Какой смысл содержится в говорящей фамилии матрены корчагиной
«Нет! я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба –
Я буду ей верна!» –
Н.А. Некрасов «Русские женщины»
Конец девятнадцатого века. Отменено крепостное право. Казалось бы, радость, счастье, но Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо?» пишет совсем о другом: о тяжёлом быте простого люда. В частности о трудной и сложной судьбе женщины-крестьянки в обществе того времени, не ставшей проще по велению одного манифеста.
- И женщина – всё та же раба, только не царя-батюшки или господина помещика, а мужа да семьи его
Всё это Некрасов раскрывает, описывая судьбу Матрёны Тимофеевны – центрального, собирательного образа женщины девятнадцатого века, который появляется в третьей главе поэмы под названием «Крестьянка».
Итак, странники ищут человека, кому: «живётся счастливо, вольготно на Руси». Поиски приводят их к Матрёне Тимофеевне – женщине тридцати восьми лет, крупного телосложения и доброго нрава:
Доброумнее
И глаже – бабы нет
– и:
Матрёна Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати восьми.
Определённые вопросы вызывает прозвище Матрёны – «губернаторша»: как его могла получить женщина, работающая в поле среди обыкновенных жнецов и жниц? А также обладающая смуглой кожей, что характерно для низших сословий: «Сурова и смугла».
А одежда, которую точно никогда не наденет жена губернатора:
На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький.
Однако Некрасов даёт ответы на все эти вопросы лишь в первой главе третьей части поэмы.
Глава 1 – «До замужества»
Матрёна Тимофеевна происходит из хорошей, но крестьянской семьи. С малолетства женщина была приучена к труду, но при этом сохраняла свой весёлый нрав:
И добрая работница,
И петь-плясать охотница
Я смолоду была
Обладая красивой внешностью, однако, Матрёна не спешила выходить замуж: расставаться со своей семьёй и свободой. Тем не менее, спустя некоторое время она уходит в дом Филиппа Корчагина, который ей: «пал на сердце…»
Итак, Матрёна Тимофеевна из родного «гнезда», где её холили и лелеяли, попадает в семью мужа, невзлюбившую невестку:
Любить-голубить некому,
А есть кому журить.
Но, несмотря на это, женщина проявляет одну из главных черт своего характера – терпеливость и в какой-то степени кротость:
Как велено, так сделано:
Ходила с гневом на сердце,
А лишнего не молвила словечка никому
К сожалению, как позже предскажет дед Савелий, Матрёне Тимофеевне придётся всю свою жизнь терпеть и молча переносить все невзгоды.
Удивительно также, что, будучи запуганной и заруганной, почти в рабстве у семьи мужа, «губернаторша» смогла сохранить доброе и любящее сердце. Это проявилось, например, в её отношении к Дёмушке:
Носила я Демидушку
По поженкам…. лелеяла….
К тому же Матрёна Тимофеевна смогла сохранить чистоту своей души, оставаясь верной женой своему мужу, не отвечая на заискивания Ситникова. Более того, «губернаторша» очень трепетно относилась к церковным традициям и молитвам. Однако превыше веры Матрёна ставила благополучие своих детей, проявляя материнскую жертвенность (не последовала запрету странницы):
Я только не послушалась,
Судила я по-своему:
Коли терпеть, так матери,
Я перед Богом грешница,
А не дитя моё!
Эта жертвенность также проявляется во фрагменте с Федотом: средним сыном Матрёны, которого хотели выпороть за съеденную волчицей овцу. Однако женщина встала на защиту своего ребёнка, сама подставившись под розги.
После всего вышесказанного может сложиться впечатление, что Матрёна – святая великомученица. Тем не менее, «губернаторша» хоть и была покорна и терпелива, но обладала и сильной волей, и упорством, и чувством ответственности: когда Филиппа – мужа, забирают в рекруты, женщина начинает искать способы спасти семью от голода и отправляется к самому губернатору.
В пути проявляются как её набожность, так и терпеливость с упорством. Дорога, в течение которой женщина молилась, заняла всю ночь, однако Матрёна Тимофеевна не повернула назад, а дошла до своей цели – до дома губернатора, и там встретилась не с ним, правда, а с его женой и бросилась той в ноги:
Не знала я, что делала.
(Да, видно, надоумила
Владычица!..) Как брошусь я
Ей в ноги: «Заступись!»
Можно ли считать такой поступок проявлением кротости? Может быть подхалимства? Или всё же это нечто другое?
Я считаю, что в этом фрагменте не отражена какая-то черта характера Матрёны Тимофеевны, скорее, здесь Некрасов изобразил отчаяние женщины, матери и жены, судьба семьи которой зависти от одного слова губернаторши. Именно сейчас Матрёна Тимофеевна становится олицетворением той горькой, трагичной и очень трудной судьбы русской женщины девятнадцатого века. Вот где образ превращается в глас народа, одной его части, буквально кричащей о помощи. Или всё-таки не просящей её?
На этот вопрос Некрасов даёт ответ в последней главе третьей части своей поэмы.
Глава 8 – «Бабья притча»
Смирение – слово, которое наиболее полно характеризует не только жизненный путь Матрёны Тимофеевны, но и её саму. Из уст этой женщины, перенёсшей многие печали, мы слышим притчу об утерянных ключах от девичьего счастья. Но голос Матрёны не дрожит от слёз или гнева, не надрывается в крике. Он спокоен, как и истерзанная душа «губернаторши».
- И принятие своей тяжёлой судьбы может быть лекарством.
Я считаю, что Матрёна Тимофеевна Корчагина – один из ярчайших женских образов в русской литературе. Он реалистичен, и это главное. Такой героине сопереживаешь и веришь. А над её историей долго думаешь, пытаясь найти ответ на вопрос: а где же всё-таки эти волшебные ключи от женского счастья? И будут ли они найдены когда-нибудь?
Источник
История судьбы Матрены изложена в 3 части поэмы
“Крестьянка”
К женщине странников приводит молва, утверждающая,
что если кто из женщин и может быть назван счастливицей,
то исключительно “губернаторша” из села Клину.
Однако Матрена Тимофеевна Корчагина, осанистая, красивая
и строгая женщина, услышав вопрос мужиков о своем счастье,
“закручинилась, задумалась” и даже не хотела изначально
ни о чём говорить.
Но Матрена всё же решилась “всю душу открывать”.
Только в самом начале жизнь была добра к ней –
вспоминает Матрена.
Родная матушка и отец заботились о дочери, звали “касатушкой”,
холили и лелеяли.
Как ни старалась Матрена продлить свою вольную жизнь,
а все же её выдают замуж .
Вскоре девушка вместе с мужем Филиппом покидает дом
и отправляется в незнакомый край, в большую и
неприветливую семью.
Там она попадает “с девичьей холи” в ад.
“Сонливая, дремливая, неурядливая!” – так называют в
семье Матрену, и каждый старается задать ей побольше работы.
Нет надежды и на заступничество мужа: хоть они и одногодки,
и Филипп хорошо относится к жене, а все же порой
поколачивает (“плетка свистнула, кровь пробрызнула”)
и не подумает облегчить ее жизнь.
К тому же он почти все свободное время проводит на заработках,
а Матрену “некому любить”.
Здесь подчёркивается незаурядный характер и внутренняя
душевная стойкость Матрены. Другая бы давно отчаялась,
а она делает всё, как велено и всегда находит повод
порадоваться самым простым вещам.
Вернулся муж, “привез платочек шелковый, да прокатил на
саночках”- и Матрена запела радостно, как раньше певала
в родительском дому.
Единственное счастье крестьянки – в детях.
Вот и у героини Некрасова появляется первенец, на которого
она не может наглядеться:” Как писаный был Демушка!”.
Автор очень убедительно показывает: именно дети не дают
крестьянке озлобиться, поддерживают в ней воистину ангельское
терпение.
Призвание растить и защищать своих детей подымает Матрену
над серой обыденной жизнью.
Образ женщины превращается в героический.
Но крестьянке не суждено долго наслаждаться своим счастьем:
нужно продолжать работу, а ребенок, оставленный на
попечение старику, из-за трагической случайности погибает.
Смерть ребенка в то время не была редким событием,
это несчастье часто обрушивалось на семью.
Но Матрене тяжелее прочих – мало того, что это её первенец, –
так еще и приехавшая из города власть решает, что это сама
мать в сговоре с бывшим каторжником дедом Савелием убила
своего сына.
Как ни плачет Матрена, приходится ей присутствовать при
вскрытии Демушки – его “испластали”,и эта страшная картина
навсегда запечатлелась в материнской памяти.
Ради своих детей Матрена готова пойти даже против бога.
Когда в село приходит странница со странным требованием
не кормить детей грудью по средам и пятницам, женщина
оказывается единственной, кто её не послушался.
Кому терпеть, так матери”- в этих словах Матрены вся
глубина её материнской любви.
Ещё одна черта крестьянки – это её решительность.
Покорная и уступчивая, она знает, когда нужно бороться
за своё счастье. Именно Матрена одна, из всей огромной
семьи решается вступиться за мужа, когда того забирают
в солдаты и, упав в ноги губернаторше, приводит его
домой.
За этот поступок она получает высшую награду–
народное уважение.
Отсюда и пошло её прозвище-“губернаторша”.
Теперь в семье её любят, а в селе считают счастливицей.
Но невзгоды и “гроза душевная”, прошедшие по жизни
Матрены, не дают ей возможности самой отозваться
о себе как о счастливой.
Решительная, самоотверженная, простая и искренняя
женщина-мать, одна из множества русских крестьянок-
такой предстает перед читателем Матрёна Корчагина.
Источник
Главная страницаКому на Руси жить хорошо
Матрена и мужики. “Рассказ крестьянки.” Иллюстрация С. В. Герасимова |
Крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина является одной из центральных героинь поэмы “Кому на Руси жить хорошо”.
История жизни крестьянки Матрены описана одной из частей поэмы под названием “Крестьянка”.
В этой статье представлен образ и характеристика Матрены в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова: описание внешности и характера, портрет в цитатах.
Смотрите:
– Краткое содержание поэмы
– Все материалы о поэме “Кому на Руси жить хорошо”
Кто такая Матрена в поэме “Кому на Руси жить хорошо”?
Главные герои поэмы, семеро мужиков-крестьян, путешествуют по Руси в поисках людей, которым живется хорошо на Руси. Мужики встречают крестьянку Матрену, которая рассказывает им свою историю жизни.
Судьба бедной Матрены тяжела и печальна. Матрена переживает много испытаний и бед: смерть сына, ранняя смерть родителей, злые родственники мужа, несправедливость властей и т.д. Матрена стойко переносит все тяготы жизни, но ее судьбу не назовешь счастливой.
Образ и характеристика Матрены в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: описание внешности и характера, портрет в цитатах
Полное имя героини – Матрена Тимофеевна Корчагина:
“…Спросите вы Корчагину / Матрену Тимофеевну…”
Матрена – простая крестьянка:
“…Полюбил меня, / Дочь крестьянскую?..”
“…Ты – крепостная женщина!..”
Возраст Матрены – 38 лет:
“…Лет тридцати осьми…”
“…Старухе – да не пить?..” (Матрена называет себя старухой в свои 38 лет)
Матрена живет в селе Клин:
“…А есть в селе Клину…”
О внешности Матрены известно следующее:
“…Матрена Тимофеевна / Осанистая женщина, / Широкая и плотная…”
“…Красива; волос с проседью, / Глаза большие, строгие, / Ресницы богатейшие, / Сурова и смугла. / На ней рубаха белая, / Да сарафан коротенький, / Да серп через плечо…”
“…Гляди мне в очи ясные, / Гляди в лицо румяное…”
“…Ненаглядная, / Хорошая… пригожая…” (до замужества)
“…Поблекло бело личико…”
“…Ты писаная кралечка, / Ты наливная ягодка…”
“…Красивыми ресницами / Моргнула Тимофеевна…”
Матрена – крепкая, сильная женщина:
“…Чего ты? Эка силища!..”
“…Корова холмогорская, / Не баба!..” (холмогорские коровы – это крупные и крепкие коровы)
Матрена Тимофеевна – трудолюбивая женщина:
“…Не дело вы затеяли! / Теперь пора рабочая, / Досуг ли толковать?..”
“…А ты бы поглядел меня, / Как лен треплю, как снопики / На риге молочу…”
“…Всю силу, Богом данную, / В работу полагаю я…”
Матрена Корчагина содержит большое хозяйство:
“…за избой: / Тут рига, конопляники, / Два стога здоровенные, / Богатый огород…”
Матрена – умная женщина:
“…доброумнее / И глаже – бабы нет…”
Матрена Тимофеевна – смекалистая женщина:
“…Смекнула Тимофеевна, / Что дело подходящее…”
Матрена – искренняя, откровенная женщина:
“…Не скрою ничего!..”
“…стала нашим странникам / «Всю душу открывать…»..”
Матрена – свободолюбивая женщина:
“…Я в подневолье с волюшки, / Бог видит, не пойду!»..”
Матрена Тимофеевна – резвая женщина:
“…Впервой я поклонилася — / Вздрогну́ли ноги резвые…”
Матрена – смелая, дерзкая женщина:
“…а бабу дерзкую / Примерно наказать!..”
“…Простите! я была / Спесива, непоклончива…”
Матрена Тимофеевна – верная, честная жена:
“…Жена я мужу честная…”
У Матрены Тимофеевны пятеро сыновей:
“…Пять сыновей!…” (погибший сын Демушка, вероятно, был шестым сыном Матрены)
Матрена – честная женщина. Она учит своих детей не воровать:
“…Просите, детки, ласкою, / Не смейте воровать!..”
Матрена Тимофеевна – терпеливая женщина:
“…Терплю и не ропщу!..”
Матрена Корчагина много выстрадала в жизни, живя в семье мужа:
“…Усни, многокручинная! / Усни, многострадальная!..”
“…Ночь – слезами обливаюся, / День – как травка пристилаюся… / Я потупленную голову, / Сердце гневное ношу!..”
“…Потуги лошадиные / Несли мы; погуляла я, / Как мерин, в бороне!..”
Жизнь Матрены не является счастливой:
“…По мне обиды смертные / Прошли неотплаченные, / И плеть по мне прошла! <…> А вы – за счастьем сунулись! / Обидно, молодцы!..”
“…Ключи от счастья женского, / От нашей вольной волюшки / Заброшены, потеряны / У Бога самого!..”
“…Не дело – между бабами / Счастливую искать!..”
За свою жизнь Матрена выплакала много слез:
“…Теперь одно богачество: / Три озера наплакано / Горючих слез…”
Матрена Корчагина потеряла много здоровья из-за тяжкого труда и душевных страданий:
“…во мне / Нет косточки неломаной, / Нет жилочки нетянутой, / Кровинки нет непорченой…”
Матрена Тимофеевна – глубоко верующая женщина. Она находит утешение в молитвах:
“…Чем больше я молилася, / Тем легче становилося…”
“…Открой мне, Матерь Божия, / Чем Бога прогневила я? / Владычица!..”
Почему Матрену называют “губернаторшей”?
Однажды добрая губернаторша помогает бедной Матрене в тяжелой ситуации. С тех пор Матрену называют “губернаторшей”:
“…Ославили счастливицей, / Прозвали губернаторшей / Матрену с той поры…”
Источник
История персонажа
Сочинение Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» написано более века назад. Поэма дает яркую характеристику бед и испытаний, через которые пришлось пройти русскому народу, и рисует то, как выглядит счастье для простых мужиков. Произведение озаглавлено извечным вопросом, на протяжении столетий терзающим каждого из нас.
Повествование предлагает читателю ознакомиться с оригинальной историей. Ее главными героями стали крестьяне, собравшиеся определить сословие, в котором живет счастливый человек. Проводя анализ всех чинов, мужики знакомились с рассказами персонажей, наиболее счастливым среди которых оказался семинарист Григорий Добросклонов. Значение фамилии героя в этом случае немаловажно. Счастьем для студента было не материальное благосостояние, а покой и мир на землях родины и благополучие народа.
История создания
Николай Некрасов
Поэма создавалась в период с 1863 по 1877 год, и в ходе работы неоднократно менялись персонажи и сюжетный замысел сочинения. Произведение не было завершено, так как автор скончался в 1877 году, но «Кому на Руси жить хорошо» считается цельным литературным опусом.
Некрасов знаменит четкой гражданской позицией и выступлениями против социальной несправедливости. Он неоднократно поднимал в творчестве проблемы, тревожащие русское крестьянство. Писатель осуждал обращение помещиков с крепостными, эксплуатацию женщин и принуждение детей к труду. После отмены крепостного права в 1861 году долгожданное счастье для простых людей не наступило. Проблему несвободы сменили другие вопросы, касающиеся перспектив самостоятельного ведения крестьянского быта.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Образы, раскрывающиеся в поэме, помогают проникнуть в глубину задаваемого автором вопроса. Некрасов демонстрирует разницу между счастьем в понимании помещика и простого мужика. Богачи уверены, что главным в жизни является материальное благосостояние, а бедняки почитают за счастье отсутствие лишних бед. Духовность народа описывается посредством Ермила Гирина и Гриши Добросклонова, которые мечтают о всеобщем довольствии.
Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо» определяет проблемы сословий, выявляя алчность и жестокость богачей, безграмотность и пьянство среди крестьян. Он верит, что, осознав, в чем заключается истинное счастье, все герои произведения приложат усилия к его достижению.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Матрена Тимофеевна Корчагина – действующее лицо в произведении. В юности она была по-настоящему счастлива, так как это время ее жизни было поистине беззаботным. Родители любили девочку, а она стремилась во всем помочь своей семье. Как и другие крестьянские дети, Матрена была рано приучена к труду. Игры постепенно вытеснялись бытовыми заботами и хлопотами, но быстро взрослеющая девушка не забывала и о досуге.
Внешность Матрены Тимофеевны
Эта крестьянка трудолюбива и активна. Ее внешний вид радовал глаз статностью и настоящей русской красотой. Многие парни имели виды на девушку, и однажды к ней посватался жених. На этом юная и счастливая жизнь до замужества подошла к концу. Воля сменилась укладом, царящим в чужой семье, о чем горюют родители Матрены. Мать девушки, понимая, что муж не всегда защитит дочку, оплакивает ее будущее.
Жизнь в новом доме и впрямь сразу не задалась. Золовки и родители супруга заставляли Матрену много работать и не баловали ее добрым словом. Единственными радостями красавицы были подаренный мужем шелковый платок да прогулка на санях.
Иллюстрация к поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Отношения в браке нельзя было назвать гладкими, ведь в то время мужья частенько бивали жен, а девушкам не к кому было обратиться за помощью и защитой. Будни Матрены были серыми и однообразными, полными тяжкого труда и попреков родственников. Олицетворяя идеал величавой славянки, девушка безропотно сносила все тяготы судьбы и проявляла могучее терпение.
Родившийся сын раскрыл Матрену с новой стороны. Любящая мать, она дарит своему ребенку всю нежность, на которую способна. Счастье девушки было недолгим. Она старалась проводить с малышом как можно больше времени, но работа занимала каждую минуту, и ребенок был обузой. Дед Савелий присматривал за сыном Матрены и однажды не доглядел. Ребенок погиб. Его кончина стала трагедией для молодой матери. В те времена подобные случаи происходили часто, но становились невероятным испытанием для женщин.
Приехавшие в дом полиция, лекарь и становой порешили, что Матрена в сговоре с дедом, бывшим каторжником, специально погубила малыша. Было решено провести вскрытие для установления причин гибели мальчика. Для девушки это становится большим горем, ведь теперь ребенка нельзя похоронить без поругания.
Образ Матрены Тимофеевны
Образ Матрены – это портрет настоящей русской женщины, стойкой, волевой и терпеливой. Женщины, которую не в силах сломить жизненные перипетии. Спустя время у Матрены вновь появляются дети. Она любит и оберегает их, продолжая трудиться на благо своей семьи.
Материнский инстинкт Матрены Тимофеевны настолько силен, что ради детей героиня готова на все. Это подчеркивает эпизод, когда сына Федотушку хотел наказать помещик. Осанистая женщина легла под розги, принося себя в жертву вместо собственного ребенка. С таким же рвением она вступается и за мужа, которого хотят забрать в рекруты. Народная заступница дарует спасение семье Матрены.
Жизнь простой крестьянки непроста и полна горя. Она пережила не один голодный год, потеряла сына, постоянно переживала за дорогих сердцу людей. Все существование Матрены Тимофеевны положено на то, чтобы бороться с несчастьями, встающими на ее пути. Трудности, выпавшие на ее долю, могли бы сломить дух. Зачастую женщины вроде Матрены рано погибали из-за тягот и бед. Но те, кто оставался в живых, вызывали гордость и уважение. Образ русской женщины в лице Матрены воспевает и Некрасов.
Иллюстрация к поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Писатель видит, как она вынослива и терпелива, сколько силы и любви хранит ее душа, насколько заботливой и нежной может быть простая работящая женщина. Он не склонен называть героиню счастливой, но гордится тем, что та не унывает, а выходит победительницей в борьбе за жизнь.
Цитаты
В царской России жизнь женщины была чрезвычайно сложной. К 38 годам сильная и величавая Матрена Тимофеевна уже звала себя старухой. На ее долю выпало много бед, с которыми женщина справлялась самостоятельно, поэтому она осуждает мужиков, затеявших искать счастливиц среди баб:
«А то, что вы затеяли,
Не дело — между бабами
Счастливую искать!»
Матрена Тимофеевна
За стойкость и силу духа героиню стали звать «губернаторшей», ведь далеко не каждая женщина отваживалась на такие геройские действия, которые предпринимала Матрена. Новое прозвище женщина заслужила по праву, но это наименование не принесло счастья. Главная радость для Корчагиной отнюдь не в народной славе:
«Ославили счастливицей,
Прозвали губернаторшей
Матрену с той поры…
Что дальше? Домом правлю я,
Рощу детей… На радость ли?
Вам тоже надо знать!»
Глава, в которой героиня открывает мужикам глаза на ошибку, называется «Бабья притча». Матрена Тимофеевна признается, что не способна признать себя и других крестьянок счастливыми. На их долю выпадает слишком много гнета, испытаний, гнева помещиков, злости со стороны мужей и родственников, превратностей судьбы. Матрена считает, что среди женщин нет счастливиц:
«Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!»
Источник