Какой продукт урока по литературе
МБОУ лицей с.Хлевное
Доклад
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Учитель русского языка и литературы
Родионова О.В.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Современный урок-урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, личности ребёнка, его родителей, общества, государства.
Три постулата заложены в основание новой технологии урока литературы.
Ø Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;
Ø Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
Ø Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.
Современный урок литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов:
- мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
- целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
- осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
- коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
- взаимопроверка, взаимоконтроль;
- рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Какие же требования предъявляются к современному уроку литературы в условиях введения ФГОС:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока — дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, – это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.
1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..
2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.
3 – й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.
4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.
5 – й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»
6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.
Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами | |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей:
|
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков | – | Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио | |
Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки | |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Требования к современному уроку литературы
- Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.
- Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.
- Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».
- Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
- Личностное целеполагание и личностное содержание материала
Алгоритм деятельности учителя при проектировании урока литературы
Определить место данного урока в системе уроков
Определить основные понятия, термины, виды деятельности, виды и формы контроля Сформулировать цели ученика и цели учителя
Сформулировать концепцию урока
Продумать логику урока в соответствии с его типом или технологией
Отобрать необходимый инструментарий (методы, приёмы, учебные задачи, обеспечивающие предметные и метапредметные результаты обучения).
Требования к учителю
Чётко и точно формулирует задания.
Не даёт новые знания ученикам в готовом виде.
Не повторяет задание 2 раза.
Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам.
Не повторяет то, что уже сказали ученики.
Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.
Подбирает комплексные задания.
Использование элементов ФГОС на уроках литературы.
Стихотворение в прозе «Два богача»
Определите вид предложений по цели высказывания, по интонации? Какие художественные приёмы используются в стихотворении?
В чём, по – вашему, превосходство мужика над Ротшильдом?
Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая интонация главенствует?
Какова главная мысль этого стихотворения?
Ученики путём поисковой и исследовательской деятельности делают вывод:
Каково значение стихотворений в прозе И.С.Тургенева?
Источник
Аннотация: Используя различные методы, приемы на уроках литературы учитель на современном уроке должен создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также создать среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве.
Автор Кайраканова Лилия Тавлетовна
Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 1
зам. директора, учитель русского языка и литературы
Что такое современный урок? Каким он должен быть?
По мнению учащихся, современный урок должен давать современный учитель: увлеченный, грамотный, развивающийся. С таким учителем интересно, его увлеченность развивает познавательную активность. Современный урок — это спокойная атмосфера, чтобы не выходить с занятия со вздохом: «Слава богу, окончилось!» Современный урок – это и интеграция традиционных методов обучения и современных педагогических технологий. Современный урок должен способствовать развитию творческих способностей, нестандартного мышления обучающихся. Учитель на современном уроке должен создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве.
Многие современные школьники вряд ли назовут чтение среди своих любимых занятий. Можно ли сделать урок литературы увлекательным? Можно, если рассматривать художественное произведение не как набор фактов и явлений, происходящих в определенную эпоху, а как многогранный мир, живущий по своим законам, где за каждым словом, мыслью, жестом закреплена определенная знаковость.
Каким должен быть современный урок литературы? Многие учителя ответят: «Современный урок литературы – это урок с применением ИКТ». Мультимедийные уроки все больше и больше привлекают учителей-предметников. Бесспорно, использование ИКТ экономит время на уроке, наполняет урок новым содержанием, развивает творческий подход к окружающему миру, любознательность обучающихся, формирует элементы информационной культуры учащихся, прививает навыки рациональной работы с компьютерными программами, позволяет учителю идти в ногу со временем.
Но мы, учителя литературы, должны особенно осторожно относиться к применению ИКТ на своих уроках. Ведь задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель – это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. ИКТ должны быть хорошими помощниками учителю литературы, а не подменять его. Какие бы новации не вводились на уроках, главными участниками образовательного процесса всегда остаются учитель и ученик.
Понятна увлеченность учителей «нетрадиционными формами урока», появление уроков-мастерских, уроков-конференций, уроков-презентаций, уроков в форме творческой лаборатории, уроков-концертов и др.
Независимо от того, в какой парадигме работает учитель (традиционной, развивающей, личностно ориентированной), он обязательно начинает урок. Начало урока – один из его важнейших моментов – требует от учителя творческого подхода, вариации различных приемов, поиска своеобразной формы.
Традиционный урок | Нетрадиционный урок |
1. Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, внешнего вида учащихся и т.д.) 2. Мобилизующее начало урока («исходная мотивация») 3. Актуализация знаний учащихся | 1. Рифмованное начало урока 2. Начало урока с элементом театрализации 3. Высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока 4. Пословицы, поговорки, относящиеся 5. Постановка учебной задачи, проблемного вопроса, создание проблемной ситуации |
Потенциально важным является и выбор определения темы-заголовка урока.
1. Заголовок – метафора
2. Заголовок – вопрос
«За что наказан Демон?» (По поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»)
3. Заголовки, содержащие прием отстранения, освещения знакомого факта под новым углом зрения, в непривычном ракурсе
“Загадки «Слова о полку Игореве»”; Еще одна тайна «Пиковой дамы»
4. Заголовки, сформулированные как альтернативные вопросы
«Образ Луки из пьесы М. Горького «на дне». «Святой» или «лукавый»?
5. Заголовок, в котором пропущен(-ы) ключевое(-ые) слово(-а). (Можно побудить учеников выразить свое понимание изучаемых событий, текстов и отношение к ним)
«Древнерусская литература – фундамент (основа). русской словесности»
6. Самостоятельный выбор наиболее подходящего названия из предложенных вариантов.
7. В заголовке можно расставлять знаки препинания, выражая тем самым собственное отношение к проблеме.
Мне очень нравится работать с эпиграфом на уроках литературы. Так, для урока «Художественный мир А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова» использую высказывания В. Брюсова, Д.С. Мережковского, В.Г. Белинского.
Задание: выберите и запишите в тетрадь тот эпиграф, который наиболее полно отражает тему сегодняшнего урока. Аргументируйте свой ответ. (Прием «Осмысление эпиграфа»).
Путь Пушкина – это общий путь русской литературы, а не личный… (В Брюсов)
Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием. (Д.С. Мережковский)
Лермонтов – поэт совсем другой эпохи…его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического нашего общества. (В.Г. Белинский)
Внимание учителей все больше и больше привлекают активные методы и приемы обучения.
1. Опорные схемы.
2. Диалог.
3. Мозговой штурм.
4. Игровые моменты.
5. Интригующее анонсирование темы.
6. Сравнение и аналогия
7. Использование музыки и других эстетических средств художественного воздействия и др.
Поподробнее остановлюсь на игровом аспекте урока. И здесь нужно вспомнить притчу о трех превращениях духа, о трех стадиях развития личности Фридриха Ницше.
Одна из важнейших задач образовательного процесса: как императив («надо!», «ты должен!») превратить в творческую энергию («самокатящееся колесо»)?
Игровые приемы, несомненно, имеют развивающее значение, бесспорно, активизируют учебный процесс. «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса», – утверждает Шалва Амонашвили.
На уроке литературы игровые моменты пробуждают, поддерживают и развивают интерес к процессу обучения и учебному предмету.
Примерные вопросы игрового характера:
1. А.П. Чехов назвал прозу И.А. Бунина «концентрированным бульоном».
Каков рецепт этого «бульона»?
2. В стилистике Леонида Андреева расскажите сказку про репку.
3. В эпилоге «Отцов и детей» спрятана пушкинская аллюзия. Найдите ее и прокомментируйте.
4. Придумайте алгоритм, помогающий отличать стихи Ф.И. Тютчева и А.А.Фета.
5. «Накройте праздничный стол» блюдами, которые упоминались в художественных произведениях.
6. В качестве новогодних «подарков» используйте предметы, которые являются важными художественными деталями.
Игра нужна учителю больше, чем ученику.
Она позволяет превратить нашу непростую работу в «самокатящееся колесо»…
Современный урок литературы немыслим, на мой взгляд, без приемов технологии развития критического мышления:
1. Инсерт
2. Кластер
3. Синквейн
4. Фишбоун
5. Ключевые слова
6. Ассоциативные ряды
7. Перекрестная дискуссия
8. Письменная рефлексия
9. Трехчастный дневник
Остановлюсь на этих приемах на примере работы с произведением А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Приём «Инсерт» заключается в маркировке текста (или его отрывка) специальными символами, имеющими следующее функциональное назначение:
«+» – «узнал новое»
«~» – «уже знал»
«-» – «думал иначе»
«?» – «есть вопросы»
Как вы воспринимаете монолог Онегина?
Текст можно промаркировать с позиции:
+ Я согласен с героем. Это соотносится с моими нравственными убеждениями. Онегин очень искренен, способен оценить «души доверчивой признанья».
– Я не согласен с героем. Это противоречит моим убеждениям. У меня было другое решение. Онегин ошибается, когда говорит: «Но я не создан для блаженства;// Ему чужда душа моя…» Он обрекает себя на одиночество, отказываясь от любви.
? Мне трудно определиться в этом вопросе.
Онегин вызывает у меня двойственные чувства. Мне нравится его откровенность, благородность души, но мне трудно понять, почему человек, не познавший любви, учит Татьяну «властвовать собою».
Теперь перейдем к следующему приёму, который называется «кластер».
Прием «Кластер» – это приём, в котором информация располагается в виде «гроздей винограда».
При этом между всеми «гроздьями» должна быть чёткая логическая связь. В любом «кластере» есть отправная точка, вокруг которой мы будем разветвлять «гроздь». Нашей отправной точкой являются герои романа «Евгений Онегин». Первых «ягод» будет четыре по числу основных героев романа. Последующие «гроздья» содержат характеристики героев с учетом их сюжетных взаимосвязей. Данный приём помогает учащимся структурировать основные характеристики персонажей изучаемого произведения.
На завершающей стадии урока можно применить след. методы: синквейн, фишбоун, трехчастный дневник, эссе.
«Синквейн» (от англ. «путь мысли») имеет определённую схему, по которой мы раскрываем образ героя следующим образом:
1. Существительное.
2. Прилагательных два (допускаются причастия).
3. Глаголов три (допускаются пояснения).
4. Предложение из четырех слов.
5. Существительное (вывод, обобщение).
Пример 1:
1. Онегин.
2. Скучающий, «лишний».
3. Отвергает, убивает, влюбляется.
4. Онегин отвергает любовь Татьяны.
5. Пессимист.
Пример 2:
1. Татьяна.
2. Скромная, влюблённая.
3. Любит, страдает, мечтает.
4. Выходит замуж за нелюбимого человека.
5. Идеал (поэта).
Стратегия «фишбоун» позволяет учащимся выявить причинно-следственные связи и мотивы поступков героев произведения. В данном случае эта стратегия помогает более ярко раскрыть образ Евгения Онегина.
«Фишбоун» – «скелет рыбы».
Перед нами схема, в которой мы должны отразить весь материал в определённом порядке.
В голове рыбы ставится «толстый вопрос».
Верхние плавники – это аргументы или причины.
Нижние плавники – это факты из произведения, подтверждающие аргументы.
В хвосте рыбы записывается ответ на поставленный «толстый вопрос».
В нашем «фишбоуне» ставится следующий вопрос: «Могла ли иначе сложиться судьба Евгения Онегина?».
Аргумент 1: «Скука».
Факт 1: «Онегин скучал и в Петербурге, и в деревне, все радости жизни ему рано наскучили».
Аргумент 2: «Душевные метания».
Факт 2: «Онегин искал смысл жизни, его душа не знала покоя».
Аргумент 3: «Любовь».
Факт 3: «Онегина полюбила Татьяна, но он не ответил на её любовь, а когда полюбил, то было уже слишком поздно».
Аргумент 4: «Убийство».
Факт 4: «Онегин убивает на дуэли Ленского, совершая при этом огромную жизненную ошибку».
Аргумент 5: «Лишний человек».
Факт 5: «Онегин – это тип молодого дворянина начала XIX века, разочарованного в жизни»
Вывод: «Судьба Онегина могла бы сложиться иначе, если бы он принял любовь Татьяны и отказался от поединка с другом. Но разочарование в жизни свело на нет все его положительные устремления .Онегина можно считать глубоко несчастным и одиноким человеком».
Трехчастный дневник
Письмо Татьяны.
– Что есть любовь для героини?
– Какие ключевые слова в тексте помогут понять ее внутренний мир, проникнуть в тайны ее души? Учащиеся заполняют трехчастный дневник. (Эта форма работы может быть выполнена дома)
Ключевые слова | Комментарии к ним | Комментарии к комментариям |
«Меня презреньем наказать…» «Моей несчастной доле…», «горького мучения…» | Любовь для Татьяны – великое страдание, жертвенность. Она наивна, неопытна… | . Заполняется дома, так как после завершения урока часто происходит переосмысление некоторых позиций |
«Только слышать ваши речи…» «Я твоя…» «Хранитель мой…» «Послан богом…» | Любовь для нее – величайшая радость, возвышенное чувство… | |
«В сновиденьях мне являлся…» «Чудный взгляд…» «Воля неба…» | Татьяна – чувственная натура, романтик по душе, сентиментальная. Очевидно влияние «книжной любви». |
В процессе анализа текста можно ввести элемент «перекрестной дискуссии».
«Защита героя».
– Я хочу оправдать моего героя, его поступки.
Попробуйте предложить юношам встать на защиту Татьяны, а девушкам – Евгения. Это может выглядеть так.
Татьяна – решительная – у нее открытое, чистое сердце – искренняя, чувственная – не способна предать, – была бы верной женой… Онегин – эгоист, причиняет Татьяне боль – не желает понять душу влюбленной девушки – не дает шанс ни ей, ни себе – обрекает себя на одиночество | Онегин – честный, открытый, благородный человек – не способен лгать – не любит ее, ведь сердцу не прикажешь… Татьяна – живет в своем придуманном мире – создала себе образ некого идеального мужчину – слишком откровенная, не способна сдерживать свои эмоции… |
Дискуссия не должна расколоть учащихся, а при наличии собственной выработанной позиции привести их к позитивному единству.
Данные технологические приемы позволяют на уроке не только обосновать свою позицию, но и в процессе самостоятельного анализа изменить какие-то уже установившиеся представления.
Считаю применение этих приемов на уроке очень эффективным, позволяющим сохранить активность ученика и сделать чтение или слушание осмысленным.
Следующий прием – кейс-метод, обеспечивающий максимальную мыслительную деятельность.
Кейс-метод – техника обучения, использующая анализ реальных ситуаций.
Технология метода:
1. Знакомство с материалом
2. Выделение нужной информации
3. Обсуждение в группах возможных альтернативных решений
4. Принятие решения
5. Презентация решений группами
6. Сравнение и анализ принятых решений, подведение итогов
Метод проектов
В основе метода проектов лежит:
• развитие познавательных навыков учащихся,
• развитие критического и творческого мышления,
• формирование умений самостоятельно конструировать свои знания,
• формирование умений ориентироваться в информационном пространстве
Читательские конференции, интеллектуальные игры тоже, безусловно, способствуют развитию творческих способностей, нестандартного мышления учащихся.
Используя различные методы, приемы на уроках литературы учитель на современном уроке должен создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также создать среду, где обучение происходит в сотрудничестве и сотворчестве.
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.
В.А. Сухомлинский
Вам понравился материал?
Источник