На какие средства содержится ельцин центр

На какие средства содержится ельцин центр thumbnail

Этой осенью с момента открытия Ельцин центра исполняется четыре года. Как задумывался этот уникальный для Екатеринбурга комплекс, чего удалось добиться и что меняется, нам рассказала Людмила Телень, первый заместитель исполнительного директора Ельцин Центра.

Концепция

В 2015 году Ельцин Центр открывался прежде всего как музей. Конечно, мы предполагали, что вокруг музея возникнет ещё какая-то жизнь. Но в тот момент мы во всех деталях не представляли себе, как будет развиваться программная деятельность. За это время мы перепробовали много разных подходов и форматов, что-то прижилось, от чего-то пришлось отказаться. Сегодня Ельцин Центр – это более полутора тысяч мероприятий в год. Помимо музея и музейных программ, это лекции, спектакли, концерты, кино, детские программы, мастер-классы, дискуссии, фестивали…

Базовые принципы нашей работы закладывались уже на этапе созданий музейной концепции. Это отсутствие идеологического давления, свобода дискуссии, уважение к чужому мнению, ориентация на людей с разными политическими взглядами, культурными и эстетическими предпочтениями.

Мы не хотели, чтобы музей был жёстко идеологизирован и подменял исторические факты оценками. Конечно, мы изначально понимали, что нас будут обвинять в тенденциозности. Поэтому создавали экспозицию во внутренней полемике. Никаких попыток подверстать историю под некие идеологические установки вы в музее Ельцина не найдете.

Приведу вам пример, связанный с отражением в музее взаимоотношений Ельцина и Горбачева – все знают, насколько непростыми они были. Я присоединилась к музейной команде в 2014 году, когда часть экспозиции уже была сделана. И, поскольку меня связывают достаточно близкие отношения с Михаилом Сергеевичем Горбачёвым, для меня этот сюжет был некоторым испытанием. Я понимала, что, если в музее будет что-то оскорбительное по отношению к Горбачёву, я вряд ли смогу тут работать. К счастью, я увидела, что здесь нет никакого пережима. Более того, когда мы уже делали эту экспозицию, часть материалов для музея мне удалось получить у коллег в Горбачёв-фонде, и они представлены в одном из залов музея.

Фото: Из личного архива редакции «АиФ-Урал»/ Алексей Смирнов

Другой пример – Чеченская война. Для меня, как и для многих людей в России, переживших ее, это очень болезненная тема. И очень важно, что в музее она представлена как трагедия обеих сторон. Здесь нет фанфар в честь победы «русского оружия», есть боль и чувство ответственности за то страшное время, которое пережила страна.

Музей работает уже почти четыре года, но мы продолжаем пополнять наши архивы. Записываем видео с участниками событий – это десятки часов. Недавно записывали Сергея Степашина, Георгия Сатарова, Тамару Морщакову… На базе новых интервью постепенно будем обновлять наши медиапрограммы. Кроме того, у нас очень много подлинных документов и фотографий, а по музейным правилам они не могут подолгу находиться в постоянной экспозиции – им надо отдыхать. Поэтому происходит постоянная ротация экспонатов.

Но в целом концепция музея не меняется. Она заключается в том, что свобода является высшей ценностью. И что Россия в 1991 году начала движение к демократии, к свободному рынку, к уважению прав человека, к тому, чтобы соблюдать общечеловеческие ценности. Собственно, вектор этого движения заложен в российской Конституции, которая была принята в 1993 году при президенте Ельцине. Совсем не случайно один из залов музея посвящен этому – важнейшему для страны – документу. В этом зале, в частности, есть ролик, где самые разные известные люди – от Анны Михалковой до Геннадия Бурбулиса – читают российскую Конституцию. Эта часть экспозиции – из тех, которые являются для музея основополагающими. Кстати, у нас можно взять Конституцию бесплатно. За эти годы мы раздали более 300 тысяч экземпляров.

Поклонники и противники

Конечно, 90-е – это для нас ещё очень близко, и у каждого своя оптика, свое личное отношение к этому времени. Я, например, работала в одной из лучших газет страны – в газете «Московские новости», и для меня, как и для многих журналистов, это было абсолютное профессиональное счастье, несмотря на бытовые и житейские сложности. А кто-то в те годы работал на оборонку и оказался буквально на грани выживания, и никаких личных светлых воспоминаний о том времени не сохранил… Создавая музей, мы старались дать представление не только о достижениях, но и о самых тяжелых проблемах конца 80-х – начала 90-х. Поэтому в музее есть и пустые полки магазинов позднесоветского периода, и карточки, и сумка челночника, и ваучер, который многими людьми от нужды был перепродан за гроши…

Фото: Из личного архива редакции «АиФ-Урал»/ Алексей Смирнов

Музей невозможно обвинить в гламуризации 90-х. Там есть медиапрограммы, в которых представлены живые неотцензурированные свидетельства людей, они говорят и о том, как цены в сотни раз опережали зарплаты, и о трагедии 1993 года, и о чеченской войне.

Но конечно, всегда будут те, кто в музей Ельцина не пойдет из принципа. Не только в музей, но и в центр, носящий имя первого президента. Например, как тот таксист, что подвозил меня однажды к Ельцин Центру: он сказал, что тут никогда не был и принципиально не пойдёт. И это его право. Мы приглашаем к разговору всех, но люди вольны отказаться. Другое дело, не все знают, что Ельцин Центр – это большое количество самых разных культурных площадок, на которых одновременно идут лекции, демонстрируется кино, ставятся спектакли, проходят мастер-классы и выставки. При этом процентов восемьдесят всех этих программ – бесплатные. Я уверена, что если бы наши оппоненты однажды случайно переступили порог Ельцин Центра, они бы тоже стали нашими постоянными гостями. И это не теория, а опыт.

Каждый год мы открываем новогодние представления для детей – бесплатной программой для социально незащищенных семей. И вот наблюдаю картину. Стоит в очереди на вход бабушка с внучкой и ворчит: «Вот я так и знала, что в Ельцин Центре никакого добра быть не может. Пришли, а тут очередь. Никогда больше ноги моей тут не будет…» Я к ней подхожу, прошу подождать немного, объясняю, что очередь всего на несколько минут… Потом мы с ней встречаемся уже на представлении, спрашиваю: «Нравится внучке ёлка?» – «Да, нравится, еще бы не нравилась… А вот мне у вас ничего не может понравиться…» И продолжает ворчать. Мы с ней проговорили целый час, прошлись по всем локациям, и в конце она сказала: «Ну ладно, хорошая ёлка, спасибо вам». Почему-то мне кажется, что я обязательно ее еще встречу у нас.

Кстати, в Центре много постоянных посетителей-пенсионеров, которые весьма критически относятся к Ельцину, но знают все наши программы, ходят сюда как на работу, участвуют в дискуссиях, спорят… Мы их всех уже знаем по именам и всегда рады их видеть.

Конкуренты

Мы не боимся конкурентов. Вот недавно открылся музей «Россия – моя история». Однако поток людей в Ельцин Центр не то что не ослабел с тех пор, как появился этот музей, но с каждым месяцем растет. В этом году мы приблизились к цифре 10 тысяч посетителей в день. А когда-то мечтали о 2 тысячах. Понятно, что это не только музей – тут и все наши мероприятия, и выставки, и магазины, и спортивный клуб, и все наши арендаторы… Но мы, конечно, хотим большего. В Екатеринбурге очень много культурных и образовательных площадок, мы работаем в условиях очень жесткой конкуренции, и этому мы очень рады, потому что приходится всё время повышать себе планку.

Открытие Ельцин Центра Фото: Из личного архива редакции «АиФ-Урал»/ Алексей Смирнов

Большинство других площадок всё-таки заточены под что-то одно: либо это музей, либо лекторий, либо выставочный зал, который специализируется, например, на авангарде или реализме… А у нас всё в одном месте. Сегодня мы показываем подготовленную Ингосстрахом выставку реалистического искусства, а завтра показываем авангард 70-х. Сегодня у нас классическая фотовыставка, а завтра – совершенно невероятный проект «Урал мари. Смерти нет», где переплетены и фотографии, и видео, и артефакты. Ельцин Центр действительно уникален.

У нас нет никаких ограничений. Кроме единственного: мы не занимаемся политикой. Но это не значит, что мы не занимаемся социальной или общественной проблематикой. Другое дело, что всегда сложно определить, где заканчивается политика и начинается что-то другое. Например, был у нас Анатолий Чубайс. Его условие: никакой политики, говорим об экономике и инновациях. Я как модератор специально попросила публику не задавать спикеру политических вопросов. А во втором ряду сидит Евгений Вадимович Ройзман, который берет микрофон и говорит: «Вот вы много сегодня говорили об экономической конкуренции. А возможна ли экономическая конкуренция без политической?» Чубайс отвечает: «Нет, не может»… Вот так это и происходит.

Арендаторы

Мы не отбираем арендаторов каким-то специальным образом. Арендовать офис может кто угодно. Это нормальное рыночное взаимодействие. На территории Центра работают и магазины, и рестораны, и Сбербанк, и спортивный клуб. И даже клиника репродукции. Сегодня почти все помещения Ельцин Центра заполнены. Осталось буквально процентов десять площадей, в основном небольшие офисы.

Конечно, арендаторы иногда меняются. Например, ушёл «Перекрёсток» – они посчитали, что это место для них не очень удачное: тут мало жилых домов и нет больших потоков. Сейчас мы очень рассчитываем на проект «Фирма: ферма» на первом этаже. К сожалению, его реализация задерживается. Но это удачная идея, так что ждём.

Благотворители

При создании Ельцин Центра были большие благотворительные вложения. Имена всех благотворителей перечислены на стене музея. Это классическая благотворительность, не осложненная никакими теневыми договоренностями. Мы не должны ничего «отрабатывать» – должны просто честно делать свое дело.

Изначально закладывалась определенная экономическая модель. Бюджетная субсидия, которую мы получаем по федеральному закону, является основой нашей деятельности. Но мы развиваемся очень быстро, мы хотим удерживать большое количество бесплатных программ, хотим привозить в Екатеринбург лучших лекторов страны, самые громкие проекты и выставки. Мы надеялись, что средства от аренды быстро начнут покрывать эти расходы. К сожалению, этого не произошло. Изменилась экономическая ситуация, пошла вниз деловая активность. Поэтому мы пока не можем отказаться от помощи спонсоров и благотворителей. Для того чтобы перейти на самоокупаемость, потребуется ещё какое-то время. Мы не собираемся решать свои проблемы за счет отказа от бесплатных программ и запредельно дорогих билетов, которые отсекут от нас большое количество людей.

Кстати, среди наших благотворителей – только российские компании. Сообщаю это специально для тех, кто обвиняет Ельцин Центр, что мы якобы живем на иностранные деньги. В Ельцин Центре госдеповских «печенек» нет. А вот печенье от Наины Иосифовны Ельциной – есть. И очень вкусное!

Смотрите также:

  • Владимир Микитюк – о купцах на «костотрясах» и бизнесменах нашего времени →
  • Этнограф из Верхней Пышмы изучает культуру исчезающего народа манси →
  • «Дедушка уральского рока» о музыке, о Екатеринбурге и о себе →

Источник

Подскажите кто знает из каких источников идёт содержание Ельцин-центра, из государственного бюджета, или с частного капитала? Хотелось бы точно знать. Как я слышал строительство и содержание Ельцин-центра осуществлялось и осуществляется сейчас за счёт средств налогоплательщиков. Вы считаете это правильным? Моё мнение что финансировать Ельцин-центр за счёт бюджета преступление, так как общество в большинстве своём негативно относится к Ельцину. Позитивно к нему относятся в основном лишь чиновники и сторонники радикального экономического либерализма. А вы как относитесь к Ельцину? Вы желаете со своего кармана финансировать Ельцин-центр?

бонус за лучший ответ (выдан): 5 кредитов

Валя Котик
[31.4K]

более года назад

Сам негативно отношусь с созданию и поддержанию этого центра. Ельцин развалилась страну, не сам, но он приложил к этому процессу большое усилие.

За что восхвалять ? За войну в Чечне , за материальный и духовный развал страны ?!

Ладно бы там стоял этот центр себе и втихоря бы “достижения” “прославляли”, так ведь и этого мало. Не так давно провели открытую пропагандическаю акцию в защиту ЛГБТ и несмотря на протесты граждан, другие особые граждане смогли таки провести свою акцию.

Получается что, как многие и предполагали, этот центр явился рассадником либерастных взглядов.

Откуда центр финансируется мы правды не узнаем, но как то В.Путин заявлял о том, что де центр создан на деньги не из казны России.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

AnnaG­e
[214K]

более года назад

“Ельцин-центр” был построен в Екатеринбурге в 2015 году в соответствии с законом. На его открытии присутствовал Президент России Владимир Путин.

За первый год Ельцин-Центр посетило порядка 250 тысяч человек. На территории центра проходят концерты, фестивали. На территории Центра работает лекторий.

Цена билета на разовое посещение экспозиции музея составляет 200 рублей для взрослого и 50 рублей для пенсионера.

Согласно финансовому отчету центра за 2016 год доходы центра составили 3000 миллионов рублей. Из них 88 миллионов получены от предпринимательской деятельности, в том числе продажи билетов.А 2917 миллионов составляют добровольные взносы и пожертвования.Частью доходов центра являются субсидии из федерального бюджета.

Ракит­ин Серге­й
[420K]

более года назад

С самого начала было понятно, что ЕБН-центр – коммерчески абсолютно бессмысленная затея: таки не музей, чтобы туда можно было приманить за деньги кого-то, кроме подневольных школьников, про галлеристов современного фрик-искуства тоже промолчим – прикольно, но невосполнимый ресурс идиотов, из которых можно было бы черпать полной ложкой бабло за радость общения с тем “искусством”, тоже невелик. Поэтому остаются бюджетные деньги, которые и формируют 97% “доходов” данного Б-гспасаемого объекта.

Дальнейшая траектория развития уже просматривается: на пустующие площади постепенно будут заходить коммерсы (там уже открылись “Перекресток”, Билайн и кое-что по мелочи), а права собственности на здание по частям будут переписовать на себя местные власти в обмен на списание разного рода долгов (по моим прикидкам, только на коммуналку объекта таких масштабов нужно 300-500 млн рублей в год). Так что как ни крути, а жизнь в итоге возьмёт своё – никому особо не нужный пафосный ЕБН-центр превратится в ещё один ТРЦ.

АНАТО­ЛИЙ ЮРЬЕВ­ИЧ
[36.1K]

9 месяцев назад

Лично я негативно к политике Ельцина, ведь я жил в 1990 годах. А самого Ельцина не буду судить- не принято говорить плохое про покойных.

Ельцин- центр, считаю что абсолютно не нужен народу. Финансируется он, не только за счет налогоплательщиков, но и за счет добровольных пожертвований. И за счет оказания своих платных услуг.

Знаете ответ?

Источник

Дискуссия вокруг стоимости содержания Мавзолея Ленина заставляет задаться вопросом — а во сколько обходится государству «Ельцин-Центр»?

В 2008 году в России был принят закон «О центрах исторического наследия президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий». Этот документ во многом повторяет аналог, давно уже существующий в США. Тем не менее сохранение памяти о той или иной политической эпохе является делом важным и нужным, и заимствование грехом в данном случае не является.

В 2015 году в Екатеринбурге был открыт «Ельцин-Центр». Это не просто музей Ельцина. Это творческая площадка, на которой проводятся различные мероприятия, фестивали, конценты и т. д. А также в комплексе существуют рестораны, отель, магазины и много-много другого.

В 2019 году Людмила Телень, первый заместитель исполнительного директора «Ельцин-Центра», в интервью «АиФ-Урал» заявила: «Базовые принципы нашей работы закладывались уже на этапе созданий музейной концепции. Это отсутствие идеологического давления, свобода дискуссии, уважение к чужому мнению, ориентация на людей с разными политическими взглядами, культурными и эстетическими предпочтениями. Мы не хотели, чтобы музей был жёстко идеологизирован и подменял исторические факты оценками. Конечно, мы изначально понимали, что нас будут обвинять в тенденциозности. Поэтому создавали экспозицию во внутренней полемике. Никаких попыток подверстать историю под некие идеологические установки вы в музее Ельцина не найдете».

На какие средства содержится ельцин центр

«Оригинальная» версия русской истории

Здесь сразу обнаруживается противоречие между тем, что мы слышим от руководителей «Ельцин-Центра», и тем, что можно увидеть внутри него.

Притчей во языцех стал вводный мультфильм, который показывают посетителям. Его авторы в сжатом виде излагают тысячелетнюю историю России — такой, какой они ее видят. А видят они ее так — Россия всегда находилась в состоянии несвободы, и только Ельцин принес ее, долгожданную, народу. Ради формирования подобной концепции «Ельцин-Центр» проводит, мягко говоря, редактирование исторических этапов развития нашей страны.

Можно упомянуть о Новгородской феодальной республике, представив ее институт вече как росток демократии, задавленной Московских княжеством. При этом не упоминается, что этот институт к моменту падения Новгородской республики окончательно стагнировал — новгородская знать и купцы попросту скупали голоса участников вече, добиваясь нужного решения. Не говоря уже о том, что большая часть новгородцев вообще не имела права участвовать в вече. В итоге никто не захотел умирать за «новгородские вольности». Но зачем об этом рассказывать людям?

Фёдор I Иоаннович.

Еще один исторический перл — создатели мультфильма утверждают, что «опричнина Ивана Грозного вызвала гражданскую войну, именуемую «смутой». И не смущает людей то, что между окончанием опричнины и началом Смутного времени где-то затерялись три десятка лет русской истории, в которые произошло пресечение династии Рюриковичей, что и стало реальной, а не мнимой проблемой, повлекшей за собой Смуту.

Что мешает — того не замечаем

Характерный момент — говоря об ужасах российской «несвободы», авторы периодически упоминают о просвещенной Европе. Несведущему человеку может показаться, что там в этот момент царили свобода слова, всеобщее избирательно право и т. д.

Эдуард Деба-Понсан. «Утро у ворот Лувра». 1880 г. На картине изображена Екатерина Медичи (в чёрном) в сопровождении свиты, бесстрастно раглядывающая тела жертв массового убийства гугенотов-протестантов на следующее утро после Варфоломеевской ночи.

В действительности в те времена, когда Иван Грозный де-факто упразднил опричнину, во Франции произошла печально известная «Варфоломеевская ночь», в ходе которой добропорядочные французские католики вырезали своих соотечественников гугенотов. Жертвами развернувшейся сразу после этого бойни стали около 30 000 человек. Все это происходило на фоне постоянных опустошительных «внутрифранцузских» войн, которые по форме были религиозными, но по сути были вызваны экономическими и социальными противоречиями. И это лишь один фрагмент из богатой истории только одного европейского государства. А таких прекрасных картин можно представить великое множество. Но нельзя — потому что иначе обвалится вся заявляемая создателями «Ельцин-Центра» концепция.

И все-таки не удержимся от еще одной исторической параллели — в тот момент, когда Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, в Брюсселе, нынешней столице ЕС, еще проводились так называемые «антропологические выставки», на которых белым европейцам демонстрировали, словно животных, чернокожих жителей Африки.

С фактурой в пресловутом мультфильме вообще беда — вдруг выясняется, что политические реформы Николая II, включая «Манифест 17 октября 1905 года», стали следствием доброй воли императора. Куда делось «Кровавое воскресенье» и первая русская революция? «Ельцин-Центр» выбросил их за ненадобностью.

Причины и движущие силы Октябрьской революции? Не дождетесь. Победа в Великой Отечественной войне — «не благодаря Советскому Союзу, а вопреки». Массовые репрессии — авторы мультфильма заявляют, что их жертвами стали 10-20 миллионов человек. Радует и разброс чисел, и достоверность источников — вернее, их полное отсутствие.

Борис Ельцин на 28 съезде КПСС.

Троллейбус вместо ветерана, копающегося в мусорном баке

Но перейдем к самой экспозиции Музея. Сделано все, что называется, «дорого и богато». Вот только «внутренняя полемика» «Ельцин-Центра» — это просто фикция.

Вот вам предлагают в натуральную величину троллейбус, на котором Борис Николаевич некогда ездил по Москве вместе с простым народом. Вот зал, где вы можете почувствовать себя на заседании ЦК, когда Ельцин требует реформ. А вот вам зал с советской реальностью в виде пустых полок и скучающей продавщицы.

Мощно и наглядно. Но это только в тех случаях, когда нужно «подсветить» положительные стороны президента. Когда заходит речь о негативе, все тут же становится скромнее и строже.

А почему, например, не сделать зал с большими фотографии 150 убитых по приказу Ельцина во время событий октября 1993 года? Или не сделать диораму бандитской разборки — типичного явления ельцинского времени? А как насчет копии провонявшего мочой типичного подъезда 1990-х с подростками, нюхающими клей? Или изобразите ветерана войны, орденоносца, ищущего съестное в мусорном баке?

Обстрел Белого дома, 1993 г.

Почему эта правда о ельцинской эпохе задвигается на второй план?

«Но в целом концепция музея не меняется, — говорить госпожа Телень. — Она заключается в том, что свобода является высшей ценностью. И что Россия в 1991 году начала движение к демократии, к свободному рынку, к уважению прав человека, к тому, чтобы соблюдать общечеловеческие ценности. Собственно, вектор этого движения заложен в российской Конституции, которая была принята в 1993 году при президенте Ельцине. Совсем не случайно один из залов музея посвящен этому важнейшему для страны документу».

То, что «вектор движения» закладывался на крови людей, расстрелянных в ходе протестов против нарушения Ельциным предыдущей Конституции, руководство «Ельцин-Центра» не смущает. Или уважение прав этих людей — это уже не высшая ценность?

А вымирание России колоссальными темпами при Ельцине не попирает общечеловеческие ценности?

Новогоднее обращение Бориса Ельцина, 1999 год.

Реабилитация власовцев и прочие «радости»

«Свобода является высшей ценностью» — это простите, полная абстракция. Если родители выпихнут несовершеннолетнего отпрыска зимой посреди голого поля, значит ли это, что они предоставили ему свободу? А если родня бросила пожилую старушку без средств к существованию, является ли это стремлением близких предоставить бабушке свободу?

Удивительным образом «Ельцин-Центр» оказывается замешан в разного рода мероприятиях, вызывающих недоумение и вопросы.

В 2016 году научный директор «Ельцин-Центра» Никита Соколов на пресс-конференции, посвященной проекту «Последний адрес», объявил: «Не реабилитированы по большей части практически никогда те люди, которые реально боролись против советской власти. Современная Россия по-прежнему готова их считать врагами народа? Это общественный вопрос, на который надо отвечать. И если мы, фонд „Последний адрес“, получим заявку на такого персонажа, мы начнем эту общественную дискуссию… Это диссиденты 40-х годов, диссиденты 30-х годов. Были же реальные боевые группы. Они не реабилитированы, хотя ничего не совершили. Это власовцы. Это большая общественная проблема. Давайте наконец поднимем этот вопрос. Если появятся эти таблички, заявки на эти таблички, на нереабилитированных… Что мы будем делать? Мы будем считать казаков, которые воевали против большевиков, врагами и ныне живущего народа в России? Я не уверен».

В том же году в самом «Ельцин-центре» состоялась дискуссия «Мифы о войне». Историк Юрий Пивоваров продолжил развивать тему, призвал «подумать» о «миллионе русских в армии Власова». Вполне себе акцентированное желание пересмотреть итоги войны путем реабилитации коллаборационистов.

Или вот, к примеру, выставка, посвященная событиям 1956 года в Венгрии под названием «За свободу и независимость! Две недели свободы». О том, что движущей силой «двух недель свободы» были ветераны венгерской армии, воевавшей на стороне Гитлера, а сами события были отмечены жесточайшими расправами над идеологическими противниками и сочувствующими им, которых расстреливали, сжигали, вешали, выставка никак не упоминает.

Генерал Андрей Власов.

Миллиардом больше, миллиардом меньше…

И так далее, до бесконечности — выставки типа «Мой ГУЛАГ», поставленные на конвейер концерты исполнителей с соответствующим идеологическим уклоном и т. д. и т. п.

Что не мешает госпоже Телень заявлять: «У нас нет никаких ограничений. Кроме единственного: мы не занимаемся политикой».

Действительно, все вышеперечисленное — это, наверное, курсы макраме. Как говаривал в таких случаях Козьма Прутков: «Если на клетке слона прочтёшь надпись „буйвол“, не верь глазам своим».

А теперь самое время задаться вопросом — сколько же стоит «Ельцин-Центр»?

Под комплекс в свое время был передан бизнес-центр с конгресс-холлом «Демидов-плаза». В 2011 году «Ельцин-Центр» выкупил у УГМК часть бизнес-центра «Демидов» за 2 миллиарда рублей. На завершение строительства здания и приспособление его под Президентский центр Б. Н. Ельцина было потрачено более 7 млрд рублей.

Согласно опубликованному в июне 2017 года финансовому отчету за 2016 год доходы Ельцин-Центра составили 3003,4 млн руб, из которых 88,4 млн руб. получены от предпринимательской деятельности центра (из них около 40 млн руб. — от продажи билетов), а 2917,0 млн руб. — «добровольные имущественные взносы и пожертвования».

Расходы Ельцин-центра за 2016 год составили 6,43 млрд руб., из которых основная часть (5,13 млрд руб.) потрачена на «приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества».

В том же 2016 году директор Музея Ельцина Дина Сорокина объявила о выходе учреждения на «самоокупаемость». Однако в 2016 году государственные субсидии «Ельцин-Центру» составили 146,4 млн рублей, в 2017 году — 140,1 млн, в 2018 году — 137 млн рублей, в 2019 году — 134,9 млн рублей.

Понять, сколько средств «Ельцин-Центр» получает в целом, довольно сложно, поскольку значительная часть проходит как «добровольные имущественные взносы и пожертвования».

Экс-зампред Счетной палаты Юрий Болдырев в свое время высказал порталу Накануне.ru следующее предположение: «Если бы это были сугубо частные пожертвования — это не мое дело, но я подозреваю, что это такие же частные пожертвования, как были частные пожертвования на Олимпиаду-2014. Потом выяснилось, что это кредиты из полугосударственных банков, которые мы должны возмещать за счет бюджета. Если второй вариант — то это, конечно, нехорошо».

«Ельцин Центр».

Кому это надо?

Какие бы расходы ни нес «Ельцин-Центр», согласно федеральному закону, банкротом он признан быть не может.

А сколько же людей посещают «Ельцин-Центр»? Телень в интервью «АиФ-Урал» в 2019 году рассказала: «В этом году мы приблизились к цифре 10 тысяч посетителей в день. А когда-то мечтали о 2 тысячах. Понятно, что это не только музей — тут и все наши мероприятия, и выставки, и магазины, и спортивный клуб, и все наши арендаторы».

3 650 000 человек в год — число внушительное. Но вести подсчет, учитывая посетителей продовольственного супермаркета и прочих заведений, не имеющих прямого отношения к Музею Ельцина, мягко говоря, некорректно. Политические оппоненты Бориса Николаевича из пресс-службы ЦК ЛКСМ РФ со ссылкой на интернет-аналитиков сообщают: «Ельцин-Центр» с учётом добровольно-принудительных экскурсий для учащихся посещают не более 250 тысяч человек в год. Таким образом, выручка музея за счёт продажи билетов ежегодно составляет лишь 40 миллионов рублей».

Получается, что «Ельцин-Центр» — это очень дорогое удовольствие за государственный счет с очень специфическим идеологическим наполнением. Мавзолей Ленина здесь и рядом не стоял.

Источник