Матрена тимофеевна корчагина какой смысл содержится в говорящей фамилии

Матрена тимофеевна корчагина какой смысл содержится в говорящей фамилии thumbnail

История судьбы Матрены изложена в 3 части поэмы
“Крестьянка”

К женщине странников приводит молва, утверждающая,
что если кто из женщин и может быть назван счастливицей,
то исключительно “губернаторша” из села Клину.
Однако Матрена Тимофеевна Корчагина, осанистая, красивая
и строгая женщина, услышав вопрос мужиков о своем счастье,
“закручинилась, задумалась” и даже не хотела изначально
ни о чём говорить.
Но Матрена всё же решилась “всю душу открывать”.
Только в самом начале жизнь была добра к ней –
вспоминает Матрена.
Родная матушка и отец заботились о дочери, звали “касатушкой”,
холили и лелеяли.

Как ни старалась Матрена продлить свою вольную жизнь,
а все же её выдают замуж .
Вскоре девушка вместе с мужем Филиппом покидает дом
и отправляется в незнакомый край, в большую и
неприветливую семью.
Там она попадает “с девичьей холи” в ад.
“Сонливая, дремливая, неурядливая!” – так называют в
семье Матрену, и каждый старается задать ей побольше работы.
Нет надежды и на заступничество мужа: хоть они и одногодки,
и Филипп хорошо относится к жене, а все же порой
поколачивает (“плетка свистнула, кровь пробрызнула”)
и не подумает облегчить ее жизнь.
К тому же он почти все свободное время проводит на заработках,
а Матрену “некому любить”.
Здесь подчёркивается незаурядный характер и внутренняя
душевная стойкость Матрены. Другая бы давно отчаялась,
а она делает всё, как велено и всегда находит повод
порадоваться самым простым вещам.
Вернулся муж, “привез платочек шелковый, да прокатил на
саночках”- и Матрена запела радостно, как раньше певала
в родительском дому.

Единственное счастье крестьянки – в детях.
Вот и у героини Некрасова появляется первенец, на которого
она не может наглядеться:” Как писаный был Демушка!”.
Автор очень убедительно показывает: именно дети не дают
крестьянке озлобиться, поддерживают в ней воистину ангельское
терпение.
Призвание растить и защищать своих детей подымает Матрену
над серой обыденной жизнью.
Образ женщины превращается в героический.

Но крестьянке не суждено долго наслаждаться своим счастьем:
нужно продолжать работу, а ребенок, оставленный на
попечение старику, из-за трагической случайности погибает.
Смерть ребенка в то время не была редким событием,
это несчастье часто обрушивалось на семью.
Но Матрене тяжелее прочих – мало того, что это её первенец, –
так еще и приехавшая из города власть решает, что это сама
мать в сговоре с бывшим каторжником дедом Савелием убила
своего сына.
Как ни плачет Матрена, приходится ей присутствовать при
вскрытии Демушки – его “испластали”,и эта страшная картина
навсегда запечатлелась в материнской памяти.

Ради своих детей Матрена готова пойти даже против бога.
Когда в село приходит странница со странным требованием
не кормить детей грудью по средам и пятницам, женщина
оказывается единственной, кто её не послушался.
Кому терпеть, так матери”- в этих словах Матрены вся
глубина её материнской любви.

Ещё одна черта крестьянки – это её решительность.
Покорная и уступчивая, она знает, когда нужно бороться
за своё счастье. Именно Матрена одна, из всей огромной
семьи решается вступиться за мужа, когда того забирают
в солдаты и, упав в ноги губернаторше, приводит его
домой.
За этот поступок она получает высшую награду–
народное уважение.
Отсюда и пошло её прозвище-“губернаторша”.
Теперь в семье её любят, а в селе считают счастливицей.
Но невзгоды и “гроза душевная”, прошедшие по жизни
Матрены, не дают ей возможности самой отозваться
о себе как о счастливой.

Решительная, самоотверженная, простая и искренняя
женщина-мать, одна из множества русских крестьянок-
такой предстает перед читателем Матрёна Корчагина.

Источник

«Нет! я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба –

Я буду ей верна!» –

Н.А. Некрасов «Русские женщины»

Конец девятнадцатого века. Отменено крепостное право. Казалось бы, радость, счастье, но Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо?» пишет совсем о другом: о тяжёлом быте простого люда. В частности о трудной и сложной судьбе женщины-крестьянки в обществе того времени, не ставшей проще по велению одного манифеста.

  • И женщина – всё та же раба, только не царя-батюшки или господина помещика, а мужа да семьи его

Всё это Некрасов раскрывает, описывая судьбу Матрёны Тимофеевны – центрального, собирательного образа женщины девятнадцатого века, который появляется в третьей главе поэмы под названием «Крестьянка».

Итак, странники ищут человека, кому: «живётся счастливо, вольготно на Руси». Поиски приводят их к Матрёне Тимофеевне – женщине тридцати восьми лет, крупного телосложения и доброго нрава:

Доброумнее

И глаже – бабы нет

– и:

Матрёна Тимофеевна

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати восьми.

Определённые вопросы вызывает прозвище Матрёны – «губернаторша»: как его могла получить женщина, работающая в поле среди обыкновенных жнецов и жниц? А также обладающая смуглой кожей, что характерно для низших сословий: «Сурова и смугла».

А одежда, которую точно никогда не наденет жена губернатора:

На ней рубаха белая,

Да сарафан коротенький.

Однако Некрасов даёт ответы на все эти вопросы лишь в первой главе третьей части поэмы.

Глава 1 – «До замужества»

Матрёна Тимофеевна происходит из хорошей, но крестьянской семьи. С малолетства женщина была приучена к труду, но при этом сохраняла свой весёлый нрав:

И добрая работница,

И петь-плясать охотница

Я смолоду была

Обладая красивой внешностью, однако, Матрёна не спешила выходить замуж: расставаться со своей семьёй и свободой. Тем не менее, спустя некоторое время она уходит в дом Филиппа Корчагина, который ей: «пал на сердце…»

Итак, Матрёна Тимофеевна из родного «гнезда», где её холили и лелеяли, попадает в семью мужа, невзлюбившую невестку:

Любить-голубить некому,

А есть кому журить.

Но, несмотря на это, женщина проявляет одну из главных черт своего характера – терпеливость и в какой-то степени кротость:

Как велено, так сделано:

Ходила с гневом на сердце,

А лишнего не молвила словечка никому

К сожалению, как позже предскажет дед Савелий, Матрёне Тимофеевне придётся всю свою жизнь терпеть и молча переносить все невзгоды.

Читайте также:  В каком количестве содержится столько же эквивалентов сколько

Удивительно также, что, будучи запуганной и заруганной, почти в рабстве у семьи мужа, «губернаторша» смогла сохранить доброе и любящее сердце. Это проявилось, например, в её отношении к Дёмушке:

Носила я Демидушку

По поженкам…. лелеяла….

К тому же Матрёна Тимофеевна смогла сохранить чистоту своей души, оставаясь верной женой своему мужу, не отвечая на заискивания Ситникова. Более того, «губернаторша» очень трепетно относилась к церковным традициям и молитвам. Однако превыше веры Матрёна ставила благополучие своих детей, проявляя материнскую жертвенность (не последовала запрету странницы):

Я только не послушалась,

Судила я по-своему:

Коли терпеть, так матери,

Я перед Богом грешница,

А не дитя моё!

Эта жертвенность также проявляется во фрагменте с Федотом: средним сыном Матрёны, которого хотели выпороть за съеденную волчицей овцу. Однако женщина встала на защиту своего ребёнка, сама подставившись под розги.

После всего вышесказанного может сложиться впечатление, что Матрёна – святая великомученица. Тем не менее, «губернаторша» хоть и была покорна и терпелива, но обладала и сильной волей, и упорством, и чувством ответственности: когда Филиппа – мужа, забирают в рекруты, женщина начинает искать способы спасти семью от голода и отправляется к самому губернатору.

В пути проявляются как её набожность, так и терпеливость с упорством. Дорога, в течение которой женщина молилась, заняла всю ночь, однако Матрёна Тимофеевна не повернула назад, а дошла до своей цели – до дома губернатора, и там встретилась не с ним, правда, а с его женой и бросилась той в ноги:

Не знала я, что делала.

(Да, видно, надоумила

Владычица!..) Как брошусь я

Ей в ноги: «Заступись!»

Можно ли считать такой поступок проявлением кротости? Может быть подхалимства? Или всё же это нечто другое?

Я считаю, что в этом фрагменте не отражена какая-то черта характера Матрёны Тимофеевны, скорее, здесь Некрасов изобразил отчаяние женщины, матери и жены, судьба семьи которой зависти от одного слова губернаторши. Именно сейчас Матрёна Тимофеевна становится олицетворением той горькой, трагичной и очень трудной судьбы русской женщины девятнадцатого века. Вот где образ превращается в глас народа, одной его части, буквально кричащей о помощи. Или всё-таки не просящей её?

На этот вопрос Некрасов даёт ответ в последней главе третьей части своей поэмы.

Глава 8 – «Бабья притча»

Смирение – слово, которое наиболее полно характеризует не только жизненный путь Матрёны Тимофеевны, но и её саму. Из уст этой женщины, перенёсшей многие печали, мы слышим притчу об утерянных ключах от девичьего счастья. Но голос Матрёны не дрожит от слёз или гнева, не надрывается в крике. Он спокоен, как и истерзанная душа «губернаторши».

  • И принятие своей тяжёлой судьбы может быть лекарством.

Я считаю, что Матрёна Тимофеевна Корчагина – один из ярчайших женских образов в русской литературе. Он реалистичен, и это главное. Такой героине сопереживаешь и веришь. А над её историей долго думаешь, пытаясь найти ответ на вопрос: а где же всё-таки эти волшебные ключи от женского счастья? И будут ли они найдены когда-нибудь?

Источник

Главная страницаКому на Руси жить хорошо

Матрена и мужики.
“Рассказ крестьянки.”
Иллюстрация С. В. Герасимова 

Крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина является одной из центральных героинь поэмы “Кому на Руси жить хорошо”.

История жизни крестьянки Матрены описана одной из частей поэмы под названием “Крестьянка”.

В этой статье представлен образ и характеристика Матрены в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова: описание внешности и характера, портрет в цитатах.

Смотрите: 
– Краткое содержание поэмы
– Все материалы о поэме “Кому на Руси жить хорошо”

Кто такая Матрена в поэме “Кому на Руси жить хорошо”?

Главные герои поэмы, семеро мужиков-крестьян, путешествуют по Руси в поисках людей, которым живется хорошо на Руси. Мужики встречают крестьянку Матрену, которая рассказывает им свою историю жизни.

Судьба бедной Матрены тяжела и печальна. Матрена переживает много испытаний и бед: смерть сына, ранняя смерть родителей, злые родственники мужа, несправедливость властей и т.д. Матрена стойко переносит все тяготы жизни, но ее судьбу не назовешь счастливой.

Образ и характеристика Матрены в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: описание внешности и характера, портрет в цитатах

Полное имя героини – Матрена Тимофеевна Корчагина:

“…Спросите вы Корчагину / Матрену Тимофеевну…”

Матрена – простая крестьянка:

“…Полюбил меня, / Дочь крестьянскую?..” 

“…Ты – крепостная женщина!..”

Возраст Матрены – 38 лет:

“…Лет тридцати осьми…”

“…Старухе – да не пить?..” (Матрена называет себя старухой в свои 38 лет)

Матрена живет в селе Клин:

“…А есть в селе Клину…” 

О внешности Матрены известно следующее:

“…Матрена Тимофеевна / Осанистая женщина, / Широкая и плотная…”

“…Красива; волос с проседью, / Глаза большие, строгие, / Ресницы богатейшие, / Сурова и смугла. / На ней рубаха белая, / Да сарафан коротенький, / Да серп через плечо…”  

“…Гляди мне в очи ясные, / Гляди в лицо румяное…”  

“…Ненаглядная, / Хорошая… пригожая…” (до замужества)  

“…Поблекло бело личико…”  

“…Ты писаная кралечка, / Ты наливная ягодка…” 

“…Красивыми ресницами / Моргнула Тимофеевна…” 

Матрена – крепкая, сильная женщина:

“…Чего ты? Эка силища!..”

“…Корова холмогорская, / Не баба!..” (холмогорские коровы – это крупные и крепкие коровы)

Матрена Тимофеевна – трудолюбивая женщина:

“…Не дело вы затеяли! / Теперь пора рабочая, / Досуг ли толковать?..” 

“…А ты бы поглядел меня, / Как лен треплю, как снопики / На риге молочу…” 

“…Всю силу, Богом данную, / В работу полагаю я…”

Матрена Корчагина содержит большое хозяйство:

“…за избой: / Тут рига, конопляники, / Два стога здоровенные, / Богатый огород…”

Матрена – умная женщина:

“…доброумнее / И глаже – бабы нет…”

Матрена Тимофеевна – смекалистая женщина:

“…Смекнула Тимофеевна, / Что дело подходящее…”

Матрена – искренняя, откровенная женщина:

“…Не скрою ничего!..” 

“…стала нашим странникам / «Всю душу открывать…»..”

Матрена – свободолюбивая женщина:

“…Я в подневолье с волюшки, / Бог видит, не пойду!»..”

Матрена Тимофеевна – резвая женщина:

“…Впервой я поклонилася — / Вздрогну́ли ноги резвые…”

Матрена – смелая, дерзкая женщина:

“…а бабу дерзкую / Примерно наказать!..”

“…Простите! я была / Спесива, непоклончива…”

Матрена Тимофеевна – верная, честная жена:

“…Жена я мужу честная…”

У Матрены Тимофеевны пятеро сыновей:

Читайте также:  В каких предложениях текста содержится информация рабочие отложили карты

“…Пять сыновей!…” (погибший сын Демушка, вероятно, был шестым сыном Матрены)

Матрена – честная женщина. Она учит своих детей не воровать:

“…Просите, детки, ласкою, / Не смейте воровать!..”

Матрена Тимофеевна – терпеливая женщина:

“…Терплю и не ропщу!..”

Матрена Корчагина много выстрадала в жизни, живя в семье мужа:

“…Усни, многокручинная! / Усни, многострадальная!..”

“…Ночь – слезами обливаюся, / День – как травка пристилаюся… / Я потупленную голову, / Сердце гневное ношу!..”

“…Потуги лошадиные / Несли мы; погуляла я, / Как мерин, в бороне!..”

Жизнь Матрены не является счастливой:

“…По мне обиды смертные / Прошли неотплаченные, / И плеть по мне прошла! <…> А вы – за счастьем сунулись! / Обидно, молодцы!..” 

“…Ключи от счастья женского, / От нашей вольной волюшки / Заброшены, потеряны / У Бога самого!..” 

“…Не дело – между бабами / Счастливую искать!..”

За свою жизнь Матрена выплакала много слез:

“…Теперь одно богачество: / Три озера наплакано / Горючих слез…”

Матрена Корчагина потеряла много здоровья из-за тяжкого труда и душевных страданий:

“…во мне / Нет косточки неломаной, / Нет жилочки нетянутой, / Кровинки нет непорченой…”

Матрена Тимофеевна – глубоко верующая женщина. Она находит утешение в молитвах:

“…Чем больше я молилася, / Тем легче становилося…” 

“…Открой мне, Матерь Божия, / Чем Бога прогневила я? / Владычица!..” 

Почему Матрену называют “губернаторшей”? 

Однажды добрая губернаторша помогает бедной Матрене в тяжелой ситуации. С тех пор Матрену называют “губернаторшей”:

“…Ославили счастливицей, / Прозвали губернаторшей / Матрену с той поры…”

Источник

В 1866 г. в печати появляется пролог поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Это произведение, изданное через три года после отмены крепостного права, сразу же вызвало волну обсуждений.

Матрена Тимофеевна Корчагина – не является главным героем произведения, но ей отводится важная роль. Узнаем, какая, рассмотрев образ и характеристику Матрены Корчагиной.

Краткая характеристика Матрены

Матрена Тимофеевна Корчагина (Губернаторша) – крестьянка. По мнению окружающих, счастливая женщина.

На самом деле, ее трудно назвать счастливой, она перенесла немало горя в своей жизни, тут и издевательства родственников мужа, тяжелая работа, смерть маленького ребенка, и много других несчастий.

Сильная и терпеливая, она продолжает жить и работать, стойко перенося все невзгоды.

В образе Матрёны Тимофеевны Некрасов воплотил судьбу всех русских крестьянских женщин. Множество фольклорных элементов окружают этот образ, героиня проходит все этапы, типичные для замужней женщины, которая живёт в семье мужа и является крепостной крестьянкой.

Судьба Матрёны полна бед и несчастий, редкая радость, тёплое человеческое отношение возвращает женщину к жизни, и она снова становится весёлой и жизнерадостной, как в молодости.

Образ и характеристика Корчагиной

В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», поэт использовал множество образов. Одним из самых ярких и запоминающихся, является образ Матрены Корчагиной, простой русской крестьянки. В ее нелегкой судьбе отражается доля всех русских женщин, испытавших все тяготы жизни крестьянского народа.

Самое счастливое время для нее было тогда, когда она, без печали и забот, жила при родителях, которые любили и холили Матрену. Хотя ей, как и всем крестьянским детям, с детства приходилось трудиться, помогать своим родителям, это была самая счастливая пора ее жизни.

Время шло, и Матрену выдали замуж. Хорошо хоть, за любимого человека. В чужой семье ей пришлось несладко. Любил ее только муж, а его родители и сестры только и знали, что унижать и оскорблять безропотную девушку.

Тут ей приходилось работать с утра до ночи, и никогда она не слышала доброго слова. Всегда ее попрекали куском хлеба, не давая ни минуты отдыха. Матрена света белого не видела, все гнула спину на семью своего мужа. Только дед Савелий относился к ней по-человечески, жалел ее, помогал, как мог.

Наконец, у Матрены родился ребенок, как она была счастлива! Но не долго продлилось это материнское счастье, Матрене все так же приходилось трудиться в поле, а за ребенком присматривал дед Савелий. Однажды, старик уснул, и не доглядел за ребеночком, его съели свиньи.

Убивалась молодая мать, горько плакал Савелий, винясь перед Матреной, ушел в монастырь, лишь бы вымолить материнское прощение. Тяжело и горько стало Матрене, и ребенка она потеряла, и единственный человек, который ей сочувствовал ей, ушел из дома.

Несмотря ни на что, Матрене никто не давал отдыха, и она продолжала вкалывать, не видя ни ласки, ни сочувствия. Такова была судьба всех русских крестьянок, не имеющих ни право голоса, ни собственного мнения. Матрене еще повезло, Филипп любил свою жену, и не занимался рукоприкладством. Он ударил Матрену только раз, и то по велению своей матушки. Это было в диковинку, побои мужа были в порядке вещей, и все женщины молча сносили их.

Нелегкая судьба Матрены. Но она не склонилась и выстояла, и продолжает жить. Это и есть образ России, униженной и оскорбленной, но не сломленной, гордой и великой.

В жизни Матрены было много несчастий, иногда бывали счастливые минуты, это и есть жизнь человеческая. Матрена живет, и надеется, что впереди – счастливая жизнь, что и на ее долю выпадет доброе, светлое счастье.

Сочинение про Матрену Тимофеевну

Некрасов написал огромное количество разных произведений, в которых описывает непростую жизнь простой женщины – труженицы. Именно поэтому она и кажется более реалистичной, чем все остальные герои.

Матрена Тимофеевна родилась и выросла в крестьянской семье и была этому очень даже рада. Она всегда вспоминает с радостью свое детство. Вот только детства у нее практически не было, а все потому что как только она немного подросла, то стала во всем помогать своим родителям и многие заботы взяла на свои хрупкие плечи.

А поскольку она была очень красивая, то за ней постоянно бегало огромное количество парней. И вот однажды родители сообщили ей о том, что совсем скоро она выйдет замуж и переедет от них. И когда она перебралась к мужу, вся ее юность закончилась, и настали совсем другие времена.

Читайте также:  В каких продуктах содержится быстрый сахар

Теперь здесь ей нужно было работать не только за себя, но и за своего мужа, да и помогать ему нужно было очень много. Кроме этого родителям мужа она сразу же не понравилась, и поэтому они издевались над ней и заставляли работать сверхмеры. Но, не смотря на это, Матрена никогда ни на кого не обижалась и даже в такие суровые будни всегда находила место для радости и веселья.

Конечно, муж старался сделать все для того чтобы жена была счастливой. И вот однажды он подарил ей платок, который был соткан из шелка. А потом прокатил на санях. Этот момент радости Матрена никогда не забудет, и будет всегда хранить у себя в сердце.

Конечно, были моменты, когда ей очень сильно доставалось от мужа и родственники мужа всегда находились на стороне мужа. Но не было такого, чтобы об этом узнали ее родители, ведь она ни с кем ничем никогда не делилась и все держала в себе. Немного погодя у них родился сын, и Матрена была этому моменту очень рада.

Каждый день она находилась рядом с ним. Даже когда ей нужно было отправляться в поле, она брала своего ребенка с собой. И за это ей частенько попадало от свекрови, которая хотела сама заботиться о внуке, но невестка никак не хотела его у них оставлять.

И вот однажды наша главная героиня оставила ребенка и пошла, работать в поле, но когда вернулась домой, то услышала грустную весть. Оказывается, пока ее не было ребенок заболел и умер. А свекровь не смогла вовремя оказать ему помощь.

Немного погодя к ним в деревню приехала милиция. Они были уверены в том, что Матрена специально избавилась от сына, ведь он мешал ей трудиться, и требовал постоянно заботы.

Спустя еще некоторое время у них родились еще дети, и женщина их также сильно любила. Конечно, дети также проказничали, и отец был зол на них. Но вместо того чтобы бить их, Матрена всегда просила бить ее, но детей ее не трогать.

Из всего вышесказанного нельзя сказать точно, кому же на Руси жилось хорошо, ведь у каждого человека были и хорошие моменты и плохие. Да и Матрена не очень-то была несчастна. Ведь рядом с ней находились всегда ее дети, которые радовали ее и приносили счастье.

Читайте также: Образ Гриши Добросклонова из поэмы Кому на Руси жить хорошо.

Матрена в поэме Кому на Руси жить хорошо

О своей девичьей жизни Матрёна рассказывает странникам, используя лексику с уменьшительно-ласкательным оттенком. Батюшка с матушкой баловали дочь, не заставляли работать, она не слышала плохого слова. Только в ту пору девушка высыпалась и наслаждалась лаской и заботой родных.

Позже, когда её отправили в чужую деревню после свадьбы, она узнала, какой тяжёлой бывает жизнь женщины, даже если муж её любит и жалеет. Свою судьбу Матрёна описывает так: “Теперь одно богачество: три озера наплакано горючих слез”.

Героиня поэмы сильная женщина, не только физически (“корова холмогорская”), но и морально: она пережила много горя, но жизнь не сломила её. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” собраны самые красивые фольклорные традиции, которые введены прямо в текст произведения. Именно глава с описанием жизни Матрёны особенно насыщена устным народным творчеством.

Внешность Матрёны Тимофеевны

Фамилия героини – Корчагина, она живёт в селе Клин. Матрёне 38 лет, она называет себя старухой, понимая, что молодость и красота потеряны из-за тяжёлой работы.

Автор с любовью описывает свою героиню  поэмы: “Красива; волос с проседью, глаза большие, строгие, ресницы богатейшие, сурова и смугла. На ней рубаха белая, да сарафан коротенький, да серп через плечо…”

Слова, которые использует автор взяты из народных песен: “писаная кралечка”, “наливная ягодка”, “очи девичьи”, “лицо румяное”, “пригожая”, “ненаглядная”, “бело личико”. Красота Матрёны – это красоты русской женщины, крепкой, сильной, трудолюбивой.

Описывая Матрёну за работой, автор с наслаждением рисует каждый штришок: героиня вызывает искреннюю симпатию у читателя. Она честна, прямолинейна, терпелива, заботлива, умна, смекалиста и немного дерзка.

Характеристика Матрёны, её жизненная философия

У Матрёны Тимофеевны пятеро детей, она готова отдать жизнь за каждого из них. Когда случилась беда – младший сын недосмотрел вверенное ему стадо овец, она пришла к барину вместо сына, чтобы избавить ребёнка от порки плетьми.

Самый первый сынок – Дёмушка погиб, когда был совсем маленьким, его поручили смотреть деду Савелию, но тут уснул. Ребёнок попал в загон, где были свиньи, они съели его живьём. Власти настояли на вскрытии, обвинив Матрёну в сговоре с дедом-каторжником в убийстве ребёнка.

Женщине пришлось пережить чудовищное зрелище, которое она никогда не забудет. Муж Филипп любит Матрёну, но иногда всё же распускает руки. Когда он привозит ей подарок и катает на санях, героиня вновь чувствует себя счастливой.

Она знает, что многим женщинам досталась судьба ещё более трудная, чем её: “Не дело – между бабами счастливую искать…”, “Ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки заброшены, потеряны у Бога самого!..

Матрёна откровенна со странниками, она нашла своё бабье счастье в детях, в работе. Суровая свекровь, плохое отношение родственников мужа привели к тому, что в её душе накопилось много боли, обид и тоски: “Во мне нет косточки неломаной, нет жилочки нетянутой, кровинки нет непорченой…”

Матрёна учит своих детей быть честными, не воровать. Она верующая женщина: “чем больше я молилася – тем легче становилося…”. Именно вера помогла Матрёне пережить самые тяжёлые моменты в жизни.

Читайте также: Матренин двор – анализ и сочинения по рассказу Солженицына.

Основное значение поэмы «Кому на Руси жить хорошо» – не только и столько указать на текущие проблемы, сколько утвердить стремление к всеобщему счастью как единственно возможный путь дальнейшего развития страны.

Источник