На какие свойства русского языка обращает внимание каждый из них

На какие свойства русского языка обращает внимание каждый из них thumbnail

Русский язык по праву считается одним из богатейших языков мира. В нашей подборке цитат — высказывания, размышления великих русских классиков литературы о самобытности и величии русского языка.

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А.И.Куприн

Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное,неисчерпаемо богатое, умное поэтическое… орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего…Дивной вязью плел народ невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему дождю, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью,певучего… Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь.

А.Н. Толстой

Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

А.И. Куприн

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего,что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

И.С. Тургенев

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А.И.Куприн

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад,это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

И.С. Тургенев

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

К.Г. Паустовский

Русский язык неисчерпаемо богат, и все обогащается с быстротой поражающей.

Максим Горький

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное название драгоценнее самой вещи.

Н.В. Гоголь

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово.

Н.В. Гоголь

Да будет честь и слава нашему языку, который в самом родном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт, как гордая величественная река – шумит и гремит – и вдруг, если надобно, смягчается,журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!

Н.М. Карамзин

Прекрасный наш язык под пером писателей неучёных и неискусных быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого.

А.С. Пушкин

Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинаний – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

К.Г. Паустовский

Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.

В.Г. Белинский

Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве

усвоить и язык иностранный, но не прежде.

Ф.М. Достоевский

Следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их.

А.П. Чехов

Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм.

Н.А.Добролюбов

Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем — отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, «жизни мышья беготня», крик негодования,искрящаяся шалость и потрясающая страсть.

А.И. Герцен

Среди великолепных качеств нашего языка есть одно совершенно удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти всех языков мира.

К.Г. Паустовский

Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем.

М.М. Пришвин

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.

К.Г. Паустовский

Обращаться с языком кое-как — значит, и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.

А.Н. Толстой

Но какая гадость чиновничий язык! Исходя из того положения…с одной стороны… с другой же стороны – и все это без всякой надобности. «Тем не менее” и «по мере того” чиновники сочинили. Я читаю и отплевываюсь.

А.П. Чехов

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

М.А. Шолохов

Русский язык довольно богат, однако, у него есть свои недостатки, и один из них — шипящие звукосочетания: -вша, -вши, -вшу, -ща,-щей. На первой странице Вашего рассказа «вши» ползают в большом количестве:поработавший, говоривших, прибывшую. Вполне можно обойтись и без насекомых.

Максим Горький

С русским языком можно творить чудеса!

К.Г. Паустовский

Источник

Русский язык — один из самых сложных языков во всём мире, и наибольшие трудности вызывает пунктуация и орфография. Кто не делал ошибок в диктантах и сочинениях? Правописание орфограмм с двойными согласными, безударными гласными, частицы не и ни, слитные и раздельные написания и множество других сложных случаев оказываются непреодолимыми преградами для тех, кто не помнит или не знает элементарные правила орфографии.

Ру́сский язы́к — государственный язык Российской Федерации и один из мировых, или глобальных, языков. Он является единственным славянским языком, который входит в число официальных языков ООН. Им владеют как родным около 118 миллионов жителей Российской Федерации; кроме того, он распространен во множестве бывших советских республик и других зарубежных стран. Русский национальный язык — это сложное единство, включающее в себя как литературную форму языка, так и большое количество территориальных и социальных диалектов

Пунктуация вызывает ещё больше затруднений. Какой знак препинания поставить и нужен ли вообще здесь какой-нибудь знак? Почему между главными членами предложения ставиться тире, а в другом — поставлена запятая? Что такое деепричастный и причастный обороты и почему они выделяются запятыми? Всё это важно знать образованному человеку.

Человеческий язык — звуковой: все в языке проявляется через звуки, через звучание. Трудно переоценить значение звуковой системы языка. Слова, их грамматические формы, сочетания слов, предложения — вся наша речь есть не что иное, как цепь или поток звучаний; звуки — материальное воплощение языка и речи.
Звуковая система языка имеет весьма сложное строение, что и не удивительно, ведь она «обслуживает» все составные части и элементы языка.
При самом крупном членении звукового состава языка на его части можно выделить следующие явления:

1) звуки речи,
2) слоги,
3) ударение,
4) интонация.

Для того, чтобы понять сущность и соотношение перечисленных звуковых явлений языка, проведем некоторые наблюдения над словами и предложениями. Хотя в вычленении звуков и слогов могут встретиться трудности, но общее положение тут довольно ясно: из звуков и слогов составляются и, следовательно, состоят слова; звуки и слоги — своеобразные кирпичики и блоки, из которых строится материальное тело слов: (р-а) — (б-о) — (т-а) — (л-и). Несколько труднее обстоит дело с ударением. Ударение стоит не в одном ряду со звуками и слогами, а как бы над ними: оно реально проявляется как выделение произношением (усилением, повышением громкости и т. п.) какого-либо звука в слове (работали) или слова в предложении: «Все работали очень дружно». В соответствии с этим различают два основных типа ударения: словесное (выделение звука в слове) и логическое (выделение слова в предложении). Словесное ударение, таким образом, надстраивается над звуками слова, а логическое ударение стоит еще «этажом выше» — надстраивается над предложением в целом. Общий звуковой рисунок предложения завершается интонацией: «Все работали очень дружно». Интонация придает предложению характер законченности и завершенности.

Читайте также:  От каких двух причин зависят свойства тел 3 класс

Как известно, для изучения звуковой стороны языка в составе языкознания сложилась специальная лингвистическая дисциплина — фонетика (название происходит от древнегреческого слова phone — звук). Сложность внутреннего строения звуковой системы языка обусловила выделение в фонетике собственных частей и разделов: фонологии (наука о функциональной стороне звуков речи), акцентологии (наука об ударении, от латинского accentum — ударение), интологии (наука об интонации), силлабики (наука о слогах от греческого syllabe — слог) и другие.

Нам представляется целесообразным наших беседах все явления языка рассматривать и характеризовать по возможное в двух планах — теоретическом и практическом. Первый — это рассмотрение явлений языка самих по себе: что они собой представляют, как «устроены» — из каких частей или элементов состоят, как связать между собой, какова роль данного явления в общей системе языка и т. п. Второе план имеет целью выяснить, какую практическую пользу может дать изучение того или иного языкового явления — в практике речи, устной и письменной, в практике письма в узком смысле (в орфографии и пунктуации), а также в интересах общего развития человека — повышения уровня его культуры и мышления.

Все это применимо и к фонетике, к изучению звуковой стороны языка. Предваряя конкретные части дальнейшего изложения, покажем это для иллюстрации на примере словесного ударения.

Ударение — очень важная часть звукового оформления слов: оно как бы стягивает звуки и слоги в единое целое — слово; без ударения звуки «рассыпались» бы. Но в слове должно быть не просто какое-то ударение, а правильное ударение, ударение на нужном месте, на определенном звуке (или слоге). Неправильное ударение создаст произносительную ошибку (портфель, магазин и т. п. вместо правильного портфель, магазин), а во многих случаях даже полностью разрушит слово, например, работа или работа вместо работа, и т. п. Неправильных ударений поэтому надо остерегаться и, добавим, стыдиться, как остерегаются и стыдятся орфографических ошибок: то и другое расшатывает литературную норму языка, ведет к затруднению и даже нарушению языкового общения, портит язык.

Ударение важно не только само по себе, но еще и потому, что от него во многом зависят звуки речи, их произнесение в составе слов: ударные и безударные гласные в произношении заметно различаются. Сравните, например, произнесение корневого гласного в словах и словоформах дом, дома, домовой. Хотя во всех трех случаях этот звук обозначается буквой «о», но произносится он различно: под ударением (дом) — отчетливый звук [о], в первом предударном слоге (дома) — звук близкий к [а] (литературное «аканье»), во втором предударном слоге (домовой) — очень краткий и неясный звук, похожий на краткое [ы] (в транскрипции, специальном строго фонетическом письме, он обозначается буквой «ъ»: [дъмавой]). От ударения, наконец, зависит и обозначение гласных звуков на письме: ударные гласные обозначаются, как правило, по произношению (дом, дам, дым, дум и т. п.), а безударные, напротив, обычно не по произношению, а главным образом по правилу «проверки ударением»: дома, так как дом, гора, так как гору и т. п. Есть, однако, множество слов, в которых неударные гласные «проверить» ударением не удается (овес, аршин, собака, малина и многие другие). Правильное написание их приходится просто запоминать. В руководствах по орфографии написание таких слов характеризуется, как говорят, «в словарном порядке», то есть для каждого слова отдельно и с отсылкой к орфографическому словарю.

Чтобы правильно ставить ударение в словах, правильно произносить и писать ударные и безударные звуки, надо к ударению относиться с большим вниманием. Хочется сказать, «с уважением и почтением». А сколько интересных особенностей у самого русского ударения: оно разноместно (город, но завод, пригород, но работа, горизонт и т. п.), оно может быть подвижным (гора, но гору, пишу, но пишешь и т. п.), в слове может быть двоякое ударение (творог и допустимо творог) и т. п. Нечто подобное можно сказать и о других частях звуковой системы языка — о звуках речи, о слогах, об интонации.

Из мужского рода — в средний

Многие люди неверно представляют себе работу лингвистов. Одни считают, что они выдумывают правила русского языка и заставляют общество по ним жить. Например, все говорят «убить паука тапком», а лингвист утверждает, что так говорить нельзя, потому что слово «тапка» женского рода (правильно будет: «убить паука тапкой»). Некоторые полагают, что лингвисты упрощают норму в угоду малообразованным людям и включают в словари безграмотные варианты вроде кофе в среднем роде.

На самом деле лингвисты не придумывают языковые нормы, они их фиксируют. Наблюдают за языком и записывают выводы в словари и энциклопедии. Ученые должны это делать независимо от того, нравится ли им тот или иной вариант или нет. Но вместе с тем они смотрят, отвечает ли вариант законам языка. В зависимости от этого помечают вариант как запрещенный или разрешенный.

Почему очень часто слово «кофе» употребляют в среднем роде? Только ли от безграмотности? Вовсе нет. Дело в том, что мужскому роду слова «кофе» сопротивляется сама система языка. Это слово заимствованное, неодушевленное, нарицательное, несклоняемое и оканчивающееся на гласную. В подавляющем большинстве такие слова в русском языке относятся к среднему роду. «Кофе» попало в исключения, потому что были когда-то в языке формы «кофий», «кофей» — мужского рода, они склонялись, как «чай»: выпить чая, выпить кофия. И вот памятником давно умерших форм и является мужской род слова «кофе», в то время как законы живого языка втягивают его в средний род.

И эти законы очень сильны. Даже слова, которые им сопротивляются, все равно со временем сдаются. Например, когда в 1935 году в Москве открылся метрополитен, СМИ писали: метро очень удобен для пассажиров. Выходила газета «Советский метро», а Утесов пел: «Но метро сверкнул перилами дубовыми, сразу всех он седоков околдовал». Слово «метро» было мужского рода (потому что «метрополитен» мужского рода), но постепенно «ушло» в средний род. Следовательно, то, что «кофе» становится словом среднего рода, происходит не от безграмотности людей, а потому, что таковы законы развития языка.

Андрей Мозжухин

Если Вам понравилась статья (информация), пожалуйста, поделитесь ей с друзьями! Мы рады, что вы с нами!

Источник

На какие свойства русского языка обращает внимание каждый из них

 

«… Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар безсмертный – речь».

И.А.
Бунин

Много
безценных и разнообразных сокровищ даровал Всемогущий Господь русскому народу.
Одно из этих сокровищ – наш неисчерпаемый, глубокий, звучный, гибкий и емкий
язык. По своей выразительности, певучести, по словарному запасу и многообразию
значений и возможностей передачи самых тонких оттенков человеческой мысли,
переживаний, событий и явлений русский язык – один из богатейших языков мира.

Вот как сами
делатели русского слова – выдающиеся русские писатели говорят о богатстве нашей
речи и письменности:

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни
звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное
названье еще драгоценней самой вещи».

«… Сам необыкновенный язык наш есть тайна.
В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных
и мягких; он безпределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно…»

 «Нет слова, которое было бы так замашисто,
бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало,
как метко сказанное русское слово»

Н.В.
Гоголь

«Как материал словесности, язык
славяно-русский имеет превосходство перед всеми европейскими»

А.С.
Пушкин

«Красота, величие и богатство российского
языка явствует довольно из книг в прошлые веки писанных, когда еще не токмо
никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали,
что оные есть или могут быть»

М.В.
Ломоносов

Читайте также:  У какого элемента сильнее выражены неметаллические свойства у азота или фосфора

«Русский язык в умелых руках и опытных устах
– красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

А.И.
Куприн

 «С
русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем
сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки,
спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое
громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков,
красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного
выражения».

 «Среди великолепных качеств нашего языка
есть одно совершенно удивительное и малозаметное. Оно состоит в том, что по
своему звучанию он настолько разнообразен, что заключает в себе звучание почти
всех языков мира»

К.Г.
Паустовский

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий
о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о, великий, могучий,
правдивый и свободный русский язык!.. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был
дан великому народу!»

    И.С.
Тургенев

Возникнув в
глубокой древности протославянский язык (II-I тысячелетие д.н.э.), позже называемый праславянским (I-VII в.в.) дал
три близкородственные группы славянских языков: восточная (древнерусская
народность), западная (на базе которой сложились поляки, чехи, словаки,
лужичане, поморские славяне ), и южная (ее представители – болгары,
сербохорваты, словенцы, македонцы).

 На основе восточнославянского – древнерусского
языка в X веке и
возникла  русская письменность. Это было
то время, когда, по словам известного русского летописца Нестора, русский народ
объединился Крещением в Православную веру, как «един язык, крестившийся во
единого Христа». Русь была создана, по милости и Промыслу
Божию, из разрозненных, хотя и родственных племен как хранительница
Православия.

Благодаря святым равноапостольным просветителям Кириллу и
Мефодию, русские люди услышали голос призывающего их Бога на своем же языке,
понятном уму и доступном сердцу. Просветители 
перевели с греческого важнейшие книги Священного Писания и
церковно-богослужебные книги на славянский язык, создав систему
церковно-славянской грамоты,  графический
состав ее букв и звуков и ее орфографию. Славянские просветители создали две
графические разновидности славянского письма – кириллицу и глаголицу.
Фонетическая система обеих почти совпадает, но ставшая основной – кириллица
более удобна и легка для написания. Еще в 863 году в Моравии Константин-философ
(святой  равноапостольный Кирилл)
составил первую славянскую азбуку. До того славянскую речь пытались передать
«чертами и резами».

Священное
Писание было первой книгой, которую прочитал русский человек. Русский язык,
освятившийся светом Христовым, став языком богообщения, и далее развивался под
влиянием Слова Божия. Русский человек так и понимал язык своего земного
Отечества – как язык освященный, отданный на служение Богу. Не в этом ли тайна
глубины, силы, многообразия и выразительности нашего русского языка?!

Замечательный
русский мыслитель Иван Александрович Ильин пишет: «Силою вещей и исторических условий, силою
прирожденной даровитости, чуткости и вкуса; силою скрещения множества
лингвистических влияний – русскому народу удалось выработать себе язык
единственный в своем роде звучности, певучести, гибкости и
выразительности…Это язык, навеки приобщенный церковно-славянской, а
следовательно, и общеславянской сокровищнице, и через это как бы призванный к
парению, к трепетным взлетам, к насыщенным подъемам; язык, способный к
чувствованию во все, что есть на земле и в небе, способный к отождествлению к
любым предметам, способный и шептать, и греметь,.. и петь с птицами, и шуметь
водопадами, пылать огнем и течь водою…»

А министр
народного просвещения Александр Семенович Шишков, возглавлявший литературную
Академиию Российскую, говорит об этом так: «Язык
наш превосходен, богат, громок, силен, глубокомысленен, Надлежит только познать
цену ему, вникнуть в состав и силу слов, и тогда удостоверимся, что не его
другие языки, но он их просвещать может. Сей древний, первородный язык остается
всегда воспитателем, наставником того скудного, которому сообщил он корни  свои для разведения нового сада»
.

Будучи языком
Евангелия, Псалтыри и апостольских посланий, древне-церковно-славянский язык
был многие столетия одновременно и всеобще литературным языком, то есть языком
житий святых, разных сказаний и поучений.

Войны и
нашествия,  разъединение земель и их объединение,
новые границы и уделы Русской Земли  и новые
народы и народности, вошедшие в ее состав – все это не оставляло язык
застывшим, он развивался вместе с Русью. Появлялись новые наречия русского
языка, новые диалектные особенности.

В эпоху
петровских реформ русское общество разделилось на сословия, разделилась и
культура – на духовную и светскую. Старославянский язык становится в основном
принадлежностью Церкви и церковных и богослужебных текстов. Общероссийский
литературный язык, на котором разговаривали и писали многие поколения русских
людей, тот язык, который и до сегодняшнего дня является языковой нормой для
русского человека, начал складываться в XVIII – первой половине XIX веков.

Большую роль
здесь сыграла языковая теория и практика Михаила Васильевича Ломоносова, автора
первой обстоятельной грамматики русского языка. В своем труде «Российская
грамматика» он ввел понятие о транскрипции слов, частях речи, орфографии. М.В.
Ломоносов первым заговорил о стилистике и приемах художественной
выразительности речи и дал предпосылки развития научной терминологии на Руси,
которой не существовало раньше.

М.В.
Ломоносов, В.К. Тредиаковский, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, А.С. Шишков и
другие русские писатели подготовили почву для великой реформы А.С. Пушкина.
Творческий гений Пушкина синтезировал в единую систему разнообразные речевые
стихии: русскую народную, церковно-славянскую и западноевропейскую, причем,
цементирующей основой стал русский народный язык, особенно его московская
разновидность. С Александра Сергеевича Пушкина начинается современный русский литературный
язык, складываются богатые и разнообразные языковые стили (художественный,
публицистический, научный и другие),
определяются общерусские, обязательные для всех владеющих литературным языком
фонетические, грамматические и лексические нормы, развивается и обобщается
лексическая система. Недаром, в своей речи на открытии памятника Пушкину И.С.
Тургенев говорил: «Он дал окончательную
обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и
красоте формы признается едва ли не первым после древнегреческого; он отозвался
типичными образцами, безсмертными звуками на все веяния русской жизни…»

В петровскую
эпоху русский язык сильно пострадал от нашествия иностранных веяний. Затронула
культуру, литературу и язык России и эпоха Просвещения. Русский литературный
язык, на котором мы и сегодня разговариваем и пишем, складывался во многих
нелегких борениях и преодолениях. Кто-то предлагал вообще избавиться полностью
от иностранных слов, кто-то наоборот был против проникновения элементов народного
языка в язык литературный. «Делайте и
говорите, что вам угодно, господа любители чужой словесности
, – говорит
А.С. Шишков. – Но доколе мы не возлюбим
языка своего, обычаев своих, воспитания своего, до тех пор во многих наших
науках и художествах будем мы далеко позади других. Надобно жить своим умом, а
не чужим
Несносно, – возмущается он, – когда
господа писатели дерут уши наши не русскими фразами»
.

А Владимир
Даль утверждает: «… Все, что сделано
доселе, со времен петровских, в духе искажения языка, все это, как неудачная
прививка… Русской речи предстоит одно из двух: либо испошлеть донельзя, либо,
образумясь, своротить на иной путь, захватив при  том с собою все покинутые второпях запасы…
Живой народный язык, сберегший в жизненной свежести дух, который придает языку
стойкость, силу, ясность, цельность и красоту, должен послужить…
сокровищницей для развития образованной русской речи»
.

Именно этим
путем и шел Александр Сергеевич Пушкин, получая при этом упреки критиков в том,
например, что от имени героини романа «Евгений Онегин» «пахнет утюгом», и что
«Татьяна» – крестьянское имя, недостойное внимания поэта и его публики.

Александр
Сергеевич отвечал своим критикам: «Читайте
простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка»
(Возражение
на статью «Атенея», 1828).

В примечаниях
1830 года к роману «Евгений Онегин» поэт пишет: «В журналах осуждали слова: хлоп, молвь и топ как неудачное
нововведение. Слова сии коренные русские. “Вышел Бова из шатра прохладиться и
услышал в чистом поле людскую молвь и конский топ” (Сказка о Бове Королевиче).
Хлоп употребляется в просторечии вместо хлопание, как шип вместо шипения: “Он
шип пустил по-змеиному” (Древние русские стихотворения). Не должно мешать
свободе нашего богатого и прекрасного языка».

При этом он
считал: «Истинный вкус состоит не в
безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве
соразмерности и сообразности»
. Так, в романе «Евгений Онегин» мы находим
строки Пушкина, который, употребив иностранное
слово, говорит с улыбкой: «Шишков,
прости, не знаю, как перевести…»
Конечно
же, поэт знал, как перевести и умел отменно перевести…

Читайте также:  Овощи какие чем полезные свойства

Многое из
того, что сказано Пушкиным впервые, стало нормой не только поэзии, но и всего
нашего русского литературного языка.

В развитии и
формировании русского литературного языка большую роль играли русские писатели XIX-XX в.в. – А.С. Грибоедов, В.А.
Жуковский, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М.
Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и другие.

Русские
писатели и просветители, как никто другой, понимали значение и предназначение
языка, слова:

«Язык – это история народа. Язык – это путь
цивилизации и культуры. Именно поэтому изучение и сбережение русского языка
является не праздным увлечением от нечего делать, а насущной необходимостью»

   А.И.
Куприн

«Язык есть исповедь народа:

…В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной…»

П.А.
Вяземский

«Природный язык есть душа народа, зеркало
нравов, верный показатель просвещения, неумолчный проповедник дел. Возвышается
народ, возвышается язык; благонравен народ, благонравен язык»

А.С.
Шишков

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский
язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в
состоянии совершать чудеса»

И.С.
Тургенев

«… Природа страны и история народа,
отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им
созданное, оставалось безсмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного
языка; так что каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и
чувства человека, через которые отразились в слове природа страны и история
народа»

К.Д.
Ушинский

Как на Руси в
стародавние времена древнерусский язык был одним из важнейших факторов
национального достояния и единения, так в России XIX-XX веков общерусский литературный язык объединял все ветви и
части русского народа, способствуя развитию отечественной культуры, мысли и
общества, выражая суть русской души и русского духа. И как бы ни старались
современные злопыхатели ниспровергнуть русскую классическую литературу, как бы
ни стремились недоброжелатели истинной русской культуры унизить русских
писателей-классиков, факт остается фактом: русская литература в лучших своих
проявлениях не только несет в себе духовность и отстаивает истинно
христианские, высоконравственные 
ценности, но и служит лучшим критерием нормы русского литературного
языка. Именно по произведениям русских классиков изучали и впитывали душою свой
родной язык целые  поколения русских
людей.

Без любви к
родному языку не может быть и любви к своему земному Отечеству. «По отношению каждого человека к своему языку,
можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о
гражданской ценности
, – говорит К.Г. Паустовский. – Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку.
Человек, равнодушный к своему языку – дикарь. Его безразличие к языку
объясняется полнейшим безразличием к прошлому и будущему своего народа»
.

«Лишь усвоив в возможном совершенстве
первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном
же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде»
, – утверждает
Ф.М. Достоевский.

«Язык народа есть как бы художественная риза
его души и его духа… Это способ народа выговаривать, выпевать свою душу; это
соборное орудие национальной культуры; это верное одеяние самой родины. Или еще лучше: это сама родина в ее звуковом, словесном,
пропетом и записанном закреплении»
,
– говорит И.А. Ильин.

Недаром, одно
из значений слова «язык» означает – народ, народность (например: нашествие
двунадесяти языков – о войне 1812 года).

А горячий
защитник самобытности русского языка А.С. Шишков, восклицает: «Да умножится, да возрастет усердие к
русскому слову и в делателях, и в слушателях!»

Выдающиеся
делатели русского слова единодушно утверждают: язык – это не только средство
общения или передачи информации, не только средство словесного самовыражения
личности, не только способ выражения мысли, но и прежде всего – категория
духовная: «… С языком, с человеческим
словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это
осязаемая связь между телом и духом; без слов нет сознательной мысли… без
вещественных средств этих в вещественном мире дух ничего сделать не может, не
может даже проявиться…»
– пишет Владимир Даль.

 А Иван Александрович Ильин говорит: «Он (язык) есть верное воплощение народного
инстинкта и народного духа… Правы были греческие мудрецы и отцы Церкви, утверждая, что слово внешнее, слышимое, есть
звуковая явь неких неизреченных духовных глаголов, родящихся внутри человека и
сокровенно пребывающих в его духовном опыте»
.         

Именно об этом
– о духовном смысле слова человеческого и о его истинном назначении учат
нас  святые отцы Православной Церкви.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский, великий пастырь, замечательный
проповедник Слова Божия и духовный писатель назидает нас: «Как в Боге Отец, Сын и Святый Дух нераздельны, так и в молитве, и в
жизни нашей мысль, слово и дело должны быть так же нераздельны… Великая вещь
слово! Великая вещь душа мыслящая, говорящая и действующая, образ и подобие
Троицы Всемогущей! Человек! Познай себя, кто ты, и веди себя сообразно со своим
достоинством..
. Слово и в наших устах
является уже творческим, образуя членораздельные звуки: со словом выходит живой
дух человека, не отделяющийся от мысли и слова. Видите, слово по природе своей
даже в нас творительно»
.

Мысль о том,
что слово человеческое, подобно Слову Божию – 
сила творящая и действующая, ибо дар слова человек получил от Творца как
создание по образу и подобию Божию, святой праведный Иоанн Кронштадтский
неоднократно подчеркивал в своих трудах: «Веруй твердо в осуществимость всякого
слова,.. памятуя, что виновник слова есть Бог-Слово… Благоговейно обращайся
со словом и дорожи им… Никакое слово не праздно, но имеет или должно иметь в
себе свою силу, и горе празднословящим, ибо они дадут ответ за празднословие…
Это вообще свойство слова – сила и совершенность его. Таким оно должно быть в
устах человека»
.

А святитель
Игнатий Брянчанинов, неповторимый делатель духовного слова предупреждает нас: «Все дары Бога
человеку достойны уважения. Дар слова, несомненно, принадлежит к величайшим
дарам. Им уподобляется человек Богу, имеющему Свое Слово…  Божественная цель слова в писателях, во всех
учителях, а паче в пастырях – наставление и спасение человеков. Какой же страшный
ответ дадут те, которые обратили средство назидания и спасения в средство
развращения и погубления!»

      Многие века русские люди знали и помнили
это. И.А. Ильин писал: «Мы, русские,
давно уже поняли: язык есть живой доступ к духу народа»
.

       Помним ли мы об этом сегодня?

Лариса Пахомьевна Кудряшова, русский поэт и
литератор

Использованные источники:

1. Святой праведный Иоанн
Кронштадтский. В мире молитвы. СПб. 1991.

2. Собрание писем святителя
Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского и Черноморского. М.

   
СПб. 1995.

3. А.А. Царевский. Значение
Православия в жизни и исторической судьбе России. СПб. 1991.

4. И.А.Ильин. Одинокий художник
(Статьи, речи, лекции). М. 1993.

5. Живые страницы. А.С. Пушкин,
Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях, письмах, дневниках,

   
автобиографических произведениях и документах. М. 1970.

6. https://tayny-yazyka.ru/index.php?id=1423

Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,

войдите или
зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Источник