Конспект урока 1 класс по технологии какие свойства у разных материалов

  1. Изучение нового материала

1.Сообщение темы  урока.

 Чтобы в жизни всё узнать,

 Все загадки разгадать,

 Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

Тему нашего урока вы узнаете, составив слово из карточек с буквами, которые лежат у вас на столах .Попробуйте самостоятельно выложить слово.

 Кто уже составил слово?

Тема нашего урока: «Свойства разных материалов»

2.Беседа о природных материалах

Представьте , что мы с вами пошли в лес. Какие материалы мы можем собрать в лесу?(палочки, листья, желуди, шишки , древесину ) А какие материалы мы можем собрать на лугу?(земля, песок, глину ) А какие материалы мы можем получить от домашних животных?(шерсть животных) Древесина, листья, глина, шерсть животных- это всё природные материалы, их дает природа.

Все эти материалы мы берем с собой в корзинку. Давайте перечислим, что мы с вами собрали. Природа помогает тому, кто её понимает и любит. Как вы понимаете эти слова.

3.Беседа о материалах, созданных человеком

Из чего сделаны изделия на рисунках? Где человек взял подходящий для каждого изделия материал? Какой предмет лишний? Почему?

Где художники увидели подсказки для своих рисунков, узоров? Из чего изготовлены эти изделия?

Задумайтесь. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера. Как вы понимаете смысл данной пословицы?

4. Опыты по определению свойств материалов

У вас на столах лежат конверты, но что в них вы узнаете только тогда, когда отгадаете загадки.

Я слеплю кого угодно:                                                                                                                                

Волка, куклу в платье модном.                                                                                                                    

На уроке мы творим.                                                                                                                                

Очень нужен…  (Пластилин)

Мой первый слог — на дереве,
Второй мой слог — союз,
А в целом я — материя
И на костюм гожусь. (Ткань)

Из металла эта нить

Можно гнуть её крутить,

Сделать из неё цепочку,

Шило, спицу, гвоздик прочный.

Электрический ток в дом

Вдоль по нити той шагает,

Тот, что лампочку огнём

Ярко ночью зажигает.(проволока)

Склеите корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам в этом, ребята? (бумага)

Тут и там,

Вежде есть я, и такая разная…

Из меня одежку шьют,

На диван обивку вьют,

Угадали кто такая?(ткань)

Что нужно к ране приложить

Чтобы кровь остановить?

Белое, пушистое

И стерильно чистое.(вата)

Длинная, но не река;

 извилистая, но не змея;

крепкая, но не сталь;

удерживает, но не зaмOк.(веревочка)

Для строительства немало

Нужно стройматериала:

Кедр, дуб, сосна, осина

По-другому …(древесина)

Откройте конверты и посмотрите, правильно ли вы ответили на загадки (лист бумаги, лоскут ткани, пластилин, древесина, металлическую проволоку, вату, веревочку). Достаньте из конверта все предметы и положите их на стол.

Как можно назвать все эти предметы? (Материалы ) А кто может сказать, что такое материал?

Материал-это то, из чего делают изделия, предметы.

Сейчас мы будем брать по очереди разные материалы. Трогать их, рассматривать, пробовать согнуть, смять и расправить .

Возьмите бумагу. Рассмотрите её, что мы можем о ней сказать? Проведите по ней пальцем , бумага гладкая или шершавая?(гладкая)

Сложите бумагу , а теперь разгладьте. Значит, бумагу можно мять и разглаживать.

 Попробуйте разорвать бумагу.(слайд: свойства бумаги)

Теперь возьмите кусочек пластилина. Попробуйте помять его. Пластилин мягкий или твердый? (мягкий)

Теперь возьмите в руки лоскуток ткани. Попробуйте тянуть ткань, рвется ли она? Какого цвета ткань, мягкая она или твердая?

Отложите  лоскуток ткани на стол.

Теперь возьмите древесину. У нас получится ее мять? Значит она мягкая или твердая?

Возьмите металлическую проволоку. Легко ли согнуть проволоку? Гибкая она или хрупкая?

Возьмите кусочек ваты. Какого она цвета? Кто может назвать свойство ваты? Правильно, вата мягкая.

Теперь возьмите веревочку. Попробуйте потянуть ее. Рвется ли веревочка? Она гибкая или хрупкая?

Все материалы соберите и положите обратно в конверт и отложите его на край стола.

Запомните. Мягкость, гладкость, твердость, гибкость, шершавость– это свойства материалов. И у каждого материала свои свойства

Читайте также:  Какие комнатные растение полезные свойства

5. Пальчиковая гимнастика 

Сейчас мы немного разомнем пальчики, проведем гимнастику.

 Повторяйте движения за мной.

Сидит белка на тележке (Кисти рук сжаты в кулак)

Продает она орешки, (Круговые движения кистью вправо, влево)

 Лисичке-сестричке, (Разогнуть большой палец)

Воробью, (Разогнуть указательный палец)

Синичке, (Разогнуть средний палец)

 Мишке толстопятому, (Разогнуть безымянный палец)

Заиньке усатому. (Разогнуть мизинец)

Вот так! (Раскрыть кисть — пальцы в стороны и в исходное положение)

6.Анализ свойств материалов ,из которых сделаны предметы в классе

Из каких материалов сделаны ваши учебники? Из каких материалов сшита одежда, в которой вы пришли в школу?

Можно ли носить одежду из бумаги? Почему? Полетит ли глиняный самолёт? Почему? Как определяется выбор подходящего материала для каждого изделия?

7.Игра: соотношение материала и свойства

Посмотрите на слайд . Вам необходимо соотнести материалы и подходящие им свойства. (слайд. презентация)

Отгадывают ребус

Называют: палочки, листья, желуди, шишки, древесина, земля, песок, глина, шерсть животных

Объясняют смысл пословицы

Отгадывают загадки:

Пластилин

Ткань

Проволока

Бумага

Ткань

Вата

Веревочка

Древесина

Материалы- это то, из чего делают изделия

Рассматривают все материалы

Кладут обратно всё в конверт

Р: преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Л: определяют учебную задачу, формулируют цель деятельности на уроке.

К: участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем; в диалоге; слушать и понимать речь других.

Р: Создают мысленный образ и воплощают его в изделии; различают материалы и инструменты по их назначению; учиться проговаривать последовательность действий на уроке.

П: Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию.

П: сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения

Р: осуществляют профилактику утомления

Л: Формирование интереса (мотивации) к учению; осуществление самоконтроля. К: Слушать и понимать речь других.

Источник

Педагогические

цели

Создать условия для формирования представления о свойствах ткани и ниток; ознакомления со швейной иглой и ее строением, приемами безопасной работы и условиями хранения, с приспособлениями для шитья, приемами отмеривания и вдевания нитки в иглу; способствовать закреплению ранее полученных умений (организовывать свое рабочее место, работать ножницами, размечать по шаблону, формообразовывать сгибанием, аккуратно склеивать); содействовать развитию умения сравнивать, переносить известные знания в сходную ситуацию (сравнение свойств бумаги и ткани)

Тип урока

Урок-консультация

Планируемые
результаты
(предметные)

Знакомятся с материалом (тканью) и его практическим применением; определяют основные свойства ткани; экономно расходуют материал; используют инструменты и приспособления по назначению; знают технологию работы с тканью; учатся отмерять нитку нужной длины, вдевать ее в иголку, скреплять булавками детали, шить; объясняют назначение приспособлений для шитья; понимают, что игла – это швейный инструмент, а булавка – приспособление для шитья; соблюдают правила безопасности в работе и хранении инструментов (ножниц, игл)

Личностные
результаты

Понимают причины успеха (неуспеха) учебной деятельности

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; проговаривают последовательность действий на уроке; высказывают свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; готовят рабочее место.

Познавательные: общеучебные – ориентируются в материале на страницах учебника; находят ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользуются памятками; логические – умеют сравнивать изучаемые материалы, иглы по их свойствам, назначению; делают простейшие обобщения; группируют предметы и их образы по общему признаку.

Коммуникативные: умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему

Основное
содержание темы, понятия

и термины

Ткань как материал, ее свойства. Виды тканей. Сходство и различие свойств бумаги и ткани. Игла – инструмент для работы с тканью. Устройство иглы (один конец острый, другой с отверстием – ушко); размеры отверстий и связанное с ними назначение игл: швейные, штопальные, для вышивания, для швейной машины. Игла – швейный инструмент. Для чего у игл ушко? Какую нитку (по толщине) используют при вышивании, шитье, штопке? Приспособления для шитья: булавки, нитковдеватель, наперсток, пяльцы. Назначение игольницы. Приемы безопасного обращения со швейными иглами и булавками

Образовательные ресурсы
и оборудование

Учебник, с. 86–89, 109. Образцы видов бумаги и ткани, иголки

Этапы урока

Формы,
методы,
методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

осуществляемые
действия

формируемые

умения

1. Мотивирование учебной деятельности. (Организационный момент)

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

К цели мы пойдем упрямо!

Все легонечко вздохнем

И урок сейчас начнем

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Наблюдение учителя

2. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались с вами на прошлом уроке.

– С какими материалами работали?

– Что мы делали с бумагой?

– Какие еще материалы вы знаете?

– Кто из вас знает, что такое ткань?

– Где ее используют? Какими свойствами она обладает?

– Что общего и в чем различие свойств бумаги и ткани?

– Какую задачу поставим себе на урок?

Отвечают на вопросы. В ходе беседы

с учителем определяют тему урока и учебную задачу

Читайте также:  Какие из перечисленных свойств характерны для большинства хордовых животных

Принимают учебную задачу с помощью учителя. Проявляют интерес к изучению нового материала

Беседа по вопросам

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

Исследование «Свойства бумаги и ткани»

Парная. Словесный, исследовательский, проблемный. Беседа, исследование, работа с учебником

– На столах у вас лежат образцы бумаги и ткани.

– Давайте сравним, похожи ли свойства бумаги и ткани, для этого откройте учебники на страницах 86–87.

– Что общего у этих материалов – бумаги и ткани?

– Какими свойствами различаются эти материалы?

– Как вы понимаете высказывание «рукотворный мир создан из разных материалов»?

Используя образцы ткани и бумаги, опираясь на рисунки

в учебнике на с. 86–87, рассматривают внешние физические свойства: цвет, толщину, фактуру поверхности, структуру (у бумаги – волокна,у ткани – переплетенные нитки), механические свойства

(сминаемость, эластичность, пластичность)

Сравнивают изучаемые материалы по их свойствам, делают простейшие обобщения. Ориентируются в материале на страницах учебника. Находят ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Совместно обсуждают предложенную проблему

Беседа по вопросам

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Солнце в класс к нам заглянуло –

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире –

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклоняться – три, четыре –

И на месте поскакать,

На носок, на пятку –

Все мы делаем зарядку

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Правильное выполнение движений

Игла. Правила безопасной работы иглой

Фронтальная. Словесный, наглядный.

Загадка, рассказ, беседа

– Отгадайте загадку:

Всех на свете обшивает,

Что сошьет – не надевает.

Рассказ об игле (см. Приложение).

– Что такое игла?

– Из чего раньше изготавливали иглы?

– Как устроены иглы?

– Что делают иглами?

– Чьи они помощники?

– Как устроены иглы?

– Чем они опасны?

– Давайте познакомимся с правилами безопасной работы с иглой.

1. Опасности в работе:

•  повреждение пальцев швейной ниткой, иглой или булавкой;

•  травма руки ножницами;

•  травма глаз.

2. Что нужно сделать до начала работы:

•  сосчитать количество иголок и булавок в игольнице;

•  положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.

3. Что нужно делать во время работы:

•  работать с наперстком;

•  вкалывать иглы и булавки только в игольницу;

•  класть ножницы с сомкнутыми лезвиями;

•  передавать ножницы кольцами вперед и только с сомкнутыми лезвиями.

4. Что нужно делать по окончании работы:

•  посчитать количество иголок и булавок в игольнице
(игл и булавок должно быть столько, сколько было в начале работы);

•  привести в порядок рабочее место.

– Какие еще приспособления для шитья вы знаете? (Булавки, нитковдеватель, наперсток, пяльцы.) 

– Какими способами можно соединить детали из бумаги?

– Каким способом соединяются детали из ткани?

Слушают загадку.

– Игла.

– Игла – это швейный инструмент.

Слушают рассказ учителя об игле, отвечают на вопросы учителя, знакомятся

с устройством иглы

и правилами безопасной работы иглой

Эмоционально воспринимают загадку

и рассказ. Осознанно

и произвольно строят речевые высказывания в устной форме

Беседа по вопросам

4. Закрепление знаний и способов действий.

Практическая работа

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Беседа, упражнение, сказка

Создает условия для упражнения в пользовании иголкой и ниткой.

1. Отмеривание нитки нужной длины.

2. Вдевание нитки в иголку.

– Как вы понимаете выражение «куда иголка – туда

и нитка»?

Предлагает послушать «Сказку про иголки» (с. 109 учебника).

– Почему испугалась мама?

– Как бы вы поступили, если бы у вас рассыпались иголки?

– Придумайте свой конец сказки

Выполняют практическое задание. Слушают чтение сказки учителем. Отвечают на вопросы по тексту сказки

Эмоционально воспринимают сказку. Высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению одноклассников. Упражняются в пользовании иглой и ниткой

Беседа по вопросам, упражнение

5. Рефлексия учебной деятельности (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что общего у двух разных материалов – бумаги и ткани?

– Чем различаются эти материалы?

– Что такое иголка?

– Как с ней надо обращаться?

– Какие вы запомнили приспособления для шитья?

– Узнайте у мамы или бабушки, какие приспособления
и инструменты они используют, когда вышивают или штопают.

– Какой инструмент в этих видах работ самый главный?

– Вам понравился сегодняшний урок?

– Оцените свою работу на уроке

Отвечают на вопросы учителя

Умеют подводить итоги урока. Оценивают свою деятельность

на уроке

Беседа по вопросам

Источник

                                                                                КОНСПЕКТ УРОКА(1 класс )

                                                                                                   Место проведения: МБОУ «СОШ№34»

Читайте также:  Какие свойства вещества придают кости

                                                                                Дата проведения: 15.04.2016г.

«Удивительный мир ткани»

Цели: Учить детей определять свойства тканей, закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды.

Задачи: 1. Познакомить детей с разными видами тканей, обратить

внимание на отдельные её свойства, с назначением вещей.

2. Активизировать познавательную деятельность, обогащать и активизировать словарь детей.

3. Развивать мелкую моторику, художественный вкус, творческое воображение.

4. Воспитывать бережное отношение к одежде, интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира.

Материалы и оборудование:

Сундучок, народные куклы, образцы тканей, ниток; оборудование для опыта: тазик и лейка с водой, зонт, носовой платок; иллюстрации с изображением ткацкого станка, ткачихи, паука и птицы ткачихи.

Ход урока

1Орг.момент

– Посмотрите, какой необычный сундучок я вам принесла.

– Что мы обнаружили в сундучке? (нитки, клубки)

– Как все эти материалы могут нам пригодится? (ответы детей)

Сегодня мы узнаем, как из нитей получают ткань, в какие куклы играли ваши прабабушки.

2.Знакомство с различными видами ткани, её свойствами.

 Рассматривание образцов ткани. Рассказ учителя.

-Рассмотрите ткань и скажите, из чего она состоит? (ответы детей)

-Действительно ткань состоит из ниток. Нитки получают из шерсти животных или из волокон растений – хлопка, льна. Из того, что дает нам природа. Бывают искусственные ткани, то есть не из природных волокон.

-Что вяжут ваши бабушки и мамы? (ответы детей)

– У кого есть такие вещи? Потрогайте их руками, какие они на ощупь? (ответы детей)

-Мягкие, пушистые, легкие.

-Сейчас мы познакомимся со свойствами ткани. Я предлагаю смять лоскуты ткани. Все ли образцы мнутся одинаково?

Попробуйте потянуть, разорвать ткань (действия и выводы детей)

Опыт 1. 

Что произойдет с вязаной шапкой, если мы оденем ее на любого из вас?

(ответы детей)

Продемонстрируем этот опыт на Тане. Что произошло с шапкой? (ответы детей).

Вывод: Шерстяная ткань принимает форму тела, объекта, на которое ее накладывают.

Опыт 2. Наблюдения над объектами: платок из ткани, зонт.                                                     Из какого материала выполнены эти вещи? (Ответы детей)

Польем из лейки сначала на платок, затем на раскрытый зонтик.

Какая ткань намокла?

Почему зонтик не намок от воды?

Как назовем это свойство ткани? (водонепроницаемая)

Какая ткань будет водопроницаемая, а какая водонепроницаемая?

Что человек может сшить из водонепроницаемой ткани?

Для чего людям нужна ткань? (ответы детей)

Основное назначение ткани заключается в том, чтобы удерживать тепло и не пропускать холод.

В природе есть живые существа, которые тоже ткут, но не ткань.

Кто же они?

Отгадайте загадку:

«Многорукий царь Гордей

Наплел ловушек, да сетей

Как расставит он ловушки

Прошипит: «ловитесь, мушки»

Что у паука похоже на ткань?

Презинтация на тему «МИР ТКАНЕЙ»

4.Закрепление нового материала.

– Назовите свойства ткани?

-Что можно сшить из такого материала?

-Из чего изготавливают ткань?

– Какие бывают нитки?

-Что в природе похоже на ткань?

-Как зовут птицу, вьющую необычные гнезда?

4.История возникновения тканей.

История возникновения ткани прослеживается с самого начала развития человечества. Ещё в каменном веке (около 9 веков до нашей эры) первобытные люди, спасаясь от холода и мороза, мастерили себе одежду из шкуры убитого животного. Первобытные люди так же, сплетая волокна конопли, осоки, крапивы, льна, начали создавать тканое полотно. На мысль о том, что таким образом можно сплести тканое полотно для ношения на теле, первобытных мастеров натолкнул опыт плетения сетей для ловли рыбы и корзин для продуктов. Да, такая ткань, конечно же, спасала древних людей от холодов, но была очень грубой, имела не однородный состав, не имела необходимой плотности. Но, с годами мастера по производству ткани усовершенствовались, применяли различные методики, пробовали новые технологии. По мере развития цивилизации, развивается и производство, повышая качество и виды. Более качественные и сложные типы ткачи изготавливали уже на первых ткацких станках, которые изначально появились в азиатских странах, откуда и был дан старт всему миру. Около 5 веков до нашей эры появляется первое ткацкое устройство, которое состоит из большой деревянной рамы, на которую закрепляли нити и плели ткань. В закрепленные на раме нити ткач при помощи челнока вплетал поперечные нитки. Работа по созданию тканого полотна была очень трудоемкой и занимала большое количество времени, но, полотно получалось довольно плотным и толстым. Такая ткань среди людей пользовалась большим спросом. Со временем ткацкие станки стали появляться практически в каждом доме. На них изготавливали постельное белье, полотенца и одежду.

5.Создаие композиции из тканей.

-Я предлагаю создать композицию из ткани. Подберите все необходимые материалы.

Создание выставки «Удивительный мир ткани».

6.Рефлексия.

-я узнал

-я понял

-мне было интересно.

Источник