Можете ли вы определить какие свойства классицизма
Анонимный вопрос
30 октября 2018 · 13,8 K
Занимаюсь козами, люблю животных, книги, штангу, учу языки. Круг интересов…
Для классицизма свойственно строгое разделение литературы на жанры: высокий (который, в свою очередь, делился на героический эпос, трагедию и оду) и низкий (сатира, комедия, басня). Для каждого жанра свойственна не только собственная манера изложения, но и свой язык, свои персонажи.
Так, поскольку в произведениях высокого жанра героями были герои, полководцы, цари, знать, то и язык использовался соответствующий – высокий, литературный.
В произведениях низкого жанра, напротив, главными действующими персонажами становились простые люди. Могли попасть в этот жанр и дворяне, но великих людей, которые должны были вызвать уважение читателя и стать ему примером там не было. И язык использовался “низкий” – читай, простонородный.
Смешение разных жанров для классицизма недопустимо.
Если же говорить о чертах классицизма, присущих всем его жанрам, то к ним можно отнести следующие:
основа и вдохновение произведений – античность (национально-исторические образы для русского классицизма);
наличие нравственного урока, в комедиях – добро торжествует, зло наказано;
высшая ценность – личность (государство – для России);
персонажи – герои одной черты, то есть каждый из них обладает одной, зато ярко выраженной чертой характера;
все персонажи четко делятся на “хороших” и “плохих”;
построение повествования – четкое, простое, логичное, действует правило трех единств: времени, места, действия;
главный конфликт произведения – между разумом и чувствами для мирового классицизма (у положительных персонажей побеждает разум), между аристократией и буржуазией для русского классицизма;
каждый персонаж продуман так, чтобы наиболее полно олицетворять свою эпоху и социальный слой;
очень часто у персонажей говорящие фамилии, позволяющие сразу определить их главную черту;
для русского классицизма свойственен крайний, я бы даже сказала несколько чрезмерный, патриотизм.
Из ярких представителей мирового классицизма можно выделить Вольтера, Мольера, Лафонтена, Корнеля.
Из русского – Ломоносова, Кантемира, Державина, Княжина.
Периодизация — 17- нач.18 века.
Базовые черты — сильный уклон в античность и перманентное обращение к его идеалам.
Отечественные представители классицизма в литературе: Фонвизин, Державин, Ломоносов
Зарубежные: Вольтер, Мольер, Лафонтен.
Обожаю точные науки и испытываю огромный интерес к творчеству. При таком…
Классицизм в литературе описывает конфликт между общественным долгом и личными интересами. В Европе выделю Вольтера и Руссо, а в России Фонвизина и Державина.
Какую книгу вы можете назвать шедевром современной литературы?
Аналитик, web-master, digital marketing
Одним из шедевров назвала бы “Хазарский словарь” Милорада Павича. Когда начиная читать книгу как набор невнятных энциклопедических статей, а потом сообразив, что имеет в виду автор, вдруг продираешься через них в другом порядке, постепенно осознавая, что огого, да тут сюжет! Это очень здорово. Сложно и увлекательно.
И еще вот это интригует – женская/мужская версия. У меня была мужская, это на самой книге написано, и я не уверена, что женская бывает. Но вдруг?
Прочитать ещё 9 ответов
Какие интересные факты из биографий писателей вы знаете?
Набоков набросал Лолиту от скуки и хотел сжечь, но его остановила жена.
Гоголь всю жизнь боялся быть похороненным заживо, просил друзей проверить действительно ли он мертв, когда он скончается. Когда тело писателя было эксгумировано, обнаружилось, что он перевернулся в гробу, что значит, что его действительно похоронили живым. А его пуговицы во время эксгумации растащили на сувениры.
Приевшаяся всем история про Дюма – они спорили с друзьями, проигравший должен был выйти в соседнюю комнату и выстрелить себе в висок. Дюма проиграл, вышел, прогремел выстрел. Дюма вернулся и заявил, что промахнулся.
Когда Толстой встречался с Максимом Горьким, у них был спор, во время которого Толстой доказывал Горькому, что речь русского крестьянина темна и запутанна, и формулировать мысли крестьяне не умеют. Горький же объяснил, что Толстой всегда останется для крестьян барином, как бы он не втирался к ним в доверие, и они всегда будут прикидываться дурачками в его присутствии, так безопаснее.
Куприн всю жизнь отрицал советскую власть. Пьянство в долгие годы эмиграции принесло свои плоды – писатель был тяжело болен к тому моменту, как его пригласили вернуться в СССР. Он вынужден был согласиться ввиду болезни и бедности. В Союзе ему создали идеальные условия, приставили к нему лучших врачей. Забавный момент был с его дачей: Куприн обмолвился, что скучает по своей дореволюционной даче, и власти мгновенно выселили оттуда новых её владельцев и заселили туда Куприна. Тем не менее, он умер где то через год после переезда.
Борис Пастернак помогал Цветаевой собираться в ссылку. Перевязав какой то из чемоданов бечёвкой он пошутил про неё: “Крепкая, хоть вешайся!”. Угадайте, на чем Цветаева повесилась через несколько лет?
Прочитать ещё 9 ответов
Классицизм как литературное течение?
Классицизм — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же идеями в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).
Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.
Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния. Русский классицизм не просто воспринял теорию западноевропейскую, но и обогатил ее национальными особенностями.
Чем отличается релятивизм/агностицизм/скептицизм? Если своими словами.?
математик-системный программист, асу тп для аэс.
скептик в поиске истины ставит основным принципом сомнение, т.е. нужно во всём сомневаться, требовать доказательств, но при этом скептик не отрицает того, что в принципе можно было достичь объективной истины.
ангостик считает, что объективная истина в принципе не достижима, так как опыт всегда субъективен.
релятивизм говорит о том, что всякое познание относительно и субъективно(в том числе что у разных людей могут быть разные истины), т.е. по сути просто одна из веток обоснования агностицизма.
Прочитать ещё 1 ответ
Источник
Гипермаркет знаний>>Литература >>Литература 8 класс>>Фонвизин и классицизм
Фонвизин и классицизм
Творчество Фонвизина, в том числе знаменитая комедия «Недоросль», теснейшим образом связаны с особым направлением в литературе и в искусстве (живописи, архитектуре), зародившимся в ряде европейских стран в пору подъема абсолютизма (личной власти монархов, олицетворявших единство, целостность, суверенитет (независимость) государств) в начале XVII века и получившим название классицизма (от лат. classcus — образцовый). Влияние классицизма на художественную жизнь Европы XVII —XVIII вв. было широким, долговременным и в целом плодотворным.
В литературе классицизм наиболее полно проявился в лирика и в драматургии.
Классицизм считал, что нужно опереться на нормы прекрасного в античном искусстве, то есть в искусстве Древней Греции и Древнего Рима, которые были изложены в трудах Аристотеля, Горация и других мыслителей и поэтов древности и строго их соблюдать, не отступая от творческих правил. Эти нормы и правила требовали от искусства, в частности от древнерусской литературы, ясности изложения, точности выражения мыслей, порядка в построении произведений.
Классицизм отдавал предпочтение культуре перед дикостью и настаивал на том, что природа и жизнь, преобразованные человеком, выше природы и жизни естественной, не подверженной еще благородным усилиям человеческого ума, чувств, воли и рук.
Перед взором классицистов всегда стоял идеал прекрасной и завышенной жизни, преображенной искусством человека, и противостоящий ему хаос дикой естественной жизни, управляемой непонятными и казавшимися дурными законами. Следовательно, классицизму было свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей “норме”, образу, которым в классицизме выступает классическая древность как пример совершенного и гармонического искусства.
Так как в реальной жизни обозначился конфликт между разумом и чувствами, то классицизм стремился к его разрешению и преодолению посредством гармонического и полного сочетания личных интересов человека с велениями разума и нравственного долга. При этом интересы государства считались главными и преобладающими над интересами отдельной личности.
Наибольшего расцвета в литературе классицизма пераоначально достигла драма как род словесного и сценического искусства.
Драма (от греч, drama — «действие»), как известно, — один из трех родов литературы, наряду с эпосом и лирикой. Основу драмы, согласно изначальному смыслу слова, составляет действие: В драме перед зрителем или читателем развертываются явления, составляющие внешний мир.
События предстают в качестве живого, развертывающегося в настоящем времени (на глазах зрителя!) действия, показанного через конфликты и в форме диалога. Драматурги исключен из непосредственного действия и не может говорить от своего лица за исключением ремарок, поясняющих действие или поведение персонжей (например, когда то или иное действующее лицо произносит реплику в ответ на слова другого лица, драматург может пометить — «в сторону» т. е. желая скрыть свое мнение).
Классицистическая драма обладает рядом особенностей. Для того, что действие сохраняло логическую стройность, классицисты видвинули требование «трех единств» единства места, единства времени и единства действия.
Первые два единства очень просты и носили формальный характер, из-за чего впоследствии не удержались в драматических произведениях.
Единство места требует, чтобы действие происходило в одном помещении и не выходило за его пределы, например в одном доме, но в разных комнатах. Так, действие комедии «Горе от ума» совершается в доме Фамусова, но то в кабинете Фамусова, то в спальне Софии, то в гостиной, то на лестнице и т. д.
Единство времени предполагает, что действие должно начаться и закончиться в течение одних суток. Например, действие начинается с приезда Чацкого в дом Фамусовых утром, а завершается его отъездом ночью.
Единство действия — наиболее принципиальное и глубокое требование теории классицизма. Законы драмы требуют напряженности и сосредоточенности действия, обусловленного, как правило, характерами героев, особой строгости в ведении сюжета: действие в драме и поведение героев должно быть направлено к одной цели, сохранять связь и стройность композиции во всех сценах и деталях и быть единым, сопряженным с основным противоборством действующих лиц.
Такое правило к драматическому сюжету и получило название «единство действия». «Действие драмы, — писал В. Г. Белинский, — должно быть сосредоточено на одном интересе и быть чуждо побочных интересов…» Это означает, что в драме «все должно быть направлено к одной цели, к одному намерению».
Благодаря единству действия в драме особенно четко и последовательно прослеживается трехчленное развитие сюжета: завязка — развитие действия (включая кульминацию) — развязка. Внешним выражением последовательности течения драматического действия является членение драмы на акты, каждый из которых является завершенной ступенью развертывающегося конфликта.
Классицизм строго придерживался так называемой иерархии жанров. Трагедия, ода, эпопея относились к «высоким жанрам». Комедия, басня, сатира — к «низким».
В жанре трагедии Франция выдвинула двух крупнейших драматургов — Пьера Корнеля и Жана Расина. В основе их произведений лежит столкновение личных интересов и гражданского долга. В жанре басни прославился Лафонтен, а в жанре комедии — Мольер. Они смеялись над пороками людей, над несправедливыми социальными и общественными условиями и отношениями.
С течением времени противоречия между личностью и государством все более обострялись. Критике стали подвергаться не только низшие слои населения, непросвещенные и не затронутые деятельностью могучего разума, но и дворянство и духовенство, стоявщие на высокой ступени общества. Наступило время комедии.
В основе комического (и смеха) лежит закон несоответствия: мнимое противоположно истинному, иллюзия — реальности, ожидаемое — результату. Несоответствие может быть легко обнаружено между словами и делами, как в баснях Крылова, между неоправданно заниженным или чрезмерно преувеличенным событием, несоответствие между претензиями персонажа, как в случае госпожи Простаковой, и ее действительной сущностью. Именно на почве несоответствия вырастают такие свойства комедии как гипербола, заостренность, абсурд, гротеск и ее «высокий», часто смешанный со слезами отчаяния, смех. Чем нелепее несоответствие, чем оно более фантастично, тем боле реалистичной, жизненно достоверной должна быть обстановка действия. Только в этом случае комедия с ее мудрым и возвышающим смехом будет убедительной и нравственно действенной.
Все эти замечания относятся в полной мере и к России, и к русскому классицизму, который обладал рядом национальных особенностей.
В России классицизм возник в 1730—1750-е годы. Для русского классицизма саойственна национально-патриотическая тематика, гражданский пафос, который основывался на крепнущей мощи русского государства и был связан с преобразованиями Петровской эпохи.
Вопросы в задания
1. В чём заключались основные правила, законы классицизма?
2. Можете ли вы определить, какие свойства классицизма наследует Фонвизин и какие он отвергает или преобразует?
3. Согласны ли вы со следующим высказыванием П. А. Вяземского:
«В комедии “Недоросль” автор имел уже цель важнейшую: гибельные плоды невежества, худое воспитание и злоупотребления домашней власти выставлены им рукою смелою и раскрашены красками самыми ненавистными. В “Бригадире” автор дурачит порочных и глупцов, язвит их стрелами насмешки; в “Недоросле” он уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады… Невежество…, в котором рос Митрофанушка) и примеры домашние должны были готовить в нем изверга, какова мать его, Простакова».
Роли Милона и Софьи бледны… Правдин чиновник: он paзрезыват мечом закона сплетение действия, которое должно б быть развязано соображениями автора, а не полицейскими мерами наместника. Кутейкпн, Цифиркин и Вральман забавные карикатуры; последний и слишком карикатурен, хотя, к сожалению, и не совсем несбыточное дело, что в старину немец кучер попал в учители в дом Простаковых…».
Успех комедии «Недоросль» был решительный. Нравственное действие ее несомненно. Некоторые из имен действующих лиц сделались нарицательными и употребляются доныне в народном обращении. В сей комедии так много действительности, что провинциальные предания именуют еще и ныне несколько лиц, будто служивших подлинниками автору. Мне самому случалось встретиться в провинциях с двумя или тремя живыми экземплярами Митрофанушки, то есть будто служившими образцом Фонвизину… Если правда, что князь Потемкин после первого представления «Недоросля» сказал автору: «Умри, Денис, или больше ничего уже не пиши!», то жаль, что эти слова оказались пророческими и что Фонвизин не писал уже более для театра» (Вяземский П. А. Эстетика и литературная критика. М., 1984. С. 197—198, 211—222).
4. Почему, с точки зрения Вяземского, положительные герои получились у Фонвизина менее художественно убедительными, чем отрицательные?
5. Прокомментируйте мнение русского историка В. О. Ключевского из его размышления «Недоросль Фонвизина (Опыт исторического обьяснения учебной пьесы)»:
«Можно без риска сказать, что Недоросль доселе не утратил значительной доли своей былой художественной власти ни над читателем, ни над зрителем, несмотря ни на свою наивную драматическую постройку, на каждом шагу обнаруживающую нитки, которыми сшита пьеса, ни на устарелый язык, ни на обветшавшие сценические условности екатерининского театра, несмотря даже на разлитую в пьесе душистую мораль оптимистов прошлого века. …надобно осторожно смеяться над Митрофаном, потому что Митрофаны мало смешны и притом очень мстительны, и мстят они неудержимой размножаемостью и неуловимой проницательностью своей природы, родственной насекомым или микробам.
Да я и не знаю, кто смешон в Недоросле. Г-н Простаков? Он только неумный, совершенно беспомощный бедняга, не без совестливой чуткости и прямоты юродивого, но без капли волн и с жалким до слез избытком трусости, заставляющей его подличать даже перед своим сыном. Тарас Скотннин тоже мало комичен: в человеке… для которого свиной хлев заменяет и храм науки, и домашний очаг, — что комичного в этом благородном российском дворянине, который из просветительского соревнования с любимыми животными доцнвилизовался до
четверенек? Не комична ли сама хозяйка дома, госпожа Простакова, урожденная Скотинина? Это лицо в комедии, необыкновенно удачно задуманное психологически и превосходно выдержанное драматически… она глупа и труслива, т. е. жалка — по мужу, как Простакова, безбожна и бесчеловечна, т. е. отвратительна — по брату, как Скотинина. Недоросль – комедия не лиц, а положений. Ее лица комичны, но не смешны, комичны как роли, и вовсе не смешны как люди. Они могут забавлять, когда видишь их ка сцене, но тревожат и огорчают, когда встретишь вне театра, дома или в обществе. Фонвизин заставил печально-дурных и глупых людей играть забавно-веселые и часто умные роли.
Сила впечатления в том, что оно составляется из двух противоположных элементов: смех в театре сменяется тяжелым раздумьем по выходе из него» (Ключевский В. О. Исторические портреты: Деятели исторической мысли. – М., 1990. — С. 342—349).
В чем разница между суждениями Вяземского и Ключевского и кто из них, по вашему мнению, более прав? Или, возможно, у вас есть другая точка зрения?
6. По каким признакам можно определить, что комедия «Недоросль» относится к классицистическим произведениям (единство времени, места…)?
Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь – Образовательный форум.
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний – Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов –
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других “взрослых” тем.
Разработка – Гипермаркет знаний 2008-
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email:
Источник