Какой смысл содержится в говорящей фамилии якима ногова
«Да выискался пьяненький
Мужик,- он против барина
На животе лежал»…
Такими строчками в поэму Некрасова вводится один из образов бедных крестьян – образ Якима Нагого. Этот персонаж, точно так же, как и семь странников, является собирательным образом русского мужика, поэтому характеристика образа Якима Нагого в поэме «Кому на Руси жить хорошо» так важна для целостного понимания произведения.
Для создания этого образа Некрасов использует прием «говорящих имен» – Яким носит фамилию Нагой и живет в деревне Босове, что недвусмысленного свидетельствует о его нищете. История жизни Якима, изложенная им самим, и вправду не богата радостью. Долгое время он жил в Санкт-Петербурге на заработках, но потом из-за тяжбы с купцом оказался в тюрьме. «Как липочка, ободранный» возвращается он на родину, к оставленному тяжкому труду, и вот уже тридцать лет как безропотно работает.
Описание внешности Якима не может не вызвать жалости. У него «впалая грудь» и «вдавленный» живот, волосы же напоминают песок. Одновременно в описании внешности героя проявляется другая сторона его образа – это человек, неразрывно связанный с землей, до такой степени, что и сам он начал походить на «ком земли», на «пласт, сохой отрезанный».
Такие сравнения традиционны для русского фольклора, в частности, в стихе «О Егории Хоробром» также встречается сравнение рук человека с древесной корой. И неудивительно, ведь при создании этого образа Некрасов обильно пользовался фольклором, насыщая речь персонажа перефразированными пословицами и прибаутками. Русский народ неотделим от своей земли и своей речи – вот что становится понятно при близком знакомстве с образом Якима. В то же время, автор размышляет над тем, что такая жизнь, как сейчас, не приносит крестьянину никакой радости, ведь он трудится не для себя, а для помещика.
Перед читателем предстает человек, все силы которого забрала работа. В его жизни не осталось никакой отдушины, разве что выпивка. Яким, который «до смерти работает, /До полусмерти пьет!..», не отличается этим от остального крестьянства. Но разве он виноват в этом? Нет, и поэтому в уста именно этого персонажа Некрасов вкладывает пламенную речь-обличение против укоренившегося представления о русском мужике как о горьком пьянице.
«Шальных вестей, бессовестных, о нас не разноси!» – вот чего требует Яким от барина, пришедшего посмеяться над мужицким пьянством. Непосильный труд, результаты которого зачастую отбираются помещиком или уничтожаются бедствием и неизмеримое горе – вот что, по его мнению, толкает крестьянина на пьянство. Но в то же время в его речи звучит надежда на то, что со временем все изменится: «нас хмель не одолит!
». В поэме «Кому на Руси жить хорошо» образ Якима не складывается из одного пьянства –здесь показана многогранность его души. Была у Якима одна страсть: он очень любил лубочные картинки, которые покупал своему сыну. Когда загорелась изба Якима, он первым делом вынес из огня эти картинки, а не свои сбережения. Жена же его в это время спасала иконы, так и сгорели все деньги семьи – 35 целковых. Этот поступок как нельзя лучше свидетельствует о духовности русского народа, не ставящего на первое место материальные ценности.
Выпивка заставляет мужика хотя бы на время забыться и умерить свой гнев, но однажды «загремит гром» и Русь воспрянет. Монолог, наполненный твердой верой в эти события, Некрасов вкладывает в уста пьяницы, что как нельзя лучше передает его понимание крестьянской души и любовь к своему народу. Неудивительно, что отрывок из поэмы про Якима Нагого пользовался у читателей «Кому на Руси жить хорошо» особой любовью. Именно его не раз цитировали в публицистике, на него в своих работах опирались революционеры и другие писатели, в частности – Н. Чернышевский и Н. Добролюбов. Образ Якима интересен и сегодня, в первую очередь благодаря своей неподдельной искренности.
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Настя Пашинская
13/17
Андрей Андреянов
15/17
Вика Женова
17/17
Максим Рубцов
15/17
Ирина Захарова
15/17
Анастасия Уварова
17/17
Александр Мазунин
17/17
Марина Першина
17/17
Омар Алилов
17/17
Ева Ротвейлер
17/17
Источник
Анонимный вопрос
1 февраля 2019 · 7,7 K
Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…
При создании образа этого персонажа, автор, как и для других персонажей, выбирает говорящие имена и названия, Яким носит фамилию Нагой и живет в деревне Босове, что сразу намекает на его нищету. Внешность его тоже вполне характерна, у него впалая грудь и вдавленный живот, волосы же напоминают песок. Кроме того, автор сравнивает его с отрезанным пластом земли, слово отождествляя его с ней, обозначая его крепкую связь с землей. Свою историю Яким рассказывает сам. Поначалу он жил в Петребурге, но потом из-за тяжбы с купцом оказался в тюрьме. Соверщенно все потеряв, он возвращается в село и продолжает там тяжело работать. Отдушиной для него остается только выпивка: “до смерти работает, /До полусмерти пьет!..”. Но Яким не считает виноватым в этом только себя. Непосильный труд, результаты которого зачастую отбираются помещиком или уничтожаются природными бедствиями – вот что, по его мнению, толкает крестьянина на пьянство.
Краткое содержание произведения “Кому на Руси жить хорошо”?
Не перестаю узнавать новое. Люблю путешествия и все с этим связанное. Много лет…
В Прологе поэмы встречаются 7 мужиков. У них завязался спор на тему “кому на Руси жить хорошо”. Каждый назвал свой вариант. Тогда они решают идти искать ответ и без него не возвращаться домой.
Во второй части “Последыш” события разворачиваются на Волге в разгар сенокоса. Странники наблюдают картину, как к берегу на трех лодках подплывает барское семейство. а косцы, отдыхающие рядом, тут же вскакивают и начинают лебезить перед барином. Как оказалось, крестьяне помогали семье старого барина скрывать от него, что крепостное право отменили. За это родственники обещают мужикам пойменные луга. Но когда Последыш умер, наследники забыли о своих обещаниях.
В третьей части “Крестьянка” странники продолжают поиски. На этот раз они ищут того, кому “жить весело, вольготно на Руси”, среди женщин. И в селе Наготине они узнают, что в Клину есть “губернаторша” Матрёна Тимофеевна, которая им поможет. Они ее находят и просят рассказать свою историю. В конце которой она убеждает мужиков, что счастья нет ни у нее, ни на Руси в целом.
Четвертая и заключительная часть – это продолжение второй части. В ней речь идет о пире, который закатили мужики после смерти старика Последыша. В конце главы один из героев -Гриша Добросклонов, сын попа – на следующее утро после пьянки шел по берегу реки и внезаппно нашел, в чём секрет русского счастья.
Окончание поэмы явно задумывалось другим. Но Некрасов предчувствовал свою смерть, поэтому попытался завершить поэму раньше.
Что это за “крестьянский грех” в поэме “Кому на Руси жить хорошо”?
Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…
Так называется одна из глав поэмы Некрасова. Героями здесь являются барин и его слуга Глеб. Барин перед смертью пожелал отпустить своих крестьян на волю и написал вольную, но Глеб, которому наследник барина обещал за это награду, позволил сжечь завещание барина. Староста Глеб ради собственной выгоды предает своих же земляков, обрекая их на рабство, в этом состоит его грех.
Прочитать ещё 1 ответ
О чем глава “Последыш” из поэмы “Кому на Руси жить хорошо”?
Родился в Ленинграде. История, Живопись, Краеведение, Спорт, Кино.
В разгар сенокоса странники приходят на Волгу. Здесь они становятся свидетелями странной сцены. На трёх лодочках к берегу подплывает барское семейство. Косцы, только что присевшие отдохнуть, тут же вскакивают, чтобы показать старому барину своё усердие. Оказывается, крестьяне села Вахлачина помогают наследникам скрывать от выжившего из ума помещика Утятина отмену крепостного права. Родственники Последыша-Утятина за это обещают мужикам пойменные луга. Но после долгожданной смерти Последыша наследники забывают свои обещания, и весь крестьянский спектакль оказывается напрасным. https://briefly.ru/nekrasov/komu_na_rusi/
Где найти краткое содержание поэмы “Кому на Руси жить хорошо”?
Мои итальянские друзья называют меня “Энциклопедия Треккани”, по-нашему что-то…
Все найти можно в Яндексе!)))
Кратко перескажу:
Повстречались семь мужиков из смежных деревень в уезде Терпигоревом с «говорящими» названиями: Дыряево, Разутово, Заплатово, Знобишино, Неелово, Горелово, Неурожайко.
Затеяли мужики спор «кому лучше живётся: попу, чиновнику, помещику, царю». Весь путь совместный проспорили, даже подрались. А после решили, что не вернутся домой, пока не найдут того, кому на Руси хорошо живётся. Так началась их длинная дорога. По пути встретили попа, для которого счастье в покое, богатстве и чести, но хорошего в его жизни нет. Потом мужики искали счастливых людей на сельской ярмарке, но нашли лишь грязь, нищету и беспробудную пьянку. И решили мужики угощать водкой счастливых людей – много подходило народу в надежде на угощение – солдат счастлив, что живой вернулся, бабка рада, что урожай репы хорош – ведро водки раздали, а счастливых так и не нашли. Следующим на пути мужиков был помещик, который рассказал, как хорошо жил при крепостном праве, и как плохо живет сейчас. Были в пути встречи с князьями, с губернаторшей – никто не был счастлив. И, наконец, попали мужики на пир веселый, но постепенно разговоры скатились к грустным историям и печальным песням. Но настанет день, когда Русь будет петь лишь благие песни и счастливых искать не будет нужно — все будут счастливы, об этом рассказали два семинариста: есть Гриша, сын дьяка, что решил посвятить себя борьбе за счастье народа.
Поэма не завершена автором, мы не узнаем, чем история закончилась)
Как вы относитесь к писателю А. Солженицыну (автор произведений “Один день Ивана Денисовича”…)Считаете его предателем своей страны ?
Мой прадед Александр Соколов, бородатый многодетный старообрядец, вдовец из деревни Соколовка Мишкинского района Курганской волости, был репрессирован по доносу в начале тридцатых годов, (нанимал батраков, поскольку в большом семействе были одни дочери). И 10 лет своей крестьянской жизни он валил лес где-то в тайге, впоследствии описывая совою жизнь в лагере и окружающую обстановку только тремя словами: “В небо дыра”. То есть кругом тайга и увидеть небо можно было, только подняв голову вверх. А может эта дыра и виделась многим единственным выходом…
Он был уже не молод, но умудрился выжить и вернуться… Отыскать, уже в другом регионе, свою ставшую совсем взрослой младшую дочь, которая подростком сбежала с бабушкой из деревни в ночь ареста, и о судьбе которой он ничего не знал… Чтобы сказать ей это: “В небо дыра”… Чтобы прижать к себе…
Солженицын – один из самых уважаемых мною соотечественников, впрочем, как и Шаламов, и все, оставившие свидетельства. Благодаря их книгам, я хотя бы что-то способна понять… Нижеспорящим товарищам советую сначала прочитать “Архипелаг ГУЛАГ”, а потом за доказательствами – в Музей памяти жертв политических репрессий «Память Колымы» в поселке Ягодное неподалеку от города Магадана. Музей располагает документальными доказательствами фактов, изложенных в книгах Солженицына.
Прочитать ещё 7 ответов
Источник
Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” рассказывает читателю о судьбах самых разных людей. И судьбы эти в большинстве своем поражают трагичностью. Нет на Руси счастливых людей, жизнь каждого одинаково тяжела и убога. И поэтому, размышляя над прочитанным, испытываешь грусть.
Яким Нагой — один из мужиков, с кем приходится столкнуться странникам в своем путешествии. Первые строки, в которых сказано об этом человеке, поражают своей безысходностью:
В деревне Босове Яким
Нагой живет,
Он до смерти работает,
До полусмерти пьет!..
История жизни Якима Нагого очень проста и трагична. Он когда-то жил в Питере, но разорился, попал в тюрьму. После этого возвратился в деревню, на свою родину, и принялся за нечеловечески тяжелую, выматывающую работу.
С тех пор лет тридцать жарится
На полосе под солнышком,
Под бороной спасается
От частого дождя,
Живет — с сохою возится,
А смерть придет Якимушке —
Как ком земли отвалится,
Что на сохе присох…
Эти строчки говорят о жизни простого мужика, единственным занятием и одновременно смыслом существования которого является тяжелая работа. Именно такой удел был характерен для основной части крестьянского народа — отсутствие всех радостей, кроме той, что может подарить пьянство. Именно поэтому Яким и пьет до “полусмерти”.
В поэме описан эпизод, который кажется очень странным и вызывает живейшее удивление читателя. Яким купил для своего сына красивые картинки и повесил их на стене в избе.
И сам не меньше мальчика
Любил на них глядеть.
Но вдруг загорелась вся деревня, и Якиму было необходимо спасти свое немудреное богатство — накопленные тридцать пять целковых. Но он в первую очередь стал снимать картинки. Его жена бросилась снимать со стен иконы. Так и получилось, что целковые “слились в один комок”.
Человек в первую очередь во время пожара спасает то, что ему дороже всего. Якиму были дороже всего не деньги, накопленные неимоверно тяжелым трудом, а картинки. Рассматривание картинок было его единственной радостью, поэтому он не мог допустить, чтобы они сгорели. Душа человека не может довольствоваться серым и убогим существованием, в котором есть место только работе, изнуряющей до бессилия. Душа требует прекрасного, возвышенного, а картинки, как ни странно это звучит, словно явились символом чего-то недостижимого, далекого, но в то же время вселяющего надежду, на минуту позволяющего забыть об убогой действительности.
Описание внешности Якима не может не вызвать сострадания и жалости:
Вгляделся барин в пахаря:
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука — кора древесная,
А волосы — песок.
Перед читателем предстает изможденный человек, у которого практически не осталось сил и здоровья. Все, абсолютно все забрала у него работа. У него нет в жизни ничего хорошего, поэтому он так и тянется к пьянству:
Слово верное:
Нам подобает пить!
Пьем
— значит силу чувствуем!
Придет печаль великая,
Как перестанем пить!..
Работа не свалила бы,
Беда не одолела бы,
Нас хмель не одолит!
На образе Якима Нагого показана вся трагичность существования простого мужика, он — символ беспросветности и безнадежности, и именно об этом говорит автор, рисуя данные картины.
Образ Ермила Гирина отличается от образа Якима Нагого. Если у Якима наблюдается полная покорность судьбе, нет даже малейшего намека на сопротивление, то Ермил предстает перед читателем более сильным, он пытается как-то изменить собственную безрадостную жизнь.
У Ермила была мельница. Не бог весть какое богатство, но и его мог потерять Ермил. Во время торгов, когда Ермил честно пытался отвоевать собственное имущество, ему потребовалась большая сумма денег. Ермил просит всего полчаса, в течение этого времени обещает принести деньги — огромную сумму. Мужик оказался настолько находчивым, что отправился на площадь и обратился с просьбой ко всему честному народу. А поскольку день был базарный, то Ермила услышали очень многие. Он попросил у людей денег, пообещав вскоре отдать долг.
И чудо сотворилося —
На всей базарной площади
У каждого крестьянина,
Как ветром, полу левую
Заворотило вдруг!
Крестьянство раскошелилось,
Несут Ермилу денежки,
Дают, кто чем богат.
Некрасов описывает нетипичный случай. Человек обращается за помощью, и ему помогают абсолютно незнакомые люди. Странники, услышав такую историю, очень удивлены, почему же народ откликнулся на просьбу Ермила. И слышат в ответ, что Гирин — человек совершенно удивительный. Он долгое время работал писарем, помогал всем, ничего не требуя взамен:
Лет двадцать было малому.
Какая воля писарю”?
Однако для крестьянина
И писарь человек.
К нему подходишь к первому,
А он и посоветует
И справку наведет;
Где хватит силы — выручит,
Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!
Благодаря такому отношению к людям Ермил был избран бурмистром, несмотря на свою молодость. Он был справедливым, никогда не допускал обмана и подлости. Только один-единственный раз допустил Ермил ошибку. Он захотел спасти своего брага из рекрутчины, поэтому отправил в солдаты сына бедной крестьянки. Но этот поступок заставляет его раскаиваться, болью отзывается в душе:
Сам Ермил,
Покончивши с рекрутчиной,
Стал тосковать, печалиться,
Не пьет, не ест; тем кончилось,
Что в деннике с веревкою
Застал его отец.
Тут сын отцу покаялся:
“С тех пор, как сына Власъевны
Поставил я не в очередь,
Постыл мне белый свет!”
Отчего так страдает Ермил? Любой неправедный, несправедливый поступок кажется ему преступлением. Это свидетельствует о благородстве простого человека. После того как Гирин исправил свою ошибку, он отказался от должности.
Образ Ермила Гирина не менее трагичен, но вызывает уважение и восхищение читателя. В столь неимоверно сложных условиях, в которых он вынужден жить, ему удается проявлять такие положительные черты своего характера, как благородство, честность, доброту, сострадание.
Образы Ермила Гирина и Якима Нагого показывают читателю, что, несмотря на разницу в характере, в отношении к жизни, простой человек покорен судьбе и даже не пытается протестовать. Яким Нагой живет в тесных рамках своего мирка, в котором есть место только работе и пьянству. Ермил Гирин честен, порядочен, умен, но принимает все правила окружающего мира. Жизнь простого народа вселяет в читателя чувство безысходности и горечи за унижения, бедствия и страдания русских людей.
Источник
Образ Якима Нагого «Да выискался пьяненький Мужик, – он против барина На животе лежал» …
Портрет Яким Нагой- бедный крестьянин. Точно так же, как и семь странников, является собирательным образом русского мужика. Описание внешности Якима не может не вызвать жалости. У него «впалая грудь» и «вдавленный» живот, волосы же напоминают песок. Одновременно в описании внешности героя проявляется другая сторона его образа – это человек, неразрывно связанный с землей, до такой степени, что и сам он начал походить на «ком земли» , на «пласт, сохой отрезанный» “В деревне Босове Яким Нагой живет, Он до смерти работает, До полусмерти пьет!”
История Якима Нагого. Его беды и невзгоды. История жизни Якима Нагого очень проста и трагична. Он когда-то жил в Питере, но разорился, попал в тюрьму. После этого возратился в деревню, на родину, и принялся за нечеловечески тяжелую, выматывающую работу. “С тех пор лет тридцать жарится На полосе под солнышком, Под бороной спасается От частого дождя, Живет- с сохою возится, А смерть придет Якимушке. Как ком земли отвалится, Что на сохе присох…”
Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе? Яким понимает, что крестьянство великая сила; он горд своей принадлежностью к нему. Он знает, в чем сила и слабость “крестьянской души”. Яким опровергает мнение о том, что крестьянин беден оттого, что пьет. И крестьяне соглашаются с ним: “Пьем-значит, силу чувствуем!”
Нравственные качества героя Некрасов создаёт в Якиме Нагом реалистический портрет крестьянина-труженика. ❖ Яким видит общественную несправедливость по отношению к народу ❖ Он показывает проявление духовных запросов. “Хлеб духовный — выше хлеба земного”
Представление о счастье 1. Яким предстает перед нами не простым крестьянином. Несмотря на каторжный труд, он не очерствел душой, умеет ценить прекрасное. Так, он собирал для сына разные картинки, «развешал их по стенам, и сам на них любил глядеть» . Когда в деревне начался пожар, и загорелась изба Якима, то он бросился спасать не спрятанные деньги, а любимые картинки. В его жизни главное не только работа и выпивка, но и созерцание прекрасного. 2. Из-за тяжелой крестьянской доли и начал он пить, спиртное помогает ему забыться. «Придет печаль великая, Так перестанем пить!. . . Работа не свалила бы, Беда не одолела бы, Нас хмель не одолит!»
Почему странники счастливым? не признавали героя Потому что Яким Нагой всё время работал, работал на износ и постоянно терпел все наказании, а когда не работал тогда пил. Так что водочки ему дали не из-за того, что признали его счастливым, а, скорее, потому, что удивлены были, что этот изработавшийся, испитый человек, во время пожара бросился спасать не свои хоть и небольшие сбережения, а картиночки, которые купил сыну: “С ним случай был: картиночек Он сыну накупил, Развешал их по стеночкам И сам не меньше мальчика На них любил глядеть. Пришла немилость божия, Деревня загорелася – А было у Якимушки За целый век накоплено Целковых тридцать пять. Скорей бы взять целковые, А он сперва картиночки Стал со стены срывать; Жена его тем временем С иконами возилася, А тут изба и рухнула – Так оплошал Яким! Слились в комок целковики, За тот комок дают ему Одиннадцать рублей. . . “Ой брат Яким! недешево Картинки обошлись! Зато и в избу новую Повесил их, небось? ”
“Говорящая” фамилия Нагой, т. е. голый. фамилия его означает бедность и убогость, иллюстрирующая крестьянский люд
Источник