Какой штраф за санкционные продукты
В 2014 году Россией были приняты контрсанкции, которые привели к необходимости развивать в нашей стране сельскохозяйственную отрасль. Изначально россияне были против введения ограничительных мер, но спустя годы привыкли к отсутствию ряда импортных товаров на прилавках. В начале февраля 2017 года был предложен законопроект, направленный на борьбу с ввозом запрещенных продуктов. Если он будет принят, то за ввоз или внешнеэкономические операции, в которых будут участвовать санкционные продукты, начнут налагать штраф.
Какие продукты попадают под санкции
Закон о продлении контрсанкций подписан Дмитрием Медведевым, согласно этому документу ограничения будут действовать до конца 2018 года. В феврале 2017 года Дмитрий Медведев в ходе своего выступления просил подготовиться к тому, что санкции будут сняты не скоро. Следовательно, ответные меры так же не будут отменены.
Напомним, что под запретом находится сельскохозяйственная продукция из ряда стран Евросоюза. В перечень запрещенных товаров входит:
- мясо домашней птицы и крупнорогатого скота;
- свинина;
- морепродукты, ракообразные и рыба;
- колбасные изделия;
- молочная продукция, в том числе и сыры;
- орехи, овощи, корнеплоды и фрукты.
Список запрещенных товаров не раз пересматривался. В него вносились новые позиции, а также убирались пункты, например, ввоз кормов для животных на сегодня разрешен.
Менялся и список стран. С 2016 года контрсанкции действуют на:
- страны, входящие в Евросоюз;
- Украину;
- Канаду;
- Австралию;
- Норвегию;
- Лихтенштейн;
- Исландию;
- Черногорию;
- Албанию.
Читайте также: Штраф за незаконную торговлю на улице
Уже ни для кого не секрет, что представители стран, против которых действует продуктовое эмбарго, нашли обходной путь – они провозят свои товары через Беларусь, где их переупаковывают. Сегодня в супермаркетах несложно найти даже белорусских устриц и другие продукты, которые не могут быть выращены в этой стране. Аналогичная ситуация коснулась товаров, выращенных в Беларуси – объемы их поставок в РФ превышали количество снятого урожая.
Суть законопроекта
Многие предприниматели стараются обойти наложенные государством запреты. Они контрабандой получают санкционные товары, а потом реализуют их на территории РФ. Роспотребнадзор старается бороться со сложившейся ситуацией. Для этого были предприняты два шага:
- Создание базы недобросовестных поставщиков и компаний, которые с ними сотрудничают. Она доступна Таможенной службе, которая пресекает ввоз товаров предпринимателями, попавшими в этот список.
- Внесение на рассмотрение законопроекта, согласно которому лица, ввозящие в Россию санкционные продукты, будут получать штрафы. Для этого придется изменить Административный кодекс.
На сегодня последняя мера еще не вступила в силу. Известно, что примерно до середины года будут проводиться публичные обсуждения этой инициативы, а также антикоррупционная экспертиза документа.
Если проект будет принят, то появится новое административное правонарушение, а соответствующий кодекс будет дополнен статьей 14.2.1. Нести ответственность будут:
- граждане, штраф для них будет от 3 до 5 тысяч рублей;
- должностные лица заплатят больше от 30 до 50 тысяч;
- индивидуальным предпринимателям придется отдать от 30 до 50 тысяч;
- с юридических лиц взыщут от 70 до 100 тысяч.
При этом, по текущей версии проекта, контролирующие органы могут на свое усмотрение конфисковать ввезенный товар или оставить его нарушителю.
Разъяснения Роспотребнадзора
Первая реакция на внесенный проект была негативной. Больше всего возмущались инициативой Роспотребнадзора простые граждане, так как посчитали, что в большинстве случаев закон будет не на их стороне. В качестве аргумента они приводили следующий пример: при ввозе с территории Белоруссии в сумке будут обнаружены яблоки, как таможенники определят, что это санкционный продукт, а не тот, что выращен в дружественном государстве.
Многие чиновники согласились с аргументацией граждан, поэтому специалистам Роспотребнадзора пришлось дать разъяснения. С их слов, штрафы будут накладывать только за продукты, провезенные в промышленных объемах и торговлю ими. В момент когда санкционный товар пересекает границу, сотрудники таможенной службы будут лишь осматривать его. Роспотребнадзор, в свою очередь, будет проверять торговые точки. Оштрафовать нарушителя можно будет лишь в тех случаях, если ввезенные продукты поступили в продажу или оказались на складе предпринимателя.
Что касается граждан, то они по-прежнему имеют право для личных нужд из стран ЕС (и других государств из санкционного списка) провозить до 5 килограмм продукции. Штрафы за это накладываться не будут. Тем не менее отношение к закону со стороны простых граждан противоречиво.
Новую инициативу не поняли и не приняли даже чиновники. Например, депутат из Якутии Федот Тумусов назвал законопроект опасным и сказал, что многие из-за него будут готовиться к обыску холодильников. Именно так он видит реализацию этого проекта в будущем.
Читайте также: Штраф за самовольное подключение к электроэнергии
В настоящее время понятно, что в текущей версии проект, скорее всего, принят не будет. В нем предусмотрены лишь штрафы, а разъяснения не зафиксированы документально. Таким образом, трактовать новое положение можно разным образом, что приведет к тому, что после принятия, оно может действовать в ущерб интересам простых граждан. Кроме того, многие чиновники считают, что эта инициатива будет экономически вредной и усложнит жизнь простых людей.
На нашем сайте вы за считанные минуты можете получить бесплатную консультацию нашего корпоративного юриста!
Источник
Санкционные продукты, напоминает участник последнего совещания у вице-премьера, попадают в Россию несколькими способами: их переупаковывают как продукцию не попавших под эмбарго стран, ввозят под прикрытием (товар либо прячут за упаковками другого, разрешенного, либо документы оформлены на легальные продукты), наконец, ввозится продукция неизвестного происхождения, то есть без сопроводительных документов. Если хозяина санкционных товаров найти не удается, привлечь к ответственности следует ее перевозчика, пояснил смысл инициативы собеседник РБК.
Транспортная компания отвечает за сохранность груза, который она перевозит, но не обязана отвечать за его состав, если речь не идет о нарушении Уголовного кодекса, например перевозке оружия или наркотиков, сообщил управляющий партнер консалтинговой компании «Инфра Проекты» Алексей Безбородов. Решение о провозе санкционного товара принимает, как правило, его получатель или таможенный брокер без участия перевозчика, указал исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) Ольга Федоткина. Она напомнила, что транспортная компания несет ответственность, если доказан факт фальсификации документов или соучастия в провозе санкционного товара. Но если речь идет о добросовестной транспортной компании, задача которой доставить груз с необходимыми сопроводительными документами, то в чем здесь злой умысел перевозчика, за который нужно наказывать, непонятно, недоумевает Федоткина. По мнению СЭЛ, такая инициатива не позволит значительно снизить поставки санкционных товаров, поскольку недобросовестные участники найдут альтернативные способы. Более эффективным решением в союзе считают усиление контроля на границе на въезде в Россию, который будет выявлять и разворачивать запрещенные грузы.
В 2017 году Роспотребнадзор уже предлагал ввести штрафы за перевозку, хранение и продажу санкционных товаров и даже разработал соответствующий законопроект. Но документ не был принят и ответственность за их хранение и перевозку сейчас не установлена, объясняет партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. В Кодексе об административных правонарушениях есть лишь ст. 14.2, предполагающая штрафы за незаконную продажу запрещенных в России товаров или товаров, продажа которых ограничена законом. Де-факто единственное наказание для импортеров — изъятие и уничтожение санкционной продукции, если она обнаружена при ввозе, отметил Горбунов.
Почему вспомнили про поставки санкционки
Подумать, как перекрыть поток санкционных продуктов в Россию, вице-премьер Виктория Абрамченко поручила еще весной: свои предложения Минсельхоз и Россельхознадзор должны были подготовить до 22 мая. Поводом стали подозрения, что в страну под видом белорусских могут ввозиться шампиньоны из Польши. Вопросом заинтересовались, после того как в Совет Федерации обратился гендиректор агрофирмы «Выборжец» и попросил ужесточить контроль за ввозом грибов на российско-белорусской границе: из Белоруссии стало поступать много дешевых шампиньонов по цене ниже себестоимости российского производства.
Минсельхоз предложил усилить контроль за поставками санкционных продуктов на всей территории Евразийского экономического союза (в него входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия). Например, предусмотреть меры дополнительного контроля за продукцией и возможности ограничения поставок, если у какой-то из стран возникнет недоверие к системе контроля другого государства, а также провести аудит действующей системы, сообщали «Ведомости».
Источник
Вечерняя рассылка
—
16 ноября 2017
За ввоз продуктов из ЕС и США предлагают давать 12 лет тюрьмы. Гражданам все еще можно ввозить продукты с собой и заказывать в интернете.
ГЛАВНОЕ
Минфин предложил ввести уголовное наказание со сроками до 12 лет за ввоз в Россию санкционных продуктов — сейчас это нарушение карается штрафом. Частным лицам тюрьма не грозит — законопроект говорит только о юрлицах и ИП. Но размер взятки за провоз санкционных товаров вырастет, и сами продукты подорожают.
- Ввоз санкционных товаров Минфин предлагает сделать отдельной статьей УК и наказывать за него тюремным сроком от 3 до 7 лет и штрафом до миллиона рублей, а в случае организованной группы (то есть в большинстве) — от 7 до 12 лет. Вот сам законопроект министерства, вот — пояснительная записка к нему.
- Частных лиц уголовное наказание не коснется: законопроект предполагает тюремные сроки только для юридических лиц и ИП, и только за крупный размер — от 1 млн рублей.
- Сейчас за нарушение запрета предусмотрены штрафы — до 2,5 тысяч рублей для физических лиц, до 20 тысяч для должностных и до 300 тысяч для юрлиц.
- Уголовную ответственность за ввоз в Россию санкционных товаров пытаются ввести с конца 2015 года. В феврале 2017 года Роспотребнадзор предлагал ввести штрафы за их хранение и перевозку, — но законопроект не прошел.
- Даже если за импорт санкционной еды будут сажать в тюрьму, с рынка она не исчезнет: запрет действует уже три года, но, например, большинство яблок в российской рознице, хоть и могут быть маркированы как сербские, все равно ввозятся из стран ЕС.
- «Правильно растаможить» одну фуру тех же яблок сейчас стоит около $2,5 тысяч, говорит собеседник The Bell. Если будет введена уголовная ответственность, размер взятки, а вместе с ним и цена на полке вырастут, говорит он.
Риска сесть в тюрьму, если вы не возите санкционные товары в промышленных объемах, у вас нет. Но за французский сыр и итальянскую ветчину, которые и так стоят втрое дороже, чем в Европе, теперь придется платить больше. Сэкономить можно, заказывая в иностранных онлайн-магазинах: об этом мало кто помнит, но ФТС в 2015 году разъясняла, что это законно.
Узнайте, что стоит за последними новостями
Без цензуры и в самом удобном формате. Примеры писем
Выберите подходящий вид рассылки:
Утро, вечер и итоги недели
Утренняя рассылка
Вечерняя рассылка
Итоговая рассылка
ЧТО ОБ ЭТОМ ГОВОРЯТ В СОЦСЕТЯХ
Андрей Мовчан
Экономист, 44945 подписчиков
Их гешефт сугубо меркантильный. По мере иссякания потока товаров на Русь по причине оскудения кошельков подданных, таможенный приказ и опричники, его опекающие, все меньше получают мзды и за легальные и за нелегальные товары. А хочется поддерживать уровень жизни. Вот и рождается идея — переквалифицировать санкционку (за которую штраф и которую положено уничтожать при обнаружении) в контрабанду (за которую тюрьма, и которая потому — вещдок и подлежит конфискации с последующей реализацией)… Еще
ДЕНЬГИ
Кто быстрее растет
Журнал РБК четвертый год публикует топ-50 самых быстрорастущих компаний России. В него обычно попадают не самые известные компании — например, первое место занял железнодорожный строитель «Бамстройпуть». Зато из рейтинга можно сделать вывод о том, какие рынки в России чувствуют себя лучше других в кризис.
Несмотря на падение доходов россиян, первое место традиционно занимает ритейл — 10 из 50 компаний, и быстрее всех растет сеть «Вкусвилл» (РБК недавно писал о ней большую статью). На втором месте — бенефициары госкапитализма, инфраструктура и транспорт (9 компаний), на третьем — зарабатывающие на импортозамещении сельское хозяйство и продукты питания (8). Самой быстрорастущей технологической компанией в России (4 место в рейтинге) оказался производитель лазеров «ИРЭ-Полюс».
Убытки — не помеха благотворительности
«Газпром» в 2017 году поставит рекорд среди российских компаний по затратам на благотворительность, потратив 26,3 млрд рублей. Рост расходов вызван увеличением финансирования программы «Газпром — детям» и участием компании в проекте создания исторических парков «Россия — Моя история». Вкладывать в благотворительность «Газпрому» не мешают даже убытки — первые 9 месяцев 2017 года, по данным отчетности по РСБУ, компания впервые за 19 лет закончила в минусе, чистый убыток составил 9,3 млрд рублей.
ПРАКТИКА
Авиакомпании следят за вами
Авиаперевозчики собирали ваши персональные данные еще тогда, когда не было даже такого выражения, и теперь начинают использовать их для вас — или против вас, все зависит от того, как вы к этому отнесетесь. Бортпроводникам всех крупных американских и азиатских авиакомпаний уже давно выданы смартфоны и планшеты, из которых они могут узнать все о пассажире на каждом кресле — как часто и с кем по соседству он летает, когда у него день рождения, что он предпочитает есть и пить. О том, до чего может довести желание авиакомпаний улучшить сервис, рассказывает Bloomberg.
Онлайн-магазины — тоже
Если авиакомпании пока дают повод напрячься только из-за объема данных, которые у них есть, то с розничными сетями все куда хуже. Исследователи из Принстона установили, что, например, на сайте второй по размеру в США сети аптек Walgreens установлено ПО, отслеживающее каждое движение и клик мыши и действие на клавиатуре каждого отдельного пользователя без его ведома — даже, например, текст, который вы вводите в поле поиска, а потом стираете, не отправив. Разработкой и управлением этим ПО занимается 7 крупных компаний (в том числе российский «Яндекс»), их клиенты — десятки онлайн-ритейлеров, а в числе собираемых данных — номера и CVC-коды кредитных карт. Все эти компании существуют уже давно, но до этого анализировали только группы пользователей, а теперь взялись за кокретных людей.
Чего ждать от грузовика Маска
Для тех, кто, несмотря на раннее время (7 утра мск) собирается следить за презентацией первого грузовика от Tesla, который, по обещанию Илона Маска, «сможет трансформироваться в робота, сражаться с пришельцами и готовить латте»: Bloomberg собрал 8 вещей, за которыми надо следить во время презентации. А пока можно посмотреть первое опубликованное Tesla видео грузовика.
FUN
«Сняли все таблички и ушли»
«Я свою позицию уже отразил в письменных показаниях и в публичных выступлениях», — прокомментировал сегодня Игорь Сечин свою неявку по повестке в суд по делу Улюкаева. Глава «Роснефти» «будет стремиться выполнять в полном объеме требования российского законодательства», но «как только удастся согласовать графики». Следующее заседание назначено на среду, 22 ноября.
На вопрос о том, получал ли он повестку в суд, Сечин отвечать отказался. Но спустя пару часов этот вопрос прояснился. РБК выяснил, что 10 ноября, спустя два дня после того как прокурор потребовал вызвать Сечина в суд, отделения для приема корреспонденции в офисе «Роснефти» просто закрылось. Сотрудники службы, представляющей собой «окошко в одном из подъездов здания», просто «сняли все таблички и ушли», пишет РБК. В результате в «Роснефть» перестала поступать даже не такая пугающая корреспонденция, как повестка для Сечина: сотрудникам приходится спускаться за письмами лично по телефонному звонку.
Петр Мироненко, The Bell
Источник
На прошлой неделе у вице-премьера Виктории Абрамченко прошло совещание, в ходе которого поднимался вопрос о наказании для транспортных компаний, которые ввозят в Россию продукты, попавшие под эмбарго
Пресс-служба Правительства России
На прошлой неделе у вице-премьера Виктории Абрамченко прошло совещание, в ходе которого поднимался вопрос о наказании для транспортных компаний, которые ввозят в Россию продукты, попавшие под эмбарго. Как сообщил РБК один из участников встречи, Минсельхоз, Россельхознадзор, Минтранс и Федеральная таможенная служба (ФТС) совместно прорабатывают введение ответственности для транспортных компаний при перевозке продуктов, запрещенных к ввозу в Россию. Представитель Абрамченко подтвердила лишь факт проведения совещания, отказавшись от других комментариев.
Запрет на ввоз продуктов из ЕС, Канады, Австралии, Норвегии и других стран Россия ввела в августе 2014 года в ответ на их санкции из-за присоединения Крыма и ситуации в Донбассе. Однако попавшие под санкции продукты продолжают ввозить в Россию нелегальными способами, в частности, через Белоруссию.
С ноября 2015 года ФТС выявила и уничтожила более 21 тыс. т санкционных продуктов. Но товаров с нарушениями, в частности без необходимых документов, было выявлено значительно больше – 190 тыс. т, из них 160 тыс. т были возвращены в соседние страны, прежде всего в Белоруссию и Казахстан. Россельхознадзор только за одиннадцать месяцев 2019 года уничтожил более 7 тыс. т овощей, фруктов и другой растительной продукции, ввоз которой запрещен в рамках российского продэмбарго.
Санкционные продукты попадают в Россию несколькими способами: их переупаковывают как продукцию не попавших под эмбарго стран, ввозят под прикрытием (товар либо прячут за упаковками другого, разрешенного, либо документы оформлены на легальные продукты) или ввозят продукция неизвестного происхождения, то есть без сопроводительных документов. Если хозяина санкционных товаров найти не удается, привлечь к ответственности следует ее перевозчика, пояснил смысл инициативы собеседник РБК.
Эксперты отмечают, что транспортная компания отвечает за сохранность груза, который она перевозит, но не обязана отвечать за его состав, если речь не идет о нарушении Уголовного кодекса. Решение о провозе санкционного товара принимает его получатель или таможенный брокер без участия перевозчика, а транспортная компания несет ответственность, если доказан факт фальсификации документов или соучастия в провозе санкционного товара. Но если речь идет о добросовестной транспортной компании, умысел ее в данном случае доказать невозможно. К тому же недобросовестные участники явно найдут альтернативные способы поставки санкционных товаров, и более эффективным решением в этом смысле могло бы стать усиление пограничного контроля на въезде в Россию.
В 2017 году Роспотребнадзор уже предлагал ввести штрафы за перевозку, хранение и продажу санкционных товаров и даже разработал соответствующий законопроект, однако он не был принят. Единственным на данный момент наказанием для импортеров остается изъятие и уничтожение санкционной продукции. Между тем эксперты отмечают, что из-за продуктового эмбарго российские потребители ежегодно теряют около 445 млрд рублей: большинство позиций из списка санкционных товаров заместить так и не удалось, и об однозначном успехе импортозамещения можно говорить лишь в производстве помидоров, свинины и птицы.
Источник