На какие средства содержится мечети

На какие средства содержится мечети thumbnail

Финансовые вопросы в исламском мире также как и в других религиях вызывают определенные разногласия.

Пожертвования и отчисления от верующих

Основным источником дохода для мусульманского духовенства служат необязательные, но желательные пожертвования верующих — садака. Часть пожертвований при этом уходит на содержание мечети.

Кроме того, еще существует обязательные ежегодные отчисления с имущества — закят , составляющие в среднем 2,5%, который согласно Корану должен направляться нуждающимся (нищим, странникам, студентам и т.д. ) У  мусульман на этот счет ведутся дискуссии — можно ли платить деньги с закята на зарплату имамам, если они  — бедные и нуждаются.

Торговля

Прямая торговля внутри мечети запрещается

«Если вы ведите того, кто продает в мечети или покупает, то скажите: Да не даст успеха Аллах в твоей торговле!» (Хадис приводят имам ат-Тирмизий, 1321, так же аль-Хаким, 2/56. Шейх Альбаний подтвердил его достоверность. См. «Булюг аль-Марам» №254)

Однако это не значит что деньги вообще не используются в том или ином действе.

«Не разрешено продавать или покупать в мечети, будь то книги или что-либо еще, даже если прибыль будет использована для сирот.

Но нет ничего неправильного в том, чтобы положить вещи в специальную коробку и надписав на них цену, положить рядом с ними коробку для денег. Таким образом, тот, кто захочет сделать покупку может положить деньги в ящик и сделать покупку, без криков, снижение цены, предложений и т.п.» (См. «аль-Фатава шейх Ибн Джибрин», стр.32.)

Торговля вокруг мечети допускается если есть разрешение имама. В таком случае, торговцы отчисляют процент в пожертвование мечети.

На какие средства содержится мечети

Как говорит шейх Абдуль Маджид Хамид Субх:

«Прежде всего, следует уточнить, что недопустимо использовать помещение мечети в качестве рынка для продажи, покупки или тому подобного. Однако если речь идет о здании, в котором находится мечеть, нет ничего плохого в использовании других помещений в качестве торговых площадок, например, ресторанов, магазинов, пекарен и т. д. — до тех пор, пока такие проекты являются халяльными.»

В 2016 году на территории Московской Соборной мечети открылся мусульманский сувенирный магазин “Баракат”. В открытии магазина принял участие Председатель Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Российской Федерации Муфтий шейх Равиль Гайнутдин.

На какие средства содержится мечети

В магазине “Баракат” можно купить сувениры,  книги, различную декоративную и даже лечебную косметику, чай, шоколад, восточные сладости, золотые и серебряные ювелирные украшения и многое другое.

Помощь властей

В областях и республиках с преимущественно мусульманским населением,  местные власти иногда выделяют помощь мусульманскому духовенству.

Так, например, в 2011 году Духовное управление мусульман Татарстана  учредило зарплаты  имамам в размере 8-10 тысяч рублей и раздало  автомобили Fiat Albea десяти лучшим мухтасибатам республики.

В Чечне с 2010 года имамам выдали автомобили ВАЗ-2107 и выделили зарплат в размере 5000 -10000 рублей.

Данная помощь выделяется не только для российских мусульман. Подобная поддержка существует и в некоторых странах Европы. Как свидетельствует Муфтий мусульман Республики Румыния — Йосыф Мурад:

» В зарплате имамов правительство участвует частично. Государство платит имамам дополнительно 70% к его заработной плате. Почему не дают полностью зарплату, потому что у религиозных деятелей, как и у христиан, и мусульман есть дополнительный заработок: прочитать никах, мавлид, дженаза намаз. То есть в эти заработки власть не вмешивается и налогом не облагает. Министерство по делам религии Турции также оказывает ежемесячную помощь нашим имамам. Потому что у нас очень хорошие отношения с Турцией. » 

Также власти Бельгии выделили около 3,3 миллионов евро на зарплату 80 имамов, которые будут проповедовать среди мусульман толерантность.

Посещение мечети

Вообще во всем мире посещение мечетей абсолютно бесплатно. Но в 2016 году служба Духовного управления мусульман Российской Федерации  решилась на беспрецендентный шаг и установила плату в 300 рублей за посещение Московской соборной мечети вне времени намаза.  Школьникам, инвалидам, пенсионерам и многочисленным группам (более 15 человек) обещаются скидки. Такое решение вызвало критику со стороны многих мусульман и духовенства.

Фонды

В помощь мусульманскому духовенству создаются фонды и проводятся частные инициативы. Например,  с 2006 года материальную поддержку централизованным мусульманским организациям оказывает некоммерческая благотворительная организация «Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования».

В фонд «Закят» при Духовном управлении мусульман Казахстана поступило 52 682 143  тенге. Эти средства являются пожертвованием предпринимателей и частных лиц, неравнодушных к религии, желающих внести свой вклад в духовное просвещение и развитие религиозной пропаганды, а также для решения социальных проблем имамов и других полезных мероприятий.

Духовное управление за счет фонда выделяет средства на обеспечение деятельности сельских имамов, не имеющих самостоятельного заработка. В связи с этим, с 1 января 2013 года, 144 сельским имамам выдается заработная плата в сумме 20 тысяч тенге.

12,291 просмотров всего, 21 просмотров сегодня

Continue Reading

Источник

Начало. На какие цели требуются финансы.

Введение

Казалось бы ответ на этот вопрос вполне очевиден. Все же знают…

Но, при детальных расспросах, многие наши братья мусульмане кроме как на зарплату имаму других расходов и не предполагают. Хотя, справедливости ради, тут же следует сказать, нашим уважаемым имамам зачастую, вместо зарплаты, приходится думать о совсем других затратах. И им не до зарплаты. Тем более, что и на повседневные-то нужды общины и то не хватает…

Но обо всём по-порядку.

Регистрируем религиозную организацию

Вот и наступил долгожданный день. Община мусульман, до сегодняшнего дня разрозненная, неорганизованная стала единой. Мусульмане деревни, квартала или небольшого городка с великой радостью принимают решение о создании религиозной организации! Ура! Ура?..

И с первых же минут радость для некоторых наших собратьев омрачается необходимостью внести свой посильный финансовый вклад для того, чтобы общее решение оформилось документально. Для этого общину надо зарегистрировать в органах юстиции по месту нахождения общины.

Затраты на регистрацию не сильно большие, но без них нам никто организацию не зарегистрирует. А где брать деньги? И время от времени в некоторых общинах появляются предложения. А зачем надо регистрироваться? Можно же и так. А зачем платить? Мы же пришли, собрались, решили. А давайте так жить – без регистрации… Опять государство нас обдирает! И т.д.

Строим мечеть

Большинство мусульман знают, что строительство мечети требует больших затрат. Но о реальных суммах мало кто догадывается. Понятно, что стоимость строительства зависит от многих условий. И не обо всех этих условиях мусульмане имеют представление.

Первое – проект. Прежде всего, сам проект стоит денег. Для некоторых наших собратьев сам этот факт становится неожиданностью. Как за деньги? Зачем платить? Есть ведь в соседней деревне – там строили недавно. У меня родня живёт в городе где есть мечеть – надо там спросить. Вдруг есть готовый проект? И т.д.

Так и множатся похожие друг на друга хибарки с башенками на крыше. Унылые и безвкусные. А мечеть, это Дом Аллаха… В красивую мечеть и зайти приятно.

Или другая крайность. Заказывают эскизный проект, с горем пополам платят за него, от рабочих документов отказываются и начинают лепить что получится.

В некоторых случаях и за эскизный проект не платят… Думаете в такой мечети будет баракят?Проект кое-как сделали, разрешение на строительство получили. А точно получили?!!

Много раз автору приходилось убеждать братьев, что прежде чем строить, надо получить разрешение на строительство. Недоумение в глазах, возмущение в голосе – зачем?! Мы на своей земле! Это наша деревня. Нам же показали место где строить и достаточно этого. Мы здесь родились… И строят. Без разрешения. Думаете в такой мечети будет баракят?

Гораздо позднее возникают проблемы. Вплоть до того, что общину обязывают за свой счёт сносить незаконное здание. И начинается… Дом Аллаха, не позволим, беспредел властей, ислам запрещают, мусульман обижают…

Мечеть построили

Хорошо ли, плохо ли – мечеть построили. Пригласили почётных гостей, имам региона, ещё лучше – Сам Верховный Муфтий, прочитали Коран, провели намаз, покушали плов. Приглашённые официальные лица из района поздравили, сказали много красивых слов. Кстати, всё это великолепие тоже денег стоит. Где брать? Свои жалко, а чужие не дают.

Открытие мечети состоялось. Хвала Аллаху Господу миров!..Летом ещё как-то сносно, но зимой приходится думать чем отопить, как за тепло заплатить – негоже в холоде намаз читать. И за воду – братьям и сёстрам тахарат освежить. И за…

Много ещё за что. Мечеть требует ухода и периодического ремонта. Бухгалтерский учёт бесплатно вряд ли будут делать. Раз-два соседка имама, бухгалтер в небольшом ООО, сделает “ради Аллаха”. А дальше? Шариат требует за любую работу платить пока у работника не высох пот. Где брать деньги?

Содержание мечети, коммунальные услуги, бухгалтерский учёт, вода, электричество, благотворительная помощь нуждающимся, ежегодные поездки в Булгар, проведение ифтаров, мусульманских праздников, и, наконец, зарплата имаму… Желательно достойная…Всё это требует финансовых вложений. Где брать?

Обо всём этом и о многом другом мы поговорим на нашем канале “Ислам и мусульмане”. Наш слоган – “Ислам вне мечетей, молельных домов и ковриков”. Вопросы повседневной жизни нашей уммы…

За недостойное поведение, рассуждения с умным видом в вопросах в которых разбираются только учёные, оскорбления и тому подобное – вечный бан. Будьте скромнее. Аллах любит скромных.

Подписывайтесь, присоединяйтесь, задавайте вопросы, предлагайте решения, делитесь положительным опытом. И любите друг друга ради Аллаха, Свят Он и Велик.

Канал “Ислам и мусульмане” – https://t.me/islam_end_muslims

Источник

На какие средства содержится мечети

“Каждый мусульманин должен нести материальную ответственность за содержание мечети”

В ближайшие месяцы в механизме работы Духовного управления мусульман Европейской части России и его территориальных подразделений грядут серьезные реформы. О сути предстоящих нововведений корреспонденту ИА “Ислам-Инфо” рассказал руководитель отдела по работе с местными религиозными организациями и образования ДУМЕР Арслан-хазрат Садриев.

– Арслан-хазрат, в России бурно идет процесс строительства мечетей, однако известно, что механизм их работы еще не до конца отработаны. Расскажите, как живет современная российская мечеть?

В России сегодня существует более 7000 мечетей. Однако большинство из них пустуют, они закрыты. То, что мечети в больших городах переполнены, также не показатель. В советские времена шутили, что для того, чтобы холодильник советского человека ломился от продуктов, надо производить маленькие холодильники.

В российской столице происходит как раз так, как в этом анекдоте: мусульман в столице 1.5 миллиона человек, примерно столько же, сколько в Татарстане. Только в Татарстане 1000 мечетей, а в Москве – 4. Поэтому они и переполнены. А в сельской местности подавляющее большинство мечетей – на замке. Потому что мечети в селах фактически не нужны, нет людей, желающих их посещать.

Хочу отметить также, что очень глупо поступает тот, кто стремится построить мечеть в своей родной деревне, из которой вся семья его уже давно выехала и никогда не вернется. Но просто он хочет ее там построить. Спонсор тратит деньги на строительство, а в последующем мечеть стоит невостребованная. Это – высокомерие. Мусульманин должен делать полезные вещи не ради себя, а ради своей уммы.

В чем вы видите причину невостребованности мечетей и как можно выйти из этой ситуации?

Причина в том, что большинство людей, называющих себя мусульманами, сегодня далеки от ислама и его культурных традиций, моральных устоев, а значит, и от потребностей и обязанностей мусульман. А одной из основных таких потребностей и обязанностей является совершение молитвы, для чего и существуют мечети. Реально практикующих мусульман в России гораздо меньше, чем “этнических”. Выход из этой ситуации, когда мечети пустуют – развитие исламского образования.

Но ведь наполняемость мечети – это забота имама данной общины, мечети?

Действительно религиозная община прирастает только благодаря грамотной работе имама, который своей проповедью, если не привлекает новых, то возвращает в лоно ислама тех людей, которые считают себя этническими мусульманами. Все зависит от профессионализма имама. К неграмотному, малознающему, непрофессиональному имаму не пойдут люди. Однако имама с высокой квалификацией нужно обеспечить и заработной платой, соответствующей его уровню профессионализма.

Мы, мусульмане, очень мало задумываемся о третьем столпе ислама, а именно – деньгах. Это очень важный столп ислама. Человек не может требовать от другого отдачи, сам при этом ничего не делая. Наполнение мечетей, обеспеченность имамами напрямую зависит от желания тех людей, для которых это все существует. Если вы желаете иметь мечеть, а в ней грамотного имама, за это надо платить.

В наших реалиях зачастую получается замкнутый круг: есть группа людей, которые хотели бы создать религиозную организацию, для этого им нужен квалифицированный имам. Однако чтобы нанять такого специалиста за определенную плату, нужно, чтобы в общине уже было определенное количество людей, ведь надо быть в состоянии платить имаму достойную зарплату. Но такого количества людей в общине пока нет – ведь она только-только организуется.

Каким образом можно разорвать “порочный круг”?

Мы планируем изменить ситуацию к лучшему введением контрактной системы обученияимамов. Во-первых, начиная с нового учебного года, получение высшего и средне-профессионального исламского религиозного образования будет осуществляться в Московском исламском институте на контрактной основе. То есть за обучение студента надо будет платить.

Предусмотрено три схемы оплаты: первая, когда студент получает образование за личные средства, вторая – за обучение будущего имама платит его махалля, то есть первичная религиозная организация, куда по получении диплома молодой специалист обязуется вернуться на работу. Возможен и третий путь – когда молодой человек обучается за счет Совета муфтиев России, однако затем он должен будет отправиться на работу в ту общину, куда направит его СМР, на срок не менее трех лет.

Все это оговаривается в контракте, так же как и заработная плата будущего имама, которая, по нашим планам, должна составлять не менее 300 долларов в месяц.

Внедрением этой системы мы планируем решить еще одну проблему. В данное время, когда религиозное образование в России целиком бесплатно, от него идет очень маленький процент отдачи на развитие самой уммы.

Дело в том, что лишь небольшой процент наших выпускников идут работать в мусульманские организации. Время, средства и усилия, потраченные на их обучение, для уммы потеряны. Когда образование станет платным, молодые люди будут задумываться о том,для чего они поступают к нам учиться.

В таком случае, каков должен быть алгоритм действий первичной религиозной организации, скажем, мечети?

Есть два варианта – либо община находит из своей среды молодого человека, желающего стать в будущем имамом и вернуться туда работать. Тогда община и оплачивает его обучение. Либо община ищет подходящую кандидатуру среди студентов старших курсов.

У нас есть стабильные общины, вставшие на ноги в течение последних 10 лет, которые, собирая по крупицам средства выстроили мечеть, а теперь имеют возможность обеспечить молодого имама жильем и достойной зарплатой. Если это пока не твердо стоящая на ногах община, то вышестоящее духовное управление мусульман должно помогать ей со средствами.

Я хочу подчеркнуть, что до 1917 года мусульманская община не регистрировалась и не имела права сроить мечеть, пока она не предоставляла в письменном виде гарантии того, что имеет возможность содержать настоятеля и храм.

В принципе, мы к этой системе должны вернуться: существует определенная группа лиц, располагающая прозрачным годовым бюджетом, которая регистрируется и сама отвечает и за храм и за содержание имама. Бюджет этот может складываться из членских взносов, целевых пожертвований. Каждый мусульманин должен нести ответственность за содержание своей мечети и имама. Каждый в разной степени в зависимости от своего достатка, но каждый должен.

Что мешает функционированию системы членских взносов, к примеру, для оплаты услуг имама, в наше время?

“Хромает” первичный уровень. Созданы духовные управления мусульман, их районные подразделения – мухтасибаты, а уровень приходов – махаллей до сих пор слаб. Это происходит от того, что люди не осознают себя причастными к какой либо религиозной общине.

Во всей стране единицы мусульман могут причислить себя к определенной общине. Как правило, в махалле имеется максимум 10 человек, которые выявили себя при ее регистрации. И то, нет гарантии, что на этих людей можно положиться. В махалле нужны реальные ее члены, которые твердо себя причисляют к этой организации. И мечети надо строить из реального количества людей, которые выразили свое твердое намерение в нее ходить, при желании сделать пожертвование, жертвовать именно в эту мечеть.

Если мусульманин не имеет достаточного религиозного образования, то для исполнениямусульманских обрядов, таких как бракосочетание, наречение имени и других, он обращается в эту мечеть. Если мусульманин несет материальную ответственность за содержание “своей” мечети и имама, то внутри общины все для него делается бесплатно. Неимущим членам общины выделяется помощь из общего бюджета.

Однако такая жесткая структуризация должна повлечь за собой, во-первых, повышенные требования к квалификации имамов, во-вторых, более строгий контроль за средствами, поступающими в мечеть…

Каждая мечеть должна иметь как минимум двух священнослужителей в штате, имеющих средне-профессиональное религиозное образование, а лучше, если один из них имеет высшее религиозное образование. С сожалением приходится констатировать, что сегодня большинство наших имамов – пенсионеры.

Если имам – пенсионер, не получивший классического религиозного образования, ему и передать своей пастве нечего, он не сможет взрастить новое поколение. Известны случаи, когда имамы “прикарманивали” деньги, пожертвованные прихожанами. Их, в какой то степени, можно понять, ведь “белая” зарплата у имамов мизерная.

Для того, чтобы скорректировать такое положение, в Совете муфтиев России принято решение об обязательной аттестации всех имамов. Она начнется в сентябре 2006 года. Аттестация будет проводиться в столицах субъектов федерации, по ее итогам имамам будут даны рекомендации на получение образования в том или ином мусульманском религиозном учебном заведении.

Данный процесс будет проходить параллельно с аттестацией начальных, средних и высших исламских учебных заведений. Процесс уже начался, однако пока аттестованы только два исламских вуза – Московский исламский университет и Российский исламский университет.

Кроме того, в ДУМ ЕР проводится еще одна реформа – отныне местные религиозные организации должны будут ежегодно отчислять 5% своего годового бюджета в фонд вышестоящей религиозной организации. Именно из этого фонда планируется финансировать программы по подготовке имамов для общин.

Нужно понять, что духовное управление мусульман – это не “глобальный попрошайка”, который бесконечно ищет средства у крупных спонсоров, в том числе и за рубежом. Религиозные организации должны существовать за счет внутренних ресурсов уммы. Роль духовных управленийсостоит в координации и правильном распределении этих средств.

Сейчас все новые религиозные организации регистрируются с условием перечисления 1/20 бюджета в вышестоящий орган, а старые общины будут включаться в эту систему по мере своего “созревания”.

Арслан хазрат, при условии, что все вышеназванные реформы будут успешно воплощены в жизнь, к какому году ожидается качественный скачок в функционировании исламских общин?

Боюсь, это произойдет не раньше 2024 года.

Диляра Рахимова

“ИСЛАМ-ИНФО”

www.portal-credo.ru

Источник