Может ли вы определить какие свойства классицизма наследует фонвизин
Гипермаркет знаний>>Литература >>Литература 8 класс>>Фонвизин и классицизм
Фонвизин и классицизм
Творчество Фонвизина, в том числе знаменитая комедия «Недоросль», теснейшим образом связаны с особым направлением в литературе и в искусстве (живописи, архитектуре), зародившимся в ряде европейских стран в пору подъема абсолютизма (личной власти монархов, олицетворявших единство, целостность, суверенитет (независимость) государств) в начале XVII века и получившим название классицизма (от лат. classcus — образцовый). Влияние классицизма на художественную жизнь Европы XVII —XVIII вв. было широким, долговременным и в целом плодотворным.
В литературе классицизм наиболее полно проявился в лирика и в драматургии.
Классицизм считал, что нужно опереться на нормы прекрасного в античном искусстве, то есть в искусстве Древней Греции и Древнего Рима, которые были изложены в трудах Аристотеля, Горация и других мыслителей и поэтов древности и строго их соблюдать, не отступая от творческих правил. Эти нормы и правила требовали от искусства, в частности от древнерусской литературы, ясности изложения, точности выражения мыслей, порядка в построении произведений.
Классицизм отдавал предпочтение культуре перед дикостью и настаивал на том, что природа и жизнь, преобразованные человеком, выше природы и жизни естественной, не подверженной еще благородным усилиям человеческого ума, чувств, воли и рук.
Перед взором классицистов всегда стоял идеал прекрасной и завышенной жизни, преображенной искусством человека, и противостоящий ему хаос дикой естественной жизни, управляемой непонятными и казавшимися дурными законами. Следовательно, классицизму было свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей “норме”, образу, которым в классицизме выступает классическая древность как пример совершенного и гармонического искусства.
Так как в реальной жизни обозначился конфликт между разумом и чувствами, то классицизм стремился к его разрешению и преодолению посредством гармонического и полного сочетания личных интересов человека с велениями разума и нравственного долга. При этом интересы государства считались главными и преобладающими над интересами отдельной личности.
Наибольшего расцвета в литературе классицизма пераоначально достигла драма как род словесного и сценического искусства.
Драма (от греч, drama — «действие»), как известно, — один из трех родов литературы, наряду с эпосом и лирикой. Основу драмы, согласно изначальному смыслу слова, составляет действие: В драме перед зрителем или читателем развертываются явления, составляющие внешний мир.
События предстают в качестве живого, развертывающегося в настоящем времени (на глазах зрителя!) действия, показанного через конфликты и в форме диалога. Драматурги исключен из непосредственного действия и не может говорить от своего лица за исключением ремарок, поясняющих действие или поведение персонжей (например, когда то или иное действующее лицо произносит реплику в ответ на слова другого лица, драматург может пометить — «в сторону» т. е. желая скрыть свое мнение).
Классицистическая драма обладает рядом особенностей. Для того, что действие сохраняло логическую стройность, классицисты видвинули требование «трех единств» единства места, единства времени и единства действия.
Первые два единства очень просты и носили формальный характер, из-за чего впоследствии не удержались в драматических произведениях.
Единство места требует, чтобы действие происходило в одном помещении и не выходило за его пределы, например в одном доме, но в разных комнатах. Так, действие комедии «Горе от ума» совершается в доме Фамусова, но то в кабинете Фамусова, то в спальне Софии, то в гостиной, то на лестнице и т. д.
Единство времени предполагает, что действие должно начаться и закончиться в течение одних суток. Например, действие начинается с приезда Чацкого в дом Фамусовых утром, а завершается его отъездом ночью.
Единство действия — наиболее принципиальное и глубокое требование теории классицизма. Законы драмы требуют напряженности и сосредоточенности действия, обусловленного, как правило, характерами героев, особой строгости в ведении сюжета: действие в драме и поведение героев должно быть направлено к одной цели, сохранять связь и стройность композиции во всех сценах и деталях и быть единым, сопряженным с основным противоборством действующих лиц.
Такое правило к драматическому сюжету и получило название «единство действия». «Действие драмы, — писал В. Г. Белинский, — должно быть сосредоточено на одном интересе и быть чуждо побочных интересов…» Это означает, что в драме «все должно быть направлено к одной цели, к одному намерению».
Благодаря единству действия в драме особенно четко и последовательно прослеживается трехчленное развитие сюжета: завязка — развитие действия (включая кульминацию) — развязка. Внешним выражением последовательности течения драматического действия является членение драмы на акты, каждый из которых является завершенной ступенью развертывающегося конфликта.
Классицизм строго придерживался так называемой иерархии жанров. Трагедия, ода, эпопея относились к «высоким жанрам». Комедия, басня, сатира — к «низким».
В жанре трагедии Франция выдвинула двух крупнейших драматургов — Пьера Корнеля и Жана Расина. В основе их произведений лежит столкновение личных интересов и гражданского долга. В жанре басни прославился Лафонтен, а в жанре комедии — Мольер. Они смеялись над пороками людей, над несправедливыми социальными и общественными условиями и отношениями.
С течением времени противоречия между личностью и государством все более обострялись. Критике стали подвергаться не только низшие слои населения, непросвещенные и не затронутые деятельностью могучего разума, но и дворянство и духовенство, стоявщие на высокой ступени общества. Наступило время комедии.
В основе комического (и смеха) лежит закон несоответствия: мнимое противоположно истинному, иллюзия — реальности, ожидаемое — результату. Несоответствие может быть легко обнаружено между словами и делами, как в баснях Крылова, между неоправданно заниженным или чрезмерно преувеличенным событием, несоответствие между претензиями персонажа, как в случае госпожи Простаковой, и ее действительной сущностью. Именно на почве несоответствия вырастают такие свойства комедии как гипербола, заостренность, абсурд, гротеск и ее «высокий», часто смешанный со слезами отчаяния, смех. Чем нелепее несоответствие, чем оно более фантастично, тем боле реалистичной, жизненно достоверной должна быть обстановка действия. Только в этом случае комедия с ее мудрым и возвышающим смехом будет убедительной и нравственно действенной.
Все эти замечания относятся в полной мере и к России, и к русскому классицизму, который обладал рядом национальных особенностей.
В России классицизм возник в 1730—1750-е годы. Для русского классицизма саойственна национально-патриотическая тематика, гражданский пафос, который основывался на крепнущей мощи русского государства и был связан с преобразованиями Петровской эпохи.
Вопросы в задания
1. В чём заключались основные правила, законы классицизма?
2. Можете ли вы определить, какие свойства классицизма наследует Фонвизин и какие он отвергает или преобразует?
3. Согласны ли вы со следующим высказыванием П. А. Вяземского:
«В комедии “Недоросль” автор имел уже цель важнейшую: гибельные плоды невежества, худое воспитание и злоупотребления домашней власти выставлены им рукою смелою и раскрашены красками самыми ненавистными. В “Бригадире” автор дурачит порочных и глупцов, язвит их стрелами насмешки; в “Недоросле” он уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады… Невежество…, в котором рос Митрофанушка) и примеры домашние должны были готовить в нем изверга, какова мать его, Простакова».
Роли Милона и Софьи бледны… Правдин чиновник: он paзрезыват мечом закона сплетение действия, которое должно б быть развязано соображениями автора, а не полицейскими мерами наместника. Кутейкпн, Цифиркин и Вральман забавные карикатуры; последний и слишком карикатурен, хотя, к сожалению, и не совсем несбыточное дело, что в старину немец кучер попал в учители в дом Простаковых…».
Успех комедии «Недоросль» был решительный. Нравственное действие ее несомненно. Некоторые из имен действующих лиц сделались нарицательными и употребляются доныне в народном обращении. В сей комедии так много действительности, что провинциальные предания именуют еще и ныне несколько лиц, будто служивших подлинниками автору. Мне самому случалось встретиться в провинциях с двумя или тремя живыми экземплярами Митрофанушки, то есть будто служившими образцом Фонвизину… Если правда, что князь Потемкин после первого представления «Недоросля» сказал автору: «Умри, Денис, или больше ничего уже не пиши!», то жаль, что эти слова оказались пророческими и что Фонвизин не писал уже более для театра» (Вяземский П. А. Эстетика и литературная критика. М., 1984. С. 197—198, 211—222).
4. Почему, с точки зрения Вяземского, положительные герои получились у Фонвизина менее художественно убедительными, чем отрицательные?
5. Прокомментируйте мнение русского историка В. О. Ключевского из его размышления «Недоросль Фонвизина (Опыт исторического обьяснения учебной пьесы)»:
«Можно без риска сказать, что Недоросль доселе не утратил значительной доли своей былой художественной власти ни над читателем, ни над зрителем, несмотря ни на свою наивную драматическую постройку, на каждом шагу обнаруживающую нитки, которыми сшита пьеса, ни на устарелый язык, ни на обветшавшие сценические условности екатерининского театра, несмотря даже на разлитую в пьесе душистую мораль оптимистов прошлого века. …надобно осторожно смеяться над Митрофаном, потому что Митрофаны мало смешны и притом очень мстительны, и мстят они неудержимой размножаемостью и неуловимой проницательностью своей природы, родственной насекомым или микробам.
Да я и не знаю, кто смешон в Недоросле. Г-н Простаков? Он только неумный, совершенно беспомощный бедняга, не без совестливой чуткости и прямоты юродивого, но без капли волн и с жалким до слез избытком трусости, заставляющей его подличать даже перед своим сыном. Тарас Скотннин тоже мало комичен: в человеке… для которого свиной хлев заменяет и храм науки, и домашний очаг, — что комичного в этом благородном российском дворянине, который из просветительского соревнования с любимыми животными доцнвилизовался до
четверенек? Не комична ли сама хозяйка дома, госпожа Простакова, урожденная Скотинина? Это лицо в комедии, необыкновенно удачно задуманное психологически и превосходно выдержанное драматически… она глупа и труслива, т. е. жалка — по мужу, как Простакова, безбожна и бесчеловечна, т. е. отвратительна — по брату, как Скотинина. Недоросль – комедия не лиц, а положений. Ее лица комичны, но не смешны, комичны как роли, и вовсе не смешны как люди. Они могут забавлять, когда видишь их ка сцене, но тревожат и огорчают, когда встретишь вне театра, дома или в обществе. Фонвизин заставил печально-дурных и глупых людей играть забавно-веселые и часто умные роли.
Сила впечатления в том, что оно составляется из двух противоположных элементов: смех в театре сменяется тяжелым раздумьем по выходе из него» (Ключевский В. О. Исторические портреты: Деятели исторической мысли. – М., 1990. — С. 342—349).
В чем разница между суждениями Вяземского и Ключевского и кто из них, по вашему мнению, более прав? Или, возможно, у вас есть другая точка зрения?
6. По каким признакам можно определить, что комедия «Недоросль» относится к классицистическим произведениям (единство времени, места…)?
Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. – М.: Просвещение, 2009. — 399 с. + 399 с.: ил.
Содержание урока
конспект урока
опорный каркас
презентация урока
акселеративные методы
интерактивные технологии
Практика
задачи и упражнения
самопроверка
практикумы, тренинги, кейсы, квесты
домашние задания
дискуссионные вопросы
риторические вопросы от учеников
Иллюстрации
аудио-, видеоклипы и мультимедиа
фотографии, картинки
графики, таблицы, схемы
юмор, анекдоты, приколы, комиксы
притчи, поговорки, кроссворды, цитаты
Дополнения
рефераты
статьи
фишки для любознательных
шпаргалки
учебники основные и дополнительные
словарь терминов
прочие
Совершенствование учебников и уроков
исправление ошибок в учебнике
обновление фрагмента в учебнике
элементы новаторства на уроке
замена устаревших знаний новыми
Только для учителей
идеальные уроки
календарный план на год
методические рекомендации
программы
обсуждения
Интегрированные уроки
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь – Образовательный форум.
Авторські права | Privacy Policy |FAQ | Партнери | Контакти | Кейс-уроки
© Автор системы образования 7W и Гипермаркета Знаний – Владимир Спиваковский
При использовании материалов ресурса
ссылка на edufuture.biz обязательна (для интернет ресурсов –
гиперссылка).
edufuture.biz 2008-© Все права защищены.
Сайт edufuture.biz является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других “взрослых” тем.
Разработка – Гипермаркет знаний 2008-
Ждем Ваши замечания и предложения на email:
По вопросам рекламы и спонсорства пишите на email:
Источник
Ответ:
БО ЛИШ НАРОДИ, ЯВЛЕНІ У СЛОВІ, ДОСТОЙНО МОЖУТЬ ЖИТИ НА ЗЕМЛІ»
Ліна КОСТЕНКО
«Мова – найважливіший засіб пізнання, спілкування і впливу» — так звучить тема вступної бесіди на першому уроці української мови у 8 класі. Здається, все вже сказано про мову, переказано, зроблені численні висновки, систематизовано й узагальнено, але ні – щороку на моїх уроках відбуваються справжні дебати. Кожен учень висловлює свою точку зору на актуальну для нашого регіону і цілком для України мовну тему. Для обговорення пропоную такі питання: від чого залежить те, що буде нести мова, – добро чи зло, красу чи потворність? Підтвердіть або спростуйте думку, що на світі немає нічого кращого (гіршого) за мову. Яка роль мови в житті людей? Які функції виконує мова у нашому житті? Чому від доброго слова світ стає кращим? Чи кожна людина заслуговує добрих слів?
Цікаво слухати міркування вихованців, які докладно й логічно пояснюють їх. Ось і цього року я запропонувала учням 8-х класів поміркувати й висловити свої думки з приводу даної теми. Ось деякі з них. «Усі люди на нашій планеті вміють розмовляти. Це велике щастя. Вони спілкуються різними мовами, але головне завдання для всіх – розуміти одне одного. Без мови неможливий розвиток науки й техніки, мистецтва. Мова – найважливіший засіб спілкування. Наша країна багатонаціональна і українська мова служить засобом міжнаціонального спілкування. Українська мова багата та виразна. Вона відігравала і відіграє велику роль в історії цивілізації, про що неодноразово говорили діячі мистецтва, письменники, видатні особи», — так висловила свої міркування Ельміра Сейтджалілова.
Про слово як засіб впливу написала Дінара Ібрагімова: «Кожного дня людина каже приблизно тисячу слів. І кожне слово має свій зміст. Словом можна підтримати людину у важку хвилину, вплинути на неї, але ж словом можна й образити, й зрадити! Тому й говорять у народі: «Слово – не горобець, вилетить – не піймаєш». Завоювати довіру і гарне ставлення до себе дуже складно, а вичерпати кредит довіри можна одним словом. Тому, я вважаю, з кожним днем довіри і миру у світі стає менше і менше. Вихід один: треба, щоб кожна людина захотіла стати трохи добрішою, щоб говорила правду, добрі слова. І тоді наша сіра планета стане більш затишною і теплішою. Для цього тільки треба говорити потрібні слова». А ось міркування і заклик Заріни Джамілової: «Виконуючи функції спілкування і пізнання, мова впливає на людей. Словом можна поранити й вилікувати, розвіяти сумнів і засмутити, викликати усмішку і сльози. Тому треба прагнути, щоб із наших вуст зринали лише добрі слова, сповнені теплом серця і щирістю душі. Слово – це найтонший різець, здатний доторкнутися до рисочки людського характеру. Вміти користуватися ним – велике мистецтво. Словом можна створити красу душі, а можна й спотворити її. Тож володіймо цим різцем так, щоб з-під наших рук виходила тільки краса!».
Сашко Калиненко розмірковує над тим, що ж таке слово і як воно впливає на людей: «Що таке слово? На перший погляд, це — просто набір літер. Але насправді кожне слово – це немов людина, що має свій характер, настрій. Є слова веселі, є сумні. Є добрі та злі. Тому слова є найважливішим знаряддям спілкування та впливу людей одне на одного. У народі говорять: «Слово як лікує, так і калічить». Одним тільки словом можна вбити людину, а можна одним словом дарувати надію на життя. Я вважаю, що нам потрібно використовувати якнайбільше добрих, світлих та душевних слів, і світ тоді стане добрішим та яскравішим».
А ось Каміла Фазилова порівнює слова з ключиками: «Слова мають різний вплив на людину. Усе залежить від вихованості особи, обставин спілкування, теми й мети. Спілкування нагадує мені своєрідну гру: влучив – не влучив. Влучив – усе добре, не влучив – щось погане, неприємне. Але, я вважаю, у більшості випадків слова «влучають» у ціль, впливають на людину позитивно. Для кожного такі слова різні, як ключики від замків дверей. Але у будь-кого на обличчі з’явиться усмішка, коли він почує такі слова, як мама, тато, бабуся. Слів дуже багато добрих, але людина вирішує сама, що їй говорити, і як ними впливати на інших».
На завершення Карина Тюрина поділилася своїми міркуваннями, які стали підсумком уроку. «Мова – це безцінний скарб народу, надбаний тисячоліттями. У ній відбито його характер, історію, звичаї, побут. Як найдорожча спадщина, як заповіт поколінь передається нащадкам любов до своєї мови. Мова – то душа народу, його духовна скарбниця. Письменники та науковці вдосконалюють рідну мову, що підвищує духовну могутність українців. Взагалі, будь-яка мова є безсмертною. Але вона живе доти, доки живий народ, який користується нею, наповнює її своєю силою й наснагою. Рідна мова не менш цінна, ніж будь-які корисні копалини. Але її не можна продати та купити, а тільки пишатися й захоплюватися. Завдання майбутніх поколінь — зберегти рідну українську мову, не дати їй зникнути».
Источник
- Главная
алгебра
AnnyQween
11 марта 2017 г., 15:47:20 (3 года назад)
Molniya0705
11 марта 2017 г., 18:13:47 (3 года назад)
свойства классицизма:
1)обличительная , политическая направленность произведений
2)культ разума
3)строгая сюжетно-позиционная организация произведений
4)идеализация героев,четкое деление их на положительные и отрицательные,как правило,1 герой-носитель одного качества
5)сатирическая направленность
6)преобладание нацонально-исторический тематики
7)подчеркивается объективность повествования
8)строгая иерархия жанров
фонвизин преобразует свойство сатирической направленности))))
Ответить
Другие вопросы из категории
Читайте также
Str1m0121 / 22 нояб. 2013 г., 18:08:31
Помогите пожалуйста!) 1.Стихотворение «На смерть поэта»композиционно делится на 2 части : в 1 части господствует скорбь по поводу гибели
А.С.Пушкина , во второй – гнев по адресу убийцы. Как можно определить жанр каждой части? 1. элегия 2. эпиграмма 3. эпитафия 4. памфлет
8. «Лермонтов сближает Печорина с могучей и великолепной стихией Кавказа так же, как сближал с нею своего лирического героя, как породнил с этой стихией Мцыри». (В.Котельникова) а) Как показано в романе Лермонтова «могучая и великолепная стихия Кавказа»? б) Можете ли вы согласиться с тем, что писатель «сближает» своего героя с этой стихией? Обоснуйте свой ответ. в) Действительно ли Печорин и Мцыри – близкие друг другу по духу герои? В чем вы это заметили и как это характеризует Печорина?
эхсон / 24 апр. 2013 г., 7:00:03
Помогите пожалуйста. Грибоедов “Горе от ума” 12. «ЧАЦКИЙ В КОМЕДИИ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НИ ИДЕАЛОМ, НИ ДАЖЕ НОСИТЕЛЕМ БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ ЧЕТКОЙ ПОЗИТИВНОЙ
ПРОГРАММЫ» (Е. РОГАЧЕВСКАЯ ) -КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ «ИДЕАЛ» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ГЕРОЮ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ? МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ СОГЛАСИТЬСЯ С ТЕМ, ЧТО ЧАЦКИЙ ТАКОВЫМ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ? ПОЧЕМУ? -ВЕРНО ЛИ ЧТО У ЧАЦКОГО НЕТ «БОЛЕЕ ИЛИ МЕНЕЕ ЧЕТКОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПРОГРАММЫ?» ЕСЛИ ВЫ НЕ СОГЛАСНЫ С МНЕНИЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ, ТО В КАКИХ , НА ВАШ ВЗГЛЯД, МОНОЛОГАХ ГЕРОЯ КОМЕДИИ ЭТА ПРОГРАММА ИЗЛОЖЕНА БОЛЕЕ ЧЕТКО И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО? 13. В ИЗВЕСТНОМ МОНОЛОГЕ ЧАЦКОГО ЦЕНЗУРОЙ БЫЛИ ОПУЩЕНЫ СЛОВА: СВОЯ ПРОВИНЦИЯ, ПОСМОТРИШЬ ВЕЧЕРКОМ, ОН ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ ТУТ МАЛЕНЬКИМ ЦАРЬКОМ. -КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧЕМ МОГЛА БЫТЬ ВЫЗВАНА ТАКАЯ ЦЕНЗУРНАЯ ПРАВКА? -НАСКОЛЬКО ИЗМЕНИЛСЯ МОНОЛОГ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ? МОЖЕТ БЫТЬ, ОПУЩЕННЫЕ СЛОВА НЕ НЕСУТ ВАЖНОГО СМЫСЛА?
Elvin9515 / 10 нояб. 2014 г., 13:51:03
Люди,помогите,пожалуйста,ответить на вопросы.М.Ю.Лермонтов. роман “Герои нашего времени”,1 ч.”Бэла”!БУДУ ООЧЕНЬ БЛАГОДАРНА!!! 1)От чьего имени
ведётся повестование?Что можно узнать о повествователе ( его положение в обществе,круг интересов)?
2)Повествователь замечает,что он пишет не повесть,а путёвые записки.Что даёт основание так обозначит жанр “Бэлы”?Согласны ли вы с тем,что перед нами действительно только путевые записки,или жанр “Бэлы” значительно сложнее?Если так,то почему?
3)Почему Печорин идёт против устоявшейся морали горцев,устраивая похищение Бэлы и по сути разрушая ее семью?Как он обосновывает свой поступок?Как объясняет Максиму Максимычу особенности своей жизни и совего характера?К какому выводу приходит в результате истории с Бэлой?
Вы находитесь на странице вопроса “Помогите пожалуйста)Можете ли вы определить,какие свойства классицизма наследует Фонвизин и какие он отвергает или преобразует?“, категории “литература“. Данный вопрос относится к разделу “5-9” классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории “литература“. Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.
Источник