Методичка по пищевым добавкам
Пищевые добавки. Е-коды
Цель:
разъяснительный урок о вреде пищевых добавок. Знакомство детей с Е-кодами. Советы по правильному питанию.
Задачи:
- познакомить с классификацией Е-кодов;
- привести перечень некоторых продуктов питания, в состав которых входят пищевые добавки;
- рассказать о вреде некоторых из них;
- закрепить материал.
Ход работы:
Здравствуйте, ребята!
Одним из основных условий здорового питания является то, что продукты питания должны быть безопасными и соответствовать санитарным нормам. Каждый продукт должен иметь свои пищевые достоинства, содержать полезные для человека питательные вещества.
Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой неповторимый вкус и запах. Так было всегда, но не сегодня. Мы живём во время внедрения новых пищевых технологий, когда любому продукту можно придать нужные консистенцию, вкус, запах и даже задать срок хранения.
Посмотрите, пожалуйста, на тему нашего урока: «Пищевые добавки. Е-коды». А кто из вас может объяснить, что же такое пищевые добавки? (отвечают)
Пищевые добавки – это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания при изготовлении.
История применения пищевых добавок насчитывает тысячелетия. Первоначально это были всем известные специи – соль, сахар. С развитием химической и пищевой промышленности в наш обиход вошло великое множество пищевых добавок.
Современные пищевые добавки выполняют две главные задачи –
увеличивают срок хранения продуктов питания, что необходимо для их транспортировки и хранения;
придают продуктам питания необходимые и приятные свойства – красивый цвет, привлекательный вкус и аромат, нужную консистенцию.
В последние годы нашу страну захлестнула волна импорта продуктов питания. Основными поставщиками продовольственных товаров стали Голландия, Дания, Германия, США, Франция, Израиль. Известно, однако, что в каждой экономически развитой стране, существуют три категории продуктов питания:
для внутреннего рынка, в этих товарах количество и типы спецдобавок строго контролируется,
для экспорта в другие развитые страны, качество товаров контролируется менее строго.
для экспорта в страны “третьего мира” и, к сожалению, в Россию. На эти товары не распространяются многие ограничения на использование спецдобавок. Товары с опасными добавками очень дешевы в странах производителях и не предназначены для продажи на внутреннем рынке.
Указывая наличие добавок на упаковке, производитель как бы предупреждает потребителя: «вы сами вольны решать, покупать этот товар, который стоит дешевле, или предпочесть ему товар безупречный, но дороже». К этой категории относится 80% продуктов питания поставляемых на мировой рынок.
Вопрос классу: а когда вы заходите в магазин обращаете ли вы внимание на состав веществ, входящих в состав продуктов, которые вы хотите приобрести? Что входит в их состав?
Зачастую рядом с перечнем всех понятных составляющих можно обнаружить сложные названия и загадочное для многих «Е». Это пищевые добавки.
Пищевые добавки в составе продуктов питания обозначены буквой Е и трёхзначным числом, стоящем после буквы Е. Цифры Е121, Е330, Е621 и т.д. говорят о типе пищевой добавки (имеется в виду консерванты, красители, усилители вкуса и т.д.). На сегодняшний день число пищевых добавок, применяемых в различных странах, составляет более 500. Но с каждым годом увеличивается число пищевых добавок и ассортимент продуктов питания их содержащих.
Давайте рассмотрим самые распространенные пищевые добавки и разберемся, для чего они нужны?
Е100–Е199 – КРАСИТЕЛИ (усиливают и восстанавливают цвет продуктов);
Е200–Е299 – КОНСЕРВАНТЫ (удлиняют срок годности продукта);
Е300 – Е399 – АНТИОКИСЛИТЕЛИ (замедляют окисление, предохраняя продукты от порчи);
Е400–Е499 – СТАБИЛИЗАТОРЫ (сохраняют заданную консистенцию продуктов);
Е500–Е599 – ЭМУЛЬГАТОРЫ (поддерживают определённую структуру продуктов питания);
Е600–Е599 – УСИЛИТЕЛИ ВКУСА И АРОМАТА.
Учитель: Из самого названия каждого класса пищевых добавок ясно, для чего они применяются. Однако совсем не ясно как все эти вещества влияют на здоровье человека? небезопасно ли использование пищевых добавок для здоровья? Вредны ли эти добавки? Специалисты-пищевики считают, что буква «Е» не так страшна, как ее малюют: применение добавок разрешено во многих странах, большинство из них не дает побочных эффектов. Но у медиков часто иное мнение. Я вам расскажу, лишь о некоторых пищевых добавках.
Вы часто ходите в магазин. Но! Выбирая товар с пищевыми добавками, смотрите, разрешены ли они Минздравом РФ!
АСПАРТАМ (СЛАСТИЛИН)
метиловый эфир дипептида, состоящего из фенилалланина и аспаргиновой аминокислоты.
В 160 – 200 раз слаще сахара.
Кодовый номер – 951. Аспартам – это заменитель сахара! По данным Минздрава России продукты, содержащие Аспартам, не рекомендуется употреблять аллергикам, также он вреден для кожи. Несколько лет назад газеты пестрили сведеньями о тысячах отравленных людей, лежащих в больницах или находившиеся просто в плохом состоянии. Эти люди употребили сразу и в немалом количестве продукты, содержащие Аспартам. Вы наверняка любите пить напитки: Соса-соla, Pepsi, Sprite и другие. А жевательная резинка, Орбит например, Дирол, по-моему, даже вкусная. У меня в руках банка Спрайта, в составе этого продукта тоже есть Аспартам. Я не могу запретить вам употреблять разные напитки, но знайте, что в больших количествах и при частом употреблении, это вредит вашему здоровью!
ФЕНОЛ
Кодовый номер Е230, Е231 и Е232. Используются при обработке фруктов (вот откуда апельсины или бананы на магазинных полках, не портящиеся годами!), а представляют они собой не что иное, как… ФЕНОЛ! Тот самый, что, попадая в наш организм в малых дозах, провоцирует рак, а в больших – он просто чистый яд. Конечно, наносят его в благих целях: чтобы предотвратить порчу продукта. Причем лишь на кожуру плода. И моя фрукты перед едой, мы фенол смываем. Но все ли и всегда ли моют те же бананы? Кто-то лишь очищает от кожуры, а потом теми же руками берется за его мякоть. Вот вам и фенол! Это очень опасная пищевая добавка!
Учитель: В последнее время в магазинах появился больной ассортимент продуктов, которые стали неотъемлемой частью нашего питания частью нашего питания: супы и вермишель быстрого приготовления, каши-минутки, бульоны, чипсы, сухарики, колбасы, сосиски. Все эти продукты содержат глютамат натрия – усилитель вкуса. Почему нужно быть осторожными в его использовании? Какое влияние оказывает на здоровье глютамат натрия?
ГЛУТАМАТ НАТРИЯ
Мононатриевая соль глутаминовой кислоты
Код- 621. А вы любите, как готовят ваши мамы, бабушки? (отвечают) а вы любите, например, плов? (отвечают) А мясо: курицу или говядину, например? (отвечают) Практически любой повар добавит сюда какую-нибудь вкусненькую приправу и ваши мамы и бабушки тоже. Приправы кладутся для усиления вкуса и аромата блюда. У меня в руках две приправы. Смотрим на состав: Глутамат натрия. Это усилитель вкуса есть почти во всех рыбных, куриных, грибных, соевых полуфабрикатах, в чипсах, сухариках, соусах, различных сухих приправах, бульонных кубиках и сухих супах. И мы можем с вами это проверить на сухариках и чипсах. (раздаю этикетки) В составе есть Глутамат натрия? (находят, отвечают) Человеку, который часто употребляет Глутамат натрия, натуральная пища кажется безвкусной, поскольку рецепторы распознавания вкуса утрачивают чувствительность. Так человек попадает в зависимость от этой приправки. По данным Минздрава России, это одна из добавок, которая приводит к раку, опасна!
Для увеличения сроков хранения ветчины, колбасы и других мясных продуктов в них добавляют нитрит натрия NаNО2 (Е250) и нитрат натрия NaNO3 (Е251). Эти вещества в пищевом продукте выполняют также роль стабилизатора цвета. Многие мясные и колбасные изделия имеют розовую окраску благодаря нитрит-ионам, образующим комплексное соединение с гемоглобином крови.
Для пищевых добавок характерно комбинированное действие, так как они могут взаимодействовать друг с другом, и давать непредвиденный эффект. Так, например, специалистами обнаружено, что сочетание нескольких пищевых добавок «Е» в газированных напитках приводит к образованию бензола.
Вопрос классу: чем опасен бензол?
(Предполагаемый ответ: бензол – опасный канцероген, способный вызывать рак, заболевания печени, почек, угнетает процесс кровообращения.)
А сейчас переходим к практической части
«Исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок»
Цель: научиться использовать информацию на упаковках (этикетках) продуктов питания на наличие пищевых добавок, научиться расшифровывать коды пищевых добавок (с индексом Е).
Наименование продукта | Производитель | Состав | Пищевые добавки | Опасное воздействие на организм |
Проанализируйте данные и сделайте вывод о наличии пищевых добавок в продуктах питания, о целесообразности применения данных продуктов, учитывая их влияние на организм.
Переходим к заключительному этапу урока.
Рекомендации по употреблению продуктов питания :
Внимательно читайте надписи на этикетке продукта.
Не покупайте продукты с неестественно яркой кричащей окраской.
Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.
Обходитесь без подкрашенной газировки, делайте соки сами.
Не перекусывайте чипсами, сухариками, замените их орехами.
Не употребляйте супы и каши из пакетиков, готовьте их сами.
Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов, таких как колбаса, сосиски, тушенка.
В питании всё должно быть в меру и по возможности разнообразно.
Подведение итогов урока.
Учитель: Итак, мы познакомились с пищевыми добавками продуктов питания, и теперь можем ответить на вопрос: “Зависят ли здоровье человека от состава употребляемых им продуктов питания?”.
(Предполагаемый ответ: сегодня на уроке мы убедились, что большинство пищевых добавок оказывают негативное влияние на здоровье.)
Выдержки из книги Академии здоровья о советах
по применению Кока-колы
в других сферах деятельности:
- во многих штатах США дорожная полиция всегда имеет в патрульной машине 2 бутылки Колы, чтобы смывать с шоссе кровь после аварии;
- фермеры из восточного индийского штата Чхаттисгарх используют Колу, чтобы защитить свои рисовые плантации от вредителей. По их словам, напитки стоят дешевле пестицидов, а действуют точно так же;
- домохозяйки считают Колу отличным чистящим средством: она прекрасно справляется с ржавчиной, известковым налётом и отложениями кальция;
- активный ингредиент Колы – фосфорная кислота: за 4 дня может растворить ногти, за 10 дней пластмассовую расческу;
- далее в статье шли советы по применению Колы для стирки грязной одежды, очистки стёкол в машине и моторов грузовиков.
Добавки и их воздействие на организм
Внимание! Возьмите этикетку от своего любимого продукта и посмотрите, не наносите ли вы себе вред!
Е (100 – 199) красители
запрещены Е 121 и Е 123
не разрешены Е 103, 107, 125, 127, 128, 140, 153-155, 160d, 160f, 166, 173-175, 180, 182.
Е 100 – куркумин (желтый). Натуральный, получают из растения
куркума. Входит в состав порошка карри.
Е 102 – тартазин (лимонный) – наиболее опасный пищевой аллерген
Е 104 – хинолиновый (желтый) – вредный для малышей
Е 110 – оранжевый
Е 122 – азорубин (или кармузин – красный) – добавляется в напитки, мороженое, фруктовые консервы, ликеры
Е 124 – Понсо 4 R (пунцовый) – добавляется в вишневое желе
Е 127 – синтетический эритрозин – вреден для малышей
Е 128 – красный 2Y – блестящий FCF – вреден для малышей
Е 129 – цвет вишня
Е 132 – цвет фиолетовый (земляника)
Е 140 – хлорофилл – вредный для малышей, вызывает рвоту
Е 141 – медный комплекс хлорофилла (зеленый)
Е 153 – уголь растительный – вреден для малышей, расстройство пищеварения
Е 154 и 155 – коричневые – вреден для малышей, пищевой аллерген
Е 162 – красный свекольный
Е 160с – паприка
Е 171 – диоксид титана – заболевания желудка
Е (200 – 299) консерванты
запрещены Е 216 и Е 240
не разрешены Е 209, 213-219, 225-228, 230-233, 237, 238, 241, 252, 253, 264, 281-283.
Е 200 – сорбиновая кислота. Добавляют в замороженные
полуфабрикаты и маргарин.
Е 202 – сорбат калия
Е 211 – бензонат натрия
Е 220 – диоксид серы (в составе сухофруктов и блюдах из
картофеля) – снижает усвоение витамина В12 и приводит к головным болям.
Е 230-233 – фенол (в малых дозах провоцирует отравление и рак, а в больших смертельный яд) – Наносится на кожуру бананов, апельсинов, чтобы не портились. Бесследно смывается водой, но стоит почистить немытые плоды, и затем не вымыть руки…
Е 239 – аллергические реакции
Е 240 – вреден для малышей, пищевой аллерген
Е 249 – 252 нитриты и нитраты (стабилизаторы цвета) – вызывают гастрит и язву.
Е 251 – нитрат калия (добавляют в сыры)- вызывает гастрит
Е 252 – нитрат натрия (добавляют в сыры)- вызывает гастрит
Е 250 – нитрит натрия (добавляют в колбасу) – вызывает гастрит
Е 260 – 264 – уксусная кислота и ее соли (регулятор кислотности) – вреден для малышей
Е 270 – молочная кислота
Е 280 – 283 – пропионовая кислота и ее соли – вреден для подростков
Е (300 – 399) антиоксиданты, замедляют окисление продукта
не разрешены Е 302, 303, 305, 308-314, 317, 318, 323-325, 328, 329, 343-345, 349, 350-352, 355-357, 359, 365-368, 375, 381, 384, 387-390, 399.
Е 322 – эмульгатор (улучшает переваривание)
Е 326 – лактат калия (соль молочной кислоты) – входит в состав
плавленых сыров в качестве регулятора кислоты и солености.
Е 300 -аскорбиновая кислота
Е 330 – лимонная кислота
Е 338 – ортофосфорная кислота (натур. кислый вкус).
При высоких дозировках приводит к снижению всасывания минералов. Много в кока-коле и картофельных чипсах.
Е (400 – 499) стабилизаторы, сохраняют консистенцию продукта
не разрешены Е 403, 408, 409, 418, 419, 429-436, 441-444, 446, 462, 463, 465, 467, 476-480, 482-489, 491-496.
Е 407 – каррагинан (для сохранности однородности продукта)- безвреден
Е 420 – сорбит
Е 421 – маннит
Е 422 – глицерин
Е 440 – пектины, обладают сильным желирующим эффектом.
Добывается из кожуры фруктов. Много в мармеладе и др. десертах.
Е (500 – 599) эмульгаторы, поддерживают структуру
не разрешены Е 505, 512, 519-523, 535, 537, 538, 541, 542, 550, 552, 554-557, 559, 560, 574, 576, 577, 579, 580.
Е 500ii – гидрокарбонат натрия
Е (600 – 699) усиливают вкус и аромат
не разрешены Е 622-625, 628, 629, 632-635, 640, 641.
Е 620-622 – 625 – Глутаминовая кислота и ее соли (621 – глутамат натрия – взрослым в сутки не более 1,5 г, подросткам – 0,5 г, детям – нельзя – в большем количестве приводит к образованию раковых опухолей, наиболее опасен для чувствительных желудков)
Е (700 – 800) запасные
Е 900 – антифламины, понижают количество пены
не разрешены Е 906, 908-911, 913, 916-919, 922-926, 929, 942-946, 957, 959.
Е 916 – йодат кальция и Е 917 – йодат калия – средство для обработки муки – вреден
Е 950 – ацесульфам К
Е 951 – аспартам
Е 952 – цикламановая кислота – подсластитель – вреден
Е 953 – изомальт
Е 954 – сахарин – подросткам не более 5 г на 1 кг продукта, детям вреден
Е 967 – ксилит – для больных сахарным диабетом; детям при приеме больше 50 г в сутки действует как слабительное. Входит в состав жевательных резинок.
Е 1000 глазирующие подсластители
не разрешены Е 1000, 1001, 1105, 1503, 1521
Е 1422 – модифицированный крахмал
Изучением каждой добавки вплотную занимаются такие организации, как Объединенный комитет экспертов по пищевым добавкам ВОЗ-ФАО (ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения, ФАО – Продовольственная сельскохозяйственная организация при ООН) и научный Комитет по продуктам питания Европейского союза.
Источник
Министерство сельского хозяйства РФ
Мичуринский филиал
ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет»
Рабочая программа
дисциплины
Пищевые добавки, применяемые в общественном питании
Специальность 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Брянск, 2017
Согласовано: Зав.библиотекой ________ Ильютенко С.Н. «___»_______20___ г. | Одобрено: ЦМК профессиональных модулей Протокол № ________ от «___»________20___г. Председатель ЦМК: __________ Демченко Н.И. | Утверждаю Зам. директора по учебной работе: ________Панаскина Л.А. «_____»________20____г. |
ББК 74.57
Р 13
Р 13
Рабочая программа дисциплины Пищевые добавки, применяемые в общественном питании / Сост. Е.В.Чавыкина – Брянск: Мичуринский филиал ФГБОУ ВО Брянский ГАУ, 2017. – 14 с. Рабочая программа дисциплины Пищевые добавки, применяемые в общественном питании является частью ППССЗ, выделенной из вариативной части часов, предусмотренных ФГОС СПО по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания. Рецензент: Н.И.Осипова преподаватель профессиональных модулей Мичуринского филиала Брянского ГАУ. Печатается по решению методического совета Мичуринского филиала Брянский ГАУ ББК 74.57 © Чавыкина Е.В., 2017 © Мичуринский филиал ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет», 2017 | |
Содержание
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Пищевые добавки, применяемые в общественном питании
1.1 Область применения рабочей программы
Программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 19.02.10 Технология продукции общественного питания
Программа дисциплины может быть использована при реализации программ дополнительного профессионального образования в части общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Организовывать подготовку мяса и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.
ПК 1.2. Организовывать подготовку рыбы и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.
ПК 1.3. Организовывать подготовку домашней птицы для приготовления сложной кулинарной продукции.
ПК 2.1. Организовывать и проводить приготовление канапе, легких и сложных холодных закусок.
ПК 2.2. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.
ПК 2.3. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных соусов.
ПК 3.1. Организовывать и проводить приготовление сложных супов.
ПК 3.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих соусов.
ПК 3.3. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из овощей, грибов и сыра.
ПК 3.4. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.
ПК 4.1. Организовывать и проводить приготовление сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба.
ПК 4.2. Организовывать и проводить приготовление сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов.
ПК 4.3. Организовывать и проводить приготовление мелкоштучных кондитерских изделий.
ПК 4.4. Организовывать и проводить приготовление сложных отделочных полуфабрикатов, использовать их в оформлении.
ПК 5.1. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных десертов.
ПК 5.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих десертов.
ПК 6.1. Участвовать в планировании основных показателей производства.
ПК 6.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 6.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 6.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 6.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
1.2 Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена.
Дисциплина Пищевые добавки, применяемые в общественном питании входит в профессиональный учебный цикл.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель преподавания дисциплины состоит в формировании знаний по применению пищевых и биологически активных добавках в общественном питании.
Основные задачи дисциплины состоят из: ознакомления с целями, формами и методами использования пищевых добавок в пищевой технологии и структуре питания, формированием товарного предложения этой продукции, пищевым законодательством в отношении пищевых добавок, их химическим составом, особенностями этикетирования и хранения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- находить информацию о пищевых добавках, разрешенных к использованию на территории России;
- пользоваться санитарно-гигиенической и другой нормативной документацией по пищевым добавкам;
- оценивать целесообразность применения пищевых добавок в промышленности, общественном питании, оздоровительных программах;
- оценивать правильность и полноту информации для потребителя на этикетке пищевых продуктов, полученных с использованием пищевых добавок;
- контролировать адекватность сопровождающей документации на пищевые добавки;
- определять степень соответствия рекламы пищевых добавок действующему законодательству.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- обоснование необходимости и принципы использования пищевых добавок;
- принципы классификации и кодирования пищевых добавок;
- методические подходы к оценке качества и безопасности пищевых добавок;
- процедуру регистрации пищевых добавок.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 18 часов.
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 58 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 40 |
в том числе: практические занятия 20 | |
практические занятия | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
РАЗДЕЛ I. Общие сведения о пищевых добавках | 6 | ||
Тема 1.1 Введение. Пищевые добавки в России и за рубежом | Содержание | 2 | 1,2 |
История применения пищевых добавок (ПД) при развитии промышленности торговли и этапы становления рынка их в России и за рубежом. Основы современной технологии отрасли. Основные требования к пищевым добавкам. | |||
Самостоятельная работа | 2 | 2,3 | |
Доклады на тему: «Использования пищевых добавок в истории человечества». | |||
Тема 1.2 Российский рынок пищевых добавок и ингредиентов | Содержание | 2 | 1,2 |
Структура питания современного человека. Влияние пищевых добавок и ингредиентов на здоровье человека. Функциональные свойства пищевых продуктов и возможность их изменения под действием пищевых добавок. Тенденции пищевого совершенствования. | |||
Раздел II. Основные группы пищевых добавок и их функциональное назначение | 36 | ||
Тема 2.1 Пищевые красители | Содержание | 2 | 1,2 |
Классификация пищевых красителей. Характеристика их свойств и особенности использования. | |||
Практическое занятие | 2 | 2,3 | |
Определение пищевых красителей в продуктах питания. | |||
Самостоятельная работа | 2 | 3 | |
Реферат: «ПД на этикетках реализуемых в Брянске пищевых продуктов разного происхождения». | |||
Тема 2.2 Улучшители консистенции | Содержание | 4 | 1,2 |
Эмульгаторы; стабилизаторы; загустители; разрыхлители; волокна пищевые (пектины, инулины, производные альфа-целлюлозы, камеди); агенты желирующие, желеобразователи (гелеобразователи); замутнители; соли-плавители (эмульгирующие соли); антислеживатели, антикомкователи,модефицированные крахмалы. Создание ассортимента продуктов эмульсионной и гелевой природы. Гидрофильно-липофильный баланс и допустимое суточное потребление (ДСП) эмульгаторов. Химическое строение гидроколлоидов. Применение пектинов и желатина. | |||
Практическое занятие | 2 | 2,3 | |
Определение эмульгаторов и стабилизаторов в пищевых продуктах. | |||
Самостоятельная работа | 2 | 1 | |
Сообщение на тему: «Поведение эмульгаторов в пищевых продуктах разного состава». | |||
Тема 2.3 Консерванты и антиоксиданты | Содержание | 2 | 1,2 |
Классификация: консерванты и антибиотики. Использование смесей нескольких консервантов. Разработка конкретной рецептуры внесения консерванта в продукт. Природные и искусственные антиокислители, их дозировки в жировых продуктах. | |||
Самостоятельная работа | 2 | 3 | |
Рефераты на тему: «Особенности химического строения природных и синтетических пищевых добавок». | |||
Тема 2.4 Пищевые добавки, улучшающие вкус и аромат пищевых продуктов | Содержание | 2 | 1,2 |
Классификация: вещества вкусоароматические; ароматизаторы пищевые; усилители, модификаторы вкуса и аромата; сахарозаменители; подсластители; кислоты пищевые; регуляторы кислотности. Природные ароматизаторы и вкусовые добавки, их химическая природа (эфирные масла, альдегиды, спирты, сложные эфиры). Олеорезины Идентичные натуральным ароматизаторы. Искусственные ароматизаторы, порошковые ароматизаторы. Усилители вкуса и аромата, нуклеотиды, мальтол и этилмальтол. Подсластители, сахарозаменители. Гигиенические регламенты применения добавок, улучшающих вкус и аромат пищевых продуктов. | |||
Практическое занятие | 2 | 2,3 | |
Определение ароматизаторов в продуктах питания. | |||
Самостоятельна работа | 2 | 3 | |
Эссе на тему: «Разработка и выведение на рынок новых подсластителей». | |||
Тема 2.5 Комплексные пищевые добавки в составе важнейших групп продовольствия | Содержание | 2 | 1,2 |
Применение пищевых добавок в технологии рыбной, мясной, кондитерской и прочей продукции. Комбинации пищевых добавок, обеспечивающих комплекс свойств (многофункциональные смеси пищевых добавок). | |||
Практическое занятие | 2 | 2,3 | |
Определение консервантов в пищевых продуктах | |||
Самостоятельная работа | 2 | 3 | |
Кроссворд : пищевые добавки в общественном питании». | |||
Тема 2.6 Пищевые добавки и проблема подлинности пищи | Содержание | 2 | 1,2 |
Критерии подлинности различных групп пищевых продуктов. Методы анализа подлинности продуктов и связь проблемы подлинности с использованием пищевых добавок. | |||
Практическое занятие | 2 | 2,3 | |
Изучение состава пищевых продуктов с целью выявления пищевых добавок. | |||
Самостоятельная работа | 2 | 3 | |
Доклад на тему: «Идеи и характеристики новых пищевых красителей». | |||
Раздел III. Кодификация, качество и информация о пищевых добавках | 12 | ||
Тема 3.1 Цифровая кодификация пищевых добавок | Содержание | 2 | 1,2 |
Цифровая кодификация ПД. Классификация ПД в соответствии с системой цифровой кодификации. Обозначение ПД как индивидуальных веществ или как представителей функционального класса в сочетании с номером Е. | |||
Самостоятельная работа | 2 | 3 | |
Сообщение на тему: «Продовольственные товары: информация этикетки которых не соответствует требованиям ГОСТ Р 51074-2003» | |||
Тема 3.2 Качество пищевых добавок и спецификации | Содержание | 2 | 1,2 |
Экспериментальное определение качества и безопасности ПД. Оценка качества: показатели, градации. Методы оценки качества. Анализ химической структуры вещества, его прогнозируемого воздействия на организм, присутствия в качестве нормальных составных частей организма человека, использования в традиционных продуктах питания, знаний о его воздействии на организм. Компендиум спецификаций на ПД. | |||
Тема 3.3 Особенности этикетирования пищевых продуктов, содержащих пищевые добавки, в России и за рубежом | Содержание | 2 | 1.2 |
ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» и интерпретация его требований к этикетированию пищевых продуктов, содержащих ПД. Методы оценки качества. | |||
Содержание | 2 | 1,2 | |
Органы, определяющие безопасные уровни пищевых добавок и особенности их использования в России и за рубежом. Отличия государственного регулирования ПД. Причины отрицательного восприятия ПД зарубежными и отечественными потребителями. | |||
Самостоятельная работа | 2 | 3 | |
Сообщение на тему: «Нужно ли ограничивать потребление ПД?» | |||
Раздел IV. Контроль безопасности пищевых добавок | 4 | ||
Тема 4.1 Безопасное использование пищевых добавок в структуре питания населения | Содержание | 4 | 1,2 |
Понятие о состоянии пищевого законодательства за рубежом и в России. ПД – законодательные и аналитические подходы. Закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов». Воздействие ПД на организм человека. Нормативные документы, регламентирующие использование ПД. Максимальные безопасные дозы ПД в пищевых продуктах. Дефекты: виды, причины возникновения, признаки, способы обнаружения. | |||
Всего: | 58 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация дисциплины осуществляется в учебном кабинете Технология продукции общественного питания.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-методическое обеспечение.
Средства обучения:
- инструкционные карты к практическим занятиям;
- опорные конспекты по темам:
- Пищевые красители;
- Консерванты и антиоксиданты.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источн