Массовый продукт какой культуры

Массовый продукт какой культуры thumbnail

Ма́ссовая культу́ра или поп-культура, масскультура, культура большинства — культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления, как средства массовой информации (в том числе телевидение, радио и
интернет), спорт, кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и т. д.

Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (то есть мейнстрима).
Термин «массовая культура» возник в 40-х годах XX века в текстах М. Хоркхаймера и Д. Макдональда, посвящённых критике телевидения, и получил широкое распространение благодаря трудам представителей Франкфуртской социологической школы.

История[править | править код]

XVIII и XIX век[править | править код]

Предпосылки формирования массовой культуры заложены в самом наличии структуры общества[источник не указан 1124 дня]. Хосе Ортега-и-Гассет сформулировал известный подход к структуризации по признаку творческой потенции. Тогда возникает представление о «творческой элите», которая, естественно, составляет меньшую часть общества, и о «массе» — количественно основной части населения. Соответственно становится возможно говорить и о культуре элиты («элитарной культуре») и о культуре «массы» — «массовой культуре». В этот период происходит разделение культуры, детерминированное формированием новых значительных социальных слоёв, получающих доступ к полноценному образованию, но не принадлежащих к элите. Получая возможность для осознанного эстетического восприятия явлений культуры, вновь возникающие социальные группы, постоянно коммуницирующие с массой, делают значимыми в общественном масштабе явления «элитарной» и одновременно проявляют интерес к «массовой» культуре, в некоторых случаях происходит их смешение (см. напр. Чарльз Диккенс).

XX век[править | править код]

В XX веке массовое общество и сопряжённая с ним массовая культура стали предметом исследований виднейших учёных в разных научных областях: философов Хосе Ортеги-и-Гассета («Восстание масс»), Карла Ясперса («Духовная ситуация времени»), Освальда Шпенглера («Закат Европы»); социологов Жана Бодрийяра («Фантомы современности»), П. А. Сорокина («Человек. Цивилизация. Общество.») и других. Анализируя массовую культуру, каждый из них отмечает тенденцию к её коммерциализации.

Карл Маркс, анализируя проблемы рыночной экономики, отмечал коммерциализацию литературного труда:

«Мильтон, написавший „Потерянный рай“ и получивший за него 5 , был непроизводительным работником. Напротив, писатель, работающий для своего книгопродавца на фабричный манер, является производительным работником. Мильтон создавал „Потерянный рай“ с той же необходимостью, с какой шелковичный червь производит шёлк. Это было действительное проявление его натуры. Потом он продал своё произведение за 5 ф. ст. А лейпцигский литератор-пролетарий, фабрикующий по указке своего издателя книги… является производительным работником, так как его производство с самого начала подчинено капиталу, и совершается только для увеличения стоимости этого капитала»[1].

Говоря об искусстве в целом, приблизительно аналогичную тенденцию отмечал П. А. Сорокин в середине XX века: «Как коммерческий товар для развлечений, искусство всё чаще контролируется торговыми дельцами, коммерческими интересами и веяниями моды… Подобная ситуация творит из коммерческих дельцов высших ценителей красоты, принуждает художников подчиняться их требованиям, навязываемым вдобавок через рекламу и другие средства массовой информации»[2].
В начале XXI века современные исследователи[кто?] констатируют те же культурные явления: «Современные тенденции имеют кумулятивный характер и уже привели к созданию критической массы изменений, затронувших самые основы содержания и деятельности культурных институтов. К наиболее значимым из них, на наш взгляд, относятся: коммерциализация культуры, демократизация, размывание границ — как в области знания, так и в области техники, — а также преимущественное внимание к процессу, а не к содержанию»[3].

Отношение к массовой культуре в современной философской и культурологической мысли не является однозначным. Если Карл Ясперс назвал массовое искусство «упадком сущности искусства»[4], а Жан Бодрийяр говорил, что все сферы современного искусства «входят в трансэстетическую сферу симуляции»[5], то эти концепции были пересмотрены в 1960—1970 гг. в рамках постмодернизма, уничтожившего для многих исследователей противопоставление массовой и элитарной культур качественного оценочного смысла[6] Говоря об искусстве (подразумевая элитарное искусство) начала XX века, Ортега-и-Гассет говорит о его дегуманизации[7]. В таких условиях увеличение роли «сверхгуманизированного» массового искусства — процесс закономерный[источник не указан 2455 дней].

Влияние на человеческие качества и социальное поведение[править | править код]

Исследование, опубликованное в журнале Cyberpsychology, демонстрирует, что в 1997 году самые популярные детские шоу (для детей 9-11-лет) выражали (по мнению взрослых зрителей) следующие доминирующие ценности: общность с другими людьми и доброту. Слава занимала пятнадцатое место из шестнадцати. К 2007 году слава поднялась на первое место, за ней следовали успех, имидж, популярность и деньги. Чувство общности опустилось на одиннадцатое место, а доброта — на двенадцатое[8].

Опрос 16-летних в Великобритании показал, что 54 % из них намерены стать «звёздами»[9].

Другой опрос показал, что среди детей в возрасте до 10 лет 75 % уверено, что счастье можно купить за деньги. На вопрос кем они хотят стать, когда вырастут, более 20 % отвечают, что хотят «просто быть богатыми»[10].

Согласно публикации в International Journal of Cultural Studies, люди, наиболее заинтересованные в сплетнях о звёздах шоу бизнеса втрое реже участвуют в какой-либо местной организации и вдвое реже становятся волонтерами, чем те, кто предпочитает новости другого рода.
Они также меньше всех вовлечены в политику, меньше всех склонны протестовать и участвовать в выборах[11].

Антрополог Грант МакКракен путём поиска в базе данных выяснил, кто становился знаменитым в США в различные исторические периоды. С 1900 по 1910 год актеры привлекли к себе 17 % внимания, оказанного знаменитостям; чуть меньше, чем физики, химики и биологи вместе взятые. Кинорежиссеры получили 6 %, а писатели — 11 %. При продлении временных серий до 1950 года у актеров — 24 % , а у писателей — 9 %; К 2010 году на долю актеров приходилось 37 % (в четыре раза больше, чем у ученых), а доля кинорежиссеров и писателей снизилась до 3 %[12].

См. также[править | править код]

  • Массовое общество
  • Общество потребления
  • Субкультура
  • Андеграунд
  • Доминирующая культура

Примечания[править | править код]

  1. Маркс К. Теория прибавочной стоимости (IV том «Капитала») // К. Маркс, Ф. Энгельс об искусстве. Т.I. — М.: Искусство, 1957.
  2. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992.
  3. ↑ Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. Культура и культурные институты в XXI веке. — М.: Классика-XXI, 2003. — С. 40.
  4. Ясперс К. Власть массы // Призрак толпы. — М.: Алгоритм, 2007.
  5. Бодрийяр Ж.. Прозрачность зла // Призрак толпы. — М.: Алгоритм, 2007.
  6. ↑ Теоретическая культурология / Под ред. Разлогова К. Э. — М.: Рос. инст-т культурологии, 2005.
  7. Ортега-и-Гассет Х. Запах культуры. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2006
  8. ↑ Uhls, Y., & Greenfield, P. (2011). The Rise of Fame: An Historical Content Analysis. [1] (англ.)
  9. ↑ Fame the career choice for half of 16-year-olds [2] (англ.) Independent, 17 February 2010
  10. ↑ One in five children just want to be rich when they grow up [3] (англ.) The Telegraph, 05 Aug 2014
  11. ↑ Nick Couldry and Tim Markham Celebrity culture and public connection: bridge or chasm? (PDF) (англ.)
  12. ↑ Grant McCracken The rise of a celebrity culture [4] (англ.)

Литература[править | править код]

  • Гаспаров М. Л. Историзм, массовая культура и наш завтрашний день // Вестник истории, литературы, искусства. Отделение историко-филолологичечких наук РАН. — М.: Собрание; Наука, 2005. — Т. 1. — С. 26—29.
  • Глазычев В. Л. Проблема «массовой культуры» // Вопросы философии. — 1970. — № 12.
  • Ильин А. Н. Субъектность внутри массовой культуры // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2008. — № 4.
  • Костина А. В. Массовая культура: архаические истоки или «новая религиозность»?
  • Костина А. В. Массовая культура: аспекты понимания // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 1. — С. 28-35.
  • Костина А. В. Популярная культура // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 213-215.
  • Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. — 2-е, перераб. и доп.. — М.: Едиториал УРСС, 2005. — 352 с. — ISBN 5-354-01007-1.
  • Кузнецова Т. Ф., Луков Вл. А., Луков М. В. Массовая культура и массовая беллетристика // Знание. Понимание. Умение. — 2008. — № 4. — ISSN 2218-9238.
  • Мошняга П. А. Японская литература 1920-30-х годов: проблемы «массовой литературы» // Знание. Понимание. Умение. — 2008. — № 5. — ISSN 2218-9238.
  • «Массовая культура» // Научный коммунизм: Словарь / Александров В. В., Амвросов А. А., Ануфриев Е. А. и др.; Под ред. А. М. Румянцева. — 4‑е изд., доп. — М.: Политиздат, 1983. — 352 с.
  • Рахимова М. В. О популярной культуре США // Знание. Понимание. Умение. — 2008. — № 4. — ISSN 2218-9238.
  • Руднев В. П. Словарь культуры XX века. — М.: Аграф, 1999. — С. 155-159.
  • Черняк М. А. Категория «автора» в массовой литературе // Черняк М. А. Феномен массовой литературы XX века. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — C. 152—178.
  • Эрнест ван ден Хааг (англ.)русск.. «И нет меры счастью и отчаянию нашему» // «Иностранная литература». — 1966. — № 1. — С. 240—242.
  • Шестаков В. П. Мифология XX века: Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». — М.: Искусство, 1988. — 224 с.

Ссылки[править | править код]

  • Генис А. цикл «Поэтика масскульта» на Радио «Свобода», 18 января 1997 (аудио, с 22/40 мин.)

Источник

Культура как феномен является многообразной по своим проявлениям. В наши дни существует множество разных и одновременно уникальных культур, каждая из которых отличается от прочих рядом характерных признаков. В частности, все мы являемся носителями национальной культуры (русской, корейской,  английской) или духовной культуры (придерживаясь определенных норм морали и ориентируясь на конкретные идеалы). Все это разнообразие культурного мира можно объяснить через типы и формы культуры . И одной из особых, знаковых форм культуры современности является массовая культура.

Мы живем в век массовой культуры, поскольку она окружает нас повсюду. Она проявляется в художественных фильмах, в телевизионных передачах, в публикуемых заметках, в картинах и во многом другом, что привычно и доступно для многих людей. Интерес к массовой культуре возник в науке на рубеже XIX-XX веков, когда появилось массовое общество, массовое производство и массовые средства коммуникации. Говоря другими словами, массовая культура сложилась в условиях индустриального типа общества, сформировавшегося к началу прошлого века.

массовая культура_3

На сегодняшний день учеными проведено множество исследований по проблемам массовой культуры. Обобщая эти знания, далее мы рассмотрим:

  • понятие «массовая культура» и основные особенности массовой культуры;
  • три формы культуры — массовая, элитарная и народная, чтобы лучше разобраться в феномене массовости;
  • связь массовой культуры и СМИ;
  • функции массовой культуры;
  • опасности массовой культуры.

Особенности массовой культуры 

Массовая культура обладает определенными особенностями, для нее присущи специфические и характерные черты. Чтобы понять — в чем состоят особенности массовой культуры и выявить ее признаки, необходимо обратиться к основным элементам, из которых и образуется данный феномен.

Массовый продукт какой культуры Первое. Массовая культура  – это культура для массовой аудитории.

Масса как социальная категория сложилась к началу XX века, когда появились массовое производство и средства массовой коммуникации (радио, телевидение, печать и пр.). Кроме того, одним из результатов технического и научного развития общества стало формирование массовых социальных слоев, претендующих на долю культурных благ. Для человека массы стали востребованными стандартные, типичные, похожие друг на друга творческие продукты. Такие произведения искусства стали доступными для большого количества людей на основе снижения их качества, большей доступности и, соответственно, снижения трудоемкости создания культурного продукта.

В этот период времени неслучайно появляются направления масскульта в литературе (хотя первым романом массовой культуры нередко считают «Робинзона Крузо» Даниэля Дэфо), модернизм и абстракционизм в искусстве, набирает популярность кинематограф. Для массовой аудитории, которая стала образованной и имела свободное от труда время, требовалась культурная продукция повседневной и развлекательной направленности. Требовались такие культурные блага, которые были бы понятны для всех, для простого обывателя.

Массовый продукт какой культуры Второе. Для массовой культуры характерны определенные технологии ее производства, обеспечивающие массовый доступ к культурным благам. 

Издаваемые книги, выпускаемые фильмы и мелодии, создаваемые полотна должны не просто попасть к обычному человеку, но и быть доступными для понимания.

Для того, чтобы обеспечить массовое потребление культурного продукта, в производстве благ данной культуры применяются следующие технологии:

  • тиражируемость (благодаря возможности множить культурные формы обеспечивается широкое распространение масскульта);
  • визуализация культурных продуктов (использование картинок, изображений в вербальном тексте делает его более понятным и готовым для потребления, такой текст менее направлен на индивидуальную рефлексию);
  • эмоциональность текстов культуры (нацеленность на эмоциональное восприятие произведений массовой культуры, культивирование страхов, чувств любви, дружбы и ненависти, а также успешности, чудесности и пр.);
  • простота культурных благ и усредненность их качества (главное условие смыслов массовой культуры состоит в их легкости и простоте, незамысловатости форм, а также слабом внимании к качеству их производства);
  • стереотипность (продукты данной культуры пронизаны стереотипами, например, предсказуемыми моделями поведения героев – «добрый» и «злой», стереотипами сюжетной линии, стереотипами строения эстрадной музыки и пр.);
  • универсальность (формы масскульта рассчитаны на все слои населения, на универсального зрителя, и неважно где он проживает – в селе или в городе, в европейской или азиатской стране и т.д.).

Массовый продукт какой культуры Третье. Основным стимулом развития массовой культуры является коммерческая прибыль от производства масскульта.

Массовая культура с момента своего возникновения приобрела огромную массу поклонников доступных культурных благ. Человек массы, готовый платить за усредненный культурный продукт, который отвлекает его от тягот повседневной жизни, стал источником спроса на произведения массовой культуры.

Ценность результата культурной деятельности (картина, мелодия, книга и пр.) может измеряться не только уровнем социальной значимости, но и коммерчески — в виде финансовой стоимости. Соответственно, те культурные блага, которые пользуются спросом со стороны массовой аудитории, и получают импульс со стороны производителей масскульта. Коммерциализация культуры способствовала расцвету так называемой индустрии культуры (шоу-бизнес, дизайн и пр.) где творчество стало товаром и частью рыночных отношений. Причем именно экономические критерии и факторы прибыли нередко приобретают доминирующее значение для развития массовой культуры.

массовая культура_10

Массовый продукт какой культуры Четвертое. Средства массовой коммуникации (СМИ) – важнейший элемент массовой культуры.

СМИ (радио, печать, интернет, телевидение) представляют собой, по сути, тот фактор, который позволил массовой культуре достичь пика своего развития. СМИ и массовая культура тесно связаны между собой. СМИ, или медиа (если говорить словами англоязычных источников) позволяют преодолевать время и расстояние, связывая производителя и потребителя масскульта. Неважно где находится зритель, читатель, слушатель, поскольку средства массовой информации доставят до него культурный продукт, на какой бы территории он не располагался. Средства массовой информации — это те посредники, которые способствуют и производству, и потреблению массовых культурных благ (телесериалов, массовой прессы, музыкальных эфиров радио и т.д.)

На вопрос о том — как связаны СМИ и массовая культура, можно ответить, что средства массовой информации представляют собой важный элемент массовой культуры. СМИ являются основным способом тиражирования текстов массовой культуры (на экране телевизора, компьютера, на диске, на бумаге или цифровом накопителе). СМИ обеспечивают постоянную передачу огромного потока культурной информации самого разного уровня качества и разной направленности, которая доходит до каждого желающего. И специфика текстов массовой культуры будет зависеть от того, какой тип СМИ является посредником в передаче культурной информации. Например, более интеллектуальными признаются произведения массовой культуры, созданные в печатных СМИ, тогда как телевизионные передачи направлены на самого неискушенного зрителя.

массовая культура_11

Массовая, элитарная и народная культуры 

Чтобы лучше понять характерные черты и особенности массовой культуры, необходимо рассмотреть все три формы культуры и через сравнение выявить ее отличия. В культурологии принято выделять три формы культуры — массовая, элитарная и народная.

Данные формы культуры рассмотрим с помощью таблицы, которая составлена исходя из следующих критериев:

  • особенности автора произведения культуры;
  • характеристика аудитории, на которую направлены формы культуры и тип личности, которую они формируют;
  • уровень качества и мастерства при создании произведений культуры;
  • специфика текстов культуры;
  • доступность для понимания культурных продуктов.

Создается людьми, обладающими разным уровнем таланта, включая и непрофессионалов, создающих самые простые культурные продукты (например, домохозяйки или эстрадные артисты, пишущие книги)

Создается творцами — высокопрофессиональными и квалифицированными людьми (композиторы, поэты и пр.)

Создается анонимными авторами (поэтому в народных сказках и песнях слова и музыка часто являются народными)

Проста для понимания, не требуют больших духовных усилий и творческого вклада (например, телевизионный сериал)

Сложна для понимания обывателем, нужны опыт и особые знания (например, как театралам, зрителям балета и т.д.)

Относительно проста для понимания обывателем, но нередко требуется знание традиций той или иной народной культуры (русские былины, японские сказки, татарские песни)

Аудитория массовой культуры самая широкая из всех трех форм в силу доступности понимания ее текстов

Аудитория элитарной культуры малочисленна в силу сложности понимания ее текстов

Аудитория народной культуры многочисленна, но предполагается наличие заинтересованного типа аудитории

Для произведений массовой культуры характерно невысокое качество и простота в исполнении,  коммерческая направленность, серийность

Произведения элитарной культуры высокого качества, для их производства требуется большая трудоемкость и мастерство автора

Произведения народной культуры преимущественно невысокого качества, но они пропитаны духом народных традиций

Тексты массовой культуры носят развлекательный характер, пользуются большой популярностью, нередко называются масскультом, а сама массовая культура – поп-культурой

Тексты элитарной культуры индивидуальны, со сложными художественными формами, они являются уникальными произведениями культуры

Тексты народной культуры несут в себе печать народных традиций, передают коллективную память народа   (например, в народных поговорках или сказаниях).

Массовая аудитория – основной представитель элитарной культуры

Элита – основной представитель элитарной культуры

Народ, придерживающийся традиций — основной представитель элитарной культуры. Часто отсутствует деление между создателем и потребителем народной культуры

Создает тип пассивной, некритичной личности, потребляемой большое количество однотипной продукции массовой культуры

Создает тип творческой, эстетической, глубокой и рефлексирующей личности, которая духовно совершенствуется благодаря произведениям элитарной культуры

Создает тип личности, заинтересованной в народной мудрости, а также уважающей  народные традиции

Примеры: сериалы, эстрадная музыка, массовое кино, комиксы, бульварные романы

Примеры: классическая музыка и литература, авторское кино

Примеры: сказки, народный эпос, мифы, легенды, народные песни

Функции массовой культуры 

Глобальное распространение массовой культуры, а также ее постоянная трансформация являются неслучайными. Сегодня массовая культура заменила нам религию, поскольку в ее текстах мы (часто подсознательно) ищем успокоения, утешения, объяснения жизненных ситуаций, отвлечения от проблем повседневной реальности. Именно такую роль выполняла религия для средневекового человека. Но время прошло и теперь человек «молится» не столько иконе, сколько телевизору, компьютеру, планшету или смартфону, стараясь найти ответы на вечные вопросы.

Массовая культура – это повседневная жизнь подавляющего большинства людей на всей планете, от которой отказаться не так легко. Ее особенности связаны с теми функциями, которые выполняет массовая культура в современном обществе.

Основные функции массовой культуры:

  • релаксационная (с помощью масскульта человек психологически разгружается, отдыхает и снимает напряжение, накопленное от ежедневной рутинной действительности);
  • воспитательная (в образах героев, в телевизионных ток-шоу раскрываются элементарные категории добра и зла);
  • идеологическая (через транслируемые тексты культивируются определенные ценности, идеалы для подражания, нормы, модели поведения);
  • интегративная (распространение продуктов массовой культуры через медиа скрепляет общество в единое целое, облегчая тем самым взаимодействие людей и обеспечивая их взаимопонимание);
  • идентификационная (различные образы женщин, отцов, профессий, сфер деятельности, власти, церкви и пр. в формах массовой культуры создают основу для социализации и идентификации человека);
  • объяснительная (в доступной форме масскульта человек постигает принадлежащие ранее только элитам знания, в которых объясняются основные законы устройства мира);
  • адаптационная (часто люди лучше адаптируются к быстроменяющейся реальности и воспринимают новые тенденции благодаря воспроизводимым в текстах массовой культуры ситуациям и моделям соответствующего поведения);
  • творческая (человек может найти себя, самореализоваться, раскрыть свой талант в процессе создания продуктов массовой культуры)

Массовая культура: особенности развития в современный период

Массовая культура – это символический маркер современного общества. Именно она отражает особенности нашего мировоззрения и менталитета, идеалов, ценностных ориентаций и моделей поведения. Многие явления современности (например, шопинг, стремление к успешности, коммерциализация повседневности, экономика впечатлений и пр.) тесно связаны с тем, что массовая культура стала неотъемлемой частью нашей жизни. Данная форма культуры проникает во все сферы деятельности – в политику, экономику, образование и т.д.

Массовая культура представляет собой динамичное явление, изменяемое под влиянием различных факторов. Та массовая культура, которая возникла более 100 лет назад, была совсем не той, что в 60-70 годы прошлого столетия. И сегодня, в век информационного общества, она приобрела новые черты. Как правило, ученые отмечают, что культурные продукты масскульта стали более индивидуальными, дифференцированными, с претензией на качество и глубокий смысл. Таковыми могут быть и рекламные ролики, и кинематограф, и музыка, и массовая литература, и пресса, и многое другое.

массовая культура_14

Сегодня помимо успеха и чуда, культивируются проблемы толерантности, креативности, взаимопомощи, неординарности в решениях и т.д. А сами произведения масскульта нередко обладают  индивидуальным почерком и стилем. Тогда как сама массовая культура переживает демассификацию, появление нескольких уровней в своем производстве, поскольку, например, наиболее образованной части массовой аудитории требуется, соответственно, более качественный культурный продукт. Сегодняшняя сетка СМИ насыщена самыми разными по качеству произведениями массовой культуры – от примитивных (например, дешевые телесериалы) до утонченных (например, авторский кинематограф).

Важно также отметить, что объективная оценка массовой культуры предполагает, что мы должны не только фиксировать позитивные черты ее проявлений (например, в функциях, которые она выполняет). Не меньшую значимость приобретает сегодня и знание о тех скрытых социокультурных угрозах, которые несет в себе массовая культура.

Во-первых, массовая культура питается продуктами культуры элитарной и не способна самостоятельно производить гениальные тексты, которые обеспечивают духовное преображение человека. Более того, постоянный рост масскульта негативно отражается и на самой элитарной культуре, снижая общий культурный уровень в обществе.

Во-вторых, тексты массовой культуры, которые прочно вошли в жизнь обычного человека, не ставят своей целью развивать творческое начало зрителя, эстетически воспитывать или вызывать глубокую рефлексию. Напротив, большая часть масскульта предполагает унификацию образа мыслей, отсюда люди думают одинаково, нередко доверяя мифам и непроверенному знанию. Такой массой людей проще управлять, манипулировать, навязывать определенное мнение.

В-третьих, производители массовой культуры, которые руководствуются стремлением получить коммерческую прибыль от максимального количества реализованных продуктов масскульта, пропагандируют все новые и новые потребности аудитории. Получается, что люди покупают и потребляют то, что им не нужно, но навязано технологиями маркетинга.

В-четвертых, представители массовой аудитории превращаются теперь в пассивного потребителя со стремлениями потреблять все новые и новые формы культурных благ. Причем эти стремления «подогреваются» мощной информационной поддержкой из СМИ. Говоря иначе, типичный человек массы находится в постоянном ожидании новых трендов, новых сезонов и коллекций, новых серий, модных тенденций, не несущих в себе ничего принципиального нового. А отсутствие возможности получить подобные новые формы порождает психологические проблемы личности.

массовая культура_16

И, наконец, в-пятых, самая большая опасность массовой культуры состоит в том, что она создает и поддерживает иллюзию жизни. В целом ее продукция представляет собой не что иное, как огромную массу однотипных текстов, которая заслоняет от нас истинные ценности жизни – общение с близкими людьми, философское осмысление реальности, поэтику жизни. Находясь в условиях этого информационного шума, человек может не заметить глубокого, вечного, настоящего, гениального, уникального или того, что делает из него человека с большой буквы. Думающего, осмысляющего, понимающего.

Источник