На какие продукты государство регулирует цены

На какие продукты государство регулирует цены thumbnail

Почему растут цены на продукты питания и товары первой необходимости? Почему нельзя ввести государственное регулирование цен?

Рост потребительских цен (инфляция) – объективный процесс, определяемый рядом внутренних и внешних факторов, среди которых основными являются общий уровень производства в стране, динамика обменного курса, мировой рост цен на отдельные виды товаров и услуг. Современный этап развития российской экономики характеризуется тем, что основную роль в росте потребительских цен играют немонетарные факторы.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации цены на товары не подлежат государственному регулированию, являются свободными и формируются продавцами самостоятельно, исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры (спроса и предложения).

Исключение составляют только регулируемые цены и тарифы естественных и локальных монополий – на газ, электроэнергию, коммунальные тарифы и отдельные тарифы связи и городского транспорта, а также цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.

Для проведения государственной тарифно-ценовой политики в Российской Федерации существует достаточное количество инструментов и законодательная база, которая выработана с учетом рыночных принципов развития экономики.

В отношении субъектов естественных монополий осуществляется государственное тарифное регулирование на основании законодательных и нормативных актов в сфере естественных монополий. Контроль за деятельностью (в том числе ценообразованием) хозяйствующих субъектов, занимающих существенную долю рынка в нерегулируемых сферах экономики, осуществляется на основе антимонопольного законодательства. Так, в соответствии с Федеральным законом от 8 июля 2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции” и положением о Федеральной антимонопольной службе (ФАС России), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, ФАС России занимается предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В случае наличия каких-либо данных о нарушении антимонопольного законодательства (в том числе о возможном установлении и поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара), автор обращения имеет право обратиться с соответствующим заявлением или жалобой в антимонопольный орган.

Также в соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон о торговле) государственное регулирование цен (торговых надбавок) на отдельные виды товаров осуществляется только на основании федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов органов государственной власти и (или) местного самоуправления.

В целях предотвращения резких колебаний цен на социально значимые товары Законом о торговле предусмотрен механизм установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен.

Согласно части 6 статьи 8 Закона о торговле перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 530.

В соответствии с указанным постановлением, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составит 30 и более процентов, Правительство Российской Федерации по предложению Минэкономразвития России вправе установить на срок не более 90 календарных дней предельные розничные цены на социально значимые продовольственные товары.

Указанный механизм фиксирования предельных розничных цен предназначен для краткосрочной стабилизации ценовой ситуации при сбое рыночных факторов ценообразования, то есть при краткосрочных дисбалансах спроса и предложения, имеющих по своей природе спекулятивный либо форс-мажорный характер. При этом он актуален только при наличии достаточных для удовлетворения спроса объемов товара либо при реализации мер по восстановлению предложения, которые не имеют мгновенного эффекта, а постепенно способствуют насыщению рынка.

Открыть полный текст документа

Источник

Утвержден

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 7 марта 1995 г. N 239

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.02.1996 N 131,

от 31.07.1996 N 915, от 30.06.1997 N 773, от 30.07.1998 N 865,

от 06.02.2001 N 88, от 16.06.2001 N 467, от 20.08.2001 N 593,

от 02.04.2002 N 226, от 12.12.2004 N 769, от 28.12.2007 N 935,

от 09.02.2008 N 59, от 23.04.2008 N 293, от 08.08.2009 N 654,

от 15.07.2010 N 522, от 29.10.2010 N 865, от 16.04.2012 N 323,

от 09.03.2013 N 199, от 19.06.2014 N 566, от 28.01.2015 N 63,

с изм., внесенными Определением Верховного Суда РФ

от 30.07.2002 N КАС 02-381)

Природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ, добытый публичным акционерным обществом “Газпром” и его аффилированными лицами, собственниками региональных систем газоснабжения (кроме газа, реализуемого публичным акционерным обществом “Газпром” и его аффилированными лицами на организованных торгах в объемах, определяемых Правительством Российской Федерации, либо организациям для производства газа природного в сжиженном состоянии для последующего экспорта и организациям, заключившим договоры поставки газа после 1 ноября 2018 г., предусматривающие начало поставки природного газа после 1 января 2020 г., для производства метанола из газа природного в газообразном состоянии для последующего экспорта, а также природного газа, производимого с применением технологии по сжижению газа и (или) его регазификации, поставляемого потребителям, не относящимся к категории “население”), а также реализуемый акционерными обществами “Якутгазпром”, “Норильскгазпром”, “Роснефть – Сахалинморнефтегаз”.

(см. текст в предыдущей редакции)

Продукция ядерно-топливного цикла

Электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, услуги по передаче электрической энергии по сетям, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и иные услуги, оказываемые на рынках электрической энергии (мощности), тарифы (цены) на которые регулируются Федеральной антимонопольной службой, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации

Читайте также:  Какие продукты нельзя есть при колите кишечника

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.04.2002 N 226, от 04.09.2015 N 941)

(см. текст в предыдущей редакции)

Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам

(см. текст в предыдущей редакции)

Продукция оборонного назначения

Алмазное сырье, драгоценные камни

(см. текст в предыдущей редакции)

Протезно-ортопедические изделия

Перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте

Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении)

Услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, оказываемые субъектами естественных монополий, включенными в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется Федеральной антимонопольной службой

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.07.2010 N 522, от 04.09.2015 N 941)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути

(см. текст в предыдущей редакции)

Аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов

Абзац исключен. – Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 N 522

(см. текст в предыдущей редакции)

Услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей

Отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации

Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции, а также вино и игристое вино (шампанское), произведенные на территории Российской Федерации или ввезенные на территорию Российской Федерации

(см. текст в предыдущей редакции)

Этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации

Абзац исключен с 1 января 2008 года. – Постановление Правительства РФ от 28.12.2007 N 935

(см. текст в предыдущей редакции)

Лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов

(см. текст в предыдущей редакции)

Открыть полный текст документа

Источник

Виды цен

Вопреки распространенному мнению, что в странах рыночной экономики ценообразование происходит совершенно стихийно, цены являются объектом постоянного внимания и государственного регулирования. Цены выступают одной из критических точек экономической и социально-политической жизни, где сталкивается множество интересов различных слоев населения.

Классифицируются цены по разным признакам.

По отраслям экономики они делятся на:

  • оптовые (в промышленности);
  • закупочные (в сельском хозяйстве);
  • сметные (в строительстве);
  • тарифы (на транспорте);
  • таксы (в сфере обслуживания);
  • розничные (в сфере торговли с населением).

По способу формирования или по признаку степени свободы цены делятся на следующие группы:

  1. Свободные рыночные цены – формируются в зависимости от состояния рынка, под воздействием спроса и предложения. Они абсолютно свободны от непосредственного вмешательства государственных органов. Переход от фиксированных государственных к свободным рыночным ценам называется либерализацией цен. Некоторые экономисты к этой категории цен причисляют и договорные цены.
  2. Контрактные. Величина этих цен устанавливается предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В ряде случаев в контракте фиксируется не абсолютная величина цен, а их верхний или нижний уровень, либо их соотношение с государственными, рыночными, мировыми. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие возникновения каких-либо особых обстоятельств.

Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются на:

  • продукцию предприятий-монополистов;
  • базовые (для экономики данной страны) ресурсы;
  • социально значимые товары.

Система государственных цен состоит из двух элементов:

  1. Фиксированные или твердые цены, жестко устанавливаемые  государственными органами. Фиксированные цены устанавливаются на местах органами исполнительной власти (администрациями). Как правило, они распространяются на некоторые товары первой необходимости (хлеб, молочные продукты, сахар и т.д.) При этом товаропроизводители получают дотации из бюджета для возмещения затрат, которые не покрываются за счет фиксированных цен. Изменение такой цены в какую-либо сторону производителем или продавцом товара преследуется по закону.
  2. Регулируемые цены. Их величина определяется госорганами с учетом изменения экономической конъюнктуры, но это воздействие ограничено и чаще всего состоит в установлении предельного уровня цены на определенные группы товаров. Применяются и другие методы регулирования.

Различный уровень цен на однотипные товары вызывает необходимость использования мировых цен – денежного выражения интернациональной стоимости (ценности) блага.

Мировые цены – это те, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Они всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте и без ограничений административного характера.

По мере развития международной специализации труда роль мировых цен возрастает, поскольку они оказывают активное влияние на внутренние цены в качестве оптимальных ориентиров. В мировой цене могут найти отражение такие факторы, как условия транспортировки данного товара, объем покупки (оптовая или розничная) и т.д.

Особую разновидность мировых цен представляют трансфертные цены – внутрифирменные цены, применяемые транснациональными корпорациями в сделках между собственными подразделениями, находящимися в разных странах. Данные об этих ценах составляют, как правило, коммерческую тайну.

Наряду с описанными видами цен в экономической практике применяется ряд других их характеристик, основанных на самых разнообразных признаках. Важное значение имеет базисная цена – цена, которая принимается за основу сторонниками торговой сделки при установлении окончательной цены, зависящей от конкретных показателей качества товаров или определенных временных факторов с учетом инфляции.

Демпинговые цены – это искусственно заниженные цены. Цели их применения могут быть самые разные: ради выживания фирмы, ради вытеснения с рынка конкурента и т.д.

В экономическом анализе, планировании и статистике, а также в исследовательских целях, наряду с текущими используются сопоставимые или неизменные цены. Использование таких цен объективно необходимо в связи с процессом инфляции.

Читайте также:  На какой продукт у детей вздутие живота

В этих же целях иногда применяют реальные цены, которые представляют собой цену в денежном выражении относительно общего уровня цен. В ходе принятия потребительских решений покупателя интересуют и относительные (сравниваемые) цены, т.е. цена данного товара по сравнению с ценой некоторого другого родственного товара или того же товара в другом регионе.

В процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства вновь осваиваемой продукции, товаров, услуг, материалов, полуфабрикатов, энергии используются проектные цены.

В более широком плане все виды цен, определяемые посредством расчетов, называются расчетными, а цены – ожидаемыми.

В экономике рыночного типа широко используются прогнозные цены – на их основе планируется деятельность фирм, разрабатываются проекты и программы, составляются государственные планы-прогнозы, именуемые индикативными планами.

Биржевые, аукционные, комиссионные цены определяются конкретными формами рынков, на которых они образуются.

Воздействуя на цены, государство добивается достижения глобальных целей проводимого им регулирования экономики. Речь здесь идет о конъюнктурной и структурной политике, борьбе с инфляцией, стимулировании и модернизации, усилении национальной конкурентоспособности на мировых рынках, о смягчении социальной напряженности.

Основные методы и формы государственного регулирования цен и тарифов.

В настоящее время используется достаточно широкий набор форм и методов государственного регулирования цен. Систему ценового регулирования можно представить тремя сферами:

Наблюдение за ценами

Главная цель — выявление роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для того, чтобы выяснить как повышение цен влияет на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Во многих странах созданы межминистерские советы по ценам с наблюдательно-совещательными функциями. При правительствах всех стран существуют экспертные комитеты и другие подобные органы

Прямое государственное управление

При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. Цель этих методов состоит в том, что бы ограничить ценовую конкуренцию, стабилизировать или сдерживать производство различных товаров. с этой целью используются следующие методы государственного воздействия:

  • Замораживание цен и заработной платы;
  • Фиксация цен на потребительские товары;
  • Установление верхнего и нижнего предела цен;
  • Определение НМЦК в соответствии с положениями статьи 22 ФЗ-44
  • Правило предельной торговой наценки;
  • Установление гарантированных цен;
  • Применение залоговых цен;
  • Применение целевых цен;
  • Государственные субсидии и дотации;
  • Контроль над ценами на товары, входящих в потребительскую корзину;
  • Изменение налоговых ставок;
  • Регламентирование порядка определения издержек и норм прибыли,ограничение нормы прибыли и другие

Государственное регулирование цен осуществляется в различных формах. Одной из таких форм является контроль на потребительские товары, входящие в потребительскую корзину. Розничная цена на эти товары должна быть стабильной и не может повышаться предприятиями розничной торговли. Государство же субсидирует эти товары, обеспечивая производителям и торговле среднюю норму прибыли.

Косвенное государственное управление

К косвенным относятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, диктуя сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, направленных на формирование

конкурентной среды. К ним относятся:

  • Применение льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования, дотирования из бюджета.
  • Разработка правительственных программ по развитию производства товаров и услуг
  • Государственное стимулирование и привлечение в страну иностранных инвестиций
  • Эффективное использование таможенных тарифов для стимулирования дефицитных видов продукции, или для той продукции, которая предназначена для социально не защищенных групп населения
  • Заключение ценовых соглашений хозяйствующими субъектами под контролем государства или местных органов;
  • Применение скользящих цен;
  • Завышение издержек производства;
  • Декларирование цен;
  • Антитрестовское и антимонопольное законодательство;
  • Акты о ценовой дискриминации

К формам косвенного регулирования можно отнести, во-первых, создание условий для развития здоровой конкуренции

Здесь приведены примеры наиболее распространенных методов государственного регулирования цен, конкретное применение которых зависит от места, времени, социально-экономического и политического состояния страны, региона.

Какие цены подлежат государственному регулированию

В Российской Федерации действует перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен и тарифов осуществляет Правительство РФ, Федеральные органы исполнительной власти:

  • Природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ (кроме реализуемого организациями — производителями газа, не являющимися аффилированными лицами открытого акционерного общества «Газпром», акционерных обществ «Якутгазпром», «Норильскгазпром», «Камчатгазпром» и «Роснефть — Сахалинморнефтегаз», а также реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), сжиженный газ для бытовых нужд (кроме реализуемого населению).
  • Продукция ядерно-топливного цикла.
  • Электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, услуги по передаче электрической энергии по сетям, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и иные услуги, оказываемые на рынках электрической энергии (мощности), тарифы (цены) на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
  • Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.
  • Продукция оборонного назначения.
  • Алмазное сырье, драгоценные камни.
  • Протезно-ортопедические изделия.
  • Перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте.
  • Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении).
  • Услуги в транспортных терминалах, портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
  • Услуги ледокольного флота на трассах Северного морского пути.
  • Аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов.
  • Услуги в аэропортах.
  • Отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
  • Водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации.
  • Этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации.
Читайте также:  Какие продукты надо есть чтобы ушел живот

Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен и тарифов осуществляет органы исполнительной власти субъекта РФ:

  • Снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.
  • Наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях.
  • Торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).
  • Перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации.
  • Перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси.
  • Перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах.
  • Перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
  • Транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

В целом перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, в последние годы существенно сокращен. Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.

Расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит с одновременным использованием экономических рычагов воздействия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т.д.), с тем, чтобы не допускать их необоснованного завышения, полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности бюджета.

Единая политика цен

Правительство РФ (орган общей компетенции) в соответствии с Законом «О Правительстве Российской Федерации» разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Минэкономразвития в области ценообразования осуществляет следующие функции:

  • Разрабатывает предложения о совершенствовании ценового регулирования в отраслях, где применяется государственное регулирование цен (тарифов), прогнозирует динамику цен, участвует в осуществлении контроля за применением государственных регулируемых цен (тарифов);
  • Обеспечивает государственное регулирование и регистрацию цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также организационно-методическое руководство и систематический контроль за установлением и применением этих цен;
  • Предоставляет федеральным органам исполнительной власти информацию о расчетных мировых ценах на важнейшие товары, (работы, услуги) российского экспорта и импорта;
  • Контролирует внешнеторговые цены, по контрактам, заключенным в счет государственных внешних заимствований Российской Федерации, в счет погашения задолженности по кредитам, предоставленным иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, а также в отношении отдельных видов товаров, на экспорт и/или импорт которых установлены государственная монополия или количественные ограничения;
  • Подготавливает предложения о совершенствовании системы, ценообразования, осуществляет мониторинг внутренних цен;
  • Осуществляет через управления Госторгинспекции государственный контроль за порядком при изменениях цен по отдельным группам товаров.

На уровне субъектов Российской Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, а на уровне муниципальных образований — органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики (управления, комитеты или отделы по ценовой политике).

Органы ценообразования субъектов Российской Федерации:

  • Осуществляют регулирование цен на местных рынках;
  • Обеспечивают реализацию на местном рынке единой политики и законодательства по ценообразованию;
  • Устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые на местном рынке;
  • Осуществляют контроль за ценами.

На территории Российской Федерации функции органов ценообразования осуществляют (в пределах своей компетенции) и другие органы исполнительной власти. В их числе следует назвать, в первую очередь, федеральную и региональную энергетические комиссии.

Список используемой литературы:

  1. ИК Салимжанов,  Ценообразование: учеб. для экономических специальностей вузов. – М.: КноРус, 2007.
  2. ПН Шуляк, Ценообразование: учеб.-практ. пособие. – М.: Дашков и К, 2007.
  3. Цены и ценообразование: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. ВЕ Есипова – СПб.: Питер , 2007.

Источник