Каковы причины реформации какие идеи содержались в учениях лютера

Каковы причины реформации какие идеи содержались в учениях лютера thumbnail

Каковы основные идеи Мартина Лютера и какова его роль в процессе Реформации? Против чего он выступал и какие последствия имели его действия?

идеи мартина лютера

Каково было отношение Лютера к государству в целом и к церкви? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить ниже.

Начало Реформации и ее цели

В 16 веке Западную и Центральную Европу охватило движение, которое по своей социально-экономической сути было антифеодальным, а по идеологической форме – антирелигиозным.

каковы основные идеи мартина лютера

Активисты этого движения, названного Реформацией, преследовали следущие цели: изменение взаимоотношений между церковью и государством, перестройка официальной церковной доктрины, полное преобразование организации католической церкви. Основным очагом реформации в Европе была Германия. Каковы основные идеи Мартина Лютера на этот счет и как он связан с движением Реформации? На этот вопрос мы ответим ниже.

95 тезисов Лютера как толчок к Реформации

По сути, началом реформации стали знаменитые 95 тезисов профессора Виттенберского университета, доктора богословия Мартина Лютера, которые он прибил к дверям церкви. Это было формой протеста против продажи индульгенций – отпущение грехов. Церковники утверждали, что святые совершили так много подвигов и поступков, что их можно продавать людям в качестве отпущения грехов. За эти 95 тезисов Лютера отлучили от церкви и предан опале. Если бы ни германские князья, Лютер был бы предан смерти. Тем не менее, учение Мартина Лютера приобретало все больше и больше последователей.

Идеи Мартина Лютера

Лютер доказывал, опираясь на Святое Писание, что церковная иерархия, монашество во всех проявлениях и абсолютное большинство обрядов в действительности не основываются на “подлинном слове Божьем”.

учение мартина лютера

Ссылаясь на апостола Павла, Лютер говорил, что для того, чтобы попасть в Царствие Небесное, человеку достаточно одной лишь веры. Католическая церковь, в свою очередь, предписывала для спасения души совершение взносов и выполнение многочисленных обрядов. Это – один из ответов на вопрос о том, каковы основные идеи Мартина Лютера. Неудивительно, что церковь преследовала его, ведь согласно учению Лютера, верующий должен оправдываться только перед Богом и является сам себе священником. Таким образом, человек перестает нуждаться в посредничестве священников и обязан рабски подчиняться только Богу, а не церкви. Учение Мартина Лютера гласит, что все сословия одинаковы и священник ничем не отличается от мирянина. Согласно учению Лютера, только то, что встречается в Библии – священно. Все остальное – дело человеческих рук, а значит не является истиной и должно быть подвергнуто строжайшей критике.

Лютер и государство

Каковы основные идеи Мартина Лютера касательно государства? Одно из ключевых положений учения – разграничение светской и религиозной власти. Вместе с тем, Лютер в своем учении говорит о покорности монархам, о смирении и терпении. Также он призывает не поднимать восстания против власти. Подобный подход становится понятен, если принять во внимание то, что хорошим правителем считался тот, для которого власть – это бремя, а не привилегия. Согласно учению Лютера, правитель – слуга, а не господин своего народа.

Светская власть предназначена для того, чтобы регулировать отношения людей. Духовенство тоже принадлежит к простому народу, который подчиняется светской власти.

Естественное и божественное право

Каковы основные идеи Мартина Лютера о соотношении духовной и светской власти? Если передавать их в двух словах – Лютер считал, что порядок должен достигаться вследствие опоры светской власти не на божественное право, а на естественное, несмотря на то, что оно – производная от божьей воли. По Лютеру, такие понятия, как свобода воли, душа человека и его внутренний мир не могут подчиняться юрисдикции государства.

Источник

Поднявшееся в Германии широкое движение в поддержку Лютера не позволило католическому духовенству быстро по­кончить с его учением. Лютеранство приняли многие горожане, крестьяне, дворяне и правители ряда германских го­сударств. Лютер призывал действовать против папского Рима не только словом, но и с помощью оружия.

B ходе Реформации от католической церкви отделились различные направления в христианстве, общее назва­ние которых – протестантизм.

Протестантами впервые стали называть германских пра­вителей, подписавших в 1529 г. на имперском сейме (собра­нии князей Священной Римской империи) так называемую «Протестацию». Они протестовали против решения боль­шинства сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии.

Крестьянская война в Германии.

Идеологом радикальной Реформации стал немецкий священник Томас Мюнцер. Сначала он был приверженцем идей Лютера, но в 1520 г. пе­решел на более решительные позиции.

Мюнцер считал, что земная жизнь должна быть очищена от зла. Врагами веры являются те, кто обрекает простой на­род на страдания. Различий между богатыми и бедными быть не должно.

В 1гг. в ряде районов Германии вспыхнули вос­стания крестьян против дворян под лозунгами учения Мюнцера. Крестьяне собирались в целые армии и вели боевые действия против отрядов местных правителей и дворян, по­этому эти события называются Крестьянской войной. Про­грамма восставших излагалась в документе «12 статей». В ней говорилось, что народ должен быть освобожден от всех тягот. Дворянское и церковное имущество и земли крестьяне по указанию Мюнцера делили между собой.

В середине мая 1525 г. в Тюрингии произошел неравный бой между рыцарской конницей, вооруженной артиллерией, и почти безоружными крестьянскими отрядами. Крестьянская армия была разбита, Мюнцер попал в плен и был казнен.

Жан Кальвин и его учение.

Центром Реформации явля­лась также Швейцария. Здесь распространилось учение фран­цуза Жана Кальвина. Он считал, что ни один человек не может знать, какая судьба его ждет, и тем более не может ее изменить. Но каждый верующий должен всеми силами доказывать свою богоизбранность. Богатство человека в земной жизни, по мнению Кальвина, является зримым доказатель­ством его богоизбранности.

Такая точка зрения побуждала к активной деятельности. Кальвинизм предполагал целеустремленность и действен­ность. Кальвин призывал также к бережливости и скромности в быту.

Кальвинистская церковь строилась на республиканских основах. Церковная община избирала и контролировала сво­их руководителей – старшин (пресвитеров) и проповедни­ков (пасторов). У кальвинистов не было возведенных в сан священников. Кальвинизм, помимо Швейцарии получил рас­пространение в Нидерландах, Шотландии, на юге Франции.

Контрреформация.

Чтобы бороться против Реформации, католическая церковь начала с 40-х гг. XVI в. проводить свои реформы. После этого она развернула наступление против Ре­формации. Эту политику называют контрреформацией.

Мощным орудием контрреформации стал орден иезуитов («Общество Иисуса»), основанный испанским дворянином Игнатием Лойолой. Главными направлениями деятельно­сти иезуитов были воспитание молодежи в духе католициз­ма, проникновение во все сферы общества с целью подчине­ния их своей власти. Члены ордена выслеживали и выдавали инквизиции «заблудшие массы», иной раз сами расправля­лись с «отступниками».

В Риме было создано главное учреждение по борьбе с ере­сями – инквизиционный трибунал. Инквизиторы соста­вили индекс (список) запрещенных книг, которые подлежали уничтожению, а их авторы – наказанию.

Религиозные войны.

В XVI в. в Германии и Франции бушевали гражданские войны между сторонниками и против­никами Реформации. В Германии ряд правителей государ­ственных образований (их условно называют княжествами); перешли в лютеранство вместе со своими подданными. Это усилило независимость княжеств от императора.

Императоры Священной римской империи из династии Габсбургов при поддержке католических княжеств начали борьбу с протестантами. Долгая война закончилась по существу поражением императора Карла V, который в 1556 г. от­рекся от престола. Перед этим в 1555 г. был заключен Аугс­бургский религиозный мир, который установил полную независимость князей в религиозных вопросах и утвердил их право определять религию своих подданных.

Во второй половине XVI в. Европа окончательно раздели­лись на католические и протестантские государства. Проте­стантскими были в основном северные страны – Англия, Швеция, Дания, ряд северогерманских княжеств (Пруссия, Саксония и др.).

Во Франции во второй половине XVI в. разгорелись жесто­кие религиозные войны между католиками и кальвинистами (гугенотами). Вождями гугенотов были король Наварры (вас­сального от французского короля государства на юге страны) Антуан де Бурбон (позже его сын Генрих Наваррский) и адмирал Гаспар де Колиньи. Католиков возглавляли могущественные герцоги Гизы. Гугенотство во Франции стало во многом знаменем борьбы против усиления королевской вла­сти. Поэтому среди гугенотов было немало знатных людей. Напротив, буржуазия чаще придерживалась католичества.

В августе 1572 г. противники сумели договориться между собой. Протестанты получили право занимать государствен­ные должности, проводить богослужение, им предоставили во владение ряд городов-крепостей. Для закрепления мирного договора 18 августа был заключен брак между Генрихом На­варрским (будущим королем Генрихом IV) и сестрой короля Франции Карла IX Валуа Маргаритой. В Париж на свадьбу съехалось большое число гугенотов. Однако Гизы и мать Кар­ла Екатерина Медичи готовили расправу над ними.

23 августа 1572 г., в ночь накануне Дня святого Варфоло­мея началось их избиение, погибли более 3 тыс. человек. Ген­рих Наваррский остался жив, согласившись перейти в като­личество, адмирал Колиньи был убит.

После Варфоломеевской ночи война вспыхнула с новой си­лой. Гугеноты фактически создали свое государство во главе с бежавшим из Парижа Генрихом Наваррским. В ходе войны погибли многие вожди с обеих сторон. В 1589 г. был убит и король Франции Генрих III, брат умершего Карла IX. С его смертью пресеклась мужская линия династии Валуа. Коро­лем Франции был провозглашен Генрих IV Бурбон. В 1593 г. он принял католичество (при этом были произнесены знаме­нитые слова «Париж стоит мессы»). В 1594 г. он вступил в столицу.

В 1598 г. Генрих IV провозгласил Нантский эдикт, завер­шивший религиозные войны. Католицизм оставался господ­ствующей религией, но гугеноты получали свободу вероисповедания, сохраняли ряд крепостей, вооруженные силы, мог­ли занимать государственные должности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.  Каковы причины Реформации? Какие идеи содержались в уче­ниях М. Лютера и Ж. Кальвина? Что было у них общего, чем их учения отличались?

2.  Расскажите о Крестьянской войне в Германии.

3.  Как католическая церковь боролась с Реформацией? Каковы были итоги борьбы католиков и протестантов в Европе?

4.  Опишите ход религиозных войн во Франции. Каковы были их результаты?

5.  Неизбежно ли религиозные разногласия должны были вызы­вать в тот период войны? Свой ответ аргументируйте.

Источник

Пятьсот лет назад, 31 октября 1517 года, доктор богословия Мартин Лютер обнародовал знаменитые «95 тезисов» с критикой католической церкви. Против неё открыто выступали и ранее, но такие смельчаки обычно заканчивали свою жизнь на костре. С Лютером вышло иначе, и прежде всего потому, что его идеи о том, чтобы лишить церковь светской власти и распустить монастыри, поддержали многие германские князья. С этого момента в Европе начался церковный раскол, который сопровождался грандиозными потрясениями. О значении Реформации для мировой истории и о том, какой след она оставила в России, — в материале RT.

Утром 31 октября 1517 года доктор богословия Мартин Лютер пришёл к Замковой церкви в немецком городе Виттенберге и прибил к её дверям листы бумаги с напечатанным на них текстом. Сегодня этот документ известен как «95 тезисов», хотя его оригинальное название —  «Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций».

  • Знаменитые «95 тезисов» — «Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций»
  • © staatsbibliothek-berlin.de

В своих тезисах Лютер подверг критике католическую церковь и предложил её реформировать, а также усомнился в непогрешимости Папы Римского и обрушился на индульгенции, которыми торговал Святой престол. Известие об этом отважном шаге разнеслось по всей стране, и Германия раскололась на сторонников и противников идей Лютера.

Католическую церковь критиковали и ранее, но обычно противники папы заканчивали свою жизнь на костре. С Лютером вышло иначе, потому что его идеи о том, чтобы лишить церковь светской власти и распустить монастыри, «пришлись ко двору» многим германским князьям.

Учение Лютера в 1521 году рассмотрел съезд германской политической элиты — Вормсский рейхстаг. На нём выяснилось, что Лютер пользуется поддержкой влиятельных князей, которые готовы оказывать ему помощь.

  • Вормсский рейхстаг
  • © Цветная гравюра 1557 года.

Хотя на рейхстаге был принят осуждающий богослова Вормсский эдикт, Лютер не был арестован, а укрылся в резиденции одного из князей. Так начиналось политическое противостояние католичества и лютеранства. А приглашение к религиозному диспуту закончилось эпохой братоубийственных войн, которые несколько десятков лет длились в Германии, а затем разгорелись и в других странах Европы.

В Англии процесс Реформации в 1534 году начал король Генрих VIII, стремившийся сосредоточить в своих руках не только светскую, но и духовную власть, а также присвоить богатые монастырские владения. Так появилось одно из направлений протестантизма — англиканство.

Борьба с роскошью

Характерной особенностью Реформации была борьба всех её направлений с показной роскошью католической церкви. Ярче всего это выражалось в отрицании почитания икон и других изображений святых, которые сторонники реформ Лютера нередко безжалостно уничтожали.

Важную роль в распространении идей Реформации играло книгопечатание, которое к тому времени уже широко распространилось в Европе. Книги протестантских богословов и мыслителей расходились по всем католическим странам. Особенной популярностью пользовалась Библия, которую переводили с латыни на национальные языки. Один из первых таких переводов — на немецкий язык — сделал сам Лютер.

В ответ католическая церковь начала процесс, известный как Контрреформация: создала новые монашеские ордены, самым известным из которых стал иезуитский, и провела внутренние реформы, в частности запретила индульгенции. Однако это ещё сильнее разделило католиков и протестантов.

Война на уничтожение

Помимо Лютера с альтернативными идеями о реформации католической церкви выступали и другие богословы и проповедники. Наиболее известным из них был француз Жан Кальвин. Католическая церковь всеми силами сопротивлялась движению Реформации и, чтобы искоренить ересь, не останавливалась ни перед массовыми казнями, ни перед войнами на уничтожение.

  • «Утро у ворот Лувра». Художник Эдуард Деба-Понсан, 1880. Из коллекции Музея Роже-Кийо (Клермон-Ферран, Франция). На картине изображена Екатерина Медичи (в чёрном) в сопровождении свиты, разглядывающая тела жертв массового убийства гугенотов-протестантов на следующее утро после Варфоломеевской ночи.
  • © Репродукция Эдуарда Деба-Понсана

Реформация изменила всю политическую и религиозную карту Европы, а потом выплеснулась за пределы Старого Света. Сторонники новых религиозных направлений бежали в далёкие страны, чтобы обустроить жизнь в соответствии со своими религиозными принципами. Такими радикальными беглецами были, например, отцы-основатели США. Войны из-за принципов веры достигли грандиозного размаха.

Одним из последних крупных конфликтов, связанных с появлением протестантизма, была Тридцатилетняя война (1618—1648), охватившая практически всю Европу.

«Глобальный духовный переворот»

Сегодня страсти улеглись. Католики и протестанты живут в мире. Но для этого потребовались сотни лет и сотни тысяч жизней.

Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин рассказал RT, что Реформация для своего времени была глобальным духовным переворотом и повлияла на развитие христианства не только в Западной Европе, но и во всём мире.  

«Реформация породила тысячи различных деноминаций (направлений), церквей и миссий. Духовная логика развития этого движения была заложена Мартином Лютером. Сейчас существует как исторический протестантизм, так и масса разных течений, которые зародились впоследствии — и в XIX, и особенно в ХХ веке, которые многие называют новым протестантизмом или евангельским движением. Именно это движение оказалось наиболее подготовлено к эпохе глобализации и секуляризации: сегодня протестантские течения занимаются самой активной миссионерской деятельностью в Латинской Америке, Африке, Юго-Восточной Азии», — считает эксперт.

Главная и самая известная разновидность протестантизма — лютеранство. Однако, помимо последователей Мартина Лютера, существуют ещё кальвинисты, баптисты, анабаптисты, методисты, пятидесятники, адвентисты и многие другие.

В российских условиях

Россия с момента возникновения протестантизма как течения, отколовшегося от католической церкви, подверглась определённому протестантскому влиянию. Уже при Иване Грозном в Москве появились первые лютеранские общины, а также была построена первая лютеранская церковь. Ещё при жизни Лютера в Россию начали приезжать купцы, инженеры и другие специалисты, исповедовавшие лютеранство. Впоследствии многие из этих людей и их потомков оказались на государевой службе.

Лютеранство оставило достаточно глубокий след в российской истории, поскольку в XIX веке значительная часть представителей генеральского корпуса и чиновничества состояла из русских немцев и принадлежала к лютеранской вере.

Протестантизм нового времени, по словам Лункина, развивался  в Западной Европе и США волнами, и эти волны докатывались и до России. В XVIII—XIX веках в нашей стране появлялись как «доморощенные протестанты», например духоборы-молокане, хлысты и другие, так и последователи зарубежных направлений, например немецкого штундизма, представители которого прибыли в Россию по приглашению Екатерины II и вели миссионерскую деятельность. Ещё одна волна российского протестантизма шла от лорда Редстока — английского евангелиста, который проповедовал в Петербурге в дворянской среде.

  • Лютеранский кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла в Москве
  • © Wikipedia

«И в начале ХХ века, и в первые годы советской власти протестантизм в России развивался достаточно бурно. Интересно, что именно в первое десятилетие советской власти протестантизм стал общероссийским явлением. Но в более позднюю эпоху это движение оказалось загнано в подполье до 1990-х годов. Сегодня представители русского протестантизма существуют во всех регионах России, и в этом плане мы не отличаемся от других христианских стран», — заключил эксперт.

Источник