Метод мысленного отвлечения какого либо свойства или признака
- Подбор слов
- Решение кроссвордов
- Метод мысленного выделения одних свойств предмета и отвлечения от других
Поиск ответов на кроссворды и сканворды
Ответ на вопрос “Метод мысленного выделения одних свойств предмета и отвлечения от других “, 10 букв:
абстракция
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова абстракция
Это искусство, ничего не выражающее, самыми различными средствами
Отвлеченное понятие, теоретическое обобщение
Мысленное отвлечение от ряда свойств предметов
Мысленное отвлечение от тех или иных конкретных сторон предмета или явления для выделения наиболее общих черт его сущности
Мысленное отвлечение от тех или иных сторон
Определение слова абстракция в словарях
Экономический словарь терминов
Значение слова в словаре Экономический словарь терминов
упрощение экономического анализа посредством исключения из него некоторых экономических и неэкономических факторов, которые в данном анализе не играют определяющей роли и могут быть опущены в целях получения более четкой картины, для выявления основных,…
Энциклопедический словарь, 1998 г.
Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio – отвлечение) (абстрактное) форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, частных его свойств и связей; общее понятие – как результат процесса абстрагирования;…
Словарь медицинских терминов
Значение слова в словаре Словарь медицинских терминов
психический процесс: мысленное отвлечение от некоторых сторон, свойств, связей предметов и явлений действительности с целью выделения из их числа наиболее важных (в науке
Википедия
Значение слова в словаре Википедия
Абстракция в информатике представляет собой технику управления сложностью систем. Наиболее значимые понятия: Абстрактный тип данных Абстракция функций
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
-и, ж. (книжн.). Мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков. Отвлеченное понятие, теоретическое обобщение опыта. Научная а.
Примеры употребления слова абстракция в литературе.
Собственно процесс мышления или, лучше сказать, абстракция страдает, конечно, от краткости вторичной функции, ибо процесс абстракции требует того, чтобы совокупность исходных представлений и их последующих воздействий имела большую длительность и устойчивость, то есть он требует более продолжительной вторичной функции.
Без нее не может состояться никакое углубление и никакая абстракция отдельного представления или группы представлений.
Кто всегда становится на сторону конкретного мышления, то есть на сторону представления о фактах, тому абстракция представляется как нечто слабое и шаткое, ибо он измеряет ее прочностью конкретного, чувственно данного факта.
Согласно обиходному пониманию, идея есть не что иное, как абстракция отвлечения из суммы опытов.
Оно, как и всякая абстракция, есть продукт функциональной дифференциации, и потому в нем нет ничего первоначального.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Источник
Классификация методов педагогического исследования
Метод (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.
Согласно , в понятии «метод» должны быть выделены две стороны: внешняя и внутренняя. Внешняя отражает, каким способом действует исследователь, внутренняя – то, какими правилами он руководствуется. Таким образом, метод представляет собой систему действий (способов и приемов деятельности), объединенных общей целью и структурированных в соответствии с определенными требованиями (принципами и вытекающими из них правилами).
В настоящее время существует несколько классификаций методов исследования. Они различаются по критериям (признакам), которые лежат в их основании. Рассмотрим некоторые классификации методов исследования.
По логике применения предложил следующую классификацию методов:
1) организационные методы – сравнительный, лонгитюдный (т. е. исследование одних и тех же лиц и процессов в течение длительного времени) и комплексный метод;
2) эмпирические способы добывания научных данных – обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторные, полевые, психолого-педагогические), психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы), праксиметрические методы (приемы анализа процессов и продуктов деятельности: хронометрия, оценка выполненных работ), моделирование и биографические методы (приемы исследования жизненного пути, изучение документации);
3) методы обработки результатов эксперимента и наблюдений – стандартные приемы статистической обработки данных (количественная обработка), приемы качественного анализа;
4) интерпретационные методы – генетический (интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития) и структурный (в характеристиках типов связей между отдельными компонентами структуры изучаемой личности или структуры социальной группы) методы.
По способам выбора детьми вариантов действий выделяет следующие группы методик:
1) рациональный выбор, осуществляемый детьми в ходе осмысления предложенного материала (недописанного тезиса, анкеты, альтернативного тезиса и т. д.);
2) эмоциональный выбор как фиксирование своего состояния в жизненной ситуации (фантастический выбор, тест-рисунок, недописанный диалог, письмо другу);
3) деятельный выбор в форме описания либо свершения конкретного действия в предложенной ситуации.
По способам сбора информации предлагает следующие группы методов:
1) методы психодиагностики на основе наблюдения;
2) опросные психодиагностические методы;
3) объективные психодиагностические методы, включая учет и анализ поведенческих реакций человека и продуктов его труда;
4) экспериментальные методы психодиагностики.
На современном уровне развития педагогики принято членение методов, связанное с эмпирическим и теоретическим уровнями научного познания. К эмпирическому уровню относятся методы научного познания, которые непосредственно связаны с реальностью, с практикой.
Теоретическому уровню научного познания служат методы, которые обеспечивают разработку научной теории как логически структурированных знаний об объективных законных действительности:
Интерпретация – истолкование, объяснение, разъяснение смысла, значения чего-либо.
Интерпретации подвергаются действия воспитанника, фиксируемые во время психолого-педагогического наблюдения; ответы, полученные в результате опросов; выборы ребенка, зафиксированные в результатах социометрии; рисуночные тесты; документальные данные и многое другое.
Интерпретация нужна для того, чтобы информация преобразовывалась в знание.
К новым методам исследования образовательной практики наряду с интерпретацией относится диагностическое понимание.
Понимание – универсальная форма освоения действительности, представляющая собой постижение и реконструкцию смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, природной реальности.
Понимание как метод исследования выдвигает на первый план непосредственное постижение человеком образовательных феноменов во всей их целостности. Это непосредственное постижение и именуется пониманием.
Понимание, в отличие от традиционного знания, предполагает определенное отношение к тому, что изучается.
Если интерпретация относится более к «неодушевленным» педагогическим объектам, то понимание затрагивает в первую очередь реальных участников педагогического взаимодействия, их отношение друг к другу, окружающему миру и самим себе.
Итак, понять – значит обрасти знание. Функция понимания заключается в том, чтобы обрести определенное знание о действительности и применить его.
Понимание осуществляется в двух основных формах:
1) извлечение смысла (в ситуации, когда исследователь уверен, что тот или иной педагогический феномен может быть объяснен на основе уже имеющихся в науке данных или с помощью практического опыта);
2) придание смысла (при полной неопределенности в предварительной оценке фактов).
В качестве одного из механизмов понимания выступает инсайт (англ. insight – проницательность, понимание, проникновение в суть) – внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и ситуаций, посредством которых достигается осмысленное решение проблемы. Основой инсайта является интуиция – неотъемлемая составляющая педагогического творчества в науке и практике.
Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) – процедура мысленного разделения объекта (явления, процесса) на части.
Процедуры анализа входят составной частью в психолого-педагогическое исследование и обычно образуют его первую стадию, когда исследователь переходит от общего описания изучаемого объекта к выявлению его строения.
Синтез (от греч. synhesis – соединение, сочетание, составление) – соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему).
В этом значении синтез как метод научного исследования противоположен анализу, хотя в практике психолого-педагогического исследования неразрывно с ним связан.
Абстрагирование – это мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака от других его признаков, свойств, связей.
Абстрагирование применяется для того, чтобы глубже изучить предмет, изолировать его от других предметов и от других свойств, признаков.
Чтобы проникнуть в сущность педагогических явлений, необходимо выделить предмет изучения в «чистом» виде, абстрагировать от всех многочисленных связей и отношений, которые мешают увидеть наиболее существенные связи и характеристики, интересующие исследователя.
Метод конкретизации по своей логической природе противоположен абстрагированию. Он заключается в мысленной реконструкции, воссоздании предмета на основе вычлененных ранее абстракций.
Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта (прототипа, оригинала) на другом объекте, который называется моделью.
Моделирование служит задаче конструирования нового, не существующего еще в практике. Однако любая модель всегда беднее прототипа, она отражает лишь его отдельные стороны и связи, так как теоретическое моделирование всегда включает абстрагирование.
Важнейшим средством моделирования в психолого-педагогических исследованиях является аналогия.
Аналогия – это умозаключение о принадлежности объекту, явлению или процессу определенного признака, свойства или отношения на основе сходства в существенных признаках с другим объектом (явлением, процессом).
Выводы по аналогии в психолого-педагогическом исследовании носят вероятностный характер, однако корректное выделение линий, по которым проводится сопоставление, позволяет существенно повысить уровень достоверности таких выводов и выстроить эффективные модели образовательных феноменов.
Индукция – это метод исследования, позволяющий производить обобщение, устанавливать по частным фактам и явлениям общие принципы и законы.
Индукция осуществляется через абстрагирование.
Дедукция – такой метод исследования, который позволяет в процессе конкретизации выводить из общих закономерностей частные положения.
Сравнение – сопоставление объектов с целью выявления сходства и различия между ними.
Сравнение предполагает две операции:
· сопоставление (выявление сходства);
· противопоставление (выявление различий).
Исследователь должен прежде всего определить основу сравнения – критерий. Сравнению подлежат только такие понятия, которые отражают однородные предметы и явления объективной действительности.
Обобщение – мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов; переход от единичного к общему, от менее общего к более общему.
Классификация – распределение предметов какого-либо рода на классы в соответствии с наиболее существенными признаками предмета данного рода и отличающими их от предметов других родов.
Монографический метод позволяет рассматривать в качестве основного объекта исследования целостную, относительно самостоятельную педагогическую систему, сосредоточиться на изучении отдельных проблем, анализе конкретных факторов.
Источник
-: мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций
S: Установите соответствие между понятиями и их содержанием
L1: тестирование r2
L2: социометрия r4
L3: беседа r3
L4: методика r1
R1: понятие, которым обозначается совокупность технических приемов, связанных с данным методом,
включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь
R2: выполнение кратковременного задания, служащего показателем уровня развития
R3: двухсторонняя или многосторонняя форма общения, средство обнаружения фактов при изучении психолого-педагогических закономерностей или особенностей какого-либо явления или личности
R4: техника, используемая для измерения определенных свойств группы как целостного образования
S: Установите соответствие между понятиями и их содержанием
L1: наблюдение r2
L2: беседа r3
L3: анкетирование r4
L4: метод исследования r1
R1: путь проведения исследования
R2: специально организованное восприятие части педагогического процесса с целью выявления зависимости между отдельными его сторонами (элементами)
R3: диалог исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе
R4: письменные ответы испытуемых на заранее составленные исследователем вопросы
S: Какой из компонентов научного аппарата педагогического исследования разрабатывается раньше?
-: предмет
-: объект
-: проблема
-: задача
S: Какая из перечисленных особенностей метода наблюдения таковой не является
-: доступность, дешевизна средств
-: возможность активного вмешательства в изучаемый процесс
-: возможность изучения предмета в естественных условиях
-: богатство собираемых сведений
-: трудность статистической обработки
S: Какой вид эксперимента не используют в педагогике?
-: следственный
-: формирующий
-: естественный
-: констатирующий
S: Какое из перечисленных достоинств метода эксперимента таковым не является
-: возможность изменения естественного хода психолого-педагогического процесса
-: возможность повторения опытов
-: возможность активного вмешательства в изучаемый процесс
-: возможность математической обработки результатов
-:возможность создания условий, необходимых для проведения исследовательской работы
S: Задача усвоения человеком знаний, умений, навыков решается в процессе
-: воспитания
-: социализации
-: развития
Обучения
S: Первым методологическим основанием, определяемым в ходе педагогического исследования, является
-: предмет исследования
-: объект исследования
-: проблема исследования
-: цель исследования
S: К принципам организации педагогического процесса относится
-: принцип наглядности
-: принцип опоры на положительное в человеке, поддержки сильных сторон его личности
-: принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему
-: принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности учащихся
S: Принципы обучения – это
-: приемы работы по организации процесса обучения
-: тезисы теории и практики обучения и образования
-: основные положения теории обучения
-: средства народной педагогики и современного педагогического процесса
S: Принято выделять следующие задачи обучения:
-: воспитательные, образовательные и развивающие
-: коррекционные, организационные и общедидактические
-: организационно-методические и гносеолого-смысловые
-: внутренние и внешние
S: К дидактическим принципам не относится
-: систематичности и последовательности
-: наглядности
-: чтение художественной литературы
-: воспитывающего обучения.
S: Установите соответствие между терминами и определениями
L1: Новообразования личности
L2: Развитие личности
L3: Воспитание личности
L4: Социальная ситуация развития личности
R1: Особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обусловливают динамику его психического развития
R2: Процесс проявления биологических и социальных закономерностей
R3: Качественно новый тип строения личности
R4: Целенаправленное формирование потребностей ребенка и формирование его желаний
S: Основатель эвристической беседы
Сократ
-: Платон
-: Аристотель
-: Э. Роттердамский
S: Идея индивидуализации обучения и воспитания – важнейшая педагогическая идея
-: неотомистов
-: позитивистов
-: экзистенциалистов
S: Совокупность требований общества в сфере духовного производства, интерпретированная в педагогических терминах, есть
-: цель социализации
Цель образования
-: социально-педагогический заказ
-: содержание образования
S: Основоположником программированного обучения является:
-: Скиннер
-: Миллер
-: Л.С. Выготский
-: Д.Дьюи
S: Психологическая основа программированного обучения
-: психоанализ
Бихевиоризм
-: гуманистическая психология
-: деятельностный подход
S: Автором теории поэтапного формирования умственных действий является
-: П.Я. Гальперин
-: Л.С. Выготский
-: В. Вундт
-: Д.Б. Эльконин
-: В.В. Давыдов
S: Участие в диспуте предполагает
-: высказывание каждым школьником собственной точки зрения
-: высказывание каждым школьником собственной точки зрения, аргументированное столкновение различных точек зрения, оценка учителем выявленных позиций
-: высказывание каждым школьником собственной точки зрения, обнаружение сильных и слабых сторон противоположных суждений, их доказательную критику, возможность формулирования итогов диспута
-: высказывание каждым школьником собственной точки зрения, обнаружение сильных и слабых сторон противоположных суждений, их доказательную критику, обязательное формулирование окончательного решения
S: Уборка школьниками классного помещения относится к разряду
-: эксплуатации детского труда (классные помещения должны убираться профессиональными уборщицами)
-: общественно-полезного труда
-: учебного труда
-: производственного труда
S: Педагогическая беседа отличается от интервью
-: последовательностью задаваемых вопросов
-: отсутствием записи ответов собеседника
-: сообщением собеседнику цели разговора
-: наличием плана разговора
S: Метод включенного наблюдения предполагает
-: согласие наблюдаемых на наблюдение за ними
-: самоанализ наблюдаемыми происходящего с ними
-: использование специальных средств наблюдения
-: присутствие наблюдателя в группе наблюдаемых
S: Основная организационная единица учебного процесса в школе
-: лекция
-: семинар
-: коллоквиум
Урок
S: Форма обучения – это
-: специальная форма деятельности в педагогике
-: специальная конструкция учебного процесса
-: вид деятельности учителя
S: Определите тип учебного занятия, которое требует обсуждения наиболее важных и сложных вопросов определённой темы под руководством преподавателя:
-: лекция
-: дискуссия
-: семинар
-: лабораторная работа
S: К теоретическим методам педагогического исследования не относится
Дата добавления: 2016-07-29; просмотров: 1023 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник