Какому свойству внимания соответствуют положения
Содержание:
Вариант 4. Какому свойству внимания (объем, концентрация, распреде…
Ситуационная (практическая) задача № 1
Какому свойству внимания (объем, концентрация, распределенность, переключаемость, устойчивость) соответствуют следующие положения:
а) скорость произвольной смены объектов психических процессов;
б) количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности;
в) количество одновременно выполняемых действий;
г) степень сосредоточенности внимания на одном объекте, интенсивность направленности внимания на этот объект;
д) продолжительность сосредоточенности психических процессов на одном объекте.
ОТВЕТ:
…
Ситуационная (практическая) задача № 2
В суде рассматривалось дело о групповом изнасиловании несовершеннолетней. Судья задал вопрос потерпевшей: «Что из белья на Вас было в момент изнасилования?» Потерпевшая (16 лет) ответила: «Капроновые колготки, но я сама их сняла…» Судья: «А почему Вы их сами сняли?» Потерпевшая: «Колготки стоят дорого, а моя мать дает мне денег только на одну пару в год».
Защитник одного из обвиняемых, заявил, что этот факт свидетельствует о том, что потерпевшая добровольно совершила половой акт с группой лиц. Представитель потерпевшей заметил, что потерпевшая сама сняла колготки, боясь мести матери. Эксперт – психолог в своем заключении указал, что потерпевшая не в полной мере осознавала характер и значение совершаемых с ней действий, не осознавала нравственных и физиологических последствий насильственного полового акта.
Какие из приведенных фактов следует отнести к оправдательным или обвинительным доказательствам?
Какое, на Ваш взгляд, суд должен принять решение и почему?
ОТВЕТ:
…
Тесты
1. Укажите операции мышления.
Анализ
Синтез
Абстрагирование
Индукция
Конкретизация.
2. Выберите вариант ответа, который ближе всего подходит к слову “подоплека”
Недооценка
Скрытая причина
Подрыв
Просьба.
3. Какой раздел юридической психологии изучает психологические особенности личности преступника, мотивацию преступного поведения, психологию преступных групп?
Правовая психология
Следственно-оперативная психология
Криминальная психология.
4. Укажите признаки устойчивости организованных групп.
Мобильность
Стабильность
Целеустремленность
Жестокость
Согласованность
5. Какие цели преследует преступник, инсценируя событие преступления?
Скрыть факт совершения подлинного преступления
Подготовить преступление инсценировкой?
Фальсифицировать отдельные доказательства.
Подготовить маскарад
6. Укажите виды ощущений:
Экстерорецептивные (внешние)
Произвольные
Интерорецептивные (органические)
Непроизвольные
Проприорецептивные (двигательные)
7. Определите виды памяти в зависимости от способа запоминания:
Эмоциональная
Образная
Произвольная
Механическая
Смысловая
8. Укажите черты характера, в которых выражается система отношения человека и действительности:
Упрямство
Альтруизм
Коллективизм
Трудолюбие
Чуткость
Гуманизм
9. Укажите тип темперамента, относящийся к сильному типу нервной системы «живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события….».
Холерический
Сангвинический
Флегматический
Меланхолический.
10. Укажите свойства внимания:
Объем
Переключение
Перераспределение
Устойчивость
Рассредоточенность
Список использованных источников
…
Источник
Свойства внимания – направленность, объем, распределенность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость – связаны со структурой деятельности человека. На первоначальном этапе деятельности, при осуществлении общей ориентации, когда предметы этой обстановки еще равнозначимы, основной особенностью внимания является широта, равномерно распределенная направленность сознания на несколько объектов. На этой стадии деятельности еще нет устойчивости внимания. Но это качество приобретает существенное значение, когда из имеющихся объектов выявляются наиболее значимые для данной деятельности. Психические процессы концентрируются на этих объектах.
В зависимости от значения деятельности психические процессы становятся более интенсивными. Длительность действия вызывает необходимость устойчивости психических процессов.
Объемом внимания называется количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности.
Если наблюдателю показать одновременно на короткий срок ряд объектов, то окажется, что люди охватывают своим вниманием четыре, пять объектов. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы.
При допросе следует учитывать, что свидетель, воспринимавший событие в течение незначительного интервала времени (например, быстро убежавшего за укрытие преступника, промчавшийся на большой скорости автомобиль), не может дать показаний более чем о четырехпяти особенностях воспринимавшихся объектов.
Объем внимания несколько меньше объема осознавания, ибо наряду с отчетливым отражением объектов в нашем сознании в каждый момент происходит и неотчетливое сознавание многих других объектов (до нескольких десятков).
Распределенность внимания – направленность сознания на выполнение нескольких одновременных действий. Так, следователь, производя обыск, одновременно обследует помещение, поддерживает контакт с обыскиваемым, наблюдает за малейшими изменениями его психического состояния, делает предположение о наиболее вероятных местах хранения искомых объектов. Распределение внимания зависит от опыта, навыков и умений. Начинающий водитель напряженно регулирует движение автомобиля, он с трудом может оторвать взгляд с дороги, чтобы посмотреть на приборы, и ни в коей мере не расположен поддерживать разговор с собеседником. Начинающему велосипедисту очень трудно одновременно двигать педали, сохранять равновесие и следить за особенностями дороги. Приобретая в процессе упражнения соответствующие устойчивые навыки, человек начинает совершать те или иные действия полуавтоматически: они регулируются теми участками мозга, которые не находятся в состоянии оптимального возбуждения. Это и дает возможность совершать несколько действий одновременно, тогда как любое новое действие требует полного сосредоточения сознания.
Концентрация внимания – степень сосредоточенности сознания на одном объекте, интенсивность направленности сознания на этот объект.
Переключаемость внимания – скорость произвольной смены объектов психических процессов. Это качество внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека – уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других – менее подвижно. Эта индивидуальная особенность внимания должна учитываться при профессиональном отборе. Высокая переключаемость внимания – необходимое качество следователя. Частые переключения внимания представляют значительную психическую трудность, вызывают переутомление центральной нервной системы.
Устойчивость внимания – продолжительность сосредоточенности психических процессов на одном объекте. Она зависит от значимости объекта, от характера действий с ним и от индивидуальных особенностей человека.
Источник: azps.ru
Источник
Содержание:
Вариант 4. Какому свойству внимания (объем, концентрация, распреде…
Ситуационная (практическая) задача № 1
Какому свойству внимания (объем, концентрация, распределенность, пе-реключаемость, устойчивость) соответствуют следующие положения:
а) скорость произвольной смены объектов психических процессов;
б) количество объектов, которое человек может одновременно осознавать с одинаковой степенью ясности;
в) количество одновременно выполняемых действий;
г) степень сосредоточенности внимания на одном объекте, интенсивность направленности внимания на этот объект;
д) продолжительность сосредоточенности психических процессов на од-ном объекте.
РЕШЕНИЕ
…
Ситуационная (практическая) задача № 2
В суде рассматривалось дело о групповом изнасиловании несовершенно-летней. Судья задал вопрос потерпевшей: «Что из белья на Вас было в момент изнасилования?» Потерпевшая (16 лет) ответила: «Капроновые колготки, но я сама их сняла…» Судья: «А почему Вы их сами сняли?» Потерпевшая: «Кол-готки стоят дорого, а моя мать дает мне денег только на одну пару в год».
Защитник одного из обвиняемых, заявил, что этот факт свидетельствует о том, что потерпевшая добровольно совершила половой акт с группой лиц. Представитель потерпевшей заметил, что потерпевшая сама сняла колготки, боясь мести матери. Эксперт – психолог в своем заключении указал, что потер-певшая не в полной мере осознавала характер и значение совершаемых с ней действий, не осознавала нравственных и физиологических последствий насиль-ственного полового акта.
Какие из приведенных фактов следует отнести к оправдательным или обвинительным доказательствам?
Какое, на Ваш взгляд, суд должен принять решение и почему?
РЕШЕНИЕ
…
Тесты
1. Укажите операции мышления.
Анализ
Синтез
Абстрагирование
Индукция
Конкретизация.
2. Выберите вариант ответа, который ближе всего подходит к слову “подоплека”
Недооценка
Скрытая причина
Подрыв
Просьба.
3. Какой раздел юридической психологии изучает психологические осо-бенности личности преступника, мотивацию преступного поведения, психоло-гию преступных групп?
Правовая психология
Следственно-оперативная психология
Криминальная психология.
4. Укажите признаки устойчивости организованных групп.
Мобильность
Стабильность
Целеустремленность
Жестокость
Согласованность
5. Какие цели преследует преступник, инсценируя событие преступления?
Скрыть факт совершения подлинного преступления
Подготовить преступление инсценировкой?
Фальсифицировать отдельные доказательства.
Подготовить маскарад
6. Укажите виды ощущений:
Экстерорецептивные (внешние)
Произвольные
Интерорецептивные (органические)
Непроизвольные
Проприорецептивные (двигательные)
7. Определите виды памяти в зависимости от способа запоминания:
Эмоциональная
Образная
Произвольная
Механическая
Смысловая
8. Укажите черты характера, в которых выражается система отношения человека и действительности:
Упрямство
Альтруизм
Коллективизм
Трудолюбие
Чуткость
Гуманизм
9. Укажите тип темперамента, относящийся к сильному типу нервной си-стемы «живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события….».
Холерический
Сангвинический
Флегматический
Меланхолический.
10. Укажите свойства внимания:
Объем
Переключение
Перераспределение
Устойчивость
Рассредоточенность
Список используемой литературы
Список используемой литературы
…
Источник
Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Все перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания – в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.
Сосредоточенность – это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-либо событию или факту. Степень или сила сосредоточенности – это концентрация или интенсивность внимания. Концентрация – это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями. Например, ребенок собирает новый конструктор. Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его можно окликнуть, позвать обедать – он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае можно говорить о большой концентрации и интенсивности внимания.
Устойчивость – это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И.П. Павлов говорил о своей работе: «Это прежде всего упрямая сосредоточенность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать».
Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается в сторону.
Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться и у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значимости, от отношения к выполняемой работе.
Проследить колебания внимания можно при восприятии двойственных изображений, например большого и маленького квадратов. Если в течение нескольких минут смотреть на такой рисунок, то можно заметить, что меньший квадрат либо выдвинут – находится перед большим, либо «проваливается» – большой квадрат выдвигается на передний план.
Внимание не может долго задерживаться на неподвижном объекте (например, точка на листе), если мы не можем его рассматривать с разных сторон. Чем богаче различными своими свойствами объект, тем легче сосредоточить внимание на нем в течение длительного времени. Например, чтение содержательной книги, просмотр спектакля, беседа с интересным человеком, содержание живописного пейзажа.
Объем – это количество объектов, которые охватываются вниманием одномоментно, одновременно. Объем внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов. Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.
Для определения объема внимания пользуются специальным прибором, который называется тахистокоп (от греч. слов «тахистос» – быстрейший и «скопео» – смотрю). Этот прибор дает возможность показать человеку несколько объектов – букв, геометрических фигур, знаков – на 0,1 с. Сколько объектов запомнил человек – таков его объем внимания.
Объем внимания важно учитывать во многих областях жизни. Например, создатель рекламы хочет, чтобы любой прохожий, бросив мимолетный взгляд на рекламный щит, понял и запомнил его содержание. Для этого надо, чтобы на рекламе было не больше пяти слов. Если их больше, то полезно ярко выделить несколько самых важных слов, но их число не должно превышать четырех – шести.
Человек, находящийся на крупном современном производстве у пульта управления машинами, должен одним взглядом охватить несколько приборов. Широта объема внимания профессионально важна и для учителя.
Распределение внимания – это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными деятельностями? Может, жизнь постоянно требует этого. Например, студент на лекции распределяет одновременно внимание между тем, что записывает, и тем, что слышит в данный момент. Внимание учителя распределяется на весь класс, на отдельных ребят, на содержание урока и пр. Умение распределять внимание у людей различно. Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел.
Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй работе, менее знакомой человеку.
Умение распределять свое внимание развивается постепенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не следует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенкана другое. Но способствовать развитию этого умения необходимо.
Переключение – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Существенной стороной внимания является его переключение, т.е. способность быстро переходить от одной деятельности к другой. Сознательное переключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания.
Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.
Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему школьнику бывает трудно начинать новую работу, особенно если она не очень нравится, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Например, переключение внимания на урок от дел, которыми дети занимались на перемене. Частая смена видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у школьников большие трудности.
Если, отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознательно ставит цель заняться чем-то новым.
Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому.
В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека – одни люди могут быстро переходить к новой деятельности, а другие медленно и с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания. Например, работа корректора требует высокой концентрации внимания, работа воспитателя, учителя – способности распределять внимание.
Внимание и рассеянность. Обычно внимание противопоставляется рассеянности. В нашем языке рассеянность часто понимается как синоним невнимательности. Помните стихотворение С.Я. Маршака: «Рассеянный с улицы Бас-сейной»: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду, вместо валенок перчатки натянул себе на пятки».
Однако рассеянность и невнимательность не всегда совпадают друг с другом. Рассеянность может быть результатом неустойчивости, слабости внимания. Человек ни на чем не может сосредоточиться долгое время, его внимание непрерывно перескакивает с одного на другое. Например, такое внимание характерно для детей, оно наблюдается и у взрослых, особенно в состоянии утомления, во время болезни.
Но рассеянность может иметь и совершенно иную Причину. Человек настолько сильно сосредоточен на одном предмете, деятельности, что не способен замечать ничего другого, потому и рассеян. Например, многие ученые совершенно не обращают внимания на бытовые проблемы, на окружающие их предметы и т.п. Эта рассеянность является выражением максимальной собранности и сосредоточенности на основном предмете своих мыслей. У таких людей внимание сильное, но узкое и малоподвижное. К.К. Платонов в книге «Занимательная психология» приводит такой эпизод. Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки. А спустя некоторое время вдруг обнаружил, что в руках держит яйцо, а варит… часы. Но когда ученого однажды спросили, как ему удалось открыть закон тяготения, он ответил: «Благодаря тому, что я неотступно думал об этом вопросе».
Одна из причин невнимания – недостаточная умственная активность. Огромную роль в развитии внимания играет направленность личности.
Источник