Какой продукт прославил энди уорхола

В Выставочном зале Союза художников в Новой Третьяковке открылась самая масштабная российская выставка пионера поп-арта и просто суперзвезды — Энди Уорхола. В экспозицию вошло более 200 произведений художника, фильмы, а также фотографии и другие работы художников и фотографов из его окружения.

Проблемный и до крайности застенчивый ребенок из эмигрантской семьи, впоследствии ставший не просто важным художником, но олицетворением культуры целого поколения, осуществил настоящую революцию в американском искусстве. Уорхол фактически стер границы между коммерческим и художественным, низким и высоким и доказал, что искусством может быть все что угодно.

К началу выставки вспоминаем 10 ключевых работ Уорхола, большую часть из которых можно будет увидеть на московской выставке.

Фото: Matt Dunham / AP / ТАСС

Именно в 1962 году Уорхол впервые разработал свою знаменитую методику тиражирования изображений при помощи шелкографической печати. Механический процесс воспроизводства изображений для Уорхола становится метафорой массового производства товаров и способом возвести послевоенную культуру потребления в художественный культ. Кока-кола в этом смысле — самый узнаваемый символ американской культуры массового потребления и универсальный товар, который любит как бродяга на улице, так и президент Соединенных Штатов.

Фото: Jonathan Wong / South China Morning Post via Getty Images

32 холста, изображающие банки с супом Campbell, — ключевая работа не только в творчестве Уорхола, но и в целом в истории современного искусства. Нарочито неживописное изображение банки с супом, которое воспевает коммерческий, «низкий» продукт и переносит его в художественное пространство, стало революционной работой для американского художественного процесса, где в 1960-е годы господствовал абстрактный экспрессионизм, ознаменовавший полный отказ от фигуративной живописи.

Фото: Nils Jorgensen / i-Images via ZUMA Wire / ТАСС

В 1963 году в Америке были осуществлены две последние казни на электрическом стуле. В том же году Уорхол заявил об окончательном отказе от живописи в пользу найденных изображений — рекламных и медийных, а также их тиражирования при помощи шелкографической печати. «Электрический стул», апроприированная художником фотография пустой комнаты для казни, и его поздние вариации вошли в серию работ «Смерть и катастрофы». В рамках серии Уорхол поставил вопрос: теряют ли смысл трагические и жестокие изображения при постоянном тиражировании на страницах газет и на телевидении?

© (2020) The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts

В 1972 году арт-дилер Уорхола Бруно Бишофбергер предложил художнику создать портрет самого влиятельного человека ХХ века. В этом же году президент Никсон впервые совершил поездку в Китай, а журнал Life окрестил Мао самым популярным человеком века. Уорхол, вдохновившись бесконечно тиражируемыми китайскими пропагандистскими постерами и листовками, создает серию из 10 портретов Цзэдуна.

В основу шелкографий лег официальный портрет Мао из священной для маоистской идеологии «Маленькой красной книги». Уорхол воспроизводит портрет диктатора в драматичных китчевых цветах с макияжем, скрещивает восточную идеологию и западную культуру и возводит вождя коммунизма в статус такой же поп-звезды, как и Мэрилин Монро.

© (2020) The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts

Уорхол впервые отходит от произведений на основе рекламных изображений, обращается к природному сюжету и создает серию шелкографий с изображением цветов гибискуса на основе фотографии из журнала Modern Photography. Многие критики говорят о «Цветах» как о работе, созданной под впечатлением от убийства Кеннеди. Как бы то ни было, цветки гибискуса, выполненные в оттенках техниколора, во многом предвосхитили эстетику 1960-х годов и стали негласным символом движения Flower Power.

 © (2020) The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts

Художник начал изображать Мэрилин Монро еще в 1962 году, сразу после смерти актрисы. Уорхол создает «Диптих», 25 цветных и 25 черно-белых изображений актрисы, и располагает их по аналогии с библейским диптихом, который изображает Деву Марию с одной стороны и распятого Христа — с другой.

Уже позднее, в 1967 году, Уорхол открывает свою собственную типографию Factory Editions, где первым делом снова создает серию работ с Монро — портфолио из 10 портретов. Мэрилин 1967 года, наоборот, выполнена в ярких цветах и уже не имеет ничего общего со скорбью: Уорхол увековечивает актрису и ее статус поп-культурной иконы.

Фото: Stephen Chung / London News Pictures via ZUMA Wire / ТАСС

1970-е ознаменовали собой расцвет эпохи диско, либерализацию, Studio 54, свободу от предубеждений и сексуальное раскрепощение. Уорхол, как всегда, ощущая дух времени острее, чем кто-либо, создает серию работ «Леди и джентльмены», вдохновившись красотой и гламуром дрэг-перформеров.

Вместе с редактором журнала Interview Бобом Колачелло Уорхол находит нескольких дрэг-квин из Гринвич-Виллидж и снимает их на полароид. Художник переносит фотопортреты героинь на холст при помощи шелкографии и уже в 1975 году поднимает вопрос о гендерной флюидности.

(Andy Warhol’s Portrait of Gertrude Stein) Фото: Виктор Великжанин / ТАСС

Один из немногих опытов Уорхола в групповом портрете — работа, которая фиксирует пантеон еврейской интеллигенции ХХ века. Созданная с подачи арт-дилера Роберта Фельдмана и впервые показанная в Еврейском музее Нью-Йорка в 1980 году, серия вызвала противоречивую реакцию общественности.

С одной стороны, католика Уорхола упрекали в эксплуатации и циничности, а с другой — работу окрестили неожиданным экспериментальным исследованием в области популярной культуры, антропологии и интеллектуальной мысли. Для самого же Уорхола серия, в которую вошли портреты Кафки, Гертруды Стайн, Эйнштейна и других важных фигур ХХ века, стала еще одним исследованием феномена знаменитости.

Фото: Santi Visalli / Getty Images

Уорхол перенес консьюмеристские символы не только в плоскость, но и в скульптуру. В 1964 году художник нанял команду столяров для создания десятков деревянных коробок. Затем, используя шелкографический станок, Уорхол создал точные реплики упаковок мыла Brillo и выставил их в галерее Stable в том же году. Несмотря на то, что Уорхол был уверен в коммерческом успехе скульптур, посетители едва ли поняли, что перед ними произведение искусства. Загадка коробок Brillo во многом положила начало полемике о том, по какому принципу мы относим тот или иной предмет к произведению искусству. «Коробки Brillo» до сих пор считаются ключевой работой поп-арта, а в 2010 году одна из коробок продалась на аукционе Christie’s за 3 млн долларов.

Фильм, который показывает 14 целующихся пар, — ранний эксперимент Уорхола с 16-миллиметровой камерой, а также один из первых фильмов, который был снят в «Фабрике». Как и в своих художественных работах, Уорхол использует классический поп-культурный образ (в данном случае голливудский), множит его и придает ему новый смысл. В то время как по старым голливудским правилам сцена с поцелуем не должна была длиться дольше 3 секунд, в «Поцелуе» на нее отводится 3,5 минуты на каждую пару, а вместо традиционных гетересексуальных пар Уорхол показывает любовь во всем ее разнообразии.

Текст: Ксюша Обуховская
Фото на обложке: Brownie Harris / Corbis via Getty Images 

Выставка «Я, Энди Уорхол» проходит до 31 октября. Если купить билеты на Яндекс.Афише, 10% от их стоимости вернутся вам обратно баллами Плюса.

Купить билеты

Источник

Настоящее имя знаменитого и одиозного американского дизайнера, художника и режиссёра, основателя поп-арта Энди Уорхола — Андрей Варгола. Он родился в 1928 году в Питтсбурге в семье русинов-эмигрантов из села Микове (в то время Словакия, а теперь украинское Закарпатье). После первой мировой его семья решила найти лучшую долю в Новом Свете — в США. В период учёбы Андрей Варгола американизировал своё имя и стал Энди Уорхол. Будучи уже великим мастером поп-арта, он доказал, что любая вещь может стать объектом искусства.

Cамые впечатляющие картины Энди Уорхола:

1

 Диптих Мэрилин (1962)

Смерть Мэрилин Монро сразила Энди Уорхола. Диптих был создан практически сразу после внезапной смерти актрисы. На каждом полотне диптиха изображено пятьдесят одинаковых изображений Мэрилин, за основу которых был взят кадр со съёмок фильма «Ниагара». Один диптих состоит из цветных портретов, второй — из тающих и исчезающих чёрно-белых портретов, как символа смерти и исчезновения из бытия прекрасного образа. Техника исполнения работы — шелкография, изобретение автора. Диптих «Мэрилин» стал культовым. Он был продан за 80 миллионов долларов и сейчас находится в британской галерее Tate.

2

 Банки супа «Кэмпбелл» (1962)

Вслед за знаменитым диптихом «Мэрилин», Уорхол создал знаковую работу на тему еды со странным названием «Супы Кэмпбел». Прежде всего, Уорхол предложил зрителю задуматься о безликости обычных товаров массового потребления. Эта новая идея получила название «поп-арт». Она твердит, что абсолютно любой предмет может стать предметом искусства, понятным для каждого человека.

Изображения банок с томатным рисовым супом (Энди Уорхол его обожал), стали «штамповаться» в больших количествах. Всего создано 32 шелкографии (51×41 см). Самый дорогой вариант банки с открывалкой ушёл за 24 миллиона долларов сразу после смерти метра поп-арта. При жизни Энди Уорхол продавал эти картины по сотне долларов за штуку. Тогда он и представить не мог, насколько изображение обычного супа будет популярным и востребованным.

3

 200 однодолларовых купюр (1962)

Этот знаменитый денежный дождь на холсте был символом большой любви к деньгам. Да кто их не любит? Энди Уорхол изображал всё, что обожал или любил. Художник переводил на кальку купюры номиналом в 1–2 доллара и затем использовал их для печати на холсте. В 2009 году эта картина ушла с аукциона за рекордно большую сумму. Изначальная стоимость лота была объявлена в размере 12 миллионов, а картину продали за $43,7 млн. В своё время Энди был абсолютно прав, когда сказал, что искусство — это прибыль, и оно отлично продаётся.

Кстати, на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья о самых красивых банкнотах в мире.

4

 Восемь Элвисов (1963)

Кому-то может показаться, что картина изображает лишь многократное фотографическое изображение знаменитого певца. Но редакция most-beauty обращает ваше внимание на то, что в этой картине есть тонкий философский подтекст. Каждый образ Элвиса — это отпечаток, и каждый последующий такой отпечаток накладывался на предыдущий. Постепенно они наслаиваются и собираются в правой части картины. Все знают, что жизнь Элвиса Пресли, культового певца, оборвалась в самом расцвете лет от употребления наркотиков. Эта картина — размышление о страхе смерти, образе жизни, славе и забвении даже самых выдающихся современников. Для картины Уорхол взял кадр из фильма, в котором снимался молодой певец. Первоначальный вариант картины предполагал 16 изображений, но Энди Уорхол оставил лишь 8, создав параллельно двойного и тройного Элвиса. В 2009 году «Восемь Элвисов» ушли к тайному покупателю за $100 млн.

5

 Бирюзовая Мэрилин (1964)

От Энди Уорхола не ускользнула ни одна значимая звезда современности. Мэрилин Монро — это символ женственности и красоты всех времён и народов. Энди тиражировал ее изображение много раз, но одним из удачных изображений является «Бирюзовая Мэрилин». Ярко-жёлтые волосы, томный взгляд, бирюзовые тени, приоткрытый рот, яркая помада на губах, призывная родинка на лице — желанный образ женщины-богини для большинства мужчин. Сегодня эта картина воспринимается совсем иначе, чем в конце 1960-х, так как современный зритель знает, какой сложной была творческая и личная жизнь актрисы, сколько душевных мук она испытывала, и каким трагическим был её конец. Этот образ окрестили своеобразной Джокондой XX века. В 2007 году этот портрет ушёл за $80 млн.

Читайте также: Самые красивые актрисы мира всех времен.

6

 Банан (1967)

Картина «Банан» стал одним из самых расхожих образов в мировой торговле. Ярко-жёлтый банан, с характерными изменениями на кожуре, словно был только что оторван от спелой банановой грозди. Этот образ можно встретить на майках, брелоках, чашках и других предметах быта. Его часто используют в своих работах фотографы и художники.

В 1967 году Уорхол продюсировал группу Velvet Underground, и решил им помочь в оформлении первого альбома. Группа пользовалась скандальной славой из-за своего репертуара. Поначалу банан был приклеен поверх ещё одного, очищенного и с явным намеком в сопроводительном тексте «Медленно сними кожуру и смотри». Этот скандальный символ стал самым узнаваемым не только среди музыкальных дисков. В этом весь Энди Уорхол. Из простого предмета он создал эпический символ, закрепив за ним особый подтекст.

Читайте также: ТОП-10 малоизвестных и немного шокирующих фактов о бананах

7

 Мао (1973)

Энди Уорхол изображал известные личности всего мира. От Елизаветы II до Ленина. Он обожал изображать политиков, в том числе и Мао Цзедуна. Одно и то же изображение Мао растиражировано в различных цветах. «Красный Мао» ушёл с молотка за 12 млн долларов анонимному азиатскому покупателю.

8

 Пистолет (1981-1982)

Лето 1968 года для Энди Уорхола выдалось непростым. Валери Соланас, его бывшая коллега, трижды выстрелила ему в живот из пистолета. Клиническая смерть, множество тяжёлых операций не сломило художника. К тому же, он не дал показания против человека, который его чуть не уложил в могилу. Этот случай наложил сильный отпечаток как на дальнейшую жизнь, так и на всё творчество Уорхола. Через четырнадцать лет было создано полотно «Пистолет», изображавшее копию того самого пистолета. Возможно, таким образом, художник пытался избавиться от страха смерти.

9

 Зебра (1983)

Картина «Зебра» входит в цикл шелкографий под названием «Вымирающие виды». Эту серию художнику заказали защитники животного мира. Существует альтернативное название этой серии — «Животные в гриме». Серия изображает 10 самых редких и исчезающих животных планеты: зебру Греви, орангутанга, амурского тигра, чёрного носорога и других животных.

Зритель видит перед собой развёрнутую голову зебры. Техника исполнения — шелкография. Тонкие красно-сине-желто-белые линии, переплетаясь создают изящный образ зебры. Картина очень динамичная, яркая и сразу привлекает к себе внимание. Можно часами рассматривать изящный узор переплетающихся линий.

10

 Красный Ленин (1987)

Знаменитая икона поп-арта. Не удивительно, что Энди Уорхол обратил свой взор на лидера русской революции, который перевернул жизнь самой огромной страны на планете. Это одна из последних картин художника. Автор очень точно подметил черты характера Ленина, выбрав именно этот образ: Ленин ещё молод, его взгляд строг, губы решительно сжаты, его можно сравнить с хищником перед броском. Лик изображён на огненно-красном фоне, как символе кровавой и беспощадной революции. Это некий штамп, икона, которая 70 лет смотрела со стен и страниц учебников когда-то великой страны СССР.

По иронии судьбы картина принадлежала одиозному и опальному российскому олигарху — Борису Березовскому. Перед смертью он продал её за 200 тыс. долларов. Ещё один вариант картины «Чёрный Ленин» был продан за 110 тысяч долларов неизвестному покупателю.

Послесловие

Энди Уорхол — великий творец, который использовал в своём творчестве философский подтекст. Он всегда приглашал зрителя подумать о жизни людей, о бытие и смерти, подчёркивал тонкую грань между популярностью и забвением.

Это были лишь некоторые самые известные картины Энди Уорхола. Ниже мы решили добавить ещё несколько из множества его работ:

Зелёные бутылки кока-колы (1962)

Расовые беспорядки (1964)

Застреленные Мэрилин (1964)

Обои с коровой (1966)

Большой электрический стул (1967)

Мона Лиза (1978)

После вечеринки (1979)

Оранжевый принц (1984)

Королевство королев (1985)

Тайная вечеря (1986)

Серия окисленных картин

На этом пока всё! Спасибо за внимание. Редакция Most-Beauty ждёт от вас комментариев о вашем отношении к творчеству Энди Уорхола.

Источник

Серия Campbell’s Soup Cans – шедевр поп-арта или маркетинговое чудо, созданное для того, чтобы примирить нас с миром потребления?

В начале 60-х годов Энди Уорхол создал цикл работ Campbell’s Soup Cans, который был выставлен в нью-йоркской галерее Ferus. Тридцать два постера с изображением одинаковых консервных банок впервые позиционировались как самое настоящее произведение искусства, а поп-арт, по сути, был признан отдельным художественным направлением, что для Америки тоже было впервые.

Поп-арт: продукт массового потребления

На той исторической выставке 9 июля 1962 года постеры с изображением консервных банок располагались в несколько рядов, что напоминало обычную полку с консервами. Несмотря на критику со стороны деятелей искусств, поп-арт начал свое победное шествие по миру. С подачи Уорхола предметы массового потребления вошли в галереи наравне с картинами, скульптурами и другими произведениями искусства. Уорхол представлял их такими, как есть, не пытаясь скрыть их рыночной стоимости. Вопреки бытующему мнению Уорхола не был пионером поп-арта. Первой работой, которой удалось утвердиться в статусе иконы нового стиля, был коллаж Ричарда Гамильтона «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?», созданный в 1956 году.

Он же (Ричард Гамильтон) дал определение новому направлению. Согласно Гамильтону, поп-арт это «нечто популярное, преходящее, расходное, недорогое, серийное, молодое, остроумное, сексуальное, бесполезное, гламурное, и Большой Бизнес».

«Хочу быть станком»

Свои работы Энди Уорхол создавал у себя в мастерской, которую называл «The Factory» («Фабрика»). При этом себя Уорхол сравнивал со станком. Для серии Campbell’s Soup Cans главный поп-артист всех времен использовал заимствованную из рекламы технику шелкографии. Индустриальную картинку Уорхол воспроизводил скрупулезно, ничего не оставляя на волю случая. Посмотрите на его знаменитые консервы повнимательнее, и вы увидите, что все 32 банки абсолютно идентичны друг другу. Хотя нет, одно явно различие между фотографическими копиями банок все-таки было: надписи «beef», «black bean», «chicken noodle», «onion» намекали на разное содержимое консервов. С легкой руки Уорхола, сына словацких эмигрантов, Campbell’s Soup перестал быть просто томатным супом и обрел вкус.

Суп цвета радуги

Через 5 лет после нью-йоркской выставки Энди Уорхол раскрасил свои знаменитые банки во все цвета радуги. В его коллекции появилась серия полихромных кричаще ярких постеров, которая стала своего рода товарным знаком художника.

Уорхол утверждал, что обожает супы Кэмпбелл и ест их ежедневно (если быть точным, ежедневно на протяжении 20 лет). Тем самым он вольно или невольно сделал рекламу продукции компании, так что нынешние маркетологи и рекламщики могут с полным правом считать Уорхола своим коллегой.

Потребление стало основой американского общества, но до появления Уорхола было просто немыслимо открыть перед ним двери музеев. Художник же стремился как раз к тому, чтобы повседневные реальные вещи стали частью мира искусства. Чтобы отразить мир, который его окружает, Уорхол, как и другие представители поп-арта, вдохновлялся рекламой, фотографиями знаменитостей и комиксами. Поп-арт если не разрушил, то, по крайней мере, поставил под сомнение представления об искусстве, как о чем-то непостижимом для понимания простого обывателя. Отныне искусство не нужно было объяснять с помощью сложных философских понятий, а вдохновение для создания арт-шедевров можно было находить в чем- угодно.

Воспоминание из детства

В интервью журналу «The face» Энди Уорхол рассказал, что его мать использовала жестяные консервные банки вместо ваз для цветов. Не владея английским, она подрабатывала уборкой и продавала цветы, которые сама делала из все тех же консервных банок и гофрированной бумаги. Может быть, его любовь к этому чисто утилитарному предмету родом из детства, в котором обычный мальчик Анджей Вархола был младшим ребенком в семье простого шахтера. Интересно, что, несмотря на бедность, родители всегда поддерживали сына, что встречается далеко не всегда, если тебе нужно просто выживать.

Прелесть консервной банки

Для серий Campbell’s Soup Can Уорхол использовал не только шелкографию, но и рукотворный рисунок. «Все предметы по-своему красивы, но не все могут это увидеть», говорил художник, который за свою жизнь успел побывать писателем, дизайнером, продюсером, кинорежиссером и издателем журналов. Консервная банка может стать вазой для цветов, логотип какой-нибудь компании можно деликатно изобразить кистью на холсте, а простой суп, который выпускают в промышленных масштабах, способен однажды превратиться в художественный тотем целого направления в искусстве. Вот такие вот чудеса поп-арта.

Понравилась статья? Больше интересного об искусстве читайте на limitika.com

Источник