Каковы причины реформации какие идеи содержались

Каковы причины реформации какие идеи содержались thumbnail

§ 34. Реформация и контрреформация

Причины Реформации.

В XVI в. началась Реформация (в переводе с латинского – преобразование).

Реформация – это широкое общественное движение, характеризующееся отходом от католической церкви значительной части населения Европы.

В условиях перемен учение католической церкви переста­ло удовлетворять многих людей. Церковь утверждала, что мир и все, что в нем находится, созданы Богом и не подлежат никакому изменению. Проповедовалась идея об искон­ной греховности человека и о том, что Церковь через свои таинства (крещение, причащение и т. д.) может его спасти. Распространение гуманистических идей подрывало подобные идеи. Людей раздражала жадность духовенства, его стремле­ние к обогащению. Особенно наглядно это проявлялось в про­даже индульгенций: за деньги каждый мог купить себе «от­пущение грехов». Многие правители были недовольны пре­тензиями пап на верховную власть. Они с вожделением смо­трели на богатства и земли Церкви и монастырей, мечтая присвоить их.

Выступление Мартина Лютера.

Начало Реформации свя­зано с выступлением в октябре 1517 г. профессора университета в немецком городе Виттенберг Мартина Лютера, который выдвинул 95 тезисов против индульгенций. Лютер провоз­гласил, что Церковь и духовенство не являются посредника­ми между Богом и человеком. Он объявил ложными претен­зии Церкви на то, что она может отпускать грехи с помощью таинств в силу особых полномочий от Бога: человек достига­ет спасения души не через церковные обряды, а с помощью веры. Источником религиозной истины, по мнению Лютера, является лишь Священное Писание, поэтому роль Церкви и духовенства должна сводиться только к разъяснению его тек­стов. Соответственно богослужение должно проводиться на понятном всем языке, а не на латыни. Позже Лютер перевел Библию на немецкий язык.

Поднявшееся в Германии широкое движение в поддержку Лютера не позволило католическому духовенству быстро по­кончить с его учением. Лютеранство приняли многие горожане, крестьяне, дворяне и правители ряда германских го­сударств. Лютер призывал действовать против папского Рима не только словом, но и с помощью оружия.

B ходе Реформации от католической церкви отделились различные направления в христианстве, общее назва­ние которых – протестантизм.

Протестантами впервые стали называть германских пра­вителей, подписавших в 1529 г. на имперском сейме (собра­нии князей Священной Римской империи) так называемую «Протестацию». Они протестовали против решения боль­шинства сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии.

Крестьянская война в Германии.

Идеологом радикальной Реформации стал немецкий священник Томас Мюнцер. Сначала он был приверженцем идей Лютера, но в 1520 г. пе­решел на более решительные позиции.

Мюнцер считал, что земная жизнь должна быть очищена от зла. Врагами веры являются те, кто обрекает простой на­род на страдания. Различий между богатыми и бедными быть не должно.

В 1гг. в ряде районов Германии вспыхнули вос­стания крестьян против дворян под лозунгами учения Мюнцера. Крестьяне собирались в целые армии и вели боевые действия против отрядов местных правителей и дворян, по­этому эти события называются Крестьянской войной. Про­грамма восставших излагалась в документе «12 статей». В ней говорилось, что народ должен быть освобожден от всех тягот. Дворянское и церковное имущество и земли крестьяне по указанию Мюнцера делили между собой.

В середине мая 1525 г. в Тюрингии произошел неравный бой между рыцарской конницей, вооруженной артиллерией, и почти безоружными крестьянскими отрядами. Крестьянская армия была разбита, Мюнцер попал в плен и был казнен.

Жан Кальвин и его учение.

Центром Реформации явля­лась также Швейцария. Здесь распространилось учение фран­цуза Жана Кальвина. Он считал, что ни один человек не может знать, какая судьба его ждет, и тем более не может ее изменить. Но каждый верующий должен всеми силами доказывать свою богоизбранность. Богатство человека в земной жизни, по мнению Кальвина, является зримым доказатель­ством его богоизбранности.

Такая точка зрения побуждала к активной деятельности. Кальвинизм предполагал целеустремленность и действен­ность. Кальвин призывал также к бережливости и скромности в быту.

Кальвинистская церковь строилась на республиканских основах. Церковная община избирала и контролировала сво­их руководителей – старшин (пресвитеров) и проповедни­ков (пасторов). У кальвинистов не было возведенных в сан священников. Кальвинизм, помимо Швейцарии получил рас­пространение в Нидерландах, Шотландии, на юге Франции.

Контрреформация.

Чтобы бороться против Реформации, католическая церковь начала с 40-х гг. XVI в. проводить свои реформы. После этого она развернула наступление против Ре­формации. Эту политику называют контрреформацией.

Мощным орудием контрреформации стал орден иезуитов («Общество Иисуса»), основанный испанским дворянином Игнатием Лойолой. Главными направлениями деятельно­сти иезуитов были воспитание молодежи в духе католициз­ма, проникновение во все сферы общества с целью подчине­ния их своей власти. Члены ордена выслеживали и выдавали инквизиции «заблудшие массы», иной раз сами расправля­лись с «отступниками».

Читайте также:  В каких конденсаторах содержится палладий

В Риме было создано главное учреждение по борьбе с ере­сями – инквизиционный трибунал. Инквизиторы соста­вили индекс (список) запрещенных книг, которые подлежали уничтожению, а их авторы – наказанию.

Религиозные войны.

В XVI в. в Германии и Франции бушевали гражданские войны между сторонниками и против­никами Реформации. В Германии ряд правителей государ­ственных образований (их условно называют княжествами); перешли в лютеранство вместе со своими подданными. Это усилило независимость княжеств от императора.

Императоры Священной римской империи из династии Габсбургов при поддержке католических княжеств начали борьбу с протестантами. Долгая война закончилась по существу поражением императора Карла V, который в 1556 г. от­рекся от престола. Перед этим в 1555 г. был заключен Аугс­бургский религиозный мир, который установил полную независимость князей в религиозных вопросах и утвердил их право определять религию своих подданных.

Во второй половине XVI в. Европа окончательно раздели­лись на католические и протестантские государства. Проте­стантскими были в основном северные страны – Англия, Швеция, Дания, ряд северогерманских княжеств (Пруссия, Саксония и др.).

Во Франции во второй половине XVI в. разгорелись жесто­кие религиозные войны между католиками и кальвинистами (гугенотами). Вождями гугенотов были король Наварры (вас­сального от французского короля государства на юге страны) Антуан де Бурбон (позже его сын Генрих Наваррский) и адмирал Гаспар де Колиньи. Католиков возглавляли могущественные герцоги Гизы. Гугенотство во Франции стало во многом знаменем борьбы против усиления королевской вла­сти. Поэтому среди гугенотов было немало знатных людей. Напротив, буржуазия чаще придерживалась католичества.

В августе 1572 г. противники сумели договориться между собой. Протестанты получили право занимать государствен­ные должности, проводить богослужение, им предоставили во владение ряд городов-крепостей. Для закрепления мирного договора 18 августа был заключен брак между Генрихом На­варрским (будущим королем Генрихом IV) и сестрой короля Франции Карла IX Валуа Маргаритой. В Париж на свадьбу съехалось большое число гугенотов. Однако Гизы и мать Кар­ла Екатерина Медичи готовили расправу над ними.

23 августа 1572 г., в ночь накануне Дня святого Варфоло­мея началось их избиение, погибли более 3 тыс. человек. Ген­рих Наваррский остался жив, согласившись перейти в като­личество, адмирал Колиньи был убит.

После Варфоломеевской ночи война вспыхнула с новой си­лой. Гугеноты фактически создали свое государство во главе с бежавшим из Парижа Генрихом Наваррским. В ходе войны погибли многие вожди с обеих сторон. В 1589 г. был убит и король Франции Генрих III, брат умершего Карла IX. С его смертью пресеклась мужская линия династии Валуа. Коро­лем Франции был провозглашен Генрих IV Бурбон. В 1593 г. он принял католичество (при этом были произнесены знаме­нитые слова «Париж стоит мессы»). В 1594 г. он вступил в столицу.

В 1598 г. Генрих IV провозгласил Нантский эдикт, завер­шивший религиозные войны. Католицизм оставался господ­ствующей религией, но гугеноты получали свободу вероисповедания, сохраняли ряд крепостей, вооруженные силы, мог­ли занимать государственные должности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.  Каковы причины Реформации? Какие идеи содержались в уче­ниях М. Лютера и Ж. Кальвина? Что было у них общего, чем их учения отличались?

2.  Расскажите о Крестьянской войне в Германии.

3.  Как католическая церковь боролась с Реформацией? Каковы были итоги борьбы католиков и протестантов в Европе?

4.  Опишите ход религиозных войн во Франции. Каковы были их результаты?

5.  Неизбежно ли религиозные разногласия должны были вызы­вать в тот период войны? Свой ответ аргументируйте.

Источник

Мир позднего Средневековья

Мир Римской католической церкви, из которого вышли реформаторы XVI в., был сложным. На протяжении веков церковь, особенно в канцелярии папства, широко присутствовала в общественно-политической жизни Западной Европы. В результате интриг и манипуляций в сочетании с усилением влияния и увеличением богатства, её авторитет как духовной силы стремительно падал.

Злоупотребления, связанные с продажей индульгенций (духовных привилегий), и коррупция со стороны служителей вызывали всё большее возмущение среди населения. Прощение грехов проходило в несколько этапов:

  1. Раскаяние с молитвой о прощении.
  2. Совершение таинства исповеди.
  3. Определение формы искупления.
  4. Приобретение отпускающей грехи индульгенции.

Это предлагалось как способ снять с себя ответственность за осуждаемые общепринятой моралью поступки.

Таким образом, отменялась расплата в загробном мире за содеянное. Подобные меры не рассматривались как исключение, и в целом считалось, что духовенство предлагает большинству паствы душевный комфорт.

Однако усиливающаяся государственная власть стала проявлять всё большее стремление к ограничению роли церкви в общественной жизни, создавая предпосылки для перемен. В это время появляются учёные, идеи которых затронули различные аспекты жизни церкви:

  • Франциск Ассизский.
  • Хуан Вальдес.
  • Ян Гус.
  • Джон Уиклиф.
  • Эразм Роттердамский.
Читайте также:  Абрикос какой витамин содержится

Мартин Лютер

Лидерами движения стали Мартин Лютер и Жан Кальвин. Имея далеко идущие политические, экономические и социальные последствия, эпоха Реформации стала основой для создания протестантизма — одной из ветвей христианства.

Юные годы своей жизни Мартин Лютер посвятил монашеству. Присоединение к августинскому мужскому монастырю в Эрфурте (Германия) в 1505 г. стало началом пути, который в конце концов привёл к созданию нового религиозного движения в христианстве. Вследствие негативной реакции на коррупцию в среде «старого» духовенства, возглавленный им протестантизм распространился по всей Европе.

Лютер получил хорошее образование, был рукоположен во священство и в 1508 г. начал преподавательскую деятельность. В 1512 г. удостоен докторской степени и принят на богословский факультет Веттенбергского университета. Именно здесь он начал изучать проблемы, преследующие церковь, и подвергать сомнению её доктрины.

Девяносто пять тезисов

Для Лютера растущая полемика по поводу индульгенций стала основой для духовного противостояния, а причиной обострения явилась ситуация со строительством базилики святого Петра в Риме. В 1517 году доминиканский монах Иоганн Тецель был назначен уполномоченным Ватикана по делам всей Германии. Его работа состояла в том, чтобы собирать деньги на постройку через продажу индульгенций. Ревностный последователь католицизма организовал оптовую торговлю, и вскоре его обвинили в отпущении грехов, которые ещё не совершили.

Лютер открыто проповедовал против деятельности Тецеля. Его «Диспут о силе и эффективности индульгенций» стал основным катализатором грядущей протестантской Реформации. Текст получил известность как «Девяносто пять тезисов» и был включён в доклад, отосланный архиепископу Альбрехту в октябре 1517 г.

В послании Лютер поставил под сомнение предоставление прощения через продажу индульгенций, которое превратило это действо в коммерческую сделку, а не подлинное раскаяние. Он раскритиковал куплю-продажу грехов, как товаров, для блага Церкви. Любой государь или герцог мог разрешать или запрещать подобную торговлю на своей земле.

Чтобы продолжить дискуссию, идеолог реформаторства прибил копию тезисов к двери Замковой церкви Веттенберга.

Поскольку церковные двери того времени использовались в качестве досок для объявлений, это не было редкостью. Потом произошло следующее:

  • Лютер обратился к церковным властям и выдвинул требования, приглашая проанализировать вопросы, изложенные в тезисах.
  • Духовенство не ответило, и он начал распространять свои идеи в частном порядке.
  • Тезисы явились причиной Реформации в Германии и в течение двух недель распространялись по стране со скоростью лесного пожара. За 2 месяца они обошли всю Европу.

Церковь сохраняла молчание, но недовольство народа росло, и Папа Лев X призвал Лютера предстать перед ним в Риме. Попытка давления не удалась, и после двух лет борьбы Мартина отлучили от католической церкви. Затем его дело было передано светским властям, последовали суды и разбирательства. В итоге Лютера признали еретиком и преступником, а его произведения подлежали уничтожению.

Философ тайно бежал и до 1522 г. жил в изгнании. Тем временем немецкие князья один за другим становятся приверженцами нового вероучения. Сейм пришёл к выводу, что каждая провинция имеет право жить и верить так, как хочет, а отчитываться можно только перед Богом. Постепенно протестантизм проник во многие европейские государства:

  • Нидерланды.
  • Швейцария.
  • Дания.
  • Швеция.
  • Норвегия.

Англиканская церковь

Дата начала Реформации в Англии связана с Генрихом VIII, который порвал с Римско-католической церковью по личным причинам. В 1525 г. он надеялся расторгнуть брак с Екатериной Арагонской, почему и вступил в конфликт. Когда Папа отказался, король обратился к богословским университетам и парламенту, пытаясь оспорить превосходство Рима в религиозных вопросах. В результате в стране были приняты законодательные акты, лишавшие католическое духовенство власти.

Наконец, в 1534 г. Генриха VIII объявили главой англиканской церкви, её финансов и назначений. Сын монарха Эдуард VI умер в 15 лет, и после непродолжительной борьбы за власть трон достался дочери Генриха и Екатерины Арагонской Марии Тюдор.

Будучи верной католичкой, она примирила страну с Римом и заставила парламент принять несколько актов, восстановивших английский католицизм.

Затем последовала серия гонений, которые продолжались 4 года и повлекли казни большого количества людей, а зловещая королева осталась в истории как «Кровавая Мэри». После смерти последней на престол вступила ещё одна дочь Генриха — Елизавета. Протестантская англиканская церковь была восстановлена, а Папа Пий V отлучил королеву. Однако этот акт освободил католиков от верности монарху и поставил власть под угрозу. В последующие годы приверженцы Рима подвергались денежным штрафам, тюремным заключениям и даже казням за неоднократные попытки вернуть трон католическому правителю.

Читайте также:  Какие дрожжи содержатся в пиве

Распространение во Франции и Европе

Здесь выдающимся сторонником и идейным вдохновителем движения Реформации стал Жан Кальвин. Получив юридическое образование, он начал сомневаться в католицизме и в 1536 году опубликовал «Наставления в христианской вере». Это привело к созданию теократической структуры протестантской церкви.

Будучи лидером движения гугенотов во Франции, он считал Римско-католическую церковь и её иерархию насмешкой над Божьей благодатью и человеческой тиранией над христианством, а также руководил изменением религиозных ритуалов. Со временем противоречия между кальвинизмом и католицизмом привели к многолетней войне, после которой в 1598 году протестанты получили политическую и религиозную свободу под покровительством Генриха Наваррского. Спокойствие в стране сохранялось до прихода к власти Людовика XIV почти 100 лет спустя.

Одним из ярких представителей англиканской церкви был протеже Кельвина Джон Нокс. После появления Марии Тюдор и краткого восстановления власти Рима в Англии он вынужден был покинуть Шотландию и переехать на континент.

После возвращения на родину Нокс стал лидером революции против католического регентства в 1560 г. и сыграл важную роль в отмене юрисдикции Папы в Шотландии и запрете мессы. Создание национальной Церкви привело к формированию основ пресвитерианства. На протяжении XVI века новое религиозное направление широко распространилось в скандинавских странах:

  • К концу 1500-х гг. из-за разногласий с королём Ватикан начал терять позиции в Швеции и Финляндии. Корона взяла под свой контроль церковную собственность и поместила духовенство под действие гражданского права, одобрив протестантские идеалы.
  • Дания, Норвегия и Исландия находились под одним и тем же правителем, который был сторонником Реформации.
  • В середине XVI века большинство скандинавов были протестантами.

Похожие процессы проходили в Восточной Европе, где лидером чешского движения Реформации стал магистр Ян Гус, чьи взгляды сформировались под воздействием английского богослова Джона Уиклифа. Даже под угрозой смерти он продолжал отстаивать свои взгляды и положения учения. За непримиримость католической власти удалось приговорить его к сожжению на костре.

Тридцатилетняя война и Вестфальский мир

Когда Карл V получил титул императора Священной Римской империи, то поддержал и укрепил союз протестантских владений. Подписание Аугсбургского мира в сентябре 1555 г. официально положило конец религиозной борьбе и подтвердило законное и постоянное разделение христианского мира внутри империи.

Это соглашение позволяло правителям выбирать религиозную принадлежность своих владений и дало протестантизму официальный статус и устранило угрозу ереси. Реформация, начавшаяся с девяноста пяти тезисов Мартина Лютера, теперь охватила всю Европу и закрепилась, полностью отделившись от Рима. Однако борьба продолжалась ещё сто лет и завершилась последней попыткой контрреформации, перешедшей в Тридцатилетнюю войну.

Начиная с 1618 года в Европе начался вооружённый конфликт, в каковом католическая церковь попыталась с помощью военных действий подавить протестантизм, а полем битвы стала территория Германии. К 1648 г. в противостояние были вовлечены почти все крупные державы, а безжалостный маховик перемалывал народы. Некоторые регионы потеряли до 2/3 населения.

Во многих случаях сражения велись не столько за веру, сколько за новые земли и власть. К окончанию боевых действий господство императора оказалось сильно урезано, а влияние Папы почти уничтожено. В 1648 году Вестфальский мир положил конец религиозным войнам и утвердил свободу вероисповедания для протестантов. Кратко охарактеризовать последствия можно так: Европа разорвана, немецкие провинции разорились и опустели, единая Церковь разделена навсегда.

Интересные факты

Период Реформации оказался бурным и продолжительным. Он насыщен событиями, действующими лицами и интересными фактами:

  • Когда Мартин Лютер выдвигал свои Тезисы, он был убеждённым католиком.
  • Список, прибитый к церковной двери, автор составил на латинском языке. Народу пришлось выписать тезисы и самостоятельно перевести их на немецкий.
  • В сканвордных таблицах часто встречается вопрос о графе-реформаторе из 5 букв. Граф Нулин не имеет никакого отношения к описываемым событиям, а является персонажем шуточной поэмы А. С. Пушкина.
  • Термином «протестанты» первоначально называли разных немецких князей, которые протестовали против императора Карла 5 в Риме, когда тот выступал против реформаторов.
  • Ежегодно 31 октября последователи Лютера отмечают День Реформации.

В конечном счёте победа Реформации изменила не только христианство, но и лицо Европы. Как ее главную особенность можно выделить начало конца претензий католической церкви на контроль в культурно-религиозных делах. Это движение появилось как фактор растущего социального и политического недовольства.

Произошедшие радикальные исторические и социокультурные перемены заложили фундамент Нового времени, а изменения в сфере философии и сути религиозного сознания стали свидетельством желания людей обрести более глубокое понимание Бога.

Источник