Какой вид общение в отрывке ей в приданое дано было зеркальце одно свойство зеркальце имело
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
Свет мой, Зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи!
Кто на Свете всех милее,
Всех румяней и белее?
А.Пушкин
оэт Николай Некрасов, играя однажды в карты со своими товарищами-журналистами, рассказал им занимательную историю о волшебном зеркале, которым обладает его возлюбленная, известная в то время актриса Джудик. Актриса была не молода, возраста ее никто не знал, но выглядела она потрясающе. Молодое лицо, горящие энергией глаза, гибкое тело, которое обладало странной сексуальной силой, тянуло к себе и манило многих. Успеху ее на сцене не было объяснений: она не была слишком талантливой, но когда появлялась на сцене, – зал рукоплескал, неиствовал. Обаяние ее было безграничным. И конечно, чертовски была хороша! Ах, как хороша!
Некрасов рассказал товарищам, что его возлюбленная подолгу смотрится в какое-то старое зеркало. Он думает, что оно не обычное. Актриса смотрится в него особенно перед спектаклями. Вроде оно дает ей силу, и служит актрисе талисманом. В чем сила его волшебства, он и сам толком не знал. Знал со слов подружки, что оно заговоренное. Его нельзя тащить-воровать, забирать силой, – его можно только добровольно передать. В случае же насильственного изъятия, вора ожидает смерть. Зеркало не любит чужих рук и наказывает любого, кто к нему прикоснется. Подружка Некрасова снова и снова любовалась своим отражением в волшебном зеркальце. И снова блистала на сцене и в жизни.
И надо же было такому случиться, – Некрасов, видимо увлекшись рассказом, проиграл, а средств для погашения долга у него не оказалось. Его партнеры-журналисты предложили ему отдать долг … зеркалом. Сначала Некрасов не соглашался, но затем … проник ночью в театральную уборную Джудик. Нашел зеркало. Взял в руки … и упал. Очнулся он только под утро, ничего не помня. А через неделю поэт Николай Некрасов заболел чахоткой.
Первой владелицей волшебного зеркала была Диана де Пуатье, возлюбленная короля Франции Генриха II. Зеркало совершил специально для нее Великий чародей и алхимик Бенвенутто Челини, наделив его чрезвычайными свойствами. Челини всю жизнь посвятил служению своей тайной любви. Для нее он готов был на подвиги. За деньги или иные блага человеческой жизни, исходящие от кого бы то ни было, даже от самого короля, он не смог бы изготовить ничего подобного. Он ваял для нее особые украшения, наделяя их силой его любви. Первая красавица Франции просила Мага защитить ее зеркало от посягательств чужих рук. Но Великий Маг и так уже вполне защитил небесный волшебный источник энергии, соединяющийся с Дианой через зеркало, когда та смотрелась в него. Через зеркало Челини мог посещать Диану, разговаривать с ней. Через зеркало он помогал ей, уберегая от многочисленных покушений, ядов и сплетен. Он был ее верным хранителем. Зеркало было его глазами. Красавице Диане зеркало нужно было больше, как оберег, а не как формула красоты. После смерти Генриха II, от которой Великий Чародей пытался уберечь любимого им короля и предупредил его об этом, т.к. смерть не могла быть случайной, Диана де Пуатье подверглась гонению и жестким мерам со стороны очень некрасивой официальной жене короля Екатерины Медичи. Обиженная судьбой и мужем, Екатерина потребовала от Дианы отдать все украшения, которые та носила. Вероятно, она была уверена, что сила Первой женщины Французского Королевства находится в этих драгоценностях. Мы не знаем, попало ли заговоренное зеркало к Екатерине со всеми драгоценностями. Диана удалилась в свой замок, где через какое-то время умерла. Одно известно точно, как факт, что зеркало помогло Диане де Пуатье до конца дней своих оставаться на вершине французского двора и управлять им, управляя королем.
Прослышав о волшебном зеркале, которое дает красоту и молодость своей хозяйке, некрасивая дочь известного своим богатством заводчика Анна Строганова, заплатив хороший гонорар коридорному, приказала ему стащить это зеркало у актрисы Джудик. Анна была настолько непривлекательна, что по любви найти себе жениха не было никакой возможности. А так хотелось! Все было у нее в этой жизни, все двери были для нее открыты, а любовь, самое, казалось бы простое, закрыта была от молодой девушки. Всех привлекали только миллионы ее отца. История с зеркальцем, облетевшая весь Петербург, поселила надежду в ее сердце. И она не обманулась!
Завладев зеркальцем, она буквально на глазах так похорошела, что красавец, молодой князь Голицын, у которого через неделю должна была состояться свадьба с другой красавицей Петербурга, не устоял, разорвал венчальный круг и сделал предложение Анне Строгановой. У невесты кружилась голова от счастья! Зеркальце было ее любимым предметом, она с ним не расставалась ни на минуту, беспрестанно поглядывая на себя через него. А коридорный, тем временем, тоже получил свою долю от заколдованного зеркала и был зарезан.
Подруга Анны, как и всякая подружка (никогда не доверяйте подругам!), вознамерилась желанием стащить это волшебное зеркало у невесты. За неделю до свадьбы, она пришла к Анне в момент примерки свадебного платья. Что случилось в тот момент никто толком не знает, вероятно подруга позвала Анну снизу, и обворожительная невеста, вся в белом, выскочила навстречу подруге. Та стояла якобы внизу лестницы. Анна ступила шаг, запуталась в бесконечно белых и многослойных тканях, и кубарем скатилась с лестницы. Это были ее последние минуты жизни. Подруга подскочила и выхватила зеркальце из рук Анны. Анна Строганова умерла. А может быть все было гораздо проще: подруга вырвала зеркальце у Анны и столкнула ее с лестницы? Ведь свидетелей не было. Рассказ был записан со слов подруги. И пропажа зеркала обнаружилась гораздо позже.
Зеркало бродило по Питеру, убивая все новых и новых хозяек, которые не могли устоять от соблазна стащить волшебное зеркало, дающее красоту и молодость.
Затем оно попало к Айседоре Дункан. Немолодая уже Айседора, с возрастом потеряв изящество танца и поклонников, (также исчезли контракты на выступления, а с ними и деньги), отправилась в Россию, прослышав про чудо-зеркальце. Для нее это была последняя надежда вновь вдохнуть в себя молодость и закружиться в последнем танце своей жизни. Приехав в Россию, она объявила, что готова заплатить любые деньги тому, кто достанет ей зеркало Челини. И такой человек нашелся. Стареющая танцовщица получила заветное зеркальце. И тут началось ее преобразование буквально на глазах. Она кружилась на сцене Петербурга в кумачовом вихре танца. Куда делся ее возраст? Обворожительность ее не имела предела. Толпа поклонников. Море цветов. И, конечно, роман. Первый поэт России Сергей Есенин боготворил ее, в буквальном смысле носил на руках. Он забыл всех своих красавиц-поклонниц, и кинул все, и всю свою жизнь к ногам великолепной Айседоры Дункан.
Но как ни крути, а зеркало-то было ворованное. И обережное заклятие чародея Челини не потеряло своей силы. Сначала у Айседоры погибли двое детей. Затем она разошлась с Есениным. Во время движения в открытом автомобиле, алый шарф на шее, который так феерически развивался и летел за ней, зацепился за дерево… и Айседора Дункан испустила дух.
Следующей из известных обладательниц злого, но справедливого, надо сказать, зеркала, была Каземира Неверовская, получившая его в подарок от своего поклонника наркома. Тот, в свою очередь, изъял его при обыске. Однажды, неожиданным образом, Неверовская, сидя в кресле … просто сгорела. Да, самым настоящим синим пламенем. Никто и не понял, как это произошло и что это вообще было. Она посмотрелась в зеркальце и пламя огня охватило ее.
1929 год. Берлин. Неизвестная певица Мария Магдалена, страшненькая и плохо одетая, идя в соседний кабак подзаработать своей песней хоть немного на жизнь, выйдя на улицу, наткнулась прямо у своих дверей на старьевщика. «Зачем мне зеркало? – сказала она на предложение купить небольшое зеркальце в старой потертой деревянной оправе, – смотреть на себя и огорчаться?» «А ты купи, – посоветовал старьевщик, – может, что и изменится». “У меня нет денег”. “Дай, сколько есть,” – ответил старик. Мария выгребла всю мелочь из кармана почти монашеского серого с белым воротничком платья, – «У меня больше нет».
Через год Германия ревела от восторга встречая на сцене Марлен Дитрих, ту самую когда-то страшненькую девушку в монашеском наряде. Мария Магдалена чудесным образом перевоплотилась в Марлен Дитрих. Теперь это была экстравагантная блондинка в мехах, шелках и бриллиантах со шлейфом поклонников. Рейхсфюрер Германии Адольф Гитлер целовал ей руки и объявил лицом нации. Волшебное зеркало сделало ее символом нацистской Германии. Марлен Дитрих блистала на сцене вплоть до глубокой старости. Ей аплодировали лучшие сцены мира.
29 сентября 1975 года в Сиднее Марлен упала и сломала шейку бедра. Она замкнулась, перестала общаться с людьми. Умерла в 91 год. Говорили, что перед смертью она долго смотрелась в старенькое зеркальце, разговаривая с ним; и в нем мелькнуло горбоносое лицо старика. Что сказал ей Челини, и был ли это тот самый Великий Чародей, никто не знает. По завещанию Марлен служанка должна была отдать зеркало первому старьевщику. Якобы так оно и было. Но кто знает, устояла ли служанка перед искушением судьбы?
Говорят, что теперь это зеркало находится у французской актрисы Катрин Денёф. Сейчас ей под 70, а она все еще обворожительно хороша. Кто знает как оно досталось ей? Может быть это был подарок друга-любовника, масона, актера наконец, Жерара Депардье. Ведь масоны традиционно сосредотачивали в своих руках наиболее ч удодейственные артефакты, живущие на Земле.
Источник
Другие вопросы по Обществознанию
Обществознание, 06.03.2019 18:40, Svetic1985
Назовите услуги которые оказываются вам лично и вашей семье. какие из них гражданские правоотношения, а какие нет? ответ поясните.
Ответов: 4
Обществознание, 10.03.2019 14:10, ева520
Чем различаются такие понятия, как “сила закона” и “закон силы”?
Ответов: 3
Обществознание, 08.03.2019 21:06, ПростоТим5
Культура личности в системе той или иной общественной группы складывается в значительной мере стихийно: человек с детства подражает старшим, приучается выполнять определённые правила поведения, усваивает основополагающие для данной культуры понятия, – короче, обретает ту ценностную систему, которая характерна для культуры данного социума. этот процесс обеспечивает воспроизводство той или иной культуры, её преемственность: так на протяжении веков складывалась, например, культура офицерства, культура крестьянства, и шире – культура в целом. но для того, чтобы личность овладела культурой, необходимо достаточно последовательное воздействие на неё с самого раннего возраста. и здесь мы встречаемся с институтом воспитания. например, для стихийного складывания культуры характерно и стихийное развитие: личность формируют не столько систематическим и рассчитанным воздействием, сколько конкретным примером, теми или иными замечаниями по разным (например, учат не перебивать старших или без напоминаний выполнять свои обязанности по хозяйству) . слушая разговоры старших, ребёнок также обретает необходимые элементы культуры, и прежде всего её основу – эмоционально-ценностную ориентацию. отметим три особенности такого воспитания. оно распространяется, как правило, на ребёнка, юношу или девушку, но не далее. при такой системе воспитатель в большинстве случаев сознательно или бессознательно стремится сформировать культуру воспитанника по своему образу и подобию, то есть привить ему ту систему ценностей, которой живёт он сам. наконец, воспитание ведётся в интересах воспитанника. цель такого воспитания – приготовить молодого человека к жизни, сделать так, чтобы он был по возможности счастлив и благополучен. разумеется, объективно бывает нередко и так, что интересы воспитанника понимаются ложно, и он за такое воспитание, став взрослым, не скажет, но субъективные намерения чаще всего именно такие. однако в обществе существует и система направленного формирования культуры и ею. она реализуется через систему образования, научных и художественных организаций. (по а. б. есину) 1) 1) составьплан текста. 2) какие два пути формирования культуры личности рассмотрены в тексте? почему для общества важно развитие культуры отдельных личностей? 3) как автор понимает цель стихийного развития личности? какие два средства такого развития в тексте? 4) рассказывая о направленном формировании культуры личности, автор упоминает систему образования. три примера, иллюстрирующие влияние образования на культуру человека. 5) какие социальные группы влияют на развитие культуры личности? назовите любые две группы и кратко объясните, в чём проявляется влияние каждой из них. 6) считается, что даже взрослые люди в воспитании (самовоспитании) . два объяснения (аргумента) , это мнение.
Ответов: 2
Обществознание, 13.03.2019 21:30, tkaa
Можно ли, на ваш взгляд, плохое поведение оправдывать сложностью характера
Ответов: 3
На какой стадии развития человечества можно говорить о разделении властей и почему? (обществознание
Ответов: 1
Обществознание, 15.03.2019 04:00, AllBeBack
Подумайте над вопросом : “почему нужно принимать собственную внешность? ” ответ запишите по формуле: п – позиция: “я считаю, ” о – обоснование: “потому ” п – пример: “” с – следствие: “”
Ответов: 3
Знаешь правильный ответ?
Какие виды общения встречаются в это отрывке? ей в приданое дано было зеркальце одно свойство зеркал…
Вопросы по предметам
Другие предметы, 14.09.2020 10:24
Русский язык, 14.09.2020 10:24
История, 13.09.2020 10:16
Математика, 14.09.2020 10:34
Другие предметы, 13.09.2020 10:16
Математика, 13.09.2020 10:16
Другие предметы, 13.09.2020 10:16
Литература, 13.09.2020 10:16
Математика, 14.09.2020 10:38
Математика, 14.09.2020 10:38
Источник
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в ноле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог дает царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелешенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошел, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мои, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет:
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать.
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла.
Поднялась — и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
Сват приехал, царь дал слово.
А приданое готово:
Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.
На девичник собираясь.
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее.
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?
«Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее».
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?» Зеркальце в ответ:
«А царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее».
Делать нечего. Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
Черт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,
Что царевна догадалась,
И до смерти испугалась,
И взмолилась: «Жизнь моя!
В чем, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя».
Та, в душе ее любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, бог с тобой».
А сама пришла домой.
«Что? — сказала ей царица,—
Где красавица-девица?»
— «Там, в лесу, стоит одна,—
Отвечает ей она,—
Крепко связаны ей локти;
Попадется зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть».
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей-душой,
За невестой молодой.
Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем все шла да шла
И на терем набрела.
Ей навстречу пес, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пес бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо;
Дверь тихонько отворилась.
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно.
Никого меж тем не видно.
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: «Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те опознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленого вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила,
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.
Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу
И оставили одну,
Отходящую ко сну.
День за днем идет, мелькая,
А царевна молодая
Все в лесу, не скучно ей
У семи богатырей.
Перед утренней зарею
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса,
А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберет и приготовит,
Им она не прекословит,
Не перечат ей они.
Так идут за днями дни.
Братья милую девицу
Полюбили. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло.
Старший молвил ей: «Девица,
Знаешь: всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы рады,
Да нельзя, так бога ради
Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.
Что ж качаешь головою?
Аль отказываешь нам?
Аль товар не по купцам?»
«Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные,—
Им царевна говорит,—
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей».
Братья молча постояли
Да в затылке почесали.
«Спрос не грех. Прости ты нас,—
Старший молвил поклонись,—
Коли так, не заикнуся
Уж о том».— «Я не сержуся,—
Тихо молвила она,—
И отказ мой не вина».
Женихи ей поклонились,
Потихоньку удалились,
И согласно все опять
Стали жить да поживать.
Между тем царица злая,
Про царевну вспоминая,
Не могла простить ее,
А на зеркальце свое
Долго дулась и сердилась;
Наконец об нем хватилась
И пошла за ним, и, сев
Перед ним, забыла гнев,
Красоваться снова стала
И с улыбкою сказала:
«Здравствуй, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты прекрасна, спору нет;
Но живет без всякой славы,
Средь зеленыя дубравы,
У семи богатырей
Та, что все ж тебя милей».
И царица налетела
На Чернавку: «Как ты смела
Обмануть меня? и в чем!..»
Та призналася во всем:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.
Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая,
Пряла, сидя под окном.
Вдруг сердито под крыльцом
Пес залаял, и девица
Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса. «Постой,
Бабушка, постой немножко,—
Ей кричит она в окошко,—
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу».
Отвечает ей черница:
«Ох ты, дитятко девица!
Пес проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне».— Царевна хочет
Выйти к ней и хлеб взяла,
Но с крылечка лишь сошла,
Пес ей под ноги — и лает,
И к старухе не пускает;
Лишь пойдет старуха к ней,
Он, лесного зверя злей,
На старуху. «Что за чудо?
Видно, выспался он худо,—
Ей царевна говорит,—
На ж, лови!» — и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала;
«Благодарствую,— сказала.—
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!»
И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит…
Пес как прыгнет, завизжит…
Но царевна в обе руки
Хвать — поймала. «Ради скуки,
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед»,—
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала…
И с царевной на крыльцо
Пес бежит и ей в лицо
Жалко смотрит, грозно воет,
Словно сердце песье ноет,
Словно хочет ей сказать:
Брось! — Она его ласкать,
Треплет нежною рукою;
«Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!» — и в комнату вошла,
Дверь тихонько заперла,
Под окно за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Все на яблоко. Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь…
Подождать она хотела
До обеда, не стерпела,
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила…
Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала…
Братья в ту пору домой
Возвращалися толпой
С молодецкого разбоя.
Им навстречу, грозно воя,
Пес бежит и ко двору
Путь им кажет. «Не к добру! —
Братья молвили,— печали
Не минуем». Прискакали,
Входят, ахнули. Вбежав,
Пес на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился,
Проглотил его, свалился
И издох. Напоено
Было ядом, знать, оно.
Перед мертвою царевной
Братья в горести душевной
Все поникли головой
И с молитвою святой
С лавки подняли, одели,
Хоронить ее хотели
И раздумали. Она,
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна.
Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили — и толпой
Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб ее к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили,
И решеткой оградили;
И, пред мертвою сестрой
Сотворив поклон земной,
Старший молвил: «Спи во гробе.
Вдруг погасла, жертвой злобе,
На земле твоя краса;
Дух твой примут небеса.
Нами ты была любима
И для милого хранима —
Не досталась никому,
Только гробу одному».
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты, царица, спору нет,
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее».
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
«Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».— «Свет ты мой,—
Красно солнце отвечало,—
Я царевны не видало.
Знать, ее в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь ее да встретил
Или след ее заметил».
Темной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».— «Братец мой,—
Отвечает месяц ясный,—
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна видно
Пробежала».— «Как обидно!» —
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
«Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай».
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее».— «Постой,—
Отвечает ветер буйный,—
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста».
Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз.
Вот идет; и поднялась
Перед ним гора крутая;
Вкруг нее страна пустая;
Под горою темный вход.
Он туда скорей идет.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встает она из гроба…
Ах!.. и зарыдали оба.
В руки он ее берет
И на свет из тьмы несет,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!
Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним,
Говоря: «Я ль всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты прекрасна, слова нет,
Но царевна все ж милее,
Все румяней и белее».
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла.
Лишь ее похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
Александр Пушкин
Александр Пушкин начал писать свои первые произведения уже в семь лет. В годы учебы в Лицее он прославился, когда прочитал свое стихотворение Гавриилу Державину. Пушкин первым из русских писателей начал зарабатывать литературным трудом. Он создавал не только лирические стихи, но и сказки, историческую прозу и произведения в поддержку революционеров — за вольнодумство поэта даже отправляли в ссылки.
Источник