелкозернистая разновидность, содержащая примеси, — наждак — применяется как абразивный (шлифовочный) материал.
Эту же формулу имеет и другое природное соединение — глинозём.
Хорошо известны прозрачные, окрашенные примесями кристаллы корунда: красные — рубины (рис. 65, в) и синие — сапфиры (рис. 65, г), которые используют как драгоценные камни. В настоящее время их получают искусственно и используют не только в ювелирном деле, но и для технических целей, например для изготовления деталей часов и других точных приборов. Кристаллы рубинов применяют в лазерах.
Оксид алюминия Аl2O3 — белое вещество с очень высокой температурой плавления. Может быть получен разложением при нагревании соответствующего ему гидроксида алюминия:
Гидроксид алюминия Аl(OН)3 выпадает в виде белого студенистого осадка при действии щелочей на растворы солей алюминия (рис. 66), например:
АlСl3(изб) + 3NaOH = Аl(ОН)3↓ + 3NaCl.
Рис. 66.
Получение гидроксида алюминия реакцией обмена из растворимой соли алюминия
Как амфотерный гидроксид, он легко растворяется в щелочах и кислотах (рис. 67):
Аl(ОН)3 + NаОН(изб) = Na[Al(OH)4],
Аl(ОН)3 + 3HN03 = Al(NO3)3 + 3H2O.
Рис. 67.
Химические свойства гидроксида алюминия:
а — взаимодействие с щёлочью; б — взаимодействие с кислотой
Лабораторный опыт № 16
Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств
В две пробирки налейте по 1 мл раствора соли алюминия (хлорида или сульфата), а затем добавьте в каждую с помощью пипетки по 5 капель раствора щёлочи (гидроксида натрия или калия). Что наблюдаете? Прилейте к содержимому каждой пробирки раствор кислоты (соляной, серной или азотной). Что наблюдаете? О каком свойстве гидроксида алюминия свидетельствует вторая часть опыта? Запишите уравнения проделанных реакций в молекулярной и ионной формах.
Соли неустойчивых алюминиевых кислот — орто-алюминиевой Н3АlO3 и метаалюминиевой НАlO2 (её можно рассматривать как ортоалюминиевую кислоту, от молекулы которой отняли молекулу воды) — называют алюминатами. К природным алюминатам относится благородная шпинель (она украшает историческую реликвию — корону российских императоров) и драгоценный хризоберилл.
Соли алюминия, кроме фосфатов, хорошо растворимы в воде. Некоторые соли (сульфиды, сульфиты) разлагаются водой.
Хлорид алюминия АlСl3 применяют в качестве катализатора в производстве очень многих органических веществ.
Открытие алюминия. Алюминий был впервые получен датским физиком X. Эрстедом в 1825 г. Название этого элемента происходит от латинского алюмен, так в древности назывались квасцы, которые использовали для крашения тканей.
Новые слова и понятия
- Строение атома алюминия.
- Физические и химические свойства алюминия: образование бромида, сульфида, карбида, оксида и алюминатов.
- Алюминотермия.
- Получение алюминия электролизом.
- Области применения алюминия.
- Природные соединения алюминия: алюмосиликаты (глина и полевые шпаты), корунд (рубин, сапфир, наждак).
- Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Задания для самостоятельной работы
- Почему в алюминиевой посуде нельзя хранить щелочные или кислые растворы?
- Какое соединение алюминия могло послужить материалом для гиперболоида из романа А. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина»?
- Какую химическую реакцию положил в основу рассказа «Бенгальские огни» его автор Н. Носов?
- На каких физических и химических свойствах основано применение в технике алюминия и его сплавов?
- Напишите в ионном виде уравнения реакций между растворами сульфата алюминия и гидроксида калия при недостатке и избытке последнего.
- Напишите уравнения реакций следующих превращений:
Реакции, идущие с участием электролитов, запишите в ионной форме. Первую реакцию рассмотрите как окислительно-восстановительный процесс.
- Вычислите объём водорода (н. у.), который может быть получен при растворении в едком натре 270 мг сплава алюминия, содержащего 5% меди. Выход водорода примите равным 85% от теоретически возможного.
- Напишите сочинение на тему «Художественный образ вещества или химического процесса», используя свои знания по химии алюминия.
Источник