Какому свойству восприятия мы не замечаем опечатки при чтении текста
46. Отбор информации, поступающей в мозг из окружающей среды, не зависит от…
A. нет правильного ответа
47. Образы восприятия
A. субъективны
48. Отнесение сведений, получаемых из внешнего мира через восприятие к объектам этого мира представляет собой…
A. предметность
49. Известно, что при изменении освещения цвет бумаги кажется нам неизменным. Какое свойство восприятия проявляется в данном случае?
A.константность
50. Известно, что с какой бы точки ни смотреть на тарелку, легко замечается ее круглая форма. Какое свойство восприятия проявляется в данном случае?
A.константность
51.Процесс восприятия также называется
A. перцепцией
52. С каким свойством восприятия связано преимущественное выделение одних объектов по сравнению другими:
A. избирательность
53. Как называется процесс при котором окружающая действительность воспринимается искаженно и человек не понимает этого:
A. галлюцинации
54. Зависимость восприятия от опыта, знаний, чувств, интересов называется:
A. апперцепцией
55. Систематическое целенаправленное восприятие объектов – это:
A. наблюдение
56. Как называет ошибки восприятия объектов:
A. иллюзиями
57. Благодаря какому свойству восприятия мы не замечаем опечатки при чтении текста:
A. целостность
58. Кто предложил написать на фасаде здания слова «Наблюдательность, наблюдательность и наблюдательность»:
A. И.П. Павлов
59. Опыты сенсорной изоляции, провидимые в Университете Мак-Гиппа, привели к заключению, что без сенсорных стимулов:
A. нарушение умственных функций становится необратимым
60. Опознание объекта при повторном восприятии:
A. узнавание
61. Способность выделения при восприятии наиболее значимых объектов окружающего мира, определяемых потребностями, интересами и направленностью личности:
A. избирательность
62. Свойство восприятия, состоящее в том, что пространственная предметная ситуация воспринимается как единое целое, даже, если отдельные из его частей в данный момент не видны:
A. целостность
63. Зависимость восприятии от прошлого опыта:
A. апперцепция
64. Психика-это:
A. отражение окружающей действительности посредством деятельности мозга
65. Преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью последующего анализа и объяснения:
A. наблюдение
66. Систематическое целенаправленное восприятие объектов –это:
А. наблюдение
67. Иллюзии восприятия не обусловлены:
A. темпераментом воспринимающего.
68. То, что из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее, называется иллюзией:
A. Шарпантье
69. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два человеческих профиля, иллюстрирует закон:
A. фигуры и фона
70. Образы, возникающие у человека без наличия внешних воздействий на органы чувств, называются:
A. галлюцинациями
71. Псевдогаллюцинации отличаются от истинных галлюцинаций тем, что они:
A. не проецируются вовне
72. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности называется:
A. апперцепцией
73. Термин «апперцепция» предложил:
A. Г. Лейбниц
74. По отношению к восприятию феномен относительной независимости параметров фигуры от изменений ее фона известен как:
Е. целостность
75. Свойство восприятия, характеризующееся восприятием тесно связанных с мышлением и пониманием сущности предметов, называется:
A. осмысленностью
76. Константность восприятия – это свойство:
A. приобретенное
77. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется такое свойство восприятия, как:
A. целостность
78. Концентрация внимания предопределяется:
Источник
Приветствую вас, друзья. Сегодня снова поговорим о работе над текстом. Неважно, что вы пишете – роман или статью, монографию или новеллу, этапа вычитки или редактирования вам всё равно не избежать.
Одна из проблем этого, мало кем любимого этапа – пропущенные ошибки, и не только грамматические, но и фактические, логические и самые разные. Пропущенные ошибки встречаются и у опытных литераторов, и у грамотных авторов, и даже у редакторов и корректоров. Но, подчеркну, в своих текстах.
Встречаются они и у меня, но я знаю причину, поэтому на замечания комментаторов реагирую спокойно – благодарю и исправляю. Такие случайные ошибки не имеют отношения ни к уровню грамотности, ни к внимательности. Тогда в чём же причина?
Глаз замылился или Апперцепция восприятия
Вот таким довольно странным выражением объясняют восприятия, когда автор не видит ошибок в своём тексте, хоть в чужом он их прекрасно замечает.
Дело здесь, конечно, не в глазе, а в мозге, то есть причина чисто психологическая. Она связана с апперцепцией восприятия. Это такое интересное явление, когда восприятие реальности формируется под влиянием установки, то есть готовности или предрасположенности воспринимать вещи и явления определённым образом. Мы видим (или слышим) не то что есть на самом деле, а то, что готовы увидеть, то на что настроен наш мозг. Примеров апперцепции можно привести огромное количество, начиная от проблем с поиском какой-то вещи, когда она лежит на самом виду, до встреч с привидениями и инопланетянами.
Но мы-то с вами говорим о восприятии текста. Редактируя своё произведение, автор тоже видит то, к чему готов его мозг. То есть в голове-то у нас всё правильно, поэтому часть ошибок мы просто не видим. Даже такие логические несуразности, когда девушка пошла на свидание в кофте с юбкой, а, придя домой, снимает джинсы.
Кстати, самые разные повторы, в том числе местоимений («я», «он», «этот» и т. д.), а также «что» и «было», автор тоже часто не замечает по этой же причине. Глаз замылился. Текст в голове настолько цельное образование, что отдельные мелкие элементы могут сознанием не выделяться. О проблеме «что» и «было» я уже писала раньше.
Картинка в свободном доступе. Обои для рабочего стола.
Что же делать?
Как решить непростую проблему «замыленного глаза»? Я могу предложить несколько вариантов решения.
- Самый гарантированный – дать почитать другому человеку, который готов найти и исправить ваши ошибки. В идеале – редактору и корректору.
- Отложить текст на какое-то время. Чем дольше он будет отлёживаться, тем качественнее будет его редактура. Правда, если большое художественное произведение можно отложить на 1–2 недели, то со статьями, которые пишутся каждый день, а то и по пачке в день, такой фокус не пройдёт.
- Чтобы проверить текст на наличие стилистических, лексических и синтаксических ошибок, его можно прочитать вслух. Все корявости и ошибки в построении предложений сразу будут заметны. Правда, с грамматикой это не всегда работает.
- Распечатать текст. Напечатанный на бумаге, особенно другим шрифтом текст воспринимается как чужой, и все ошибки станут более заметны.
Другие особенности восприятия
Под выражением «глаз замылился» нередко понимается утрата внимания к мелочам. Она возникает, когда автор одержим идеей, например, развития сюжета, построения отношения героев, образами персонажей и т. д. Писатель настолько увлечён глобальным, что не замечает такие «несущественные» вещи, как пропущенные буквы и знаки препинания, избыток местоимений и несогласование окончаний. Это же такие мелочи на фоне захватывающего сюжета или гениальной идеи.
Справиться с этой проблемой несколько проще. Нужно просто перестать воспринимать текст глобально. Когда наступает этап вычитки, следует переключить своё внимание с целостного восприятия общей идеи или сюжета на сам текст, то есть на слова и предложения.
Для этого нужно начать читать текст медленно, очень медленно, даже по слогам, как в первом классе, и одновременно не разрешать себе думать, ни о сюжете, ни о героях. Иначе здесь возникнет ещё одна опасность – вместо исправления ошибок вы начнёте переписывать не понравившиеся места и сцены.
Медленное чтение постепенно настроит восприятие на поиск ошибок, и вы сосредоточитесь на частностях. Кстати, именно поэтому рекомендуется два этапа редактирования: быстрое чтение для редактуры сюжета и медленное – для исправления ошибок.
Иногда на восприятие ошибок оказывает влияние профдеформация, интересы, род занятий. Тогда в тексте появляются незаметные для автора профессиональные термины, сленг, жаргонизмы, специфические выражения и ошибки. У меня в тексте, например, встречается такая «профессиональная ошибка» — я вместо «пишЕте» часто печатаю «пишИте». А что делать? Я 30 лет читала лекции студентам, раз по 20 на дню повторяя слово «пишИте».
Думаю, у многих подобные профессиональные искривления мозга найдутся.
Какой же вывод? Мы не идеальны, мы знаем, что мы можем ошибаться, а теперь ещё и знаем, почему это происходит, и на что следует обращать внимание. И причина здесь не только в банальной безграмотности, хоть и её на просторах интернета немало.
На сегодня всё. Не скучайте, скоро встретимся, в комментариях так и совсем скоро.
И я хочу поблагодарить моих читателей за удивительно тактичные, умные и интересные комментарии. Читать их не менее полезно, чем сами статьи. Спасибо, мои читатели! Вы самые лучшие!
Источник
Практическое занятие
«Виды и свойства восприятия»
Цель: закрепить теоретические знания, полученные по теме;
научить различать ощущения и восприятия как ступени чувственного познания мира;
повторить виды и свойства восприятия, выделить их при решении психологических задач.
Основные понятия: восприятие, избирательность восприятия, константность восприятия, целостность восприятия, апперцепция, иллюзии, предметность восприятия, осмысленность восприятия.
Литература: Коломинский Я.Л. Человек-психология. – М., 1980.
Панибратцева З.М. Методика преподавания психологии. – М., 1971.
Практикум по общей психологии / под ред.А.И.Щербакова. – М., 1979.
Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. – М., 2000.
Сборник задач по общей психологии / под ред. В.С.Мерлина. – М., 1974.
План занятия
Приветствие.
Повторение теоретического материала.
Решение психологических задач.
Работа по карточкам-заданиям.
Заполнение итоговой таблицы по теме «Восприятие».
Подведение итогов занятия.
Ход занятия
Приветствие.
Повторение теоретического материала.
I. Классификация восприятий – по ведущему анализатору; по форме существования материи (работа у доски).
II. Фронтальный опрос.
– В чём сходство и различие ощущения и восприятия?
– Что называется восприятием времени?
– Что такое иллюзии?
– В чём выражается целостность восприятия? Константность восприятия?
– Что такое апперцепция?
– Какую роль в деятельности человека играет избирательность восприятия? Приведите примеры.
3. Решение психологических задач.
Вопросы-задачи
Зная закономерности восприятия, объясните, почему мы редко замечаем опечатки при чтении художественной литературы?
Какое значение для восприятия имеют подписи под картинками в детских книгах?
Для чего ошибки в тетрадях учитель исправляет красными чернилами?
Как помогают восприятию интонация голоса учителя при объяснении нового учебного материала?
С какой целью учитель проводит предварительную беседу перед чтением нового текста?
В одном из рассказов Конан Дойля о Шерлоке Холмсе приводится такой разговор Холмса с доктором Ватсоном:
« – … Сколько раз вы видели ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату?
– Часто.
– Как часто?
– Ну, несколько сот раз.
– Отлично. Сколько же там ступенек?
– Сколько ступенек? Понятия не имею!
– Вот-вот, не заметили. А между тем вы видели!
В этом вся суть. Ну, а я знаю, что ступенек семнадцать …»
Какой вывод вы можете сделать из этого эпизода, зная общие закономерности восприятия?
Объясните психологически следующий факт: когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без труда найдет её вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз?
Задачи
А) Как воспринимался Гайдар автором рассказа, ночным сторожем, Еленой Васильевной, мальчишками, старушкой-жалобщицей? Чем объяснить различия в восприятии? Как влияет направленность личности на восприятие?
Широкоплечий, с добрыми ясными глазами, в военных сапогах, в гимнастерке, он был похож на солдата, приехавшего на побывку. Жил тихо. По три-четыре дня работал, не зная часов.
На цыпочках, крадучись, в расстегнутой гимнастерке, приходил ночами на кухню. Улыбался широкой улыбкой: “Дорогие, чайку бы мне, да почерней”.
Чай у нас всегда был горячий, ему наливали крепкого чая, и он осторожно, бесшумно исчезал в своей комнате.
Ночным сторожем работал у нас житель Ясной Поляны Венев Петр Иванович. Яснополянская жизнь наложила на Петра Ивановича неизгладимый след. Он любил писателей, любил литературу, говорил о Гайдаре: “Громадина-то какая. Руки большущие. Первым косарем был бы. А тихий… Лесником был бы, хороший лесник.
На Пролетарском проспекте жила у нас Елена Васильевна. Добрейшая женщина с такими ясными голубыми глазами, как будто ее детство еще не прошло. У нее мы снимали дачу для Гайдара. Иногда он уходил туда на несколько дней. И чего только не делала ему Елена Васильевна. Очень она любила его. И галушки варила, и сало с чесноком, молоко в горшке топила и делала какой-то смородиновый пунш. Комнату его убирала так, будто для невесты. Повесит белые шторы, на круглый стол скатерть – платок турецкий – положит, а на него поставит свою единственную, тонкую нежно-голубую чашку, подаренную кем-то когда-то: не то бабушке, не то прабабушке. Дача стояла в конце проспекта, проспект кончался тупиком, дальше – овраг. По оврагу протекал маленький ручей. Сюда вот и собирались мальчишки лет восьми – тринадцати. Садились на лежащие у канавы бревна, ждали Гайдара. Гайдар появлялся, и начиналась у них игра. Чаще всего играли в городки. Ребята кричали: “Бей, Гайдар!” Он ловко набивал рюхи. Мальчишки кричали: “Молодец, Гайдар!” А Гайдар – распоясанный, озорной – сам кричал: “Молодец, Гайдар, бей, Гайдар!”
Так по всему проспекту и неслось: “Бей, Гайдар – молодец, Гайдар – бей, Соловей!” Крик, шум.
Один раз в поссовет пришла старушка и стала жаловаться председателю:
-Что это у нас на проспекте творится… Писатель, вишь, поселился. Гайдар какой-то, ну и свел дружбу. Да с кем, с сорванцами! На тебе городки, на тебе горелки! Спокою нет, шум, гам! Ему ли – такому-то мужику с мальчишками возиться. И фамилия у него Гай… Ну и жил бы где за гаем, а не у нас тут.
Б) Какая из перечисленных закономерностей восприятия (апперцепция, осмысленность восприятия, зависимость восприятия части от восприятия целого, выделение предмета из фона, целостность, константность) проявляется в данных примерах?
1. Человек с подвижным и выразительным лицом и богатой жестикуляцией, находящийся среди людей с бедной мимикой и пантомимикой, производит более сильное впечатление (при прочих равных условиях).
Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем тогда, когда она будет в группе женщин.
Незнакомый офицер будет острее воспринят в группе солдат, чем среди других офицеров, при прочих равных условиях восприятия.
2. Если воспринимаемый на некотором расстоянии предмет удалить от воспринимающего, то отображение предмета на сетчатке уменьшится как в длину, так и в ширину, т.е. уменьшится и площадь его, а между тем в восприятии образ сохраняет в определенных пределах приблизительно ту же постоянную, свойственную предмету величину.
3. Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается той же самой, если ее исполняет симфонический или струнный оркестр или один рояль.
В) От какой закономерности восприятия зависит описанная способность человека?
Человек мгновенно может распознавать любую фигуру, например квадрат, не зависимо от того, большой ли он или маленький, расположен ли он вертикально или под углом, нарисован ли он белым цветом на черном фоне или просто очерчен контуром. Более того, человек распознает квадрат даже в том случае, если бумага, на которую он нанесен, наклонена так, что изображение, падающее на сетчатку, выглядит параллелограммом.
Г) Какая особенность восприятия проявляется в данном примере?
На дорогу выскочила лягушка. Мальчик смотрит на нее с любопытством, женщина – с брезгливостью, дочка ее – с ужасом, отец равнодушно, а старичок-биолог с восхищением: “Какой красивый экземпляр! Обратите внимание на нежность тонов, на богатство раскраски, на форму тела, идеально приспособленную к жизни и в воде и на суше одновременно!”.
Д) Какая особенность восприятия проявилась в данном исследовании?
Испытуемым (студентам) показывали фотографии лиц людей, на которых требовалось составить характеристики. При первом предъявлении испытуемые давали «свободные» характеристики на основе информации, которую они получали при восприятии только внешности данных людей. При втором предъявлении им говорили, что это «старосты курса», при третьем – что это «отличники» и при четвёртом – что это «хвостисты».
Оказалось, что во всех случаях испытуемые одному и тому же человеку-объекту давали разные характеристики, приписывали ему различные потребности и способности, неодинаковое отношение к учению, жизни.
Е) Какая особенность восприятия отражена в этом стихотворении?
Мы знаем: время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течёт
Ненагружённое, пустое
Часов и дней напрасный счёт.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
С.Я.Маршак
Ж) Из перечисленных понятий постройте логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к предыдущим.
Восприятие, отражение, зрительные иллюзии, психика, чувственное познание.
Отражение, зрительное восприятие, психика, восприятие, восприятие цвета.
4. Работа по карточкам-заданиям.
5. Заполнение итоговой таблицы по теме «Восприятие».
Определение
восприятия
Значение восприятия
Физиологические основы восприятия
Виды восприятия
Особенности восприятия
Подведение итогов занятия.
Карточка № 1
«Виды и свойства восприятия»
Дайте определение восприятию.
Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.
В ощущениях отражаются отдельные свойства вещей и явлений, а
восприятие дает их …..
Прочитайте следующие высказывания о времени и прокомментируйте их. За счет чего человеку удается воспринимать время?
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Карточка № 2
«Виды и свойства восприятия»
Что является физиологической основой восприятия?
Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.
Почти все наши восприятия — результат предшествующего ….
Прочитайте следующие высказывания о времени и прокомментируйте их. За счет чего человеку удается воспринимать время?
И. Курц: «Время измеряется не по длине, а по глубине».
Источник