Какой продукт преимущественно образуется
1
Выполнила учитель – химии МБОУ «СОШ 113» г. Казани Замальтдинова Алия Минекаримовна
2
Свойства алкенов Физические свойства алкенов закономерно изменяются в гомологическом ряду: от С 2 Н 4 до С 4 Н 8 – газы, начиная с С 5 Н 10 – жидкости, с С 18 Н 36 – твердые вещества. Алкены практически нерастворимы в воде, но хорошо растворяются в органических растворителях.
3
Свойства алкенов Алкены вступают в разнообразные реакции присоединения.
4
Свойства алкенов Галогенирование (присоединение галогенов) Присоединение галогенов по двойной связи С=С происходит легко в обычных условиях (при комнатной температуре, без катализатора). Например, быстрое обесцвечивание красно-бурой окраски раствора брома в воде (бромной воды) служит качественной реакцией на наличие двойной связи:
5
Свойства алкенов Эти реакции протекают по механизму электрофильного присоединения с гетеролитическим разрывом связей в молекуле галогена.электрофильного При нагревании до 500 °С возможно радикальное замещение атома водорода при соседнем к двойной связи атоме углерода: Еще легче происходит присоединение хлора:
6
Свойства алкенов Гидрогалогенирование (присоединение галогеноводородов ) Реакция идет по механизму электрофильного присоединения с гетеролитическим разрывом связей. Электрофилом является протон Н + в составе молекулы галогеноводорода HX (X – галоген).
7
Свойства алкенов Направление реакции присоединения галогеноводородов к алкенам несимметричного строения (например, к пропилену CH 2 =CH–СН 3 ) определяется правилом МарковниковаМарковникова В реакциях присоединения полярных молекул типа НХ к несимметричным алкенам водород присоединяется к более гидрогенизированному атому углерода при двойной связи (т.е. атому углерода, связанному с наибольшим числом атомов водорода).
8
Свойства алкенов Гидратация (присоединение воды) Гидратация происходит в присутствии минеральных кислот по механизму электрофильного присоединения:
9
Свойства алкенов В реакциях несимметричных алкенов соблюдается правило Марковникова
10
Свойства алкенов Полимеризация – реакция образования высокомолекулярного соединения (полимера) путем последовательного присоединения молекул низкомолекулярного вещества (мономера) по схеме: n M M n Число n в формуле полимера (M n ) называется степенью полимеризации.
11
Свойства алкенов Реакции окисления алкенов Строение продуктов окисления алкенов зависит от условий реакции и природы окислителя. 1. Мягкое окисление алкенов водным раствором перманганата калия приводит к образованию двухатомных спиртов (реакция Вагнера)Вагнера
12
Свойства алкенов Схема электронного баланса реакции окисления этилена раствором KMnO 4 Полное уравнение реакции: Электронный баланс:
13
2. При жестком окислении алкенов кипящим раствором KMnO 4 в кислой среде происходит полный разрыв двойной связи: Свойства алкенов
14
3. Промышленное значение имеет частичное окисление алкенов с образованием циклических оксидов, которые широко используются в органическом синтезе: Свойства алкенов
15
4. Полное окисление (горение) Свойства алкенов Газообразные гомологи алкенов образуют с воздухом взрывоопасные смеси.
16
Свойства алкенов Изомеризация алкенов Алкены вступают в реакцию изомеризации при нагревании в присутствии катализаторов (Al 2 O 3 ). Изомеризация алкенов приводит или к перемещению π– связи: или к перестройке углеродного скелета:
17
1. Какие модели соответствуют молекулам алкенов? Контрольные вопросы Ответ 1Ответ 1: А, Г Ответ 2: Б, В Ответ 3: Г Ответ 4: А, Б, Г Ответ 2 Ответ 3 Ответ 4
18
2. Назовите соединение: Контрольные вопросы Ответ 1Ответ 1: 3-метил-4-этилпентен-2 Ответ 2: 3-метил-2-этилпентен-3 Ответ 3: 3,4-диметилгексен-2 Ответ 4: 2-этил-3-метилпентен-2 Ответ 2 Ответ 3 Ответ 4
19
Контрольные вопросы 3. Сколько изомерных алкенов соответствует формуле С 4 Н 8 ? Ответ 1Ответ 1: изомеров нет Ответ 2: два Ответ 3: три Ответ 4: четыре Ответ 2 Ответ 3 Ответ 4 4. Двойная связь является сочетанием… Ответ 1: двух σ-связей Ответ 2: двух π-связей Ответ 3: одной σ-связи и одной π-связи Ответ 4: ионной связи и ковалентной связи Ответ 1 Ответ 2 Ответ 3 Ответ 4
20
Контрольные вопросы 5. Какова гибридизация атомов углерода в молекуле алкена: Ответ 1Ответ 1: 1 и 4 – sp 2, 2 и 3 – sp 3 Ответ 2: 1 и 4 – sp 3, 2 и 3 – sp 2 Ответ 3: 1 и 4 – sp 3, 2 и 3 – sp Ответ 4: 1 и 4 – не гибридизованы, 2 и 3 – sp 2 Ответ 2 Ответ 3 Ответ 4 6. Наиболее характерными реакциями алкенов являются… Ответ 1: реакции замещения Ответ 2: реакции присоединения Ответ 3: реакции разложения Ответ 1 Ответ 2 Ответ 3
21
Контрольные вопросы 7. Какой продукт преимущественно образуется при взаимодействии бромоводорода с 2-метилпропеном? Какая реакция идет против правила Марковникова:
22
9. В приведенной ниже схеме превращений этилен образуется в реакциях: Ответ 1Ответ 1: 1 и 2 Ответ 2: 1 и 3 Ответ 3: 2 и 3 Ответ 4: этилен не образуется ни в одной реакции Ответ 2 Ответ 3 Ответ Какой продукт преимущественно образуется при дегидратации спирта (СН 3 ) 3 С-ОН ?
23
Проверяем ответы:
24
Источник
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2011 год.ХИМИЯ 8 класс |
Уважаемый участник!
Олимпиада, задания которой Вам предстоит выполнить, состоит из 3 раундов: тестового, аналитического и практического. Тестовый раунд включает 8 вопросов с несколькими вариантами ответов, из которых правильным является только один. Аналитический раунд состоит из трех заданий разнообразного аналитического характера. В конце олимпиады Вам необходимо выполнить практическое задание.
Внимательно читайте условия заданий. Отвечая на вопросы и выполняя задания – не спешите, т. к. ответы не всегда очевидны и требуют применения не только химических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода.
ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХА!
Тестовый раунд
1. Элемент второго периода главной подгруппы III группы Периодической системы – это:
А) литий; Б) кальций; В) бор; Г) магний.
2. Обозначение изотопа, в ядре которого содержится 26 протонов и 30 нейтронов:
А) ; Б) ; В) ; Г) .
3. Химический элемент названный в честь России:
А) родий; Б) рутений; В) платина; Г) рений.
4. Пара химических элементов, имеющих на внешнем электронном уровне по 3 электрона:
А) Mg и Al ; Б) N и S ; В) O и S; Г) B и Al.
5. Массу молекулы, выраженную в атомных единицах массы, называют:
А) молекулярная масса; Б) относительная молекулярная масса;
В) относительная атомная масса; Г) молярная масса.
6. Какое из явлений не относится к химическим?
А) сгорание топлива ; Б) скисание молока;
В) плавление стекла; Г) ржавление железа.
7. Четыре атома фосфора обозначает запись:
А) Р4; Б) 4Р; В) 2Р2 ; Г) 4Р4.
8. Металлом является:
А) Na; Б) P; В) S; Г) C.
Аналитический раунд
Задание 1. Маленький Марат решил помочь маме полить цветы. Он взял двухлитровую банку, наполнил её водой и побежал к маме. Но мальчик так спешил, что дважды споткнулся. В первый раз из банки выплеснулось 3,01*1025 молекул воды, а во второй – 50 моль. Сколько воды осталось в банке у Марата?
Задание 2. Необходимо определить, в каких фразах говорится о химическом элементе, а в каких – о простом веществе. Верному утверждению в таблице соответствует буква. Выберите эти буквы и составьте из них фамилию учёного – естествоиспытателя. Какой закон носит имя этого учёного (приведите формулировку).
Химический элемент | Простое вещество | |
кальций необходим для роста клеток | Р | К |
азот входит в состав воздуха | М | О |
натрий входит в состав глауберовой соли | О | Е |
натрий растворяется в ртути с образованием амальгамы | И | Д |
кислород необходим для дыхания | Я | А |
хлор получают электролизом расплава поваренной соли | Л | Г |
капуста содержит около 0,08% серы | А | Б |
фтор входит в состав зубной эмали | В | Н |
Задание 3. Ученик получил задание, в котором по названиям веществ необходимо было составить их химические формулы. Выполняя это задание, он не оставил пробелы между формулами веществ, в результате чего у него получилась запись:
H2OP2O5AlO2NaH2O3CO2Na3NCОFeCl3N2К2SSiO2
1) Выделите из этой записи формулы индивидуальных веществ.
2) Подчеркните простые вещества и дайте им названия.
Практическое задание
В смеси находятся: железные опилки, медная стружка, речной песок, кристаллы поваренной соли. Предложите способ выделения этих веществ из смеси.
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2011 год.ХИМИЯ 9 класс |
Уважаемый участник!
Олимпиада, задания которой Вам предстоит выполнить, состоит из 3 раундов: тестового, аналитического и практического. Тестовый раунд включает 10 вопросов с несколькими вариантами ответов, из которых правильным является только один. Аналитический раунд состоит из четырех заданий разнообразного аналитического характера. В конце Вам предстоит выполнить практическое задание.
Внимательно читайте условия заданий. Отвечая на вопросы и выполняя задания – не спешите, т. к. ответы не всегда очевидны и требуют применения не только знаний по предмету, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода.
ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХА!
Тестовый раунд
1. Высшая и низшая степени окисления углерода равны:
А) +4 и -4; Б) +4 и 0 ; В) 0 и -4 ; Г) -4 и +4.
2. Связь в молекуле азота:
А) одинарная; Б) двойная; В) тройная; Г) полярная.
3. Оксиды, соответствующие формулам RO2 и RO3, образует:
А) азот; Б) сера; В) кремний; Г) углерод.
4. Химический элемент, в атоме которого содержится 7 протонов:
А) азот; Б) сера; В) кремний; Г) углерод.
5. В атоме кремния общее число электронов и число электронных слоев соответственно равны:
А) 16 и 3; Б) 14 и 3; В) 28 и 3; Г) 14 и 4.
6. Неметаллические свойства усиливаются в ряду:
А) В → C → N; Б) N → C → B; В)C → B → N; Г) N → B → C.
7. С разбавленной серной кислотой реагирует:
А) медь; Б) серебро; В) цинк; Г) ртуть.
8. Оксид углерода (II) проявляет свойства оксида:
А) основного; Б) амфотерного; В) кислотного; Г) несолеобразующего.
9. Расставьте коэффициенты в уравнении: Fe2O3 + C → Fe + CO2. Ответ дайте в виде суммы коэффициентов:
А) 11; Б) 12; В) 13; Г) 14.
10. Массовая доля азота в нитрате меди (II) равна:
А) 10,5%; Б) 14,9%; В) 33,2% ; Г) 44,1%.
Аналитический раунд
Задание 1. Школьник 14-16 лет во время уроков выделяет при дыхании около 20 л углекислого газа в час. Оптимальное содержание углекислого газа в воздухе 0,04% по объему. При повышении содержания CO2 до 0,1 % ухудшается внимание, возникает кашель и головная боль. В классе размером 7х12х3 м находятся 25 человек. Через какое время (часы, минуты) без проветривания воздух в классе станет малопригодным для дыхания? Расходом кислорода на дыхание можно пренебречь.
Задание 2. Выберите из приведенного списка вещества, с которыми может реагировать оксид серы (IV). Если реакции возможны, напишите для них уравнения, укажите условия, при которых они могут протекать.
Вещества: 1) NaOH, 2) H2O, 3) H2O2, 4) NO2, 5) H2S, 6) Na2SO3 , 7) Na2SO4.
Задание 3. Минерал пирит (FeS2) может гореть без доступа воздуха, если его смешать с нитратом калия (KNO3). Напишите уравнение реакции горения, если известно, что смесь прореагировала полностью, а продукты сгорания: сульфит калия, сернистый газ, оксид железа (III) и азот. Сколько % по массе пирита содержит стехиометрическая смесь
Задание 4. Напишите уравнения реакций, необходимых для осуществления следующих превращений и определите вещество Х:
Cu → CuSO4 → Cu(OН)2 → Х→ Cu(NO3)2 → CuO → Cu
Практическое задание.
В пяти склянках без этикеток содержатся растворы хлорида железа(III), сульфата железа(II), нитрата меди(II), хлорида алюминия, хлорида аммония. Предложите один реактив, с помощью которого можно установить все вещества. Составьте уравнения и укажите характерные признаки протекающих реакций, по которым устанавливается каждое из веществ.
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2011 год.ХИМИЯ 10 класс |
Уважаемый участник!
Олимпиада, задания которой Вам предстоит выполнить, состоит из 3 раундов: тестового, аналитического и практического. Тестовый раунд включает 10 вопросов с несколькими вариантами ответов, из которых правильным является только один. Аналитический раунд состоит из четырех заданий разнообразного аналитического характера. В конце Вам предстоит выполнить практическое задание.
Внимательно читайте условия заданий. Отвечая на вопросы и выполняя задания – не спешите, т. к. ответы не всегда очевидны и требуют применения не только знаний по предмету, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода.
ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХА!
Тестовый раунд
1. Газ и раствор вещества, в котором приобретает малиновую окраску фенолфталеин, образуется при взаимодействии:
А) воды с оксидом кальция;
Б) цинка с соляной кислотой;
В) воды с натрием;
Г) серной кислотой с сульфитом натрия.
2. Последовательности оксид-гидроксид-соль соответствует ряд веществ:
А) H2O – LiOH – KCN;
Б) OF2 – NaOH – PbI2;
В) P2O5 – ZnSO4 – KOH;
Г) CaO – HCl – NaOH.
3. Бромную воду не обесцвечивают вещества, указанные в паре:
А) ацетилен и этилен;
Б) этан и этилен;
В) бензол и гексан;
Г) бензол и этилен.
4. Межклассовая изомерия характерна для:
А) алканов и алкенов;
Б) алкадиенов и алкенов;
В) алкенов и циклоалканов;
Г) алканов и алкинов.
5. Для молекулярного уравнения реакции, схема которой
KMnO4 + H2SO4 + K2SO3 → K2SO4 + MnSO4 + H2O сумма коэффициентов равна:
А) 15; Б) 17; В) 19; Г) 21.
6. Какая из кислот в растворе одинаковой концентрации имеет большее значение степени диссоциации:
А) иодоводородная;
Б) сернистая;
В) сероводородная;
Г) азотистая.
7. Какой продукт преимущественно образуется при присоединении одной молекулы бромоводорода к бутадиену-1,3:
А) 3-бромбутен-1;
Б) 4-бромбутен-1;
В) 1-бромбутен-2;
Г) 3-бромбутен-2?
8. Обнаружить в растворе карбонат-ионы можно с помощью:
А) гидроксида натрия;
Б) азотной кислоты;
В) хлорида калия;
Г) лакмуса.
9. Какой объем газа выделится при растворении в избытке соляной кислоты 14 г железа:
А) 11,2 л;
Б) 8,4 л;
В) 5,6 л;
Г) 2,24 л?
10. Кальций и нитрат серебра можно использовать для осуществления реакций по схеме превращений:
А) KCl → CaCl2 → AgCl; В) CaCl2 → Cl2 → HCl;
Б) NaCl → AgCl → Ag; Г) HCl → CaCl2 → AgCl.
Аналитический раунд
Задание 1. Установите молекулярную формулу алкена, если известно, что одно и то же количество его, взаимодействуя с галогенами, образует, соответственно, или 56,5 г дихлорпроизводного, или 101 г дибромпроизводного.
Задание 2. Осуществите цепочку химических превращений. Напишите молекулярную формулу и дайте название веществу Х.
С → СО → Х ← СН4 → СО → СН3ОН
↓
СН3CI
Задание 3. Составьте уравнения четырех реакций по схеме:
→ гидроксид кальция → В
А →
→ ацетилен → С
При условии, что вещества В и С содержат в составе галоген.
Задание 4. Известный шведский химик О. Бергман вернулся в аптеку с претензиями по поводу низкого качества натриевой селитры, которую он купил у аптекаря: после нагревания она давала с кислотами какие-то бурые пары. Аптекарь, славившийся своей аккуратностью, не смог пояснить происходящее. Правильное объяснение дал его ученик Карл Шееле, ставший позднее известным химиком. Запишите уравнения реакций, которые легли в основу объяснения Карла Шееле?
Практическое задание
В пяти пронумерованных пробирках находятся разбавленные растворы следующих веществ: хлорида натрия, гидроксида бария, карбоната натрия, сульфата натрия, азотной кислоты. Предложите способ определения содержимого каждой из пробирок, не используя дополнительных реактивов. Запишите необходимые уравнения реакций.
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2011 год.ХИМИЯ 11 класс |
Уважаемый участник!
Олимпиада, задания которой Вам предстоит выполнить, состоит из 3 раундов: тестового, аналитического и практического. Тестовый раунд включает 10 вопросов с несколькими вариантами ответов, из которых правильным является только один. Аналитический раунд состоит из трех заданий разнообразного аналитического характера. В конце олимпиады Вам предстоит выполнить практическое задание.
Внимательно читайте условия заданий. Отвечая на вопросы и выполняя задания – не спешите, т. к. ответы не всегда очевидны и требуют применения не только знаний по предмету, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода.
ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХА!
Тестовый раунд
1. В уравнении реакции, схема которой KMnO4 + HCl → KCl + MnCl2 + Cl2 + H2O, коэффициент перед формулой восстановителя равен:
А) 5; Б)10; В)12; Г) 16.
2. Какой углевод в организме человека играет главную роль в энергетическом обмене?
А) фруктоза; Б) сахароза; В) крахмал; Г) глюкоза.
3. В каком соединении больше массовая доля азота?
А) метиламин; Б) анилин; В) азотная кислота; Г) этилендиамин.
4. Обнаружить в растворе карбонат-ионы можно с помощью:
А) гидроксида натрия; Б) азотной кислоты; В) хлорида калия; Г) лакмуса.
5. Какой объем газа выделится при растворении в избытке разбавленной серной кислоты 13 г хрома:
А) 11,2 л; Б) 8,4 л; В) 5,6 л; Г) 2,24 л?
6. Какое из приведенных веществ может проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства?
А) аммиак; Б) азотная кислота; В) нитрат аммония; Г) нитрат калия.
7. С 200 г 7% раствора серной кислоты может прореагировать оксид меди (II) массой:
А) 22,84 г; Б) 11,42 г; В) 5,71 г; Г) 17,14г.
8. Процессу высыхания стен, покрытых штукатуркой, приготовленной на основе гашеной извести, соответствует химическое уравнение:
А) Ca(OH)2 = CaO + H2O; Б) Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O;
В) CaO + H2O = Ca(OH)2; Г) CaO + CO2 = CaCO3.
9. Для обнаружения в составе белков остатков ароматических аминокислот используют:
А) ксантопротеиновую реакцию; Б) биуретовую реакцию;
В) реакцию этерификации; Г) реакцию гидролиза.
10. В какой последовательности восстанавливаются данные металлы при электролизе растворов их солей?
А) Au, Cu, Hg, Fe; Б) Fe, Cu, Au, Hg;
В) Fe, Cu, Hg, Au; Г) Au, Hg, Cu, Fe?
Аналитический раунд
Задание 1. Осуществите следующие превращения:
+ Cl2 + H2O t, H+ + Cl2, 500° + H2O + Cl2 +2H2O H2SO4(k),t
A → B → C → D → E → F → G → H →L
– HCl – H2O – HCl – HCl – 2HCl – 2H2O
Вещество «Е» содержит 47,06 % углерода; 6,54% водорода и 46,4% хлора, причем в молекуле «Е» один атом хлора.
а) напишите уравнения реакций;
б) напишите формулы изомеров вещества Е;
Задание 2. В 1916 году в Санкт-Петербурге было совершено громкое убийство
Григория Распутина. Но прежде, чем застрелить Распутина заговорщики попытались отравить его одним смертельно опасным ядом, в составе которого 60% калия, 18,46 % углерода и 21,54 % азота (по массе). В доме князя Феликса Юсупова Григория Распутина обильно накормили пирогами, бисквитами и пышными тортами, в которых содержался этот яд в большом количестве. не был отравлен. Какой был взят яд? Выведите формулу вещества и дайте ему название. В чём заключалась ошибка заговорщиков?
Задание 3. После обработки смеси двух сложных эфиров избытком раствора щелочи в полученном водном растворе найдены следующие вещества: глицерин, фенолят натрия, ацетат натрия и нитрат натрия. Необходимо определить формулы сложных эфиров, написать уравнения реакций и указать условия их протекания.
Практическое задание
В 9 пробирках без надписей находятся образцы следующих веществ:
· безводного сульфата меди
· аммиачной селитры
· глицерина
· 96% – й серной кислоты
· Поваренной соли
· Карбоната кальция
· Едкого кали
· Бензола
· Этилового спирта
Распознайте эти вещества только с помощью воды?
Источник