Каковы причины реформации какие идеи содержались
§ 34. Реформация и контрреформация
Причины Реформации.
В XVI в. началась Реформация (в переводе с латинского – преобразование).
Реформация – это широкое общественное движение, характеризующееся отходом от католической церкви значительной части населения Европы.
В условиях перемен учение католической церкви перестало удовлетворять многих людей. Церковь утверждала, что мир и все, что в нем находится, созданы Богом и не подлежат никакому изменению. Проповедовалась идея об исконной греховности человека и о том, что Церковь через свои таинства (крещение, причащение и т. д.) может его спасти. Распространение гуманистических идей подрывало подобные идеи. Людей раздражала жадность духовенства, его стремление к обогащению. Особенно наглядно это проявлялось в продаже индульгенций: за деньги каждый мог купить себе «отпущение грехов». Многие правители были недовольны претензиями пап на верховную власть. Они с вожделением смотрели на богатства и земли Церкви и монастырей, мечтая присвоить их.
Выступление Мартина Лютера.
Начало Реформации связано с выступлением в октябре 1517 г. профессора университета в немецком городе Виттенберг Мартина Лютера, который выдвинул 95 тезисов против индульгенций. Лютер провозгласил, что Церковь и духовенство не являются посредниками между Богом и человеком. Он объявил ложными претензии Церкви на то, что она может отпускать грехи с помощью таинств в силу особых полномочий от Бога: человек достигает спасения души не через церковные обряды, а с помощью веры. Источником религиозной истины, по мнению Лютера, является лишь Священное Писание, поэтому роль Церкви и духовенства должна сводиться только к разъяснению его текстов. Соответственно богослужение должно проводиться на понятном всем языке, а не на латыни. Позже Лютер перевел Библию на немецкий язык.
Поднявшееся в Германии широкое движение в поддержку Лютера не позволило католическому духовенству быстро покончить с его учением. Лютеранство приняли многие горожане, крестьяне, дворяне и правители ряда германских государств. Лютер призывал действовать против папского Рима не только словом, но и с помощью оружия.
B ходе Реформации от католической церкви отделились различные направления в христианстве, общее название которых – протестантизм.
Протестантами впервые стали называть германских правителей, подписавших в 1529 г. на имперском сейме (собрании князей Священной Римской империи) так называемую «Протестацию». Они протестовали против решения большинства сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии.
Крестьянская война в Германии.
Идеологом радикальной Реформации стал немецкий священник Томас Мюнцер. Сначала он был приверженцем идей Лютера, но в 1520 г. перешел на более решительные позиции.
Мюнцер считал, что земная жизнь должна быть очищена от зла. Врагами веры являются те, кто обрекает простой народ на страдания. Различий между богатыми и бедными быть не должно.
В 1гг. в ряде районов Германии вспыхнули восстания крестьян против дворян под лозунгами учения Мюнцера. Крестьяне собирались в целые армии и вели боевые действия против отрядов местных правителей и дворян, поэтому эти события называются Крестьянской войной. Программа восставших излагалась в документе «12 статей». В ней говорилось, что народ должен быть освобожден от всех тягот. Дворянское и церковное имущество и земли крестьяне по указанию Мюнцера делили между собой.
В середине мая 1525 г. в Тюрингии произошел неравный бой между рыцарской конницей, вооруженной артиллерией, и почти безоружными крестьянскими отрядами. Крестьянская армия была разбита, Мюнцер попал в плен и был казнен.
Жан Кальвин и его учение.
Центром Реформации являлась также Швейцария. Здесь распространилось учение француза Жана Кальвина. Он считал, что ни один человек не может знать, какая судьба его ждет, и тем более не может ее изменить. Но каждый верующий должен всеми силами доказывать свою богоизбранность. Богатство человека в земной жизни, по мнению Кальвина, является зримым доказательством его богоизбранности.
Такая точка зрения побуждала к активной деятельности. Кальвинизм предполагал целеустремленность и действенность. Кальвин призывал также к бережливости и скромности в быту.
Кальвинистская церковь строилась на республиканских основах. Церковная община избирала и контролировала своих руководителей – старшин (пресвитеров) и проповедников (пасторов). У кальвинистов не было возведенных в сан священников. Кальвинизм, помимо Швейцарии получил распространение в Нидерландах, Шотландии, на юге Франции.
Контрреформация.
Чтобы бороться против Реформации, католическая церковь начала с 40-х гг. XVI в. проводить свои реформы. После этого она развернула наступление против Реформации. Эту политику называют контрреформацией.
Мощным орудием контрреформации стал орден иезуитов («Общество Иисуса»), основанный испанским дворянином Игнатием Лойолой. Главными направлениями деятельности иезуитов были воспитание молодежи в духе католицизма, проникновение во все сферы общества с целью подчинения их своей власти. Члены ордена выслеживали и выдавали инквизиции «заблудшие массы», иной раз сами расправлялись с «отступниками».
В Риме было создано главное учреждение по борьбе с ересями – инквизиционный трибунал. Инквизиторы составили индекс (список) запрещенных книг, которые подлежали уничтожению, а их авторы – наказанию.
Религиозные войны.
В XVI в. в Германии и Франции бушевали гражданские войны между сторонниками и противниками Реформации. В Германии ряд правителей государственных образований (их условно называют княжествами); перешли в лютеранство вместе со своими подданными. Это усилило независимость княжеств от императора.
Императоры Священной римской империи из династии Габсбургов при поддержке католических княжеств начали борьбу с протестантами. Долгая война закончилась по существу поражением императора Карла V, который в 1556 г. отрекся от престола. Перед этим в 1555 г. был заключен Аугсбургский религиозный мир, который установил полную независимость князей в религиозных вопросах и утвердил их право определять религию своих подданных.
Во второй половине XVI в. Европа окончательно разделились на католические и протестантские государства. Протестантскими были в основном северные страны – Англия, Швеция, Дания, ряд северогерманских княжеств (Пруссия, Саксония и др.).
Во Франции во второй половине XVI в. разгорелись жестокие религиозные войны между католиками и кальвинистами (гугенотами). Вождями гугенотов были король Наварры (вассального от французского короля государства на юге страны) Антуан де Бурбон (позже его сын Генрих Наваррский) и адмирал Гаспар де Колиньи. Католиков возглавляли могущественные герцоги Гизы. Гугенотство во Франции стало во многом знаменем борьбы против усиления королевской власти. Поэтому среди гугенотов было немало знатных людей. Напротив, буржуазия чаще придерживалась католичества.
В августе 1572 г. противники сумели договориться между собой. Протестанты получили право занимать государственные должности, проводить богослужение, им предоставили во владение ряд городов-крепостей. Для закрепления мирного договора 18 августа был заключен брак между Генрихом Наваррским (будущим королем Генрихом IV) и сестрой короля Франции Карла IX Валуа Маргаритой. В Париж на свадьбу съехалось большое число гугенотов. Однако Гизы и мать Карла Екатерина Медичи готовили расправу над ними.
23 августа 1572 г., в ночь накануне Дня святого Варфоломея началось их избиение, погибли более 3 тыс. человек. Генрих Наваррский остался жив, согласившись перейти в католичество, адмирал Колиньи был убит.
После Варфоломеевской ночи война вспыхнула с новой силой. Гугеноты фактически создали свое государство во главе с бежавшим из Парижа Генрихом Наваррским. В ходе войны погибли многие вожди с обеих сторон. В 1589 г. был убит и король Франции Генрих III, брат умершего Карла IX. С его смертью пресеклась мужская линия династии Валуа. Королем Франции был провозглашен Генрих IV Бурбон. В 1593 г. он принял католичество (при этом были произнесены знаменитые слова «Париж стоит мессы»). В 1594 г. он вступил в столицу.
В 1598 г. Генрих IV провозгласил Нантский эдикт, завершивший религиозные войны. Католицизм оставался господствующей религией, но гугеноты получали свободу вероисповедания, сохраняли ряд крепостей, вооруженные силы, могли занимать государственные должности.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Каковы причины Реформации? Какие идеи содержались в учениях М. Лютера и Ж. Кальвина? Что было у них общего, чем их учения отличались?
2. Расскажите о Крестьянской войне в Германии.
3. Как католическая церковь боролась с Реформацией? Каковы были итоги борьбы католиков и протестантов в Европе?
4. Опишите ход религиозных войн во Франции. Каковы были их результаты?
5. Неизбежно ли религиозные разногласия должны были вызывать в тот период войны? Свой ответ аргументируйте.
Источник
Мир позднего Средневековья
Мир Римской католической церкви, из которого вышли реформаторы XVI в., был сложным. На протяжении веков церковь, особенно в канцелярии папства, широко присутствовала в общественно-политической жизни Западной Европы. В результате интриг и манипуляций в сочетании с усилением влияния и увеличением богатства, её авторитет как духовной силы стремительно падал.
Злоупотребления, связанные с продажей индульгенций (духовных привилегий), и коррупция со стороны служителей вызывали всё большее возмущение среди населения. Прощение грехов проходило в несколько этапов:
- Раскаяние с молитвой о прощении.
- Совершение таинства исповеди.
- Определение формы искупления.
- Приобретение отпускающей грехи индульгенции.
Это предлагалось как способ снять с себя ответственность за осуждаемые общепринятой моралью поступки.
Таким образом, отменялась расплата в загробном мире за содеянное. Подобные меры не рассматривались как исключение, и в целом считалось, что духовенство предлагает большинству паствы душевный комфорт.
Однако усиливающаяся государственная власть стала проявлять всё большее стремление к ограничению роли церкви в общественной жизни, создавая предпосылки для перемен. В это время появляются учёные, идеи которых затронули различные аспекты жизни церкви:
- Франциск Ассизский.
- Хуан Вальдес.
- Ян Гус.
- Джон Уиклиф.
- Эразм Роттердамский.
Мартин Лютер
Лидерами движения стали Мартин Лютер и Жан Кальвин. Имея далеко идущие политические, экономические и социальные последствия, эпоха Реформации стала основой для создания протестантизма — одной из ветвей христианства.
Юные годы своей жизни Мартин Лютер посвятил монашеству. Присоединение к августинскому мужскому монастырю в Эрфурте (Германия) в 1505 г. стало началом пути, который в конце концов привёл к созданию нового религиозного движения в христианстве. Вследствие негативной реакции на коррупцию в среде «старого» духовенства, возглавленный им протестантизм распространился по всей Европе.
Лютер получил хорошее образование, был рукоположен во священство и в 1508 г. начал преподавательскую деятельность. В 1512 г. удостоен докторской степени и принят на богословский факультет Веттенбергского университета. Именно здесь он начал изучать проблемы, преследующие церковь, и подвергать сомнению её доктрины.
Девяносто пять тезисов
Для Лютера растущая полемика по поводу индульгенций стала основой для духовного противостояния, а причиной обострения явилась ситуация со строительством базилики святого Петра в Риме. В 1517 году доминиканский монах Иоганн Тецель был назначен уполномоченным Ватикана по делам всей Германии. Его работа состояла в том, чтобы собирать деньги на постройку через продажу индульгенций. Ревностный последователь католицизма организовал оптовую торговлю, и вскоре его обвинили в отпущении грехов, которые ещё не совершили.
Лютер открыто проповедовал против деятельности Тецеля. Его «Диспут о силе и эффективности индульгенций» стал основным катализатором грядущей протестантской Реформации. Текст получил известность как «Девяносто пять тезисов» и был включён в доклад, отосланный архиепископу Альбрехту в октябре 1517 г.
В послании Лютер поставил под сомнение предоставление прощения через продажу индульгенций, которое превратило это действо в коммерческую сделку, а не подлинное раскаяние. Он раскритиковал куплю-продажу грехов, как товаров, для блага Церкви. Любой государь или герцог мог разрешать или запрещать подобную торговлю на своей земле.
Чтобы продолжить дискуссию, идеолог реформаторства прибил копию тезисов к двери Замковой церкви Веттенберга.
Поскольку церковные двери того времени использовались в качестве досок для объявлений, это не было редкостью. Потом произошло следующее:
- Лютер обратился к церковным властям и выдвинул требования, приглашая проанализировать вопросы, изложенные в тезисах.
- Духовенство не ответило, и он начал распространять свои идеи в частном порядке.
- Тезисы явились причиной Реформации в Германии и в течение двух недель распространялись по стране со скоростью лесного пожара. За 2 месяца они обошли всю Европу.
Церковь сохраняла молчание, но недовольство народа росло, и Папа Лев X призвал Лютера предстать перед ним в Риме. Попытка давления не удалась, и после двух лет борьбы Мартина отлучили от католической церкви. Затем его дело было передано светским властям, последовали суды и разбирательства. В итоге Лютера признали еретиком и преступником, а его произведения подлежали уничтожению.
Философ тайно бежал и до 1522 г. жил в изгнании. Тем временем немецкие князья один за другим становятся приверженцами нового вероучения. Сейм пришёл к выводу, что каждая провинция имеет право жить и верить так, как хочет, а отчитываться можно только перед Богом. Постепенно протестантизм проник во многие европейские государства:
- Нидерланды.
- Швейцария.
- Дания.
- Швеция.
- Норвегия.
Англиканская церковь
Дата начала Реформации в Англии связана с Генрихом VIII, который порвал с Римско-католической церковью по личным причинам. В 1525 г. он надеялся расторгнуть брак с Екатериной Арагонской, почему и вступил в конфликт. Когда Папа отказался, король обратился к богословским университетам и парламенту, пытаясь оспорить превосходство Рима в религиозных вопросах. В результате в стране были приняты законодательные акты, лишавшие католическое духовенство власти.
Наконец, в 1534 г. Генриха VIII объявили главой англиканской церкви, её финансов и назначений. Сын монарха Эдуард VI умер в 15 лет, и после непродолжительной борьбы за власть трон достался дочери Генриха и Екатерины Арагонской Марии Тюдор.
Будучи верной католичкой, она примирила страну с Римом и заставила парламент принять несколько актов, восстановивших английский католицизм.
Затем последовала серия гонений, которые продолжались 4 года и повлекли казни большого количества людей, а зловещая королева осталась в истории как «Кровавая Мэри». После смерти последней на престол вступила ещё одна дочь Генриха — Елизавета. Протестантская англиканская церковь была восстановлена, а Папа Пий V отлучил королеву. Однако этот акт освободил католиков от верности монарху и поставил власть под угрозу. В последующие годы приверженцы Рима подвергались денежным штрафам, тюремным заключениям и даже казням за неоднократные попытки вернуть трон католическому правителю.
Распространение во Франции и Европе
Здесь выдающимся сторонником и идейным вдохновителем движения Реформации стал Жан Кальвин. Получив юридическое образование, он начал сомневаться в католицизме и в 1536 году опубликовал «Наставления в христианской вере». Это привело к созданию теократической структуры протестантской церкви.
Будучи лидером движения гугенотов во Франции, он считал Римско-католическую церковь и её иерархию насмешкой над Божьей благодатью и человеческой тиранией над христианством, а также руководил изменением религиозных ритуалов. Со временем противоречия между кальвинизмом и католицизмом привели к многолетней войне, после которой в 1598 году протестанты получили политическую и религиозную свободу под покровительством Генриха Наваррского. Спокойствие в стране сохранялось до прихода к власти Людовика XIV почти 100 лет спустя.
Одним из ярких представителей англиканской церкви был протеже Кельвина Джон Нокс. После появления Марии Тюдор и краткого восстановления власти Рима в Англии он вынужден был покинуть Шотландию и переехать на континент.
После возвращения на родину Нокс стал лидером революции против католического регентства в 1560 г. и сыграл важную роль в отмене юрисдикции Папы в Шотландии и запрете мессы. Создание национальной Церкви привело к формированию основ пресвитерианства. На протяжении XVI века новое религиозное направление широко распространилось в скандинавских странах:
- К концу 1500-х гг. из-за разногласий с королём Ватикан начал терять позиции в Швеции и Финляндии. Корона взяла под свой контроль церковную собственность и поместила духовенство под действие гражданского права, одобрив протестантские идеалы.
- Дания, Норвегия и Исландия находились под одним и тем же правителем, который был сторонником Реформации.
- В середине XVI века большинство скандинавов были протестантами.
Похожие процессы проходили в Восточной Европе, где лидером чешского движения Реформации стал магистр Ян Гус, чьи взгляды сформировались под воздействием английского богослова Джона Уиклифа. Даже под угрозой смерти он продолжал отстаивать свои взгляды и положения учения. За непримиримость католической власти удалось приговорить его к сожжению на костре.
Тридцатилетняя война и Вестфальский мир
Когда Карл V получил титул императора Священной Римской империи, то поддержал и укрепил союз протестантских владений. Подписание Аугсбургского мира в сентябре 1555 г. официально положило конец религиозной борьбе и подтвердило законное и постоянное разделение христианского мира внутри империи.
Это соглашение позволяло правителям выбирать религиозную принадлежность своих владений и дало протестантизму официальный статус и устранило угрозу ереси. Реформация, начавшаяся с девяноста пяти тезисов Мартина Лютера, теперь охватила всю Европу и закрепилась, полностью отделившись от Рима. Однако борьба продолжалась ещё сто лет и завершилась последней попыткой контрреформации, перешедшей в Тридцатилетнюю войну.
Начиная с 1618 года в Европе начался вооружённый конфликт, в каковом католическая церковь попыталась с помощью военных действий подавить протестантизм, а полем битвы стала территория Германии. К 1648 г. в противостояние были вовлечены почти все крупные державы, а безжалостный маховик перемалывал народы. Некоторые регионы потеряли до 2/3 населения.
Во многих случаях сражения велись не столько за веру, сколько за новые земли и власть. К окончанию боевых действий господство императора оказалось сильно урезано, а влияние Папы почти уничтожено. В 1648 году Вестфальский мир положил конец религиозным войнам и утвердил свободу вероисповедания для протестантов. Кратко охарактеризовать последствия можно так: Европа разорвана, немецкие провинции разорились и опустели, единая Церковь разделена навсегда.
Интересные факты
Период Реформации оказался бурным и продолжительным. Он насыщен событиями, действующими лицами и интересными фактами:
- Когда Мартин Лютер выдвигал свои Тезисы, он был убеждённым католиком.
- Список, прибитый к церковной двери, автор составил на латинском языке. Народу пришлось выписать тезисы и самостоятельно перевести их на немецкий.
- В сканвордных таблицах часто встречается вопрос о графе-реформаторе из 5 букв. Граф Нулин не имеет никакого отношения к описываемым событиям, а является персонажем шуточной поэмы А. С. Пушкина.
- Термином «протестанты» первоначально называли разных немецких князей, которые протестовали против императора Карла 5 в Риме, когда тот выступал против реформаторов.
- Ежегодно 31 октября последователи Лютера отмечают День Реформации.
В конечном счёте победа Реформации изменила не только христианство, но и лицо Европы. Как ее главную особенность можно выделить начало конца претензий католической церкви на контроль в культурно-религиозных делах. Это движение появилось как фактор растущего социального и политического недовольства.
Произошедшие радикальные исторические и социокультурные перемены заложили фундамент Нового времени, а изменения в сфере философии и сути религиозного сознания стали свидетельством желания людей обрести более глубокое понимание Бога.
Источник